В современную, пост советскую историю России неразрывно вплетен
опыт большого числа конкурентно насыщенных избирательных кампаний.
Демократический выборный процесс становится не только исторической,
но и культурной принадлежностью государства Российского. Неотъемлемой
частью этого процесса является сообщество людей, профессионально
занимающихся подготовкой, ведением или сопровождением предвыборных
кампаний. Естественно, что конкуренция между политическими фигурами
- партиями, их лидерами, кандидатами на выборах заставляет членов
этого сообщества искать и вырабатывать наиболее эффективные методы
и способы осуществления своей деятельности. О могуществе избирательных
технологий, манипуляциях, "черном пиаре", НЛП и т.п. много
говорят, слагают легенды и мифы, ими пугают избирателей и прессу.
А что же на самом деле? Как обстоят дела на этом загадочном рынке
избирательных и политических технологий?
Да, в общем-то, все еще на стадии становления и пробуксовки. За
редким исключением, все избирательные кампании и политические акции
показывают неспособность ответственных лиц в своей массе расстаться
с советскими командно-административно-педагогическими формами мышления
и ведения деятельности. Тем самым отсекается колоссальнейший научный
и культурный опыт человечества, усложняется внедрение достижений
гуманистической науки и демократической методологии в предвыборные
процессы. А ведь именно это определяет сейчас лицо всех так называемых
развитых стран.
Желание манипулировать - малоэффективный подход к избирательным
кампаниям и общественным процессам. Более эффективны технологии,
базирующиеся на совершенно противоположных установках. Однако от
идеи манипуляции электоральным сознанием трудно отказаться, так
как эта идея - продукт нашего советского воспитания, нашего культурного
наследия. Этот подход поддерживается двумя факторами: еще не сложившимся
сообществом высокопрофессиональных, с широкими демократическими
взглядами, политтехнологов хотя бы в центральных регионах, и полным
отсутствием таковых (а то и вообще любых) в глубинке. При таком
положении вещей, любой человек "из центра" с хорошим опытом
проведения предвыборных кампаний, запросто обыграет, при прочих
равных условиях, своего коллегу с периферии.
Казалось бы, что на президентских, губернаторских, думским и близких
к ним по значимости выборах (например, в Московскую городскую или
областную думы) дела должны обстоять иначе. Ведь здесь стараются
привлечь компетентных профессионалов с хорошей подготовкой и богатым
опытом. Однако и тут большинство признаков говорит скорее об отсутствии
качественного политтехнологического консалтинга и менеджмента, чем
о его наличии. Удачные находки здесь больше связаны не с внедрением
качественно новых политических и избирательных технологий, а с привлечением
творческой интеллигенции и общественно значимых персон ...
Скачать статью С.Ликанова "Психотехническая
подготовка - одна из стратегических составляющих успешности избирательных
кампаний" (141 Кб.) >>>
|