психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 12
Обложка номера
Психиатрия и психоневрология
Принципы реабилитации пациентов с системными психоневрологическими расстройствами. Михаил Буянов.
Педагогическая, психологическая и семейная реабилитация детей и подростков с системными психоневрологическими нарушениями. Михаил Буянов.
Лечение системных психоневрологических нарушений речи. Михаил Буянов.
Лечение детей и подростков с болезнью Жиля де ля Туретта и тиками. Михаил Буянов.
Лечение недержания мочи и кала. Михаил Буянов.
Лечение детей и подростков с некоторыми другими системными психоневрологическими расстройствами (психогенная кривошея, писчий спазм, диссомнии, дисрексии, онихофагии, хейломании, трихофрении). Михаил Буянов.
Психотерапия
Основные подходы и методы психотерапии.
Детская и педагогическая психология
Психическое развитие ребенка третьего года жизни. Психологические занятия с дошкольниками "цветик-семицветик" Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.
Понимание как дидактическая проблема. Евгений Коробов.
Психология здоровья
Психосоматика: определение понятия. Диагностика в психосоматике. И.Г. Малкина-Пых
Стратегии поведения при стрессе. И.Г. Малкина-Пых
Психотерапия онкологических заболеваний. И.Г. Малкина-Пых
Психология взаимоотношений полов
Кризисы брака. Секс в браке. Андрей Бабин.
Внешность и другие факторы, влияющие на любовные чувства. Евгений Пушкарев.
Общая психология
Я и НЕ Я. Сергей Ликанов.
Ритуалы перехода - трансперсональная обыденность. О.В.Краля, М.В.Лисняк.
Практика мотивации и управления персоналом
Основы технологии контекстного (скрытого ситуационного) управления. Владимир Рогатин.
Публицистика
Съезд истеричек. Михаил Буянов.
Ходоки и подстилки. Михаил Буянов.
Самодовольные дуры. Михаил Буянов.




Московский психологический журнал. №12
Основы технологии контекстного (скрытого ситуационного) управления. Владимир Рогатин.


Рогатин Владимир Петрович.

Более четверти века занимается постановкой и решением задач в различных сферах деятельности и имеет многолетний опыт: создания программно-технических систем; организации управления;
управления инвестиционными проектами; психологического консультирования; управления персоналом.

Исполнял должности, начиная с младшего научного сотрудника НИИ до генерального директора инвестиционной компании.

Увлечения:

- математическое моделирование (наградные дипломы, публикации, изобретения);
- психология контекстного управления (авторские тренинги, публикации);
- плавание;
- история культур и религий.

Другие публикации автора по теме "Психология контекстного управления":
Рогатин В.П. Как использовать имеющийся у работников компании потенциал "креативности"?//Менеджмент сегодня. 2005. № 3.

context-management@nm.ru
(пожалуйста, не используйте вложенные файлы, т.к. может не хватить места в почтовом ящике для других писем)


Основы технологии контекстного (скрытого ситуационного) управления.

"Не печалься о том, что люди тебя не знают,
А печалься о том, что ты не знаешь людей"

Конфуций

Наверное, невозможно найти сферу человеческой жизни, где, так или иначе не используется контекстное, скрытое ситуационное, управление. При этом в зависимости от специфики, в каждой области деятельности для него имеется своё название, собственное теоретическое обоснование и "особая" методическая база. В данной работе сделана попытка на основе деятельностного подхода представить то общее для всех применений контекстного управления, что делает возможным создание "универсальной" технологии скрытого ситуационного управления.

Почему выбран деятельностный подход?

Деятельностный подход представляет собой систему методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы. В его основе лежит теория деятельности, созданная в 30-е годы прошлого века русским психологом Леонтьевым Алексеем Николаевичем.

Анализ структуры деятельности позволяет выделить в ней:

- отдельные, особенные деятельности (по критерию побуждающих их мотивов);
- действия как процессы, подчиняющиеся сознательным целям;
- операции, которые непосредственно зависят от условий достижения конкретной цели.

Важно отметить, что действия и операции имеют разное происхождение, разную динамику и разное назначение.

Происхождение действия лежит в отношениях обмена деятельностями; всякая же операция есть результат преобразования действия, его включения в другое действие и наступающей вследствие этого его автоматизации.

"Простейшей иллюстрацией этого процесса может служить формирование операций, выполнения которых требует, например, управление автомобилем. Первоначально каждая операция - например, переключение передач - формируется как действие, подчиненное именно этой цели и имеющее свою сознательную "ориентировочную основу" (П.Я.Гальперин). В дальнейшем это действие включается в другое действие, имеющее сложный операционный состав, - например, в действие "изменения режима движения автомобиля". Теперь переключение передач становится одним из способов его выполнения - операцией, его реализующей, и оно уже перестает осуществляться в качестве особого целенаправленного процесса: его цель не выделяется. Для сознания водителя переключение передач в нормальных случаях как бы вовсе не существует. Он делает другое: трогает автомобиль с места, берет крутые подъемы, ведет автомобиль накатом, останавливает его в заданном месте и т.п." [8;63-64]

Мотив в теории деятельности определяется как "опредмеченная потребность", поэтому можно сказать, что отдельная деятельность осуществляется посредством действий, направленных на удовлетворение породившей её потребности, в форме конкретных операций.

Понятие операции используется в теории деятельности для изучения относительно законченных и автоматизированных перцептивных (от лат. perteptio - восприятие), моторных, мнемических (от греч. mnemonikon - искусство запоминания) и интеллектуальных актов, входящих в состав того или иного действия. Они полностью обуславливаются условиями предметной ситуации, в которых воплощены в форме значений различные общественно выработанные схемы поведения (например, ритуалы употребления алкоголя или нормы этикета и т.п.). Как говорил Абрахам Маслоу "Судьба операций - рано или поздно становиться функцией машины".

Условия, обуславливающие операцию, являются лишь небольшой частью предметной среды, в которой она реализуется, и включают в себя только ту совокупность её элементов, которая одновременно побуждает и опосредует это автоматическое действие. Например, автоматизма в переводе рычага переключения скоростей можно добиться, как, управляя двигающейся машиной в реальности, так и осуществляя эти действия на тренажёре, главное, чтобы был предмет, двигающийся почти как настоящий рычаг и хоть немного похожий на него.

Цель действия при его "превращении" в операцию перестаёт осознаваться, выделяться, и превращается в неосознаваемое ожидание результата от его реализации. Поэтому, пока условия, обуславливающие операцию, продолжают существовать, человек будет выполнять её снова и снова до получения "ожидаемого" результата.

Например, "переключение передач" несуществующее для сознания водителя остаётся в его подсознании как "ожидание" перевода рычага переключения скоростей в определённое положение. И если водителю, ведущему с пассажиром интересную беседу, не удаётся с первого раза выполнить эту операцию, то он будет повторять её, не отводя взгляда от дороги и не теряя "нити" разговора. Пока не изменятся условия контролируемого сознанием действия, содержащего в себе эту операцию.

Например, из-за невозможности переключить скорость: автомобиль не сможет взять крутой подъём, или произойдёт заметное снижение его скорости. В этом случае произойдёт "сознательная" коррекция операционного содержания действия, не приводящего к достижению цели. В нашем примере, водитель прекратит дёргать рычаг и хотя бы посмотрит, что с ним не так.

В зависимости от происхождения в теории деятельности выделяют два вида операций: приспособительные и сознательные.

Приспособительные операции относятся к реактивному уровню реагирования. Они возникают в процессе непроизвольного подражания или приспособления к предметным условиям ситуации и характеризуются тремя особенностями: по способу регуляции они непроизвольны; по уровню отражения - изначально неосознаваемы; по динамике протекания - жёстки, регидны.

Сознательные операции возникают в ходе неоднократных повторений какого-либо действия (например, при обучении вождению автомобиля или письму), когда содержание его цели, вначале осознаваемое субъектом, занимает в строении другого, более сложного действия место условия его выполнения. Вследствие изменения места цели в структуре деятельности, сдвига цели на условие, происшедшего при автоматизации действия, данное действие превращается в сознательную операцию. По способу регуляции они произвольно контролируемы; по уровню отражения - вторично неосознаваемы (могут осознаваться при появлении затруднений в ходе их осуществления); по динамике протекания - гибки, лабильны.

Действие "задаёт" направление на цель, а операция - способ её достижения. Иными словами, действие определяет, что надо сделать, а операция - как это сделать, именно поэтому, определяя способ достижения цели, она и создаёт "контекст".


Какие разновидности непроизвольных действий существуют?

Действие, происходящее без участия сознания, называется автоматизмом (от гр. automatos - самопроизвольный), а сознательные и приспособительные операции соответственно операционными автоматизмами.

Понятие операции в теории деятельности соответствует принятому в прикладной психологии определению навыка, как действия, характеризующегося высокой степенью освоения, а также отсутствием сознательной регуляции и контроля. А понятия приспособительной и сознательной операции, соответственно, навыку исходно и вторично автоматизированному.

Бытовым эквивалентом операционного автоматизма является привычка.
"Привычка небом нам дана, замена счастия она". Помните?

Наряду с целенаправленной деятельностью, человек воспроизводит и генетически запрограммированную целеориентированную активность - инстинктивное поведение, включающее: хорошо скоординированные движения, выразительные позы и психофизиологические реакции. Всё это воспроизводится в строгой последовательности и обуславливается только условиями предметной среды, что делает его похожим на операционное поведение. Результатом действия инстинктов является удовлетворение определённой биологической потребности: репродуктивной, в пище, безопасности, воздухе и т.п.
Люди уже давно научились в профессиональных целях использовать подобное поведение животных. Например, рыбаки.

Не задолго перед рыбалкой они бросают немного корма в том месте, где она будет проходить. Его недостаточно для удовлетворения пищевой потребности у всех рыб, но хватает, чтобы запустить у большинства из них пищевой инстинктивный автоматизм. Поэтому они начинают "бросаться" на всё что хоть чем-то похоже на еду, и если в это время забросить крючок (можно даже и без наживки), то за него начнётся настоящая битва. У рыбаков это называется "прикармливанием". Кто "похоже" поступает с людьми, называют подобный приём также.

В зависимости от происхождения автоматического действия можно выделить три основные его разновидности:

- на основе сознательных операций, реализацию которых относят к функции "подсознания", автоматизмы подсознания;
- на основе приспособительных операций, приспособительные автоматизмы;
- на основе инстинктов, инстинктивные автоматизмы.

Кроме того, существует группа "надсознательных" автоматических действий, относящаяся к "творческому" способу решения нетипичных задач (см. [12]). Например, те знания, научная интерпретация которых дана в этой работе, на самом деле получены "не научным" способом.
Когда цель остаётся той же самой, а условия, в которых она дана, изменяются, тогда может и должен меняться только операционный состав действия. Но это справедливо только для автоматизмов подсознания, поскольку при определённых обстоятельствах лишь они могут осознаваться и изменяться человеком. Например, если мы сразу, не задумываясь, дали неверный ответ на какой-то вопрос, то, рассуждая вслух, нам часто удаётся найти ошибку и правильно ответить.

Что же касается других видов непроизвольного действия, то в силу иной природы они не поддаются осознанию и подобной коррекции. Более того, попытка их "осознать" обычно расстраивает само действие.

"Сороконожку спросили: "Как ты узнаешь, какой из твоих сорока ног нужно сейчас сделать шаг?". Сороконожка глубоко задумалась - и не смогла двинуться с места!" [Притча о сороконожке]

В подобных случаях, чтобы избежать потери "управляемости", наш организм "переводит" наше сознание в измененное состояние и начинает "управляться" без его участия. Этот эффект любят использовать специалисты НЛП чтобы "с порога" перевести клиента в "рабочее", управляемое, состояние. У них этот приём называется "ломкой динамического стереотипа".

Когда что-то не позволяет нам получить ожидаемый результат, а условия, обуславливающие операцию, продолжают существовать, мы будем снова и снова предпринимать попытки добиться своего.

Если они исчезнут, а потом опять возникнут, то автоматизм снова "заработает" в полную силу, даже если он и не включён в структуру того действия, которое привело к их повторному появлению.

Это связано с тем, что доступ к следам памяти облегчается при сохранении той напряженности, которая, возникая в начале любого действия, сохраняется, если оно не закончено, в соответствующих органических структурах нашего мозга около семи суток. Такое явление получило название "эффект Зейгарник".

" Шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему…". Помните?

Бюрократы уже давно научились использовать подобный эффект. Так если "дело положить под сукно" на недельку, другую, то:

- один, цель которого "довести до сведения начальства", забудет о нём сразу;
- другой, если не попадёт в это время в те же обстоятельства, которые вынудили его обратиться за помощью, может больше не вспомнить об этом деле;
- и только в том случае, если изменение обстоятельств не отразилось на желании человека добиться рассмотрения своего дела, и он будет "неустанно" напоминать бюрократу о нём, вопрос будет решён.

Этот старинный, простой и очень эффективный приём позволяет чиновникам, не тратя время и силы на выяснение сути и обстоятельств каждого из огромного множества дел, автоматически выбирать из них для рассмотрения только те, решение которых действительно актуально.

Если наше сознание "изменено", то всё происходящее фиксируется в тех областях памяти, которые в дальнейшем не будут доступны нам для сознательного анализа произошедшего. У нас от всего этого "осознаётся" только чувство дискомфорта, т.к. эмоциональная напряжённость, "след" случившегося, существует ещё некоторое время после восстановления "ясности сознания".


Как деятельностный подход связан с контекстным управлением?

Занимаясь психологическим консультированием, я обратил внимание на то, что сильное чувство дискомфорта (исключая психические проявления органических патологий) часто является результатом проявления поведенческих автоматизмов. Например:

- Человек постоянно воспроизводил имеющуюся в его опыте последовательность операций, связанных с определённым действием, но цели не достигал, ожидаемого не получал. Результат - состояние фрустрации и сопровождающая его эмоциональная напряжённость, переходящая в депрессию.

- Человек, длительное время взаимодействующий с определёнными людьми, вдруг: начинал совершать своим, отличным, способом привычные для остальных действия; стал сильно выделяться внешностью; проявлять чувства, на которые другие не способны; становился вегетарианцем и т.п. Как результат, у окружающих при его присутствии появлялось чувство тревоги, провоцирующее их на проявление конфликтного поведения. Это происходило потому, что у остальных в отношении к нему переставал "работать" автоматизм опознания, удовлетворяющий потребность в безопасности. Нарушались биологические принципы, лежащие в основе определения "своего" - "выглядит как я, чувствует как я, действует как я, имеет такие потребности как я".

Десятки тысяч лет эволюции Homo sapiens подтверждают эффективность автоматического поведения в условиях естественной среды, так как автоматизмы:

- содержат в основном успешный опыт выживания;
- выполняются значительно быстрее сознательных действий;
- отражают весь накопленный в популяции опыт;
- освобождают сознание, позволяют ему параллельно решать другие задачи;
- способны формироваться путём обучения и подражания, что требует гораздо меньше времени на приобретение опыта, чем метод проб и ошибок.

В естественной среде могут существовать только "полезные" автоматизмы, действительно увеличивающие шанс человека на выживание. Если они этого не "делают", то их носитель или погибает или теряет здоровье.

Иное дело "виртуальная" среда, формируемая по чьему-нибудь желанию.
Мы покупаем и пьём то, что не утоляет, а усиливает жажду. Покупаем и едим то, что не приносит, а отнимает здоровье. И при этом мы платим за лечение, чтобы его окончательно не потерять.
Наверное, мы делаем это не потому, что не свободны в своём "волеизъявлении", а потому, что так "все" поступают. Возможно, мы уже давно не "подчиняемся" требованиям своего тела, а только разумно следуем заданному "образцу".

"Если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно!".

Широкое вовлечение людей в "виртуальную" среду и отсутствии ограничений на её "содержание" позволяют по "желанию заказчика" образовывать у нас любую устойчивую форму непроизвольного поведения, не спрашивая нашего желания и даже не ставя нас об этом в известность. Недаром большинство героев (от франц. heros - богоподобный, достойный поклонения) фильмов, которые мы так "любим", достигают разные цели одинаковыми, "единственно правильными" способами.

Так одна из современных маркетинговых технологий "продактплейсмент" представляет собой помещение товара или услуги в самостоятельное художественное произведение: фильм, книгу, сериал, шоу - с целью продвижения этого товара или услуги, что значительно увеличивает прибыль их производителей. Западные компании только на использование этой технологии ежегодно тратят около $1 млрд.

Например, в фильме "Инопланетянин" (E.T.) пришельцу предложили попробовать конфеты Reese's Pieces. Люди, ради развлечения посмотревшие этот фильм, вдруг неожиданно стали есть гораздо больше конфет именно этого наименования, что увеличило объём их продаж на 65%! [по материалам газеты "Ведомости" от 16.07.03]

Вдруг, неожиданно мы опять выбираем президента, при предыдущем правлении которого в стране "наступил" экономический хаос и на её территории начались войны, в которых до сих пор гибнут наши родные и близкие.

Вдруг, неожиданно "партия", созданная властью менее чем за три месяца до выборов в думу, получает в ней самое большое количество мест, а сегодня, вообще, решает всё единолично на "благо народа", какого?

Вдруг, неожиданно, сильные и смелые стали слабыми и беспомощными. Вспомните шахтёров, "агрессивные" выступления которых в начале перехода к "новой экономике" привели к смене президента, а сейчас они только тихо умирают в голодовках за свою невыплаченную зарплату.

Не слишком ли часто в нашей новой "демократической" жизни стало встречаться это "вдруг, неожиданно", являющееся признаком автоматического, неосознаваемого, поведения.

Применяя деятельностный подход к анализу непроизвольного поведения человека, автору удалось создать технологию контекстной коррекции поведения, включающую в себя методы и приёмы, позволяющие в большинстве случаев:

- выделить автоматизм из структуры поведения, приводящего к дискомфорту;
- определить его природу;
- выяснить элементы предметной ситуации, обуславливающей его;
- обнаружить потребность, для удовлетворения которой он "предназначен";
- сформировать у человека соответствующий операционный контр-автоматизм, позволяющий избежать условий, "запускающих" автоматизм, приводящий к возникновению чувства сильного дискомфорта.

Опыт практического применения деятельностного подхода при психологической коррекции поведения показал его эффективность и позволил по-новому взглянуть на организацию контекстного управления поведением человека в целом. Так выяснилось, что:

- наряду с идентичными инстинктивными, у разных людей существует множество одинаковых операционных автоматизмов;
- поведение людей слишком часто определяется автоматизмами;
- большинство автоматизмов у разных людей сформировано под влиянием одной и той же культуры , поэтому в одинаковых условиях они ведут себя одинаково.

Иными словами, организуя соответствующим образом предметную среду, можно:

- добиться от большинства людей определённого одинакового не осознаваемого и не контролируемого ими поведения;
- исключить возможность проявления определенного поведения сразу у неограниченного числа людей;
- вызывать у человека определённое психическое состояние, препятствующее сознательному контролю своего и чужого поведения и тем самым увеличивать число людей, способных демонстрировать только "организованное" непроизвольное поведение.

Кроме того, оказалось, что "создать" у человека "без его ведома" автоматизм сравнительно легко, и делаем это мы. Одни неосознанно: друзья, супруги, родители, начальники и т.п. Другие сознательно: педагоги, политики, психологи, производители рекламы и т.д.

Обоснование возможности использования поведенческих автоматизмов для организации контекстного управления поведением человека, а также принципы, лежащие в основе методов подобных технологий, изложены в работе [10].


Менеджмент.

"МЕНЕДЖМЕНТ-(англ.management -управление, организация): 1) управление, вид деятельности, связанный с руководством людьми в самых разнообразных организациях; умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей; 2) область человеческого знания, помогающего осуществить функции М.; 3) определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению" [16]

Работая в службе управления персоналом многопрофильного холдинга, мне приходилось решать вопросы адаптации и ротации кадров, а также участвовать в разрешении возникающих при этом конфликтных ситуаций. Я обратил внимание на то, что часто аргументами сторон подобных конфронтаций было: "он не такой как мы", "они другие", "я не понимаю, чего он хочет", "ему не удастся у нас сделать карьеру" и т.п. При этом люди, оказавшиеся в подобной ситуации, при её возникновении часто не имели высокой "личной тревожности" или выраженных акцентуаций характера и не являлись "обладателями" невротических симптомов и т.п.

Это позволило мне предположить, что значительная часть подобных конфликтов имела "культурологическую", а не личностную природу. У людей переставал "работать" автоматизм опознания, удовлетворяющий потребность в безопасности. Нарушались биологические принципы, лежащие в основе определения "своего" - "выглядит как я, чувствует как я, действует как я, имеет такие потребности как я". Как результат, у окружающих при присутствии "другого" появлялось чувство тревоги, провоцирующее их на проявление "разнообразного" конфликтного поведения.

Участники конфронтации не отличались своим внешним видом, имели сравнимый уровень развития "общей культуры", опыт работы по найму, обладали подтверждённой компетенцией и схожими профессиональными навыками. Поэтому я предположил, что дело в особенностях их способов осуществления совместной деятельности.

Надо отметить, что, несмотря на широкое использование термина "совместная деятельность" его однозначного научного определения не существует. Так, например, Дж. Рассел, автор книги "Рекламные процедуры Клеппнера", интерпретирует это понятие как процесс обмена информацией между участниками деятельности. Л.И. Уманский как решение одной "общей" задачи [15].

Возможно, определение совместной деятельности как деятельности более чем одного индивида наиболее приемлемо, поскольку оно в этом смысле соответствует понятию корпоративная (от.ср.лат. corporation - объединение, сообщество) деятельность. И при этом её навыки могут быть включены в определение термина "корпоративная культура".

В ходе анализа поведения участников конфликтов, проведённого мной с применением методов технологии контекстной коррекции, были выявлены условия, обуславливающие проявление особенностей в их способах осуществления совместной деятельности. Оказалось, что основным условием был способ распределения рабочей нагрузки.

Так один из них, условно названный мною "все делают всё", предполагал пассивное участие работника в распределении: он формально не мог отказаться от задания руководителя, а степень "загруженности" определялась по проявлению в его поведении "явно-принятых признаков неспособности" справиться с большим. При таком способе автоматически "диагностируется" лояльность работника. Высокая - не позволяет ему сказать нет; низкая - заставляет "необоснованно" (ссылаясь на 8-часовой рабочий день, на меньшую загруженность других и т.п.) отказываться.

От "низко" лояльных со временем стараются избавиться. Те, кто действительно работал на пределе, со временем мог "сгореть", заболеть и тоже потерять работу. Здоровыми и "ценимыми" оставались работники, которые умели демонстрировать "свою перегруженность делами" при фактической "недогруженности" (например, "явно боясь не успеть" быстро перемещались по коридорам; приходили на работу первыми, уходили последними, их столы всегда были завалены "невыполненными" делами и т.п.).  

Этот "особый" навык также позволял им иметь некий резерв на случай любого неожиданного (но не редкого) прямого поручения высокого руководства. Отказаться от него в принципе невозможно, но этот "особый" навык часто давал возможность быстро и успешно справиться с ним без "ущерба основной работе", что только усиливало мнение о них как о "ценных кадрах". Причём этот обусловленный способом распределения автоматизм формировался "естественным путём", неосознанно, и его "обладатели" даже не подозревали "что он у них есть".

Поскольку любое действие, совершаемое в реальном пространстве, относится к явлению действительности и является элементом предметной среды, то оно может выступать как условие, обуславливающее проявление автоматизма. Иными словами, навыки совместной деятельности зависели от того, какой из способов распределения нагрузки использовался в момент их формирования. При этом сами навыки являлись исходно автоматизированными, т.е. "образовывались" так же как приспособительные автоматизмы, без участия сознания.

Поскольку существует всего три способа распределения нагрузки, и в рамках устоявшейся групповой деятельности они практически не меняются, то и всё разнообразие индивидуальных навыков совместной деятельности ориентировано в основном на один из них. Более того, оказалось, что многие из них взаимосвязаны. Что позволяет предположить не только их системность, но и наличие некоей, возможно более "общей", чем у каждого конкретного навыка, потребности, выступающей в качестве системообразующего фактора.

Возможно под "влиянием" каждого из трёх способов распределения нагрузки формируется определённый вид культуры (совокупность взаимосвязанных навыков) совместной деятельности.
Было замечено, что "ориентация" на определённый способ распределения "нагрузки" проявлялась независимо от формы организации совместной деятельности. Например, в выборе спортивных занятий люди, "ориентированные" на взаимодействие, предпочитали групповые виды спорта, "ориентированные" на индивидуальное участие в совместной деятельности - спортивные единоборства.

Основной моей задачей в работе по развитию персонала было "использование особенностей и свойств корпоративной культуры организации в качестве ресурса её развития". Обнаруженная зависимость индивидуальных навыков совместной деятельности от способа распределения нагрузки сделала реальным её практическое решение. Так "знание" вида культуры совместной деятельности, к которому "принадлежала" та или иная группа персонала, значительно повышало эффективность любой формы управления ею. Что, например, позволяло ускорять адаптацию новых сотрудников, уменьшать текучесть кадров, снижать затраты на обучение при одновременном повышении его качества, сделать работу с резервом и программы стимулирования персонала действительно эффективными и т.п. и т.д.

Оказалось, что культура совместной деятельности не только определяла способы взаимодействия её носителей, но и задавала контекст действиям по управлению ими: принятия решения, проведения рабочих совещаний, контроля исполнительской деятельности и т.п. Это позволило мне реализовать принципы контекстного управления в практике управления персоналом.

Более того, если формальным результатом совместной деятельности являлось достижение "предметной" цели, то "продуктом" культуры, эту деятельность опосредующей, являлось не только повышение уровня развития группы, но и личностный "рост" её членов. При этом характер происходивших с участниками совместной деятельности социально-психологических изменений определялся видом, особенностью той культуры совместной деятельности, "носителями" которой они являлись.

Возможно, именно определённость совокупностей навыков совместной деятельности, их зависимость от способа распределения "рабочей нагрузки", лежит в основе так называемых "деятельностных феноменов".

Подобные навыки относятся к третьему, глубинному уровню организационной культуры (по Э.Шайну), и представляют собой бессознательно реализуемые формы поведения. Поэтому для практической работы с ними была разработана функциональная импликативная модель процесса их формирования, которая позволяла в режиме имитации определять связь того или иного навыка со способом распределения "рабочей нагрузки".

На основе опыта использования этой модели был создан тренинг "Контекстное управление персоналом". Его участники к концу занятий могли самостоятельно не только выделять из структуры конкретного "организационного" поведения автоматизмы, относящиеся к той или иной культуре совместной деятельности, но и прогнозировать развитие любой ситуации, на которую она влияет, а значит, и организовывать "соответствующее поведение".

Так одним это позволило по новому интерпретировать результаты эксперимента, который провёл К.Левин в 1939 году, и которые легли в основу теории стилей руководства. Другим (женской части одной из учебной групп), определить какой тип культуры совместной деятельности "предрасполагает" к сексуальным домогательствам со стороны руководства, а при каком они чаще "достигают результата".

Возможно, деятельностный подход к контекстному управлению, основанный на использования поведенческих автоматизмов людей, в т.ч. и навыков "совместной деятельности", со временем преобразуется в "деятельностную" парадигму управления персоналом. По крайней мере, он единственный позволяет добиться, кроме системности, контекстуального единства всех схем, приёмов и методов, используемых в управлении. Аналогов этому в современном кадровом менеджменте нет.

Психология.

"Когда я характеризую деятельность, я тем самым перехожу к существенным особенностям личности".
А.Н.Леонтьев

В случае, если "сработавшие" автоматизмы не позволили нам "найти выход" в неожиданной или опасной критической ситуации, сопровождающейся сильными эмоциональными переживаниями, то у нас формируется особое эмоциональное состояние, называемое аффект (от лат. affectus - душевное волнение, страсть), призванное "пометить" эту ситуацию, чтобы избежать её в дальнейшем. Оно проявляется в "ярко" выраженных двигательных и органических реакциях и приводит к затормаживанию всех других психических процессов.

На основе пережитых аффектов у нас формируются особые "аффективные комплексы", часто называемые просто "комплексы", которые запускаются без осознания вызвавших их причин, при столкновении даже с отдельными элементами ситуации, спровоцировавшей аффект. При их проявлении, в отличие от автоматизмов, обуславливающие поведение условия запускают сильные "эмоции", переживания, а не определённые двигательные реакции.

Комплексы имеют иную, более древнюю "природу", и выполняют не приспособительную, "завязанную" на удовлетворение потребностей, функцию как поведенческие автоматизмы, а предупредительную функцию. " … которая выражается в том, что аффект накапливается, складывается, фиксируется в виде аффективного знака объектов или ситуаций, при этом фиксируется очень быстро (не нужно повторений), не так, как навыки (это особая вещь, особый род фиксаций)… аффекты как бы метят данную ситуацию... Таким образом, хотя аффекты возникают постфактум, но они опережают что? Дальнейший опыт! Поэтому… термин "аффективная метка", которую получает вещь или ситуация… - термин меткий, хорошо характеризующий, в чём суть дела... Предупредительная функция через следообразование, через образование аффективных следов" [9;465-466]

"Обжегшись на молоке, дуют на воду ". Помните?

Согласно представлениям З.Фрейда, невротические симптомы - это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен - и тогда "болезнь" лишится своей причины. Так осознание обстоятельств, приведших к формированию аффективного комплекса, может привести к "выздоровлению".

Если постоянно "запускающееся" непроизвольное действие, за исключением автоматизмов подсознания, своей "цели" так и не достигло, то у нас возникает состояние фрустрации (от лат. frustratio - тщетное ожидание). Оно проявляется в переживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии.

Ситуация "не типичная задача", сама невозможность завершить постоянно "запускающееся" непроизвольное действие выступает в роли обуславливающего условия для целого ряда автоматизмов.

Прежде всего, для группы подсознательных автоматизмов "кто виноват?" сформировавшихся у нас ещё в детстве: дело во мне; виноваты другие люди; причина в "непреодолимых обстоятельствах" (быт, мораль, природа и т.д.). Они предназначены для автоматической коррекции поведения на основе осознания обстоятельств, приведших к возникновению подобной ситуации, что и происходит в случае подсознательных автоматизмов. Их срабатывание при невозможности этого осознания только усугубляет состояние фрустрации. Подобное поведение может лежать в основе функциональных расстройств высшей нервной деятельности, названных неврозами, соответственно: неврастении, истерии, неврозов навязчивых состояний. [Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: ЛГУ, 1960.]

Параллельно срабатывает один из приспособительных автоматизмов, приводящих к "психологической компенсации" реальных обстоятельств, вызвавших состояние фрустрации, и значительно снижающий "напряженность", возникшую в начале действия, которое не может быть завершено естественным образом. В психотерапии подобные формы непроизвольного "защитного" поведения называют "психологическими защитами". Например:

- рационализация (объяснение неадекватного поведения ложными мотивами);
- аутизм (самозамыкание, "уход" от восприятия обстоятельств, приведших к фрустрации);
- репрессия (подавление желаний, отказ от "потребности" удовлетворяемой с помощью автоматизма, "вызвавшего" фрустрацию).

При деятельностном подходе к психологической коррекции поведения выявление подобных автоматизмов в неадекватном поведении человека часто позволяет обнаружить и обстоятельства, обуславливающие их.

Почему-то, например, в психоанализе, одна из психологических защит, сублимация (переключение поведения с неудачной деятельности на новую), считается единственно эффективным способом выхода из состояния фрустрации. "Появление у пациента более высоких интересов или широкого кругозора, через расширение интересов или перспективы, приводит к потере безотлагательности неразрешимой ранее проблемы. Она не решалась логически и в присущих ей терминах, но исчезала, когда сопоставлялась с новыми и более сильными жизненными убеждениями". [К. Юнг,1975]

Вряд только смена деятельности поможет человеку, у которого муж-алкоголик или жена-стерва. Если, конечно, переключение на другую деятельность не сопровождается сменой окружающей предметной среды, приводящей к "разрушению" условий, обуславливающих автоматизм, приведший к фрустрации.

В этой связи хочется отметить, что существующие школы психотерапии применяют в своей практике большей частью не научные приёмы и методы (позволяющие получать одинаковый результат в одинаковых условиях, не зависимо от исполнителя), а скорее элементы искусства, где всё зависит от личности "творца". Причём, "…искусства столь же древнего, как и сама цивилизация, с его методами, столь же разнообразными, как человеческая изобретательность и глупость" [Ф.Перлз. Практика гештальт-терапии. М., 2001.].

Наверное, поэтому в психотерапии существует 12 разных направлений и около 250 школ [10]. И возможно, поэтому, по статистике, эффективность различных школ примерно одинакова и составляет в среднем 55%.

Обстоятельства, делающие невозможным завершить постоянно "запускающееся" непроизвольное действие, обуславливают у человека и соответствующие инстинктивные формы поведения.
В природе существует всего два инстинктивных автоматизма, позволяющих живому организму выйти из фрустрации:

- "агрессия" или нападение, разрушающее условия, обуславливающие автоматизм, приведший к фрустрации;
- "исход" или бегство, дающее возможность "покинуть" эти условия (см. аффективная метка).

Какой из этих двух автоматизмов сработает у Вас, определяется только "сильным" или "слабым" типом Вашей нервной системы. [4]

Проявление автоматизмов, имеющих в своей основе физиологически закреплённый успешный опыт десятков тысяч поколений по избеганию состояния "фрустрации", в нашей "культурной" жизни считается антиобщественным и подавляется "цивилизованными" методами. Если все "покинут территорию" то кого же "использовать". Не говоря уже о том, что произойдёт, если многие из нас активно начнут противиться "принуждению" со стороны "людей", которые себе это могут "позволить".

Подобные традиции "цивилизации" существуют с незапамятных времён, когда было сколько угодно свободной земли, а людям ещё не "грозило перенаселение и нехватка продовольствия".
Насколько большую роль в нашей жизни играет непроизвольное поведение, "говорят" следующие цитаты: "...большая часть нашей жизни определяется бессознательным" - Милтон Эриксон; "Жизнь обычного человека - всего лишь сон" - Г.И.Гурджиев.

Насколько важны в нашей жизни автоматизмы, можно судить по знакомому большинству выражению: "от судьбы не уйдёшь".

Любой автоматизм предназначен для срабатывания в типичной, часто повторяющейся, ситуации. Возможно, когда человек слишком часто попадает в определённые типичные ситуации, в его поведении закрепляется определяемый ими способ поведения как наиболее универсальный, "сливающийся" с его личностью, становящийся "смыслообразующим" в его поведении.

Можно предположить, что мы пытаемся использовать его и при попадании в новую, нестандартную ситуацию. И когда он не достигает ожидаемого, привычного, а ситуаций, где мы непроизвольно пытаемся его применить, становится всё больше и больше, у нас создаётся впечатление, что "судьба ведёт за собой того, кто следует за ней, и тащит, кто сопротивляется". Помните?

В пользу такой интерпретации понятия "судьбы" выступает его определение, присутствующее в нашем совокупном семантическом языковом знании: "Судьба - 1.Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий. 2. Доля, участь…"[13]. А также в знании, закреплённом в текстах:

- Древнегреческий учёный Аристотель в своих философских рассуждениях о природе вещей для обозначения судьбы использовал слово "tyche" также обозначающее случай.
- Древнеримская богиня судьбы Фортуна это ещё и символ случая (удачного). Наверное, поэтому она изображается как юная женщина, пытающаяся удержаться на шаре с завязанными глазами.

Человек начинает задумываться о ценности и смысле жизни, когда, случайно попадая в новую ситуацию, его "смыслообразующий" автоматизм не позволяет ему "справиться с ней". Зигмунд Фрейд в своём письме к принцессе Бонапарт пишет: "Когда кто-то спрашивает о смысле или ценности жизни - он болен".

"Именно посредством своих действий люди преимущественно создают средовые условия, в свою очередь, влияющие на их поведение".
A. Бандура (1977)

Магия.

"Что касается человека, то здесь всё не так просто, как кажется ... на самом деле, всё гораздо проще".
Р. Минвалеев

"Что внутри - то и снаружи".
Гермес Триждывеликий

В этимологическом словаре Фасмера магия определяется как производное слова "маг" (от лат. magus, которое восходит через греч. mЈgoj к др. - перс. magu). "Magu" это жрец храма Огня в практике зороастризма. В его обязанности, помимо "обслуживания" ритуалов входило и предсказание будущего.

"…большинство современных антропологов и историков религии склонны полагать, что магия и религия - явления одного порядка … Разница в том, что магия обладает более безличной и механистической формой, и главный упор в ней делается на технике" [21;292]

"Культ имеет самостоятельные источники своего происхождения. Он непосредственно и гораздо ближе связан с инстинктами" [Сидоров А.С. Знахарство, колдовство и порча у народа Коми.- СПб.: Алетейя, 1997; 20]

Возможно, магия и религия отличаются ещё и тем, что первая обслуживает интересы конкретных людей, а вторая обезличенной социальной группы. 

Почему же считается, что любой из нас, "механически" применяя магические приёмы, сможет получить результат?

Существует заблуждение, что раз наш вид назван "человек разумный", то наше поведение полностью контролируется сознанием. Но это далеко не так.

Сознание, является лишь результатом функционирования определённой области нашего головного мозга, формирующейся в филогенезе и онтогенезе самой последней. Эта органическая структура, как и любая другая часть нашего тела, нуждается в "энергии" и "пище", которая доставляется ей кровью. У человека весом 70 килограмм ёмкость кровеносной системы около 48 литров, а крови около 5 литров. Помните?

В течение минуты кровь совершает в спокойном состоянии около 3-х полных "кругооборотов". Как Вы полагаете, "кто" решает, что в данный момент обеспечивать "необходимым", а что держать в "спящем режиме"? Явно не сознание. В этом легко убедиться, попытавшись после сытного обеда порешать математические задачки.

Наш организм представляет собой систему, в основе самоуправления которой лежит принцип "гомеостаза". Это значит, что его функционирование основано на обусловленных нашей физиологией "автоматизмах". Сознание способно лишь управлять нашей скелетной мускулатурой, т.к. как оно "сформировано" с её участием. Любые попытки использовать им эту способность для вмешательства в автоматически регулируемые "внутренние" процессы, так же "автоматически" приводят к его отключению. Например:

- Длительная речь (произнесение вслух заклинаний, молитв, мантр), "сдавливание" грудной клетки вследствие поднятия рук ("вознесение" их в молитве, удержания над головой портрета вождя и т.п.), попытки ограничить поступления кислорода из воздуха (искусственно увеличивая время выдоха, дыша в пакет и т.п.). Всё это нарушает работу "дыхательного центра" и приводит к переводу сознания "в изменённое состояние".

- Попытка с помощью глазных мышц длительно удерживать взгляд в некоторой точке (на острие ножа, кончике пера), тоже завершается этим. Т.к. нарушает "автоматическое" движение глазного яблока, т.н. "саккады", осуществляемые с частотой около 50 раз в секунду. Этот эффект усиливается, если точка транслируется по телевизору с частотой развёртки кадров менее 65 гц, как, например, при телегипнозе, проведённом Кашпировским "над всей страной" перед началом реформ. Помните?

Любые серьёзные изменения "гомеостаза", чашечка кофе или звук выстрела, приводят к такому же результату. Это же происходит и при смене внутренних и внешних ритмов. При смене активности полушарий, у нас есть 15 минут, чтобы "забыться". Мы спим, когда наступает темнота (выработка серотонина, гормона радости, при этом снижается, а мелатанина, его производного, гормона сна, повышается). Полная луна недаром сопутствует влюблённым, ведь в это время очень сильно возрастает "возбуждение". По этой же причине она провоцирует и обострения психических заболеваний (начинают бродить лунатики). Похожий эффект имеет и приход весны (достаточно посмотреть заседания нашей думы в этот период).

Недаром проведение ритуалов, обрядов и религиозных служб раньше были привязаны не ко времени суток, а к определённым положениям солнца и луны. Так, например, исламский обряд намаза в зависимости от этого совершают 5 раз в сутки.

О том, что происходит при попытке вмешательства сознания в "действия" приспособительных и инстинктивных "автоматизмов" мы говори раньше.

Магия ориентирована на "механическое" применение своих приёмов, т.к. они основаны на использовании психофизиологических особенностей животных, в т.ч. и человека, и поэтому их "безотказное" действие практически не надо корректировать.

Основной целью магии является использование потенциала человека, проявляющегося в условиях изменённого состояния сознания для:

- его излечения, в т.ч. и "духовного";
- повышения его боевых качеств в сражении (русский дух);
- формирования "временной перспективы", уверенности в "завтрашнем дне";
- "обучения" родовой традиции и т.п.

В магических приёмах широко используется речь, т.к. она не только способствует вхождению в транс и его наведению, но и содержит в себе "программу" нужного поведения. Недаром слово кудесник происходит от древнерусского кудеса "чары, колдовство" (позже его звуковой облик изменился: стало чудеса); древняя основа, к которой восходит слово куда (чудо), связано с обозначениями восприятия речи - "замечать, внимать, слушать" (ср. также родственное слово чуять). В древнерусском языке было еще одно слово со значением "колдун, ведун, знахарь" - балий (оно означало также "врач, лекарь"). По происхождению балий связано с древнерусск. баяти, "говорить, рассказывать; заговаривать, лечить"; к баяти восходит слово басня (ср. пети - песнь, баяти - баснь)". [18]

Особо стоит остановиться на предсказаниях "судьбы".

Прежде всего, стоит исключить приёмы, позволяющие "программировать" поведение, например, гороскопы. Вот несколько строк одного из них: "…многие будут стремиться к укреплению своего положения в обществе…если проявят активность и настойчивость, у них появятся хорошие возможности для карьерного роста…".

Далее, следует убрать приёмы, основанные на даче "тёмных и загадочных" пророчеств, позволяющие за счёт двусмысленности выражений добиваться "соответствия" ответа любому исходу события, будет ли он благоприятен, или неблагоприятен для вопрошавшего.

Жертвой такого предсказания стал Крез, царь Лидии. На его вопрос "Что будет, если он начнёт войну?" Дельфийский оракул устами пифии ответил: "Крез, Галис перейдя, великое царство разрушит". Когда Крез после поражения публично выразил сомнение в правдивости предсказаний оракула, то получил от его жрецов ответ: "Мы же предсказали, что великое царство Лидия будет погублено в результате заносчивости Креза, так и случилось. Надо слушать, что тебе говорят, а не то, что хочешь услышать".

Таким образом, остаются предсказания, основанные на знании проявлений "автоматизмов".
Зная, как ведёт себя человек в ситуации стресса (сильным или слабым типом нервной системы он обладает), можно с уверенностью предсказать его поведение. Например, в бою: кто от чарки водки (тест на стресс) лицом краснеет - будет охотнее сражаться; тот, кто белеет - охотнее убежит с поля боя. Это знание использовали Цезарь и Пётр I при наборе своих "непобедимых" солдат.

В норме женские критические дни приходятся на 3-ю фазу лунного цикла, поэтому можно предвидеть поведение большинства женщин в этот период: на работе - упадёт производительность и возрастёт брак; дома - будет раздражаться и скандалить по мелочам. Это знание использовали в древности для определения дня свадьбы (рождение семьи при "рождении луны";1-я фаза лунного цикла благоприятна для зачатия).

Поскольку в "изменённом состоянии сознания" человек не "фильтрует" информацию, то гораздо легче выявить и случаи, а значит и конкретные обстоятельства проявления его "универсального смыслообразующего" автоматизма. Зная, "как", нетрудно дополнить предсказания и тем "что" может произойти в его будущем.

"Есть только один вид Магии - это ДЕЙСТВИЕ".
Г.И. Гурджиев




Культура.

"Судьбу сверяешь по звезде -
Ей все равно, кто ты и где..."

Сверчок из к-ф "Приключения Буратино"

История знает много примеров формирования у людей определённого "автоматического" поведения с целью его дальнейшего использования. Так около двух тысяч лет назад "цивилизованное" общество нашло эффективный способ подавления инстинктивного автоматизма агрессии человека, путём "образования" у него соответствующего приспособительного контр-автоматизма, препятствовавшего проявлению форм активного сопротивления принуждению со стороны "себе подобных". Для этого использовался метод "вынужденного научения" на основе подражания значимому виртуальному, но не способному существовать в реальности, нормативному образцу, демонстрирующему "полное" непротивление людскому насилию.

"Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку". Помните?

Кстати значимым этот образец делала его "аффективная метка" - результат определённых ритуальных действий.

В наше время подобные автоматизмы формируется с использованием "передовых технологий" уже без участия религии. Возможно, поэтому некоторые "высоко развитые" государства в вопросах формирования "общественно полезного" поведения отказываются не только от официальной поддержки, но и от неофициальной защиты "монополии на души", какой-либо отдельной конфессии. Так нынешний "идеал" западной культуры очень терпим к проявлениям разных религий на своей территории, в отличие, например, от Великой Римской Империи, "образца" своего времени. "Исключительное конфессиональное многообразие характерно для США, где зарегистрировано 260 церквей (точнее, деноминаций), в том числе 86 из них насчитывают свыше 50 тыс. последователей" [Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. М.: Наука, 1986; 115]

И, наверное, поэтому сегодня у людей можно наблюдать те же самые проявления "выученной" поведенческой формы "непротивления насилию", как и тысячи лет назад.

Сталкиваясь с проявлением насилия со стороны других людей, современный цивилизованный человек настолько часто демонстрирует свою полную беспомощность, что общество не только было вынуждено признать существование этого явления, но и даже дать ему научное название "социальный феномен выученного бездействия". По словарю "феномен" - необъяснимый, загадочный!?

В этой связи уместно привести определение ценности "духовной", данное К.Левиным. "Ценности оказывают влияние на поведение, но не имеют характера цели (т.е. силового поля). Например, индивид не пытается "достичь" ценности честности, но честность "руководит" его поведением... верным будет сказать, что ценности определяют то, какие типы деятельности имеют положительную, а какие отрицательную валентность для индивида в данной ситуации… ценности не являются силовыми полями, но они "наводят" силовые поля" [6; 62]

Если провести аналогию с понятиями теории деятельности, то можно сказать, что "общественно ценный" способ выполнения действия наводит "силовое поле", делающее выполняемое индивидом в данной ситуации действие "моральным" и "нравственным".

Не только общественные институты и религия формируют у людей "общественно ценное поведение", но и мы с Вами, "следуя программе", участвуем в этом. Вот как, например, происходит процесс закрепления в поведении "цивилизованного" человека "стремления быть хорошим".

"Пока ребенка не отравил яд цивилизации, он не сравнивает себя с другими и мало интересуется тем, как они оценят его: он знает, что он естественен и прекрасен. Посмотрите: он безусловно положительно относится к себе, и родителям придется много потрудиться, чтобы внушить ему, что он бывает "плохой". Зачем? А чтобы слушался. И вот ребенку раз за разом бьют по здоровой еще душе (лишают любви, колют злостью и ударяют ненавистью) до тех пор, пока он не почувствует боль, пока в душе его не появляется рана. Теперь родители удовлетворены. Теперь, когда надо от ребенка чего-то добиться, достаточно стукнуть его по душевной ране ("Ты плохой!"), и он, дергаясь, подчиняется" [Козлов Н. Как относиться к себе и людям. Практическая психология на каждый день. М.: Новая школа, 1994; 67]

"Если вы видите в любой конкретной ситуации только то, что видят все остальные, вы можете считать себя не представителем своей культуры, а её жертвой".
С.И. Хайакава

Бизнес.

" Преступник - это персона с инстинктами хищника, которая не имеет основного капитала, чтобы открыть свой бизнес".
Роберт У. Кент

Даниэль Канеман из Принстонского университета был удостоен в 2002 году нобелевской премии по экономике за "…применение психологической методики в экономической науке, в особенности - при исследовании человеческого фактора и принятия решений в условиях неопределенности".

Шведская Королевская Академия отметила достижения американо-израильского лауреата за опровержение всеобщего предположения о том, что процесс принятия решений в экономике рационален. Главный вывод "психолога-экономиста" состоит в том, что представление о Homo economics, который действует рационально, не имеет ничего общего с реальностью. Господин Канеман установил, что в ситуациях экономической неопределенности действия людей часто противоречат не только стандартной экономической теории и теории вероятности, но даже здравому смыслу. А если учесть, что наиболее эффективными при экономическом прогнозировании считаются методы, созданные на основе "теории хаоса", то можно представить, как часто в экономике принимаются действительно рациональные решения. [По матералам www.princeton.edu, www.worldeconomy.ru]

Если не "особая рациональность мышления" то, что же делает богатых людей успешными в денежных делах?

Считается, что в основе общественной морали лежит принцип, изложенный Марком Аврелием: "Поступай с людьми так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой". Эта поведенческая форма обладает признаками приспособительного автоматизма: воспроизводится неосознанно, не поддаётся самостоятельной коррекции и не связана с удовлетворением биологической потребности человека. Большинство из нас именно так и поступает, непроизвольно удовлетворяясь своим незавидным экономическим положением, часто теряя здоровье, но при этом сохраняя "душевное равновесие". Достаточно вспомнить россиян, которые умерли, пытаясь "легитимной" голодовкой "выпросить" у хозяев свою невыплаченную зарплату.

Но попробуйте найти хоть одного успешного бизнесмена, ведущего свои дела именно так! Какой удачливый торговец, способный "впарить" Вам втридорога ненужную вещь (это тоже "маркетинг"), захочет, чтобы с ним поступили также?

Хотя теория "прибавочной стоимости" К.Маркса сегодня терпит неудачу, его тезис "о преступном происхождении крупного капитала", наоборот, постоянно находит своё подтверждение в реальности, в т.ч. и российской. Причём преступления, не в смысле доказанного нарушения закона ("Где нет закона, нет и преступления" Помните?), а совершения "злого деяния", т.е. действия, на которое "добрый" и "хороший" человек просто не способен. При этом способ, делающий богатых успешными в денежных делах, также непроизволен, не осознаваем ими, как и наш. Возможно, поэтому многие из них действительно искренне не сомневаются в своей "человеческой порядочности", впрочем, как и большинство уголовных преступников, привыкших убивать и насиловать.

Стремление же обычных людей переступить через "себя" часто приводит к утрате ими своего "человеческого начала": "…американцы - прекраснейшие люди, но есть один момент, который их очень задевает. Вы не должны говорить им, что они трупы" [Ф. Перлз. Предисловие к книге Э. Шострома "Анти-Карнеги"]

"Воскреснуть могут лишь мертвые. Живым труднее" [С.Лец]

Одевшись в волчью шкуру и научившись выть по-волчьи, всё равно не станешь хищником с инстинктами убийцы, как бы этого не хотелось!

Возможно, поэтому, несмотря на все усилия, нам так и не удаётся добиться "денежного богатства", ведь мы способны только на "общественно полезный" труд и соблюдение "общественных норм морали и нравственности".

"Если бы богатства можно было добиваться,
То пусть бы мне пришлось стать тем, кто держит плеть,
Я и тогда бы этим занялся.
Но раз достичь его нельзя,
Я буду следовать тому, что мне нравится".

Конфуций


Заключение.

На основе изложенного выше подхода к пониманию природы контекстного управления автором были разработаны тренинги и методики по их проведению: "Магия контекстного управления", "Контекстное управление как универсальный стиль руководства персоналом", "Технология скрытого ситуационного управления" и т.п.

Деятельностный подход к проблеме контекстного управления позволил создать "универсальную" технологию подобного управления. Возможно самую "истинную" из всех существующих, по крайней мере, если следовать принципу отбора научного знания, названному "бритва Оккама": "Если один из способов объяснения явлений проще других, то достаточно только этого способа. Чем проще объяснение, тем больше шансов, что оно истинно".

В сочетании с контролем над средствами управления виртуальной средой, технологии контекстного управления позволяют создать "иным", не ограниченным в "морали" и денежных средствах людям, супердемократическое общество "довольных потребителей", подобное показанному в фильме "Матрица".

Чтобы человек разделил ответственность за действия другого, надо только сделать его "соучастником".

Люди, вдруг, неожиданно, выбравшие себе "плохую власть", будут терпеть её, ведь это их "свободное волеизъявление". 72-летней бабушке, пытавшейся "разбудить вулкан удачи" и неожиданно оставившей в игровом автомате свою пенсию за три зимних месяца, некого ругать кроме "чёрта", ведь это тоже был "её свободный выбор". Восьмилетний мальчик, покупая в супермаркете чипсы, которые "так любят дети на всей планете", тратя деньги данные ему матерью на молоко и хлеб, заслуженно считает себя плохим человеком, ведь это он "не смог" пройти мимо "выкладки" этого товара и его никто не "заставлял их покупать"!

Действия политтехнологов и "творцов" рекламы ничем не отличаются от действий "новых русских" магов и колдуний, которые ради получения сотни, другой, долларов "превращают" своих посетителей в клиентов психбольниц.

Если можно без нашего ведома формировать у нас любые "устойчивые формы поведения", и, не ставя нас в известность, "организовывать" условия для их "автоматического" проявления, то зачем нам наше сознание?

Только чтобы им гордиться перед другими животными?

Может, настало время "истинного знания", способного защитить и спасти!?

В праве есть такая формулировка "незнание закона не освобождает от ответственности за его нарушение". Профессионалов скрытого управления нельзя обвинить в незнании последствий своей деятельности, иначе бы они ими не были. Кроме "знания", более эффективного, чем у них, остаётся только одна хрупкая надежда на спасение от их "мастерства". Возможно, поняв, что выполняют заказы "успешных в денежных делах", но "иных", выглядящих также, но иначе чувствующих и действующих "в жизни", они смогут осознать всю полноту личной ответственности за последствия своего профессионально исполненного "долга", ощутить всю бесчеловечность фразы: "Ничего личного. Я просто стараюсь хорошо выполнить свою работу".

Исполняя заказы "чужих", Вы, возможно, никогда не превратитесь в "богатых", но обязательно сделаете тысячи обычных, "хороших" и своих людей более несчастными!


Литература.

1. Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстендер Л. Мозг, разум, поведение. М. 1988.
2. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада.-К.:PORT-ROYAL, 2003.
3. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. М.: Изд-во МГУ, 1988.
4. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология.-Спб.:Питер,2001.
5. Клиническая психология:учебник/Под ред. Б.Д. Карвасарского.-Спб.:Питер,2002.
6. Левин Курт. Теория поля в социальных науках. -Спб.:Сенсор,2000.
7. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности "Психология". - М.: Смысл, 1997.
8. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
9. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. "Психология"/Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000.
10. Психотерапия - что это? Современные представления/Под ред. Дж.К. Зейга и В.М. Мьюниона / Пер. с англ. Л.С. Каганова. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000.
11. Рогатин В.П. Деятельностный подход к проблеме контекстного управления//Московский психологический журнал.2004. № 9.
12. Рогатин В.П. Как использовать имеющийся у работников компании потенциал "креативности"?//Менеджмент сегодня.2005. № 3.
13. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1995.
14. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования.-М.: Наука, 1966.
15. Уманский Л. И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психологии.-М., 1977.
16. Универсальный словарь иностранных слов русского языка.-М.: Вече, 2000.
17. Ухтомский А.А. Доминанта. Учебное пособие для вузов.-Спб.: Питер,2002.
18. Фасмер М.,Трубачев О.Н. Этимологический словарь русского языка в 4 томах.М.: АСТ, 2004.
19. Физиология человека: в 3-х томах.Пер.с англ./Под ред. Р.Шмидта и Г.Тевса.-М.:Мир, 1996.
20. Холодная М.А.. Психология интеллекта: парадоксы исследования. - Томск: Изд-во Том. ун-та. Москва: Барс, 1997.
21. Энциклопедия мистических терминов.-М.: Локид; Миф, 2000.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология