В работе по созданию креативных коллективов, целесообразно различать
понятия креативной группы и креативной команды.
Креативная группа (близкий по смыслу термин - "творческий коллектив")
может образовываться естественным путем из людей, чей творческий
потенциал хорошо развит и раскрыт для решения определенных общих
задач и (или) объединенных одной целью. В таких группах люди понимают
о значении максимального вклада в деятельность творческого потенциала
каждого, приветствуют это и стараются создавать для этого необходимые
условия.
Креативная команда образуется из креативной группы путем специальных
мероприятий, направленных на более полное расскрытие творческого
потенциала, создание психологической совместимости всех членов команды,
устранение стереотипов и увязывание индивидуальных интересов в поле
общей деятельности. В креативной группе все это может присутствовать,
но в гораздо меньшей степени (а обычно какие-то из этих параметров
отсутствуют). Команда естественным путем не образуется. Деятельность
команды гораздо эффективнее, чем группы. И совершенству здесь нет
предела.
Комплекс мер по формированию команды может быть разнообразным, но
в нем обязательно должны быть предусмотрены специальные тренинговые
режимы с полным отрывом от текущей рабочей деятельности.
Вот один из примеров проведенного комплекса мероприятий по формированию
производственной команды из совершенно неподготовленных людей (из
реальной практики):
I этап. Однодневное исследование.
Знакомство с коллективом людей, из которых планировалось формирование
команды (16 чел.). Беседы-интервью с тремя высшими руководителями
с целью прояснения общих проблемных и конфликтных зон, предварительного
определения личных потенциалов состава планируемой группы, прояснения
общей оргдеятельностной ситуации и предварительного выявления общей
картины внешних и внутренних процессов. Уточнение плана дальнейшей
работы.
II этап. Трехдневный групповой интенсив (humanwork).
Первый день
- прояснение личностных запросов и блоков, мешающих эффективности
работы;
- психосинтетическое исследование собственной структуры личности;
- коррекция и первые шаги к внутренней интеграции;
- начало формирования проекционного поля (для установления более
глубоких межличностных взаимодействий);
- теоретико-практическое знакомство с субличностной структурой,
функциями и взаимоотношениями субличностей;
- упражнения на контакт со своими телесными ощущениями, чувствами
и воображением;
- начальные упражнения на раскрепощение и разрушение жестких стереотипов.
Второй день
- интроспективное отслеживание личностных изменений;
- активизация работы творческого образного мышления и его связи
с чувствами;
- дальнейшая тренировка контакта со своими телесными ощущениями,
чувствами и воображением;
- биоэнергопластика, работа с телесными блоками;
- продолжение раскрепощения и разрушения стереотипов;
- индивидуально-групповые работы по разрешению внутренних конфликтов
между субличностями;
- упражнения на сплочение группы.
Третий день
- интроспективное отслеживание личностных изменений;
- разотождествление со своими субличностями и знакомство с центром
личности;
- упражнения на партнерство;
- активизация работы коллективного творческого образного мышления;
- выявление и коррекция глубинных бессознательных комплексов, мешающих
выстраиванию бесконфликтных межличностных взаимодействий;
- упражнение на взаимопринятие и личностную поддержку друг друга;
- рефлексия новоприобретенных состояний.
III этап. Двухдневный интенсив.
Первый день
- интроспективное отслеживание личностных изменений и анализ их
влияний на обычную (внетренинговую) жизнь;
- упражнения на невербальное взаимопонимание;
- психотелесное снятие стереотипов;
- смена ракурса видения мира, повышение креативности;
- видеотренинг.
Второй день
- интроспективное отслеживание личностных изменений;
- введение в конфликтологию;
- знакомство с берновской структурой личности;
- теоретико-практическое исследование своих привычных способов поведения
в личных и производственных конфликтах;
- практический поиск способов и методов конструктивного разрешения
конфликтных ситуаций;
- поиск и активизация собственных ресурсов, необходимых для конструктивного
разрешения конфликтных ситуаций;
- знакомство с собственной "Тенью" (в терминологии аналитической
психологии), укрепление Центра Личности;
- принятие конфликтной ситуации, принятие себя и противника (перевод
противника в партнера);
- рефлексия новоприобретенных состояний и умений.
IV этап. Трехдневный интенсив.
Первый день
- интроспективное отслеживание личностных изменений и анализ их
влияний на обычную (внетренинговую) жизнь;
- дальнейшее творческое раскрепощение и снятие социальных стереотипов,
блокирующих креативность;
- активизация "внутреннего творческого ребенка";
- первый опыт принятия командного решения по поводу сплоченности
и межличностных взаимодействий в команде (конфликтная ситуация в
связи с "выпадением" из общей деятельности одного из членов
группы);
- работа с мнимой и истинной взрослостью;
- первое столкновение с необходимостью личностных ответственных
решений;
- рефлексия новоприобретенных состояний и умений.
Второй день
- разминка, психотелесное раскрепощение, общеоздоровляющие упражнения;
- выявление и коррекция глубинных бессознательных комплексов, блокирующих
уверенность в себе, уверенность в поддержке и мешающих тем самым
принятию личной ответственности;
- укрепление Центра Личности;
- упражнения на саморегуляцию психических состояний;
- "список предпочтений" (рейтинговое выявление неформальных
лидеров);
- рефлексия новоприобретенных состояний и умений.
Третий день
- психопластическое социометрическое исследование (рейтинговое выявление
неформальных лидеров);
- выход из социальной обусловленности;
- личностное самоопределение в группе;
- уточнение мотиваций личностных и групповой;
- рефлексия новоприобретенных состояний и умений.
V этап Трехдневный интенсив.
Первый день
- интроспективное отслеживание личностных изменений и анализ их
влияний на обычную (внетренинговую) жизнь;
- определение своего места в группе;
- формирование командной атмосферы;
- первый опыт общей творческой деятельности;
- проявление искренности по отношению к друг другу и к себе.
Второй день
- разминка, психотелесное раскрепощение, общеоздоровляющие упражнения;
- выстраивание эмоционально-значимых личностных связей;
- преобразование глубинных образно-символических негативных программ
в позитивные у каждого члена группы;
- сплочение группы, опыт глубокой взаимоподдержки и взаимопомощи.
Третий день
- выявление истинных жизненных целей и желаний;
- презентация своих способностей, талантов и возможностей для командной
деятельности;
- презентация своей желаемой деятельности в команде;
- формирование команды по типу "ядро-оболочка";
- тренировка взаимодействия членов "ядра" со своими помощниками
из "оболочки";
- начало согласования личностных целей, ресурсов и желаемых деятельностей
в общекомандную деятельность;
- исследование "тупиков", появляющихся в процессе согласования
- выход на проблему собственной ответственности за свою деятельность.
VI этап Оргдеятельностная работа с "ядром":
- формулирование командной деятельности;
- исследование "тупика", связанного с собственной ответственностью
за свою деятельность;
- разрешение "тупика" и начало формирования концепции
общекомандной деятельности.
Далее следует цикл работ по формированию концепции деятельности
команды в режимах "мозговой штурм" и т.п.
|