психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 7
Обложка номера
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Вербальный фрустрационный тест. Л.Собчик
Социальная психология
Идеобалипситер. А.Сосланд
Психотерапия
Пациентам о психотерапии. С.Белорусов.
Как отличить профессионального психотерапевта от шарлатана. Игумен Евмений
О поводах для обращения к психотерапевту. Игумен Евмений
Православная психология и психотерапия
Задачи пастыря и задачи психотерапевта. Игумен Евмений
Основные принципы пастырскй психологии и психотерапии. Игумен Евмений
Наше понимание Пастырской Психологии и Психотерапии. Игумен Евмений
Пастырское душепопечение и современная психотерапия. Пути интеграции. Игумен Евмений
Детская и педагогическая психология
Лесная школа. Коррекционные сказки. М.Панфилова
Вместе с ребенком против растяпства
Как привить ребенку любовь к чтению
Общая психология
Фактор стресса. А.Пономаренко
Существуют ли критерии нормальности. Игумен Евмений.
Психология здоровья
НЛП и здоровье. А. Пономаренко
Ответственность и болезнь. Игумен Евмений.
Что такое невроз. Игумен Евмений.
Психология взаимоотношений полов
Таинство венчания - брачный завет. Игумен Евмений.
Практика мотивации и управления персоналом
Возможный план работы в комплексе мероприятий по организационному развитию/коррекции деятельности организаций. С.Ликанов, А.Левицкий.
Возможные подходы к работе по развитию ТОП-менеджеров. С.Ликанов, А.Левицкий.
Психология в оргконсультировании. С.Ликанов.
Принципы эффективной системы компенсаций. В.Жданов
Программа оптимизации системы мотивации персонала. В.Жданов
Рекомендуемая литература по мотивации персонала. В.Жданов
Система мотивации. Техническое задание. В.Жданов




Московский психологический журнал. №7
Вместе с ребенком против растяпства

Фото Ивана ПономаренкоПо мере того, как дети растут, проблема гиперактивности, если она вообще была, отходит на второй план, но проблема дефицита внимания продолжает осложнять жизнь. Рассеянность – причина многих мучений во взрослой жизни. Я сама борюсь со своим растяпством и прекрасно понимаю: для того, чтобы помочь ребенку, хорошо бы для начала справиться с собой.

У меня нет диагностированного СДВГ – есть просто рассеянность и неорганизованность, которые особенно обостряются, когда я устаю, болею и долго работаю без отпуска. Я замечаю, что сижу за компьютером, одновременно составляя служебную записку, в другом окне просматривая новости, в третьем – держу открытым Yahoo в поисках материала к новой статье, в четвертом – заканчиваю предыдущую статью… Я несу тарелку в раковину, по дороге замечаю мусор, забываю о тарелке и беру веник, отвлекаюсь на телефонный звонок, бросаю веник – и вдохновленная новой идеей после телефонного звонка, иду проверять идею по первоисточнику…

В периоды обострений рассеянности я могу полчаса искать свой кошелек или ключи, перекапывать горы бумажек на рабочем столе в поисках той самой, единственной, которую я, кажется, выбросила…

Можно себе представить, во что такие семейные традиции (а может быть, наследственность?) выливаются у ребенка, обремененного дефицитом внимания. Чувство растерянности, беспомощности, эдакого предательства со стороны своей головы крайне мучительно; временами ощущаешь себя зависшим компьютером, прямо-таки хочется, чтобы кто-нибудь пришел и нажал Ctrl-Alt-Del.

Долгие поиски нужной бумажки раздражают коллег, метание между телефоном, веником, тарелкой и книжными полками осложняет домашнюю жизнь, горы полузабытого, несделанного, брошенного на полдороге и оставленного на потом скапливаются страшными гималаями, внушая ужас и ощущение собственного бессилия. Иногда я напоминаю себе: со мной это случается иногда. Мой ребенок в таком состоянии живет постоянно. Стало быть, спасаться надо вместе.

Вот кое-что из собственного опыта, существенно облегчившее мою жизнь. Я пытаюсь неуклонно следовать этим принципам в своей работе (когда не забываю) – и привить их своим детям. Иначе мы общими усилиями сделаем свою жизнь невыносимой.
  1. Ничего не откладывать на неопределенное потом.

    Со всяким делом надо разбираться сразу, причем заканчивать его немедленно: тарелку доносить до раковины и мыть сразу, замеченную небольшую грязь отмывать в первые свободные десять минут, а то, что требует больше десяти минут – выполнять первым делом в запланированное время.

    Адреса и телефоны не записывать на случайных бумажках, а заносить сразу в книжку. Если случайные бумажки оказываются неизбежными – складывать их все в одно место (например, в коробку). В конце недели их надо достать и рассортировать: нужное занести в книжку или память мобильного (а еще лучше – и туда, и туда), ненужное выбросить. Не хранить никаких ненужных материалов.

    Если выбросить что-то рука не поднимается – завести специальную папку (для этого у меня в компьютере есть папка «ссылки», а на рабочем столе – папка, куда складываются интересные материалы. Раз в месяц я стараюсь наводить в этих папках порядок, выбрасывая ненужное, устаревшее, утратившее актуальность).

  2. Планировать все-таки надо

    Полагаться на такую память, как моя – дело опасное. Нужен ежедневник (в теории нужен, на практике я их все время теряю). Выходом может быть ежедневник в компьютере. Кроме того, надо запретить себе замусоривать бумажный ежедневник посторонними вещами: цветочками, изображаемыми на скучном совещании и перепиской с коллегами, записями с летучки, на которую почему-то не захватила бумаги, телефонами и адресами, для которых существует другое место.

    Кроме повседневных дел, встреч и так далее в ежедневник хорошо бы заносить и такие дела, как:

    • Еженедельная уборка на рабочем столе с выбросом всего ненужного (скажем, по пятницам после обеда);
    • Сортировка оставшегося;
    • Сохранение копий всех нужных файлов на диске на случай сбоя;
    • Примерное планирование на следующую неделю с обязательным учетом и рабочих, и домашних дел одновременно, иначе они будут друг другу мешать: «расплатиться с репетитором», «купить ребенку зимние ботинки», «заплатить за межгород» и «сходить в поликлинику» ничуть не менее важны, чем «сходить на интервью», «сдать работу к 17.00» или «сдать документы в бухгалтерию».

    Некоторые вещи можно не заносить в ежедневник (уж больно смешно они там смотрятся), но делать все-таки надо регулярно: например, наводить порядок в сумке: перекладывать квитанции на место для квитанций, визитки в визитницу, мелочь собирать в кошелек, дискеты класть на место, пополнять запасы расходных санитарных принадлежностей вроде бумажных платочков или нужных таблеток. То же относится к рюкзаку ребенка. Каждые выходные, например, следует выгрести из него всю гору мусора, при необходимости – отмыть пятна или выстирать целиком, оценить, не текут ли ручки, не нужно ли новых, очинить все карандаши, выбросить иссякшие фломастеры, стереть все рисунки с пенала, посмотреть, в порядке ли книжные и тетрадные обложки и так далее.

    Над рабочим столом у ребенка должно висеть расписание на неделю. Хорошо сделать его с учетом всех дел, долгосрочных проектов, репетиторов, внеклассных занятий, кружков, секций и так далее. Понятно ведь, что если в четверг после уроков классный час, а потом музыкальная школа с четырьмя уроками, то большое задание по географии на пятницу лучше не оставлять на поздний вечер четверга, а сделать раньше.

  3. Не делать десять дел одновременно.

    Недавно коллега, застав меня в состоянии зависания, напомнила: компьютер зависает, когда открыто слишком много окон сразу. Да, у меня всегда открыто слишком много окон – и в компьютере, и в жизни. Наверное, как у всякой много работающей матери. Лишние окна надо закрыть сразу. Выделить время, когда к ним можно вернуться – например, закончив то, что нужно сделать первым.

    Нужно расставить приоритеты. Четко уяснить, что самое важное сейчас, что менее важно, что второстепенно. Для меня важно уяснить, какую из статей написать надо первой, к какой вернуться потом, к какому времени нужно сдать служебные бумаги. Для ребенка – что задано, что можно сделать сейчас, а что нужно будет только к следующему понедельнику – заодно стоит оценить, не слишком ли много всего скопится к этому самому понедельнику. Ребенков приоритет – уроки. Сделать уроки, как бы скверно это ни звучало, – самое важное. Значит, сначала уроки, а потом все остальное, и это должно стать законом, непререкаемой заповедью. Никакого компьютера, никакого телевизора; может быть, между уроками и школой возможны обед (мой ребенок обедает в школе) и прогулка. Но тогда время обеда должно быть фиксированным, а время возвращения с прогулки – священным. За несколько лет беспрестанной работы домашним дятлом мне удалось внушить ребенку мысль: если мы решили, что ты возвращаешься к трем часам – значит, приход в пятнадцать минут четвертого является преступлением против человечества.

    Кроме того – не давайте ребенку десяти заданий разом: как ты сидишь! И перепиши немедленно, что за грязь! А это что? (из-под попы ребенка извлекается смятый свитер). И чашку отнеси на кухню, посуду там помой заодно! И хомяк у тебя некормленый! И плейер убери. А кто компот под столом разлил! Как ты можешь в этом сидеть? И руки грязные! Господи, что за ребенок!

    Это лучший способ привести ребенка в отчаянье. Разберитесь сами, что вам нужно от ребенка ПРЯМО СЕЙЧАС – а все остальное сделайте сами или предложите ему самому решить, когда он это сделает.

  4. Рабочее место должно быть незамусоренным.

    На рабочем месте не должно быть ничего лишнего, напоминаю я себе (окидывая взглядом две прозрачные папки, еженедельник, испорченный степлер, два фломастера, грязную кофейную чашку, два испорченных бланка договора и массу невыброшенных бумажек. Почему же я это все не выброшу? Потому что мой приоритет сейчас – закончить эту статью. Вот закончу – и наведу порядок на рабочем месте. Хотя следовало бы начать рабочий день с мытья чашек и выброса мусора – или хотя бы сделать это сразу после просмотра почты).

    Рабочее место (напоминаю я себе) – священно. На него нельзя ничего класть только потому, что место пустое, а положить больше некуда. На рабочем месте не должны лежать (напоминаю я ребенку) грязные чайные ложки, фломастеры без коробки, стаканчики из-под йогурта, сережки без пары, носки, фантики, рисунки принцесс и другие вещи, не так уж сильно нужные для выполнения. Зато совсем рядом должны быть нужные вещи (у меня почему-то всегда не хватает ручек, белой коррекционной замазки и либо степлера, либо скобок к нему; у дочери – ручек, карандашей, ластиков). Обязательно нужно место, где лежит бумага для черновиков (я в конце года выдираю из старых ребенковых тетрадей чистые листы и складываю их в папочку; рвать листы из рабочих тетрадей запрещается: для этого есть черновая папочка).

    Кроме того, ребенку, который часто забывает, что задано, обязательно нужно держать под рукой список телефонов одноклассников. И часы.

  5. Противное – в первую очередь!

    Если среди списка дел есть одно ненавистное и глубоко противное, его надо делать сразу, самым первым, не откладывая на потом. У меня такое дело – оформление служебной документации. У дочери – домашняя работа по математике. Надо, Федя, надо!

    К противному делу следует приступать немедленно. Отодвинуть подальше все, что может отвлекать. Закрыть все ненужные окна в компьютере. Отключить мобильный. Если есть кому подойти к телефону вместо вас – не подходить к телефону. Расчистить достаточно места на рабочем столе. Зажать нос, зажмуриться, нырнуть – и не выныривать до тех пор, пока это можно терпеть.

    Но лучше не дожидаться, пока станет невмоготу. Лучше назначить себе пятиминутку отдыха каждые полчаса. За эти пять минут – нельзя, нельзя (говорю я себе), лезть на сайт с новостями, нельзя (говорю я ребенку), включать телевизор или садиться за компьютер. Что можно? Встать, потянуться, размяться, съесть яблоко… Вымыть эту чашку из-под кофе! Встряхнуться, отвлечься – и вернуться к работе.

    Иначе противное дело можно откладывать и откладывать на потом до тех пор, пока не начнутся Большие Неприятности.

  6. Никакой бесконечности

    Самое трудное – делать работу, которой конца-краю не видно. Мучишься, мучишься, и безрезультатно. Именно поэтому я люблю вышивать (каждый стежок что-то добавляет к общей картине) и ненавижу вязать – сколько ни вяжешь, никаких изменений не видно.

    Именно поэтому мы с дочерью обе не любим генуборку: совершенства достичь нельзя, задачи слишком масштабны, окончание где-то за горизонтом. Я еще тяну, поскольку ответственность пересиливает ужас, дочь в процессе изнемогает от тоски.

    Чтобы справиться с тоской перед невыносимо огромной задачей, надо разбить ее на выполнимые кусочки и поставить конкретный срок выполнения. Не просто «убери в комнате», а по порядку: разбери и разложи по местам вещи на столе и на стуле, убери с пола игрушки в ящик, пропылесось пол. В два часа конец работы.

    Если вы (или ребенок) пишете большую работу (курсовую, дипломную и т. п.), которую надо закончить к определенному отдаленному сроку – обязательно нужно разделить такую работу на небольшие кусочки, главы, тематические задания, и систематически работать над завершением каждого отдельного кусочка. Это уже планирование.

  7. Режим дня неизбежен

    День оказывается удавшимся, если в него вместилось множество удачно завершенных дел. От разумного чередования дел устаешь меньше, чем от безделья. День ребенка должен быть наполнен разнообразной осмысленной деятельностью. Конечно, не стоит впадать в крайности в духе «драмкружок, кружок по фото, мне еще и петь охота, и за кружок по рисованью тоже все голосовали». С другой стороны – особенно если признаки гиперактивности до сих пор сохраняются – займите ребенка, пустите его энергию в созидательное русло. Пусть он устает от дела, а не от сидения у компьютера или телевизора.

    То же касается и мам. И пап. Самую большую усталость испытываешь в конце бездарно, бестолково, бесполезно проведенного дня.

  8. Бревно в собственном глазу

    Иногда я с ужасом замечаю в себе те качества, за которые ругаю ребенка (придя с работы, забываю переодеться и сижу в свитере, или, сняв его, бросаю на диван, а не кладу в шкаф). Ребенок замечает такую политику двойных стандартов и реагирует на нее соответственно. Можно поговорить с ребенком спокойно и откровенно: признать, что проблема общая – и призвать к тому, чтобы решать ее вместе. Надо помогать друг другу справиться с неорганизованностью, а не швыряться обвинениями. Можно выработать общие правила – и придерживаться их неуклонно. Смотрите только, чтобы количество правил не вошло в противоречие с пунктом 6 (никакой бесконечности).

Сайт родителей детей с СДВГ

Фото Ивана Пономаренко

Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология