психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 2
Обложка номера
Советы родителям и педагогам
"Запретный плод сладок", или как правильно родителям что-либо запрещать ребенку. А.Пономаренко
Потому что потому всё кончается на "у". В. Белянин
Психолингвистика
Лингвистический шок. В.Белянин
Психология влияния и психологического насилия
Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой Е.Волков
Преступный вызов практической психологии Е.Волков
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Психология индивидуальности. Теория и практика. Введение. Л.Собчик
Графические репрезентации гендерных отношений. И. Куприянова
Связь предпочтения цвета с Я - концепцией П. Яньшин ,К. Андреева
Универсальный метод изучения школьной адаптации. П. Яньшин
Психология цвета
Цвет как фактор психической регуляции В.Яньшин
Психиатрия и медицинская психология
Влияние стресса на здоровье. С,Копонев
Психотерапия
О некоторых методиках терапии творчеством в терапии творческим самовыражением. М.Бурно.
Наркомания - болезнь безответственности. С. Копонев
Психология бизнеса
Вам нужен психолог. Для чего. Е. Собчик
К вопросу о профессионально-важных качествах рекрутера. Бурякова Е.С.
Вас назначили начальником. Е. Собчик
О проблемах создания корпоративной культуры в российских компаниях. Е. Собчик
Психология женского обаяния
Школа для гетер. Е. Собчик
Жизнь без комплексов. Лора Мишина
Публицистика
Тварь я дрожащая, или право имею? С. Копонев
Педагогическая психология
НЛП - подходы в педагогическом процессе обучения студентов. Саушева В.А., Шашурин П.И.





Московский психологический журнал. №2

Универсальный метод изучения школьной адаптации. П.Яньшин

В настоящее время внимание разработчиков обучающих программ сосредоточено на организации технологий обучения и усвоения знаний, хотя авторы, как правило, эксплуатируют тезис о гуманизации образования.

Этот тезис декларативен, пока концепция образования не имеет четких критериев контроля эмоциональной конфортности для учеников обстановки усвоения знаний.

Цвето-социометрический (ЦСМ) тест основан на естественной способности ребенка соотносить эмоциональные обертоны восприятия с образцами восьмицветового теста М.Люшера, и является логическим завершением идеи, заложенной А.Эткиндом в его "Цветовой тест отношений" (Эткинд,1987). В основе процедуры измерения лежит методический прием косвенного семантического шкалирования посредством взаимной цветовой оценки учеников, причем учитель тоже выступает как субъект и объект эмоциональной оценки.

Цветовые оценки преобразуются в равностороннюю матрицу ранговых оценок (от 1 до 8 балла в клетке), характеризующую имплицитную структуру эмоциональных предпочтений учениками и учителем друг друга.

Средние для каждого ученика по столбцам и строкам этой матрицы дают представление о статусе по предпочтению (привлекательность ученика для класса) и привлекательности класса для данного ученика.

Диагональ матрицы - данные самооценки. Корреляционный анализ взаимных оценок с последующей кластеризацией предоставляет характеристики эмоциональной референтности, эмоциональной "включенности" в группу, конформности или эмоциональной отгороженности", а также общей согласованности оценок.

В сочетании с богатыми диагностическими возможностями теста Люшера ЦСМ позволяет получить полноценную картину эмоционального климата класса и изучать влияние на нее личностных и стилевых характеристик учителя. Достаточно легко определяются "группировки" и дети, плохо адаптированные в учебный коллектив.

Если с классом работает группа учителей, мы имеем характеристики их слаженности и широкий перечень рейтинговых показателей, сопоставимых с таковыми у учеников. По отношению к учителям, классу, школе и отдельным предметам можно точно определить отношение детей к учебному процессу.

Уникальным качеством метода является нечувствительность к различиям в возрасте, что позволяет получать полностью сравнимые результаты на разных возрастных группах, начиная со старших групп детского сада.

Тест также нечувствителен к ретестированию, а методический прием защищает результаты от фальсификации.

Проведенные к настоящему моменту исследования валидности ЦСМ выявили высокую корреляцию рейтинга эмоционального предпочтения с социометрическим статусом, а также значимые различия между обследованными

классами по ряду параметров эмоционального благополучия: суммарной самооценке, эмоциональной напряженности, гомогенности эмоционального предпочтения, геторооценке, что позволяет использовать тест для мониторинга. В качестве исследовательского инструмента ЦСМ позволил выявить характерную динамику этих параметров. Например, рост самооценки учеников от первого к третьему классу, что соотносится с одновременным уменьшением эмоциональной напряженности, и резкое падением и рост напряженности в пятом классе.

Получены также интересные данные по взаимовлиянию ряда личностных характеристик учителя и эмоционального состояния класса, а также выделен особый коммуникативный параметр: "эмоциональная чуткость" учителя, коррелирующий с такими параметрами, как конформность пребывания в классе (по экспертной оценке завуча) и суммарной эмоциональной дисгармоничностью класса. Удалось выделить "фактор неблагополучия" класса, включающий низкую гетерооценку, потребность в отдыхе, внутреннюю напряженность, нечуткость друг к другу и высокую дисперсию взаимооценок. Получены обнадеживающие данные по интерпретации объективных и субъективных коррелятов "цветового портрета" отдельного ученика.

В целом ЦСМ предоставляет в распоряжение психолога и учителя около двадцати параметров эмоционального состояния класса и контакта с учителем.

Литература:

Эткинд А. Цветовой тест отношений // Общая психодиагностика: Основы

психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического кон-

сультирования / Ред.: А.А.Бодалев, В.В.Столин. М.,1987. С.221-227.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология