психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 5
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Опыт применения гештальт-подхода в соматической клинике. Гронский А.В.
Изучение синдрома эмоционального выгорания у врачей – стоматологов. Л. И. Ларенцова.
Актуальность ретроспективного изучения массовых контагиозных явлений психического характера
Психодиагностика
Метод диагностики межличностных отношений ДМО. Собчик Л.Н.
Психотерапия
Терапия творческим самовыражением в работе психолога и христианского психотерапевта. М.Бурно.
Педагогическая психология
Побег подростков из дома. Психологическая коррекция аномального поведения. Евгений Вахромов.
Общая психология
Между свободой и принуждением. Евгений Вахромов.
К возможности рационализации представлений о психических и социальных процессах. С.Х.Урынбаев..
Спортивная психология
Использование "Якорения" как формата НЛП в работе тренера. Казаков Ю.Б., Саушева В.А., Шашурин П.И.
Политическая психология
О "брэнде" в политике. Сергей Ликанов.
О креативных группах и командах. Сергей Ликанов.
Психотехническая подготовка - одна из стратегических составляющих успешности избирательных кампаний. Сергей Ликанов.
Публицистика
Бесценные ценности или размышления о том, что делает нашу жизнь счастливой. Конон Ирина.
Программа-предложение к каждому, кто хочет жить с удовольствием, радуясь и освещая всё вокруг. Хузяхралов Дмитрий.
Советы
Психология - как к ней подойти. Конон Ирина.




Московский психологический журнал. №5

Бурно М.Е. "Практического руководства по терапии творческим самовыражением"

Глава V. "Терапия творческим самовыражением в работе психолога и христианского психотерапевта"

5.1. Терапия творческим самовыражением и практическая психология

5. 1.1. Работа психолога с дефензивными детьми и подростками


Нестабильное состояние современного общества предъявляет повышенные требования к стабильности и устойчивости психических процессов каждой конкретной личности. Однако характерологические особенности отдельных людей (как детей, так и взрослых) не всегда позволяют им успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям.

Это касается прежде всего детей с тревожно-мнительным складом личности, расстройствами настроения дефензивного характера. Таким детям, как и тревожно-мнительным взрослым, свойственно воспринимать отдельные ситуативные неудачи как глобальные жизненные поражения, они склонны драматизировать обстоятельства и остро переживать по этому поводу.

При этом тревожно-мнительные взрослые легко передают свои переживания и состояния детям.
Являясь сотрудником Психолого-медико-социального центра Изаимодействие" в Москве, как психолог продолжительное время работаю с детьми и подростками с дефензивностью в характере. В основе этой моей работы лежат идеи самовыражения в творчестве - как разработанные мной в собственной практической деятельности, так и созданные на основе Терапии творческим самовыражением, предложенной М. Е. Бурно для взрослых пациентов.

Опираюсь на естественные творческие способности детей, используя неисчерпаемые возможности их воображения, фантазии, а икже знание ими своих характерологических особенностей.
Для психопрофилактики и коррекции тревожных и депрессивных состояний детей и подростков в настоящее время чаще всего используются методы "игротерапии общения", а также техники раз-шчного рода ролевого моделирования. Опыт практикующих психологов, а также указания самих разработчиков (А, И. Захаров, В. И. Гарбузов, М. А. Панфилова и др.) свидетельствуют, что перечисленные методы и техники обычно направлены на развитие коммуникативных способностей детей, повышение их самооценки, преодоление страхов и т,д. Для этих методов характерна узкая направленность воздействия- на "решение конкретной проб лемы".

Преодоление этого недостатка, на мой взгляд, возможно при опоре не только на собственную активность ребенка в вымышлен ном игровом мире, но и на знание им своих характерологических особенностей, на его творческое самовыражение, реально значимое и положительно оцениваемое окружающими. В своей творческой деятельности ребенок созидает самого себя, строит оптимистическое отношение к жизни, ощущает свою ценность и нужность в этом мире. Работа клинического психолога, построенная на основе использования творческого самовыражения ребенка, способна предупредить развитие психогенных аффективных расстройств и помочь ребенку найти свое место в жизни, использовать "силу с во ей слабости" (М. Е, Бурно), то есть обнаружить позитивные стороны в своих характерологических особенностях и, опираясь на них, строить личную судьбу.

Работа ведется по трем направлениям: непосредственно с дефен-зивными детьми индивидуально и в группе; с семьей ребенка; с другим его социальным окружением (педагоги и пр.)- Все три направления взаимосвязаны и параллельны.

Можно выделить следующие этапы работы:

1. Клинико-диагностическое исследование
Использую как клинические, так и экспериментально-диагностические методики. Среди клинических методов основным является клиническая беседа. Проводится клинико-диагности ческое исследование как детей, так и взрослых (родителей или лиц, их заменяющих). Все это делается с согласия тех, кого исследуем. Использую экспериментально-диагностические проективные методики "Рисунок несуществующего животного", "Рисунок семьи", "Пиктограммы*, а также опросник для родителей "Анализ стиля семейного воспитания" Э. Г. Эйдемиллсра и В. В. Юстицкого, тест тревожности (авт. Р. Тэммл, М, Дорки, В. Амен) и другие.
Цель - выявить характерологические особенности и уровень психического развития ребенка, очертить круг его проблем.
На первом этапе работы с родителями ребенка, в ходе беседы, выясняются их характерологические радикалы, выявляется стиль семейного воспитания,

2. ТТС с детьми
Строится в двух направлениях: работа с ребенком; работа с социальным окружением (родители, педагога и другие).
ТТС проводится как краткосрочная, так и долгосрочная, в форме индивидуальных или групповых занятий.

Цели:
1. Обучить ребенка в доступной для него форме его характерологическим особенностям - посредством творческого самовыражения;
2. Создать в оптимально короткий срок "поля" успешной деятельности для ребенка в условиях психологической безопасности и тщищенности (глубокий эмоционально-личностный контакт с
психотерапевтом, искреннее сочувствие ребенку, переживающему свою неполноценность);
3. Повысить самооценку, снизить тревожность;
4. Научить адекватному самовосприятию и творчески-вдохновенному восприятию жизни.

В работе с дефензивными детьм:и ведущим является метод ТТС, адаптированный для детей.
Психотерапия проводится с учетом возрастных психологических особенностей, с использованием как клинических, так и психологических методов. Из клинических использую методы: ТТС, гипно-суггестивный, когнитивно-поведенческий, овладение навыками аутогенной тренировки, рациональный; психологические: игротерапия, сказкотерапия, элементы психодрамы и др. с детьми, у которых нарушены коммуникативные навыки, проводится групповая работа по развитию навыков общения.

В терапии дошкольников и мдадших школьников ведущие - сказкотерапия и ролевые игры, где в иносказательной форме (на примерах животных и персонажей сказок) ребенку дается возможность рассмотреть различные характеры людей, таким образом узнать и прочувствовать сильные и слабые стороны своего характера. Занятия проводятся в игровой форме. Чем старше дети, тем меньше доля игровых методик. ТТС старших школьников наиболее приближена к ТТС взрослых.

Помощь детям, переживающими свою неполноценность, тесно связана с работой с родителями, учителями и т.д. (социальное окружение ребенка). Во многом проблемы таких детей порождены неправильным воспитанием, игнорированием индивидуальных особенностей ребенка со стороны родителей и педагогов. Наиболее часто истречающиеся типы травмирующее поведения взрослых: отвержение; воспитание по типу гиперопе)ш из-за переноса на ребенка своих переживаний (если взрослые имеют те же дефензивные переживший или высокий Уровень тревожности).

В работе с социальным окружением преследуется цель: изменение отношения к ребенку, адекватные взаимоотношения с ним - с учетом особенностей его характера. Работа со взрослыми строится в виде бесед, консультаций. По необходимости и взрослые, с их согласия, проходят курс ТТС

Моя работа с детьми - это и мое творческое самовыражение. I В каждом приходящем ребенке и взрослом я вижу прекрасный, но ! еще не распустившийся цветок; ракушку, которая еще не осознает, какая прекрасная жемчужина таится в ней.

5. 1. 2. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ В РАБОТЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА С ПОДРОСТКАМИ И ЮНОШАМИ

Подростковый (от 11 до 15 лет) и ранний юношеский возраст (15-17 лет) - это два очень важных и интересных периода.

В подростковом возрасте происходит перестройка систем организма. Линии психического и физиологического развития не идут параллельно. Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим изменениям. Формирующееся самосознание, личностная и межличностная рефлексия приводят к тому, что подросток начинает видеть причины своей успешности или неуспешности в общении со сверстниками и взрослыми в особенностях собственной личности.

Большое внимание подростками уделяется своей внешности, иногда она воспринимается как решающий фактор успешности в общении. Потребность в общении со сверстниками выходит в подростковом возрасте на первый план и становится ведущей деятельностью (Д. Б. Эльконин),

Для младших и особенно для старших подростков характерны переживания, связанные с их отношением к себе, к собственной личности, эти отношения формируются в общении со сверстниками и взрослыми. Большее количество этих переживаний (относящихся к процессу познания подростком себя) носит негативный характер. Поэтому так важно научить подростка видеть не только свои недостатки, но и понимать, видеть свои достоинства, уметь опираться на них, на сильные стороны своего характера, личности.

Мощным фактором саморазвития в старшем подростковом возрасте становится возникновение у школьников интереса к тому, какой станет их личность в будущем, к сфере самореализации, интереса к активной работе самого подростка по развитию собственной личности.

Старший подростковый и ранний юношеский возраст являются сенситивными периодами для становления временной перспективы, системы жизненных целей человека. Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Помощь в лучшем понимании себя, своих возможностей, помощь в понимании своего места и назначения в жизни- в этом нуждается большинство старшеклассников, "Зона ближайшего развития" подростков и старшеклассников предполагает сотрудничество со взрослыми в пространстве проблем самопознания, личностной самоорганизации и саморегуляции, интеллектуальной и личностной рефлексии.

Таким образом, именно общение со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшими психологическими условиями личностного развития в подростковом и юношеском возрасте. Отсутствие и затруднение такого общения ведет часго к формированию повышенной тревожности, развитию чувства неуверенности в себе, свя-ушного с неадекватной и неустойчивой самооценкой, со сложностями в личностном развитии, установлении межличностных контактов, мешает профессиональному самоопределению, ориентации в жизненных ситуациях и т.п. Все это во много раз усугубляется, если у ребенка отсутствует благоприятное общение в семье.

Поэтому перед психологом встает важная задача: специально организовывать ведущую для подросткового и старшего школьного возраста деятельность, создать внутри этой деятельности атмосферу сотрудничества, взаимного доверия - детей, детей и взрослого.

Одно из возможных решений этой задачи - разработка психологом или использование им имеющихся в психотерапевтической литературе личностных развивающих, психокоррекционных программ, способных помочь подросткам и старшеклассникам осознать свои силы и индивидуальность, почувствовать вкус успеха, найти дело, которое интересно, заглянуть в будущее. При работе с подростками упор следует делать на пробуждение интереса и развитии доверия к самому себе, на постепенном понимании своих возможностей, способностей, особенностей характера. При работе со старшеклассниками можно больше внимания уделять проблемам осознания своих особенностей, потенциала, своего призвания, профессиональному выбору и т.д.

Поскольку возрастные особенности существуют лишь в единстве с особенностями индивидуальными, то наиболее подходящим для решения перечисленных выше задач является применение элементов ТТС, в которой особое внимание уделяется конституционально-характерологическим особенностям человека.

Программа, представленная здесь, была составлена для развивающей работы со старшеклассниками. Эта форма работы объединяет ситуации психологического просвещения, группового и индивидуальною консультирования, элементы психокоррекции. Групповая работа проводилась с детьми младшего юношеского возраста (15-17 лет); индивидуальная - с подростками (11-14 лет); программа составлена на основе краткосрочной ТТС (Бурно М. Е., 1997).
Перед началом групповых занятий с каждым из учащихся были проведены индивидуальные собеседования с целью выяснить, чего мчащиеся хотели бы добиться в ходе этих занятий, что побудило детей к участию в них.

Самыми распространенными мотивами явились:
стремление к самопознанию,
к улучшению саморегуляции,
стремление избавиться
от чувства неполноценности,
получить объективную информацию о себе,
получить возможность самореализации.

Вот, что говорили дети: "Мне мешает раздражительность"; "Могу расплакаться"; "Не могу постоять за себя, мне все время говорят: "Ты самый умный?""; "Меня не покидает ощущение собственной неполноценности"; "Иногда я сравниваю себя с другими, и я им очень даже завидую"; "О моем переменчивом характере можно сказать очень много: я очень веселая, люблю жизнь с ее сюрпризами, но легко вспыльчива, раздражительна и иногда плачу по пустякам, не довожу дело до конца - это мне очень мешает"; "Я не могу себя понять, я не могу ответить на вопрос -
что я такое, и на что я способна"; "Я многого хочу добиться в жизни и очень боюсь оказаться серостью"; "Я не доволен своим поведением. Мне хочется во все вмешаться, все переделать, довершить. Мне почему-то кажется, что я чувствую стиль, как бы сказать - гармонию совершенства, но я всегда сдерживаю себя. Иногда, боясь своим превосходством обидеть людей, иногда понимая, что они мастера гораздо больше, чем я. Я сдерживаю себя, я остываю, мне нужно хоть где-то себя проявить, хоть где-то".

В группу вошли ученики 10-х классов, те, кто проявил интерес и выразил желание участвовать в занятиях. В группу вошло 17 человек.

Конкретными целями этих групповых занятий были следующие:
1. Познакомить участников с типологией характеров. Особое
внимание уделить сильным сторонам каждого типа. Показать, что
существуют позитивные моменты в каждом типе характера. Пока
зать неповторимость и ценность индивидуальности, необходимость
проявлять уважение к "инакости".
2. Организовать ситуации познания особенностей своего характера в творческом самовыражении.
3. Сформировать позитивное отношение к проявлениям особенностей собственного характера и характера другого человека.
4. Познакомить участников группы со средствами творческого
самовыражения.

Первое занятие посвящено теме "Творчество". В начале каждого занятия рассматриваем с учащимися репродукции картин разных художников. Сравниваем деревенские пейзажи Моне и "Хижины" Ван Гога, пейзажи Куинджи, Левитана, Мориса де Вламинка, Борисова-Мусатова; женские портреты: "Портрет молодой женщины" Пикассо, "Девушка с веером" Ренуара,
"Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме" Аргунова; натюрморты Хрупкого и Матисса.

Обращаю внимание ребят прежде всего не на различия в стилях этих произведений, не на то, что
они принадлежат к разным эпохам,- говорю о том, как по-разному эти художники видят и изображают мир вокруг себя, людей.

Дети отмечают, что одни картины похожи на фотографии, другие - "как картинка из сна"; говорим о том, что в каждом из этих произведений проявляется творческая индивидуальность автора, его отношение к миру, к людям, его мироощущение. Индивидуаль- : ность, особенности личности проявляются и в творчестве писателей и поэтов. Для примера читаем вслух стихотворение "Осень"
Пушкина и стихотворение "Золотая осень" Пастернака.

Порой, когда смотришь на какую-нибудь картину или читаешь рассказ или стихотворение, чувствуешь, что это произведение тебе близко, созвучно твоему внутреннему мироощущению. Когда мы встречаем что-то, что нам близко, мы воспринимаем это не рассудочно, а всей душой, эмоционально переживая эту встречу. Тогда мы можем сказать себе, что нас вдохновило то или иное произведение. Но есть и то, что нам не близко, что не трогает, не вдохновляет.

Так и общаемся мы с миром живописи, литературой, выбирая для себя похожее, близкое, свое и отставляя в сторону то, что не приняла душа. Этот выбор у каждого из нас индивидуален и зависит от того, на мироощущение какого творца похоже собственное мироощущение. Творения художников несут отпечаток их личностного склада, характера. И каждый из вас уже выбрал себе картины, которые вам близки, про которые вы можете сказать: "Я вижу мир примерно так же, я его так же ощущаю".

Мы чувствуем, как иногда поднимается настроение, когда сталкиваемся с чем-то близким, своим по духу. Это вдохновение, этот эмоциональный подъем благотворно влияет на нас и даже на наше тело. Мы можем не только искать созвучное, но и создавать свое, проявив себя в творчестве, выразив свое видение, чувствование мира. Это можно сделать не только в сочинении, но даже в простой фразе в записной книжке, в оформлении собственной комнаты или в разговоре с человеком, в чтении литературы. Ко всему, с чем соприкасаемся, мы можем относиться творчески, то есть по-своему, в соответствии со своим душевным складом, опытом, знаниями.

В конце занятия обсуждаем с участниками группы, произведения каких художников и писателей им близки. Высказывается пожелание участникам искать вокруг себя - в повседневности, в литературе, в живописи - то, что близко и созвучно, постараться создать что-нибудь свое: рисунок, рассказ, эссе, зарисовку.

Следующие несколько занятий посвящены знакомству с типами характеров. Количество и содержание этих занятий могут меняться в зависимости от состава группы. В данной группе были рассмотрены следующие характеры: гипертимный, циклоидный, аутистичес-кий, сенситивный, авторитарный, демонстративный, неустойчивый, психастенический. Эти занятия проходили по следующему плану: Iсначала ведущий группы рассказывает о сущности характера, потом участники и ведущий обсуждают сильные стороны этого типа характера, трудные ситуации - "места наименьшего сопротивления разбирали примеры литературных героев. При описании характера использовалась методика аутоидентификации акцентуаций характера Э. Г. Эйдемиллера, описания А. Е. Личко, К. Леонгарла, М. Е. Бурно.

В начале занятия обязательно подчеркиваем, что нет плохих и хороших характеров, что характер- это устойчивое сочетание особенностей человека и в каждом типе характера есть все необходимое для достижения обладателем этого характера своих целей в жизни. Сильные стороны характера не являются сами по себе ни плохими, ни хорошими, их оценка зависит от тех целей, для достижения которых они используются.

Каждый человек уникален, неповторим, заслуживает уважения, если он нравственен. Знать особенности своего характера необходимо, чтобы лучше понимать себя, знать свои сильные и слабые стороны.

1. Гипертимный тип
Даем краткое описание:
"У меня всегда хорошее настроение. Обо мне можно смело сказать, что характер у меня приветливый и открытый. Думаю, что я добр, во всяком случае, охотно принимаю участие в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня много. Я- не молчун, с удовольствием принимаю участие в беседе. Охотно помогаю людям, -но поскольку много раздаю обещаний, то, естественно, далеко не все могу сдержать. Терпеть не могу нудную, кропотливую работу, которая требует усидчивости и терпения. На работе у меня так много всяких дел, что не успеваю все сделать вовремя. Замечал, что окружающие охотно слушают меня, потом повторяют мои наиболее остроумные высказывания. Мне ничего не стоит высмеять своего противника. У меня часто бывают оригинальные идеи, но, сознаюсь, не очень люблю заниматься их претворением в жизнь. Люблю девушек, они мне признавались, что я - галантный ухажер. Сколько я встречал людей, все же могу сказать, что мало кого из них поставил бы выше себя. Не люблю, когда мне противоречат, это начинает меня раздражать; а когда разойдусь, веду себя грубо, кричу, ругаюсь, оскорбляю всех подряд. У меня отличный аппетит. В школе у меня репутация шалуна, учителя считают меня заводилой во всех шалостях, пожалуй, не без оснований. Кто видел мою мимику, способность передразнивать и копировать людей, всегда говорил, чтобы я шел в актеры. Житейские невзгоды переношу легко, деньгам счет не веду, легко даю их в долг, так же легко сам залезаю в долги".

Сложные ситуации: невозможность широких контактов с людьми, ограничения проявления инициативы, одиночество и монотонная работа, требующая аккуратности и тщательности, жесткий контроль.

Сильные стороны характера: активность, выносливость, умение вызывать доверие, общительность, находчивость в нестандартных и стрессовых ситуациях, готовность брать ответственность на себя.

2. Циклоидный тип
Даем описание:
"Пожалуй, главное в моем характере - беспричинная смена периодов разного настроения: то длительное время я себя чувствую очень хорошо, все у меня получается, работа спорится, хорошо сплю, у меня прекрасный аппетит, часто встречаюсь с друзьями, хожу с ними в кино, на танцы. Если же случаются со мной какие-либо неприятности, то в этот период переношу их легко. Однако совершенно непонятным для меня образом настроение портится, подчас на продолжительное время - на недели, даже месяцы. Мне становится все безразлично, чувствую себя в этот период больным, унылым, перестаю верить в себя. Иногда появляется страх, что со мной может что-то случится. От встречающихся трудностей, неприятностей впадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости, плохо ем. Мне не хочется встречаться с людьми, их общество раздражает меня. Хочется лежать в постели и забыть обо всем. Я заметил, что такие смены настроения чаще всего происходят либо весной, либо осенью".

Для человека с таким характером трудными являются ситуация смены настроения и период пониженного настроения, особенно если от него ожидают привычного, "хорошего" настроения. К сильным сторонам характера относятся: естественность, способность к непосредственному сопереживанию, искренность.

3. Аутистический характер
"По характеру я замкнутый, круг моих знакомых мал. В компаниях я не могу найти себе места. В обществе людей чувствую себя одиноким. Хотя я замкнут, иногда, неизвестно почему, могу поделиться своими переживаниями, раскрыться даже случайно понравившемуся мне человеку. Мне бывает трудно понять близких, их горе или радости, а им, в свою очередь, еще труднее понять меня. От знакомых приходилось слышать, что от меня веет холодом, что общаться со мной трудно. Подчас некоторые мои поступки выглядят странными, вызывают удивление окружающих. У меня есть на все свое мнение, и то, что ему не соответствует, я отбрасываю. Люблю настоять на своем, не терплю чужих советов, поступаю по-своему. Меня нередко считают несправедливым, говорят, что я "не знаю середины". Мой внутренний мир, переживания, идеи непонятны окружающим. Я часто вызываю недоумение и улыбки у людей, но это не трогает меня. Использую свою систему образов, слова, которые другими людьми почти не применяются."

В качестве иллюстрации можно привести описание героя рассказа Ю. Яковлева "Багульник". Главный герой рассказа- мальчик Коста - произвел на своих одноклассников неприятное впечатление: вызывающе зевал, зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос, подвывал, тряс головой на уроках, был нелюдимым, скрытным, "молчальником", никто не знал, что у него на уме: хорошее или плохое. Одноклассники не понимали его, не знали, о чем он думает. Но через некоторое время они забыли, что Коста "молчальник", и решили, что он "волшебник".

Коста приносит в класс пучок тонких прутиков, ставит их в банку с водой и, несмотря на посмеивания одноклассников и учительницы, ежедневно меняет воду. И вот чудо: веник зацвел, "прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. А из набухших почек-узелков прорезались листья светло-зеленые, ложечкой"! У одноклассников исчезло раздражение, недоверие, Коста показался интересным человеком, загадочным. Но много было в жизни мальчика, о чем никто из одноклассников не знал. Как только звенел звонок с урока, Коста вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса: он торопился к собакам, которым была нужна его помощь.

Сильные стороны этого характера: способность к принятию нестандартных решений, "холодный" ум, не подверженный субъективным, эмоциональным воздействиям, увлеченность и глубокое знание того, чем интересуется, способность долго работать в одиночестве, "поленезависимость".

4. Сенситивный тип
"Пожалуй, будет правильным сказать про меня, что я - человек робкий, застенчивый, впечатлительный, малодушный. Я очень страдаю, если со мной обращаются грубо, не могу дать отпор, постоять за себя. Людское общество меня утомляет, предпочитаю одиночество. Боюсь темноты, вздрагиваю от малейшего шороха. Не переношу вида крови. Не выношу горячих споров, стараюсь избегать скандалов, конфликтов: уж лучше я уступлю. Меня не покидает ощущение собственной неполноценности. Нередко мне кажется, что окружающие меня осуждают. Настроение у меня, как правило, пониженное. Меня очень мучает ощущение того, что я не такой, как все, крайне не уверен в себе, с завистью смотрю на людей сильных, решительных, уверенных в себе. При появлении в большом обществе робею, чувствую себя неловко, краснею, начинаю заикаться. Сон у меня неспокойный, тревожный, полный кошмарных сновидений."

В качестве иллюстрации можно привести отрывок из сказки Андерсена "Гадкий утенок".
Трудные ситуации: ситуации обвинения, указания на недостатки. Сильные стороны: острое нравственное зрение, "тонкокожесть", способность чувствовать внутреннюю истинную суть происходящего, ориентация на истинные, а не полезные чувства людей.

5. Авторитарный тип
"Для меня нет других интересов, кроме интересов работы и моих собственных. Меня считают вспыльчивым, хотя я долго сдерживаюсь, но когда уж вспылю, то впадаю в неудержимую ярость. Обидчив, нанесенную обиду помню долго, не упускаю случая рассчитаться за нее. Давно убедился, что если не придираться, то никто не будет работать. Вокруг такой беспорядок, такая небрежность во всем, распущенность, что я вынужден добиваться установления порядка. Поэтому я строго спрашиваю с других. Требую скрупулезного соблюдения установленного порядка, не прощаю ни одного дурного поступка. Поскольку мне присущи аккуратность и пунктуальность в исполнении работы, то и с других я требую того же. Считаю своим долгом давать советы, не терплю к себе начальственного отношения. Если говорю, объясняю что-либо, то делаю это обстоятельно, медленно, чтобы как можно убедительнее высказаться: терпеть не могу, когда меня прерывают, не дают договорить, торопят. Порой у меня бывает беспричинно тоскливое настроение, и тогда я делаюсь вспыльчивым и раздражительным. На работе меня хвалят и ставят в пример за тщательность и аккуратность. Гибкость в общении с людьми мне не свойственна, привык идти напролом, говорить то, что думаю, хотя осознаю, что из-за этого могут быть неприятности."

В качестве иллюстрации можно привести героя драмы Пушкина "Скупой рыцарь".
Сильные стороны: огромное упорство в достижении поставленной цели, пунктуальность и обязательность; выносливость и внимание к мелочам, деталям; стремление все сделать досконально, а не поверхностно.

6. Демонстративный тип
"Не выношу равнодушного отношения окружающих к себе. Предпочитаю быть в центре внимания, когда с меня берут пример, подражают. Люблю вызывать удивление и восхищение у других. Уж лучше пусть ненавидят меня, чем относятся равнодушно или не замечают. Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересом меня слушают. Считают, что у меня есть артистические способности. Люблю фантазировать, в моих фантазиях i полняются мои мечты, я достигаю такого положения, что мне все завидуют и мною восхищаются. Я сразу чувствую отношение людей ко мне. Если я захочу, то со мною охотно дружат. К сожалению, мне не удалось найти настоящего друга. Я ценю такого приятеля, который всегда внимателен ко мне. Когда я болен, то хочу, чтобы ко мне относились внимательно, ухаживали за мной и даже жалели. Работу люблю увлекающую, такую, чтобы меня ценили и ставили другим в пример. В любви мне наибольшее удовольствие доставляет флирт. Одеваться люблю так, чтобы мною любовались окружающие."

Трудными ситуациями являются такие, когда человека обвиняют во лжи, не обращают на него внимания. В качестве иллюстрации можно привести сказочного героя Карлсона.
Сильные стороны: артистизм, развитая интуиция, способность к перевоплощению, стремление к яркому, нестандартному, способность заражать окружающих силой чувств.

7. Неустойчивый тип
"Я - человек компанейский, очень скучаю, когда остаюсь один. По обыкновению, беру пример со своих более сильных по характеру друзей. Не всегда заканчиваю начатое дело, особенно если меня никто не проверяет и не помогает мне. Очень люблю всякие развлечения, выпивку и компании друзей. Всегда хочу повеселиться. Вообще мне нравится все то, что запрещено. Мои домашние упрекают меня в том, что я ленив, неаккуратен, беспорядочен, но меня эти упреки мало трогают. Протрезвев, раскаиваюсь в своих поступках, ругаю себя, но в то же время, подумав, понимаю, что вина моя не так уж вглика. Если бы не ряд некоторых обстоятельств, то было бы все иначе. Хотел бы иметь верного друга, который бы меня защищал от бед, иначе я могу пропасть. О будущем своем я думаю мало, особенно в те моменты, когда мне весело и хорошо."

Сильные стороны характера: умение не переутомляться и полу чать сильные, яркие впечатления от жизни ежедневно, доверчивость и преданность группе. В качестве иллюстрации можно привести героя сказки Н. Носова "Незнайка".

8. Психастенический характер
"Основные черты моего характера - крайняя нерешительность, боязливость, постоянная склонность к сомнениям. Самое тяжелое для меня - принять решение. Решившись на что-нибудь, начав уже действовать, я постоянно сомневаюсь: так ли поступаю, то ли я делаю, что хочу; и эти вечные сомнения делают эту работу медленной и мучительной. Люблю, когда меня утешают, не умею обходиться без дружеской поддержки. Боюсь за свое здоровье, беспокоюсь о судьбе своих близких. Тревоги, опасения, беспокойство занимают большое место в моей жизни. Долго не могу решиться, но если на что-нибудь решился, то не успокоюсь сам и не дам покоя окружающим, пока намеченное мной не будет сделано. Я - педант, формалист. Всякое отступление от заведенного порядка тревожит и сердит меня. Очень стесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание. Из-за своей стеснительности часто боюсь сделать то, что хотел бы. Если, например, мне сделали что-то хорошее, не решаюсь поблагодарить; если мне делают неподходящее предложение, не решаюсь отклонить его. Не люблю заниматься физическим трудом, считаю, что неловок, неуклюж. Не приспособлен к борьбе за существование. Склонен к самоанализу, самокопанию. Люблю рассуждать и обсуждать "общие проблемы", которые не имеют ко мне прямого отношения."
К трудным относятся ситуации, требующие принятия решения, оперативных действий, выбора, повышенной нагрузки и ответственности.

Сильные стороны характера: способность к углубленному реалистическому анализу, нравственно-этическим переживаниям и в то же время заботливость и способность брать на себя ответственность за здоровье и благополучие других; ответственность за порученное дело, способность проверять и перепроверять все до мелочей.
В качестве иллюстрации можно привести анализ характера Гамлета, сделанный М. Е. Бурно в книге "Сила слабых" (1999).


В результате этих занятий дети знакомятся с разными типами характеров, составляют описание своего характера.

Вот пример такого описания:
"Я не уверен в себе. Постоянно испытываю чувство неполноценности, когда сравниваю себя с другими. Я не могу постоять за себя, стесняюсь, когда на меня обращают внимание. Я очень чувствителен, я близко принимаю к сердцу все, что происходит со мной, считаю, что все должны обращаться друг с другом без грубости. Я часто сомневаюсь; поговорив с другом, долго переживаю, так ли я себя вел, не могу первым подойти начать разговор. Меня можно назвать робким и застенчивым. Я обидчив, у меня есть очень спокойный друг - он не бросает меня, старается меня успокоить, я ценю его поддержку и очень дорожу этой дружбой. Я доверчив. У меня есть собака, я отношусь к ней как к другу, я ей нужен, я забочусь о ней. Я не могу понять тех, кто мучает и убивает животных. Одно время я даже хотел написать в ГРИНПИС и стать участником этой организации. Я люблю классическую музыку, мне очень нравятся песни Б. Окуджавы, одно время пытался писать фантастические рассказы, но то, что получалось, мне не очень нравилось".

В индивидуальных беседах, с помощью психодиагностических методик (патохарактерологический опросник А. Е. Личко, Н. Я. Иванова, методика словесного характерологического портрета Э, Г. Эй-демиллера) познаем, обсуждаем особенности характера, делая акцент на нахождение и использование его сильных сторон, на их проявления в деятельности, подчеркивая, что без "слабости" не было бы "силы".

Следующий этап - знакомство с методиками творческого самовыражения. На этих занятиях учащиеся знакомятся с разными видами творчества, создают рисунки, эссе; наблюдают, как в их собственном творчестве отражаются особенности их характера.

Одно из занятий построено по методике А. А Бурно и М. Е. Бурно "Краткосрочная терапия творческим рисунком"*. Сначала рассматриваем с детьми репродукции картин, которые принадлежат к разным характерологическим стилям: сЕНТонно-реалистическому (Ренуар, Левитан, Куинджи); аутистическому (Матисс, Рерих); реалистически-авторитарному (Суриков); тревожно-сомневающемуся реалистическому (Писсаро, Моне); демонстративному (Брюллов).

В картинах этих художников отразилась их личность, их мироощущение. В работах синтонных художников- естественная теплота, немного грусти, романтичности, полнокровно-чувственное переживание. В аутистических полотнах видим символизм, отражение потаенного смысла, загадочность; не отражение, описание реальности, а особую, возвышенную реальность. В картинах демонстративного стиля- красивость, позирование. В картинах тревожно-сомневающихся реалистических художников чувствуется тревожно-неуверенная, нежная реалистичность. В репродукциях реалистически-автоританых художников видим напряженные, натуралистические подробности.

Обсуждаем с участниками группы, какое из этих мироощущений, мировосприятий им ближе, с какими художниками они чувствуют созвучие. Некоторые участники сразу же отмечают свое созвучие с реалистическим искусством ("Мне нравится эта картина, я просто представляю себя в ней, сейчас подует теплый ветер и я услышу пенье птиц"- о картине А. И. Куинджи "Березовая роща"; "Это не женщина - это карикатура, мне бы не хотелось, чтобы так нарисовали меня" - о "Портрете молодой женщины" П. Пикассо; "Эта картина какая-то искусственная, виртуальная" - о картине Ван Гога "Хижины"), Учащиеся, склонные к аутистическому мироощущению, выбирали созвучные себе аутистические произведения ("Когда я закрываю глаза, я вижу мир таким" - о картине Борисова-Мусатова "Балкон осенью").

Далее учащимся предлагается нарисовать что-то свое, выразить свое видение мира. Например, в рисунке на тему "Осенние мотивы".

Рассматриваем рисунки, говорим о том, что переживания каждого из нас уникальны, неповторимы и нельзя сказать, что чье-то восприятие мира более правильное и грамотное.

Примеры высказываний ребят о рисунках друг друга

Синтонно-реалистическое мироощущение. Ребята сразу отмечают мягкость, теплоту, "немного грусти", романтичность в этих рисунках.

Тревожно-сомневающееся реалистическое мироощущение. Дети отмечают: "немного тревожно", грусть, "обнаженность души".

Аутистическое мироощущение- "символизм", "сказочность", "сгусток осеннего настроения".
Демонстративное мироощущение- "оригинальность", яркость.

В заключении занятия говорим о том, что без разнообразия характеров, различий в мироощущении людей не было бы духовного богатства всего Человечества. Важно изучить, принять свою индивидуальность, знать свои сильные (и слабые) стороны, поступать и творить по-своему, в соответствии со своими особенностями, и проявлять уважение к индивидуальности другого человека, помня о том, что он может видеть мир совсем не так, как мы.

Следующее занятие посвящено знакомству с творческими произведениями учащихся, создание которых было домашним заданием на первом занятии. Дети приносят рисунки, коллажи, стихотворения, афоризмы, литературные зарисовки. В этих работах отражена творческая и характерологическая индивидуальность авторов. Ребята знакомят друг друга со своими творческими портретами, разглядывают предрасположенность к тому или иному мировосприятию, говорят о чувствах и эмоциях, которые возникали в творческой работе. Приведем в пример несколько работ учащихся.

"По-новому взглянула в свои дневники, теперь это для меня не просто возможность "разрядиться", а возможность выразить себя. Раньше мечтала, что найдут эти записи когда-нибудь потом и поймут меня, мой мир, но сейчас, чувствую, что главное - то, что я пытаюсь сама себя понять. Никогда не могла себя заставить писать насильно, ежедневно записывать в дневник, сколько часов потратила на уроки, кого сегодня встретила, о чем говорили. Могу писать, когда вдохновлена, когда выходят слова, отражающие меня. Могу писать, когда взволнована и хочу переложить эту взволнованность на бумагу." (Ученица 10 класса, 16 лет. Аутистический характер)


Сейчас конечно же зима,
Мороз свиреп и ночь темна.
Но верится, что будет лето
И будет все теплом согрето.
Земля плодородною станет,
Покроется зеленью вся.
Как к лету, как к лету нас манит,
Но сейчас, к сожалению, зима.

(Ученик. 10 класса, 16лет. Тревожно-сомневающийся характер)


"Совершенно необходимо, чтобы внутренний мир каждого чело века, его фантазии и мечты о нереальном находили иногда отражение во внешнем мире, таком прозаичном и жестком. Будь то радуга, мелькнувшая в капле мутной до этого воды, или звезды ночью над темным уснувшим собственным, будто игрушечным домом, пронзительно напомнят о времени и расстояниях, о забытых детских устремлениях и мечтах." (Ученик 10 класса, 17 лет. Аугистический характер)
"Все о чем мы говорили на занятиях произошло и со мной. Я не помню уже из-за чего сильно расстроилась и вдруг увидела в книжке рисунок - тюлененок, маленький, милый, пушистый. Я успокоилась, сразу захотелось его погладить, заботиться о нем. И теперь я помню, что моя цель - это прийти в мир, неся с собой немного заботы и поддержки." (Ученица 10 класса, 16 лет. Сенситивный характер)

Автор коллажей, ученица 10 класса, так выразила свое аутистическое отношение к творчеству: "Творчество - это способ обмануть повседневность, понимаемую мною как тесные стены маленькой квартиры, низкие потолки. Можно сказать, что я коллекционирую нереальные впечатления. Однажды в полярную ночь в нашем районе выключили свет, я была на улице в тот момент. Сначала дома казались мертвыми, но люди в квартирах стали зажигать свечи и дома снова обрели души- это было очень красиво".

В конце занятия еще раз говорим о том, что творческое отношение к повседневности, к искусству, к другим людям помогает нам полнее себя проявить и познать. Окружив себя близкими нам вещами, книгами, репродукциями, почувствуем свою особенность, индивидуальность, свой склад характера. И будем жить, помня о своих слабых и сильных сторонах, помогая себе творчеством лучше понять себя. Заканчиваем занятия словами Б. Л. Пастернака: "Единственное, что в нашей власти,- это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас".

После проведения этих занятий учащиеся писали в самоотчетах, что стали лучше понимать, что с ними происходит, понимать проявления своего характера, чувствовать свою индивидуальность. Многие отмечали, что они стали относится к себе не только негативно, как раньше, а более объективно, понимая и проявляя свои сильные стороны. Также учащиеся отмечали, что теперь они могут полнее выразить свой внутренний мир, отношение к чему-то, свою индивидуальность.

5. 1. 3. ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ и ЗДОРОВЫЕ ДЕТИ

Предисловие автора метода

Терапия творческим самовыражением (ТТС) давно уже, независимо от меня, вышла за ворота медицины. Совершилось это благодаря тому, что, прежде всего, многие психологи и педагоги потянулись к этому методу. Бесконечно благодарю в душе своих одухотворенных последователей.

Еще лет десять назад не мог и подумать, что ТТС придет к здоровым детям в школу и детский сад. Однако и здесь ТТС остается самою собой: это не просто свободное творческое самовыражение, а творческое самовыражение, исходя из природы характера, посильно изучая свой характер в сравнении с другими характерами, дабы скорее, вернее прийти к своему, свойственному твоей природе творческому вдохновению, встать на свою, свойственную твоей конкретной природе, дорогу, на которой обретешь свой Смысл и свою Любовь. ТТС как помощь здоровым, таким образом, невозможна без опоры на конкретные характеры, без изучения их взаимозависимости с творчеством. Дети знакомятся, например, с характерами зверей из сказок, с характерами растений, писателей, художников, примеривая к ним свои характеры. Старшеклассники уже охотно изучают элементы характерологии.

Может быть, эту область внелечебного применения ТТС возможно назвать "характерологическая креатология" - в отличие от эстетики и эвристики, изучающих наиболее общие закономерности творческого процесса, без проникновения в конкретные природные особенности творящего характерологического (в широком смысле) переживания.
М. Бурно

5. 1. 3. 1. Из опыта Терапии творческим самовыражением в детском саду

Это опыт применения психологом внелечебного варианта указанного психотерапевтического метода в работе с детьми средней и подготовительной групп детского сада.

Подбираю сказки, в которых особенно ярко видятся характеры героев: русские народные сказки, Пушкин ("Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о попе и о работнике его Балде"), Маршак ("Сказка о глупом мышонке"), Сутеев ("Цыпленок и утенок", "Под грибом", "Дядя Миша", "Разные колеса"). Использую иллюстрации, аудиокассеты, пластинки. Цель: в доступной форме познакомить детей с разными характерами, помочь ребенку познать особенность своего характера и характеров товарищей, помочь детям понять, что в любом характере есть что-то сильное и одновременно что-то слабое. Все это - для того, чтобы жить в согласии с собою, своими товарищами, близкими и выбирать в жизни творческие дороги, соответствующие природе характера.

Занятия проводятся в группах по 5-8 человек, чтобы уделить внимание каждому ребенку, чтобы каждый мог высказаться. План занятия: 1) чтение сказки; 2) обсуждение; 3) рассматривание иллюстраций; 4) рисование; 5) слушание пластинки, аудиокассеты; 6) театральная постановка сказки.

Мой обычный вопрос детям после чтения сказки: что можно сказать о характере, например, Мышонка или Мышки-матери? Дети говорят обычно интересно, порою и не соглашаясь друг с другом. Еще спрашиваю в обсуждении, у кого из ребят и, может быть, знакомых взрослых похожие характеры. Вот что обычно получается. Юля: "Я совсем как Мышонок бываю по временам. То это платье не буду надевать, то это, давай другое". Руслан (тревожный, тихий, дефензивный, его обычно не слышно в группе): "Мне Щука понравилась. Открывает Щука рот, но не слышно, что поет". Дети, как выясняется, очень тонко чувствуют характеры героев сказок и без стеснения и сомнений легко переносят их на себя, в свою повседневную жизнь: "Да, я такая, как Мышонок".
Рассматривая с интересом иллюстрации Ю. Васнецова, Чарушина, Чижикова, Сутеева, старшие дошкольники замечают, что животные изображены художниками по-разному. Медведь Васнецова не такой, как Медведь Чижикова. В подготовительной группе уже можно говорить о характерах художников.

Затем предлагаю нарисовать или вылепить любого героя. Ребенок обычно выбирает героя с близким ему характером. Живо и убедительно объясняют дети этот свой выбор.

В театральной постановке сказки дети выразительно представляют интонации, мимику, жесты, походку. Например, если Света изображает Лису, то, в самом деле, это Лиса с ее мягко-игривой походкой, манерами, лукавством. Свету этому и учить-то не надо, она от природы такая. Вместе с родителями, воспитателями дети готовят костюмы, маски, декорации. И, как правило, исполняют роли тех персонажей, на которых похожи характерами.

Случается, что даже две девочки (обычно неприметные в группе) хотят исполнять роль Лягушки ("Теремок"). Они объясняют: "Это ничего, что она скользкая, зеленая, пучеглазая, это только ее внешность, а внутри она добрая", "Лягушка будет тесто месить, пирогами всех угощать". Вот она, сущность детской души!

Ярослав (4 года) доказывает ребятам, что Волк хороший ("Волк и семеро козлят"): "Это козлята виноваты! Зачем дверь открыли? Коза-мама говорила им, чтоб не открывали?! А Волк какой умный - всю песенку Козы-мамы запомнил. Да еще и сообразил, что горло (голос.- Е. Р.) можно переделать". Влад, который обычно делает то, что скажет ему его друг Саша, тут начинает яростно защищать от Саши Цыпленка ("Цыпленок и утенок"), доказывая, что "Цыпленок доверяет Утенку и все тут".

Маргарита из подготовительной группы общалась только с теми ребятами, которые ей подчинялись, и всегда помнила, что вчера ее кто-то из ребят обидел ("я с ним теперь не дружу"). Когда прочитали "Сказку о рыбаке и рыбке", девочка сразу же сказала, что будет играть Старуху: "Я тоже немного Старуха, и потом я дворянка столбовая". Ребята никак не могли объяснить девочке, что у Старухи "злой, грубый характер, несправедливый, капризный". Девочка еще добавила, что у ее папы характер Старика: "Что скажешь ему- все сделает". Интересно подметили дети:
- Разве это Старик делает?
- Да.
- Нет, это Золотая рыбка делает, а он только просит.

Ребята говорили о Золотой рыбке, что она "исполнительная, добрая, благодарная". "Так ты Старик или Старуха?" - спросила я Маргариту. Она не ответила, а через несколько дней сказала: "Я и Старик, и Старуха. Такой у меня характер".

Пухленький добряк Сережа, любимец всех детей, так радовался, что все звери смогли разместиться под его крышей ("Под грибом")!

При обсуждении характера Колобка мнения разделились. Кто-то его жалел, а кто-то говорил, что "получил по заслугам", кто-то называл его "юморным, добрым, хвастливым", "он все чувствует".
Заметила, что ребята не просто говорят о характерах, но часто стараются убедить, доказать, как и мы, взрослые.
- А может, это и неплохо, что Колобка Лиса съела? - говорит Юля.
- Нечего ему было хвалиться! Если б не я, то кто-нибудь другой его слопал бы,- отвечает Лиса.

Терапия творческим самовыражением (в своем внелечебном варианте) помогает детям познать, почувствовать, увидеть удивительный мир разнообразных характеров на примере героев сказок и учиться жить сообразно своей природе и находить хорошее, сильное в других характерах. Взрослым же этот метод поможет найти подход к ребенку, учитывая особенности его характера.

5. 1. 3. 2. К применению Терапии творческим самовыражением в работе с девочками-скаутами

Опыт у меня маленький: 6 занятий. Они проходят в скаутском центре "Шанс" (с детьми 10-13 лет). Начиная работу, я размышляла о том, как будет сочетаться ТТС с общими положениями движения девочек-скаутов, но оказалось, что нет никаких противоречий, а есть органичное вплетание в разные направления скаутизма: "Я и психология", "Я и природа", "Я и мировая культура", "Я - творец".

Конечно, в работе с детьми нет глубоких философских размышлений, переживаний при знакомстве с характерами известных людей. Но зато есть необыкновенная чувствительность к пониманию природных особенностей человека, проявляемая при рассматривании картин художников: девочки без напряжения принимают существование реалистического и идеалистического миропонимания, разность творческого воплощения своего внутреннего мира людьми. Так, Даша (11 лет), увидев картину "Итальянский полдень" К. Брюллова, отмечает, что изображение "реально, но слишком красиво, слишком белая кожа, не живая, а фарфоровая".

Пусть в детских высказываниях нет логической простроенности предложений, но девочки очень по-детски непосредственно улавливают суть характера. Так, Юля (13 лет) вдохновенно наизусть читает стихотворение А. С. Пушкина "Утро" и, прослушав для сравнения стихотворение Б. Пастернака, отмечает, что у последнего "растения и предметы как живые: цветы герани - как люди, а небо - как старичок-чудак... А у Пушкина - как я вижу",- закончила она.

А вот Оля, девочка необыкновенно одухотворенная, талантливая, напротив, отмечает, что рисует, как Нестеров, и понятны ей стихи Пастернака, но очень нравится ей и любоваться картинами Левитана, Ф. Васильева, в них тепло и свет, так же, как в стихах Пушкина.

Всякий раз я радуюсь, словно ребенок, когда встречаюсь с природной детской мудростью, позволяющей распознать разную природу напряженности (авторитарной: Кустодиев "Трактир"; тревожной: Крамской "Автопортрет"), и тому, как точно дети подмечают, что рядом есть мальчик-"колючка" с такими глазами, как у Крамского, "он словно боится всех".

Признаюсь, я не верила, что смогу заинтересовать детей, найду в них отклик на то, что так близко мне. И на первых двух занятиях нервничала и постоянно спрашивала: "Все ли понятно? Может, еще что-то повторить?". Из вышеописанного мной может показаться, что у нас с детьми происходит непрерывный диалог, но это не так. Иногда дети просто молчат, но позже, когда прошу сравнить характер человека с ранее изученным, обнаруживается, что ребята запомнили самую суть природных особенностей.

Несмотря на мои тревоги, дети заинтересовались, и на последнем занятии я услышала, что "неинтересно без характера изучать стихи Пушкина, Ломоносова в школе", а еще пришли две новенькие девочки и, когда у одной из них лидер спросила: "Что ты знаешь о скаутах?", она ответила: "Даша сказала, что скауты изучают характеры, я тоже хочу".

Вот так тревожно и радостно началась моя работа с детьми.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология