психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 7
Обложка номера
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Вербальный фрустрационный тест. Л.Собчик
Социальная психология
Идеобалипситер. А.Сосланд
Психотерапия
Пациентам о психотерапии. С.Белорусов.
Как отличить профессионального психотерапевта от шарлатана. Игумен Евмений
О поводах для обращения к психотерапевту. Игумен Евмений
Православная психология и психотерапия
Задачи пастыря и задачи психотерапевта. Игумен Евмений
Основные принципы пастырскй психологии и психотерапии. Игумен Евмений
Наше понимание Пастырской Психологии и Психотерапии. Игумен Евмений
Пастырское душепопечение и современная психотерапия. Пути интеграции. Игумен Евмений
Детская и педагогическая психология
Лесная школа. Коррекционные сказки. М.Панфилова
Вместе с ребенком против растяпства
Как привить ребенку любовь к чтению
Общая психология
Фактор стресса. А.Пономаренко
Существуют ли критерии нормальности. Игумен Евмений.
Психология здоровья
НЛП и здоровье. А. Пономаренко
Ответственность и болезнь. Игумен Евмений.
Что такое невроз. Игумен Евмений.
Психология взаимоотношений полов
Таинство венчания - брачный завет. Игумен Евмений.
Практика мотивации и управления персоналом
Возможный план работы в комплексе мероприятий по организационному развитию/коррекции деятельности организаций. С.Ликанов, А.Левицкий.
Возможные подходы к работе по развитию ТОП-менеджеров. С.Ликанов, А.Левицкий.
Психология в оргконсультировании. С.Ликанов.
Принципы эффективной системы компенсаций. В.Жданов
Программа оптимизации системы мотивации персонала. В.Жданов
Рекомендуемая литература по мотивации персонала. В.Жданов
Система мотивации. Техническое задание. В.Жданов




Московский психологический журнал. №7
НЛП и здоровье. А.С. Пономаренко

В данной статье рассматривается применение техник Нейро-лингвистического программирования (НЛП) для поддержания и укрепления здоровья человека.

Основная идея работы состоит в том, что человек может сам оказывать влияние на свое физическое здоровье: ваше тело является неотъемлемой вашей частью, а не чем-то таким, что время от времени заставляет вас болеть, и у него есть удивительная способность учиться и исцелять само себя. В наших телах таится огромный запас внутренних способностей поддерживать здоровье, который мы часто игнорируем, обращаясь за помощью в медицинский кабинет. Большая часть недомоганий проходит сама собой - некоторые исследования утверждают, что до 80%,- то есть, вы выздоравливаете сами, независимо от медицинского вмешательства.

В статье рассматриваются техники "якорения" и "временная линия" и способы их применение для поддержания здоровья.

В НЛП якорем называют любой вид, звук или прикосновение, которое включает некоторое психологическое состояние. Якоря возникают в результате повторения или ассоциации. Например, запах парфюма любимого человека, могут вызвать воспоминания о нем и о совместно проведенном времени.

Сила якорей основывается на нашей способности учиться, строя связи и ассоциации. Они облегчают наше поведение, не заставляя нас каждый раз обдумывать свои реакции. Звонок означает окончание школьного урока, поэтому все начинают собираться, даже если учитель еще не закончил говорить. Красный свет светофора означает требование остановиться. Возникнув однажды, якоря действуют автоматически.

В этом их достоинство и их опасность: достоинство - если мы используем их для позитивных состояний, и опасность - если они неосознанно погружают нас в негативное состояние. Для поддержания здоровья нужно остерегаться тех, которые погружают вас в негативные состояния, и лелеять те из них, которые вызывают позитивные.

Якоря могут быть как внешние, реально существующие, так и внутренние, только воображаемые. Например, достаточно только мысленно представить себе нарезанный на дольки лимон, чтобы вызвать усиленное слюноотделение. Мозг реагирует на якорь, приходит ли он снаружи или изнутри. Ваш мозг не воспринимает различий между телом и разумом.

Чем дольше вы думаете о чем-то, тем сильнее тело и разум реагируют так, как будто это на самом деле происходит. Подумайте о значении для здоровья этого простого эксперимента с воображаемым фруктом. То, о чем мы думаем, непосредственно действует на наше тело!!! Чем более живо мы себе представляем это, тем сильнее реагирует тело. Поэтому создание яркого, живого представления о собственном здоровье было бы полезным.

Якоря изменяют наше психологическое состояние, а состояния оказывают влияние на здоровье. Существуют подтверждения тому факту, что якоря могут непосредственно воздействовать на иммунную систему. Первое открытие в этой области положило начало новому направлению в медицине - психонейроиммунологии , - изучающему то, как наши убеждения, поведение и окружение влияют на иммунную систему.

В середине 1970-х психолог Роберт Адер в Университете Рочестера исследовал влияние психосоциальных факторов - поведения, убеждений и взаимоотношений - на здоровье людей. Адер проводил простые эксперименты типа "стимул - реакция" с крысами, пытаясь установить обусловленную реакцию тошноты на подслащенную воду. Крысы выпивали воду, а затем им вводили сильное лекарство, вызывающее тошноту. Одной попытки было достаточно, чтобы получить эффект. Вкус сахара означал тошноту.

Уже одной только подслащенной воды без дополнительной инъекции было достаточно, чтобы вызвать реакцию. Эта вода превратилась во вкусовой якорь для тошноты. Эксперимент имел абсолютный успех. Однако возникли некоторые побочные эффекты: многие крысы погибли. Адер не мог этого понять: они были здоровы и за ними неплохо ухаживали на протяжении всего эксперимента.

Ответ заключался в том веществе, которое вызывало тошноту -циклофосфамид. Это сильнодействующее лекарство не только приводит к рвоте,но и подавляет иммунную систему. И сахарная вода стала якорем не только длятошноты, но и для ослабления иммунной системы. Крысы научились ослаблять свою иммунную систему каждый раз, когда выпивали сахарную воду. Это делало их менее устойчивыми к действию инфекций, и они погибали в значительно больших количествах, чем ожидалось.

Точно пока не ясно, как эти результаты применимы к человеческому поведению, но смысл их удивителен. Они объясняют, каким образом негативные состояния превращаются в болезнь. Известно, что депрессия, одиночество, тревога и вражда могут нанести вред вашему здоровью. И якоря для этих состояний могут также закрепить ослабление реакций иммунной системы. Хорошие известия состоят в том, что этот механизм может работать и в другую сторону: позитивные якоря могут укреплять иммунную систему.

Как бы изменилась ваша жизнь, если бы вы могли слушать музыкальное произведение, смотреть на фотографию и не только чувствовать себя хорошо, но и знать, что вы укрепляете иммунную систему и тем самым делаете себя по-настоящему здоровым.

Чтобы расширить свои возможности в выборе эмоционального состояния, установите свои негативные якоря. Какие картинки, звуки, вкусы, запахи и прикосновения погружают вас в нересурсное состояние? (Раздражение, враждебность, депрессия, беспомощность, беспокойство или страх являются примерами нересурсных состояний).

Будет ли этим якорем плохая, дождливая погода за окном? Или плохое настроение близкого вам человека? Или, может быть, вид пыли на письменном столе, а для кого-то, банальный прыщик на носу послужит мощнейшим якорем, тем более если вам предстоит свидание или важная встреча? Выпишите все ваши негативные якоря, которые можете припомнить, на листе бумаги. Когда вы замечаете якорь, вы делаете важный шаг в направлении его ослабления.

Но что делать, если вы все-таки попались на крючок негативного якоря?
Существует два способа изменения нересурсного состояния, не используя пищу(шоколад, сладости, бананы, молоко - все эти продукты увеличивают содержание серотонина в крови, который оказывает расслабляющее и успокаивающее действие на организм), алкоголь и лекарственные препараты:
• изменить свою физиологию;
• изменить свое мышление.

Первая вещь, которую полезно сделать, когда вы оказались в нересурсном состоянии, заключается в том, чтобы немедленно начать делать что-то другое. Один из лучших способов - это изменить свое дыхание. В возбужденном состоянии дыхание становится частым, прерывистым, поэтому, чтобы успокоиться, надо начать дышать ме-е-едленно, делая глубо-о-окие вдо-о-ох ….и…вы-ыыдох… Юмор - лучший способ изменить состояние, он приводит в полный беспорядок ваше дыхание (и мышление) весьма приятным образом. Физическое движение - еще один прием изменения состояния. Хорошо действует прогулка и физические упражнения.

Каждому психологическому состоянии соответствует определенное состоянии тела.
Изменение физиологии приводит к изменению состояния. Быть может, поэтому, притворившись счастливым, мы можем получить реальный результат. Изменение мышления не будет работать до тех пор, пока оно не приведет к изменениям физиологическим - преднамеренным или нет, не имеет значения.

Иногда у нас возникают ситуации, когда необходимо самим и сразу построить ресурсное состояние. Например, если молодой человек хочет познакомиться с понравившейся ему девушкой, то ему важно в данной ситуации чувствовать себя уверенно. Поэтому ресурсным состоянием для него в данной ситуации будет уверенность в себе. Существует три способа произвольного создания необходимого вам ресурсного состояния:

Выберите ролевую модель.

Ролевой моделью может служить реальный человек или выдуманный персонаж. Выберите один или несколько персонажей, у которых есть те качества, которые вам хотелось бы иметь. Вообразите, что вы и есть данный персонаж. Скопируйте его походку, манеру говорить, сидеть. И действуйте так, как он по вашему мнению поступил бы в данной ситуации.

Физиология.

Действуя так, как будто у вас уже есть ресурсы, включите ресурсные ощущения. Ссутулившись, опустив глаза вниз, тяжело передвигаясь и вздыхая, вы, скорее всего, вызовете тяжелые мысли. А они еще более утяжелят ваши перемещения и усилят тяжесть размышлений. Этот порочный круг вы можете разорвать, поднявшись, посмотрев вверх, глубоко вздохнув и улыбнувшись. И
эти движения, вероятно, включат хорошие ощущения. То есть, в данном случае мы идем в обратном направлении - от физиологических проявлений нужного нам психологического состояния к самому состоянию.

Продемонстрируем действие этого приема на конкретном примере. Например, некоего Васю Пупкина уволили с работы, и он уже в течение месяца безрезультатно пытается найти себе новое место работы. Он побывал за это время на шести собеседованиях в различных компаниях, но везде получал отказ. С каждой неудачей его надежда найти достойную работу тает на глазах, он становится все более неуверен в себе, кроме того, Василий находится в тяжелом материалом положении. Да и на личном фронте не все о'кей.

И вот Вася получает приглашение на очередное собеседование в одну очень солидную фирму, где ему предлагают хорошо оплачиваемую и интересную работу по его специальности. В каком настроении поедет В.П. на собеседование догадаться несложно…

Во-первых, он будет сильно волноваться и переживать, что вполне объяснимо в данной ситуации.

Во-вторых, его настроение будет представлять собой попеременную смену эйфорического воодушевления по поводу того, что на этот раз ему повезет, что это и есть его шанс, и депрессивного уныния и разочарования, что ему в очередной раз откажут и не судьба ему найти нормальную работу…

И как правило случается в подобных ситуациях, когда Вася окажется в офисе потенциального работодателя, его настроение будет находиться в депрессивной фазе. В результате работодателю представиться не очень лицеприятная картина взволнованного, неуверенного в себе, отчаявшегося и потерявшего всякую надежду найти работу человека, который всем своим видом говорит: "Мне уже столько раз отказывали в работе, будьте так любезны, откажите и вы, чтобы в очередной раз закрепить мое представление о себе как о неудачнике".

Что можно посоветовать Васи в его ситуации?

Во-первых, раз и навсегда запомнить один из основных принципов НЛП: "Не бывает поражений - бывает только обратная связь". Любые свои неудачи и поражения нужно принимать с благодарностью от судьбы, так как они дают нам возможность учиться, самосовершенствоваться и становиться лучше. Отказали Васе шесть раз, а он нос повесил, комплексом неполноценности обзавелся, а ничего полезного для себя не извлек. А надо было проанализировать в каждом случае, что он сделал не так, как себя неправильно повел, почему его не взяли.

Можно было даже спросить у работодателя причину отказа, только не со злостью и раздражением, а доброжелательно, пояснив, что его мнение может помочь при дальнейшем поиске работы. Потом надо помнить, что работодатель живой человек со своими "прибамбасами", и вы можете не подойти ему не из-за низкой квалификации или личных качеств. Причиной отказа, например, может послужить неблагозвучность, по мнению работодателя, вашей фамилия (как у Васи, - Пупкин) или ему может не понравиться форма ваших ушей.

А теперь самое важное - создать благоприятное ресурсное состояние, чтобы произвести на работодателя впечатление уверенного в себе, спокойного человека, ценящего себя как специалиста, знающего себе цену и общающегося на равных, партнерских позициях, а не заискивающего попрошайки, которому очень нужны денежки. Вася уже выяснил причины своих прежних неудач и на этот раз он все учел. Поэтому прежний негативный опыт теперь должен его только поддерживать и вселять еще большую уверенность в предстоящем успехе. На собеседовании Васе надо вести себя так, как будто его уже взяли (т.е. создавать позитивный образ будущего), а если и не возьмут, то ничего ужасного не случиться, он жалеть не будет и уж тем более этот отказ никак не отразиться на его самооценке.

"Якорение" ресурсного состояния.

Первое, что необходимо сделать, это выбрать тот ресурс, в котором вы нуждаетесь (например, чувство уверенности в себе), но к которому у вас пока не прямого доступа (то есть вы не можете его произвольно, по собственному желанию вызывать у себя в необходимой ситуации). Далее вспомните, было ли в вашей жизни время, когда вы имели тот ресурс, о котором идет речь. Пусть непродолжительное время, или ресурс был не очень выражен.

В нашем случае, припомните ситуацию, в которой вы вели себя как уверенный в себе человек. Если такие случаи были, то вспомните это время хорошенько, представьте, что вы отправились в свое прошлое и прямо сейчас переживаете те чувства, которые у вас были тогда, когда вы имели доступ к ресурсу. На пике воспоминаний установите якорь, лучше кинестетический, то есть коснитесь рукой, например, колена или подбородка. На самом деле, не важно, какого места вы коснетесь, важно, что с этого момента в этом месте будет находиться якорь нужного вам ресурса. И вы имеете к нему свободный доступ тогда, когда вам это нужно. Если вы пожелаете, вы можетесделать еще и следующее.

Например, вы знаете, что ресурс вам необходим тогда, когда вы приходите на прием к своему начальнику. Можно сделать так, что его лицо или вид его кабинета будут вызывать ресурс. Для этого представьте, как выглядит его лицо или кабинет и когда образ будет ярким и четким, коснитесь якоря. Повторите раз пять это упражнение: представьте образ - коснитесь якоря - отвлекитесь. С этих пор тот образ, который вы выбрали, будет сам по себе запускать нужный вам в этот момент времени ресурс.

Если в вашем личном опыте нет ни одного воспоминания о том, что этот ресурс был у вас в прошлом, но вы уверены в том, что это возможно, что у кого-то этот ресурс есть, пусть это даже литературный герой. В этом случае вам нужно представить, как бы вы себя почувствовали, если бы у вас появился необходимый ресурс и закрепить при помощи якоря возникшее чувство, если, конечно, вы были удовлетворены им.

Вторая техника, которая здесь рассматривается, называется техника "временной линии". Но перед тем как дать описание приема и рассказать о том, как можно применять его в отношении здоровья, необходимо ввести еще одно понятие из области НЛП - субмодальность.

Все те различия, которые мы обнаруживаем во внешнем мире с помощью своих органов чувств, мы можем найти и во внутреннем мире. Различия во внутренних картинках, звуках и ощущениях называются субмодальностями. Это качественные характеристики нашего внутреннего мира, мельчайшие кирпичики, из которых строится наш опыт.

Цвет и движение являются примерами визуальных субмодальностей - две характеристики внутренних картинок. Громкость и направление являются примерами аудиальных субмодальностей, а температура и давление - это кинестетические субмодальности.

Субмодальности - это способ кодирования опыта. Все наши воспоминания, надежды, убеждения и опасения имеют субмодальную структуру. Если мы изменим субмодальности, мы изменим структуру своего опыта и вместе с ней его смысл.А когда изменится смысл, наши внутренние реакции тоже изменятся.

Субмодальности также имеют важное значение при структуризации наших воспоминаний о прошлом, а также представлений о настоящем и будущем. Как вы узнаете, что какое-то событие произошло вчера, а не пять дней назад? Вы просто оформляете их разными субмодальностями.
У многих людей образы прошлых событий находятся слева, настоящее - прямо перед ними, а будущее уходит вправо. Эта линия получила название "сквозь время". Другие прошлое воспринимают позади себя, будущее перед собой, а сами находятся в настоящем. Это называется "вдоль по времени".

Линии времени удивительны. В качестве инструмента терапии они имеют самые разнообразные применения. Для здоровья очень важно уметь видеть будущее, которое устремляет вас вперед. Насколько далеко распространяется ваше представление о будущем и насколько привлекательным оно выглядит?

Работа с временной линией очень важна для серьезно больных пациентов, потому что надежда возникает из способности "видеть" будущее и наводить порядок в прошлом.

Далее приводится одно очень полезное и эффективное упражнение, основанное на использовании субмодальностей и временной линии. Оно позволит вам более ясно и четко представить образ "себя здорового", разместить его на линии времени в будущем, и, сравнив с образом "я - настоящее", понять, чего не хватает последнему и над чем следует работать:

Вообразите себя здоровым - по-настоящему здоровым. Увидьте себя как бы со стороны. Что вы видите? Не имеет значения, что конкретно вы делаете в этой картинке, поскольку вы знаете точно, что это настоящее здоровое состояние. Вы можете просто "светиться здоровьем".

Определите визуальные субмодальности и поэкспериментируйте, изменяя картинку так, чтобы сделать ее еще более выразительной, изображающей действительно пышущее здоровье.

Например, если ваша картинка цветная, поменяйте ее на черно-белую, или наоборот.
Что выглядит более привлекательным?
Если ваша картинка в рамке, уберите ее.
Если она не имеет границ, вставьте ее в рамку.
Как при этом изменяются ваши ощущения?
Поэкспериментируйте с разными субмодальностями и сохраните все изменения, которые усилили приятные ощущения от улучшенной картинки.
Теперь прислушайтесь к любым звукам, которые звучат в этомвоспоминании.
Поэкспериментируйте с аудиальными субмодальностями. Сможете ли вы усилить приятные ощущения, изменяя то, что вы слышите?
Сохраните те изменения, которые вам понравятся.
Ассоциируйтесь с картинкой. Вы можете сделать это либо мысленно войдя в
свой образ, либо поместив этот образ внутрь себя. Проверьте свои ощущения.
Является ли это состояние настоящим здоровьем? Можете ли вы как-то улучшитьего?
Если можете, выйдите снова из образа и продолжайте экспериментировать с
субмодальностями, пока не получите вполне удовлетворительный образ.
Когда вы почувствуете удовлетворение, вы найдете то, что для васозначают слова "быть здоровым" на уровне субъективного опыта,- вы превратилислова в реальность.
Следующий шаг заключается в том, чтобы разместить эту диссоциированнуюкартинку (диссоциированная картинка - это картинка, на которой вы видите себя со стороны) на своей временной линии и оставить ее там.

Представьте себе, что ваша временная линия растянулась перед вами.

Возьмите свою картинку и связанные с ней звуки и установите их на будущей части своей временной линии.
Как вы чувствуете себя?
Как вы относитесь к своему здоровому будущему?
Насколько реально и привлекательно оно выглядит?
Как далеко в будущее вы поместили картинку?
Может ли что-то помешать вам достичь этого будущего?
Поэкспериментируйте, поместив картинку в будущую часть своей линии времени.
Удалите ее на одну неделю от настоящего.
На один месяц.
На один год.
На три года.
На пять лет.
Как изменились ваши реакции?
Какие отношения вы хотели бы установить с этим здоровым будущим "я"?
Притягивает ли оно вас?
Какие шаги вам необходимо предпринять, чтобы достичь этого будущего?
Что бы вы сказали своему будущему "я"?
Какие вопросы задали?
Теперь пойдите и станьте своим будущим.
Ассоциируйтесь со своим будущим "я" (то есть войдите в созданный вами образ "я-здоровый" и посмотрите на мир из этой позиции).
А сейчас это будущее "я" смотрит назад, на свое настоящее "я".
Что вы чувствуете?
Какой совет вы могли бы дать своему настоящему "я", чтобы оно смогло достичь той точки, где вы стоите?
Какие ответы вы бы дали на те вопросы, которые перед вами поставило ваше настоящее "я"?
Какие вопросы вы сами задали бы ему?
И наконец, отойдите в сторону и встаньте так, чтобы видеть одновременно и будущее "я", и настоящее "я".
Какова связь между ними?
Чему вы можете научиться у них обоих?
Вернитесь снова в свое настоящее.

Это очень сильное упражнение. После него понятие "быть здоровым" станет для вас необыкновенно реальным.

С помощью репрезентативных систем и субмодальностей вы сможете тонко настроить и оформить свое представление о здоровье точно в соответствии с тем, чего вы хотите. Разместив его на своей временной линии в будущем, вы начинаете строить взаимоотношения между настоящим "я" и тем "я", которым вы хотите стать. Вы можете увидеть, что требует изменений и как следует начать.

Фото Анастасии Белевич.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология