психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 12
Обложка номера
Психиатрия и психоневрология
Принципы реабилитации пациентов с системными психоневрологическими расстройствами. Михаил Буянов.
Педагогическая, психологическая и семейная реабилитация детей и подростков с системными психоневрологическими нарушениями. Михаил Буянов.
Лечение системных психоневрологических нарушений речи. Михаил Буянов.
Лечение детей и подростков с болезнью Жиля де ля Туретта и тиками. Михаил Буянов.
Лечение недержания мочи и кала. Михаил Буянов.
Лечение детей и подростков с некоторыми другими системными психоневрологическими расстройствами (психогенная кривошея, писчий спазм, диссомнии, дисрексии, онихофагии, хейломании, трихофрении). Михаил Буянов.
Психотерапия
Основные подходы и методы психотерапии.
Детская и педагогическая психология
Психическое развитие ребенка третьего года жизни. Психологические занятия с дошкольниками "цветик-семицветик" Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.
Понимание как дидактическая проблема. Евгений Коробов.
Психология здоровья
Психосоматика: определение понятия. Диагностика в психосоматике. И.Г. Малкина-Пых
Стратегии поведения при стрессе. И.Г. Малкина-Пых
Психотерапия онкологических заболеваний. И.Г. Малкина-Пых
Психология взаимоотношений полов
Кризисы брака. Секс в браке. Андрей Бабин.
Внешность и другие факторы, влияющие на любовные чувства. Евгений Пушкарев.
Общая психология
Я и НЕ Я. Сергей Ликанов.
Ритуалы перехода - трансперсональная обыденность. О.В.Краля, М.В.Лисняк.
Практика мотивации и управления персоналом
Основы технологии контекстного (скрытого ситуационного) управления. Владимир Рогатин.
Публицистика
Съезд истеричек. Михаил Буянов.
Ходоки и подстилки. Михаил Буянов.
Самодовольные дуры. Михаил Буянов.




Московский психологический журнал. №12
Ритуалы перехода - трансперсональная обыденность. О.В.Краля, М.В.Лисняк.

Краля Олег Викторович, клинический ординатор кафедры психиатрии ОГМА, член ОППЛ, участник семинаров по холотропному дыханию, ребёфингу и связному осознанному дыханию, член совета правления общественной организации "Гуманистический Институт Развития Личности "Светоч", e-mail: okralya@mail.ru

Лисняк Марина Викторовна, клинический ординатор кафедры семейной медицины ОГМА, студентка 1-го курса психологического факультета ОмГУ.

Во все времена в доиндустриальных культурах существовали особые обряды, обладающие мощнейшим психическим потенциалом и социальной значимостью - ритуалы перехода. Само понятие "ритуал перехода" было изобретено голландским антропологом Арнольдом ван Генепом (van Gennep, 1960), который доказал, что среди древних и доиндустиальных народов они были распространены практически повсеместно.



Во всех изученных культурах они соответствовали стандартной схеме, которая включала в себя три отдельные стадии: отделение, переход и включение. На стадии отделения индивида удаляли из привычного ему окружения, что приводило его в пограничное состояние "ни там, ни тут". Во время этого периода человек мог тяжело переживать потерю старого образа жизни, у него возникали беспокойство и страх утраты привычного, страх перед неожиданным и неизвестным. На этой же стадии происходило обучение неофита мифологии и космологии соответствующей культуры, определённым искусствам, требуемым в их дальнейшей жизни в группе, вырабатывались необходимые навыки и убеждения.

На следующей стадии - перехода - посвящаемые переходили от теоретического изучения мифов к мощному непосредственному переживанию изменённых состояний сознания. В различных культурах для вызывания таких состояний использовались различные вещества и приёмы: сенсорная изоляция или перегрузка, голодание, лишение сна, внушение, воздействие группы, боль, телесные увечья, предельное физическое и(или) эмоциональное напряжение, ситуации смертельной опасности, употребление психоактивных веществ.

Результатом таких обрядов становилось у прошедших испытания значительное улучшение физического и эмоционального здоровья, рост ощущения личной силы и независимости, прочные чувства глубокой связи с природой и космосом, социальной принадлежности и сплочённости. Внутренние переживания рождали в посвящаемом уверенность в том, что человек может пройти страх, боль и хаос страданий, испытать чувство полного душевного и физического уничтожения и, тем не менее, выйти из этого исцелённым, возрождённым и более сильным, нежели прежде. Это осознание в огромной степени повышает способность человека радоваться жизни и снижает страх смерти.

Третья стадия ритуала перехода - включение человека в его сообщество в новой социальной роли - роли взрослого, родителя, воина, целителя, шамана и так далее. Однако возвращающийся человек уже не совсем тот, кем он был раньше. Вследствие глубокого психологического преобразования он обретает новое, гораздо более широкое мировоззрение, обладает новыми, ранее ему неизвестными навыками и новой системой ценностей.

В настоящее время эти обряды проводятся во всех сохранившихся туземных культурах. Но только ли в них? Ритуалы крещения и венчания в христианстве, после которых человек предстаёт перед обществом в новой роли - христианина или посвящённого в таинство брака. К сожалению, подавляющее большинство людей в настоящее время выполняют эти ритуалы отдавая "дань моде", а не по зову сердца; и в результате, не имея теоретической подготовки о проведении обряда, или имея лишь поверхностное ознакомление с "технологией процесса", ни с его эзотерическим значением (1-я стадия), не имеют того благотворного переживания, который исконно вкладывался в них.

Оттого и теряется ныне "идеология народа", о которой так часто говорится - люди не владеют необходимой информацией, нет у них навыков и знаний о ритуалах перехода, их значении. И, к сожалению, очень малая часть социума задумывается о том, для чего тот или иной обряд предназначен, просто выполняют его потому, что так принято в обществе.

А насколько насыщенно ритуалами перехода было советское общество - посвящение в октябрята, затем - пионеры, комсомольцы, члены партии… И существовала опасная возможность не пройти испытания - в результате чего человек был практически отвержен обществом - он становился "тем, кто не с нами".

Однако ритуалы перехода сохранились не только в религиозной жизни и в коммунистическом прошлом. Посмотрим на профессиональное становление человека в современном обществе - сначала школа. Это один из самых больших по протяжённости ритуалов перехода в жизни современного человека. Ребёнок в течение некоторого времени отделяется от дома, обучается различным наукам и искусствам, приобретает некоторые навыки. При этом первое посещение школы у детей зачастую вызывает страх неизвестного - страх перед школой.

Затем по прохождении определённого периода времени наступает пора экзаменов - происходит вторая стадия ритуала - переход "к взрослой жизни". Она продолжается весь период экзаменов, вручения аттестата (символ их нового социального статуса) и выпускного бала. После этого наступает третья стадия - стадия включения в общество как выпускников и абитуриентов. Затем всё повторяется - отделение от только что полученного статуса, обучение, переход и включение в общество как специалист.

Кроме этого, ритуал перехода включён практически ежедневно в каждый из вышеупомянутых "больших ритуалов". Ежедневные задания, зачёты, экзамены… каждый из них может быть рассмотрен как обряд перехода с выделением каждой стадии. Также можно отметить курсовые и дипломные работы. В дальнейшем - устройство на работу, карьерный рост, профессиональное совершенствование - всё это современные вариации ритуалов перехода.

Но, помимо этой стороны жизни, существуют и другие - женитьба, семья, становление родителями, хобби, религия… Во всех этих важнейших сторонах жизни современного человека неотъемлемо присутствуют гласные или негласные древние ритуалы перехода. Достаточно вспомнить радостный крик человека : "Ура! Я стал отцом!", "Я сделал это! Теперь я руководитель этого отдела! (имею тот-то сертификат, такой-то специалист, добился успеха в спорте…)".

Но почему в наше время люди так мало это ценят? Почему вместо подготовки к ритуалу и его осознания мы сейчас видим его профанацию и пренебрежительнейшее отношение к обрядам, пусть и упрощённым, осовремененным? Почему большинство участников ритуала не проходит через то целительное состояние, обязательно присутствующее в ритуалах древних? И вместо переживания своего обновления зачастую думают "скорее бы всё это закончилось!"…

Авторы статьи считают, что из-за длительного периода материализма не только в нашей стране, но и во всём мире, отношения к древним культурам как к примитивным, а к религии - как к их отголоскам, предрассудкам; ритуалы перехода тоже рассматривались как пережитки прошлого. Кроме того, само понятие об этих ритуалах сформировалось в период "развитого материализма", и по сей день существует лишь как профессиональный термин в антропологии, мифологии и трансперсональной психологии.

И, к сожалению, из-за того гонения на необычные состояния сознания, которые были предприняты идеологией материализма и официальной медициной, даже возможность такого переживания исключили из состава переживания, а тем, кто признавался друзьям, что "я во время вручения диплома испытал необычайные ощущения" советовали обратиться в психиатрическую больницу. Именно недоверие к изменённым состояниям сознания, а также повсеместное упрощение всех ритуалов посвящения в какую - либо социальную группу привело к лишению их исконного значения и психотерапевтических свойств.

Таким образом, современные люди практически повсеместно и повседневно сталкиваются с возможностью испытать на себе целительную силу ритуалов перехода, узнать о трансперсональной реальности и её мощнейших возможностях. Но, к сожалению, большинство людей в силу всё возрастающего темпа жизни не имеют времени, а по причине воспитания - желания - переживать их, предпочитая другие ключи вхождения в изменённое состояние сознания и с другой целью - алкоголь, наркотические вещества и нехимические зависимости.

Может, в том числе и из-за неполноценных по своей структуре и насыщенности современных ритуалов перехода так много людей приходят на приём в кабинет психолога или психотерапевта с жалобами на страх неизвестного, страх своего будущего, неопределённостью того, кто они и какова их роль в обществе… Может быть, отсутствие возможности пережить социально приемлемый полноценный ритуал перехода ведёт людей в разнообразные деструктивные культы… Кто знает! Но, по мнению авторов, это весьма немаловажная причина.

Сейчас существует множество трансперсональных психотехнологий, позволяющих человеку пережить необычные состояния сознания. Они подробно описаны в трудах отечественных и зарубежных авторов. Но, наверное, стоит задуматься и о трансперсональной обыденности - ритуалах перехода, сопровождающих нас в течение всей жизни. И, возможно, стоит попробовать вернуть наиболее значимым из них ту эмоциональную и надличностную составляющую, которая была присуща им издревле.

Литература.

1.Гроф С., Гроф К. "Неистовый поиск себя", М., 2003, 354 стр.
2. Гроф С. "Психология будущего", М., 2003, 464 стр.
3. Кэмпбэлл Дж. "Тысячеликий герой", М., 1997, 384 стр.

Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология