психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 5
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Опыт применения гештальт-подхода в соматической клинике. Гронский А.В.
Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей – стоматологов. Л. И. Ларенцова.
Актуальность ретроспективного изучения массовых контагиозных явлений психического характера
Психодиагностика
Метод диагностики межличностных отношений ДМО. Собчик Л.Н.
Психотерапия
Терапия творческим самовыражением в работе психолога и христианского психотерапевта. М.Бурно.
Педагогическая психология
Побег подростков из дома. Психологическая коррекция аномального поведения. Евгений Вахромов.
Общая психология
Между свободой и принуждением. Евгений Вахромов.
К возможности рационализации представлений о психических и социальных процессах. С.Х.Урынбаев..
Спортивная психология
Использование "Якорения" как формата НЛП в работе тренера. Казаков Ю.Б., Саушева В.А., Шашурин П.И.
Политическая психология
О "брэнде" в политике. Сергей Ликанов.
О креативных группах и командах. Сергей Ликанов.
Психотехническая подготовка - одна из стратегических составляющих успешности избирательных кампаний. Сергей Ликанов.
Публицистика
Бесценные ценности или размышления о том, что делает нашу жизнь счастливой. Конон Ирина.
Программа-предложение к каждому, кто хочет жить с удовольствием, радуясь и освещая всё вокруг. Хузяхралов Дмитрий.
Советы
Психология - как к ней подойти. Конон Ирина.




Московский психологический журнал. №5

Сергей Ликанов. О креативных группах и командах

В работе по созданию креативных коллективов, целесообразно различать понятия креативной группы и креативной команды.

Креативная группа (близкий по смыслу термин - "творческий коллектив") может образовываться естественным путем из людей, чей творческий потенциал хорошо развит и раскрыт для решения определенных общих задач и (или) объединенных одной целью. В таких группах люди понимают о значении максимального вклада в деятельность творческого потенциала каждого, приветствуют это и стараются создавать для этого необходимые условия.

Креативная команда образуется из креативной группы путем специальных мероприятий, направленных на более полное расскрытие творческого потенциала, создание психологической совместимости всех членов команды, устранение стереотипов и увязывание индивидуальных интересов в поле общей деятельности. В креативной группе все это может присутствовать, но в гораздо меньшей степени (а обычно какие-то из этих параметров отсутствуют). Команда естественным путем не образуется. Деятельность команды гораздо эффективнее, чем группы. И совершенству здесь нет предела.

Комплекс мер по формированию команды может быть разнообразным, но в нем обязательно должны быть предусмотрены специальные тренинговые режимы с полным отрывом от текущей рабочей деятельности.

Вот один из примеров проведенного комплекса мероприятий по формированию производственной команды из совершенно неподготовленных людей (из реальной практики):

I этап. Однодневное исследование.

Знакомство с коллективом людей, из которых планировалось формирование команды (16 чел.). Беседы-интервью с тремя высшими руководителями с целью прояснения общих проблемных и конфликтных зон, предварительного определения личных потенциалов состава планируемой группы, прояснения общей оргдеятельностной ситуации и предварительного выявления общей картины внешних и внутренних процессов. Уточнение плана дальнейшей работы.

II этап. Трехдневный групповой интенсив (humanwork).

Первый день
- прояснение личностных запросов и блоков, мешающих эффективности работы;
- психосинтетическое исследование собственной структуры личности;
- коррекция и первые шаги к внутренней интеграции;
- начало формирования проекционного поля (для установления более глубоких межличностных взаимодействий);
- теоретико-практическое знакомство с субличностной структурой, функциями и взаимоотношениями субличностей;
- упражнения на контакт со своими телесными ощущениями, чувствами и воображением;
- начальные упражнения на раскрепощение и разрушение жестких стереотипов.

Второй день
- интроспективное отслеживание личностных изменений;
- активизация работы творческого образного мышления и его связи с чувствами;
- дальнейшая тренировка контакта со своими телесными ощущениями, чувствами и воображением;
- биоэнергопластика, работа с телесными блоками;
- продолжение раскрепощения и разрушения стереотипов;
- индивидуально-групповые работы по разрешению внутренних конфликтов между субличностями;
- упражнения на сплочение группы.

Третий день
- интроспективное отслеживание личностных изменений;
- разотождествление со своими субличностями и знакомство с центром личности;
- упражнения на партнерство;
- активизация работы коллективного творческого образного мышления;
- выявление и коррекция глубинных бессознательных комплексов, мешающих выстраиванию бесконфликтных межличностных взаимодействий;
- упражнение на взаимопринятие и личностную поддержку друг друга;
- рефлексия новоприобретенных состояний.

III этап. Двухдневный интенсив.

Первый день
- интроспективное отслеживание личностных изменений и анализ их влияний на обычную (внетренинговую) жизнь;
- упражнения на невербальное взаимопонимание;
- психотелесное снятие стереотипов;
- смена ракурса видения мира, повышение креативности;
- видеотренинг.

Второй день
- интроспективное отслеживание личностных изменений;
- введение в конфликтологию;
- знакомство с берновской структурой личности;
- теоретико-практическое исследование своих привычных способов поведения в личных и производственных конфликтах;
- практический поиск способов и методов конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- поиск и активизация собственных ресурсов, необходимых для конструктивного разрешения конфликтных ситуаций;
- знакомство с собственной "Тенью" (в терминологии аналитической психологии), укрепление Центра Личности;
- принятие конфликтной ситуации, принятие себя и противника (перевод противника в партнера);
- рефлексия новоприобретенных состояний и умений.

IV этап. Трехдневный интенсив.

Первый день
- интроспективное отслеживание личностных изменений и анализ их влияний на обычную (внетренинговую) жизнь;
- дальнейшее творческое раскрепощение и снятие социальных стереотипов, блокирующих креативность;
- активизация "внутреннего творческого ребенка";
- первый опыт принятия командного решения по поводу сплоченности и межличностных взаимодействий в команде (конфликтная ситуация в связи с "выпадением" из общей деятельности одного из членов группы);
- работа с мнимой и истинной взрослостью;
- первое столкновение с необходимостью личностных ответственных решений;
- рефлексия новоприобретенных состояний и умений.

Второй день
- разминка, психотелесное раскрепощение, общеоздоровляющие упражнения;
- выявление и коррекция глубинных бессознательных комплексов, блокирующих уверенность в себе, уверенность в поддержке и мешающих тем самым принятию личной ответственности;
- укрепление Центра Личности;
- упражнения на саморегуляцию психических состояний;
- "список предпочтений" (рейтинговое выявление неформальных лидеров);
- рефлексия новоприобретенных состояний и умений.

Третий день
- психопластическое социометрическое исследование (рейтинговое выявление неформальных лидеров);
- выход из социальной обусловленности;
- личностное самоопределение в группе;
- уточнение мотиваций личностных и групповой;
- рефлексия новоприобретенных состояний и умений.

V этап Трехдневный интенсив.

Первый день
- интроспективное отслеживание личностных изменений и анализ их влияний на обычную (внетренинговую) жизнь;
- определение своего места в группе;
- формирование командной атмосферы;
- первый опыт общей творческой деятельности;
- проявление искренности по отношению к друг другу и к себе.

Второй день
- разминка, психотелесное раскрепощение, общеоздоровляющие упражнения;
- выстраивание эмоционально-значимых личностных связей;
- преобразование глубинных образно-символических негативных программ в позитивные у каждого члена группы;
- сплочение группы, опыт глубокой взаимоподдержки и взаимопомощи.

Третий день
- выявление истинных жизненных целей и желаний;
- презентация своих способностей, талантов и возможностей для командной деятельности;
- презентация своей желаемой деятельности в команде;
- формирование команды по типу "ядро-оболочка";
- тренировка взаимодействия членов "ядра" со своими помощниками из "оболочки";
- начало согласования личностных целей, ресурсов и желаемых деятельностей в общекомандную деятельность;
- исследование "тупиков", появляющихся в процессе согласования - выход на проблему собственной ответственности за свою деятельность.

VI этап Оргдеятельностная работа с "ядром":
- формулирование командной деятельности;
- исследование "тупика", связанного с собственной ответственностью за свою деятельность;
- разрешение "тупика" и начало формирования концепции общекомандной деятельности.

Далее следует цикл работ по формированию концепции деятельности команды в режимах "мозговой штурм" и т.п.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология