психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 1
Обложка номера
Детская психология
Социализация агрессии. А.Пономаренко
Советы родителям и педагогам
Рождение ребенка - испытание семьи на прочность. М.Зажигина
Завидки. Т.Залесская
Психолингвистика
Мотив утраты в произведениях Пушкина. В.Белянин
Почему Пушкин - русский поэт. В.Белянин
Психология влияния и психологического насилия
Обманы вокруг нас. Е.Волков
Подарок с нагрузской. Е.Волков
Труднее жить после "Полдня" и "Вечера трудного дня". В.Аврамцев, Е.Волков
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Психодиагностика и психотерапия. Л.Собчик
Немного переработанное интервью корреспонденту психологической газеты "Мы и мир". Л.Собчик
Педагогическая психология
Индивидуализация педагогического процесса в высшей школе. Л.Собчик
Метод цветовых выборов для школьного психолога. Л.Собчик
Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам. В.Белянин
Психиатрия и медицинская психология
"Вращающиеся двери" в кардиологии. П.Пырков
Психотерапия
О психастеническом мироощущении А.П.Чехова (в связи с рассказом "Черный монах"). М.Бурно
Психотерапия творческого поражения. Б.Воскресенский
Семейные кризисы. А. Толстых, Т. Залесская
Описание психологического и психиатрического подходов к лечению душевных болезней. Биографический и цитохимический путь к болезням. А.Добрович
К построению психо-физической феноменологии в психиатрии (нейротрансмиттерная диссоциация и расстройства психики). А.Добрович
Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. Предисловие автора метода. М.Бурно.
Практика управления персоналом
Если кадры решают все ... Л.Собчик
От начальницы до леди-босса. Интервью с психологом Е. Собчик
Психология женского обаяния
Как правильно ставить цели и осуществлять задуманное. А.Пономаренко





Немного переработанное интервью корреспонденту психологической газеты "Мы и мир". Л.Собчик
Представляем развернутое и подробное интервью Л.Н.Собчик (ведущего специалиста в области психодиагностики и психологии индивидуальности) корреспонденту психологической газеты "Мы и мир". В нем Людмила Николаевна, отвечая на вопросы корреспондента, рассказывает о различие номотетического и идеографического подходов к изучению личности человека, о разработанной ей теории ведущих тенденций и практике психодиагностики.



Людмила Николаевна Собчик, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, почетный профессор Межрегионального объединения психологов, социологов и психотерапевтов.
Людмила Николаевна давно известна среди психологов и психотерапевтов своими разработками в области психологических методик и адаптациями зарубежных тестов. Недавно она любезно согласилась рассказать о своей работе нашему корреспонденту.

Прежде всего, в чем суть Вашего научного подхода?

Основное направление, в частности, моей деятельности, - психология индивидуальности. Человеческая индивидуальность - это самое интересное из всего, что только существует на свете. И самое сложное. "Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком", писал Ф.М.Достоевский

Соотношение между типовым и индивидуальным примерно такое же, как между хлебом насущным и солью, придающей остроту вкусовым ощущениям. Психологическая индивидуальность лежит в основе многих аспектов как отдельных судеб, так и всего человечества, все больше признается влияние отдельной личности на судьбы людей, все меньше отмечается тенденция принизить значение индивидуально-личностного фактора в судьбах разных стран и народов в ходе исторических событий.

В рамках номотетического подхода, изучающего наиболее общие закономерности человеческой психики в отечественной психологии создано немало интересных, имеющих большое значение работ, содержащих серьезные концептуальные подходы.

То же можно сказать и о зарубежных исследованиях. Однако, как верно заметил С. Мадди, подавляющее большинство теорий личности не содержит в себе адекватного индивидуально-типологического подхода. В этом больше преуспели клиницисты. А те типологии, которые в психологии описаны, носят в основном чисто эмпирический характер и связаны больше с жизненными наблюдениями, чем с определенными теоретическими воззрениями.
В связи с возросшей востребованностью психодиагностики в разных сферах практической психологии, в наши дни весьма актуальной является разработка методологии психодиагностического исследования, которая бы соответствовала современному уровню развития науки. Психолог априори должен представлять себе объект исследования как некую психодиагностическую модель, опираясь при этом на определенную концепцию личности с позиций идеографического (конкретно-личностного) подхода.

В рамках нашего научного направления разработана теория ведущих тенденций, которая базируется на парадигме преемственности разных уровней поэтапного развития индивида и формирования личности. На каждом этапе нижележащий уровень развития психических функций человека содержит в зачаточной форме, закодированными те свойства, которые получают свое дальнейшее развитие в более сложном проявлении на более высоко лежащем уровне развития (Анохин П.К.)..

Невозможно изучать индивидуально-личностные свойства без учета половых, возрастных, конституциональных особенностей, характера человека и степени контролируемости эмоционально-динамических характеристик высшими ("вершинными" по Выготскому) уровнями личности. Теория ведущих тенденций своими истоками восходит к взглядам С.Л. Рубинштейна, утверждавшего, что приходящая из внешнего мира информация опосредуется через внутренние среды человеческой психики. Социальная активность человека в значительной степени ограничена количеством степеней выбора в зависимости от тех ведущих индивидуально-типологических свойств, которые в качестве врожденных стилевых характеристик пронизывают все уровни развития личности.

Ведущие тенденции пронизывают все уровни развития личности. Проявляясь на более первичных, несформированных уровнях самопонимания и самосознания в виде свойств темперамента, ведущие тенденции постепенно (по мере созревания личности) перерастают в характерологические черты и личностные свойства.

Если на каждом этапе формирования личности эти свойства называют по-разному, это вносит путаницу в терминологию и усложняет понимание целостного портрета личности.

Если же условиться трактовать личностный конструкт как совокупность (или комбинацию) ведущих тенденций, то появится тот единый стержень, который придает индивидуальный стиль всем характеристикам на разных уровнях личностной организации. Тогда ведущие тенденции в качестве базовых свойств на ранних этапах, проявятся в виде свойств темперамента, затем в постоянном взаимодействии с окружающей средой они будут формировать характер, а в дальнейшем, по мере созревания интегрированной личности, они найдут свое продолжение и на более высоких уровнях личностного самосознания.

Естественно, ведущие тенденции в процессе воспитания претерпевают известные изменения (заостряются или берутся под контроль и нивелируются), тем не менее, они продолжают играть определяющую роль в переживаниях, поведении и познавательном стиле личности. Социальная активность человека также в значительной степени ограничена количеством степеней выбора в зависимости от тех ведущих индивидуально-типологических свойств, которые в качестве врожденных стилевых характеристик пронизывают все уровни развития личности.

Если социально привитые формы поведения составляют внешние атрибуты поведения, фасад личности, то именно ведущие тенденции лежат в основе не всегда предсказуемого поведения в стрессе; будучи своевременно выявленными, ведущие тенденции подсказывают пути усиления контроля и овладения ситуацией для данной конкретной личности.

На базе теории ведущих тенденций разработана типология индивидуально-личностных свойств, которая послужила основой для создания модели психодиагностического изучения личности. Это - разнонаправленные, взаимно уравновешивающие друг друга в норме и высвобождающиеся при дезадаптации или акцентуации личности, такие базовые свойства как интроверсия (замкнутость) - экставерсия (коммуникабельность), тревожность(социабельность) - агрессивность(наступательность), сензитивность (конформность) - спонтанность(нонконформизм), лабильность (эмотивность, компромиссность) - ригидность (соревновательность, конфликтность). Эти типологические черты в разных соотношениях отражают различные паттерны профессионально важных личностных свойств.

Основное научное кредо нашего подхода - уважение к человеческой индивидуальности. Не подравнивать личность человека под усредненную социально желательную модель, а повернуть общество, социальные институты лицом к человеческой индивидуальности, осуществлять дифференцированный подход к так называемому человеческому фактору. Лишь сохранивший собственное достоинство, поддержанный окружением человек по-настоящему сможет раскрыть свой творческий потенциал и проявить максимум возможностей в любой профессиональной деятельности.

В каких сферах практики Ваш подход реализуется?

Прикладные аспекты научно-исследовательских разработок нашли свое применение в разных сферах практической работы психолога, везде, где проблема человека является актуальной. Психодиагностика нужна для решения самых разных проблем. Это и дифференцированный подход в сфере образовательных и учебно-воспитательных процессов, раннее профессиональное самоопределение в школе, профотбор, умелое использование кадровых ресурсов, формирование управленческих структур. Это также медико-профилактическое направление, включающее решение как дифференциально-диагностческх задач, так и индивидуализированного подхода при разработке мер по реабилитации лиц, находящихся в состоянии стресса, перенесших психическую травму, а также и другие посттравматические состояния, развивающиеся у лиц, переживших войну, природные и рукотворные катастрофы, экстремисты, террористические акции.

Более конкретно, каковы в настоящий момент основные направления Вашей практической работы?

Основное направление, которым мне приходится заниматься уже многие годы, практически - с 1968 г., это разработка научно обоснованных, стандартизированных, надежных методов психологического тестирования.

Во-первых, разработан и широко апробирован на практике целый ряд оригинальных методик, позволяющих оценить особенности личности и степень социально-психологической адаптированности человека, определить устойчивые профессионально важные черты, уровень агрессивности, устойчивость к стрессу, особенности мотивационной сферы, эмоциональное состояние, стиль межличностного поведения и познавательные способности. Кроме того, проведена огромная работа по адаптации и рестандартизации некоторых наиболее надежных зарубежных методик.

Необходимость в такого рода исследованиях диктуется тем, что в последние годы широко распространилось неразборчивое отношение к использованию разных непроверенных, не обоснованных научно, не адаптированных к отечественной популяции тестов. Взятые наобум любые тесты даже в большом количестве не обеспечат достоверности и высокого качества исследованию.

Во-вторых, помимо разработки собственных и адаптация зарубежных тестов, большой объем работы представляет оформление накопленных материалов в виде монографий, практических руководств и методических разработок. Только за последние годы с помощью издательств Института политических исследований, издательства "Фолиум" и особенно Санкт-Петербургского издательства "Речь" выпущено в свет более 30 книг, которые используются в качестве учебных пособий в ведущих вузах России, а также применяются практическими психологами в их повседневной работе. В их числе книга "Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики". Она выдержала уже четыре издания. Из других работ следует упомянуть "Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (MMPI) ", "Модифицированный восьмицветовой тест", "Диагностика индивидуально-психологических свойств и межличностных отношений", "Метод портретных выборов - адаптированный тест Сонди", "Психодиагностика в профориентации и кадровом отборе", "Диагностика психологической совместимости - еще раз про любовь". В целом с моим авторством насчитывается более 100 публикаций по психологии личности.

Все разработанные и адаптированные тесты компьютеризированы, что также является одним из направлений в нашей повседневной работе, в которой мы стремимся приблизить новейшие разработки по психодиагностике к практикующему психологу.

В-третьих, в течение многих лет два раза в году для психологов самых разных организаций проводятся курсы повышения квалификации по теме "Психологии индивидуальности. Теория и практика психодиагностики". Кроме того, по этой же теме как правило 2-3 раза в году проводятся обучающие семинары по просьбе отдельных коллективов. Читается курс по психологии индивидуальности и психодиагностике в некоторых ведущих вузах Москвы. Иногда проводятся выездные семинары в других городах России и в странах ближнего зарубежья.

Какие из методик, разработанных Вами, Вы можете отметить в первую очередь?
Как Вы охарактеризуете Ваш подход к адаптации зарубежных методик, основные Ваши принципы в этом плане?
Какие существуют основные проблемы и трудности в работе по адаптации зарубежных тестов в нашей стране, какие ошибки и неудачи наиболее типичны в этом отношении?


Лично мною разработан целый ряд психодиагностических тестов, среди них ИТО, РАТ, ВФТ, Метод сравнения парных таблиц, Мини-СМИЛ.

Метод диагностики индивидуально-типологических свойств ИТО нашел себе широкое применение не только в практической работе психолога, но его также успешно применяют в научно-исследовательской работе психологи и врачи, уже написаны 5 кандидатских диссертаций и 2 докторские диссертации с использованием ИТО.

Его детский вариант ИТДО применяется школьными психологами в целях индивидуализации педагогического подхода и выбора воспитательных мер.

Вербальный фрустрационный тест ВФТ позволяет определить уровень агрессивности и ее направленность, а также ценностную ориентацию как у взрослых, так и у детей; используется в психологических службах сопровождения муниципальной милиции Москвы, в силовых и охранных организациях, в семейном консультировании и в школах.

Метод сравнения парных таблиц способствует выявлению установки (ригидной, пластичной, инертной, неустойчивой) и избирательной внушаемости; МСПТ успешно применяется при выборе методов коррекции состояния в психотерапии.

Рисованный апперцептивный тест РАТ направлен на изучение механизмов проекции и идентификации и способствует раскрытию как внутриличностного конфликта, так и сферы нарушенных межличностных отношений.

Мини-СМИЛ представляет собой метод экспресс-диагностики состояния - короткий тест, позволяющий врачу ориентироваться в предъявляемых больным жалобах при первом визите, представляя собой как бы упорядоченное интервью врача с больным, ищущим помощи.

Многолетняя работа по адаптации и рестандартизации ряда зарубежных тестов фактически дала им новую жизнь, так как мы не ограничивались слепым переводом и рестандартизацией, а изучали феноменологию разных тестов в рамках теории ведущих тенденций и в сравнительном анализе данных различных тестов, апеллирующих к разным уровням личностного самосознания (декларативная самооценка, внутренняя картина образа Я, неосознаваемые аспекты бессознательного Я).

Проведена большая работа по модификации и проверке на надежность и достоверность ряда наиболее популярных тестов зарубежных авторов.

Тест ММРI претерпел серьезную переработку: написана новая, углубленная интерпретация с ориентировкой в основном на изучение индивидуально-личностных свойств, в результате чего создан Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ, нормативы и дискретные значения которого выработаны на отечественной популяции.

Метод цветовых выборов - МЦВ - значительно отличается от оригинального цветового теста Люшера и стимульным материалом, и интерпретацией и подходом к оценке цветового ряда.

Метод портретных выборов - МПВ - представляет собой модификацию теста восьми влечений Сонди, в результате чего толкование факторов получило новое звучание, более близкое пониманию современного отечественного психолога.

Усовершенствованный метод изучения межличностных отношений - ДМО - значительно расширил возможности интерперсональной диагностики Лири, упростил процедуру обсчета данных и сделал сопоставимыми октанты методики с индивидуально-типологическими свойствами, определяемыми другими тестами.

Для того чтобы тест "работал", необходимо изучить теоретические взгляды автора теста, осуществить адекватный перевод стимульного текста (если это опросник) с учетом идиоматических выражений и употребляемого в той или иной стране сленга, а также того звучания, которое он приобретает на нашей почве. Следует изучить математическую подоплеку теста (если это формализованный метод), затем провести рестандартизацию показателей измерительных шкал методики. При этом подбор контингента лиц, которые в качестве добровольцев согласятся на такого рода исследование, должен иметь в своем составе все основные возрастные группы, равномерное распределение по полу, по виду профессиональной занятости (всякой твари по паре, как в ноевом ковчеге, что бы не было перекоса в ту или иную сторону), по образовательному статусу.

Полученные результаты должны расцениваться как черновой вариант и пройти проверку на практике в самых разных точках приложения. И только после тех уточнений и поправок, которые окажутся необходимыми по результатам проведенной апробации нового, только что созданного варианта, можно с определенной долей уверенности считать, что методика может внедряться в практику. Однако и после этого следует внимательно прислушиваться к тому отклику, который разработчик получит в процессе использования теста от практических психологов.

Далеко не все методики поддаются формализации. Но и те тесты, количественные параметры которых не очень убедительны, могут стать надежным помощником при изучении личностных свойств, если их надежность и достоверность опосредована сравнительным анализом с данными формализованных методик.

С другой стороны, количественные показатели рестандартизированных методик не должны восприниматься догматически: не всегда высокие показатели могут трактоваться как патология, в то же время бывают и такие случаи, когда низкие показатели не являются нормой, а отражают последствия болезненной опустошенности, эмоционального оскудения, уплощения личности.
Кроме того, данные психодиагностического исследования должны рассматриваться в контексте проводимого исследования и с учетом конкретной ситуации, в которой находится обследуемый человек. Словом, "Тест думать не может. Думать должен психолог".


С какими учебными и научными учреждениями Вы сотрудничаете наиболее регулярно?

В известной степени продолжаются контакты с факультетом психологии МГУ, с Институтом психологии РАН. Научно-практические разработки внедряются в практику Государственного центра занятости населения и его региональных филиалов. Их широко используют, обмениваясь с нами данными по валидности и результативности тестов, научные лаборатории МВД, МПС, ГАЗПРОМа, МЧС, Федеральная служба занятости населения и пр.

В настоящее время многие занимаются оценкой персонала. Какие проблемы Вы видите в этой сфере?

В связи с тем, что у лиц, занимающихся этой проблемой, было мало опыта, и не все из них являются профессиональными психологами, наблюдается выраженная эклектика по использованию психодиагностического инструмента в рамках профессионального и кадрового отбора. В связи с этим нередко при расстановке кадров и отборе управленческого ядра организаций используются далекие от науки как доморощенные, так и зарубежные методы. Иногда приходится сталкиваться с явными спекуляциями в этой сфере, когда используются не обоснованные теоретически и не подтвержденные практикой методы.

Как пример можно привести так называемый психокоррекционный метод, основанный на диагностике личностных свойств по фотографии человека, когда некий психолог пытается у обследуемых лиц вызвать работоспособное состояние с помощью "выравнивания" природно-заданной асимметрии лица, которая, как известно, тесно связана с асимметрией лицевого черепа и с межполушарной асимметрией головного мозга.

Часто в качестве изучения личности используется соционика, которая дает обобщенный портрет, в котором объект исследования сравнивается с личностями великих людей. При этом обычно лишь одно из качеств более или менее сопоставимо с личностью обследуемого человека, в то время как множество других абсолютно ей не соответствуют. Так, одному человеку, избравшему своей профессией психологию, приписали сходство с Ф.М. Достоевским; но ведь Достоевский был не только весьма глубоким психологом: он в плане индивидуально-типологических черт обладал четко очерченными эмоционально-лабильными (истероидными) и эпилептоидными чертами, в то время как у упомянутого психолога наблюдались черты экспансивного индивидуалиста.

Набор квалифицированно подобранных психодиагностических тестов позволяет больше приблизиться к реальному образу, так как выявляемые феноменологические "кирпичики" (индивидуально-типологические свойства) вместо приравнивания человека к Гексли или Достоевскому, к Толстому или Наполеону, образуют более многогранный целостный конструкт. Разработанный нами набор специально подобранных тестов характеризуется тем, что включенные в него методики направлены на изучение разных уровней самосознания и на различные аспекты личности (эмоции, мотивация, когнитивный и поведенческий индивидуальный стиль).

В процессе обследования раскрываются не только те особенности, которые человек при желании мог бы и сам рассказать о себе: обнаруживаются также и те свойства, которые не распознаны и не получили своего развития, но будучи выявленными, способствуют оптимизации кадрового отбора, помогают руководителю в выборе индивидуализированных мер коррекции деятельности и межличностного поведения в производственной группе. Данные разных тестов сопоставимы между собой, соответствуют современному психологическому тезаурусу и уровню научного развития, а в совокупности способствуют повышению надежности результатов.

Результаты тестирования с помощью компьютерных версий на выходе отражаются в цифрах, в графике и в подробной интерпретации с готовыми рекомендациями, в том числе с рекомендациями по деловым качествам, по коррекционным мерам и по профориентации. Программы написаны в соответствии с современными технологиями и могут использоваться как в прямом диалоговом режиме, так и для обработки заполненных регистрационных бланков, могут быть записаны на винчестер или считываться с гибкой дискеты.

Открытый характер программ дает широкие возможности для экспериментирования, моделирования профессиограмм, статистической обработки данных. Компьютерные программы уже получили широкое применение в различных крупных организациях Москвы и России, а также используются в целях профотбора и расстановки кадров в силовых структурах России, в центрах занятости населения, в сфере образования и т.д.

Кто из Ваших коллег, занимающихся сходной проблематикой, Вы бы могли отметить?

Я всегда уважала Петербург - они первыми, не боясь критики, начинали развивать психодиагностическое направление еще в 1968-70 г.несмотря на существовавшие на нее в те годы запреты. Это - Гильяшева, Тонконогий, Палей, Немцов, Иовлев, Вассерман, Бочаров, Беспалько, Серебрякова и многие другие. В Москве психодиагностикой занимались Ямпольский, Мельников, Гуревич, Платонов, Аминев, Тарабрина, Деркач, Колесников, Березин, Мирошников, Рожанец, Зайцев, Козюля…. Занимается ей очень серьезно Шмелев в МГУ. Но стоит ли перечислять? Я могу кого-то нечаянно пропустить, и это будет несправедливо.

С какими трудностями Вам приходится сталкиваться?

Что касается медицинской и судебно-эксперной стороны использования наших разработок в ГНЦССП им. В.П. Сербского и в Отделе пограничной психиатрии, то здесь они полностью нашли свое применение. А вопросы профориентации, образования, кадрового отбора и многие другие аспекты, связанные с дифференцированным индивидуально-личностным подходом и широкими возможностями использования психодиагностики, решаются эпизодически, по отдельным запросам. Выручает то, что к нам ведет тропинка, протоптанная психологами еще с давних времен, по следам научно-практических семинаров еще с 1968 года. В основном люди узнают о нас от тех, кто прошел у нас курсы повышения квалификации и по книжным изданиям. Если бы проявилась государственная заинтересованность в развитии этого направления, можно было бы развернуть нашу деятельность в масштабах страны, что, безусловно, принесло бы еще большую пользу разного рода психологическим службам в их повседневной деятельности!

Как Вы оцениваете современную ситуацию в нашей стране?

Налицо острейшие социально-психологические проблемы - преступность, падение нравственности и морали, коррупция... Крайне трудно удержать молодое поколение в русле какой-то "целенаправленности". Говорят о "русской идее" - не знаю, что имеется ввиду, слово чересчур громкое.. Думаю, что во главе угла должна стоять личность человека, а государство должно думать не о величии страны, а о благополучии людей и о том, чтобы каждый человек имел возможность проявить все то лучшее, на что он способен, в то время как от него постоянно требуют лишь терпения и покорности. Жизнь человека не должна превращаться в постоянную борьбу за выживание.

Ясно, что утрачена привычная колея жизни, а новая не налажена. Мы жалуемся на коррупцию, текучесть и ненадежность кадров, на неуправляемость детей, на отсутствие у них опоры на мораль. Но в этом повинно окружение, общество, которое не сумело воспитать другое отношение к жизни. Хорошо, что режим в нашей стране изменился, но и радоваться пока нечему. Царит сумятица в умах людей. Рухнуло то, что было прежде, оно и должно было рано или поздно рухнуть. Но и новое еще не выстроилось. Не выполняются даже самые хорошие законы, свирепствует дух вседозволенности и наживы. Вот когда "наверху" образуется порядок и законность, тогда мы сможем надеяться на законность и порядок в нашей жизни. И тогда голос психологии, призывающий к добру, милосердию и дифференцированному подходу к человеческой индивидуальности не будет гласом вопиющего в пустыне. Злом зла не исправить. Лишь достойные условия жизни могут способствовать формированию достойных чувств и поведения.

Л.Н.Собчик.



Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология