В этом номере Московского психологического журнала мы публикуем
избранные главы из книги отечественного психиатра и психотерапевта,
президента Московской
психотерапевтической академии Буянова
М.И. "Мы". В ней предпринята попытка дать обобщенный
психологический, исторический и психопатологический портрет современного
общества, приводится много примеров из богатого клинического опыта
автора и его поездок по разным странам. Подробно говорится о психиатрических
проблемах событий в Москве 23-26 октября 2002 г. и о переносе останков
Александра Дюма в Пантеон.
Съезд истеричек.
Все
или многие люди хотят выделиться: кто-то талантами, кто-то внешностью,
кто-то аферами, кто-то еще чем-то. Те, у кого обнаруживается чрезмерная
страсть обращать на себя внимание, называются истерическими личностями.
Если психологический климат в обществе таков, что быть знаменитым
некрасиво, нескромно, что надо держаться прилично, не лезть на глаза
другим, то истерички знай себе помалкивают, ищут социально полезные
дела и направляют свою энергию в безобидном направлении.
Либерализм же невозможен без культивирования, навязывания жажды
выделиться, всем внушается, что они гении, звезды, таланты, что
надо участвовать во всевозможных массовых конкурсах, которые рады
стараться организовать бизнесмены от эстрады. Чем больше народа
завлекли на конкурс, тем больше прибыль, а ради денег капиталист
пойдет на любой обман.
Вот и съезжаются юные истерички и легковерные дурехи на эти конкурсы:
уж очень им хочется стать знаменитостями.
Формально в конкурсах участвуют с 18 лет, но 90% приезжающих на
них - подростки, им главное, чтобы по телевизору показали, чтобы
заставить обратить на себя внимание.
Удачи подстерегают лишь очень немногих, у остальных разочарование,
наркотики, самоубийства, слезы, ненависть к тем, кто попал в финал,
а потом и ко всем талантливым людям: мол, я лучше вас, но вас провели
в финал, значит, дали взятку, легли под члена жюри и пр. - никто
не верит, что можно пробиться с помощью одного только таланта.
Всякий раз, когда иду на телевидение или радио, прохожу сквозь строй
подростков, рвущихся за славой. Их жаль, но они вызывают омерзение.
Люди - часть животного мира, но мы особые существа, принципиально
отличающиеся от прочих тварей, у нас есть речь, мы можем выражать
свои чувства и мысли, можем переделывать мир, лежащий вокруг нас,
познавать его. Животные пребывают на более низкой стадии развития,
они на это не способны, ибо заняты лишь поддержанием свой жизнедеятельности,
особенно размножением, мир не познают и не переделывают.
Некоторые уверяют, что, только познав низшие существа, можно понять
высшие. Я бы сказал иначе, познав кое-что из жизни низших, можем
представить, как это выглядит у высших, но не более. У животных
нет психологии в человеческом смысле - есть примитивная физиология.
Мышление у них на уровне инстинктов, а потому и не мышление вовсе.
Чувства сведены к примитивным реакциям (не случайно говорят, что
это животные чувства).
Нет, не решит зоопсихология проблемы человеческой психологии, хотя
в чем-то, быть может, и поможет.
Мы выше всех животных на Земле, ни лев, ни тигр, ни крокодил нам
не указ, они очень далеко от нас, им до нас расти миллионы лет,
если вообще можно нас догнать.
И в тоже время мы животные, особенно в начале и в конце жизни, когда
в нас больше говорит физиология, а не психология, когда наша психическая
жизнь сведена к первобытным реакциям.
Но из этого бессловесного комочка мяса, только-только появившегося
на свет, вырастает прекрасная девушка или отважный юноша.
Жизнь человеческого вида в биологическом плане мало меняется или
вообще не меняется. Древнегреческие мифы показывали жизнь 6-7 тысяч
лет назад, а словно все о нас. Зевс - самый главный греческий Бог
- был бабником, как и большинство самцов. Боги иные тоже вели себя
как люди, причем не лучшие их образцы.
В общем, что было на Земле, то переносилось людьми и на небо.
В гомеровской "Илиаде" показаны все людские страсти, полностью
сохранившиеся и в наши дни, тут ни убавить, ни прибавить. Яблоко
раздора, символизирующее человеческую зависть и соперничество, катится
и катится по планете, никого не оставляя незатронутыми этими мерзкими
чувствами. Войны из-за женщин как были, так и сохранились. И все
остальное полностью осталось.
Это и плохо, и хорошо - смотря с какой точки зрения.
Психопат - урод в эмоционально-волевом отношении. Он может быть
умным или глупым, красивым или нет, высоким или низким, рыжим или
брюнетом, иметь образование либо нет, он может быть всяким, но общее
у всех психопатов то, что у них нет нравственных задержек, они крайне
эгоистичны, себялюбивы, своевольны, делают лишь то, что нравится,
им наплевать на чужое мнение, чужие страдания, на то, что могут
кому-то доставить хлопоты, у них нет чувства вины: все виноваты
- только не они.
Психопатов в мире очень мало, они большей частью быстро рассортировываются
по тюрьмам, часто кончают жизнь самоубийством, спиваются, но шум
подымают великий, особенно если награждены талантом. Есенин, Цветаева
и многие другие поэты в жизни были отвратительными существами, которых
приличные люди старались избегать, да и кончали они так, как и положено
психопатам. Но это - великие мастера русской речи, читая их строки,
восторгаешься и страдаешь, без них невозможно представить культуру.
От одного человека, хорошо знавшего Цветаеву, я услышал такие слова
о ее сыне: когда тому было четыре-пять лет, его глаза были такими
злыми и презиравшими людей, словно ему было уже тридцать.
Таким - презирающим всех патологическим эгоистом - и вырос этот
паренек.
Что делать?
Жалеть этих людей, помогать им ради их таланта, а когда осточертело
помогать, бежать от них подальше, ибо с ними ожидает лишь нервотрепка,
хлопоты, беда и неблагодарность.
Среди известных людей много психопатов, а среди неизвестных? Наверное,
столько же, но об известных говорят многие, а неизвестные никому
не нужны и об их психопатии быстро забывают.
Психопатия - не болезнь, а болезненное состояние. Аппендицит - болезнь,
а рубец, оставшийся после операции, состояние - как и психопатия.
Потому она если не навсегда, то надолго, хотя человек и может собою
управлять, он знает, когда можно распускаться, а когда следует вести
себя благопристойно. Правда, удается ему это ненадолго.
Чем требовательнее относятся к психопату, тем лучше для общества:
либо такой субъект быстрее повесится, т.е. освободит от себя многострадальную
планету, либо будет стараться исправиться, не показывать свой безмерный
эгоизм.
Когда говорим о людях, то используем слово воспитание, а если о
животных, то дрессировка. Воспитание или дрессировка - это выработка
условных рефлексов, которые необходимы для полного приспособления
к жизни в обществе. В процессе воспитания человека учат есть, не
чавкая и не разбрасывая вокруг пищу, правильно вести себя в обществе,
улыбаться, когда надо, не показывать свое раздражение и пр.
Без воспитания человек не станет человеком, он быстро умрет или
одичает, т.е. не превратится в полноценное социальное существо.
Воспитание касается социальной сферы, хотя затрагивает и физиологическую.
Любой зверь (или почти любой) сильнее человека, но человек умнее
любого из них и хитрее. Ум спасает людей, он уменьшает их агрессивность
и все иное, чем наградила нас биологическая эволюция.
Каждое существо должно знать свое место. Место животных не рядом
с человеком. Они не равны, человек - царь, а все иные твари - его
рабы, хотя они могут быть сильнее своего повелителя.
Зверь есть зверь, его звериное начало подавить невозможно. А человек
может уменьшить в себе животные проявления, может контролировать
себя, может вести себя сдержанно и благоразумно.
Воспитания без требовательности и ограничений не бывает, однако
старые девы, параноики и извращенцы, периодически соединяющиеся
в обществах защиты животных, устраивают шумные демонстрации против
использования дрессуры для превращения диких животных в артистов
цирка: мол, то негуманно, надо дать животным полную свободу и вообще
позакрывать все цирки и зоопарки - из любви к животным, конечно.
Дураков никогда не бывает мало, врагов цивилизации тоже хватает,
никогда нельзя забывать, что около десяти процентов населения нуждаются
в помощи психиатров, они-то и объединяются в нелепые секты и группы
по их ненормальным интересам.
Деятельность цирков показала, что как не дрессируй животных, они
даже на миллиметр не приближаются к людям: каждый биологический
вид устойчив, он никогда не превратится в другой вид - такова их
доля.
Оттого и истерички постоянно присутствуют в обществе - такова наша
доля.
|