В настоящее время внимание разработчиков обучающих программ сосредоточено
на организации технологий обучения и усвоения знаний, хотя авторы,
как правило, эксплуатируют тезис о гуманизации образования.
Этот тезис декларативен, пока концепция образования не имеет
четких критериев контроля эмоциональной конфортности для учеников
обстановки усвоения знаний.
Цвето-социометрический (ЦСМ) тест основан на естественной способности
ребенка соотносить эмоциональные обертоны восприятия с образцами
восьмицветового теста М.Люшера, и является логическим завершением
идеи, заложенной А.Эткиндом в его "Цветовой тест отношений"
(Эткинд,1987). В основе процедуры измерения лежит методический
прием косвенного семантического шкалирования посредством взаимной
цветовой оценки учеников, причем учитель тоже выступает как субъект
и объект эмоциональной оценки.
Цветовые оценки преобразуются в равностороннюю матрицу ранговых
оценок (от 1 до 8 балла в клетке), характеризующую имплицитную
структуру эмоциональных предпочтений учениками и учителем друг
друга.
Средние для каждого ученика по столбцам и строкам этой матрицы
дают представление о статусе по предпочтению (привлекательность
ученика для класса) и привлекательности класса для данного ученика.
Диагональ матрицы - данные самооценки. Корреляционный анализ взаимных
оценок с последующей кластеризацией предоставляет характеристики
эмоциональной референтности, эмоциональной "включенности"
в группу, конформности или эмоциональной отгороженности",
а также общей согласованности оценок.
В сочетании с богатыми диагностическими возможностями теста Люшера
ЦСМ позволяет получить полноценную картину эмоционального климата
класса и изучать влияние на нее личностных и стилевых характеристик
учителя. Достаточно легко определяются "группировки"
и дети, плохо адаптированные в учебный коллектив.
Если с классом работает группа учителей, мы имеем характеристики
их слаженности и широкий перечень рейтинговых показателей, сопоставимых
с таковыми у учеников. По отношению к учителям, классу, школе
и отдельным предметам можно точно определить отношение детей к
учебному процессу.
Уникальным качеством метода является нечувствительность к различиям
в возрасте, что позволяет получать полностью сравнимые результаты
на разных возрастных группах, начиная со старших групп детского
сада.
Тест также нечувствителен к ретестированию, а методический прием
защищает результаты от фальсификации.
Проведенные к настоящему моменту исследования валидности ЦСМ
выявили высокую корреляцию рейтинга эмоционального предпочтения
с социометрическим статусом, а также значимые различия между обследованными
классами по ряду параметров эмоционального благополучия: суммарной
самооценке, эмоциональной напряженности, гомогенности эмоционального
предпочтения, геторооценке, что позволяет использовать тест для
мониторинга. В качестве исследовательского инструмента ЦСМ позволил
выявить характерную динамику этих параметров. Например, рост самооценки
учеников от первого к третьему классу, что соотносится с одновременным
уменьшением эмоциональной напряженности, и резкое падением и рост
напряженности в пятом классе.
Получены также интересные данные по взаимовлиянию ряда личностных
характеристик учителя и эмоционального состояния класса, а также
выделен особый коммуникативный параметр: "эмоциональная чуткость"
учителя, коррелирующий с такими параметрами, как конформность
пребывания в классе (по экспертной оценке завуча) и суммарной
эмоциональной дисгармоничностью класса. Удалось выделить "фактор
неблагополучия" класса, включающий низкую гетерооценку, потребность
в отдыхе, внутреннюю напряженность, нечуткость друг к другу и
высокую дисперсию взаимооценок. Получены обнадеживающие данные
по интерпретации объективных и субъективных коррелятов "цветового
портрета" отдельного ученика.
В целом ЦСМ предоставляет в распоряжение психолога и учителя
около двадцати параметров эмоционального состояния класса и контакта
с учителем.
Литература:
Эткинд А. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика:
Основы
психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического
кон-
сультирования / Ред.: А.А.Бодалев, В.В.Столин. М.,1987. С.221-227.