психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 2
Обложка номера
Советы родителям и педагогам
"Запретный плод сладок", или как правильно родителям что-либо запрещать ребенку. А.Пономаренко
Потому что потому всё кончается на "у". В. Белянин
Психолингвистика
Лингвистический шок. В.Белянин
Психология влияния и психологического насилия
Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой Е.Волков
Преступный вызов практической психологии Е.Волков
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Психология индивидуальности. Теория и практика. Введение. Л.Собчик
Графические репрезентации гендерных отношений. И. Куприянова
Связь предпочтения цвета с Я - концепцией П. Яньшин ,К. Андреева
Универсальный метод изучения школьной адаптации. П. Яньшин
Психология цвета
Цвет как фактор психической регуляции В.Яньшин
Психиатрия и медицинская психология
Влияние стресса на здоровье. С,Копонев
Психотерапия
О некоторых методиках терапии творчеством в терапии творческим самовыражением. М.Бурно.
Наркомания - болезнь безответственности. С. Копонев
Психология бизнеса
Вам нужен психолог. Для чего. Е. Собчик
К вопросу о профессионально-важных качествах рекрутера. Бурякова Е.С.
Вас назначили начальником. Е. Собчик
О проблемах создания корпоративной культуры в российских компаниях. Е. Собчик
Психология женского обаяния
Школа для гетер. Е. Собчик
Жизнь без комплексов. Лора Мишина
Публицистика
Тварь я дрожащая, или право имею? С. Копонев
Педагогическая психология
НЛП - подходы в педагогическом процессе обучения студентов. Саушева В.А., Шашурин П.И.





Московский психологический журнал. №2

Цвет как фактор психической регуляции В.Яньшин

1. По данным многочисленных исследований, цвет качественно и комплексно влияет на психофизиологическое состояние человека, включая изменение состава крови, динамику заживления тканей, тонус мышечных сокращений, функцию сердечно-сосудистой системы, восприятие (боли, температуры, времени, пространства, размера, веса), психический статус (эмоциональное состояние, активированность, психическое напряжение). При этом цвет воздействует специфически как при экспозиции зрению, так и при освещении им частей человеческого тела. Эмоциональная реакция является составной частью целостной психофизиологической реакции организма на цвет, человек же, с другой стороны, неосознанно использует цвет как сред-ство психической саморегуляции (Goldstein, K., 1942; Birren, 1961; Яньшин, 1996).

Согласно обзору Ф.Биррена (Birren, 1961), наиболее ранние суждения о влиянии цвета на различные системы организма и состояние человека в целом связаны с учением об ауре и возможностью контакта между аурами больного и целителя. Следуя Парацельсу, суть лечения состояла в том, что врач сосредоточивал свое внимание на представлении определенного цвета, что должно было повлиять на цвет ауры и физическое состояние пациента. В общем плане темно-синий предполагал охлаждение и успокоение, а красный и желтый - укрепляющее и возбуждающее действие. Еще категоричнее звучит утверждение цветотерапевтов Бэби-Брук и Эмбэра: "Лечение с помощью цвета, вероятно, было первым типом терапии, использованной человеком" (Babey-Brooke, Amber, 1979).

Позже (в XVII-XVIII вв.) влияние цвета стало прописываться некоторыми врачами для лечения путем освещения частей тела или ран. В частности, Хесси (Hessey, 1949) говорил следующее о влиянии цветов на организм и нервную систему человека: красная часть спектра действует на человека распаляюще, а синяя охлаждающе.

Синяя сокращает артерии, вызывая повышение кровяного давления, "тонизируя кровь"; синий также анестезирует и имеет хороший эффект при заболеваниях кожи.

Зеленый снижает давление и действует успокаивающе и гипнотически на нервную систему. Его хорошо применять в случаях нервного возбуждения.

Оранжевый может рассматриваться как стимулирующий и несколько поднимающий кровяное давление. Желтый является психическим стимулятором.

Пурпурный цвет сочетает в себе стимулирующий эффект красного и тонизирующий эффект синего (Birren, 1961).

Ф.Биррен приводит результаты экспериментов по воздействию цветов видимого спектра на растения и животных (К.Menju, M.Natume, S.Mizutani; F.Ellinger). Наилучший эффект на рост растений оказывает красно-оранжевая часть спектра. Красный также ускоряет рост слепых утят, усиливает секрецию молочных желез у свиней, повышает кровяное давление кроликов (Birren, 1961). Эти эффекты наблюдались вне зависимости от того, облучалось ли все тело или только определенные его части. Синий оказывал противоположный эффект.

Р.Юиг (Юиг, 1996) приводит результаты иссле-дований проф. Бенуа, которому удалось вызывать половое возбуждение и реакцию воспроизведения у уток путем воздействия красным освещением вне зависимости от сезона спаривания даже в случае удаления у подопытных птиц глазного яблока и облучения красным цветом зрительного нерва.

Имеются данные о слабом дермацидном эффекте синего цвета, несколько повышающем кислотность кожи, и об ускоренном заживлении ран под действием красного (Birren, 1961). Отчет об исследовании Вартмана свидетельствует о влиянии синего цвета на понижение биллирубина в крови (Wurtman, 1975). С. Мак Дональд (Mc Donald, 1982) опубликовала отчет, согласно которому облучение синим цветом заметно снижало боль в пораженных артритом суставах. По ее мнению, анальгезия при облучении возрастает с увеличением частоты излучения.

Следовательно, цвет способен воздействовать на нас по-мимо оптической системы. Фере (Fere) экспериментально установил, что в наибольшей степени усиливает мускульное напряжение красный, а за ним по убывающей идут оранжевый, желтый, зеленый и синий, который почти не влияет на напряжение (Birren, 1961). В исследованиях Дж.Столпер был выявлен физиологический коррелят характерного для синего цвета эффекта "удаления", движения "от наблюдателя". Он состоит в нарушении аккомодации под влиянием синего и красного цвета. Красный увеличивает, а синий уменьшает ее (Stolper, 1979).

По Метцгеру (Metzger, 1928), если красное и зеленое освещение уравнять по яркости, то можно наблюдать противоположное действие этих цве-тов. Этот эффект воздействия цвета на тонкие аспекты поведения, ставший классическим после повторных экспериментов К.Гольдштейна (Goldstein, 1942), состоял в том, что в красном освещении вытянутые вперед руки испытуемых несколько раздвигались в стороны, а при зеленом, наоборот, сводились друг к другу. Красный также затруднял удержание равновесия, а синий и зеленый улучшали. К. Гольдштейн приводит также результаты наблюдений, свидетельствующие о том, что красный и синий (зеленый) противоположно влияют на оценку отрезков времени, размеров и тяжести предметов. Под влиянием красного временные промежутки кажутся длиннее, так же как и предметы кажутся длиннее, больше и тяжелее.

По мнению же К. Гольдштейна, в данном случае удалось наблюдать "физические проявления внутреннего переживания" Таким образом, ему одному из первых удалось сформулировать положение о том, что эмоциональный компонент реакции на цвет является частью целостной реакции организма. Это мнение позднее было поддержано Норманом и Скоттом: "Аффект вряд ли может быть изолирован от целостного поведения человеческого организма, так что сейчас кажется более приемлемым относить влияние цвета, если таковое существует, к целостному паттерну реакций" (Norman, Scott, 1952, с. 213).

И.Иттен приводит данные о различии в субъективной оценке температуры окружающей среды на 5 -7о по шкале Фаренгейта в комнатах, окрашенных в сине-зеленый по сравнению с красно-желтым. В последнем случае люди в меньшей степени ощущали снижение температуры (Itten, 1970). О различном влиянии среды, окрашенной теплой розово-фиолетовой и холодной синей краской, свидетельствуют данные Хамида и Ньюпорта (Hamid, New-port, 1975). В их экспериментах измерялись различия в моторной активности и настроении 6 дошкольников, которые в течение недели находились в этих различных цветовых условиях, а также в помещении, окрашенном в серый цвет (контрольный замер). Физическая сила замерялась эргонометром, а настроение - экспертной оценкой рисунков. В условиях "теплой" окраски помещения дети проявляли большую силу и более положительное настроение, чем в "холодной". Контрольные замеры дали промежуточные результаты.

Многие физиологические реакции организма на цвет протекают неосознанно. Зададимся вопросом: насколько адекватно эти реакции осознаются человеком? О возбуждающем влиянии красного по сравнению с синим и белым на психофизиологические показатели, знаменующие эмоциональные изменения, сообщает Р. Джерард. В его экспериментах 20 взрослых мужчин в течение 10 минут каждый подвергались освещению этими цветами одинаковой яркости. "Автономная нервная система и кора" были значительно менее возбуждены во время синего, нежели красного и белого освещения.

Синий также вызывал субъективное ощущение расслабления, меньше тревоги и враждебности, в противоположность красному (Gerard, 1958). В экспериментах Джекобса и Суесса (Jacobs, Suess, 1975) 13 мужчин и 27 женщин подвергались воздействию красным, желтым, зеленым и синим цветом, проецируемым на экран в светоизолированной комнате. После пятиминутной экспозиции, по истечении промежутка в 5 минут, им предлагалось заполнить 20 пунктов опросника тревожности Спилбергера-Горшуча-Люшене. Результаты свидетельствовали о том, что уровень тревожности после экспозиции желтого и красного значимо превышал таковой же при экспозиции зеленого и синего. Авторы считают, что это исследование в целом подтвердило как сам факт различного воздействия цвета на уровень тревоги и связанного с ней возбуждения.

Характер физиологического воздействия совпадает с "семантическими атрибутами" красного и синего, где им приписывается возбуждающее и успокаивающее воздействие, и согласно данным субъективного шкалирования (Lewinski, 1938; Adams, Osgood, 1973; Weller, Livingston, 1988; Измайлов, Волков, 1983).


2. Влияние цвета на психологическое и физиологическое состояние - лишь один аспект сложных взаимосвязей цвета и человека. Другой аспект этих взаимосвязей, внимание на который обращается значительно реже, со-стоит в столь же закономерном влиянии психического состояния на восприятие цветовой гаммы (колорита) окружающего мира.

Л.А.Шварц (Шварц, 1948; Кравков, 1945), проследила изменения цветовой чувствительности в зависимости от индуцированного экспериментатором эмоционального состояния испытуемых. В ее экспериментах при воспоминаниях о приятном у испытуемых улучшалась чувствительность к теплой части спектра и ухудшалась к холодной, и наоборот. Согласно более совре-менным данным Э.Т.Дорофеевой (1970), при повышении чувствительности к красному налицо преобладание стенических (радость, гневливость), при по-нижении - астенических (тоскливость, страх) эмоций. Там, где повышена чувствительность к синему, - отрицательный знак эмоций (тоска, душевный дискомфорт), где понижена - положительный (радость, благодушие). Низкая чувствительность к зеленому связана с повышением внутреннего напряжения (гневливость, раздражительность, душевный дискомфорт). Когда чувствительность к красному наибольшая, а к синему наименьшая, мы видим "радостное, солнечное настроение", а там, где соотношение обратное, - "печаль, тоскливость, грусть".

Экспериментальные данные, полученные нами в лаборатории цветопсихологии ф-та психологии СамГПУ подтверждает сказанное (Яньшин, 2000). Наш эксперимент состоял в подравнивании синтезируемого на экране компьютера цветного образца к желтому эталону. Испытуемые могли произ-вольно плавно изменять цвет прямоугольника на экране, регулируя количе-ство красного, зеленого и желтого компонента, добиваясь полного субъек-тивного сходства с эталоном. Психологическое состояние измерялось с по-мощью опросника САН.

Полученные результаты состояли в том, что
1) общая положительная оценка своего состояния приводит к повышению яркости синтезируемой испытуемым цветовой смеси;
2) общее позитивное самочувствие связано с увеличением количества красного цвета в смеси;
3) ощущение повышенной активированности, позитивного тонуса и настроения - с увеличением количества зеленого;
4) снижение активности, темпа, интенции и настроения выражалось в примешивании к образцу синего[1];
5) при повышенной оценке своей напряженности баланс сдвигается в красную область, при оценке себя расслабленным - в зеленую.

Дополнительная серия, исследующая связь критической частоты мелькания для шести цветов с теми же психологическими характеристиками опросника САН, подтвердила основную закономерность: повышение чувствительности ко всем основным цветам и фиолетовому связана с повышением самооценки активности, работоспособности и настроения; повышение чувствительности к голубому и синему, напротив, - связана с понижением самооценки активности и настроения. В целом можно с уверенностью говорить, что бодрые и/или напряженные люди видят цвета более яркими, а вялые и/или расслабленные – тусклыми; отрицательные эмоции придают колориту воспринимаемого мира синий оттенок.

Другое наше исследование (совместно с А.М. Гарбер), посвященное устойчивым взаимосвязям между восприятием цвета и характеристиками личности, подтвердило эти выводы. Эксперимент состоял в том, что широта боковых полей зрения для четырех основных цветов сравнивалась с характеристиками испытуемых по16-факторнму опроснику Кеттела спустя полгода после его проведения. Результаты факторного анализа корреляционной матрицы периферических порогов восприятия и личностных характеристик с определенностью свидетельствуют, что широта периферических полей зрения ко всем цветам в правом поле зрения и желтому цвету слева связана с экстравертированностью, низкой тревогой, высокой самооценкой и хорошей психологической адаптацией.

Главная роль здесь принадлежит высокой чувствительности к желтому цвету. Поле зрения для красного может избирательно расширяться и при повышении внутренней напряженности и эгоцентрической подозрительности. Избирательное расширение поля зрения для синего цвета слева, напротив, связано с интроверсией, тревогой и низкой адаптивностью. Корреляционные связи добавляют к этому повышенный контроль импульсивности и конкретность мышления, нечувствительность к воздействиям среды при расширении поля зрения для синего цвета. Эти результаты выявляют устойчивые взаимосвязи полей зрения и индивидуальных особенностей личности, так как имеется значительный временной интервал между проведением опросника и замером полей цветового зрения (пять месяцев).

Таким образом, люди с разной структурой личности и в разном психо-логическом состоянии склонны видеть мир буквально в разном цвете. Эмо-ционально уравновешенные экстраверты видят мир более ярким и "красоч-ным" (!), с преобладанием теплых (желтых) тонов. Тревожные интроверты, напротив, - менее красочным, с преобладанием синего. Это сопоставимо с тем, что при радости человек видит мир "в розовом свете", гнев "застилает глаза" красным, а печаль - синим, а в английском языке "синий" (blue) имеет значение "грустный, печальный, подавленный". Больные депрессией часто сообщают, что окружающий их мир "потемнел", "краски мира поблекли", а рисунки таких больных также выполнены в холодных и темных тонах. В противоположность этому в гипоманиакальном или просто приподнятом настроении люди говорят, что "краски стали ярче", их рисунки содержат много светлых и красно-оранжевых тонов, что может отражать то, что они стали замечать больше оттенков в теплой части спектра.


3. Сопоставление двух аспектов взаимодействия человека с цветом: закономерностей воздействия цвета на состояние, с одной стороны, и изменения колорита образа в зависимости от психологического состояния, - с другой, - приводят к выводу о тесной и однозначной связи между характеристиками психологического состояния и характером различных цветов. Видимые вовне цвета изменяют наше психологическое состояние аналогично тому, как наше психологическое состояние изменяет колорит нашего образа мира. Следовательно то, что субъективно переживается как эмоция, во внешнем по отношению к человеку мире существует в форме цветов. Что то же самое: в форме колорита человеку дано видеть эмоции (настроение). Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет является символом собственного воздействия на человека. Это и позволяет использовать цвет как фактор психической регуляции.


4. Иной, но тесно связанный с предыдущим, аспект - это символическая функция цветов. Наиболее детально семантическая модель цвета разработана в теории М.Люшера (1969; 1993) и представлена в интерпретации его цветового теста. Сходные, но менее подробные, модели представлены в публикациях его последователей (Л.Н.Собчик (1990)). Все авторы, и в первую очередь сам М.Люшер, исходят из существования сложной иерархизирован-ной семантической структуры цвета. Нижний "этаж" представлен физиологическими реакциями, затем идут характеристики эмоционального состояния и эмоции; верхние уровни представлены потребностями, основными установками и жизненным стилем личности. В этой системе по сути цвета играют ту же роль, что и в традиционной цветовой символизации (Тернер, 1983): они являются неконвенциональными естественными символами обобщенных категорий действительности, изоморфно соответствуя различным ее аспектам.

Цвет несет в себе те или иные качества, совпадающие с символизируемыми им свойствами вещей в контексте субъект-объектных и субъект-субъектных отношений, либо воспроизводит эти свойства по ассоциативным цепям. Это качество цветов в процессе психодиагностики и делает возможным использовать их как символы предметов потребностей. Конкретный цвет может быть рассмотрен как символ всех объектов реальности, обладающих присущими данному цвету характеристиками и значимостями в отношении к человеку. Цвет предстает тогда как символ и носитель общей идеи неких жизненных отношений. "Цветность", будучи задействована определенным образом независимо от "предметности", несет в себе не эту предметность, а некое эмоциональное начало, которое в определенных этнокультурных ситуациях соотносимо с жизненно важными признаками широкого круга предметов, актуализирующихся в субъект-объектных отношениях. Эти положения совпадают с культурно-исторической практикой использования цвета как регулятора социального и ритуального поведения, продолжая теоретическую линию, намеченную Гете (1920).

Символическое действие цвета сравнимо с механизмом функционирования аффективного комплекса. Конкретный цвет адресно обращен ко всей чувственной «вертикали» от неосознаваемых физиологических регуляторных механизмов вплоть до области предметных чувств, актуализируя и все неэмоциональные ассоциации, связанные с этим состоянием у данного человека. Отличие от юнговской модели аффективного комплекса в том, что главная роль принадлежит не ассоциациям по смежности или сходству, а механизму синестезий: семантической взаимотрансляции содержания различных модальностей, что определяет возможность порождения новых смыслов в соответствии с новыми контекстами. В сочетании с тонкой нюансированностью эмоциональный реакций это определяет колоссальную символическую потенциальность цвета.

5. Изложенные общетеоретические положения нуждаются в конкретизации для практического применения. В данной статье мы опустим дальнейшее рассмотрение символических характеристик цветов, а остановимся на простейшей модели использования цвета в качестве фактора психической регуляции. Эта классическая модель предполагает использование цветного освещения или колорита окраски наружных стен или интерьеров для достижения соответствующих изменений психологического состояния человека.[2] Исходя из этого, дальнейший текст оформлен в виде «рецептуры», характеризующей психологические и физиологические эффекты определенных цветов. При использовании цветового освещения следует учитывать следующую закономерность: реакция на любое цветовое воздействие носит синусоидальный характер, т.е. спустя несколько минут после начала облучения реакция меняется на противоположную (Birren, 1961). При использовании ультрафиолетового или инфракрасного излучения «наилучшие лечебные результаты наблюдаются у больных, которые без каких-либо осложнений адекватно воспринимают солнечную радиацию» (Серов, 1993, с. 40).

КРАСНЫЙ

При концентрации на ярко-красном на ауру пациента переходит воздействие, имеющее на кровь и внутренние органы стимулирующий эффект (Парацельс) [3]. Красный и его оттенки используются врачом в случаях охлаждения и недостатка телесного тепла. Красная часть спектра имеет разогревающий эффект. При физическом освещении красный слишком силен, лучше употреблять легкие розовые оттенки — в случае меланхолии и легкой дебильности. Стимулирует активность мужских половых желез (J.Hessey). Красный цвет — это согревающий элемент солнечного света с особенно активирующим эффектом на кровь и до определенной степени — на нервы (D.Babbit).

Максимально усиливает тонус мышечных сокращений (Fere). Облучение красным светом стимулирует рост животных и растений, повышает секрецию молочных желез у свиней, повышает кровяное давление у кроликов, ускоряет развитие крыс и слепых утят, несколько ускоряет заживление ран, повышает мускульное напряжение; затрудняет удержание равновесия (M.Natumo, S.Mizutani, F.EIIinger). Инфракрасные лучи проникают в ткани человека до 50-60 мм. Красный рекомендуется при лечении солнечных ожогов, воспалений, ревматизма. Повышает давление и частоту пульса. Под его воздействием временные промежутки переоцениваются, а величина и вес предметов кажутся больше.

Вариации красного предпочитаются экстравертами, поэтому его можно использовать для лечения меланхолии: он способствует отвлечению внимания от внутреннего и направлению его на внешнее [F.Birren]. Увеличивает возбуждение автономной нервной системы и коры головного мозга, способствует повышению тревоги и враждебности [R.M.Gerard; K.W.Jacobs и J.F.Suess]. Ассоциируется с активным, восторженным настроением [А.Н.Лутошкин]. Ассоциируется с комедией, силой, энергией (R.Ross, W.Wellman). Общее впечатление[4]: блестящий, интенсивный, непрозрачный (плотный), чистый; умственные ассоциации: жар, огонь, кровь; объективное впечатление: страстный, возбуждающий, активный; субъективное впечатление: интенсивность, ярость, прожорливость, свирепость [F.Birren].

Чувствительность к красно-оранжевой части спектра снижается при проигрывании восходящей последовательности тонов, и наоборот. Ассоциируется с быстрой музыкой [С.В.Кравков]. Розовый, в отличие от красного, оказывает успокаивающее воздействие [Weller, L., Livingston, R.] Красный усиливает беспокойство, поэтому обеспечивает прекрасные условия для творчества. Он побуждает к активности и предпочтителен для действий, вызываемых эмоциями; он хорош для эмоционального фона, из которого возникают идеи и действия (но не для их вынашивания и обдумывания) [F.Birren]. Характерны значения активности, экстраверсии, возбуждения, активации эмоционального состояния [F.M.Adams, Ch.E.Osgood; B.Wright, L.Rainwater; G.G.Nelson, M.T.Pelech, S.F.Foster; Л.Сивик; О.В.Сафуанова].

Яркость, громкость и стимуляцию восприятия в целом следует ассоциировать с наиболее активным влиянием красного и всей теплой части спектра в целом [F.Birren]. Красные цвета не связаны со знаком эмоций, они вызывают сильную активацию эмоционального состояния независимо от того, позитивно оно или негативно [Ч.А.Измайлов, Н.Н.Волков; B.Wright, L.Rainwater]. Порог чувствительности к красному снижается при состоянии как радости, эйфории, так и гнева, раздражительности, злобы. Повышается при печали, тоске, грусти, тревожности, настороженности, страхе [Э.Т.Дорофеева; П.В.Яньшин]. Красный символизируется квадратом или кубом [F.Birren]. Квадрат соответствует красному, цвету материи.

Тяжесть и непрозрачность красного согласуются со статичной и земной формой квадрата [J.Itten]. “Красный воздействует внутренне, ...при всей энергии и интенсивности обнаруживает определенную ноту планомерности необыкновенной силы; в этом кипении и пылании... в себе и очень мало в стороны сказывается как бы мужественная зрелость. Движение в себе” [В. Кандинский]. “Красный обладает волевыми свойствами; нечто внутренне активное, что само из себя создает свой характер. Красный цвет, равномерно заполняющий пространство, есть сияние жизни[5]. “При этом обозначении нужно изгнать из представления все, что в красном могло бы производить впечатление желтого или синего. Кто знает призматическое возникновение пурпура, не найдет парадоксальным наше утверждение, что этот цвет, частью актуально, частью потенциально, содержит в себе все остальные цвета. Действие этого цвета так же единственно, как и его природа. Он дает впечатление как серьезности и достоинства, так и прелести и грации. Первое он осуществляет в своем темном сгущении, второе - в светлом разряжении [И.В.Гете][6].

ОРАНЖЕВЫЙ

При переходе с ауры врача на ауру пациента производит вдохновляющий эффект (Парацельс). При освещении оказывает стимулирующий эффект на нервную систему (D.Babbit). Рассматривается как стимулирующий и лишь незначительно поднимающий давление. Имеет оживляющее влияние на эмоции. Темно-оранжевый имеет наибольшее возбуждающее воздействие, потом алый и желто-оранжевый (J.Hessey). Почти в той же степени, что и красный, увеличивает силу мышечных сокращений (Fere). Общее впечатление: яркий, светоносный, пылающий; умственные ассоциации: теплый, металлический, осенний; объективные ассоциации: веселый, приятный, энергичный; субъективные ассоциации: веселый, избыточный, сытый [F.Birren]. Оранжевый не предпочитается в целом в своей чистой форме, но приятен в разбавлении (персиковый, семговый) и оттенках (коричневый). Он менее примитивен, чем красный. Он аппетитен [F.Birren]. Красно-оранжевый повышает субъективное ощущение температуры окружающей среды на 5-7° (по ср. с синим), стимулирует кровообращение. Ассоциации: теплый, солнечный, непрозрачный, стимулирующий, густой, земной, тяжелый, сухой [J.Itten]. Ассоциируется с радостью, теплом [А.Н.Лутошкин]. Красно-оранжевый ассоциируется с активным переживанием гнева (31%) и радости (29%), соотносится с активностью и экстраверсией [А.Эткинд]. Красно-оранжевый ассоциируется с такими чертами человеческого характера, как отзывчивость, решительность, энергичность, напряженность, суетливость, дружелюбие, уверенность, общительность, раздражительность, сила, обаяние, деятельность [А.М.Эткинд] , а когда приписывается характеру другого человека, выражает положительное отношение[П.В.Яньшин]. Предпочтение красно-оранжевого сочетается с актуализацией потребности и склонности к общению, с инициативностью, повышением энергетического потенциала, со снижением чувствительности к отрицательным воздействиям среды, с высоким темпом моторики и счета [П.В.Яньшин]. Символизирует возбудимость, жизненную динамику, уровень активности [Klar]. Символизируется формой прямоугольника [F.Birren]. Символизируется трапецией как производной от квадрата (красный) и треугольника (желтый) [J.Itten]. “В оранжевом красное приводится к порогу движения лучеиспускания, растекания в окружности” [В.Кандинский]. “Красно-желтый дает собственно глазу чувство теплоты и радости, как представитель цвета более сильного жара [чем желтый], а также более мягкого блеска заходящего солнца. Как чисто желтый цвет легко переходит в красно-желтый, так последний повышается, не задерживаясь, в желто-красный. Приятное чувство ясности, сопровождающее красно-желтый цвет, приобретает невыносимо-мощный характер, когда цвет повышается до яркого желто-красного. Активная сторона достигает здесь своей высшей энергии” [И.В.Гете].

ЖЕЛТЫЙ

Желтый производит вдохновляющий и стимулирующий эффект на нервную систему (Парацельс). Это “центральный принцип нервной стимуляции”, он используется как слабительное, рвотное и очистительное средство (D.Babbit). Это психический стимулятор, но вводит пациента в сомноленцию. Может быть использован в случае психической недостаточности и туберкулеза (J.Hessey). Ассоциируется с комедией, теплотой и удовольствием (R.Ross, W.Wellman) [F.Birren]. Общее представление: солнечный, разряженный, лучистый, лучезарный; умственные ассоциации: солнечный свет; объективные ассоциации: приветливый, воодушевляющий, жизненный, небесный; субъективные ассоциации: высокая духовность, здоровье [F.Birren].

Ощущение примеси светло-желтого к цветовому ощущению и послеобразам цветов возникает с прослушиванием высоких звуков [С.В.Кравков]. О желтом говорится как об оказывающем наилучший эффект на человеческий обмен веществ. Он оценивается также как наиболее “естественный” [F.Birren]. Ассоциируется со светлым, приятным настроением [А.Н.Лутошкин]. В 35% случаев соотносился с удивлением и практически не ассоциировался с грустью и утомлением. Характеризовался как очень активный при низкой моральной оценке [А.Эткинд], а когда приписывается характеру другого человека, выражает положительное отношение[П.В.Яньшин]. Оценивается как “активный”, но “слабый” [F.M.Adams, Ch.E.Osgood].

Выбирать желтый цвет склонны люди, обладающие чертами “сангвинического темперамента”: экстравертированные, энергичные, склонные к риску, но в то же время прагматичные, предпочитающие конкретные цели и не склонные как переоценивать собственные возможности, так и излишне тревожиться на свой счет [П.В.Яньшин]. “Острые углы треугольника производят эффект драчливости и агрессивности. Это символ мысли, и среди цветов ее лишенный веса характер сравним с чистым желтым” [J.Itten]. “Желтое символизирует центробежное движение. Оно лучеиспускает и приобретает движение из центра и осязаемо приближается к зрителю. Если наблюдать его непосредственно, желтое беспокоит человека, колет его, возбуждает и обнаруживает... скрытую силу, которая... действует нагло и навязчиво на душу.

Желтое есть типично земная краска” [В.Кандинский]. “Желтое обладает волевыми свойствами; нечто внутренне активное, что само из себя создает свой характер. Желтое есть сияние духа” [Р.Штейнер]. “Это цвет, ближайший к свету. Он возникает благодаря самому незначительному ослаблению последнего, будет ли оно вызвано мутной средой или слабым рассеянием от белых поверхностей. В своей высшей чистоте он обладает всегда светлой природой и отличается ясностью, веселостью, нежной прелестью. Опыт вообще показывает, что желтый цвет производит безусловно теплое впечатление и вызывает благодушное настроение” [И.В.Гете].

ЗЕЛЕНЫЙ

При концентрации целителя на травяном зеленом на ауру пациента переходит вдохновляющее усиливающее воздействие, так же, как на кровь и органы (Парацельс). Освещение зеленым понижает кровяное давление, оказывает на нервную систему седатирующее и гипнотическое воздействие, полезно при нервном возбуждении (J.Hessey). По данным ассоциаций наибольший транквилизирующий эффект производит желто-зеленый, а затем зеленый. Он ассоциируется с обилием и здоровьем (N.A.Wells) [F.Birren]. Общие представления: чистый, влажный; умственные ассоциации: прохлада, природа, вода; объективные ассоциации: утихомиривающий, освежающий, мирный, нарождающийся; субъективные ассоциации: мертвенная бледность, болезнь, ужас, вина [F.Birren].

При совмещении со звуковым раздражителем повышается чувствительность в зеленой части спектра. Чувствительность в сине-зеленой части спектра улучшается при проигрывании повышающейся последовательности тонов и понижается при понижающейся [С.В.Кравков]. Порог ощущения зеленого понижается как при эмоциональном состоянии благодушия, легкой эйфории, комфорта, так и тревоге, настороженности, страхе. Повышается при гневливости, раздражении, злобе, чувстве неудобства, душевной неуютности, дискомфорте [Э.Т.Дорофеева; П.В.Яньшин]. Из эмоций синеватый зеленый (люшеровский) сильнее всего оказался связан с удивлением и заинтересованностью (по 79% ассоциаций). Характеризовался как доминантный, интровертированный [А.Эткинд].

Ассоциируется с эмоциональным состоянием спокойствия и уравновешенности [А.Н.Лутошкин]. Оценивался как холодный [R.J.Lewinski]. Зеленый создает условия для размышления и окончательного завершения задачи; в зеленом идеи (возникшие в красном) разовьются и действия будут проделаны (Гольдштейн). Желто-зеленый в основном нейтрален с биологической точки зрения. Зеленый и синий, однако, имеют тенденцию снижать мускульное и нервное напряжение. Психологически зеленый означает “уход от стимулов”. Он предоставляет идеальную среду для задач седатирования, концентрации и медитации [F.Birren]. Ассоциации с сине-зеленой частью спектра: холодный, теневой, прозрачный, успокаивающий, чистый, далекий, легкий, влажный [J.Itten]. Оценивается как черствый, самостоятельный, невозмутимый [А.Эткинд], а при атрибуции характеру другого человека выражает его высокую оценку[П.В.Яньшин].

Предпочтение зеленого сопровождается общей нормализацией психического состояния, в частности повышением порога фрустрации, уменьшением склонности к ипохондрической фиксации на состоянии своего здоровья, уменьшением черт демонстративности во внешнем поведении и склонности к вытеснению эмоционально-значимых стимулов. И, напротив, отвержение зеленого сопровождается появлением так называемой “конверсионной” симптоматики, склонностью к вытеснению и снижением фрустрационной толерантности [П.В.Яньшин].

Ассоциируется с формой шестиугольника или икосаэдра [F.Birren]. Символизируется cферическим треугольником как производным от круга (синий) и треугольника (желтый) [J.Itten]. “Отсутствие движения (находящегося в потенции). Полная неподвижность и покой. Никуда не движется и не имеет призвука ни радости, ни страсти. Зеленый действует только скучанием. Пассивность есть самое характерное свойство абсолютного зеленого... при чем это свойство как бы надушено... самодовольством” [В.Кандинский]. “Зеленый — образ отражения живого в мертвом” [Р.Штейнер]. “Наш глаз находит в нем реальное удовлетворение. ...Душа отдыхает на этом смешении, как на простом. Не хочешь идти дальше и не можешь идти дальше” [И.В.Гете].

СИНИЙ



При концентрации врача на чистом темно-синем на ауру пациента переходит действующий на кровь и органы тела успокаивающий, облегчающий боль эффект. На синем сосредотачиваются также в случаях жара, высокого давления и истерии (Парацельс). При освещении синий и фиолетовый обладают охлаждающим, электризующим и стягивающим потенциалом (D.Babbit). Ассоциируется с духовностью и мыслью (R.Ross).

Синяя часть спектра имеет охлаждающий эффект. Он сужает артерии и повышает давление. Он имеет тонизирующий кровь антисептический эффект и прекрасен при заболеваниях кожи. Стимулирует задние доли гипофиза (J.Hessey). Вызывает окисление в тканях и незначительный дермоцидный эффект. Почти не повышает, сравнительно с красным, мышечное напряжение (Fere). Ультрафиолетовые лучи хорошо поглощаются кожей и проникают на глубину только 0,5-0,6 мм. Результатом поглощения УФ излучения является его мощное воздействие на организм, в том числе химические изменения [Н.В.Серов]. Замедляет рост крыс и слепых утят, снижает лактацию свиней, т.е. действует противоположно красному (M.Natumo, S.Mizutani, F.EIIinger) [F.Birren]. Снижает боль при артрите суставов [S.F.McDonald]. Уменьшает аккомодацию [J.H.Stolper]. Иногда синий фон может вызвать обратный эффект: повышение нервно-мышечного напряжения и агрессивности [Weller, L., Livingston, R.].

Общее представление: прозрачный, мокрый; умственные ассоциации: холод, небо, вода, лед; объективные ассоциации: подавленность, меланхолия, созерцание, трезвость; субъективные ассоциации: уныние, боязливость, скрытность [F.Birren]. Впечатление примеси темно-синего возникает при сочетании со звучанием низких тонов; это же проявляется и на послеобразах.

Чувствительность к синему повышается при проигрывании возрастающей последовательности тонов [C.B.Kpaвков]. Ассоциируется с медленной музыкой [F.Birren]. Синий замедляет рост растений, гормональную активность, заживление ран. Под воздействием синего временные промежутки недооцениваются, предметы кажутся более легкими, размеры — меньше. В голубом (синем) затруднена фокусировка взора. Он действует седативно и рекреативно. В нем взор отдыхает. Кроме того он наиболее предпочтителен в мире [F.Birren].

Сине-зеленый вызывает ощущение снижения температуры окружающей среды на 5-7° по сравнению с красным [J.Itten].Чувствительность к синему повышается при состоянии тоски, печали, грусти, чувстве неудобства и душевного дискомфорта; снижается в состоянии радостного настроения, благодушия, легкой эйфории и комфорта [Э.Т.Дорофеева; П.В.Яньшин]. Ассоциируется с грустным, печальным настроением [А.Н.Лутошкин]. Ассоциируется с грустью (25%) и заинтересованностью (25%); синему приписываются характеристики, связанные с высокой моральной оценкой [А.Эткинд], но при приписывании его характеру другого человека он выражает отрицательное отношение [П.В.Яньшин].

Сине-зеленый связан с интеллектуализированными эмоциями [Ч.А.Измайлов, Н.Н.Волков].Предполагает форму круга или сферы [F.Birren]. “Круг производит чувство расслабления или гладкого движения. Это символ духа, движущегося неразлучимо сам с собой, ...из всех цветов соотносим с прозрачно-синим” [J.Itten].

“Символ центростремительного движения от зрителя. В нем глаз утопает. Синий есть типично небесная краска. Очень углубленное синее дает элемент покоя. Опущенное до пределов черного оно получает признак человеческой печали. Оно делается подобным углублению в серьезную сущность, где нет конца и быть конца не может” [В.Кандинский]. “Синий (голубой), сосредоточенный сам в себе, ...сохраняющийся сам в себе, есть сияние души. Обладает известными ...волевыми качествами. Нечто внутренне активное, что само из себя создает свой характер. Синий излучается внутрь, сам в себя” [Р.Штейнер].

“Про синий можно сказать, что он всегда приносит что-то темное. В качестве цвета он осуществляет энергию; однако он стоит на отрицательной стороне и в своей величайшей чистоте представляет собой как бы прелестное ничто. ...Синяя поверхность как бы уплывает от вас вдаль, ...тянет нас вслед за собой” [И.В.Гете].

ПУРПУРНЫЙ [7]

При освещении пурпурный сочетает стимулирующий эффект красного с тонизирующим эффектом синего (J.Hessey). Общее представление: глубокий, мягкий, атмосферический; умственные ассоциации: прохлада, туман, темнота, тень; объективные ассоциации: достойный, помпезный, грустный, мистический; субъективные ассоциации: одиночество, депрессия [F.Birren]. Малиновый характеризуется эгоизмом и неискренностью [А.Эткинд], а при атрибуции другому человеку выражает положительное отношение [П.В.Яньшин]. Пурпурный более или менее нейтрален биологически. Вместе с тем из всех оттенков он кажется наиболее эстетичным [F.Birren]. Символизируется эллипсом как производный от круга (синий) и квадрата (красный) [J.Itten]. “Персиковый, или “инкарнат”, является наиболее естественным цветом человеческой кожи. Это образ-отражение душевного в живом” [Р.Штейнер]. “Он возбуждает, однако, совсем в ином роде, чем красно-желтый, он не столько оживляет, сколько вызывает беспокойство” [И.В.Гете]. “Пытается объединить импульсивную победность красного и робкую капитуляцию синего” [M.Luscher].

ФИОЛЕТОВЫЙ

Фиолетовый и лавандовый — объекты концентрации при воздействии на нервную систему успокаивающего характера (Парацельс). Фиолетовый, как и синий, обладает охлаждающим, электризующим и стягивающим потенциалом (D.Babbit). Как и синий, нарушает фокусировку глаза (F.Birren]. Ассоциируется с тревожным неудовлетворительным настроением [О.В.Сафуанова]. Депрессирующий [RJ.Lewinski]. По семантическому дифференциалу имеет низкую оценку и ассоциируется с пассивностью и силой [J.V.Williams, J.K.Morland, W.L.Underwood]. “Фиолетовый имеет склонность удаления, это есть... охлажденное красное в физическом и психологическом смысле. Он звучит несколько болезненно, как нечто погашенное и печальное” [В.Кандинский].

КОРИЧНЕВЫЙ

По семантическому дифференциалу оценивается как один из наименее приятных, очень пассивный и слабый [J.V.Williams, J.K.Morland, W.L.Underwood]. В качестве человеческих характеристик ему приписываются уступчивость, зависимость, спокойствие, добросовестность, расслабленность [А.М.Эткинд], а при приписывании его характеру другого человека отражает крайне негативное, презрительное отношение [П.В.Яньшин]. Чаще всего ассоциируется со “стандартным” и “прозаичным” в противовес “возвышенному” и “необычному” [О.В.Сафуанова].

Предпочтение коричневого цвета сопровождается ослаблением сознательного контроля, планирования и последовательности в поведении, снижением самооценки и повышением персивераторных тенденций (снижением слитности) на уровне тонкой моторики [П.В.Яньшин]. “Импульсивная жизненная сила красного в коричневом, благодаря затемнению, тускнеет, сдерживается или, как говорят художники, “замирает”. У коричневого остается только жизненное состояние. Эта жизненность, теряя активность, становится пассивной. Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, которым кажется, что конфликтная ситуация, в которой они находятся, неразрешима” [KIar].

СЕРЫЙ

Ассоциируется со старым возрастом [F.Birren]. По семантическому дифференциалу имеет самую низкую оценку, является самым пассивным, очень слабым и низко оцениваемым [F.M.Adams, Ch.E.Osgood; J.V.Williams, J.K.Morland, W.L.Underwood]. Производит наименьшее возбуждающее воздействие [Л.Сивик]. Оценивается как нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный [А.М.Эткинд], а при атрибуции другому человеку выражает негативное отношение [П.В.Яньшин]. “Символ бездушной неподвижности. И чем серое становится темнее, тем больше возрастает перевес безутешного и выступает удушающее” [В.Кандинский].

БЕЛЫЙ

Идеально сбалансированный цвет, чистый и естественный в своем влиянии [F.Birren]. Общее представление: пространственный свет; умственные ассоциации: прохлада, снег; объективные ассоциации: чистый, беспримесный, бесхитростный, искренний, юный; субъективные ассоциации: сияние духа, нормальность [F.Birren]. По семантическому дифференциалу оценивается как самый лучший, почти такой же активный, как красный, но довольно слабый [J.V.Williams, J.K.Morland, W.L.Underwood]. “Символ вечного противодействия со скрытой возможностью (рождение). Центробежное движение (как в желтом). Это есть нечто как бы молодое или, вернее, нечто, предшествующее началу, рождению” [В.Кандинский). “Белый — это образ-отражение духа в душевном” [Р.Штейнер].

ЧЕРНЫЙ

В ауре — указатель ненависти и злобы (C.W.Leadbeater). Ассоциируется с унынием и мраком (W.Wellman). Общее представление: пространственная темнота; умственные ассоциации: нейтральность, ночь, пустота; объективные ассоциации: траурный, смертельный, депрессирующий, зловещий; субъективные ассоциации: отрицание духа, смерть [F.Birren]. Ассоциируется с глубокой тоской, упадком [А.Н.Лутошкин; О.В.Сафуанова]. По семантическому дифференциалу оценивается как самый сильный, очень плохой и умеренно пассивный [J.V.Williams, J.K.Morland, W.L.Underwood]. Предпочтение черного сопровождается нарастанием общей тяжести психического состояния, внутреннего напряжения, дисгармонии; усилением отгороженности, неконтактности, замкнутости; снижением энергетического потенциала и порогов восприимчивости к отрицательным средовым воздействиям [П.В.Яньшин.]. “Символ абсолютного противодействия без возможности (смерть). Центростремительное движение, как в синем, но в окаменелой форме. Как вечное молчание без будущего и надежды звучит внутренне черное” (В.Кандинский). “Черный — образотражение мертвого в духе” [Р.Штейнер].

Литература:

1. Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Цветовой тест отношений: Метод. рекомендация. Л., 1985. 19 с.
2. Гете И.В. Учение о цветах // Лихтенштадт В.О. Гёте. Петербург: Гос. издательство, 1920. С. 201-286.
3. Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний // Психические заболевания. Л., 1970. С. 319-327.
4. Измайлов Ч.А., Волков Н.Н. Взаимосвязь между эмоциями и цветом // Труды НИИ Гражданской авиации: Авиационная эргономика и подготовка летного состава. Вып. 220. М., 1983. С. 50-55.
5. Кравков С.В. Взаимодействие органов чувств. М.-Л.: Изд-во Ака-демии наук СССР, 1948. 128 с.
6. Лутошкин А.Н. "Цветопись" как прием эмпирического изучения психологического климата коллектива // Сoциально-психологический климат коллектива: Теория и методы изучения. М., 1979. С. 162-175.
7. Люшер М. Сигналы личности. Воронеж, 1993; "Магия цвета", Харьков: АО "Сфера", 1996.
8. Сафуанова О.В. Формы репрезентации цвета в субъективном опыте: Дис. ... канд. психол. наук. М.: Лисс, 1994.
9. Серов Н.В. Лечение цветом. Санкт-Петербург, 1993. 47 с.
10. Собчик Л.Н. Метод цветовых выборов: Модифицированный цветовой тест Люшера: Метод. руководство. М., 1990.
11. Тернер В. Цветовая классификация в ритуалах Ндембу: Проблема невербальной классификации // Тернер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 71-103.
12. Шварц Л.А. Изменение цветоощущения в эмоциональных состоя-ниях // Проблемы физиологической оптики. !948. № 6.
13. Штейнер Р. Сущность красок: Лекции, прочитанные в Дорнахе 6, 7, 8 мая 1921 г. Библ. № 291 Щит. по рукописному переводу).
14. Юиг Р. Цвет в западной живописи // Психология цвета. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1996. С.135-180.
15. Яньшин П.В. Эмоциональный цвет. Эмоциональный компонент в психологической структуре цвета. Самара: СамГПУ, 1996. 218 с.
16. Яньшин П.В. Индивидуальные различия и характеристики цвето-вого восприятия // Нейропсихология и психофизиология индивиду-альных различий / Коллективная монография. Ред. Е.Д. Хомской, В.А. Москвина. М. - Оренбург: ООИПКРО, 2000. С. 76-93.
17. Adams, F.M., Osgood Ch.E. A cross-cultural study of the affective meanings of color // J. of cross-cultural psychol. 1973. 4. 2. 135-156.
18. Babey-Brooke, A.M., Amber, R.B. Color Therapy. Santa Barbara Press, Inc. N.Y., 1979. 120 р.
19. Birren, F. Color psychology and color therapy: A factual study of the in-fluense of color on human life. N.Y., cop. 1961. 302 p.
20. Ellinger, F. The Biological Fundamentals of Radiational therapy. N.Y., 1941
21. Gerard R.M. Color and emotional arousal // Am. Psychologist. 1958. 13(7).
22. Goldstein, K. Some experimental observations concerning the influence of colore on the function of the organism // Occupational therapy and re-habilitation. 1942. June.
23. Hamid, P.N., Newport, A.G. Effect of color and physical strenth and mood in children // Pers. & Motor Skills. 1975. 41. P. 910-912.
24. Hessey, J. Germs and Man. N.Y., 1940.
25. Itten, J. The elements of color. N.Y., 1970. 95 p.
26. Jacobs, K.W, Suess, J.F. Effect of four psychological primary colors on anxiety state // Pers. & Motor Skills. 1975, 41(1). P. 208-210.
27. Klar, G. at all. The Luscher Color Test: Die Psichologie der Farben. Basel (Schweis): Test-Verlag. Б.г.и.
28. Lewinski, R.J. An investigation of individual responses to chromatic illumination // Psychol. 1938. 6. P. 155-160.
29. Luscher M. The Luscher Color Test. N.Y., 1969. 268 р.
30. Mc Donald, S.F. Effect of visible lightwaves on artritis pain: a controled study // International J. of Biosocial Recearch. 1982. 3(2). P. 49-54.
31. Metzger, W. Certain implications in the concept of gestalt. Am. J. Psy-chol., 50, 1928. (приводится по С.В.Кравкову: "Взаимодействие ор-ганов чувств…)
32. Norman R.D., Scott W.A. Color and affect: A review and semantic evaluation // The j.of General psychol. 1952. 46. 185-223.
33. Stolper, J.H. Color induced psychological response // Man-Invironment System. 1977. 7(2). 101-108.
34. Weller, L., Livingston, R. Effect of color of questnnair on emotional re-sponses // The J. of General Psych. 1988. 115(4). P. 433-440.
35. Williams, J.V., Morland, J.K., Underwood, W.L. Connotations of color names in the USA, Europe and Asia // The j. of social psychol. V. 82. 1970. P. 3-12.
36. Wurtman, R.J. The effect of light on human Body // Scientific american. 1975. 233. P. 69-77.
37. Wright, B., Rainwater, L. The meanings of color // J. of General Psy-chol. 1962. V. 67. 89-99


[1] Это наиболее интересный результат, поскольку в желтом образце отсутствует синий компонент.

[2] Аналогичный вариант – ношение цветных очков.

[3] Фамилии в круглых скобках определяют авторов из обзора Ф.Биррена (Birren, 1961). Фамилии в квадратных скобках относятся к оригинальным публикациям.

[4] В исследовании Фабера Биррена (Birren, 1961) выделены четыре типа ассоциаций на цвета. Под “умственными ассоциациями” (mental associations) предполагаются ассоциации в форме существительных, или то, что близко по смыслу (но не совпадает) с понятием - “предметное значение”. Под “объективными” (objective) и “субъективными” (subjective) ассоциациями предполагаются ситуации, когда испытуемые соотносят цвета с внешним объектом или внутренним душевным состоянием.


[5] “Сияние жизни” — не метафорический оборот, “Жизнь”, а далее по тексту “дух”, “душа”, “смерть” — это четко определенные понятия в философско-мистической концепции Р.Штейнера. “Сияние” — это тоже вполне определенное качество, свойственное только красному, желтому и синему цветам. Белый, черный, зеленый и персиковый, или “инкарнат”, являются, согласно Р.Штейнеру, цветами-образами. При этом важно то, что все приводимые этим автором характеристики относятся не к внутренним (т.е. цветам душевной организации), а к внешним, т.е. привязанным к объектам. (Штейнер, 1921).

[6] Как видно из текста (Гете, 1920), Гете понимал под пурпуром не сдвинутые к фиолетовым тонам оттенки красного, а красный в его наиболее уравновешенном состоянии.


[7] Часто путается с фиолетовым, но отличается от него тем, что не содержится в призматическом спектре и получается аддитивным смешением фиолетового и красного края спектра. Таким образом, занимает промежуточное место в цветовом круге между красным и фиолетовым. В “Учении о цветах” пурпурным Гете называет идеально уравновешенный красный цвет — “цвет императоров”. В русскоязычной популяции зафиксировано четкое различение фиолетового и пурпурного, в то время как американцам свойственно их путать (Сафуанова, 1994).


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология