психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 2
Обложка номера
Советы родителям и педагогам
"Запретный плод сладок", или как правильно родителям что-либо запрещать ребенку. А.Пономаренко
Потому что потому всё кончается на "у". В. Белянин
Психолингвистика
Лингвистический шок. В.Белянин
Психология влияния и психологического насилия
Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой Е.Волков
Преступный вызов практической психологии Е.Волков
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Психология индивидуальности. Теория и практика. Введение. Л.Собчик
Графические репрезентации гендерных отношений. И. Куприянова
Связь предпочтения цвета с Я - концепцией П. Яньшин ,К. Андреева
Универсальный метод изучения школьной адаптации. П. Яньшин
Психология цвета
Цвет как фактор психической регуляции В.Яньшин
Психиатрия и медицинская психология
Влияние стресса на здоровье. С,Копонев
Психотерапия
О некоторых методиках терапии творчеством в терапии творческим самовыражением. М.Бурно.
Наркомания - болезнь безответственности. С. Копонев
Психология бизнеса
Вам нужен психолог. Для чего. Е. Собчик
К вопросу о профессионально-важных качествах рекрутера. Бурякова Е.С.
Вас назначили начальником. Е. Собчик
О проблемах создания корпоративной культуры в российских компаниях. Е. Собчик
Психология женского обаяния
Школа для гетер. Е. Собчик
Жизнь без комплексов. Лора Мишина
Публицистика
Тварь я дрожащая, или право имею? С. Копонев
Педагогическая психология
НЛП - подходы в педагогическом процессе обучения студентов. Саушева В.А., Шашурин П.И.





Московский психологический журнал. №2

Графические репрезентации гендерных отношений: опыт применения модификации методики "Рисунок человека" для диагностики характеристик гендерной идентичности
И.Куприянова

Тест "Рисунок человека" является проективной методикой, широко используемой в психодиагностике (обычно совместно с другими). Как любая проективная техника, он обращен к содержанию душевной деятельности, которое лежит не на "свету сознания", а находится в подпороговом состоянии. Рациональное начало личности в этих случаях как бы регрессирует, на его место приходят идеи, образы, связи и отношения, лишенные четкой определенности и логической последовательности, но, тем не менее, полные смысла.

В символике и графической экспрессии рисунка проявляется неосознаваемая реальность, определяющая поведение и самочувствие индивида, будучи безотчетно воспринимаемой им, но не всегда выражаемая вербально . Методика Гуденаха (Hoodenough F.L.,1926) "Рисунок человека" применялась для исследования интеллектуального уровня детей старше 11 лет, на ней основан одноименный тест Маховера, интерпретация которого исходит из положения об идентификации обследуемым себя с одной из нарисованных фигур, различные части тела оцениваются в соответствии с психоаналитической символикой.

Полученная таким образом информация используется для суждения об особенностях самооценки и представлений о теле обследуемого . Модификация теста "Рисунок человека", предложенная Романовой Н.М. как "Рисунок мужчины и женщины" , позволяет выявить гендерные установки и аттитюды личности, суть отношений и взаимодействия полов в восприятии тестируемого; отражает инструментальный взгляд на гендер и эмоциональные аспекты гендерных отношений, раскрывает систему эмоциональных отношений и доминирующую гендерную позицию к собственному и противоположному полу, позволяет диагностировать аффективно насыщенные комплексы в этой системе. В данной статье мы рассмотрим интерпретации только тех особенностей рисунка, которые соотносятся с интересующей нас сферой гендерных отношений индивида.

Обследуемый получает чистый лист формата А4 и инструкцию: "Нарисуйте мужчину и женщину", вопросы остаются без уточнений. После завершения работы полезно попросить прокомментировать изображение, задать уточняющие вопросы, акцентируя интересующие аспекты отношений.
Полученные таким образом графические презентации обрабатываются, выделяются гендерные установки и аттитюды, отражающие основные аспекты гендерной идентичности, транслируемые посредством графических изображений и символов.

Под гендерными установками автором методики понимается своеобразный гештальт, фигура на фоне индивидуальной гендерной концепции человека. Гендерные установки (сотрудничество, опора, изоляция, независимость, индифферентность, притяжение, агрессия) указывают на основную социополовую доминанту личности, отражают ведущие идеи в структуре гендерного концепта.

В гендерных аттитюдах раскрывается доминирующая гендерная позиция в отношении полов (осуждаемый, романтический, функциональный, отвергаемый, равный, непонятный, сексуальный, малоценный, угрожающий). В них отражается и своеобразный "инструментальный" взгляд на гендер, и точка зрения субъекта на его предназначение, и эмоциональные аспекты отношений личности с мужчинами и женщинами .

В графических репрезентациях человеческие фигуры часто помещаются в систему окружающего мира, рисунки дополняются предметами, фигурами животных или людей (в основном - детей), что имеет, на наш взгляд, неслучайный характер и должно интерпретироваться в контексте гендерных характеристик личности.

Кратко остановимся на описании принципов диагностики выделенных гендерных установок. Установка ОПОРА диагностируется в случаях, когда изображенные фигуры соразмерны, адекватно прорисованы соответственно полу, нет явных предпочтений в детализации того или иного персонажа, изображенные держат друг друга за руки, что символизирует спаянность, единение, фигуры как бы опираются друг на друга и находят в этом союзе поддержку. Так рисуют обычно дети из хороших семей. Авторы таких рисунков придают важное значение дружеским отношениям, эмоциональный компонент отношений преобладает над физическим, установка на партнера-друга. Нет агрессии к противоположному (или своему) полу. Позитивные представления о взаимоотношениях людей разного или одинакового пола, эмоциональное принятие.

Противоположная установка - ИЗОЛЯЦИЯ представлена рисунками на которых кто-то из персонажей отвернулся от другого, либо оба смотрят в разные стороны, стоят спиной друг к другу, либо один смотрит в спину другому. Это говорит о наличии отвержения, конфликта, фрустраций в гендерных отношениях. Если обе фигуры изображены в профиль, можно с уверенностью диагностировать глубокие эмоциональные фрустрации, переживания, конфликты.

Установка СОТРУДНИЧЕСТВО - фигуры нарисованы занятыми какой-либо совместной деятельностью, нужно обратить внимание на характер деятельности и диспозиции фигур.

НЕЗАВИСИМОСТЬ - изображение человеческих фигур в анфас, на расстоянии друг от друга, в рисунке нет четкой эмоциональной выраженности. Между фигурами существует дистанция, или они просто стоят рядом, но не взаимодействуют друг с другом. Так рисуют эмоционально сдержанные люди, возможно наличие проблем, связанных с реализацией заинтересованности в отношениях.

ПРИТЯЖЕНИЕ - установка, когда фигуры обращены лицом друг к другу, что свидетельствует об очень большой заинтересованности. Автор рисунка открыт для общения, ищет его. Как правило, в таких случаях присутствует значительная сексуальная мотивация и психологическая заинтересованность.

ИНДИФЕРЕНТНОСТЬ - плохо прорисован пол, "механические" человечки. Характерная репрезентация для интровертированных личностей, шизоидов. Встречается у подростков с несформированной гендерной установкой.

Если на рисунке изображена драка, персонажи замахиваются друг на друга, явно выражено противопоставление полов, то диагностируется установка АГРЕССИЯ.

В нашей работе представлены результаты исследования с использованием методики "Рисунок мужчины и женщины", дополненной рисунками "две женщины" и "двое мужчин", целесообразность применения которых обусловлена логикой нашего исследования, объектом которого выступали люди как с гетеросексуальной, так и с гомо- и бисексуальной идентичностью.

Рисунок человека своего и противоположного пола репрезентирует образ телесного Я субъекта, то есть совокупность представлений о собственной телесности, идентификации, границах тела и эмоциональном отношении к нему, принятии/непринятии телесности в целом и телесных отправлений, в частности . Согласно концептуальным основам интерпретации рисуночных методик, изображение лица одного пола с обследуемым отражает точку зрения субъекта на собственную персону и представление о собственной сексуальной роли. Изображение лица противоположного пола дает представление о сформированном в процессе гендерной социализации комплексе эмоций, ожиданий и отношений, связанных с ним . Представляется правомерным утверждение, что для гомо- и бисексуальных людей изображение двух мужчин или двух женщин будет отображением аналогичного комплекса характеристик.

Интерпретация полученных изображений содержала анализ ряда основных показателей, общих для большинства рисуночных методик: заполнение пространства листа, пространственное расположение фигур, их размеры и соотношения, особенности изображения и пропорции частей тела, графическое качество изображения фигур, символическую трактовку деталей, действий, предметов, степень законченности рисунка.

Также уделялось внимание разного рода странностям в изображении человеческих фигур, которые представляют не столько погрешности исполнения, сколько важные образосоздающие акценты. Отношения между людьми разного и одного пола регламентированы гендерными нормами, предписывающими индивиду определенное социально одобряемое поведение, и проявляются в коммуникации. В рисунке отражается наличие или отсутствие потребности в контактах с людьми своего или другого пола, их эмоциональной окрашенности, присутствие и характер коммуникативных проблем.

Эмпирической базой нашего исследования являются данные психологического обследования 600 человек, проведенного в Саратове в 1999-2002 годах. Для компаративного анализа были выделены группы (по 100 человек) гетеросексуальных женщин, гетеросексуальных мужчин, бисексуальных женщин, бисексуальных мужчин, гомосексуальных женщин, гомосексуальных мужчин.

Использование методики "Рисунок мужчины и женщины", дополненной рисунками "две женщины" и "двое мужчин" позволило выделить типичные паттерны восприятия межполовых отношений и отношений людей одного пола, провести сравнительный анализ паттернов людей с различной сексуальной самоидентификацией. Результаты применения методики "Рисунок мужчины и женщины" представлены в Таблицах 1 и 2.

Значительная часть обследованных продемонстрировали гендерную установку независимости между мужчиной и женщиной, являющуюся индикатором отсутствия четкой эмоциональной выраженности. Гендерная установка независимости в средненормативной выборке составляет около 70% (по данным Н.М.Романовой), в нашей выборке - 40%. При этом обнаружились довольно значимые различия между мужчинами (43%) и женщинами (36%), что позволяет предположить, что женщины в большей степени, чем мужчины придают значение эмоциональной связи в межполовых отношениях.

Такое положение может быть объяснено тем, что современные социокультурные условия поощряют женщин к проявлению эмоций и чувств, которые "настоящим мужчинам" предписывается сдерживать. Данная установка свидетельствует об эмоциональной сдержанности, пассивности, возможных проблемах с реализацией своей заинтересованности. Установка независимости чаще встречается в группе бисексуальных людей (как мужчин, так и женщин), минимально представлена в группе гомосексуальных мужчин, что опровергает популярный стереотип о наличии у геев проблем в установлении эмоциональных связей с женщинами.

У пятой части обследованных выявлена установка "изоляция", встречающаяся в средненормативной выборке у 7-10%, демонстрирующая наличие отвержения, конфликтов, глубоких психологических фрустраций в гендерных отношениях. Более благополучны по данному показателю гетеросексуальные женщины и бисексуальные мужчины, наименее - гомосексуальные мужчины.

Гендерная установка "притяжение", раскрывающая сильную заинтересованность в контактах с противоположным полом, сексуальную мотивацию, выявлена в 13% рисунков, различия между мужчинами и женщинами незначительны. Неожиданным оказался тот факт, что данная установка максимально представлена в выборке мужчин, идентифицирующих себя как гомосексуальных (20%).

На четвертом месте (12%) установка "опора", это установка на партнера-друга, наиболее значим эмоциональный компонент, эмоциональное принятие противоположного пола, позитивные представления о взаимоотношениях полов. В средненормативной выборке Н.М.Романовой такая установка встречается в 10% случаев. В нашем случае по большей части противоположный пол воспринимается в качестве опоры гетеросексуальными женщинами и гомосексуальными мужчинами.

Установка "индиферентность", наблюдаемая 5% обследованных, может интерпретироваться как показатель несформированности гендерной идентичности.
Гендерная установка "независимость" является безусловно преобладающей в представленных рисуночных репрезентациях за исключением группы гомосексуальных мужчин, в рисунках которых преобладает установка "изоляция".

Анализ полученных с использованием рисунка мужчины и женщины данных показывает преобладание у значительной части нашей выборки традиционных гендерных установок. Компаративный анализ позволяет заключить, что нетипичная гомо- и бисексуальная ориентация не является проблематичной в аспекте установления полноценных отношений с людьми другого пола, также характеристики представленных изображений демонстрируют более низкую степень идентефикации гомосексуальных мужчин и женщин с традиционной культурной и социальной половой ролью, наличие альтернатив традиционно понимаемым полоролевым установкам. Рисунки, выполненные гетеросексуальными мужчинами, диагностируют наибольшую степень соответствия социокультурным нормам и патриархальным представлениям о том, какими должны быть "настоящие" мужчины.

Обращаясь к результатам дополняющих основную методику изображений (см. Таблицы 3 и 4), мы видим, что гендерной установкой, отражающей взаимоотношения людей одного пола, остается установка независимости, при этом резко увеличивается количество изображений с установкой на "сотрудничество", группу гомосексуальных людей отличает увеличение работ с установкой "притяжение".

Итак, данные, полученные в результате применения методики "Рисунок мужчины и женщины" подтвердили предположение о правомерности применения рисунка двух лиц одного с обследуемым пола для диагностики сформированного в процессе гендерной социализации комплекса эмоций, ожиданий и отношений. Использование предложенной модификации классической методики "Рисунок человека" позволяет диагносту получить информацию о социально-психологических особенностях человека, диагностировать ряд важных характеристик гендерной идентичности. На основе полученных данных возможна разработка адекватных способов и программ решения психологических проблем и коррекции гендерных аспектов поведенческих расстройств.

Приложение

Таблица 1. "Рисунок мужчины и женщины"

Установки

(%%)

опо-ра сотруд-ничество притя-жение индиф-ферентность незави-симость изоля-ция агрес-сия

всего

(N=600)

12 6 13 5 40 19 5

мужчины

(N=300)

13 5 14 5 36 21 6

женщины

(N=300)

12 7 12 6 43 17 3
нормативная
выборка
по
Н.В.Романовой

10 3-5 5-7 5 60-70 7-10 2-3





Автор выражает искреннюю признательность Ярской-Смирновой Е.Р. за ценные рекомендации и замечания в подготовке данной статьи.

Автор благодарит Н.М.Романову за консультации по применению методики и помощь в интерпретации полученных результатов.

Литература

- Снегирева Т.В. Смысл и символ в проективном рисунке // Вопросы психологии. 1995. №6. с.20.
- Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / под ред. Бокова С.Н. В 2-х томах. Т.1. Ростов-на-Дону: "Феникс",1996.
- Романова Н.М. Сексуальное насилие: гендерные установки и аттитюды преступников и жертв // Женщина. Гендер. Культура. М.: МЦГИ, 1999.
- Соколова Е.Т., Ильина С.В. Роль эмоционального опыта жертв насилия для самоидентичности женщин, занимающихся проституцией // Психологический журнал, 2000, том 21, №5. С.74-75.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология