Ирина Фоменко - 25 лет, психолог, журналист. Живет в Киеве.
Занимается вопросами межличностного общения и проблемами социальной
адаптации людей с ограниченными возможностями. Главный редактор
проекта Psyterra
- психология влияния для каждого! (http://www.i.com.ua/~irenna),
который рассказывает о влиянии на людей. О том, как понять, что
они действительно думают, и почему они делают так, а не иначе. Как
убедить человека, чтобы он поступил так, как нужно вам. Как не попасть
под чужое влияние.
История PR, от publik relations, что в переводе с английского означает,
"связи с общественностью", начинается с того момента,
когда человек впервые ясно осознал, что его благополучие зависит
от того, как он воспринимается соплеменниками, ведь тому, кого уважают
и боятся, и кусок мамонта пожирнее дадут и место поближе к костру
предложат. При помощи увесистой дубины гомо сапиенс доказывал соплеменникам
своё право на их уважение.
С развитием человечества приёмы PR становились всё изощреннее. К
примеру, когда противники Александра Македонского слышали о его
божественном происхождении и сокрушительных победах оного, к ним
часто наведывалась мысль о том, что, может, не стоит сражаться с
родственником бога, всё равно проиграешь. Ну, не знали они, что
эти слухи распускают PR-специалисты великого полководца, дабы подорвать
моральный дух войск соперника.
В наше время PR, что, по своей сути, являются частью социального
менеджмента, стали наукой, которой обучают на различных курсах и
в вузах, на темы PR пишут книги и диссертации. В PR работают психологи,
журналисты, стилисты, маркетологи, социологи, специалисты по рекламе.
Политтехнолог, имиджмейкер, специалист по PR - названия этих профессий
особенно часто звучат во время предвыборных кампаний. Обычному человеку
некоторые журналисты внушают, что почти 100% успеха на выборах кандидата
в депутаты в те или иные органы власти зависит от того, как была
организована его PR-кампания.
Но всегда ли это так? Что включает в себя понятие PR, и неужели,
он может всё? Кому нужен PR, только ли политикам и бизнесменам?
Об этом, и о многом другом я попытаюсь рассказать в этой статье.
Специалист по PR - это человек, занимающейся формированием и поддержания
определенного имиджа фирмы, услуги, товара или группы людей в глазах
общества. PR-специалисты делятся на несколько категорий: имижмейкеры,
политтехнологи, рекламисты, просто сотрудники отделов по связям
с общественностью, каких-либо организаций.
В обязанности имижмейкера входит создание привлекательного образа
клиента; надо заметить, что словом "клиент" в этой статье,
ради краткости обозначается всё: фирмы, разнообразные услуги, эстрадные
исполнители, и, даже лидеры партий, желающие победить на выборах,
и немного поисполнять волю избирателей.
Имижмейкеры в своей работе с клиентом должны уметь создать не только
привлекательную внешность, но и, самое главное, сотворить притягательный
для людей внутренний образ своего подопечного. Это наиболее трудно,
так как далеко не все обладают природным даром привлекать к себе
людей, общаться с ними, налаживать нужные связи. Такому человеку
не обойтись без консультаций с психологом, специалистом по коммуникациям,
он подскажет чего от него ждут люди, как ему завоевать их доверие.
Психолог, к примеру, точно знает о том, что люди воспринимают человека
в расстёгнутом пиджаке как более открытого, более контактного, им
кажется, что он поймёт их проблемы скорее, чем тот, чей пиджак застёгнут
на все пуговицы.
Психолог, если он знающий специалист, подскажет своему клиенту,
что люди, руководствуясь своим подсознанием, при разговоре больше
верят тому, чьи ладони они чаще видят. Вообще, психолог должен научить
своего подопечного многим полезным, с точки зрения общения, мелочам,
которые играют, в итоге, в нём очень важную роль.
Роль стилиста в создании имиджа трудно переоценить. Как известно,
встречают по одёжке, и от этого никуда не денешься. Своё первое,
самое стойкое, впечатление человек производит на людей в первые
7-10 секунд общения, за это время люди физически не в состоянии
оценить ум, образованность, чувство юмора, и все другие качества
человека, зато они могут оценить его внешность; образ, картинка,
моментально анализируется сознанием и подсознанием человека.
Вероятно, это отклик той эпохи, когда люди жили в пещерах, и как
могли спасались от хищников; выживал тот, кто скорее всех замечал
опасность и мог проанализировать её степень. С тех пор, люди, конечно,
изменились, но их пристрастие к визуальному анализу, похоже, неискоренимо.
Более того, мозг современного человека чаще всего мыслит с помощью
клише, то есть, заметив один признак чего-либо, человек сразу домысливает
все остальные качества и свойства, которые чаще всего встречаются
с этим признаком.
Поясню на примере: человек в потёртых джинсах, кожаной куртке и
с длинными волосами при встрече воспринимается большинством как
рок-музыкант, художник или другой представитель богемы, мало того,
ему тут же приписываются все черты характера, которые, по мнению
общества, свойственны данному типу людей.
Так вот задача стилиста сделать так, чтобы внешний вид помогал его
клиенту добиваться поставленных целей. Человек с подобающей внешностью
молча говорит окружающим: "Я именно тот, кто вам нужен, вы
можете мне доверять", и чем выше мастерство стилиста, тем убедительнее
будет голос внешности.
Безусловно, главная роль в деле формирования и поддержания имиджа
человека принадлежит журналистам. Поскольку от них, в большинстве
случаев, зависит как люди воспринимают тех, от кого зависит их благополучие,
в широком понимании этого слова.
Спрашивается, доверят ли люди свои деньги банку, директор которого,
судя по публикациям, ведёт, мягко говоря, весьма бурную: казино,
скачки, длинноногие подружки жизнь? Прочтя несколько подобных статьей
об этом банкире, обыватель, скорее всего, подумает, что написанное
- чушь, но так как дыма без огня не бывает, то его сбережениям будет
спокойнее в другом месте.
Люди, в своём большинстве, верят написанному: печатное слово, в
их понимании, гораздо солиднее и весомее, чем сказанное. Многие
люди лучше и надёжнее усваивают ту информацию, которая поступает
к ним через зрительный канал. И это неудивительно, ведь те нервы,
что соединяют глаза с мозгом, в десять раз толще соединяющих ухо
и мозг.
Хороший журналист, знающий основы психологии и психолингвистики,
незаменим как PR-специалист.
Классический пример: во время войны во Вьетнаме, журналисты, работающие
в советских газетах, писали о подвигах освободительной народной
вьетнамской армии, а капиталистическая пресса сообщала только о
зверствах боевиков Вьетконга.
Журналист должен чётко знать о том, что слова, даже будучи синонимами,
несут разный эмоциональный заряд, что определяет отношение к понятию,
обозначаемому этим словом. К примеру, слова "союз" и "альянс",
по сути, - синонимы, но если в союз, обычно, в нашем понимании вступают
с добрыми, созидательными намерениями, то в альянсе всё наоборот.
В итоге, употребив в нужном месте нужное слово, классный журналист
добивается нужных результатов.
Творческие люди из рекламы в PR просто необходимы; честно говоря,
без творчества в PR, вообще, делать нечего.
Одна из наиглавнейших задач PR состоит в том, чтобы о человеке,
объекте PR кампании, не забывали, чтобы, по возможности, он стал
своим для тех, от кого он зависит: избирателей, вкладчиков, слушателей
и т.д..
Рекламщики, работающее в командах поп-звёзд, имеют больший простор
для своей фантазии. Например, при падении популярности своего подопечного,
допустим, можно срежесировать ситуацию, что привлечёт внимание публики.
Когда продюсеры короля поп музыки Майкла Джексона заметили, что
доходы от его концертов неуклонно сокращаются, они пустили слух,
что нос певца, в результате бесчисленных дорогостоящих пластических
операций, разрушается. В итоге, поскольку каждый фанат Майкла Джексона
счёл своим долгом убедится, что с носом его кумира всё в порядке,
денежные суммы от концертов возросли в несколько раз.
Но с таким сильнодействующим средством, как придуманный скандал,
нужно быть очень осторожным.
Первое - не злоупотреблять им: к частым скандалам люди привыкают
и не реагируют на них так, как ожидалось, зачастую вообще не обращают
внимание на его героев.
Второе - соблюдать строгую дозировку информации: нужно, чтобы люди
знали ровно столько, сколько требуется для того, чтобы поддерживать
их интерес к событиям.
Третье - тщательно выбирать время: скандал, начавшийся раньше или
позже времени "Ч", скандал разразившейся слишком рано
или слишком поздно, не приведёт к ожидаемому эффекту.
Четвёртое - очень осторожно выбирать тему скандала: связанный с
криминалом, извращениями, нечестностью, он может нанести огромный
вред вашему клиенту.
Пятое - помнить о том, что последствия, даже очень хорошо срежесированого
скандала, могут быть самыми неожиданными.
PR, в любом случае, это игра, спектакль, цель которого - завоевать
любовь, признание, а часто и кошельки простых людей. PR может многое,
но не всё.
Порой PR-специалисты искренне верят в то, что им удастся обмануть
обывателя, и он "съест" то, что они ему предложат. В этом
они ошибаются, потому что отсутствие ума, организаторских способностей,
таланта, уважения к людям, стремление к наживе, фальшь люди замечают
сразу и никакие, даже самые ультрасовременные PR-технологии не помогут
этого скрыть.
|