психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 1
Обложка номера
Детская психология
Социализация агрессии. А.Пономаренко
Советы родителям и педагогам
Рождение ребенка - испытание семьи на прочность. М.Зажигина
Завидки. Т.Залесская
Психолингвистика
Мотив утраты в произведениях Пушкина. В.Белянин
Почему Пушкин - русский поэт. В.Белянин
Психология влияния и психологического насилия
Обманы вокруг нас. Е.Волков
Подарок с нагрузской. Е.Волков
Труднее жить после "Полдня" и "Вечера трудного дня". В.Аврамцев, Е.Волков
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Психодиагностика и психотерапия. Л.Собчик
Немного переработанное интервью корреспонденту психологической газеты "Мы и мир". Л.Собчик
Педагогическая психология
Индивидуализация педагогического процесса в высшей школе. Л.Собчик
Метод цветовых выборов для школьного психолога. Л.Собчик
Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам. В.Белянин
Психиатрия и медицинская психология
"Вращающиеся двери" в кардиологии. П.Пырков
Психотерапия
О психастеническом мироощущении А.П.Чехова (в связи с рассказом "Черный монах"). М.Бурно
Психотерапия творческого поражения. Б.Воскресенский
Семейные кризисы. А. Толстых, Т. Залесская
Описание психологического и психиатрического подходов к лечению душевных болезней. Биографический и цитохимический путь к болезням. А.Добрович
К построению психо-физической феноменологии в психиатрии (нейротрансмиттерная диссоциация и расстройства психики). А.Добрович
Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. Предисловие автора метода. М.Бурно.
Практика управления персоналом
Если кадры решают все ... Л.Собчик
От начальницы до леди-босса. Интервью с психологом Е. Собчик
Психология женского обаяния
Как правильно ставить цели и осуществлять задуманное. А.Пономаренко





Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. Предисловие автора метода М.Бурно.

Научно-исследовательское и практическое, рабочее поле Терапии творческим самовыражением (ТТС) достаточно отчетливо обозначилось уже в конце 80-х годов XX века, когда, особенно после первого издания моей монографии "Терапия творческим самовыражением" (М.: Медицина, 1989), появились публикации о применении метода в разных местах страны. Количество этих публикаций увеличивалось, и с защитой трех кандидатских диссертаций о применении ТТС при различных душевных расстройствах (Т. Е. Гоголевич, 1998; Н. Л. Зуйкова, 1998; С. В. Некрасова, 1999) и моей докторской (в виде научного доклада, 1998) сложилась школа ТТС.

Сегодня еще более десяти диссертаций по ТТС в работе, немало психотерапевтов, психологов, педагогов и других гуманитариев в России и зарубежье применяют и исследуют метод в его лечебных и внелечебных формах, создают новые варианты метода.

Министерством здравоохранения выпущены методические рекомендации и пособия для врачей по применению ТТС (1988, 1996, 1997, 1998, 2001),* метод включен в Унифицированную программу последипломного обучения врачей по психотерапии (с 1991 г.). С начала 90-х годов XX века сама по себе развивается, ширится область внелечебного применения ТТС, особенно благодаря психогигиенистам, школьным психологам, педагогам. В 2000 году создан в Профессиональной психотерапевтической лиге Центр Терапии творческим самовыражением с региональными отделениями в Тюмени, Сургуте, Новокузнецке, Новосибирске, Красноярске, Томске, Омске, Волгограде, Одессе, Павлодаре, Алматы и других городах.

Подтверждается выразительная эффективность метода - в основном в случаях более или менее глубокого переживания своей неполноценности со склонностью к сложным, аналитическим размышлениям о себе среди людей, в мире. Метод довольно сложен при всей своей одухотворенной праздничности, требует погружения, например, в характерологические философски-мироощущенческие подробности-тонкости.

Подчеркну здесь, что ТТС есть именно целебное мировоззрение-мироощущение, но не многознание, не эрудиция в мире духовной культуры человечества. По гуманитарному содержанию своему ТТС, думается, должна более или менее соответствовать школьной программе с прибавлением углубленного изучения философии и психологии. Психотерапевту не следует своей эрудицией в духовной культуре травмировать человека, переживающего собственную неполноценность. Есть сегодня немало примеров и стихийно-примитивного применения метода.

Все это и многое другое побудило подготовить настоящее коллективное Руководство по применению ТТС.

Что есть уже достаточно сложившаяся сегодня в своих основах Терапия творческим самовыражением? Прежде всего, ТТС не есть просто терапия творчеством или увлеченностью, не есть просто терапия общением с природой, терапия смыслом, философией, вариант экзистенциально-гуманистической психотерапии или арт-терапии.

От всех этих психотерапевтических воздействий, методов, подходов Терапия творческим самовыражением отличается изначальным стремлением целебно изучить природный душевный рисунок-склад, картину страдания человека, переживающего свою неполноценность по-больному (депрессия, патологический характер и т.п.) или как душевные трудности в границах здоровья.

ТТС - психотерапевтический метод, напоенный российскими особенностями мышления-переживания, российской культурой, российским миром растений, животных, минералов. Это наше родное, российское, думается, обнаруживается в Терапии творческим самовыражением одновременно и как общечеловеческое.

Так, русская Снегурочка Островского и Римского-Корсакова в Терапии творческим самовыражением являет собою общечеловеческую деперсонализационно-целомудревно-лирическую природно-психастеническую особенность любви, а шекспировский Гамлет - российско-психастеническую неспособность решительно действовать с "восполняющей" ее склонностью глубинно-микроскопически анализировать себя в мире и мир в себе, подобно героям Достоевского и Толстого.

ТТС - это целебное творческое самовыражение сообразно своей больной или здоровой природе, которая ради этого посильно изучается даже застенчивым ребенком в детском саду. Детям, конечно же, не под силу изучение классической характерологии, но они сравнивают свои характеры с характерами Зайца, Лисы, Волка, Медведя из народных сказок, с милновскими характерами медвежонка Винни-Пуха, поросенка Пятачка, Кролика, Ослика Иа-Иа и т.д.

Школьников средних и старших классов с переживанием своей неполноценности, уже изучающих классические характеры, обычно душевно приподнимает то, что похожи своими характерами на известных писателей ("У тебя характер Лермонтова, а у меня - Пушкина"), живописцев ("Я рисую, как Модильяни, а ты - как Шишкин"). Психологу, педагогу, воспитателю, конечно же, очень важно тут позаботиться о том, чтобы донести до подростка, юноши, что изучение характеров не праздное дело. Оно поможет узнать-прочувствовать потаенную силу своей слабости, принять ее как общественно-полезную ценность и, сообразно ее особенности, обрести свой целебный, вдохновенно-творческий жизненный путь-смысл.

Цель ТТС - не произведения искусства, литературы, науки, а целебно-творчески оживленная индивидуальность, душа. Это значит быть целебно-одухотворенным собою, но не в смысле изначально-экзистенциального роджерсовского личностного роста, самоактуализации Маслоу, психосинтеза Ассаджиоли и т.п. Это - быть творчески-одухотворенным с пониманием-осознанием природного рисунка-основы своей творческой одухотворенности - то есть аутистическим (замкнуто-углубленным), психастеническим (тревожно-сомневающимся), депрессивным и т.д. творчески-одухотворенным собою. Вот каковы мои природные творческие особенности, вот в чем могу себя выразить лучше, чем в другом, и лучше, чем многие другие.

В то же время в ТТС человек понимает и чувствует себя неповторимым в своей аутистичности, психастеничности, депрессивности и т.д., как и в своем мужском, женском, юношеском, стариковском. Аутистическое, психастеническое, депрессивное - не ярлыки, а природные ориентиры-путеводители. Человек, напряженный переживанием своей неполноценности, осилив "университет Терапии творческим самовыражением", способен более или менее раскованно жить, размышлять, переживать по-своему, "по себе" (как говорят у нас), сообразно своей природе.

В бесконечно-захватывающем изучении разнообразных характеров и хронических душевных расстройств-переживаний, характерно, целебно-творчески обнаруживающих себя в творческих произведениях, в творческом общении с природой, прошлым, искусством, литературой, наукой, в творческом общении с людьми и всяком другом творческом деле,- и заключается бесконечность, бездонность ТТС.

Подробности, "мелочи" здесь не праздное дело. Например, такая "мелочь", как психастеническая деперсонализация, может долгие годы, как заноза, отравлять несведущему психастенику жизнь тревожными опасениями, что это, возможно, таким образом "пробивается" из него психоз и может, в конце концов, наступить вспышка сумасшествия. А в ТТС, изучив-познав свои тревожно-деперсонализационные особенности, их ценность, психастеник уже может целебно-творчески (по дороге к своему "я") смягчать их писанием дневника, рассказа, творческим общением с природой и т.д.

Писал уже прежде о том, что в своей молодости полагал: заниматься ТТС с другими людьми или с самим собою способен лишь клиницист. С годами же убедился в том, что и психологи, педагоги и другие гуманитарии (особенно те из них, кому свойственно переживание собственной неполноценности и предрасположенность к клиническому мироощущению) способны постичь само это мироощущение и подробности ТТС не хуже многих врачей. Что, конечно, не так уж удивительно, если вспомним, с какой легкостью постигают в тонкостях ТТС те наши пациенты, люди с душевными трудностями, для которых это постижение поистине целительно-насущно.

Настоящее Руководство желательно изучать уже после работы с основными прежде изданными книгами, в которых Терапия творческим самовыражением и ее "топографическая анатомия" - душевные, характерологические особенности, хронические расстройства,- изложены, начиная ab ovo, с азбуки нашего дела. Это книга П. В. Волкова "Разнообразие человеческих миров" (2000) и мои книги: "Трудный характер и пьянство" (1990), уже упоминавшаяся "Терапия творческим самовыражением" (1989, 1999), "Сила слабых" (1999), "Клиническая психотерапия" (2000).

Авторы Руководства уже долгие годы работают в Терапии творческим самовыражением, изучают метод и довольно ясно выразительно рассказывают здесь о своих открытиях и о своей психотерапевтической жизни в ТТС.

Отмечу, прежде всего, работы Елены Александровны Добролюбовой о ТТС пациентов с шизотипическим расстройством, о полифоническом (шизофреническом) "характере", об особенных целебно-творческих отношениях полифонистов с природой.

Светлана Владимировна Некрасова впервые стала отважно-планомерно, академически-красиво делать то, что сам я до нее не решался,- обучать в ТТС пациентов с мягкой шизофренией (шизотипическим расстройством) клиническим тонкостям, подробностям хронических шизофренических расстройств (вплоть до таинства блейлеровского схизиса). Это делается для того, чтобы увереннее было образованным в психиатрии пациентам принять себя как ценность-судьбу и лечебно-умело творить, исходя из своего, высвеченного Е. А. Добролюбовой, трудного полифонического богатства.

Людмила Васильевна Махновская вошла со своими пациентами в целебное изучение тонкостей их тягостных деперсонали-зационных расстройств, чтобы и деперсонализацию, деперсонали-зационную депрессию, по возможности, "приручить" как бесценный материал, также имеющий свой смысл,- для философских, психологических и художественных исследований, смягчаясь в страдании подобным творчеством, обретая в творчестве свое живое "я".

Татьяна Евгеньевна Гоголевич, работая одновременно с аутистами и психастениками, нашла чудесные способы помочь им в подробностях понять-почувствовать прекрасное в характерах друг друга, а значит, принять и, может быть, полюбить друг друга за неспособность быть друг другом при бесценных искрах и общих гранях глубинного духовного созвучия.

Надежда Леонидовна Зуйкова, в сущности, стала первооткрывателем практической клинической семейной психотерапии, помогающей членам семьи изучить характеры друг друга, восхищенно постичь в творчестве характерологические особенности-ценности друг друга и даже заново полюбить друг друга.

В Одессе Терапию творческим самовыражением впервые ввели в психогигиену, в педагогику, лечение туберкулеза, в детские неврологические санатории многие врачи под руководством Евгения Антоновича Поклитара и покойного академика Александра Ефимовича Штеренгерца.

Павел Валерьевич Волков создал упомянутое выше замечательно полное, живое и стройное руководство по профилактике душевных расстройств на основе изучения характеров и основных душевных болезней - в духе ТТС. Елена Сергеевна Журова открыла живой целебный интерес у заикающихся дошкольников к изучению характеров в ТТС. Список моих благодарностей авторам Руководства продолжится самим содержанием этой книги.

Руководство составлено прежде всего из уже опубликованных (обычно малым тиражом), рассеянных по России и в других странах работ по Терапии творческим самовыражением. Однако есть здесь и немало не публиковавшегося прежде. Это, кроме всего прочего, эскизные практические разработки к занятиям с группами творческого самовыражения и даже фрагменты студенческих дипломных работ по ТТС, также насущные для живой практики. Художественно-психотерапевтическое творчество, заключающее некоторые главы Руководства, своей одухотворенно-живой содержательностью продолжает научно-психотерапевтическое творчество по данной теме и достаточно ясно обнаруживает душевные особенности авторов (что так важно в нашем деле) и задушевную атмосферу наших психотерапевтических занятий.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РУКОВОДСТВА В СЛЕДУЮЩЕМ НОМЕРЕ.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология