По
мере того, как дети растут, проблема гиперактивности, если она вообще
была, отходит на второй план, но проблема дефицита внимания продолжает
осложнять жизнь. Рассеянность – причина многих мучений во взрослой
жизни. Я сама борюсь со своим растяпством и прекрасно понимаю: для
того, чтобы помочь ребенку, хорошо бы для начала справиться с собой.
У меня нет диагностированного СДВГ – есть просто рассеянность и неорганизованность,
которые особенно обостряются, когда я устаю, болею и долго работаю
без отпуска. Я замечаю, что сижу за компьютером, одновременно составляя
служебную записку, в другом окне просматривая новости, в третьем –
держу открытым Yahoo в поисках материала к новой статье, в четвертом
– заканчиваю предыдущую статью… Я несу тарелку в раковину, по дороге
замечаю мусор, забываю о тарелке и беру веник, отвлекаюсь на телефонный
звонок, бросаю веник – и вдохновленная новой идеей после телефонного
звонка, иду проверять идею по первоисточнику…
В периоды обострений рассеянности я могу полчаса искать свой кошелек
или ключи, перекапывать горы бумажек на рабочем столе в поисках той
самой, единственной, которую я, кажется, выбросила…
Можно себе представить, во что такие семейные традиции (а может быть,
наследственность?) выливаются у ребенка, обремененного дефицитом внимания.
Чувство растерянности, беспомощности, эдакого предательства со стороны
своей головы крайне мучительно; временами ощущаешь себя зависшим компьютером,
прямо-таки хочется, чтобы кто-нибудь пришел и нажал Ctrl-Alt-Del.
Долгие поиски нужной бумажки раздражают коллег, метание между телефоном,
веником, тарелкой и книжными полками осложняет домашнюю жизнь, горы
полузабытого, несделанного, брошенного на полдороге и оставленного
на потом скапливаются страшными гималаями, внушая ужас и ощущение
собственного бессилия. Иногда я напоминаю себе: со мной это случается
иногда. Мой ребенок в таком состоянии живет постоянно. Стало быть,
спасаться надо вместе.
Вот кое-что из собственного опыта,
существенно облегчившее мою жизнь. Я пытаюсь неуклонно следовать этим
принципам в своей работе (когда не забываю) – и привить их своим детям.
Иначе мы общими усилиями сделаем свою жизнь невыносимой.
- Ничего не откладывать на неопределенное потом.
Со всяким делом надо разбираться сразу, причем заканчивать его
немедленно: тарелку доносить до раковины и мыть сразу, замеченную
небольшую грязь отмывать в первые свободные десять минут, а то,
что требует больше десяти минут – выполнять первым делом в запланированное
время.
Адреса и телефоны не записывать на случайных бумажках, а заносить
сразу в книжку. Если случайные бумажки оказываются неизбежными
– складывать их все в одно место (например, в коробку). В конце
недели их надо достать и рассортировать: нужное занести в книжку
или память мобильного (а еще лучше – и туда, и туда), ненужное
выбросить. Не хранить никаких ненужных материалов.
Если выбросить что-то рука не поднимается – завести специальную
папку (для этого у меня в компьютере есть папка «ссылки», а на
рабочем столе – папка, куда складываются интересные материалы.
Раз в месяц я стараюсь наводить в этих папках порядок, выбрасывая
ненужное, устаревшее, утратившее актуальность).
- Планировать все-таки надо
Полагаться на такую память, как моя – дело опасное. Нужен ежедневник
(в теории нужен, на практике я их все время теряю). Выходом может
быть ежедневник в компьютере. Кроме того, надо запретить себе
замусоривать бумажный ежедневник посторонними вещами: цветочками,
изображаемыми на скучном совещании и перепиской с коллегами, записями
с летучки, на которую почему-то не захватила бумаги, телефонами
и адресами, для которых существует другое место.
Кроме повседневных дел, встреч и так далее в ежедневник хорошо
бы заносить и такие дела, как:
- Еженедельная уборка на рабочем столе с выбросом всего ненужного
(скажем, по пятницам после обеда);
- Сортировка оставшегося;
- Сохранение копий всех нужных файлов на диске на случай сбоя;
- Примерное планирование на следующую неделю с обязательным
учетом и рабочих, и домашних дел одновременно, иначе они будут
друг другу мешать: «расплатиться с репетитором», «купить ребенку
зимние ботинки», «заплатить за межгород» и «сходить в поликлинику»
ничуть не менее важны, чем «сходить на интервью», «сдать работу
к 17.00» или «сдать документы в бухгалтерию».
Некоторые вещи можно не заносить в ежедневник (уж больно смешно
они там смотрятся), но делать все-таки надо регулярно: например,
наводить порядок в сумке: перекладывать квитанции на место для
квитанций, визитки в визитницу, мелочь собирать в кошелек, дискеты
класть на место, пополнять запасы расходных санитарных принадлежностей
вроде бумажных платочков или нужных таблеток. То же относится
к рюкзаку ребенка. Каждые выходные, например, следует выгрести
из него всю гору мусора, при необходимости – отмыть пятна или
выстирать целиком, оценить, не текут ли ручки, не нужно ли новых,
очинить все карандаши, выбросить иссякшие фломастеры, стереть
все рисунки с пенала, посмотреть, в порядке ли книжные и тетрадные
обложки и так далее.
Над рабочим столом у ребенка должно висеть расписание на неделю.
Хорошо сделать его с учетом всех дел, долгосрочных проектов, репетиторов,
внеклассных занятий, кружков, секций и так далее. Понятно ведь,
что если в четверг после уроков классный час, а потом музыкальная
школа с четырьмя уроками, то большое задание по географии на пятницу
лучше не оставлять на поздний вечер четверга, а сделать раньше.
- Не делать десять дел одновременно.
Недавно коллега, застав меня в состоянии зависания, напомнила:
компьютер зависает, когда открыто слишком много окон сразу. Да,
у меня всегда открыто слишком много окон – и в компьютере, и в
жизни. Наверное, как у всякой много работающей матери. Лишние
окна надо закрыть сразу. Выделить время, когда к ним можно вернуться
– например, закончив то, что нужно сделать первым.
Нужно расставить приоритеты. Четко уяснить, что самое важное сейчас,
что менее важно, что второстепенно. Для меня важно уяснить, какую
из статей написать надо первой, к какой вернуться потом, к какому
времени нужно сдать служебные бумаги. Для ребенка – что задано,
что можно сделать сейчас, а что нужно будет только к следующему
понедельнику – заодно стоит оценить, не слишком ли много всего
скопится к этому самому понедельнику. Ребенков приоритет – уроки.
Сделать уроки, как бы скверно это ни звучало, – самое важное.
Значит, сначала уроки, а потом все остальное, и это должно стать
законом, непререкаемой заповедью. Никакого компьютера, никакого
телевизора; может быть, между уроками и школой возможны обед (мой
ребенок обедает в школе) и прогулка. Но тогда время обеда должно
быть фиксированным, а время возвращения с прогулки – священным.
За несколько лет беспрестанной работы домашним дятлом мне удалось
внушить ребенку мысль: если мы решили, что ты возвращаешься к
трем часам – значит, приход в пятнадцать минут четвертого является
преступлением против человечества.
Кроме того – не давайте ребенку десяти заданий разом: как ты сидишь!
И перепиши немедленно, что за грязь! А это что? (из-под попы ребенка
извлекается смятый свитер). И чашку отнеси на кухню, посуду там
помой заодно! И хомяк у тебя некормленый! И плейер убери. А кто
компот под столом разлил! Как ты можешь в этом сидеть? И руки
грязные! Господи, что за ребенок!
Это лучший способ привести ребенка в отчаянье. Разберитесь сами,
что вам нужно от ребенка ПРЯМО СЕЙЧАС – а все остальное сделайте
сами или предложите ему самому решить, когда он это сделает.
- Рабочее место должно быть незамусоренным.
На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, напоминаю я себе
(окидывая взглядом две прозрачные папки, еженедельник, испорченный
степлер, два фломастера, грязную кофейную чашку, два испорченных
бланка договора и массу невыброшенных бумажек. Почему же я это
все не выброшу? Потому что мой приоритет сейчас – закончить эту
статью. Вот закончу – и наведу порядок на рабочем месте. Хотя
следовало бы начать рабочий день с мытья чашек и выброса мусора
– или хотя бы сделать это сразу после просмотра почты).
Рабочее место (напоминаю я себе) – священно. На него нельзя ничего
класть только потому, что место пустое, а положить больше некуда.
На рабочем месте не должны лежать (напоминаю я ребенку) грязные
чайные ложки, фломастеры без коробки, стаканчики из-под йогурта,
сережки без пары, носки, фантики, рисунки принцесс и другие вещи,
не так уж сильно нужные для выполнения. Зато совсем рядом должны
быть нужные вещи (у меня почему-то всегда не хватает ручек, белой
коррекционной замазки и либо степлера, либо скобок к нему; у дочери
– ручек, карандашей, ластиков). Обязательно нужно место, где лежит
бумага для черновиков (я в конце года выдираю из старых ребенковых
тетрадей чистые листы и складываю их в папочку; рвать листы из
рабочих тетрадей запрещается: для этого есть черновая папочка).
Кроме того, ребенку, который часто забывает, что задано, обязательно
нужно держать под рукой список телефонов одноклассников. И часы.
- Противное – в первую очередь!
Если среди списка дел есть одно ненавистное и глубоко противное,
его надо делать сразу, самым первым, не откладывая на потом. У
меня такое дело – оформление служебной документации. У дочери
– домашняя работа по математике. Надо, Федя, надо!
К противному делу следует приступать немедленно. Отодвинуть подальше
все, что может отвлекать. Закрыть все ненужные окна в компьютере.
Отключить мобильный. Если есть кому подойти к телефону вместо
вас – не подходить к телефону. Расчистить достаточно места на
рабочем столе. Зажать нос, зажмуриться, нырнуть – и не выныривать
до тех пор, пока это можно терпеть.
Но лучше не дожидаться, пока станет невмоготу. Лучше назначить
себе пятиминутку отдыха каждые полчаса. За эти пять минут – нельзя,
нельзя (говорю я себе), лезть на сайт с новостями, нельзя (говорю
я ребенку), включать телевизор или садиться за компьютер. Что
можно? Встать, потянуться, размяться, съесть яблоко… Вымыть эту
чашку из-под кофе! Встряхнуться, отвлечься – и вернуться к работе.
Иначе противное дело можно откладывать и откладывать на потом
до тех пор, пока не начнутся Большие Неприятности.
- Никакой бесконечности
Самое трудное – делать работу, которой конца-краю не видно. Мучишься,
мучишься, и безрезультатно. Именно поэтому я люблю вышивать (каждый
стежок что-то добавляет к общей картине) и ненавижу вязать – сколько
ни вяжешь, никаких изменений не видно.
Именно поэтому мы с дочерью обе не любим генуборку: совершенства
достичь нельзя, задачи слишком масштабны, окончание где-то за
горизонтом. Я еще тяну, поскольку ответственность пересиливает
ужас, дочь в процессе изнемогает от тоски.
Чтобы справиться с тоской перед невыносимо огромной задачей, надо
разбить ее на выполнимые кусочки и поставить конкретный срок выполнения.
Не просто «убери в комнате», а по порядку: разбери и разложи по
местам вещи на столе и на стуле, убери с пола игрушки в ящик,
пропылесось пол. В два часа конец работы.
Если вы (или ребенок) пишете большую работу (курсовую, дипломную
и т. п.), которую надо закончить к определенному отдаленному сроку
– обязательно нужно разделить такую работу на небольшие кусочки,
главы, тематические задания, и систематически работать над завершением
каждого отдельного кусочка. Это уже планирование.
- Режим дня неизбежен
День оказывается удавшимся, если в него вместилось множество удачно
завершенных дел. От разумного чередования дел устаешь меньше,
чем от безделья. День ребенка должен быть наполнен разнообразной
осмысленной деятельностью. Конечно, не стоит впадать в крайности
в духе «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота, и за
кружок по рисованью тоже все голосовали». С другой стороны – особенно
если признаки гиперактивности до сих пор сохраняются – займите
ребенка, пустите его энергию в созидательное русло. Пусть он устает
от дела, а не от сидения у компьютера или телевизора.
То же касается и мам. И пап. Самую большую усталость испытываешь
в конце бездарно, бестолково, бесполезно проведенного дня.
- Бревно в собственном глазу
Иногда я с ужасом замечаю в себе те качества, за которые ругаю
ребенка (придя с работы, забываю переодеться и сижу в свитере,
или, сняв его, бросаю на диван, а не кладу в шкаф). Ребенок замечает
такую политику двойных стандартов и реагирует на нее соответственно.
Можно поговорить с ребенком спокойно и откровенно: признать, что
проблема общая – и призвать к тому, чтобы решать ее вместе. Надо
помогать друг другу справиться с неорганизованностью, а не швыряться
обвинениями. Можно выработать общие правила – и придерживаться
их неуклонно. Смотрите только, чтобы количество правил не вошло
в противоречие с пунктом 6 (никакой бесконечности).
Сайт
родителей детей с СДВГ
Фото Ивана Пономаренко
|