психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 7
Обложка номера
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Вербальный фрустрационный тест. Л.Собчик
Социальная психология
Идеобалипситер. А.Сосланд
Психотерапия
Пациентам о психотерапии. С.Белорусов.
Как отличить профессионального психотерапевта от шарлатана. Игумен Евмений
О поводах для обращения к психотерапевту. Игумен Евмений
Православная психология и психотерапия
Задачи пастыря и задачи психотерапевта. Игумен Евмений
Основные принципы пастырскй психологии и психотерапии. Игумен Евмений
Наше понимание Пастырской Психологии и Психотерапии. Игумен Евмений
Пастырское душепопечение и современная психотерапия. Пути интеграции. Игумен Евмений
Детская и педагогическая психология
Лесная школа. Коррекционные сказки. М.Панфилова
Вместе с ребенком против растяпства
Как привить ребенку любовь к чтению
Общая психология
Фактор стресса. А.Пономаренко
Существуют ли критерии нормальности. Игумен Евмений.
Психология здоровья
НЛП и здоровье. А. Пономаренко
Ответственность и болезнь. Игумен Евмений.
Что такое невроз. Игумен Евмений.
Психология взаимоотношений полов
Таинство венчания - брачный завет. Игумен Евмений.
Практика мотивации и управления персоналом
Возможный план работы в комплексе мероприятий по организационному развитию/коррекции деятельности организаций. С.Ликанов, А.Левицкий.
Возможные подходы к работе по развитию ТОП-менеджеров. С.Ликанов, А.Левицкий.
Психология в оргконсультировании. С.Ликанов.
Принципы эффективной системы компенсаций. В.Жданов
Программа оптимизации системы мотивации персонала. В.Жданов
Рекомендуемая литература по мотивации персонала. В.Жданов
Система мотивации. Техническое задание. В.Жданов




Московский психологический журнал. №7
Вербальный фрустрационный тест. Л.Н. Собчик

Комментарий: в работе приводится описание Вербального Фрустрационного Теста. Данная методика примечательна тем, что позволяет измерять не только интенсивность, направленность и тип фрустрационной реакции. Но также с ее помощью можно диагностировать эмоциональную зрелость индивида и уровень самоконтроля, иерархию его ценностей, круг значимых для него людей, отношение к противоположному полу, самооценку, зону конфликта и др.

Особенности личности проявляются ярче в состоянии эмоционального напряжения. Поэтому психологи внимательно изучают реакции индивида в ситуации фрустрации. Рассматривая понятие фрустрация в рамках психодиагностического подхода и с точки зрения межличностного взаимодействия, мы имеем в виду ситуации, в которых окружающие индивида лица специально или нечаянно ущемляют его интересы, что приводит к блокировке значимых потребностей, или задевают его самолюбие, негативно воздействуя на его самооценку.

В ситуации фрустрированности эмоциональное состояние проявляется: 1) как реакции страха, тревоги, отказа от самореализации, может сопровождаться чувством вины, стремлением уйти от конфликта; 2) как наступательное, обвиняющее других, активное или даже агрессивное поведение, враждебные высказывания или действия; 3) как стремление подавить и те и другие реакции, пассивно или индифферентно отнестись к случившемуся, постараться нивелировать остроту конфликта. Естественно, "выбор" типа реагирования в основном - непроизвольный, но в значительной степени зависящий от базисных свойств личности.

В первую очередь следует обратиться к широко известному фрустрационному тесту Розенцвейга, стимульным материалом к которому являются сюжетные картинки. Методика С.Розенцвейга создана в 1944 году и занимает промежуточное место между ассоциативным вербальным тестом и Тематическим апперцептивным тестом Мюррея. Адаптация теста к отечественной популяции принадлежит Н.В.Тарабриной. Каждый контурный рисунок (их всего 24) теста отражает ситуацию незаконченного диалога, в котором одно действующее лицо высказывает в адрес другого человека то, что должно так или иначе вызвать фрустрацию. Реакция на ситуацию отражается в том произвольном ответе, который должен высказать от имени этого персонажа обследуемый человек. В зависимости от изображенных на картинках сюжетов, они моделируют ситуации "препятствия" и "обвинения".

Каждый ответ испытуемого оценивается с точки зрения двух критериев: направления и типа реакции. По направленности ответы делятся на:
1. Экстрапунитивные (направленные вовне, на других людей или на окружающие объекты) в форме осуждения и требования к другим разрешить ситуацию.
2. Интропунитивные (направленные индивидом на самого себя, с чувством вины и стремлением взять на себя ответственность за исправление ситуации).
3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначимая, не связанная ни с чьей виной и склонная исправиться сама собой).

Типы реакций различаются следующим образом:

  • С фиксацией на препятствии.
  • С фиксацией на самозащите, защите своего Я.
  • С фиксацией на удовлетворении потребности.

Из этих шести категорий получается девять возможных сочетаний - девять факторов оценки реакции на фрустрацию, и два дополнительных варианта с отрицанием собственной вины. Каждый учитываемый фактор оценивается как 1 балл. Оценки суммируются и вычисляются их процентные соотношения. Полученные количественные величины рассматриваются в качестве меры индивидуальной адаптации каждого конкретного обследуемого.

Таким образом, фрустрационные реакции оцениваются параллельно по их направленности, интенсивности и содержательной стороне. Интересно отметить, что применение методики опытным психологом дает более широкое представление о личности обследуемого лица, так как помимо типа реагирования на фрустрацию, она позволяет выявить степень эмоциональной зрелости, а также некоторые индивидуально-типологические особенности, что подтверждается данными других психодиагностических тестов.

Однако, опыт использования данной методики обнаружил следующие ее слабые стороны: она в значительной мере подвержена влиянию установочных реакций (обследуемый в эксперименте может настолько хорошо контролировать себя, что истинная реакция на стресс не проявляется); она не дает дифференцированного подхода к разного рода фрустрациям в зависимости от степени значимости тех или иных ценностей в индивидуальной иерархии ценностей. Кроме того, не учитывается степень значимости того лица, от которого исходит фрустрирующее воздействие.

В своей разработке вербального фрустрационного теста (ВФТ) автор книги в первую очередь исходит из следующих посылок:
1. Реакция на фрустрацию зависит от типа реагирования, т.е. от ведущей тенденции, уходящей корнями в конституционально заданную предиспозицию.
2. Реакция на фрустрацию зависит от иерархии ценностей обследуемого лица, то есть от того, насколько значима зона интересов обследуемого лица, которая при этом оказалась задетой.
3. Сила этой реакции тем сильнее выражена, чем менее значимо для конкретного индивида фрустрирующее лицо, так как непосредственные реакции проявляются более свободно именно в тех контактах, которые менее значимы: напротив, в общении со значимыми другими индивид максимально контролирует свои высказывания и поступки, особенно агрессивные реакции.

Для учета и формализации данных обследования оказалось более удобным использовать вербальный тест, в котором процедура обследования включает в себя не только ответывысказывания (Что бы я сказал?), но и описание испытанных при этом чувств (Что бы я почувствовал?), когда испытуемый пытается ответить на поставленные в эксперименте фрустрирующие его вопросы.

ОПРОСНИК.

"Что бы я сказал(а) и что бы при этом почувствовал(а),
если бы"...

1. Мой отец сказал мне:

a/ Ну и дурацкая у тебя прическа!
b/ Ты совсем не следишь за своим здоровьем!
c/ До чего же у тебя противный характер!
d/ Неужели нельзя зарабатывать побольше?
e/ Так тебе и не удалось ничего в жизни добиться!
f/ Ты ни в чем не разбираешься, поэтому и не спорь со старшими!
g/ Бессовестный ты человек, ничего для отца сделать не хочешь!

2. Моя мать сказала мне:

a/ Нужно же такое нагородить на голове!
b/ Ты питаешься так, что бы окончательно испортить свое здоровье!
c/ С тобой никогда ни о чем договориться нельзя!
d/ Опять ты без денег и мать должна тебе помогать!
e/ Мне стыдно людям сказать, кто ты у меня и чем занимаешься!
f/ Ты так мало знаешь и так много мнишь о себе!
g/ И не стыдно тебе вести себя так безнравственно!

(для женатого мужчины)
3. Моя жена сказала мне:

a/ У тебя как-то изменилось лицо, раньше ты мне больше нравился.
b/ Какой-то ты стал вялый, бледный, и аппетит хуже, чем раньше...
c/ До чего же ты тяжелый человек, ни в чем с тобой не нахожу взаимо-понимания!
d/ Опять у тебя нет денег! Куда они делись?
e/ Твой дружок опять пошел на повышение! А ты что же?
f/ Боже, какое невежество! Ты не читал Набокова!
g/ Как ты можешь так оскорблять меня, слабую женщину!

(для замужней женщины)
4. Мой муж сказал мне:

a/ Ну и платье ты напялила: оно идет тебе как корове седло!
b/ Что-то у тебя плохой цвет лица и бледность нехорошая.
c/ Более склочной женщины я в жизни не встречал.
d/ Наше жилье выглядит убого, никакого уюта!
e/ В конце концов - что ты из себя представляешь, чтобы предъявлять мне какие либо претензии.
f/ Боже, какая ты серость!
g/ Ты просто бессовестная и корыстная женщина!

(если имеется сын или дочь)
5. Моя дочь сказала мне:

a/ И прическа, и одежда у тебя старомодные!
b/ Опять ты не следишь за свои весом, не придерживаешься диеты!
c/ И все то ты меня мучаешь, и все тебе не так!
d/ Опять ты мне не можешь дать необходимую сумму! Мы что - нищие?
e/ Мне не хочется знакомить тебя с моим другом, неловко - что ты из себя представляешь?
f/ Боже мой, ты даже не знаешь что такое "Высокая мода"!
g/ Тебе никого не жалко!


6. Мой сын сказал мне:

a/ Ну и видок у тебя! Приведи себя в порядок - мои друзья могут зайти!
b/ Ты последнее время все хандришь!
c/ Надоело твое постоянное ворчание и недовольство! Сколько можнопилить человека!
d/ Вечно тебе для сына жалко лишней сотни!
e/ Всю жизнь вкалывать и ничего особенного не добиться - как это тебя угораздило!
f/ А ты знаешь, что такое "Тяжелый металл"?
g/ Тебе нет никакого дела до моих проблем!

7. Мой приятель:

a/ Да тебя разнесло как на дрожжах!
b/ Что-то ты плохо выглядишь?
c/ А ты, как всегда, со своим особым мнением?
d/ Что-то не заметно, чтобы тебе привалило богатство!
e/ А ты все на прежнем месте работаешь?
f/ Как, ты не можешь ответить на такой простой вопрос? В твоем возрасте каждый образованный человек в этом разбирается!
g/ Слушай, а ведь ты поступаешь некрасиво, не по-приятельски!

8. Моя приятельница:

a/ Такая как у тебя прическа уже давно не в моде.
b/ У тебя болезненный вид, сходи к врачу,
c/ Ну, с тобой спорить бесполезно, твое упрямство давно известно,
d/ А ты по-прежнему бедствуешь?
e/ Так тебе и не удалось чего-то в жизни добиться?
f/ Боже, с тобой и поговорить не о чем: ничего не читаешь, в театр не ходишь...
g/ Ну, тебе подвести человека - ничего не стоит.

9. Мой сотрудник (соученик):

a/ Ты в последнее время потерял форму.
b/ Смотрю, ты ходишь как-то осторожно - болит что-нибудь?
c/ Ну, ты и зануда!
d/ Что, опять ни на что денег не хватает? Одолжить тебе немного, что ли?
e/ А тебя с премией опять обошли?
f/ У меня вопрос один назрел, но ты вряд ли сможешь мне на него ответить.
g/ Кто бы меня в трудную минуту выручил? Может быть, ты мне поможешь? Но это - большая жертва.

10. Моя сотрудница (соученица):

a/ Ну и вид у тебя, страшнее войны!
b/ Я последнее время замечаю, что у тебя усталый и болезненный вид.
c/ Думала, сумею с тобой договориться, но с твоим характером это невозможно.
d/ Твоя необеспеченность тебя вполне устраивает?
e/ Ты так и будешь всю жизнь на побегушках у тех, кто чего-то добился в жизни?
f/ Ты мне можешь что ни будь рассказать об импрессионистах, или это - за пределами твоих интересов?
g/ Что за эгоизм с твоей стороны - так подвести весь коллектив!

11. Мой начальник (руководитель, директор):

a/ В таком виде на работу ходить не стоит.
b/ Вы опять на больничном? А работу за Вас кто будет делать?
c/ С вами каши не сваришь: я Вам одно, а Вы мне - другое! Трудный у Вас характер!
d/ Все сотрудники внесли на мероприятие необходимую сумму, Вы - беднее других?
e/ Уж Вам то в ближайшее время повышение по службе не угрожает.
f/ Такую сложную работу я Вам поручить не решусь: тут нужна хорошая осведомленность во многих вопросах.
g/ На Вас трудно рассчитывать в трудную минуту: Вы можете подвести и меня, и весь коллектив!

12. (для подростка).
Мой преподаватель, директор:

a/ В таком виде в школу (в институт) ходить не стоит.
b/ Вы опять на больничном? А учиться кто за Вас будет ?
c/ С вами каши не сваришь: я Вам одно, а Вы мне - другое! Трудный у Вас характер!
d/ Все ученики внесли на мероприятие необходимую сумму, Вы - что, беднее других?
e/ Уж Вам то закончить нормально обучение вряд ли удастся.
f/ Такую сложную работу я Вам поручить не решусь: тут нужна хорошая ос-ведомленность во многих вопросах.
g/ На Вас трудно рассчитывать в трудную минуту: Вы можете подвести и меня, и весь коллектив!

13. Уличные контакты:

a/ Прохожий в мой адрес: Ну и чучело!
b/ Пассажир в автобусе: Садитесь, ведь Вы еле на ногах стоите, больны, наверное...
c/ Пассажир в вагоне метро - мне: Ну и склочная Вы личность, Вам бы только учить других - как себя вести!
d/ Продавец в магазине: Не трогайте товар! Это Вам не по карману!
e/ В кинозале сидящий сзади: Ходят тут всякие, строят из себя, а на деле ...
f/ Продавец книжного лотка: Ну, эта книга не про Вас. Сложновато - не осилите!
g/ Прохожий у входа в метро: Пропустите немедленно! Не видите - я тороплюсь!

Фрустрирующие лица могут быть выбраны произвольно или адекватно заменены, так как независимо от количества "фрустрирующих" лиц количественная оценка агрессивности делится на n (на их общее количество).





Оценки от 1 до 6 баллов интегрируются в суммарные по двум категориям: высказывания и чувства. Таким образом, 5, 6 баллов - выраженная внешнеобвиняющая агрессия. 1, 2 балла - выраженная аутоагрессия.

Данные исследования в баллах проставляются в соответствующих ячейках регистрационного листа (см. Регистрационный лист к тесту ВФТ), определяются сферы отношений, вызывающих у обследуемого наибольшую агрессию, а также наиболее фрустрированные ценности, что позволит выстроить иерархию ценностей обследуемого лица. Затем: 1.суммируются баллы в вертикальных столбцах и делятся на количество фрустрирующих лиц, что позволит выявить усредненную оценку степени агрессивности по каждой ценностной категории; 2. суммируются и делятся на 7 (количество предъявленных ценностей) баллы в горизонтальных строках, что поможет составить представление о наиболее напряженной потребности.

Е - это сумма всех баллов по вертикали, деленная на число лиц,
n , вызывающих фрустрацию у испытуемого своими высказываниями; лица выбираются в зависимости от ситуации и возраста испытуемого.

Максимальные значения по a, b, c, d, e, f, g выявляют наиболее значимые ценности, фрустрация которых вызывает наиболее агрессивную реакцию.

Минимальные значения по пунктам 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 выявляет значимых других, в присутствии которых повышается самоконтроль.


(или наоборот), то выявляется разница в проявленной агрессивности в контактах с противоположным полом. В частности, в первом случае (когда первая величина больше второй) выявляется более агрессивное отношение к женщинам, а во втором - большая агрессия направлена на представителей мужского пола.

В целом преобладание ответов, оцениваемых в среднем 3 или 4 балла характерно для устойчивой нормы и хорошо контролируемой личности, при этом оценка 3 характерна для лиц с умеренно выраженными гипотимными, тормозимыми чертами.

Преобладание оценок 4 более характерно для стеничных, активных, оптимистичных личностей. Агрессивность внешнеобвиняющая - 5 или 6 свойственна акцентуантам по гипертимному типу и агрессивным (эксплозивным, возбудимым, неустойчивым и импульсивным) личностям с плохим самоконтролем.

Агрессивность, направленная на самого себя - 2 или даже 1 балл - характерна для гипотимных акцентуаций, то есть лиц с тревожно-мнительными чертами, сензитивных, пессимистичных интровертов.

Низкая агрессивность, как правило, обнаруживается в той сфере межличностных отношений, которая сверхзначима и способствует блокировке агрессии или усилению контроля рассудка, оттормаживающего негативные эмоциональные проявления.

Ценности:
a/ внешний вид
b/ здоровье
c/ характер
d/ благополучие
e/ социальный статус
f/ кругозор
g/ нравственность.


Выраженная озабоченность контактами с противоположным полом проявляется значительным перевесом баллов агрессивности в отношении особ собственного пола в сравнении с реакциями на лиц противоположного пола. Максимальная агрессивность выявляется при фрустрации, направленной на наиболее значимые для обследуемого лица ценности. Если круг наиболее значимых контактов определяется наиболее низкими баллами, то максимальные баллы выявляются в наименее значимой сфере отношений. Для большинства это - уличные контакты. Высокая агрессивность выявляется также в зоне наиболее неблагополучных контактов, в зоне конфликта.

Стандартизация данной методики обнаружила значимые количественные показатели выраженной агрессивности ( Е/n равняются 5 или 6 баллов) у эмоционально незрелых личностей: возбудимых, эмоционально лабильных, паранойяльных и эксплозивных. У сензитивных, интровертных, тревожных и индивидуалистичных личностей значимо чаще встречались самообвиняющие реакции ( Е/n = 1 или 2 балла). Зона конфликта, выявляемая максимальными баллами, может быть семейной, производственной (или учебной), интимной (отношения между полами) или генерализованной - при выраженной аффективной неустойчивости. Практическое применение теста показало его надежность и меньшую подверженность мотивационным искажениям по сравнению с другими тестами, направленными на измерение агрессивности.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология