Агрессия заложена в человеке, как и в животных,
природой. Она необходима для самозащиты, для обеспечения выживания
рода. Но если у взрослых людей сформировались способы контроля собственной
агрессии и выработался целый арсенал социально-приемлемых способов
реагирования в случае внешней угрозы, то у ребенка в первую очередь
проявляются инстинктивные агрессивные импульсы, ему гораздо труднее
контролировать себя. Задача взрослых состоит в том, чтобы не подавлять
в ребенке естественные агрессивные импульсы (т.к. неотреагированная
вовремя агрессия обладает свойством накапливаться в человеке и рано
или поздно она все равно вырвется наружу, только уже с гораздо большей
силой ), а научить его выражать агрессию косвенно, социально приемлемыми
способами. В статье даны практические рекомендации по социализации
агрессивного поведения у детей, которые важно учитывать как родителям,
так и педагогам.
"Выживание" в современном обществе все больше требует
от людей проявления агрессии и жесткости, а иногда и жестокости.
Особенно уязвимыми в этом отношении оказываются дети, так как у
них еще не сформировались социальные способы реагирования на внешний
мир. Агрессия же заложена в человеке, как и в животных, природой.
Агрессивное поведение - это способ реагирования на внешнюю угрозу.
Агрессия необходима для самозащиты, для обеспечения выживания вида.
Если у взрослого человека сформирован целый арсенал социально-приемлемых
способов реагирования в случае внешней угрозы, то у ребенка в
первую очередь проявляются инстинктивные агрессивные импульсы,
ему гораздо труднее контролировать себя.
Поэтому очень важно родителям и педагогам с ранних лет учить
ребенка выражать свою агрессию косвенно. Но именно выражать, а
не сдерживать или подавлять агрессию, так как она, возникая внутри
человека, может накапливаться при отсутствии внешней разрядки.
"При отсутствии раздражителей агрессивность, потребность
совершить агрессивный акт все время возрастает, как бы накапливается.
А порог запуска агрессии понижается, и все более мелких поводов
оказывается достаточно, чтобы она вырвалась наружу. В конце концов
она вырывается без всякого повода." (В. Р. Дольник "Этологические
экскурсии по запретным садам гуманитариев".
"В обычной жизни наша агрессивность ежедневно разряжается
через массу незначительных конфликтов со многими людьми. Мы можем
научиться кое-как управлять своей агрессивностью, но полностью
устранить ее не можем, ведь это один из сильнейших инстинктов
человека. И важно помнить, что, ограждая агрессивную личность
от раздражителей, мы не снижаем ее агрессивность, а только накапливаем.
Она все равно прорвется, причем сразу большой порцией. Неутешительно,
но это правда."
"Агрессия переадресуется. Накопленная агрессивность рано
или поздно вырывается наружу, если никакого раздражителя для нее
нет. Она просто переадресуется какому-нибудь замещающему объекту.
Многие птицы клюют землю или листья, копытные бодают кусты. Мы
ударяем кулаком по столу, что-нибудь разрываем на части, а некоторые
предпочитают бить посуду. Агрессия переадресуется и в том случае,
если раздражитель вполне реален, но страшноват. В этом случае
переадресованная агрессия служит одновременно и демонстрацией
противнику: "Смотри, что я могу с тобой сделать".
Очень часто агрессия переадресуется живым объектам как чужого
вида, так и своего, лишь бы они не могли дать сдачи. Обруганный
седоком извозчик в былые времена тут же огревал кнутом лошадь.
Разгневанный хозяин может пнуть свою собаку. Получивший нагоняй
на работе муж - обругать, придя домой, жену; рассерженная жена
- обругать ребенка; ребенок - ударить котенка. Переадресование
агрессии более слабому и ничем не провинившемуся играет важную
роль в поддержании иерархии" (К. Лоренц "Агрессия").
Очень важно выработать правильный стиль поведения с агрессивным
ребенком:
- запрет и повышение голоса самые неэффективные способы снять
агрессивность;
- дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить
её на другие объекты, разрешите ему поколотить подушку или разорвать
"портрет" его врага;
- не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания
о других, строя планы "мести".
Ребенок должен видеть, что он нужен и важен для вас, вы любите,
цените и понимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать
и пожалеть.