психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 2
Обложка номера
Советы родителям и педагогам
"Запретный плод сладок", или как правильно родителям что-либо запрещать ребенку. А.Пономаренко
Потому что потому всё кончается на "у". В. Белянин
Психолингвистика
Лингвистический шок. В.Белянин
Психология влияния и психологического насилия
Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой Е.Волков
Преступный вызов практической психологии Е.Волков
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Психология индивидуальности. Теория и практика. Введение. Л.Собчик
Графические репрезентации гендерных отношений. И. Куприянова
Связь предпочтения цвета с Я - концепцией П. Яньшин ,К. Андреева
Универсальный метод изучения школьной адаптации. П. Яньшин
Психология цвета
Цвет как фактор психической регуляции В.Яньшин
Психиатрия и медицинская психология
Влияние стресса на здоровье. С,Копонев
Психотерапия
О некоторых методиках терапии творчеством в терапии творческим самовыражением. М.Бурно.
Наркомания - болезнь безответственности. С. Копонев
Психология бизнеса
Вам нужен психолог. Для чего. Е. Собчик
К вопросу о профессионально-важных качествах рекрутера. Бурякова Е.С.
Вас назначили начальником. Е. Собчик
О проблемах создания корпоративной культуры в российских компаниях. Е. Собчик
Психология женского обаяния
Школа для гетер. Е. Собчик
Жизнь без комплексов. Лора Мишина
Публицистика
Тварь я дрожащая, или право имею? С. Копонев
Педагогическая психология
НЛП - подходы в педагогическом процессе обучения студентов. Саушева В.А., Шашурин П.И.





Московский психологический журнал. №2

"НЛП - подходы в педагогическом процессе обучения студентов".
Саушева В.А., Шашурин П.И.

Введение.

В своей работе педагог использует большое количество методик и техник. Если преподаватель только начинает знакомиться со своей работой, то, скорее всего, он будет активно искать наилучшие подходы к процессу обучения студентов: как преподнести информацию, наработать навыки донесения информации и управления аудиторией. Со временем, у педагога появляются свои излюбленные приемы, которые уже вновь пришедший новичок не всегда может повторить. С чем это связано? У преподавателя вырабатывается своя модель ведения, исходя из его личного набора способностей и убеждений, которые у другого преподавателя будут совершенно иными. Основным критерием оценки будет эффективность донесения информации, умение заинтересовать студента и повысить его способность к обучению.

В настоящей статье представлен один из аспектов дифференцированного подхода к учебному процессу, основанный на различиях сенсорных репрезентативных систем человека.
Модальности или сенсорные репрезентативные системы.

Согласно теории НЛП, все мыслительные и поведенческие процессы организованы вокруг фиксированной цели и различных способов достижения этой цели. Для процессов, проходящих в голове человека важно обратить внимание как, каким образом происходит вход и выход информации. Можно предположить, что у каждого человека происходят свои процессы восприятия получаемой информации из окружающего мира. От чего же это зависит? Люди в поведении, речи, в организации личной стратегии мышления опираются на свои ведущие репрезентативные системы или модальности: визуальные - образы, аудиальные - звуки, кинестетические - ощущения, дискретные - логика.

Характеристика ведущей модальности студента.

Основная характеристика ярко выраженного, визуального студента: "видеть слова глазами мозга". Когда он слушает лекцию, то быстро представляет полученную информацию в виде картинок. Для того чтобы представить, он поднимает голову вверх и как будто читает то, что говорят.

Визуальная система самая быстрая и речь такого студента отличается от представителей других репрезентативных систем высокой скоростью. Что бы понять, что перед нами именно "визуал", необходимо внимательно прислушаться, как он описывает свой опыт при передаче его другим людям на уровне языковых коммуникаций. Он будет часто употребляться слова, отвечающие за визуальную систему: ясно видеть, прозреть, в четких рамках, обозревать, представлять, вспыхнуть, светящийся, с блеском, облачный, мерцать, графический и т.п.

Студент - "аудиал" придает большое значение звучанию слов, темпу речи и интонации, с которой слова будут произнесены. Такой студент способен повторить слово в слово, даже когда кажется, что он не слушает преподавателя. Студента - "аудиала" можно очень легко отвлечь и ему при написании важной работы будет сложно сосредоточиться, если будут лишние звуки (к примеру, шум в аудитории). Для того чтобы лучше понять написанное или услышанное, он, скорее всего, будет проговаривать. Аудиальная система является последовательной. Когда студент - "аудиал" отвечает на экзамене, он словно магнитофон заученно повторяет речь преподавателя или текст учебника. При отвлечении его от ответа, ему необходимо мысленно вернутся к моменту в прошлом (когда он еще отвечал), вспомнить ключевые слова и оттуда продолжить свое повествование.
Для описания своего опыта такой студент будет использовать следующие слова: звучно, слышать, рассказывать, глухой, немой, скрипящий, свистеть, журчание, мелодичный, громкий и др.

Для студента - "кинестетика" такими характерными словами будут являться: я чувствую, кислый, ухватить подбирать, жаркий, трогать, влажный, ощущать, словом все, что можно "пощупать", "потрогать", "почувствовать". Кинестетическая система является самой медленной, т.к. сменить одно ощущение на другое более длительный процесс, чем перевести взгляд с одного предмета на другой или вспомнить разные звуки. Кинестетика легко выделить среди других представителей репрезентативных систем. Он говорит медленно и скорость процесса мышления так же достаточно медленная. Он мало жестикулирует, ориентирован на тактильные ощущения и при чтении водит пальцами по словам, обучается, делая и оценивает эффективность знаний и умений именно по действиям.

Окружающий мир представляется для нас в виде звуков (А), образов (В), ощущений (К). Когда маленький человечек подрастает, он сталкивается с буквами, цифрами и тем, что можно изучить, познать. Тогда и появляется дискретный канал, отвечающий за формулы, схемы, графики и тому подобные достижения человеческого разума. Дискретами не рождаются. Ярко выраженными "дискретами" становятся в результате сильной психологической травмы, которая как бы отрезала какой-либо из каналов (ВАК), а то и все сразу. Дискретная репрезентативная система является важной составляющей всех репрезентативных систем и выражается в виде следующих внемодальных слов: понимать, воспринимать, отсутствующий, повторять, соглашаться, верить, считать, знать, сознавать, обдумывать, убедительно, оценивать, анализировать и т.д.

Применение знаний о модальностях студентов в работе педагога.

В каждом человеке развиты способности всех репрезентативных систем. Но необходимо обращать внимание на ту, которая является "ведущей", т.е. той, которой студент "пользуется" чаще, чем остальными репрезентативными системами.

Полноценное взаимодействие возможно только в том случае, если вы говорите на языке ведущей репрезентативной системы студента. Несовпадение репрезентативных систем всегда и везде является камнем преткновения для любых взаимоотношений и действий. Визуально ориентированный преподаватель не сможет полноценно объяснить материал кинестетически ориентированному студенту (он ничего не поймет из того, что ему "показывают", ибо ему необходимо это показанное "ощутить" и просто "пощупать"). Дискретный же студент, будет доводить аудиального преподавателя своими формулами, схемами и графиками, а тот в свою очередь будет возмущаться: "Ну неужели ты не можешь рассказать обо всем этом человеческим языком?".

При переходе из школьной системы в вузовскую, первокурсник встречается с первыми проблемами "академического" начитывание материала, которое ориентировано в основном на визуально-дискретные каналы или исключительно аудиальные. Возможно, здесь кроется разгадка любимых и нелюбимых предметов и преподавателей.

Но, зная о том, что студенты по-разному воспринимают информацию, можно предположить, что одним легко работать в лекционном режиме, другие плохо воспринимаю подаваемую информацию. Что же можно сделать для более эффективной подачи материала? Важно использовать многосенсорное обучение. Оно позволяет делать занятия наиболее запоминающимися для студентов с различными репрезентативными системами, а также подкрепляет уже имеющиеся знания, т.к. чем больше информационных каналов, тем лучше живая память.

Каким образом построить свое занятие, чтобы информация была максимально воспринята? Во-первых, т.к. "аудиалы" обращают пристальное внимание на голос, то важно отражать сто процентов высоты, скорости, делать паузы и акцентировать внимание на важных моментах лекции. Т.к. для "кинестетиков" важно ощущать, делать, то для них необходимо давать под запись важную информацию, при этом использовать схемы, графики, которые запомнятся ими при перерисовывании. Т.к. "визуалам" важно видеть преподносимую информацию внутренним взором, они, конечно же, хорошо воспринимают то, что читает лектор, но студенты с остальными репрезентативными системами могут пострадать. Важно помнить, что любую информацию лучше преподносить многосенсорно. К примеру, когда рисуете график, объясняйте его значение, употребляя слова всех репрезентативных систем, приводите яркие, красочные примеры с использованием голоса, жестов.

Вывод.

Подводя итог данной статьи, мы обратили ваше внимание на то, каким образом можно повысить эффективность педагогической деятельности, расширить инструментарий преподавателя и это лишь часть тех возможностей, которые предлагают подходы нейро-лингвистического программирования.

Литература:
М. Гриндер, Л.Лойд "НЛП в педагогике" - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001.
Р. Дилтс "Фокусы языка. Изменение убеждений с помощью НЛП" - СПб.: Питер, 2002.
Плигин А.А., Герасимов А.В. "Руководство к курсу НЛП-Практик" - М.: КСП+,2000.



Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология