психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 2
Обложка номера
Советы родителям и педагогам
"Запретный плод сладок", или как правильно родителям что-либо запрещать ребенку. А.Пономаренко
Потому что потому всё кончается на "у". В. Белянин
Психолингвистика
Лингвистический шок. В.Белянин
Психология влияния и психологического насилия
Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой Е.Волков
Преступный вызов практической психологии Е.Волков
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Психология индивидуальности. Теория и практика. Введение. Л.Собчик
Графические репрезентации гендерных отношений. И. Куприянова
Связь предпочтения цвета с Я - концепцией П. Яньшин ,К. Андреева
Универсальный метод изучения школьной адаптации. П. Яньшин
Психология цвета
Цвет как фактор психической регуляции В.Яньшин
Психиатрия и медицинская психология
Влияние стресса на здоровье. С,Копонев
Психотерапия
О некоторых методиках терапии творчеством в терапии творческим самовыражением. М.Бурно.
Наркомания - болезнь безответственности. С. Копонев
Психология бизнеса
Вам нужен психолог. Для чего. Е. Собчик
К вопросу о профессионально-важных качествах рекрутера. Бурякова Е.С.
Вас назначили начальником. Е. Собчик
О проблемах создания корпоративной культуры в российских компаниях. Е. Собчик
Психология женского обаяния
Школа для гетер. Е. Собчик
Жизнь без комплексов. Лора Мишина
Публицистика
Тварь я дрожащая, или право имею? С. Копонев
Педагогическая психология
НЛП - подходы в педагогическом процессе обучения студентов. Саушева В.А., Шашурин П.И.





Московский психологический журнал. №2

Связь предпочтения цвета с Я - концепцией П.Яньшин,К.Андреева

Проблема семантики цвета еще очень далека от своего разрешения. Когда говорят, что цвет обладает собственным значением, подразумевают, что не все в конкретном оттенке цвета доступно ощущению. В нем есть нечто, что адресовано не только «глазу», но человеку как целому: может быть закономерно «интерпретировано» на физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и пр. «уровнях». Термин «уровни» сознательно взят в кавычки по той причине, что, говоря о значении и его интерпретации, мы должны были бы употребить более точный термин: контекст. Эти контексты и позволяют интерпретировать значение конкретных цветов в «терминах» физиологических реакций, эмоциональных состояний или «идей» или моральных категорий.

Наиболее развернутая картина контекстов интерпретации цветового значения содержится в руководстве цветового теста М.Люшера (Люшер М.,1996). Анализ его интерпретационных таблиц позволяет реконструировать набор этих контекстов (пример синего цвета).

(1) Физиологическая характеристика: расслабление, удовлетворенность, трофотропная динамика, накопление сил, отдых.

(2) Сенсибилизируемый орган: кожа.

(3) Эмоциональная характеристика: довольство, удовлетворение, умение сопереживать, эстетические переживания, созерцательность, глубина чувств, пассивность, любовь, самопожертвование.

(4) Темперамент: флегматический.

(5) Мифо-символическое значение: тесная связь с праматерью, преданность, доверие, любовь, самопожертвование. Вечность и традиционность, мир и гармония. Спокойная вода, женское начало, горизонт (горизонталь). Плавность, гладкость, нежность, кожа.

(6) Социально-психологический план: единение, тесная связь, привязанность, бесконфликтность.

(7) Потребность (мотив): в спокойном упорядоченном окружении, покое, безмятежности, в плавности событий, согласии с традицией, во взаимном доверии, безопасности, любви, единении, тесной симбиотической привязанности и т.д.

Можно с уверенностью говорить о том, что этот список не полон.

В “Учении о цветах” И.В.Гете содержится раздел, посвященный “чувственно-нравственному” действию Цвета. Под этим действием Гете понимал душевный отклик, рождающийся у наблюдателя при восприятии цвета (Гете, 1920). Гете назвал именно так это действие, поскольку предполагал связь Цвета с моральными и этическими переживаниями, с переживанием собственного “Я”. Сходное представление о функции Цвета мы находим в мистике: “Я само находится внутри цвета. Ни Я, ни астральное тело не отделимы от цвета, они живут в цвете... Цвет есть носитель Я и астрального тела в физическом и эфирных телах” (Штейнер Р. 1921) [1] . П.Флоренский в «Иконостасе», говоря об одежде святых, также говорит о «ткани светоносных органов, как ближайшей к телу области духовных энергий» (Флоренский П.А.,1994). Это дает основания предполагать, что действие цвета должно отражаться не только в эмоциональных или физиологических реакциях человека, но может распространяться и в сферу его самосознания. Предпочтение цвета, следовательно, должно отражать особенности Я-концепции, а цветовое значение – включать в свою структуру категории, релевантные самосознанию личности.

Ранжировка цветов по предпочтению – лишь одна из многих экспериментальных моделей по изучению цветовой семантики. Собственно значение цвета здесь может быть выяснено только косвенно, поскольку феноменологически опосредовано некими потребностными отношениями между человеком и цветом. В отношении же контекста интерпретации эта модель вполне приемлема, поскольку для выявления контекста достаточно установить наличие факта связи между его содержанием и порядком предпочтения цветов.

В нашем распоряжении имеется целый ряд публикаций, подтверждающих связь предпочтения цветов с потребностью во внешней стимуляции, с активностью, эмоциональной напряженностью, характеристиками тонуса вегетативной нервной системы, вниманием  и т.п.(Аминев Г.А., 1982; Петренко В.Ф., Кучеренко В.В., 1988; Филимоненко Ю.И., Юрьев А.И., Нестеренко В.М., 1982; Шипош К., 1980; Holmes, C.B., Wurtz, P.J., Waln, R.F., Dungan, D.S., Joseph, C.A., 1983; Hooke, J.E., Youell, K.J., Etkin, M.W., 1975; Nelson, G.G., Pelech, M.T., Foster, S.F., 1984; Robinson, C., 1975; Spiegel, D., Spiegel, P.H., 1971.). Гипотеза о связи между самооценкой и порядком предпочтения цветов фактически даже не была сформулирована.

Доказательство этой гипотезы, на наш взгляд, имеет самостоятельное значение в плане валидности метода цветовых предпочтений М.Люшера и расширения наших знаний о его интерпретации. Но не менее важно расширение наших знаний о психологических контекстах интерпретации цветовой семантики. Главная цель нашего исследования – доказать, что восприятие цвета не только закономерно категоризуется на уровне физиологических реакций, о чем много говорилось в 40-ых – 50- ых годах (Кравков С.В., 1948; 1950), но и на уровне семантических конструктов, репрезентирующих структуру самосознания личности.

Эта гипотеза, прямо вытекающая из учения Иоганна Вольфганга Гете, проверялась нами в двух констатирующих экспериментах.

1. Исследование  связей между рангами предпочтения цветов теста М.Люшера и аспектами самооценки по личностному семантическому дифференциалу

 Объектом исследований  была группа учащихся 6-х классов в количестве 41 человека.  Возраст - 12-13 лет. Эксперимент проводился  индивидуально с каждым учащимся на уроке, либо в перерывах между  уроками.

Сначала учащимся предлагался полный вариант Цветового теста отношений А.Эткинда, где они ранжировали все 8 цветов в порядке соответствия этих цветов своему настроению, актуальной и идеальной самооценке [2] ,  а также дважды, в начале и в конце исследования, ранжировали цвета теста Люшера в порядке предпочтения. Затем испытуемые оценивали себя на данный момент и в идеале по шкалам 21-шкального личностного семантического дифференциала (ЛСД).

Результаты по ЛСД обобщались по основным факторам : Оценка, Сила и Активность, а также вычислялся уровень удовлетворенности собой по каждой из шкал - как разность между идеальной и актуальной самооценками. Вся матрица полученных результатов была подвергнута математической обработке методом ранговой корреляции Ч.Спирмена.

В дальнейшем при интерпретации связей словами “оценивает себя” мы будем обозначать связь с актуальной самооценкой, “хотел бы стать” - связь с идеальной самооценкой, “не удовлетворен” - связь с разностью идеальной и актуальной самооценок.

Как следует из анализа алгоритма интерпретации теста Люшера (Люшер М., 1996; Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И., 1985), испытуемые склонны отдавать предпочтение цветам, отвечающим их психологическим потребностям, и отвергать противоречащие им. Следовательно, ранги цветов в раскладке символизируют как актуальное, так и желаемые состояния испытуемого. Эти положения ярко демонстрируются соответствием между предпочтением цвета и аспектами Я - концепции.

Резюмировать результаты связей по обеим раскладкам можно следующим образом [3] . В первой раскладке синий связан с низкими притязаниями на “Силу”, т.е. волевые  характеристики своей индивидуальности; во второй раскладке он связан с низкой самооценкой своих моральных качеств (фактор «Оценка») и притязанием на большую “решительность” и “самостоятельность”. (“Я не хочу быть волевым, хотел бы стать независимее, и меня не за что любить”).

В первой раскладке зеленый связан с неудовлетворенностью своими “волевыми” качествами, но не притязает на “деятельность”; во второй раскладке он связан с низкой оценкой своей добросовестности и волевых качеств и высокой оценкой “энергичности”. (“Я неуверенный, недобросовестный, но энергичный”).

В первой раскладке красный связан с потребностью стать “уступчивее”; во второй раскладке он связан с высокой оценкой своих экстравертных и “энергетических” характеристик и с неудовлетворенностью своей недостаточной “уступчивостью” и “дружелюбностью”. (“Я энергичен и общителен, но неуступчив и не всегда дружелюбен”).

В первой раскладке желтый связан с понижением самооценки и неудовлетворенностью своей низкой “силой” и “отзывчивостью”; во второй раскладке он связан с низкой оценкой своей “решительности”.(“Я недостаточно волевой и решительный”).

В первой раскладке малиновый связан с повышенной самооценкой по моральным, волевым и “активностным” характеристикам; во второй раскладке он связан с удовлетворенностью своими волевыми характеристиками и не ощущает проблем с “зависимостью”. (“Я великолепен и свободен”).

В первой раскладке коричневый связан с замкнутостью, желанием быть “тише”, но неудовлетворенностью своей “вялостью”; во второй раскладке он связан с предпочтением “замкнутости”, нежеланием стать “шумным”, низкими притязаниями на волевые и “энергетически-экстравертные” качества.(“Я хочу быть незаметным, тихим, не хочу проявлять волю и активность”).

В первой раскладке серый связан с притязанием на “упрямство” и “независимость”; во второй раскладке он связан с неудовлетворенностью своей недостаточной “активностью”.(“Я хочу быть независимым, но слишком пассивен”).

В первой раскладке черный связан с притязанием на негативизм, нежеланием стать “сильнее” и “лучше”; во второй раскладке он связан с не озабоченностью своими моральными качествами. (“Я достаточно силен, хочу быть эмоционально независимым, и мне безразличны мои моральные качества”).

Приведенные выше сопоставления демонстрируют отчетливые смысловые совпадения  (но не тождество) между семантикой цветов в обеих раскладках. Эти характеристики совпадают и с литературными данными. Так, о высокой самооценке, связанной с оценкой себя малиновым цветом говорит А.Эткинд (Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. , 1985); красный цвет принято связывать с активностью и экстраверсией (Nelson, G.G., Pelech, M.T., Foster, S.F., 1984; Robinson, C., 1975); коричневый, согласно М.Люшеру, связан с регрессивными тенденциями в поведении (Люшер М., 1996); черный цвет М.Люшером связывается с тенденцией к негативизму и отрицанием всех остальных потребностей (там же); серый М.Люшер связывает с потребностью в самоизоляции (там же); а зеленый с потребностью в волевом напряжении (там же). Относительно синего и желтого цветов однозначные аналогии привести трудно. В нашем исследовании предпочтение обоих связано с пониженной самооценкой моральных и волевых качеств. Для синего подобное толкование естественно. Для желтого этот результат неожидан.

В этой связи необходимо отметить, что в литературе по данному вопросу термин “самооценка” чаще всего рассматривается именно как “степень удовлетворенности собой”. Такого взгляда придерживался У.Джеймс, впервые давший приближенное операциональное определение “самоуважения” как результата “деления” “успеха” на “притязания” ( Джемс У., 1982). Этого взгляда придерживается Р.Мейли, утверждая, что “... степень удовлетворенности собой, или самооценка, имеет большое значение для поведения и внутренней динамики человека” (Экспериментальная психология,1975). По сути эта же идея, но только взятая в контексте опосредованности самосознания структурой деятельности, содержится в концепции “смысла Я”, предложенной В.В. Столиным. Он рассматривал смысл “Я” как “отношение (или столкновение) собственных качеств, свойств с мотивами и целями субъекта... В результате у субъекта формируется отношение к самому себе” (Столин В.В., 1983, с. 153). Этот перечень резюмирует цитата из Р.Бернса: “Я-концепция - это совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции часто называют образом Я или картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя.” (Бернс.Р, 1986, с. 30-31). Этот же автор в качестве первого фактора, существенного для понимания самооценки, выделяет “сопоставление образа реального Я с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть” (там же, с.36).  Таким образом, термин “самооценка” у цитированных авторов раскрывается как отношение к себе, выражающее динамическое напряжение между желаемым и актуальным образом “Я”. Именно к такой интерпретации раскладок теста М.Люшера подводят нас и результаты проделанного исследования. Мы вполне отдаем себе отчет в том, что феномен самооценки не ограничивается только отношением к себе [4] , но рассмотрение других компонентов выходит за рамки нашего исследования.

Таким образом предпочтение того или иного цвета уже связано вполне определенным образом со структурой Я - концепции. Это демонстрируют корреляции между местом цвета в раскладке и различными аспектами самооценки по семантическому дифференциалу. С актуальной самооценкой получено 19 значимых корреляций, с идеальной - 19, с их разностью - 20. Это и означает, что выбор либо отвержение цветов отражает не только актуальное, но и желаемое состояние Я-концепции, а также степень удовлетворенности собой. Правомерно, таким образом, говорить о ранжировке цветов по предпочтению как об отражении имплицитно существующей у испытуемого модели “желаемого (или идеального) настоящего”.

Думается, что трудно найти лучшее подтверждение тезису Гете о чувственно-нравственном воздействии цветов, если даже просто предпочтение либо отвержение их связаны с характеристиками типа “Добрый - злой”, “Честный - лживый”, “Отзывчивый - черствый”, “Волевой - безвольный” и т.п. в самооценке.

По данной части исследования можно сделать следующие

выводы:

1.   Шестиклассники пользуются вполне определенными и интерпретируемыми цвето-семантическими соответствиями, хотя эти соответствия ими не осознаются.

2.   Предпочтение того или иного цвета связано вполне определенным образом со структурой Я - концепции. Это подтверждает Гёте о существовании “чувственно-нравственного” действия Цвета.

2. Исследование связей между рангами предпочтения цветов теста М.Люшера и аспектами самооценки по личностному семантическому дифференциалу путем построения регрессионных моделей

1) Предсказание шкальных самооценок по ЛСД на основании предпочтения цветов в тесте М.Люшера

Цель исследования состояла в том, чтобы доказать возможность предсказания особенностей самооценки испытуемого на основании ранжировки им цветов по предпочтению.

В исследовании принимало участие 39 студентов 4-го курса психологического факультета СамГПУ. Для получения характеристик Я-концепции использовался 21- шкальный личностный семантический дифференциал (ЛСД). В ходе исследования испытуемые получали инструкцию оценить по этим шкалам свою актуальную и идеальную самооценку, что в последствии позволяло вычислить степень их удовлетворенности собой. До и после этого им предлагался тест Люшера со стандартной инструкцией: разложить цвета по предпочтению от самого приятного до неприятного.

Использовался метод множественной регрессии. В ходе статистического анализа нами были проверены гипотезы о различного типа связях между изучаемыми переменными. Наиболее точно эти зависимости описываются линейными и частичными линейными моделями (Боровиков В.П., Боровиков И.П., 1997). Выигрышной стороной линейной модели является ее простота и смысловая прозрачность, поскольку предполагается, что зависимость описывается простой прямой линией. Кроме того здесь возможен отбор наиболее влиятельных переменных, упрощающий итоговое уравнение регрессии. Частичная линейная модель более громоздка, поскольку предполагает, что линия состоит из двух отрезков, т.е. имеет один излом, но эта модель дает более точные предсказания. Кроме того здесь указывается точка, в которой изменяется основная тенденция зависимой переменной. 

А. Построение моделей множественной линейной регрессии.

Был избран метод пошагового включения новых переменных в регрессионную модель. Это несколько понизило предсказательную мощность самой модели. Вместе с тем в результатах представлены только переменные, максимально точно предсказывающие искомую зависимую переменную. Проверка достоверности всех приводимых (частично или полностью) ниже моделей доказала правомерность предположения о линейности взаимосвязей.

В качестве независимых переменных в данной части анализа данных использовались ранги цветов теста Люшера в первой и второй раскладках, а в качестве моделируемых (искомых, зависимых) переменных - интегральные показатели (факторы ОСА)  и отдельные шкалы ЛСД.

Основные результаты данной части исследования представлены параметрами уравнений множественной линейной регрессии  для интегральных факторов ОСА (актуальная и идеальная самооценка), а также для удовлетворенности собой. Содержательный анализ этих уравнений будет представлен ниже. Самооценку по отдельным шкалам ЛСД также можно предсказать, основываясь на рангах цветов по предпочтению в тесте Люшера. Нет необходимости приводить полные модели по этим шкалам. В Таблице 1 приводятся шкалы семантического дифференциала, предсказываемые ранжировкой цветов с более, чем 50% вероятностью (это значит, что коэффициент корреляции между предсказанными и наблюдавшимися значениями превышает 0.70). Просчитывались модели для актуальной самооценки и разности между идеальной и актуальной самооценкой (удовлетворенности собой). Напомним, что использованный в исследовании ЛСД состоял из 21 шкалы. Таких шкал было получено 24 (13 по актуальной самооценке и 11 - по удовлетворенности собой).

Таблица 1. Названия шкал Личностного семантического дифференциала, самооценка по которым хорошо предсказывается линейными регрессионными моделями.

Название шкалы

Процент объясняемой дисперсии

()

Актуальная самооценка

Разговорчивый - молчаливый (А)

50

Открытый - замкнутый (А)

70

Добрый – злой (О)

57

Волевой - слабовольный (С)

55

Отзывчивый - черствый (О)

61

Решительный - робкий (С)

70

Энергичный - вялый (А)

64

Справедливый - несправедливый (О)

58

Независимый - зависимый (С)

67

Дружелюбный - враждебный (О)

57

Уверенный - неуверенный (С)

53

Общительный - нелюдимый (А)

63

Активный - пассивный (А)

50

Средний процент:

59.62

Удовлетворенность собой

Обаятельный - непривлекательный (О)

53

Открытый - замкнутый (А)

66

Добрый – злой (О)

66

Волевой - слабовольный (С)

59

Решительный - робкий (С)

80

Энергичный - вялый (А)

56

Справедливый - несправедливый (О)

61

Шумный - тихий (А)

83

Уверенный - неуверенный (С)

63

Зависимый - независимый (С)

50

Активный - пассивный (А)

91

Средний процент:

66.18

Б Построение моделей частичной линейной множественной регрессии

Цель исследования. При построении моделей этого типа мы преследовали только одну цель: доказать возможность точного предсказания аспектов Я-концепции на основании ранжировки цветов по предпочтению, поэтому ниже мы не даем детального изложения всех параметров полученных моделей.

Результаты данной части исследования:

Этот тип моделей позволил предсказать результаты актуальной самооценки по фактору “Оценка” (своих моральных качеств), результаты идеальной самооценки и разности между идеальной и актуальной самооценкой (удовлетворенность собой) по всем трем факторам ЛСД со 100% вероятностью!.

 С такой же точностью можно было предсказать актуальную самооценку по 15 шкалам ЛСД а удовлетворенность собой по 12 [5] . Предсказания по остальным шкалам были также близки к идеальным.

Перечень шкал ЛСД, по которым наблюдалось полное предсказание [6] : Добросовестный - безответственный, Упрямый - уступчивый, Добрый - злой, Справедливый - несправедливый, Зависимый - независимый, Шумный - тихий, Дружелюбный - враждебный, Честный - лживый, Самостоятельный - несамостоятельный. Большинство шкал относится к фактору «Оценка».

В случае использования данных первой или второй раскладки по отдельности предсказательная сила модели уменьшается, но предсказания по первой раскладке более точны, чем по второй.

Приведенных данных достаточно для вывода о том, что по предпочтению восьми цветов теста Люшера можно достаточно точно предсказать большинство из параметров Я-концепции, измеряемых с помощью личностного семантического дифференциала. При этом можно предположить, что, если бы цветов было больше, точность предсказания на основании простой линейной регрессии значительно бы повысилась. Это следует из факта, что регрессионная модель, построенная только на одной (первой либо второй) раскладке теста Люшера, уступает по точности модели, построенной на обеих раскладках.

Процент объясняемой дисперсии искомого показателя является точным индикатором удачности полученной модели. 0% означает, что попадание случайно, 100% соответствует абсолютному соответствию рассчитанной регрессионной модели искомому показателю (что удается наблюдать крайне редко). Применение моделей, основанных на частичной линейной множественной регрессии доказывает, что большинство аспектов Я-концепции, описываемых личностным семантическим дифференциалом,  возможно предсказать на основании предпочтения цветов теста М.Люшера с абсолютной точностью.

Насколько нам известно, в научной литературе отсутствуют публикации, содержащие настолько мощные аргументы как в пользу связей самооценки с предпочтением цветов, так и в пользу валидности теста Люшера. Полученные результаты трудно переоценить еще и потому, что предполагаемая для проективных техник валидность традиционно предполагается низкой. Естественно, что наши данные еще не являются показателями валидности теста Люшера в полном смысле слова, поскольку не доказана переносимость этих данных на любую другую выборку, и поскольку интерпретация теста Люшера более содержательна, нежели интерпретация ЛСД. Но на память не приходит ни один тест, который показал такую же валидность хотя бы на отдельной ограниченной выборке в отношении отдельного аспекта интерпретации. Исключение составляют только данные, приводимые Э.Т. Дорофеевой (Дорофеева Э.Т., 1979) для выборки больных с аффективными расстройствами. Любопытно, что ее техника основывалась на измерении порогов цветоразличения. Значит ли это, что техники, основанные на взаимодействии человека с цветом, следует отнести к особому классу методик, обладающему уникальным потенциалом? Следует также принимать в расчет то, что ЛСД и тест Люшера основаны на принципиально разных методических процедурах (проективный тест выбора и субъективное шкалирование), следовательно, высокая корреляция не может быть объяснена сходством процедуры измерения, но только связью обеих тестовых методик с единым объектом (самооценка, Я-концепция или то что их обусловливает). Все это позволяет утверждать о том, что процесс восприятия цвета закономерно категоризован на уровне семантических конструктов, опосредствующих структуру самосознания личности.

После того, как доказана сила связи между ранжированием цветов и самооценкой, необходимо проанализировать ее качественные характеристики. А именно: с какими цветами преимущественно связана самооценка?

 Сравнивая формулы, представляющих простые линейные модели, легко заметить три закономерности:

1) с разными аспектами самооценки связаны разные наборы цветов, входящих в формулы регрессии;

2) для обеих раскладок (в конкретной модели) набор цветов примерно одинаков;

3) для первой и второй раскладок коэффициенты одинаковых цветов приводятся с противоположными знаками. Это значит, что ранги этих цветов находятся в симметричной оппозиции друг к другу, что можно представить как “передвижение” цветов от первой ко второй раскладке от начала к концу ряда, и наоборот.

Коэффициенты регрессии позволяют понять, какое положение и каких цветов в раскладках способно понизить или повысить величину искомого показателя.

Высота актуальной самооценки по фактору “Оценка” главным образом определяется положением коричневого, малинового, серого, синего и красного цветов (62% дисперсии). Коричневый и серый значимы для обеих раскладок, остальные цвета - только для второй. В целом можно сказать, что при низкой актуальной самооценке коричневый в первой раскладке должен быть в конце ряда, а во второй - сдвинуться в начало; то же должно произойти с серым. Кроме этого во второй раскладке малиновый и синий должны находиться на первых позициях, а красный - на последних. Для повышенной самооценки соотношения обратны описанным.

Реконструировать раскладку, соответствующую низкой актуальной самооценке, можно следующим образом: 1) ? ? ? ? ? ? 06; 2) 6051 ? ? ? 3 [7] . Понижение самооценки по ЛСД интерпретируется как критичное отношение к себе, неудовлетворенность собственным поведением и моральным обликом, низкий уровень принятия себя, ощущение, что окружающие его не ценят, а он не достоин хорошего отношения с их стороны (Бажин Е.Ф., Эткинд А.М., 1983), или “антипатия” (Столин В.В. , 1983) к себе. Согласно интерпретации теста М.Люшера, испытуемый с такой раскладкой “...Очень нуждается в отдыхе и расслаблении, отсутствии конфликтов и возможности восстановления своих сил. Хочет защитить себя от утомительного влияния других людей, негативно сказывающегося на его здоровье. Страстно желает безопасности и беспроблемного существования. …Подавленное накопленное волнение. Такое состояние ведет к раздражимости, взрывам злости и даже к сексуальным неврозам. Ситуация крайне опасна. Возмущен при мысли о том, что он не сможет добиться своих целей и расстроен, сознавая свою беспомощность изменить хотя бы что-нибудь в этом отношении. Возможно находится на грани нервного срыва. Коротко: беспомощность (Люшер М. 1996., с. 136-191). Нельзя сказать, что описания Люшера полностью совпадают с низкой самооценкой, но указание на “беспомощность”, астенизацию и “ощущение неспособности добиться своих целей” весьма красноречиво, как и общая отрицательная характеристика состояния.

Реконструировать раскладку, соответствующую повышенной актуальной самооценке, можно следующим образом: 1) 60? ? ? ? ? ?; 2)  3 ? ? ?1506. Повышение самооценки по ЛСД соответствует высокому самоуважению, осознанию себя как носителя позитивных социально желательных характеристик, удовлетворенности собой, потребности нравиться окружающим, недостаточной требовательности к себе, “симпатии” к себе. Согласно интерпретации М.Люшера: “...Испытывает неудовлетворенную потребность объединиться с теми, у кого столь же высокие запросы, как и у него, и выделиться из общей массы. Жесткий контроль, который он установил над своими чувственными инстинктами, мешает ему вести себя естественно. ...Хочет, чтобы его любили и им восхищались ради него самого. Нуждается во внимании, признании и уважении других людей. Коротко: требует, чтобы окружающие признали в нем незаурядную личность. Получает удовольствие от активной деятельности и желает, чтобы его уважали и признавали за его личные заслуги(Там же, С.175, 232). Нетрудно видеть, что характеристика по ЛСД и по М.Люшеру очень точно совпадают по смыслу. Интерпретация Люшера дается через потребность в признании, а не высокую самооценку, но в результате мы имеем ощущение себя “незаурядной личностью”.

Высота идеальной самооценки по фактору “Оценка” главным образом определяется положением коричневого, малинового, синего, желтого и черного цветов, при чем малиновый и синий актуален для обеих раскладок, черный - только для первой (63% дисперсии). В целом можно сказать, что для пониженного уровня притязаний (так можно условно обозначить идеальную самооценку) малиновый должен сдвинуться с конца ряда к началу, а синий  - наоборот, - в конец. Кроме того, во второй раскладке желтый должен находиться в начале ряда, а коричневый - в конце. Черный в первой раскладке должен находиться в начале. Для повышенного уровня притязаний соотношения обратны описанным.

Реконструировать раскладку, соответствующую низким притязаниям на самооценку, можно следующим образом: 1) 751? ? ? ? ?; 2) 654? ? ? ? 1. Согласно интерпретации М.Люшера, испытуемый: “...Чувствует, что у него мало шансов на то, что его надежды оправдаются, поэтому отдается чувственной и бездумной жизни, свободной от каких-либо проблем. Неудовлетворенные эмоциональные потребности вызвали значительный стресс. Хочет уйти от этих проблем, стараясь найти среду, свободную от конфликтов, в которой он мог бы расслабиться и восстановить силы” (Там же, с. 137, 238). Стресс, безнадежность и бегство от проблем - очень похоже на низкий уровень притязаний на моральную оценку со стороны окружающих, хотя в интерпретации Люшера прямо этот термин не используется.

Реконструировать раскладку, соответствующую высоким притязаниям на самооценку, можно следующим образом: 1) ? ? ? ? ? 157; 2) 1? ? ? ? 456. Согласно интерпретации М.Люшера, испытуемый: “...Хочет, чтобы его ценили и уважали. Желает добиться прочного союза, основанного на взаимном уважении. ...Однако неукротимое стремление выпятить свою индивидуальность толкает его к критиканству и заставляет постоянно командовать. ...Жаждет восхищения и уважения со стороны других людей» (Там же, с. 208, 228).В целом, человек, стремящийся стать очень честным, справедливым и т.д., вполне может заслужить эту характеристику.

Степень удовлетворенности собой по фактору “Оценка” главным образом связана с четырьмя цветами: зеленым, желтым, красным и серым, при чем последний учитывается только в первой раскладке (49% дисперсии). Большая удовлетворенность собой (определяется минимальной разностью между идеальной и актуальной самооценками) должна наблюдаться, когда зеленый, желтый, красный и серый цвета в первой раскладке находятся на последних местах, а во второй сдвигаются к началу ряда (кроме серого). Для низкой удовлетворенности собой соотношения обратны описанным.

Реконструировать раскладку, соответствующую высокой удовлетворенности собой по фактору “Оценка”, можно следующим образом: 1) ? ? ? ? 0342; 2)  243 ? ? ? ? ? . Интерпретация ЛСД: абсолютное принятие себя как полностью соответствующего морально-этическим требованиям общества либо эти требования просто не актуальны для обладателя такой Я-концепции. Согласно интерпретации М.Люшера, испытуемый “...Испытывает нужду в признании, честолюбив, хочет производить сильное впечатление на окружающих, быть популярным и быть примером для подражания. ...Импульсивен и раздражителен. Главное для него - его собственные желания и действия, вытекающие из этих желаний, однако он недостаточно глубоко продумывает все их последствия” (Там же, с. 128, 146). Описываемый М.Люшером тип нарциссически удовлетворенного субъекта очень подходит к приведенной интерпретации по ЛСД.

Реконструировать раскладку, соответствующую низкому уровню удовлетворенности собой можно следующим образом: 1) 2430 ? ? ? ?; ? ? ? ? 0342. Интерпретация ЛСД: крайняя неудовлетворенность несоответствием своего морального облика своим высоким идеалам; возможно - нереалистичность представлений о требованиях морали либо глубокое чувство вины за реальные или мнимые нарушения требований морали; сильные угрызения совести. Согласно интерпретации М.Люшера: “...Стресс и беспокойство, вызванные острым разочарованием и последовавшим конфликтом между надеждой и необходимостью. Коротко: смятение и колебания. ...Испытывает острые переживания, так как считает, что его окружение враждебно к нему. Чувствует, что подвергается невыносимому волнению, и что его заставляют действовать вопреки его воле. Коротко: беспомощное возмущение”( Там же, с. 192, 199). Общее для интерпретаций - чувство беспомощности, разочарование в возможности что-либо изменить и стрессовое состояние. Различие: ЛСД свидетельствует о внутреннем конфликте, Люшер акцентирует внимание на фрустрации обстоятельствами.

Данные по остальным параметрам мы обсудим менее подробно.

Нехватка либо избыток психических сил связаны с положением серого, синего и красного цветов (50% дисперсии). При ощущении недостатка сил красный сдвигается к концу, а серый и синий - началу второй раскладки. Это совпадает в интерпретации М.Люшера с “истощением жизненных сил”, “осознанием собственной беспомощности”. Обратное соотношение интерпретируется как “уход в интенсивную деятельность, направленную либо на достижение личного успеха, либо на обретение разнообразных впечатлений” (Там же, с.231).

Раскладка, соответствующая высокой удовлетворенности собственной “Силой”, волевыми чертами своей личности (58% дисперсии), очень похожа на ту, которая соответствует высокой самооценке, только в начале второй раскладки стоит не красный, а зеленый цвет: “готов преодолеть сопротивление, чтобы добиться признания” (Там же, с. 127).

Удовлетворенность или неудовлетворенность собой по фактору “Активность” определяется по соотношению трех цветов: черного, коричневого и желтого (505 дисперсии). Этот фактор в ЛСД правомерно рассматривать как отражение в самооценке экстравертных либо интровертных тенденций (Бажин Е.Ф., Эткинд А.М., 1983), т.е. формы и интенсивности межличностных взаимодействий. Испытуемые, удовлетворенные этим аспектом своей Я-концепции, склонны ставить коричневый и черный цвета в начало, а желтый - в конец второй раскладки: “ставит перед собой идеализированные и иллюзорные цели; испытывает горькое разочарование и отворачивается от жизни, ощущая усталость и отвращение; возбуждение, пессимизм, страх утратить свой престиж” (Люшер М., С.139-196). В случае не удовлетворенности своей “Активностью”, раскладка означает: “Ищет такие условия, в которых он мог бы получить больше возможностей продемонстрировать свою ценность. ...Ищет решения, которое бы помогло устранить препятствия на его пути” (Там же, с. 235).

Сказанное можно дополнить следующим наблюдением: в обсуждавшихся моделях линейной регрессии четыре основных цвета и малиновый учитывались по 4-5 раз, а серый и коричневый - по 7 раз. Черный вошел в модели линейной регрессии только 3 раза.

За неимением места, мы не приводим качественный анализ формул частичной линейной регрессии.

Таким образом, еще раз подтвердился вывод предыдущего нашего исследования, что существуют определенные смысловые связи между рангами цветов и самооценкой. По проделанной части исследования мы можем сделать вывод о том, что с изучаемыми аспектами самооценки совпадают не только ранги цветов по предпочтению, но и их смысловые интерпретации, предложенные М.Люшером. Напомним, что Люшер обосновывал интерпретацию своего теста существованием устойчивых значений цветов. Приведенные результаты правомерно рассматривать как яркое подтверждение этой гипотезы, восходящей к тезису Гете о “чувственно-нравственном” действии Цвета.

2. Предсказание ранга цветового предпочтения по характеристикам ЛСД

Теперь рассмотрим задачу, обратную той, что решалась в предыдущем разделе. Можно ли предсказать, как испытуемый будет ранжировать цвета по предпочтению, если известны параметры его актуальной самооценки и удовлетворенности собой? Ведь это и означало бы, что предпочтение цвета отражает внутреннее состояние испытуемого, в частности, особенности его Я-концепции.

Эта задача так же решалась с помощью построения моделей множественной линейной регрессии (вариант с пошаговым включением). В качестве независимых переменных в данной части анализа данных использовались интегральные показатели (факторы ОСА)  и отдельные шкалы ЛСД (актуальная самооценка и разность между идеальной и актуальной самооценкой - удовлетворенность собой), а в качестве моделируемых (искомых, зависимых) переменных - ранги цветов теста Люшера в первой и второй раскладках. Регрессионная модель рассчитывалась для рангов по предпочтению каждого из восьми цветов в отдельности, что для обеих раскладок составило 16 независимых моделей.

Хотя уже заранее можно было предположить связь между порядком цветов в ранжировке их по предпочтению, результаты регрессионного анализа превзошли любые ожидания. Главный результат состоял в том, что на данной выборке испытуемых для каждого из восьми цветов в обеих раскладках оказалось возможным построить модель линейной регрессии, абсолютно точно предсказывающую место данного цвета в раскладке! Во всех шестнадцати случаях коэффициент множественной линейной регрессии был равен единице, а объясняемая дисперсия - 100%. Сорок две независимые переменные, в качестве которых выступили 21 шкала актуальной самооценки и 21 разность между идеальной и актуальной самооценкой, были явно избыточны для моделей, поскольку насыщение наступало после включения в модель 23 шкал. Удельный вес шкал актуальной самооценки и показателей удовлетворенности собой был примерно одинаков. Такие же результаты были получены и тогда, когда вместо показателей удовлетворенности собой в модель включались результаты шкальных оценок идеальной самооценки. Можно сказать, что конкретный набор шкал не имел существенного значения для точности предсказания.

Следовательно, достаточно знать результаты самооценки испытуемых и формулу множественной регрессии, чтобы у каждого испытуемого данной выборки точно вычислить место каждого из восьми цветов в обеих ранжировках по предпочтению! Погрешность измерялась сотыми и тысячными долями. Поскольку ранги цветов являются целыми числами, путем округления до целого предсказанных значений можно достигнуть абсолютного совпадения с наблюдаемыми значениями.

Результаты проделанного исследования позволяют делать вывод о существовании функциональной зависимости между регрессионными моделями на основании параметров самооценки и ранжировкой цветов по предпочтению в тесте М.Люшера. Эти взаимосвязи носят изотропный (двусторонний) характер.

Полученные результаты могут свидетельствовать либо о том, что

a) предпочтение цветов, в частности в тесте М.Люшера, однозначно и полностью детерминированы характеристиками Я-концепции испытуемых исследованной выборки,

либо:

b) порядок ранжировки цветов по предпочтению и характеристики Я-концепции однозначно детерминированы некой общей причиной.

В любом случае:

c) процесс восприятия цвета закономерно категоризован на уровне семантических конструктов, опосредствующих структуру самосознания личности.

Литература:

Аминев Г.А. Инструкция по интерпретации восьмицветового теста на основе математической обработки // Математические методы инженерной психологии. Уфа, 1982. С. 19-24.

Бажин Е.Ф., Эткинд А.М. Личностный дифференциал. Методические рекомендации. Л., 1983. 12 с.

Боровиков В.П., Боровиков И.П. Statistica: статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Филин., 1997. 590 с.

Гёте И.В. Учение о цветах // Лихтенштадт В.О. Гёте. Петербург, 1920. С. 201-286.

Джемс У. Личность // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и А.А.Пузырея. М., Изд-во МГУ, 1982. С. 61-70.

Дорофеева Э.Т. Сдвиг цветовой чувствительности как индикатор эмоциональных состояний // Психические заболевания. Л.: Медицина, 1979. С.319-327.

Кравков С.В. Взаимодействие органов чувств. М.-Л., Изд-во Академии наук СССР, 1948. 128 с.

Кравков С.В. Глаз и его работа. М., Изд-во Академии наук СССР, 1950. 531с.

Люшер М. Цвет вашего характера. Сара Д. Тайны почерка. М.: Вече, Персей, АСТ, 1996. С. 11-245.

Петренко В.Ф., Кучеренко В.В. Взаимосвязь эмоций и цвета // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1988.  № 1. С. 70-82.

Р.Бернс. Развитие Я-концепции и воспитание. М., “Прогресс”, 1986. 422 с. С. 30-31.

Столин В.В. Самосознание личности. М., Изд-во МГУ, 1983. 286 с.С. 153.

Тимофеев В.И., Филимоненко Ю.И. К вопросу о валидности цветовой методики М.Люшера // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3: Научные сообщения к семинарусовещанию молодых ученых. М.-Л., 1985. С. 67-71.

Филимоненко Ю.И., Юрьев А.И., Нестеренко В.М. Экспрессметодика для оценки эффективности аутотренинга и прогноза успешности деятельности человека // Личность и деятельность: Экспериментальная и прикладная психология. Вып. 2. Л., 1982.

Флоренский П.А. Иконостас. М.: “Искусство”, 1994.

Шипош К. Значение аутогенной тренировки и биоуправления с обратной связью электрической активности мозга в терапии неврозов: Дис. ... канд. мед. наук. Л., 1980.

Штейнер Р. Сущность красок: Лекции, прочитанные в Дорнахе 6, 7, 8 мая 1921 г. Библ. № 291 (Цит. по рукописному переводу).

Экспериментальная психология / Ред. и состав. П.Фресс, Ж.Пиаже. М., “Прогресс”, 1975. Т. 5. 284 с. С. 267.

Holmes, C.B., Wurtz, P.J., Waln, R.F., Dungan, D.S., Joseph, C.A. Relationship between the Luscher Color Test and MMPI // J. of clin. psychol. 1983. 1. 126-129.

 Hooke, J.E., Youell, K.J., Etkin, M.W. Color preference and arousal // Pers. & Motor Skills. 1975. 40. P. 710.

Nelson, G.G., Pelech, M.T., Foster, S.F. Color preference and stimulation seeking // Pers. & Motor Skills. 1984. V. 59/39. P. 913-914.

Robinson, C. Colore preference as a function of introversion and extraversion // Pers. & Motor Skills. 1975. 40. Р. 702.

Spiegel, D., Spiegel, P.H. Manifest enxiety, color preference and sensory minimizing in colege men and women // J. of Clin. Psychol. 1971. 27(3). P. 318-321.



[1] В переводе на общепринятую терминологию технические термины “астральное” и “эфирное” означают, говоря упрощенно, сферу эмоциональных явлений и эмоциоподобных переживаний (голод, жажда, боль) связанных с жизнеобеспечением.

[2] Результаты этой части исследования здесь не приводятся.

[3] анализируется предпочтение цветов; отвержение имеет противоположную интерпретацию.

[4] В.В.Столин выделяет, наряду с эмоциональным, “когнитивный” аспект смысла “Я”; Р.Бернс справедливо указывает на такие факторы форсирования самооценки, как интериоризация социальных реакций и “призма идентичности”.

[5] Для идеальной самооценки модели не просчитывались из-за громоздкость процедуры.

[6] Приводятся только шкалы, по которым такая точность наблюдалась как для актуальной самооценки, так и для удовлетворенности собой (их всего 9).

[7] Цифры соответствуют условным обозначениям цветов по М.Люшеру; вопросительные знаки - неизвестным рангам других цветов.








Поиск информации на сайте

Rambler



Rambler's Top100





Рассылки@Mail.ru
Физическое и психическое развитие ребенка




Архив номеров и
условия подписки на журнал.


Яндекс цитирования







Google Groups Детская психология
Просмотр архивов на groups.google.ru