Данная статья была опубликована в N 28/2001
еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое
сентября".
Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко
обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального
поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически
разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении.
При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять
на физическое и душевное здоровье подростков и юношей.
Пятнадцать-двадцать лет тому назад считалось, что дети до 7 лет
не уходят из дома, а основными причинами ухода из дома 10-13-летних
подростков являются принадлежность к социально неблагополучной семье,
стыд за родителей-алкоголиков или незнание и неучет родителями трудностей
детей в школе (Б.Н. Алмазов, 1985).
В последние годы на улице оказываются дети дошкольного возраста,
побеги совершают дети из весьма обеспеченных семей, появились целые
сообщества бомжующих детей и подростков. В настоящее время, по данным
ВНИИ МВД, только в Москве насчитывается не менее 28 300 беспризорников,
из них 85% самовольно оставили дом, 5-6% - детские дома и школы-интернаты.
Опросы, проведенные по заказу центра "Дети улиц", показывают,
что дети, не нашедшие опоры в семье, тем более не находят ее и в
школе. От трудных учеников школа, как правило, просто избавляется.
Среди детей, выбывших из 5-9-х классов, 43% ушли из-за конфликта
с учителями, 38% - из-за конфликта с администрацией. Особую группу
составляют около 3 000 беспризорников, лишившихся родителей по причинам,
связанным с конфликтами в Чечне, Таджикистане, Дагестане. Из беспризорников,
обитающих в Москве, только 5-7% - москвичи, остальные представляют
самые разные регионы и приехали в Москву, потому что здесь есть
возможность затеряться и заработать.
Эта статистика далеко не полна, так как не учитывает латентные формы
беспризорности.
В настоящей работе под аномальным понимается поведение, которое
приводит подростка на прием к психологу, психотерапевту или психиатру.
Причем на такой прием подростка направляет либо школа, либо родители,
либо органы опеки и внутренних дел. Другие распространенные термины,
являющиеся синонимом аномального поведения: девиантное, делинквентное,
диссоциальное, дезадаптивное. ...
Скачать статью Евгения Вахромова
"Побег подростков из дома. Психологическая коррекция аномального
поведения" (143 Кб.) >>>
vakhromov.narod.ru
- Сайт автора статьи - психолога Вахромова Е.Е.
|