психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 5
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Опыт применения гештальт-подхода в соматической клинике. Гронский А.В.
Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей – стоматологов. Л. И. Ларенцова.
Актуальность ретроспективного изучения массовых контагиозных явлений психического характера
Психодиагностика
Метод диагностики межличностных отношений ДМО. Собчик Л.Н.
Психотерапия
Терапия творческим самовыражением в работе психолога и христианского психотерапевта. М.Бурно.
Педагогическая психология
Побег подростков из дома. Психологическая коррекция аномального поведения. Евгений Вахромов.
Общая психология
Между свободой и принуждением. Евгений Вахромов.
К возможности рационализации представлений о психических и социальных процессах. С.Х.Урынбаев..
Спортивная психология
Использование "Якорения" как формата НЛП в работе тренера. Казаков Ю.Б., Саушева В.А., Шашурин П.И.
Политическая психология
О "брэнде" в политике. Сергей Ликанов.
О креативных группах и командах. Сергей Ликанов.
Психотехническая подготовка - одна из стратегических составляющих успешности избирательных кампаний. Сергей Ликанов.
Публицистика
Бесценные ценности или размышления о том, что делает нашу жизнь счастливой. Конон Ирина.
Программа-предложение к каждому, кто хочет жить с удовольствием, радуясь и освещая всё вокруг. Хузяхралов Дмитрий.
Советы
Психология - как к ней подойти. Конон Ирина.




Московский психологический журнал. №5

Казаков Ю.Б., Саушева В.А., Шашурин П.И. Использование "Якорения" как формата НЛП в работе тренера.

В практической деятельности нейролингвистического программирования (НЛП) использует определенный набор базовых форматов - элементов, с помощью которых производится изменения настоящего (проблемного) состояния в соответствии с желаемым.

Якорь - метка в сознании человека, которая отвечает за вызов у него конкретного состояния. Якорь - это стимул в теории условных рефлексов И.П. Павлова, который бессознательно вызывает определенную реакцию на этот стимул. Павлов изучил структуру и действие самой рефлекторной дуги. НЛП использует внешние проявления этого процесса и его следствия для практического применения.

Формат якорения используется для стабилизации какого-либо состояния посредством стимула и получения в дальнейшем доступа к нему в любое нужное время. Например, спортсмен-единоборец перед началом соревнований может активизировать якорь на спокойное состояние, тем самым он поможет себе снизить излишнюю психологическую напряженность и в большей мере способствовать решению задач боевого противодействия в соревновательном процессе.

Так как процессы якорения и воспроизведения условного рефлекса (заякоренной реакции) обычно происходит за рамками осознания человека, то якорь одинаково хорошо может вызывать как приятные, так и неприятные воспоминания. В связи с этим якоря делятся на две группы: позитивные и негативные. Например, один и тот же логотип прошедших соревнований у одного спортсмена может вызвать воспоминания о победе и приведет его в радостное, ресурсное состояние, а у другого - как внутреннее так и внешнее состояния могут дестабилизироваться из-за возникших представлений о неудаче.

Якорь имеет время жизни (продолжительность действия). Время жизни якоря зависит от продолжительности процесса выработки условного рефлекса, числа его подкреплений и интенсивности заякоренного состояния.

Процесс установки и воспроизведения якоря характеризуется селективностью: чтобы установленный якорь сработал, его нужно воспроизвести точно таким же образом, каким он был установлен.

Для получения интенсивной, "чистой" реакции при задействовании якоря важно установить его в момент наивысшей интенсивности переживания. И он считается установленным, если в результате трехразового воспроизведения он вызвал одну и ту же "чистую" реакцию.

Возникать якоря могут в любой сенсорной репрезентативной системе (визуальной, аудиальной, кинестетической). К примеру, касание чьего-то плеча, определенные цвета, талисман, выражение лица, тренировочный костюм, фотография из прошлого, определенный тон голоса, запах легкоатлетической дорожки, специфический жест тренера, памятные даты и т.д. И если якоря уже возникли, то они начинают управлять поведением, автоматически воспроизводя связанные с якорем реакции и состояния.

Т.о. можно предположить, что целенаправленно и активно вырабатывая якоря к положительному опыту, мы можем сознательно вызывать позитивные ресурсные состояния, когда в них возникает потребность. В работе со спортсменом техника постановки ресурсного (оптимальное боевое состояние) якоря может помочь справиться с негативным опытом (ситуацией, состоянием), а также помочь быть более эффективным в различных ситуациях тренировочного и соревновательного процессов.

Давайте рассмотрим технику по шагам:
1. Найдите конкретную ситуацию в которой спортсмен хотел бы действовать по-другому.
2. Предложите подумать о том состоянии, которое ему необходимо в данной ситуации.
3. Определите случаи, в которых спортсмен испытывал данное состояние, и выберете тот случай, в котором оно проявлялось наиболее отчетливо и интенсивно.
4. Предложите спортсмену вспомнить наиболее яркое из состояний, удостоверьтесь, что спортсмен испытывает желаемое состояние, т.е. ассоциирован с ним.
5. Попросите рассказать об образах, звуках и чувствах, характерных для данного состояния.
6. Когда интенсивность желаемого состояния достигнет высшей точки, установите якорь, т.е. соедините это состояние с какими-либо стимулами: кинестетическими (нажатие на определенную точку плеча, руки), аудиальными (слово, звук), визуальными (образ боксерских перчаток) или их комбинацией.
7. Выведите спортсмена из заякоренного состояния в нейтральное, например, попросите несколько раз сделать приседание и т.д.
8. Повторите процесс якорения несколько раз.
9. Через некоторое время проверьте установленный якорь его воспроизведением.

Существует множество вариантов использования формата якорения. К примеру, техника "Коллапс якорей" (используется для нейтрализации негативного якоря), техника "Шкалирование" (используется для увеличения интенсивности имеющегося состояния), техника "Круг совершенства" (используется для восстановления, укрепления и дополнения ресурсного состояния тела и психики спортсмена) и др. Давайте приведем еще один пример не сложной техники.
Техника "Ресурсная репетиция"

Ее можно использовать для изменения поведения в будущих событиях, к примеру, в соревновательном процессе, когда спортсмен ощущает некомпетентность, тревожность или неуверенность, которые помешают ему выступить наиболее эффективным способом.
1. Попросите спортсмена представить будущую ситуацию, которая его тревожит.
2. Предложите мысленно рассмотреть ее и попробовать понять, какое ресурсное состояние необходимо спортсмену для того, чтобы чувство "готовности" у него появилось.
3. Найдите этот ресурс и заякорите его.
4. Верните спортсмена к тревожащей его ситуации и, удерживая якорь, попросите просмотреть ее от начала до конца. Эффектом будет являться удовлетворительное изменение отношения к данной ситуации. Если эффекты будут не устраивать спортсмена, определите в каких ресурсах еще спортсмен нуждается и повторите шаг 3-4.

Вариантов успешного использования техник формата якорения множество. В заключение хотелось бы привести один пример. В США профессиональный боксер К. показывал замечательную технику ведения боя и был в очень эффективной форме, но только в тренировочном процессе, когда дело доходило до реального боя, он становился совершенно другим - менее активным и подвижным.

Психолог команды решил использовать на этом спортсмене технику постановки ресурсного якоря и он попросил тренера в тренировочном процессе, когда спортсмен был наиболее эффективен, сказать ему ключевое слово с одновременным сжатием предплечья спортсмена (аудиально- кинестетический якорь). Этот якорь устанавливался в течение нескольких тренировок, перед тем, как спортсмену предстоял бой. Во время боя, когда было необходимо активизировать лучшие качества данного спортсмена, в перерыве между раундами тренер задействовал установленный якорь, произнеся ключевое слово с одновременным сжатием предплечья спортсмена. Бой был выигран. В этом бою боксер продемонстрировал практически всю ту эффективность и мастерство, которую он показывал на тренировках.

Литература:
1.Плигин А.А., Герасимов А.В. "Руководство к курсу НЛП-практик" "КСП+"2000г.
2.Ковалев С.В. "Основы нейролингвистического программирования" Изд-во НПО "МОДЭК", 2001г.
3.Худадов Н.А. "Опыт изучения общения партнеров в спортивных группах (командах) единоборцев высокой квалификации" // журнал "Спортивный психолог" - 2003. - с.77-81.
4.Ian McDermott and Wendy Jago "THE NLP COACH". Изд-во " Эксмо", 2003г..


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология