психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 1
Обложка номера
Детская психология
Социализация агрессии. А.Пономаренко
Советы родителям и педагогам
Рождение ребенка - испытание семьи на прочность. М.Зажигина
Завидки. Т.Залесская
Психолингвистика
Мотив утраты в произведениях Пушкина. В.Белянин
Почему Пушкин - русский поэт. В.Белянин
Психология влияния и психологического насилия
Обманы вокруг нас. Е.Волков
Подарок с нагрузской. Е.Волков
Труднее жить после "Полдня" и "Вечера трудного дня". В.Аврамцев, Е.Волков
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Психодиагностика и психотерапия. Л.Собчик
Немного переработанное интервью корреспонденту психологической газеты "Мы и мир". Л.Собчик
Педагогическая психология
Индивидуализация педагогического процесса в высшей школе. Л.Собчик
Метод цветовых выборов для школьного психолога. Л.Собчик
Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам. В.Белянин
Психиатрия и медицинская психология
"Вращающиеся двери" в кардиологии. П.Пырков
Психотерапия
О психастеническом мироощущении А.П.Чехова (в связи с рассказом "Черный монах"). М.Бурно
Психотерапия творческого поражения. Б.Воскресенский
Семейные кризисы. А. Толстых, Т. Залесская
Описание психологического и психиатрического подходов к лечению душевных болезней. Биографический и цитохимический путь к болезням. А.Добрович
К построению психо-физической феноменологии в психиатрии (нейротрансмиттерная диссоциация и расстройства психики). А.Добрович
Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. Предисловие автора метода. М.Бурно.
Практика управления персоналом
Если кадры решают все ... Л.Собчик
От начальницы до леди-босса. Интервью с психологом Е. Собчик
Психология женского обаяния
Как правильно ставить цели и осуществлять задуманное. А.Пономаренко





Если кадры решают все ... Л.Собчик

Кадровый отбор и проблемы управления с использованием психологического тестирования

Давно уже всем ясно, что лишь правильно подобранные кадры могут обеспечить максимальный успех в любом профессиональном коллективе.
В задачи менеджера по подбору персонала входит нахождение не просто специалиста в какой-то сфере деятельности, хорошо владеющего своей профессией и обладающего набором каких-то конкретных знаний. Опытный менеджер не может упускать из внимания личностные качества работника, его характер, темперамент. То, как человек будет ввести себя в коллективе с сослуживцами, действовать в стрессовых и непредвиденных ситуациях, требующих большой напряженности всех психических функций, выполнять поручения вышестоящих лиц и реагировать на негативную критику в свой адрес - все это бывает подчас гораздо важнее его профессиональных качеств и тех знаний, которыми он владеет.
В Институте прикладной психологии по алгоритмам, разработанным ведущими специалистами по психологии индивидуальности, вместе с группой опытных программистов создан оригинальный пакет компьютерных программ, направленных на изучение личностных свойств и способностей человека, который может значительно облегчить работу специалистов по подбору и управлению персоналом.


Давно уже всем ясно, что лишь правильно подобранные кадры могут обеспечить максимальный успех в любом профессиональном коллективе. Задействованные в разных сферах деятельности специалисты и обслуживающий персонал - это огромное количество людей. Это в первую очередь предприимчивые, обладающие быстротой реакций и решительностью, умеющие лавировать на грани риска управленцы. От них во многом зависит успешность каждого дела. Это - искусство дипломатии, умение использовать знание людей и понимание мотивов партнера или представителя конкурирующей стороны; это также способность принимать на себя ответственность в сложнейших непредвиденных ситуациях. Кроме того, это вопросы субординации, способности к совместной бесконфликтной, согласованной деятельности.

При этом немаловажную роль играют и все те вспомогательные службы, которые обеспечивают нормальную работу любой организации, от высокого начальства до простого исполнителя.
Немаловажное значение имеет психологически корректный стиль ведения контактов на любом уровне, от самопрезентации в высоких кругах, до коммуникаций на уровне "представитель фирмы - население". В любом коллективе значительную роль играет как сплоченность всей группы, умение людей ладить между собой, так и искусство ведения диалога с людьми на разных уровнях, способность предвидеть их реакции и уходить от прямого конфликта в сложных и непредвиденных ситуациях.

Словом, эффективность действий любой организации во многом зависит от людей, каждый из которых выполняет при этом отведенную ему роль, связанную с полученным образованием, с той специальностью, которой он овладел.

Однако, до сих пор многие организации не используют накопленный научными коллективами опыт по изучению профессионально важных свойств человека, способностей к управленческой деятельности, коммуникативных свойств. Давно уже очевидно, что помимо полученных знаний, каждый человек обладает определенным набором индивидуально-личностных особенностей. Эти особенности уходят корнями в его генетическое прошлое и на протяжении всей жизни сопутствуют ему.

Воспитание и жизненный опыт приучают человека контролировать слабые стороны своей натуры. Но не у всех людей хорошо развит самоконтроль, особенно он ослаблен у "пьющих" и применяющих наркотики. В нормальной ситуации эмоциональная неустойчивость и слабость самоконтроля незаметны. Поэтому, многие люди способны сперва произвести благоприятное впечатление: на первый взгляд они кажутся вполне уравновешенными и сообразительными.

Однако, в ситуации, требующей большой напряженности всех психических функций, в непредвиденных обстоятельствах неожиданно обнаруживается их неспособность к правильным, продуманным действиям, их поведение становится нецеленаправленным, а эмоциональные реакции - иррациональными. Кроме того, нераспознанные вовремя неустойчивые личности способны внести в коллектив разлад, быть причиной выраженного конфликта, проявить необоснованные лидерские притязания, неумение подчиняться старшему по положению лицу и т.д.

Грамотная, научно обоснованная расстановка кадров нацелена на то, чтобы отобранные люди соответствовали по своим характерологическим свойствам и способностям тому виду деятельности, которой они должны заниматься. В зависимости от рода деятельности могут имеет значение умственные способности, эмоциональные особенности, мотивация человека, умение руководить коллективом или подчиняться, способность ладить с людьми, сглаживать конфликты, брать на себя ответственность за принятие решений. В тех видах деятельности, где это имеет особое значение, важно вовремя обнаружить неспособность к быстрому реагированию на меняющуюся ситуацию, склонность к импульсивным поступкам, повышенная агрессивность или, напротив, тенденция к ведомой позиции с повышенной внушаемостью к чужому мнению. Имеет огромное значение своевременное отсеивание лиц с психическими отклонениями, с неустойчивой психикой, а также злоупотребляющих алкоголем, наркотиками.

Опытный кадровик кроме общих анкетных данных всегда опирается на свой собственный житейский опыт, который по сути дела является знанием человеческой психологии. Но никто не разбирается в этих вопросах лучше профессионального психолога, ориентированного на изучение профессиональных и управленческих свойств человека.

Помимо общей оценки ума, существует дифференцированный подход, позволяющий определить, с каким материалом (информацией) конкретный человек справляется лучше: это

1) числа, схемы, формулы или
2) слова, мысли, анализ и обобщение или
3) мимика, позы, жесты и интонации окружающих людей или
4) яркое восприятие красок, звуков, целостных образов или
5) развитая интуиция и богатое воображение.

В зависимости от преобладающих характеристик умственных способностей человек наиболее эффективно проявляет себя на ниве экономических проблем или при обобщении накопленного опыта, как творец новых идей или как член коллектива, способный находить общий язык с разными людьми; наличие художественного интеллекта часто лежит в основе рекламной деятельности и умения найти наиболее эффективный в рамках конкретного бизнеса дизайн интерьера.

При комплектовании "рабочей группы", "сплоченного коллектива" или создании четкой субординации управленческого состава организации большое значение имеют своевременно выявленные индивидуальные черты характера.

Разные социально-производственные роли предъявляют к сотруднику коллектива разные требования в плане его индивидуально-личностного портрета, то есть черт характера. Существуют такие типы личности, которые отличаются высоким уровнем ответственности и исполнительности, но одновременно и отсутствием стремления к власти. Обладая большим профессиональным опытом, они как правило составляют основной фундамент эффективно работающего коллектива.
Что касается управленческого состава, то здесь преобладают активные в социальном плане личности. Однако это далеко не однородный состав людей.

Особенностью оценки резерва кадров управления является акцентирование проблем самостоятельности, творчества, контактности и стрессоустойчивости в основном в русле социальных, межперсональных отношений (а не в физическом или операторском труде, где более важны специальные задатки и навыки). Способность успешно разрешать соответствующие проблемы основывается на глубокой проработке и возможности актуализации всех уровней психики индивида - от бессознательных тенденций до мировоззренческой позиции - и в обыденном языке часто определяется термином "жизненный опыт". Однако этот опыт не связан жестко с возрастом: врожденные задатки, уровень интеллекта, стиль самореализации и требования "среды" (задач, должности) могут определять предпочтение пусть менее опытного, но более энергичного и динамичного руководителя. Возраст больше связан с устойчивыми ценностными ориентациями; такие особенности важны для длительного проведения какой-то единой стратегии вне зависимости от изменчивой среды (при прочих необходимых качествах). Для молодых руководителей, таким образом, правильнее будет говорить не о внешней атрибутике, а о задатках руководителя (как правило, неосознаваемых).

В Институте прикладной психологии по алгоритмам, разработанным ведущими специалистами по психологии индивидуальности, вместе с группой опытных программистов создан оригинальный пакет компьютерных программ, направленных на изучение личностных свойств и способностей человека, приспособленных как для индивидуальных, так и для групповых исследований.
В отличие от многих других, данный пакет программ сформирован не на случайном подборе любых психологических методик, а представляет собой комплексное системное исследование личности, в котором каждая методика направлена на изучение определенного уровня личности. Это значит, что в процессе обследования раскрываются не только те особенности, которые человек при желании мог бы и сам рассказать о себе: обнаруживаются также и те свойства, которые как зарытый в землю талант или, напротив, как бомба замедленного действия, не распознаны и не получили своего развития. Лучшие из этих качеств, будучи выявленными, могут изменить жизнь человека к лучшему и принести ему успех. Другие, чреватые негативными последствиями, вовремя предсказанные с помощью тестовых методик, помогут избежать не только отдельных неприятностей, но и катастроф различных масштабов.

Комплект компьютеризированных психодиагностических методик включает подробную интерпретацию, содержащую конкретные рекомендации по выбору профессии или стиля руководства, по разрешению конфликта в коллективе, опpеделяет степень неpвно-психической дезадаптации, а также позволяет наметить выбор метода коррекции состояния и поведения. Показатели методик иллюстрируются графическими изображениями.

Программы соответствуют современному уровню развития науки и компьютерных технологий. Они могут использоваться в прямом диалоговом режиме и для обработки заполненных регистрационных бланков, они могут быть записаны на винчестер, считываться с гибкой дискеты или с компактного диска.

Разработки Института прикладной психологии базируются на многолетнем опыте научно-исследовательских изысканий и на практике подтвердили свою значимость и надежность. Они внедряются в практику с 1981 года, особенно интенсивное применение они нашли себе в 1990 и последующие годы. Постоянными пользователями программ ИПП являются соответствующие подразделения следующих организаций:
· Банки: "Электроника", "Сбербанк Российской федерации", Московский Индустриальный Банк и другие крупные банки России.
· РАО ГАЗПРОМ
· Центр подготовки космонавтов.
· Главное управление авиационной и космической медицины (в том числе в деятельности врачебной экспертизы).
· Охранные организации
· Инкассационная служба.
· МЧС.
· Министерство Внутренних дел.
· Министерство Юстиции.
· Российская Государственная прокуратура.
· Федеральная служба безопасности.
· Министерство путей сообщения.
· Муниципальная милиция Москвы.
· Всероссийский Департамент службы занятости и региональные Центры занятости населения.

Любые организации, заинтересованные в научно-обоснованном подборе и расстановке кадров, могут заявить о своем желании получить в ИПП как отдельные методики, так и абонентное обслуживание для решения текущих, периодически возникающих и прочих проблем психологического характера. Это могут быть методические пособия, компьютерные тесты, психофизиологические пробы и социальные тренинги, направленные на разрешение следующих проблем:
1.Разработка психологического профессионального отбора
управленческого состава организации.
2. Подбор персонала среднего и низшего звена.
3. Комплектация малых групп и коллективов по принципу психологической совместимости, тренинг межличностного взаимодействия.
4. Психологическая диагностика состояния, оценка особенностей личности, психотерапия - индивидуальная, групповая, семейная.
5. Психологические тренинги для групп или для управляющего персонала.
6. Выявление причин конфликтов и стрессов, производственных деформаций, их констатация, устранение, коррекция.
7. Управленческое и кадровое консультирование.
8. Антитеррористическая профилактика в разных по своей направленности организациях.
Ежегодно сотрудниками ИПП проводятся семинары для практических психологов по освоению психодиагностических тестов и по компьютерной психодиагностике.

Директор института - доктор психологических наук Людмила Николаевна Собчик.

Справки по телефонам: 156-64-08, 973-57-76
Наш сайт в интернете http://www.sobchik.newmail.ru
Директор Института прикладной психологии,
член-корр. Международной академии информатизации при ООН,
доктор психологических наук, Л.Н.Собчик
E-mail apilns@online.ru


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология