психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 2
Обложка номера
Советы родителям и педагогам
"Запретный плод сладок", или как правильно родителям что-либо запрещать ребенку. А.Пономаренко
Потому что потому всё кончается на "у". В. Белянин
Психолингвистика
Лингвистический шок. В.Белянин
Психология влияния и психологического насилия
Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой Е.Волков
Преступный вызов практической психологии Е.Волков
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Психология индивидуальности. Теория и практика. Введение. Л.Собчик
Графические репрезентации гендерных отношений. И. Куприянова
Связь предпочтения цвета с Я - концепцией П. Яньшин ,К. Андреева
Универсальный метод изучения школьной адаптации. П. Яньшин
Психология цвета
Цвет как фактор психической регуляции В.Яньшин
Психиатрия и медицинская психология
Влияние стресса на здоровье. С,Копонев
Психотерапия
О некоторых методиках терапии творчеством в терапии творческим самовыражением. М.Бурно.
Наркомания - болезнь безответственности. С. Копонев
Психология бизнеса
Вам нужен психолог. Для чего. Е. Собчик
К вопросу о профессионально-важных качествах рекрутера. Бурякова Е.С.
Вас назначили начальником. Е. Собчик
О проблемах создания корпоративной культуры в российских компаниях. Е. Собчик
Психология женского обаяния
Школа для гетер. Е. Собчик
Жизнь без комплексов. Лора Мишина
Публицистика
Тварь я дрожащая, или право имею? С. Копонев
Педагогическая психология
НЛП - подходы в педагогическом процессе обучения студентов. Саушева В.А., Шашурин П.И.





Московский психологический журнал. №2

Наркомания - болезнь безответственности. С.Копонев

Наркомания - это большая социальная проблема, беда многих молодых людей и их семей, беда государства. Существует много программ, призванных помочь попавшим в эту беду преодолеть зависимость от наркотиков. О некоторых из них - центре «Кундала» Якова Маршака, школе «12 шагов», программе «Нарконон» - уже многим известно. Сегодня мы знакомим читателей с подходом к реабилитации наркоманов, разработанном на основе целостного социально-педагогического подхода и трансперсональной психологии и, в частности, с интегральной методикой, применяемой представителем этой школы ведущим специалистом НПЦ «Национального бюро по наркотикам» психологом Сергеем Викторовичем Копоневым.

Пишет Валентина Ефимова-Яраева:

С Сергеем Копоневым я знакома давно: в одном из очерков я рассказывала о его пути к физическому здоровью через духовное оздоровление. В свое время он был довольно преуспевающим бизнесменом и вел образ жизни, свойственный многим людям этого круга. То есть, сосредотачивался исключительно на материальных вещах, не допускал физических нагрузок, сытно ел, снимал стрессы с помощью азарта и алкоголя. В результате в тридцать с небольшим лет заимел вес в 115 кг, грыжу межпозвоночных дисков, воспаление седалищного нерва и массу других болезней, из-за которых даже потерял способность нормально двигаться. Ни новейшие методики, ни самые дорогие препараты облегчения не приносили. Прогресс наметился лишь тогда, когда он провел курсы очищения организма, слава богу, в то время появились правильные книги. Он похудел, стал двигаться, но самое большее расстояние, на которое Сергей смог передвигаться без боли, было метров двести.

В чем дело? - задался он вопросом. Прочитав много книг по оздоровительной и духовной тематике, понял, что без «чистки» сознания, то есть серьезной работы над собой на духовном уровне, телесное очищение не будет до конца эффективным.

Человеческая жизнь не совместима с бессмертием - говорит Сергей Копонев и любое состояние сознания человека предполагает определенный набор болячек и если изменить состояние сознания человека, сместить его точку сборки, можно поменять и его набор болячек, на другой, но уже с которыми можно нормально жить.

Таким образом, поняв это, Сергей обратился к дыхательным методикам ребефинга и холотропного дыхания, которые действительно изменили его сознание, и помогло Сергею разобраться с теми скрытыми зажимами и комплексами, которые существовали на подсознательном плане и обусловливали стойкие, не поддающиеся никакому лечению, хронические боли.

Во время сеансов трансового дыхания я понял, что расширение границ обыденного сознания, трансформация наших глубинных переживаний в необычные яркие образы и сильнейшие экстатические ощущения резко активизируют деятельность эндокринной системы, - рассказывал мне Копонев. - Начинается усиленно вырабатываться эндорфины - внутренние наркотики - «гормоны счастья». Проникая во все ткани организма, они наполняют его ощущением радости, спокойствия, гармонии.

Тогда и пришла к нему мысль, что если обучать молодых людей подобным методикам, стимулирующим выработку своих естественных эндорфинов, то они бы не тянулись к химическим наркотикам, дающим на первых порах эйфорию ощущений, а потом быстро приводящим к привязанности, отупению и деградации.

Победив мучающие его болезни, Копонев круто изменил свою жизнь: оставил занятия бизнесом и стал углубленно изучать духовные практики. Побывал в Непале, Индии. Проживая в Голландии, ознакомился с нетрадиционными подходами к лечению наркомании. Для того, чтобы глубже понять изменения, происходящие в сознании наркоманов, проэкспериментировал даже с применением различных наркотических веществ на себе, поняв, что они все разные и что подходить к реабилитации нужно дифференцированно. После окончания института психологии и Трансперсонального института под руководством В. Майкова, учеником основателя трансперсональной психологии Станислава Грофа, Сергей стал практиковать как психолог этой школы. В последние годы он весьма успешно применяет комплексную систему, включающую реабилитацию наркоманов с помощью глубинных методик расширенного состояния сознания и реконструкцию личности через пребывание до года в спецкоммуне.

Его целостным подходом заинтересовались в разных регионах страны, и Копонев теперь часто ездит в другие города применять свой опыт и приобретать новый. В период между его командировками я встретилась со своим старым знакомым и расспросила его о сегодняшней работе.

Картография человеческого сознания.

Сначала мы вели речь о сущности трансперсональной психологии, о том, чем отличаются ее подходы от привычной для нас психотерапии.

Сергей Копонев объяснил, что если психотерапевт стремится воздействовать на поведение и настроение человека через его мышление, и общается с пациентом при помощи слов, вербально, то трансперсональный психолог пытается вскрыть и аспекты подсознания, которое, как известно, в обыденной жизни у нас задействовано минимально. При этом он не пытается понять проблемы и не пытается интерпретировать переживания клиента, ибо знает, что тонкие ощущения невозможно точно передать словами, ведь «мысль изреченная есть ложь». Психолог трансперсональной школы, это эмпирический психолог. Применение таких глубинных практик как психодинамические упражнения, медитация, холотропное дыхание, ребефинг и погружение человека в глубины подсознания позволяет выявить и убрать скрытые стрессы и неработающие стратегии выживания десятилетней давности. То есть, психолог не навязывает своих взглядов, он даже их не обнаруживает, а просто выступает проводником на пути открытия нового мировосприятия. Он помогает воссоединить в одно целое, или интегрировать рождающиеся во время сеансов переживания. Так происходит глубокое физическое и эмоциональное раскрытие, человек как бы заново перерождается, изменяется его сознание, благодаря чему снимаются психосоматические хронические проблемы, беспокоящие человека в обыденной жизни.

Для интеграции переживаний важно обозначать те этапы, на которых находится личность в своем развитии. В трансперсональной психологии пользуются своеобразной схемой, называемой «картографией сознания».

- Это как карта для путешествия за открытием своего «я» и своих комплексов, приводящим к болезням и пагубным пристрастиям, - объясняет Сергей Копонев. - Картография является голографическим отражением развития сознания человека до и после его рождения и смерти. Пусть это не удивляет материалистически настроенных людей - трансперсональная психология вслед за православием, буддизмом и другими религиями признает идею бессмертия души и ее многократного воплощения. Наша практика показывает, что многие комплексы создаются не только обстоятельствами текущей жизни, но и образуются на перинатальном уровне, - в период внутриутробного развития, или даже на трансперсональном уровне, переходят из прежней жизни человека или передаются ему предками через генетический код как их «грехи» или «карма».

Картография сознания схематично представлена тремя овалами, похожими на лепестки и соединяющимися в одной точке, обозначающей моменты рождения и смерти человека на разных его уровнях. Верхний лепесток олицетворяет земное развитие личности - период младенчества, отрочества, зрелости и сопутствующие им кризы в сознании: так называемые оральный, анальный, фаллический, период нарциссизма и т.д., далее становления социализированной личности, кризис среднего возраста и этап развития сверхсознания, достигаемого лишь единицами просветленных людей.

Нижний левый лепесток отражает «мытарства» души после смерти, заканчивающиеся в центральной точке новым земным воплощением в том качестве, которое наработал сам человек в своей предыдущей жизни.

Нижний правый лепесток обозначает процесс внутриутробного развития, как он видится с позиций созданной Станиславом Грофом теории четырех перинатальных матриц. Первая означает спокойное состояние плода в материнской утробе, вторая - начало родовых схваток при закрытых родовых каналах и сопутствующий им кризис без перспективы. Третья перинатальная матрица - это начало родов, кризис с перспективой, появляющейся благодаря открытию родовых путей. И четвертая - рождение ребенка, выход его в совершенно новую среду, переход на новый тип дыхания, что также несет много подсознательных стрессов.

Где истоки хронических проблем

Практика трансперсональной психологии показывает, что многие психосоматические расстройства ведут начало, в частности, от «застревания» на второй или третьей перинатальных матрицах. В одном случае люди могут быть подвержены тихой вялотекущей депрессии, в другом - маниакальной. Соответственно этому обнаруживается и определенное тяготение к типу наркотиков. Если ребенок рождался тяжело, он может «застрять» на второй матрице, что будет формировать его тяготение к опиатным наркотикам, героину, методону, словом, к тихому самоубийству. Такие люди инстинктивно стремятся уйти от переживания кошмара удушья, которое запечатлело их подсознание в момент родовых схваток, в спокойное растительное состояние первой матрицы, - делится наблюдениями Сергей Копонев. - У кого наиболее травматичным был период движения плода по родовым путям, те подсознательно стремятся к активному действию, к выходу, и потому тяготеют к стимулирующим наркотикам типа «винта», амфетаминов, кокаина и т.д. и

Таким же образом и психические травмы, полученные в младенчестве, в детстве, приводят к формированию комплексов, которые рано или поздно проявляются какими-то патологиями. Например, в «оральный» период маленький человек познает мир и развивает свое сознание через сосательный рефлекс, - тащит в рот все, что попадется. На следующем этапе, обозначенном как «анальный», младенец проявляет интерес к содержимому своего горшка, даже пытается ощупать его, испачкать им себя. Жесткое противодействие родителей этим естественным стремлениям откладывается в подсознании как зажим, комплекс.

Зато когда, подрастая, малыш вступает в период «нарциссизма», самолюбования, старшие начинают усиленно потакать его желанию обращать на себя внимание, красоваться, наряжаться.

Отсюда также проистекают различные перекосы в развитии сознания. Комплексы, заложенные в раннем возрасте, усугубляются ошибками, противоречиями между родителями относительно воспитания взрослеющего ребенка или тем более, отсутствием такого воспитания. По наблюдению Сергея Копонева, чаще всего наркоманом становится ребенок, родители которого подавляют его волю, не стараясь воспитать самостоятельность, или чрезмерно балуют, не заботясь о том, что вознаграждение должно быть получено за добросовестное выполнение каких-то обязанностей. По-другому, наркомания - это хроническое заболевание отсутствия ответственности не только в отношении с социумом, но прежде всего, в отношении самого себя.

Причина подростковой наркомании - это нравственный инфантилизм, безответственное отношение к своей жизни, своему космическому проекту духовного самосовершенствования, который определяется каждому человеку, - говорит Копонев. - Когда отсутствие ответственности стыкуется со скрытыми подсознательными комплексами, подросток инстинктивно хочет уйти в другое состояние.

Таким образом, безответственность нашего общества, ломка всех традиций, бездуховность и постоянные эксперименты в нашей истории привели к формированию и рождению безответственного, лишенного духовных корней общества. Наркомания - это «рак души», и оно весьма заразно, люди же, не наделенные иммунитетом от безответственности, беззащитны перед этой заразой. Для старшего поколения этим вирусом безответственности был алкоголь, молодое поколение «бунтарей наоборот» уходит в виртуальный обман, в наркотическое опьянение. Есть спрос, есть предложение, и наркотики можно найти и в подворотне, и на дискотеке, и купить очень дешево, а иногда и вовсе попробовать бесплатно. Так многие ребята и «садятся» на героиновую иглу, разрушая здоровье и сознание.

Коварна роль «травки» и других психоделических наркотиков, продолжает Сергей. - Наслышавшись о «магических» грибах Кастанеды и других шаманских «штучках», совершенно незрелый ни физически, ни энергетически, ни тем более, духовно и социально, 14-16-летний подросток приоткрывает дверь в мир новых сильнейших ощущений. В мистических и духовных практиках психоделики действительно использовались и продолжают использоваться в ритуалах, которые проводят посвященные люди, шаманы, обладающие сверхспособностями и необычайной психической энергией. Они знают, как вводить человека в состояние транса и выводить из него. А подросток под воздействием наркотиков открывает дверь в тот мир, который обозначен картографией как этап развития сверхсознания, закрытого для основной массы неподготовленных людей. И вскоре из этих незнакомых дверей начинает веять страшным холодом. Одураченный подросток не понимает, почему ему становится так неуютно, так плохо, почему его, как говорят наркоманы, начинает «колбасить». Он пробует другой наркотик, например героин, который временно снимает страх, повышает дозы, стремясь уйти от мучительных ощущений, и так постепенно загоняет себя в тупик зависимости, откуда живым и здоровым выйти очень трудно.

Умереть, что бы родиться заново.

По глубокому убеждению Сергея Копонева, из этого тяжелейшего состояния молодого человека никакими словами и увещеваниями не вытащить: он всех будет «отправлять подальше» или изощренно лгать, изворачиваться, продолжая «сидеть на игле» - наркоманы, как известно, самые умелые манипуляторы. Да и что мы можем сказать молодым людям, когда наша жизнь у самих не сложилась, какими достижениями мы можем гордиться.

Нельзя вылечить пристрастившегося к наркотикам и методами детоксикации, которые не затрагивают сознание больного, причины зависимости. Сергей Копонев иронизирует, говоря о двух способах лечения наркозависимости. Первое - это «лечение наркомана от наркотика» и второе «это лечение родителей от денег». В основном вторым видом лечения все и ограничивается. С другой стороны, появились изуверские попытки заблокировать сознательную память о наркотической эйфории путем хирургического вмешательства - удаление центра удовольствия мозга вообще губительно, по мнению Копонева. Испытывать удовольствие совершенно необходимо человеку, ибо оно, будучи обратной стороной боли и других неприятных ощущений, нейтрализует их. Человек с удаленным центром удовольствия - по сути «зомби».

Коммуна «Республика Шкид»

Из выше сказанного на первом этапе в работе с наркозависимыми, по убеждению Сергея Копонева, необходима работа по социализации наркомана, работа по недоразвитой составляющей его личности - ответственности. Ответственности в социуме и ответственности за свое здоровье и развитие своего сознания.

В этой безрадостной картине утешением может служить только одно: причиной наркомании является не наркотик как таковой, а чаще всего социально-психологические и психологические проблемы человека, но тут... Все определяют способности решать эти проблемы, т.е. перед нами уже вопрос не физиологии, а личности. И поэтому очень важно научить подростка ответственности, и, прежде всего, за свою жизнь . Научить правильно относиться к своим даже самым тяжелым и самым сложным жизненным событиям до того, как они наступят. Поэтому, научившись видеть в возникающих проблемах не беспощадного врага, а бесстрастного строгого учителя, испытывающего тебя на жизнестойкость, возникает возможность даже в самых невыносимых обстоятельствах личностно развиваться. Научиться этому трудно, но именно в этом может помочь коммуна «Шкидовского» типа. Время лечит, оно само по себе позволяет разорвать рефлекторные связи. Длительный отрыв (до года) от болезнетворных общественных и микросоциальных отношений наркосреды, погружение в искусственно созданную, простую, честную и реальную среду создает возможности для внутреннего роста, появления самоуважения и приобретения необходимых социальных навыков. Происходит реконструкция личности, его, если хотите, взросление. Именно в создании коммун Макаренского типа и видит Сергей Копонев первоочередную задачу по решению проблемы наркомании, где можно было бы параллельно проводить работу по глубинному вскрытию причин наркомании средствами трансперсональной психологии. Через личностный опыт осознания собственных комплексов, «переживания своих переживаний» молодой человек как бы «умирает» в старом своем качестве и возрождается в новом качестве, к новой жизни. В эти моменты у него пробуждается спокойствие, уверенность и чувство ответственности за себя, - говорит Сергей и, таким образом, побывав на грани жизни и смерти, обновленным возвращаясь в семью, такой молодой человек способен удочерить (усыновить) своих родителей.

Я попросила его познакомить меня с ребятами, которые прошли такой путь возрождения, и наша встреча состоялась. Скажу сразу же, если бы я не знала об их недавнем сильнейшем пристрастии, я бы никогда не догадалась, что двое симпатичных молодых людей и милая девушка с ясными глазами находились, по сути, уже в пропасти.

Один из парней, Денис, рассказал, что попал к Сергею Викторовичу после нескольких курсов лечения в наркологических диспансерах, куда его «сдавали» родители. Воровал и отдавал за «дозу» вещи из дому, скитался по подвалам. Понимал, что его жизнь уже кончена, и на холотропную сессию шел больше по инерции. Но именно там он испытал очищающий катарсис: после переживания мучительной смерти от удушья Денису явился некто неземной. Он ласково и сильно поднял его из темноты, подвел к свету и сказал: «Я твой ангел-хранитель, и я с тобой, поэтому ты возродишься».

- Я вышел из сеанса со слезами счастья. Никогда не думал, что способен на такое чувство, - признался Денис. И рассказал, что после этого желание окунуться в духовные практики целостного состояния стало сильнее наркотиков. Дальнейшая работа по программе - интеграция переживаний, тренинг мышления, обучение ощущению жизни «здесь и теперь» углубили его перерождение. Оно продолжается и теперь во время общения с психологом-наставником и новыми друзьями, которые так же, как и Денис, хотят вырваться из плена наркотиков. На данный момент ремиссия Дениса 2,5 года.

Если Дениса притянула к наркотикам улица, то Лену - психологическая неустойчивость в семье. Отец, занимавший высокую должность, слыл очень властным, мать, наоборот, пыталась смягчить суровость отца и проявляла неоправданную податливость. Вырастая в состоянии такой неуравновешенности, девочка в шестнадцать лет стала употреблять наркотики. Когда ее привели к Копоневу, она была в грязной фуфайке, с раскрошенными зубами, «съеденными» за три года употребления героина.

Сергей, не ограничиваясь своими сеансами, возил Лену на тренинги к коллегам по разным направлениям трансперсональной психологии. Процесс ее обновления шел нелегко, но поступательно. Она уже собиралась поступать на работу, и вдруг пропала из поля зрения. Оказалось, сорвалась из-за стресса, - во время медкомиссии обнаружилось, что она - носитель ВИЧ-инфекции. Однако Сергею удалось поднять девушке дух, убеждая, что с ВИЧ-инфекцией можно жить и не заболеть СПИДом, зато наркомания уничтожит ее за несколько лет. С той поры прошло уже три года, и Лена считает, что ее горе уже в прошлом.

Я спросила Сергея, каждому ли наркоману помогут методики расширения сознания? Он ответил, что истинная трансформация мышления происходит только у того человека, который уже ощутил невозможность жить в состоянии нарастающей деградации. А к этому ощущению его нужно подвести через обстановку и окружение. Поэтому надо лечить и родителей, которые являются созависимыми с ребенком-наркоманом. Словом, о более широком воздействии транперсональной психологии, несмотря на ее интимность, можно говорить в рамках общественной работы по борьбе с наркоманией.

Системная болезнь века

Копонев считает, что если алкоголизм стал тяжким недугом безответственности людей двадцатого века, то наркомания является системной болезнью нового поколения XXI века, - героин и другие сильнодействующие вещества, изменяющие состояние сознания, уже обречены на существование рядом с человеком. Уничтожить или запретить их не удастся, поэтому с ними можно только «договариваться». Помимо борьбы с наркоманией, и преследованием статьями уголовного кодекса, государству необходима национальная духовная идея, необходима мощная пропаганда по профилактике наркомании, необходимо создавать общегосударственные реабилитационные коммуны по реконструкции личности наркомана, т.е. прививание ему чувства ответственности.

В плане создания коммун Копонев видится нечто вроде «Республики Шкид» - объединений, которые повсеместно создавались в нашей стране после гражданской войны для противодействия детской беспризорности. Нарастающая наркомания ничуть не легче, чем беспризорность, тем более, что наркоманы становятся сегодняшними беспризорниками.

В «республиках Шкид» необходим суровый дух справедливости, устанавливаемой самим обществом под контролем педагогов. В «коммунах», объединяющих наркоманов, которые начали бороться со своим пристрастием, (такие своеобразные добровольные диспансеры уже существуют в США, Испании, Германии, Польше, в России, Украине и в Белоруссии), не разрешают нарушать организационные принципы, хитрить и обманывать - психология наркомана здесь понятна каждому. Сергей Копонев видел это в тех «коммунах», куда его приглашали поделиться своим опытом: в белорусском Солнечногорске, в Хмельницком на Украине. Используя свои связи, Сергей Копонев часто сам отсылал московских ребят в реабилитационные коммуны Испании, Польши, Белоруссии и Украины.

Таким образом, наблюдая за деятельностью реабилитационных организаций, он пришел к выводу, что программа полной реабилитации наркоманов должна включать несколько этапов.

Первый этап - это правильная детоксикация т.е. выведения наркотиков и продуктов их распада из соединительной ткани организма. То есть, не фармакологически подавлять симптомы отмены (ломки), а очищение организма от причины ломки, т.е. от наркотиков.

Второй этап - это прививание ответственности, социальное доразвитие или исцеление от вранья и манипуляций на основе волевого коллективного и эмоционального самопринуждения в таких стационарных учреждениях коммунного типа, где наркоманы находились бы до года.

Третий этап - очищение сознания с помощью глубинных психотехник трансперсональной психологии. И научение получения удовольствия здоровыми способами.

Четвертый этап - научения получения удовольствия, или по другому, повышение и стабилизация гормонального статуса по выработке внутреннего гормона счастья - эндорфина, но уже не через наркотик, не с извне, а через дыхательные практики и психодинамические упражнения.

Пятый параллельный этап - работа с родителями наркомана, как с созависимыми. В первую очередь в виде консультаций, так что бы их больше не «лечили на деньги», чтобы они разобрались в предлагаемых реабилитационных программах и выбрали бы для своего чада наилучшую. Так же работа с их сознанием. Нет ничего случайного, и что произошло у них в семье тоже не просто случайность, значит, дело к тому и шло.

Шестой этап многолетний, - это организация трудоустройства, социальной помощи и юридической защиты молодых людей через закрытый клуб поддержки бывших наркоманов.

Такая система должна быть развернута во всех регионах. Но для того, что бы эта система была бы развернута, необходимо лечить государство...

- Ну а вообще массовое наступление наркомании можно остановить только массовым отпором самой молодежи, я бы сказал - развитым многоуровневым маркетингом, заключил Сергей Копонев. И, заметив мое удивление, объяснил:

Популярная во всем мире система многоуровневого маркетинга в свое время с большим эффектом была применена для распространения героина на улицах Нью-Йорка. Сегодняшний наркобизнес также представляет собой гигантскую пирамиду. Ее можно опрокинуть только аналогичной пирамидой. Необходимо повсеместно создавать коммуны реабилитации, клубы профилактики, протестующие против наркомании среди молодых людей. В первую очередь, это бывшие наркоманы, которые по цепочке, один через другого, будут передавать условия выхода из тупика. Только таким образом, можно прийти к какому то равновесию, гомеостазу. Я даже эмблему придумал для этого движения - змея (как символ наркотиков), поедающая свой хвост…

Валентина Ефимова-Яраева


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология