психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 11
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Невротическое формирование характера у пациентов с системными психоневрологическими нарушениями. Михаил Буянов.
Патохарактерологическое формирование личности тормозимого типа у детей и подростков с системными психоневрологическими нарушениями. Михаил Буянов.
Патологическое формирование характера дефицитарного типа у детей и подростков с системными психоневрологическими нарушениями . Михаил Буянов.
Психотерапия
Клинический опыт применения интегративной трансовой психотерапии при лечении больных с политравмой в остром периоде.
Детская и педагогическая психология
Психологические занятия с дошкольниками "цветик-семицветик" Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.
Понимание как дидактическая проблема. Евгений Коробов.
Развитие творческого мышления ребенка. Ю.Г.Тамберг
Психология здоровья
Батюшка, я - наркоман!. Игумен Евмений
Психология взаимоотношений полов
Недоброкачественные влюбленности: людус и эрос. Евгений Пушкарев.
Общая психология
Шопинг-зависимость. Анна Пономаренко.
Соционика. Кто есть кто?. Ирина Фоменко.
Социальная психология
Социология и Психология на пороге интеграции. Таль Ашер.
PR в деталях. Ирина Фоменко.




Московский психологический журнал. №11

Развитие творческого мышления ребенка. Ю.Г. Тамберг.

В февральском выпуске Московского Психологического Журнала мы продолжаем публикацию избранных глав книги Тамберг Ю.Г. "Развитие творческого мышления ребенка" Санкт-Петербургского издательства "Речь". Начало публикации смотрите в декабрьском номере нашего журнала >>>>. Там же Вы найдете оглавление всей книги. В этом номере мы публикуем следующие два раздела: "Тренинг диалектического мышления" и "Тренинг системного мышления".

Тренинг диалектического мышления.

- Что такое диалектическое мышление?
- Основные законы диалектики.
- Упражнения для развития диалектического мышления.

Тренинг системного мышления.

- Что такое системное мышление?
- Основные положения системного подхода.
- Системность и иерархичность мира.
- Усвоение понятий "система", "подсистема", "надсистема".
- Системный эффект.
- Усвоение понятия "системный эффект".
- Моделирование или умение выделить главное.
*Как найти главные части и связи?
*Шаги моделирования.
*Упражнения для развития умения находить главное.

Тренинг диалектического мышления.


развитие творческого мышления ребенкаЧто такое диалектика и зачем она нужна людям? Многих пугает сам термин - "диалектика". С этим термином связывают что-то сложное, доступное только избранным и уж, конечно, совершенно ненужное и недоступное детям. Опыт показал, что основные законы диалектики дети даже дошкольного возраста осваивают с легкостью, потому что диалектика - это сама жизнь.

Мы сделали попытку изложить основные положения диалектики по возможности просто, кратко и ясно, без специальных терминов, только самую суть. А для детей диалектика изложена в виде игр и упражнений, на основе которых дети сами для себя откроют некоторые законы диалектики и освоят диалектическое мышление.

Что такое диалектическое мышление?

Рассмотрев законы диалектики и некоторые следствия из них, легче ответить на поставленный выше вопрос: что такое диалектическое мышление? Это умение использовать глубокие законы диалектики в жизни, в том числе и в повседневной. Ошибок будет меньше.

Посмотрим, какие еще можно сделать практические выводы из рассмотренных законов диалектики?

1. Если все развивается, то нет предела и совершенствованию. Все то, что считается совершенством в настоящее время, через какой-то срок окажется несовершенным. Если все изменяется, то и совершенствовать можно все.
Все развивается, значит, кроме главного процесса идут много других процессов - и вредных, и полезных. Важно знать, чем и когда они кончатся, к чему приведут.

2. Разрешил противоречие сейчас - молодец, но жди, что через некоторое время "вылезет" новое противоречие. Так, в только что улучшенной или изобретенной системе уже есть зародыши недостатков, которые ее погубят! И опять противоречие надо будет разрешать, а потом опять… Понимание этого очень важно. Это и называется жизнь. А говорят, что диалектика далека от жизни.

3. Не разрешил противоречие вовремя, жди катастрофу. Так, противоречия в СССР не разрешались много десятилетий, вот и произошел системный кризис. И преодолевать его надо системно, это долго, но это возможно. Нет такого закона, по которому бы это было невозможно!

4. У каждой системы огромное количество разных свойств, а у живых систем еще и огромное количество желаний и потребностей, поэтому можно утверждать, что во всем хорошем найдется что-то плохое, а во всем плохом можно найти что-то хорошее и для себя лично, и для других. Отсюда можно вывести и следующее:

Когда тебя убеждают, что это, мол, хорошо, знай, что в этом есть и что-то плохое! И, наоборот, во всем плохом есть что-то для кого-то хорошее.

Все можно обратить и во вред, и на пользу, поэтому полезно иметь в голове "контрольную" мысль: что здесь плохого? По крайней мере, эта мысль заставляет быть всегда начеку.

Чтобы не было неожиданных неприятностей, надо процессом управлять! Если процессом не управлять, то молоко убежит, жена бросит, каша подгорит, на поезд опоздаешь, с работы выгонят… Такова жизнь.

Возможно ли непротиворечивое развитие? Диалектика говорит: невозможно! Но возможно не доводить противоречие до катастрофы, если разумно управлять процессом. К этому и призывает ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач - о ней читайте в следующих номерах Московского Психологического Журнала). И дает методики сильного мышления.

Очень хорошо, если законы диалектики ребенок узнает в самом раннем возрасте. Если их подать в интересной и доступной форме, он их полюбит. К этому мы и приступим. Начнем с простого.

Переход количественных изменений в качественные.

Пришел Чебурашка в молочный магазин и спрашивает:
- Сколько стоит капелька молока?
- Ничего не стоит, - говорит продавщица.
- Тогда накапайте мне трехлитровую баночку.

Как объяснить детям, что любой процесс в природе (и между людьми) не бесконечен, что какой-то конец неизбежен? А можно ли предсказать, когда этот конец наступит и каким он будет? Что делать, чтобы не было плохо? Ведь это же очень важно, чтобы скачок свойств не был для нас неожиданным и чтобы не было "как всегда". Эти вопросы считаются сложными и для взрослых. А мы попробуем решить еще более сложную задачу - сделаем так, чтобы ребенок САМ ответил на поставленные вопросы.

Например, так.

Такими вопросами, как "а что будет, если?.." вы "запускаете" серию вопросов и ответов. Далее просите ребенка рассказать, что будет дальше, еще дальше, еще дальше… чем, в конце концов, дело кончится.
После нескольких подобного рода рассмотрений протекания различных процессов обязательно до их естественного конца, попросите ребенка подумать, сравнить и сказать, что общего в протекании всех рассмотренных процессов. Наводящими вопросами помогите ребенку самому сформулировать рассматриваемые законы перехода количества в качество и конечности протекания процессов. Если ребенок сам скажет слово "скачок", вы можете поздравить себя и ребенка с крупной победой.

Приведем несколько примеров ситуаций, когда ребенок САМ может сделать необходимые обобщения.

а) - Что будет, если начать надувать резиновый шарик?
- Он будет надуваться.
- А если продолжать надувать?
- Он будет огромным.
- А если продолжать надувать?
- Он лопнет.
- Почему он лопнет?

Обсудите ситуацию. Какие процессы произошли? Сначала шарик был "сдутым", потом стал наполняться воздухом, увеличиваться, увеличиваться, резина растягивалась, растягивалась, стала совсем тонкой, потеряла прочность и шарик лопнул.

б) - Что будет, если ты съешь одно мороженое?
- Захочу второе.
- А если съешь второе мороженое?
- Захочу третье.
- А что будет, если человек съест десять мороженых?
- Наверное, животик инеем покроется и человек заболеет.
- Был здоров - стал больным?

Основные законы диалектики.

В древности под диалектикой понимали искусство вести беседу или споры с целью нахождения истины. Но победить в споре не любой ценой, как это часто делается в быту, а совместно найти истину, разрешить конфликт.

В настоящее время под диалектикой понимают науку о наиболее общих законах развития и познания природы, включая общество и мышление.

Что значит - общие законы природы? Это законы без граничных условий, которые выполняются везде и всегда, во Вселенной и в нашей повседневной жизни. А это позволяет нам мыслить широко, от общего к частному, "сверху вниз". Согласитесь, полезно знать такие законы. В этой связи законы физики, химии, техники и других наук, по сравнению с законами диалектики, можно считать законами более низкого уровня.

Попробуем изложить несколько мировоззренческих принципов диалектики.

1. Все в природе изменяется и развивается, изменяются даже сама диалектика и ее законы. Неизменны только сам факт существования материи и ее изменения.
Изменение - это переход системы из одного состояния в другое (например, нагрел твердый лед и получил другое агрегатное состояние воды - жидкость). Развитие - это тоже изменение, но направленное в соответствии с какой-либо закономерностью.
Что может меняться? Все, что взаимодействует. А взаимодействует все, слабо или сильно.

2. Что является причиной изменения и развития? Разобьем вопрос на две части: для живой и для неживой природы. Неживая природа изменяется согласно законам природы, в ней противоречий нет, так как все происходит по объективным законам. Подразумевается, что мир детерминирован, то есть все явления причинно обусловлены.

Другое дело, знаем мы эти причины или нет. Живая природа тоже изменяется в соответствии с законами природы, но, обладая возможностью свободой выбора цели, развивается, разрешая противоречия. Процесс разрешения противоречия и является развитием. Под противоречием в данном рассмотрении будем понимать столкновение двух противоположных требований (желаний) к качествам, количеству или поведению одного и того же объекта.

Например, отец зовет сына копать огород, а сын хочет идти пить пиво, отец хочет спать, а сын хочет смотреть телевизор в той же самой комнате. Если считать разрешение противоречий причиной развития, то и развитие является причиной появления новых противоречий.

3. Как идет развитие?

Развитие систем идет неравномерно. Если не вмешиваться в процесс, то развитие пойдет в два этапа: первый - медленное (по сравнению со вторым этапом) накапливание количественных изменений, часто незаметных, которые обязательно когда-нибудь приведут ко второму этапу - резким качественным изменениям, называемым скачками. (Переход количественных изменений в качественные).

Дадим определения этим понятиям.

Количество - множество, число кого-нибудь или чего-нибудь (объектов, запасов, случаев…). Обычно определяется числом. Например, степень нагрева в градусах Цельсия определяет количество тепла. А объем воды в банке определяется количеством литров.

Качество- это наличие у объекта свойств, отличающих его от других объектов. Например: жидкий, мягкий, твердый, умный…

Скачок - это коренной перелом в развитии. Он наступает после того, как количественные изменения достигнут пороговой величины. Например, в "Сказке о рыбаке и рыбке" рост недовольства золотой рыбки жадностью старухи привел к скачку - к потере старухой всего полученного от рыбки.

Или такой пример. Внесли в теплую комнату кусок льда и положили в тарелку. Через час лед растаял. Произошел переход одного агрегатного состояния в другое. Время скачка, то есть перехода от одного состояния к другому, относительно. Это могут быть тысячные секунды (взрыв, или часы (таяние льда) или тысячелетия (появление млекопитающих)).

Обязателен ли скачок? Если не вмешиваться в процесс, то он когда-нибудь да кончится. Не все скачки вредные, но если вовремя вмешаться в процесс, то можно предотвратить скачок, когда он вреден. Этому-то и надо учить детей - вмешиваться и предотвращать вредные скачки, катастрофы, конфликты. Катастрофу, как пожар, легче предупредить, чем потом ликвидировать.

4. В каком направлении идет развитие?

В сторону разнообразия и усложнения систем. Если это так, то не жди простой жизни. А если учесть, что нет таблеток от глупости, то ясно, что надо хорошо знать мир, в котором мы живем (то есть законы) и развивать свое мышление, чтобы делать меньше ошибок.

5. Все в природе взаимосвязано, взаимозависимо, взаимосцеплено, взаимообусловлено, поэтому и говорят, что мир един. Единство мира - в его связях и взаимовлиянии. А что взаимодействует, то и изменяется.

В частности, из этого положения можно вывести следствие: если что-то изменил, то ищи: что, где, когда и кому будет хорошо, а где, когда и кому может быть плохо.

И еще. Разделение наук на физику, химию, географию, астрономию и т. д. чисто условно, так сделано, чтобы как-то изучить наш сложный мир, разбить на части и изучать по частям. Дети это должны понимать, а учителя - "перекидывать мостики" от своей науки - к другим.

В заключение отметим, что все законы диалектики действуют одновременно, а связи, как правило, - двухсторонние. Так, воздушная среда воздействует на растения, а растения - на воздушную среду, например, обогащая ее кислородом.

Упражнения для развития диалектического мышления.

Задачи и упражнения для углубления понимания перехода количественных изменений в качественные (ответы и решения приведены ниже).

Упражнение 1. К чему приведет бесконечное увеличение количества сторон правильного многоугольника?

Упражнение 2. Что будет, если под кран, из которого капает вода, поставить пустое ведро?

Упражнение 3. Что будет, если долго класть кубики один на другой?

Упражнение 4. Ты каждый день ходишь в школу. Чем закончится этот процесс?

Попросите ребенка самого придумать другие процессы, рассмотрите, чем они закончатся, если в них не вмешиваться. Научите ребенка стараться предвидеть окончание процесса с тем, чтобы вовремя вмешаться, изменить ход процесса, не допуская конфликтов и беды.

Упражнение 5. Естественные природные явления подчиняются закону перехода количества в качество и потому хорошо иллюстрируют скачкообразность развития. Рассмотрите процесс развития бабочки. Какой закон диалектики он демонстрирует? Определите количество основных скачков в этом процессе.

Серия игр-упражнений "Хорошо-плохо".

Это очень полезная, глубокая, диалектическая, развивающая игра. Играйте в нее почаще. Серия состоит из типовых упражнений одинаково интересных, полезных и трудных и для детей и для взрослых. Отметим, что количество модификаций этих упражнений не имеет предела. Дети охотно играют, поэтому можно называть эти упражнения играми.

Цели игр-упражнений:

- Показать ребенку, что в любой ситуации, в любом действии, в любом предмете есть и хорошие, и плохие стороны, есть и хорошие и плохие свойства.

- Показать, что процессы - хорошие и плохие, полезные и вредные - идут всегда вместе. Если хорошего больше, мы говорим "хорошо", плохого больше, мы говорим "плохо". Зачем это знать? Чтобы не пропустить хорошее в плохом и чтобы плохое не "выпрыгнуло" бы в хорошем. Чтобы научиться определять: кому хорошо, кому плохо. Чтобы понять, почему и когда хорошее перерастет в плохое.

- Научить ребенка размышлять, анализировать, находить причинно-следственные связи.

- Научить ребенка находить недостатки. Речь не идет о сплошном очернительстве ("Все плохо!"). Но, согласитесь, ко многому мы "придышались", привыкли и не видим недостатки. Найти недостаток - это первый шаг к постановке задачи, а, следовательно, к ее решению и устранению недостатка. Мало знать, что такое хорошо и что такое плохо, надо еще и поступать хорошо и не поступать плохо.

- Следующий шаг по трудности - это найти хорошее в плохом и плохое в хорошем. Например, что хорошего в эпидемиях чумы и холеры? Однако оно есть: разработали сыворотки, сплачивается человечество перед общей бедой, прекращаются войны… А что хорошего в извержениях вулканов? Пепел - прекрасное удобрение.

- Подвести ребенка к пониманию противоречия и тризовских приемов разрешения противоречий: "наоборот" и "вред в пользу".

Упражнения "Хорошо-плохо" можно проводить в виде общего обсуждения в режиме мозгового штурма.

Упражнение 6. "Я оптимист", или "Это хорошо, потому что…"

Содержание игры: ребенку называют (или он сам называет) какое-нибудь действие или состояние, хорошо ему знакомое, и просят объяснить, что в нем хорошего.

"Иметь дома телефон" - это хорошо, потому что можно поговорить с приятелем, узнать задание, можно позвать в гости, можно вызвать врача…

"Получил двойку" - это хорошо, потому что еще раз подумаешь, что ты упустил, что надо сделать, чтобы такое не повторилось.

Что хорошего в следующих ситуациях?

6.1. Заболели.
6.2. Имеете куклу Барби.
6.3. Загораете на солнышке.
6.4. Разбили тарелку.
6.5. Поссорились.
6.6. Появились враги?
6.7. Сломали руку.
6.8. Вас разлюбили.
6.9. Стали бедным.

Предложите еще не менее 10 ситуаций, желательно не очень приятных.

Упражнение 7. "Я пессимист" или "Это плохо, потому что…"

Расскажите детям, кто такой пессимист и почему это плохо.

Что плохого в следующих ситуациях?

7.1. Гуляние.
7.2. Загорание на солнце.
7.3. Утоление жажды.
7.4. Посещение врача.
7.5. Посещение кино.
7.6. Курение.
7.7. Чрезмерная избалованность ребенка.
7.8. Использование памперсов.
7.9. Наличие куклы Барби.
7.10. Пить только хорошо очищенную воду.
7.11. У вас появилась волшебная палочка. Что тут плохого?
7.12. В доме есть лифт.

Предложите еще не менее 10 ситуаций, желательно приятных и полезных.

Упражнение 8. "Я изобретательный оптимист", или "Цепочка хороших следствий".

Эта игра отличается от предыдущих тем, что составляется цепочка только хороших следствий, вытекающих из первого хорошего дела.

Взрослый или ребенок "запускают" игру:

Гулять хорошо, потому что…
-... становишься румяным и здоровым.

Становиться здоровым хорошо, потому что…
- ... можно успеть многое сделать.
Успеть многое сделать хорошо, потому что…
- ... можно принести много пользы.

Принести много пользы - это хорошо, потому что…
- ... люди будут благодарны.

Люди будут благодарны - это хорошо, потому что…
-... они будут чувствовать себя счастливыми.

Чувствовать себя счастливым хорошо, потому что…
-... быть счастливым - это смысл жизни!

Предложите детям проанализировать 10 любых ситуаций описанным выше методом. Как правило, эта игра имеет позитивное философское окончание (о смысле жизни). Иначе и быть не должно, ведь мы во всех ответах искали только хорошее, и оно накапливалось! И это прекрасно, когда ребенок открывает для себя, что "делать хорошо много раз" дает счастье, а счастье - это смысл жизни. Когда дети освоят эту игру, им можно предложить соревнование, кто за меньшее число шагов приведет игру к счастливому концу.

А теперь попробуем сыграть в обратную игру.

Упражнение 9. "Два отвратительных пессимиста".

Возьмем то же начало.

Гулять плохо, потому что…
-... можно простудиться.

Простудиться плохо, потому что…
- ... можно заболеть.

Заболеть плохо, потому что…
- ... попадешь в больницу.

Попасть в больницу плохо, потому что…
- ... там делают уколы, дают горькие лекарства.

Горькие лекарства и уколы это плохо, потому что…
- ... больно и неприятно.
Больно и неприятно плохо, потому что…
- ... не чувствуешь себя счастливым.

Быть несчастным это плохо, потому что…
- ... жизнь становится грустной и скучной.

Вот до чего может довести поиск плохого. Это совсем не безобидное занятие. Побеседуйте с детьми, спросите, почему эта игра имеет такое мрачное окончание. Помогите детям прийти к выводу: если много плохого, то это приводит к несчастной жизни. Кстати, подобное утверждает и теория катастроф, одно из положений которой гласит: "Скорость погружения в катастрофу имеет тенденцию возрастать".

Упражнение 10. Классическая игра "Цепочка хороших и плохих следствий".

Это суровая игра и для взрослых, не говоря уже о детях, так как является симбиозом двух предыдущих. Но она хорошо развивает быстроту мышления, смелость высказывать свои мысли, находчивость и уверенность.

Методика игры: участвуют все присутствующие, ведущий называет исходную ситуацию и спрашивает первого: "Что в этом хорошо?". Ребенок отвечает. Ведущий спрашивает второго: "А что в этом плохо?". У третьего спрашивает: "Что в этом хорошо?", у четвертого: "Что в этом плохо?" и так далее. Или другой вариант той же самой игры: ведущий задает по очереди пару строго повторяющихся вопросов: "Это хорошо, потому что?..", а после ответа новый вопрос: "Это плохо, потому что?..", потом "Это хорошо, потому что?.." и т. д.

Исходная ситуация: "промочить ноги".

Промочить ноги - это ПЛОХО, потому что…
- ... можно заболеть.

Заболеть - это ХОРОШО(!), потому что…
- ... не надо ходить в школу (детский сад).

Не ходить в школу - это ПЛОХО, потому что…
- ... скучно сидеть дома.

Сидеть дома - это ХОРОШО, потому что…
- ... научишься играть самостоятельно.

Играть самостоятельно ПЛОХО, потому что…
- ... отвыкаешь от детей.

Отвыкать от детей ХОРОШО, потому что…
- ... когда меня увезут в деревню, я не буду скучать. И т. д.

Можно начать разговор и с обратного вопроса.
Промочить ноги - это ХОРОШО, потому что…
- ... узнаешь, что текут ботинки.

Узнать, что текут ботинки ПЛОХО, потому что…
- ... надо покупать новые.

Покупать новые ботинки - это ХОРОШО, потому что…
- ... в новых ботинках можно безбоязненно ходить по лужам.

Ходить по лужам ПЛОХО, потому что…
- ... будет ругать мама.

Когда ругает мама - это ХОРОШО, потому что…
- Она меня чему-то учит…

Ведущему надо безошибочно чередовать вопросы "хорошо" и "плохо". Не судите строго ответы детей. Им трудно, их все слушают, а времени на обдумывание нет. Играйте почаще, заготовьте много исходных ситуаций для этой игры (потерять игрушку плохо, потому что… Носить очки хорошо, потому что… Быть умным хорошо, потому что… Уметь читать плохо, потому что…). Спросите детей, чему научила их игра "Хорошо-плохо".

Упражнение 11. "Кому это хорошо и кому это же плохо?"

Это упражнение на эмпатию, перевоплощение, глубокое понимание другого человека.

Начните беседу такими вопросами:

- Кому хорошо и кому плохо от того, что существует индивидуальное обучение?

- Хорошо учителям, ученикам и родителям, потому что легче учесть запросы каждого, что выше качество обучения, меньше стрессов…

- Плохо родителям, потому что дороже обучение, и детям, потому что нет общения со сверстниками, возможно воспитание эгоистических черт…

Ответов должно быть много.

11.1. Кому хорошо, а кому плохо, что выпало много снега?

11.2. Кому хорошо, а кому плохо, что пошел дождь?

Упражнение 12. "Когда это хорошо и когда это же плохо?"

Чем необычнее вопрос, тем интереснее будут ответы.

Начните беседу, например, такими вопросами:

- Когда хорошо, что ты сыт? Когда плохо, что ты сыт?

- Когда хорошо загорать? Когда плохо загорать?

- Когда хорошо получить двойку, когда плохо получить двойку?

Упражнение 13. Сделайте из плохого хорошее "Задачедатели и изобретатели".

В эту игру играют вдвоем или детей делят на две группы.
Одной группе - задачедателям - предлагают придумывать задачи, недостатки, плохие следствия заданной ситуации и находить плохое во всех решениях, предложенных детьми другой группы. Все свои утверждения они должны начинать словами - "Это плохо" и обосновывать свое мнение.

Другая группа - изобретатели - ищут способы плохое обратить в хорошее, или не допустить появление плохого, или исправить плохое, если оно произошло. Они всегда говорят: "Я знаю, что надо сделать!"

Сначала не требуйте от детей использовать приемы алгоритмированного мышления, это придет позже, когда Вы их научите этим приемам. В первых играх вам придется играть роль изобретателя, чтобы показать, как надо решать трудные проблемы. Приветствуйте острые, психологически трудные ситуации.

Итак, исходная ситуация: девочка нашла куклу Барби. (Ситуация, когда девочка потеряла куклу, проще.)

Пусть задачедатель говорит:

- Это плохо, потому что хозяйка Барби страдает.
- Я знаю, что надо сделать, - говорит изобретатель. - Надо вернуть куклу хозяйке.

- Это плохо, если найдется хозяйка, мне будет жалко отдавать ей куклу, у меня ведь нет Барби!
- Чтобы не было жалко, ты представь, что это ты потеряла куклу, а потом она нашлась. Порадуйся вместе с хозяйкой.

- Все равно будет жалко отдавать Барби, она очень красивая.
- Я знаю, что надо сделать. Надо отнести Барби туда, где ты ее нашла.

- А если Барби возьмет не хозяйка?
- Тогда повесь на нескольких домах объявления о том, что найдена Барби и укажи свой телефон. Если хозяйка найдется, ты попросишь у нее разрешения поиграть с Барби какое-то время.

- Это плохо. Хозяйка может не увидеть объявления, а позвонит не настоящая хозяйка Барби.
- Я знаю, что надо сделать. Надо спросить того, кто позвонит, чтобы он описал потерянную Барби. Какие волосы, платье…

- Это плохо. А если никто не позвонит?
- Я знаю, что надо сделать. Если в течение месяца хозяйка не найдется, отнеси Барби в детский сад.

Игра "Диспут".

Объясните детям, что диспут - это публичный спор с целью доказать правильность своего мнения.

Содержание игры.

Дети делятся на две группы. Одна группа утверждает и доказывает какое-то положение, например, что известный всем детям герой какой-то сказки, рассказа, романа или кинофильма, - хороший, а другая группа доказывает обратное.

Когда идеи иссякнут, предложите детям поменяться принятыми ранее позициями. Хорошо, если в этом случае диспут разгорится с новой силой.

Возможные персонажи. Волк и Заяц из "Ну, погоди", Буратино, Винни-Пух, Онегин, Петр Первый, Родион Раскольников, Киркоров,..

Например: одна группа утверждает:

- Иванушка-Дурачок хороший, он добрый и смелый.
- Нет, - утверждает другая группа, - Иванушка-Дурачок и есть дурачок, сидит на печке, ничего не делает, он плохой.

- Нет, он хороший, он выручает из беды других.
- Он ленивый, ему просто везет…

Другая тема диспута: Хорошо ли смотреть телевизор?

- Хорошо, узнаёшь много нового.
- Плохо, потратишь много времени, не сделаешь важные дела.

- Хорошо, отдохнешь, переключишься.
- Плохо, показывают много раздражающей рекламы, кривляк безголосых, пошлых певцов…

- Хорошо, так как показывают не только извивающихся перед микрофоном певцов, на которых смотреть противно, но и исследования Кусто, фильмы Чаплина, Феллини, клуб кинопутешественников.

Ответы.

1. Начнем увеличивать количество сторон: равносторонний треугольник, квадрат, правильные пятиугольник, шестиугольник, семиугольник… стоугольник… миллионугольник… Незаметно треугольник превратился в бесконечноугольник, а далее в свою противоположность в "безугольник", в "нольугольник"… в окружность! Количество перешло в качество.

2. Через какое-то время ведро наполнится. Было пустым - стало полным.

3. Башня из кубиков потеряет устойчивость и развалится.

4. Каникулами. Окончанием школы.

5. В процессе развития бабочки наблюдается 4 скачка.

Бабочка отложила яйца. Не было яиц - появились.

Яйца лежат, но в них идет сложнейший процесс формирования гусеницы. Не было гусениц - появились.

Гусеницы жадно и много едят, растут и превращаются в куколок. Не было куколок - появились.

Куколка, внешне не меняясь, зреет, и вдруг из нее вылупляется бабочка. И эта бабочка пьет нектар, растет, оплодотворяется, в ней зреют яички, она их откладывает… Процесс повторяется.
Таково бессмертие жизни.

6. Ответы к ситуациям:

6.1. Заболел. Что тут хорошего? Можно извлечь опыт и больше такой болезнью не болеть никогда! Найти причину болезни и впредь вести себя умнее. Второстепенные хорошие стороны - окружают вниманием, приносят сладости, не надо ходить в школу.

6.2. Иметь Барби - это хорошо, потому что можно играть, можно шить на нее одежду и наряжать, можно ее подарить, приятно ее разглядывать, можно научиться ухаживать…

6.3. Загорать - это хорошо, потому что красиво, престижно…

6.4. Разбил тарелку - в следующий раз буду аккуратней.

6.5. Поссорился - больше буду ценить хорошие отношения, изучу правила ведения дискуссий.

6.6. Что хорошего во врагах? Заставляют всегда быть "начеку", осмотрительным, закаленным.

6.7. Получил жизненный урок.

6.8. В следующий раз буду больше ценить любовь и не допущу такой ситуации.

6.9. Не ограбят, нет возможности на вредные излишества, более простая, вегетарианская и полезная пища.

7. Ответы к ситуациям:

7.1. Гулять - плохо, потому что можно простудиться, можно заблудиться, могут поколотить…

7.2. Загорать - это плохо, потому что можно перегреться, получить "тепловой удар", кожа покраснеет, будет чесаться, а потом кожа может "сойти"…

7.3. Утоление жажды - если пьешь очень холодную воду, можно простудиться, если вода нечистая, можно заболеть, можно облиться, нужна чашка или стакан, вода холодная…

7.4. Посещение врача - затраты времени, врач может ошибиться, лекарства дорогие и неизвестно, помогут ли.

7.5. Смотреть кино - затраты времени и денег на билет, может быть душно в кинотеатре, неприятно сидеть два часа в пальто…

7.6. Ухудшается здоровье, незаметно, но неотвратимо. Повышается предрасположенность к раку, болезням легких и т. д., растрачиваются деньги.

7.7. Может вырасти эгоистом, не приобретет жизненного опыта.

7.8. Ребенок не учится проситься на горшок, привыкает мочиться в штаны.

7.9. Иметь куклу Барби плохо, потому что ее можно потерять, она может сломаться, она ужасно дорогая…

7.10. Организм становится восприимчивым к обычной воде, на которой готовят обеды в столовых, кафе, ресторанах, будет опасно их посещать. Возрастает восприимчивость к качеству воды в других городах.

7.11. Может потеряться. Если она может выполнять все желания, то плохо, если она окажется в руках плохого, злого человека. Как быть?

7.12. Люди не могут тренировать свои ноги и сердце, поднимаясь по лестнице. Можно застрять в лифте.

11. Ответы к ситуациям:

11.1. Выпало много снега - плохо дворникам и дорожникам, возможен весенний паводок, а хорошо огородникам и крестьянам, поля пропитаются влагой.

11.2. Пошел дождь - "напоил" засушливые поля и леса, очистил воздух, в жару стало прохладно. Плохо, когда и так лето дождливое, когда разливаются реки…

Литература.

1. Иванов Г. И. Диалектическое мышление - основа формирования творческой личности. Ангарск. 1989.
2. Лимаренко А. А. ТРИЗ как прикладная диалектика. Рекомендации по изучению элементов диалектики. // ТРИЗ. 1993. № 3.
3. Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. М.: Дидакт, 1992.


Тренинг системного мышления.

Основы системного анализа заложил русский ученый, философ, экономист и врач Александр Александрович Богданов (1873-1928).

Он предположил, что в вопросах организации различных больших систем в природе, обществе, технике есть много общего, и нашел это общее (системный эффект, понятия обратной связи, управляющей и управляемой систем…).

Сила системного подхода в том, что самые разные системы окружающего мира можно изучать одинаковыми методами и, второе, ничего не зная о конкретной системе, без эксперимента, без затрат денег и времени, можно много чего о ней сказать.

Что такое система и системное мышление?

Будем под термином система понимать организованное множество элементов любой природы, как-то связанных друг с другом и функционирующее во имя исполнения общих целей.

Вообще говоря, любой предмет является системой, так как он состоит из частей, а части взаимодействуют. То, что мы исследуем, с чем имеем дело - это и есть система. Система - это все, что нас окружает, это все, что можно потрогать. Карандаш, книга, кукла, кровать… - это системы. Системный анализ изучает системы любой природы и любой сложности.

Систем великое множество, у них разные признаки. Среди этих признаков есть существенные и несущественные. Так вот, существенные признаки у всех систем одинаковы. Их и изучает системный анализ.

Что такое системное мышление?

Чтобы понять, что такое системное мышление, приведу несколько примеров несистемного подхода или несистемного мышления.

Все крупные организационные ошибки - это, как правило, результат несистемного подхода, узкого, одностороннего, без учета причин и следствий, а еще хуже, предвзятого.

Например.

Катастрофическое обмеление Аральского озера наступило не мгновенно, оно было следствием того, что недопустимо много отбирали воды из Сырдарьи и Амударьи на орошение полей хлопка, не учли затрат воды на естественное испарение и прочие многочисленные потери воды. К расчетам и предостережениям ученых не прислушались. Это пример предвзятого решения. Все понимали и делали умышленно во зло будущим поколениям своего же народа.

Неудачи крупномасштабных мероприятий, таких как: мелиорация, осушение верховых болот, химизация, вырубание лесов, распахивание безлесных степей - являются системными ошибками.

Строительство атомных электростанций без решения проблемы захоронения отходов - пример преступного несистемного подхода.

Многих ошибок и не было бы, если бы люди в детстве освоили широкое системное мышление.

Теперь поговорим о системном мышлении.

Термины системное мышление, системный анализ, системный подход для простоты будем считать синонимами, обозначающими некоторую методологию.

Системное мышление - это мышление, строго учитывающее все положения системного подхода: всесторонность, взаимоувязанность, целостность, многоаспектность, учет влияния всех значимых для данного рассмотрения надсистем, систем, подсистем и связей между ними (в отличие от детского, "узкого", синкретического мышления). Считается, что системное мышление - это самая выигрышная степень диалектического мышления.

Ни одно живое существо, ни один коллектив, ни одна машина не могут существовать вне связи со своим окружением. Но описать и учесть все связи практически невозможно, а теоретически бессмысленно.

Достаточно выделить только наиболее устойчивые связи, непосредственно и значительно влияющие на решение поставленной задачи и поддающиеся реальной оценке. Вот для этой конкретной цели и используются понятия системного подхода. Альтернативой системному мышлению является предметное мышление, рассматривающее объекты изолированно, без учета всех существенных частей и связей между ними, внешних и внутренних.

Помните притчу о том, как слепые говорили, на что похож слон? Один, потрогав хвост, сказал: "Это веревка", другой, потрогав бивни, сказал: "Это палка". "Это - шершавая колонна", - сказал третий, трогая ногу. "Нет, это стена", - сказал четвертый, трогая спину слона…

В чем их ошибка? Они анализировали большую систему по частям, это правильно, но они мыслили предметно, не системно, каждый делал вывод о всей системе только по одной части. Они приписывали свойства отдельных частей всей системе.

Зачем надо знать системный подход?

1. Чтобы правильно формулировать свои цели и обеспечить их выполнение.
2. Чтобы правильно исследовать любые системы. Быстро изучать любые системы, не тратить время на мелочи, но и не пропустить главное.
3. Чтобы эффективно управлять системами. Например, организовать работу различных специалистов.
4. Чтобы правильно создавать новые системы любой природы. Например, технические системы или фирмы.
5. Чтобы резко увеличить качество своих решений и сократить время на их формирование.
6. И, наконец, чтобы научиться прогнозировать события.

Мышление тоже надо развивать системно: и логическое, и образное, и память, и внимание, и волю, и трудолюбие, и нравственность.

Основные положения системного подхода.

Мир представляет собой гигантскую систему сложнейших систем. Однако у систем любой природы много общего. Если знать это общее, то мы окажемся в очень выгодной ситуации, когда мы до начала исследования конкретной системы уже очень много знаем о ней. В этом и заключается одна из прелестей науки.

Мир настолько сложен, что изучить его "в целом, во всех подробностях и сразу" - невозможно, хотя к этому и надо стремиться. Поэтому мир изучают по частям, называя такое изучение анализом (от греч. - расчленение). Анализ системы - это изучение ее частей и связей между ними (внутренних) и между системой и внешним миром (внешних). Любое изучение следует начинать с анализа. Надо хорошо знать, с чем имеешь дело. Без анализа нет синтеза (соединение частей в единое целое на основе знаний, полученных при анализе).

Творчество - это создание нового, синтез на основе анализа.

Если система может вырабатывать решения, она называется сложной. Если в составе сложной системы есть человек, то систему называют большой. Примером сложной большой системы является человек, класс, фирма…

Для большей четкости и краткости изложим системный подход в форме операционных правил.

Набор характеристик систем.

У всех систем единый набор характеристик, хотя значения самих характеристик разные. Это:

1. Цели создания системы.
2. Состав и характеристики частей (структура).
3. Связи внутренние (между частями) и внешние (с другими системами).
4. Ресурсы, потребляемые системой (информационные, материальные, энергетические).
5. Функционирование системы (поведение).
6. Продукты, вырабатываемые системой (полезные и вредные человеку).

Свойства систем.

1. Главным свойством системы является ее целостность, то есть появление таких новых свойств, которых нет у каждой ее части в отдельности. Это явление называют несводимостью свойств.

2. Основное свойство сложных систем - это наличие цели. Любая система создается для достижения каких-то целей. Большие системы, как правило, многоцелевые. Под влиянием внешних условий и с течением времени цели могут меняться.

3. Каждая система создается в интересах системы более высокого уровня. Так, дети объединяются в класс в целях экономии затрат на их обучение, то есть в интересах всего общества.

4. Важнейшим свойством сложных систем является их способность к управлению и самоуправлению. Управление нужно для более эффективного выполнения целей.
Если системой хорошо управляют, она работает эффективно, и наоборот. Если части системы хорошо согласованы, то система работает хорошо. Системы, рассматриваемые в баснях "Лиса и журавель", "Лебедь, рак и щука", работали плохо, так как части не были согласованы и не взаимодействовали, хотя цели и совпадали.

5. Наука говорит, что сложность больших систем имеет тенденцию увеличиваться. Отсюда следует, что ждать простой жизни не приходится.

6. Системы могут обмениваться материей, энергией и информацией.

7. Для сложных систем характерна неоднородность частей, например, по составу и функциям.

8. В процессе своей жизни системы проходят четыре значимых этапа: зарождение, развитие, старение, гибель. Как, впрочем, и у людей.

Системность и иерархичность мира.

Нас окружают системы. Все они состоят из частей, которые называют подсистемами (ПС), более мелкие системы называют подподсистемами (ППС) и т.д. В свою очередь, сами системы являются частью систем более высокого уровня, называемых надсистемами (НС), которые, в свою очередь, входят как часть в надсистемы еще более высокого уровня, называемых наднадсистемы (ННС) и т. д.

НННС ННС НС СИСТЕМА ПС ППС ПППС
Страна Ландшафт географ. Лес Дерево Ветка Лист Клетка

Считать ли рассматриваемый объект системой, подсистемой или надсистемой - зависит только от человека, от целей анализа этого объекта. Обычно тот объект, который мы рассматриваем, тот и считают системой. В приведенной таблице - это дерево. Портфель с книгами - это система? Да. В этой системе и книги, и сам портфель - подсистемы. А пустой портфель? Если мы начали изучать портфель, то портфель стал системой, состоящей из ПС: боковины, дна, крышки, ручки, застежки.

В бане жара. Баня - это система? А жара - это система? А пар? Мочалка? Мыло? Все это системы, кроме жары. Жара - это свойство или качество системы.

Введем новое понятие "иерархия".

Иерархия - это определенный порядок расположения элементов в системе, например, от высшего к низшему или в порядке подчинения. Например, директор школы, заведующий учебной частью школы, учителя, ученики, рыбки в аквариуме…

Иерархическая структура необходима для эффективного управления. Человек не может эффективно управлять людьми, если они выполняют независимые операции, но может эффективно управлять страной, если правильно построена иерархическая система власти и подчинения.

Зачем знать, что системы состоят из частей?

- Чтобы знать, что мир не однороден.
- Чтобы познать систему, проведя ее анализ по частям.
- Чтобы понять, чем отличается одна система от другой.
- Чтобы построить правильную модель системы.

Делить систему на подсистемы можно различными способами, по разным критериям. Число выделяемых подсистем в системе может быть любым, так же как и число надсистем, в которые эта система входит как часть.

Например, окно состоит из рамы, переплета, стекол, форточки, задвижек, петель. Это подсистемы. С другой стороны, надсистемами окна могут быть: дом, автобус, вагон, автомобиль… - те системы, в которые окно входит как их часть.

Мы даже не можем представить себе мир несистемным. Например, трудно себе представить человека, у которого нет четко выраженных органов (глаза, руки, сердце, почки…), а все функции выполняет некий "бесструктурный бульон".

Усвоение понятий "система", "подсистема", "надсистема".

Для каждого возраста свой набор заданий. Начнем с самых простых игр.
Надо ли говорить детям слово "система"? Опыт работы с четырехлетними детьми показал, что они прекрасно понимают этот термин.

Упражнение 1. Собери предмет.

(Другими словами: даны ПС1, ПС2, ПС3, ПС4… Соберите С)

Эта серия упражнений предназначена для детей 3-4 лет, не умеющих ни читать, ни писать.

Цель упражнения. Освоение детьми предметного мира; дети сами должны убедиться, что любой предмет состоит из частей, разных или одинаковых.

Разрежьте картинку на три или более частей. Из этих частей предложите детям собрать первоначальный предмет. Для самых маленьких приводят рисунок исходного предмета, для детей постарше оригинал не приводится.

Для детей 3- 4 лет.
1.1. Собрать огурец из трех частей.
1.2. Собрать рыбу из трех частей.
1.3. Собрать крокодила.
1.4. Собрать самолет.
1.5. Собрать велосипед.
1.6. Собрать подводную лодку.
1.7. Собрать шишку (тигра, собаку, бабочку и т. д.)

Всего составьте 10-20 заданий.

Для детей 5-6 лет задания посложнее: собрать из 5-8 частей корабли парусные и современные, паровозы, электровозы, тепловозы, мосты, танки, квартиры, накрытые столы и т. д. и т. п.

Из чего состоит ДОМ? (Крыша, стены, окна…)

Из чего состоит СТУЛ? (Сиденье, ножки, спинка…)

Мы решили приготовить к празднику торт. Что нам понадобится? (Масло, мука, сахар, яйца, соль, варенье…).

Надо сшить для Барби платье. Что для этого понадобится?

Дайте ребенку что-нибудь разобрать - старый будильник, игрушку, мясорубку, электрический фонарик… иначе он сам разберет на подсистемы какую-нибудь ценную систему. Познавать мир - это их врожденная естественная потребность!

Методические указания для взрослых.

Не решайте задачи за ребенка, не лишайте его радости самому составить нужный ему предмет. При первом знакомстве с заданиями помогите наводящими вопросами: Это чья голова? Что есть у рыбы, кроме головы?
Хвалите даже за маленькие успехи. Не заставляйте ребенка решать задачки насильно. Если ребенок не может самостоятельно выполнить эти простейшие упражнения, займитесь его развитием, показывайте ему множество разных предметов. Используйте развивающие игры Б. Н. Никитина.

Упражнение 2. Требуется составить иерархию частей (С-ПС-ППС-ПППС)

Необходимо, чтобы каждая последующая часть являлась частью предыдущей.

2.1. Звонок, руль, рама, рычаг руля, велосипед, крышка звонка.
2.2. Новгород, Пушкин, Евразия, Россия, Земля, Солнечная система, Кремль, памятник тысячелетию России.
2.3. Рукав, пальто, шкаф с одеждой, нитки, пуговица, мебель, квартира, дом.
2.4. Цифронабиратель, телефон, корпус, диск с дырочками, цифра.
2.5. Крыло, фюзеляж, самолет, элерон.
2.6. Стеньга, мачта, парусник, рея, шкаторина, полотнище, парус.
2.7. Карандаш, пенал, портфель, грифель.

Упражнение 3. "Что здесь простое, а что составное?"

Стакан пустой и стакан с водой. Лист чистый, лист с текстом, книга. "Сдутый" шарик и надутый шарик. Вода "Ключевая" и лимонад. Грифель и карандаш. Катушка и катушка с нитками. Вода и суп. Вода и лед. Вода и пар. Вода и туман. (Туман - это мельчайшие водяные капельки в воздухе, а водяной пар - это молекулы воды в воздухе, он бесцветен, а туман как белое облако.) Спросите детей, чем отличаются названные пары предметов.

Упражнение 4. "Найди целое по ее части, или Метод Шерлока Холмса"
(Дана одна ПС. Найдите Систему.)

Зададим ПС, попробуем найти побольше систем, для которых она - часть.

Яблоко - Яблоня. Пчела - Рой. Стул - Мебель. Лист - Книга.

Пусть ПС - лапа. Она может быть частью собаки, белки, лисицы…

Пусть ПС - крыло, системой может быть птица, самолет, ветряная мельница, насекомые, ангел, влюбленный, планер, корабль на подводных крыльях...

Упражнение 5. "Назови Целое по его Частям".
(Другими словами: даны несколько ПС. Найдите одну или несколько С.)
Называют несколько подсистем, просят догадаться, каким системам они могут принадлежать все одновременно.

Например: обложка, корешок, страницы. Это книга или фотоальбом.
5.1. ПС: деревья, кусты, трава, ягоды, грибы.
5.2. ПС: вода, рыбы, водоросли.
5.3. ПС: залив, море, пролив.
5.4. ПС: подошва, шнурки, каблук.

Вариант упражнения 5.

Так же как и в предыдущем варианте, называют несколько ПС, а дети называют системы, к которым принадлежат все эти ПС, но число ПС сокращают. Что будет с числом систем?
5.5. ПС: голова, рога, руки, глаза, туловище, хвост.
5.6. ПС: голова, руки, глаза, туловище, хвост.
5.7. ПС: голова, руки, глаза, туловище.
5.8. ПС: голова, глаза, туловище.
5.9. ПС: голова, туловище.
5.10. ПС: ствол, лист, корень, ветки.
5.11. ПС: ствол.

Вариант по нарастанию числа ПС:
5.12. У каких систем есть труба?
5.13. У каких систем есть и труба, и колеса?
5.14. У каких систем есть труба, колеса и якорь?

Обратите внимание детей на тот факт, что чем больше называется ПС, тем труднее назвать систему.
5.15. У кого есть иголки?
5.16. А у кого есть иголки и жабры?
5.17. Подошва.
5.18. Подошва и снег.
5.19. К каким системам принадлежат и слон, и носорог?

С маленькими можно провести беседу на тему: частью чего это является?
Начните с какого-нибудь предмета. Например, со стула.
- Частью чего является стул?
- частью мебели.
- Частью чего является мебель?
- частью квартиры.
- Частью чего является квартира?
- частью дома.

Дальше продолжите самостоятельно.
Теперь начните с другого предмета, например с горошины.
Чем вы кончите?

Упражнение 6. "Продолжи уменьшение и увеличение размеров до предела"
(То есть дана С. Найти ПС, ППС, ПППС, ППППС… и найти НС, ННС, НННС, ННННС…)

Называют систему, например дерево, и просят составить два ряда: в сторону уменьшения размеров ПС этой С до предела и в сторону увеличения размеров НС, тоже до предела.
Например, в сторону уменьшения размера: дерево - ветка - лист. Теперь в сторону увеличения размера: дерево - лес - ландшафт - материк - Земля - Солнечная система - созвездия - Галактика - Метагалактика - Вселенная.

Такую операцию называют "системным лифтом". "Покатайте" детей на таком лифте, покажите, что подобное рассмотрение (увеличение и уменьшение размеров) можно начинать с любой системы, а конечный результат (Вселенная и кварки (элементарные частицы, т.е. частицы, которые не имеют своей внутренней структуры)) будет тот же. Так можно "погулять" по всем частям Вселенной. Ребенок должен понять, что Мир бесконечен и в сторону увеличения, и в сторону уменьшения, и "вверх и вниз".

Эта игра - удобный случай рассказать детям о безграничности Вселенной. О том, что только в доступной современным астрономическим методам исследования Вселенной несколько миллиардов галактик, что в каждой галактике не менее 100 000 000 000 звезд (сто миллиардов, это 11 нулей!), что Солнце - не очень крупная звезда на краю нашей Галактики, Земля меньше Солнца в 100 раз, а человек меньше Земли в три миллиона раз.

6.1. Составьте "лифт", взяв за исходную систему, например комнату.

Упражнение 7. "Что посередине?"

(Дана ПС и НС. Найти С.)

Например: Колесо - ? - Транспорт. Ответ: Колесо - Автомобиль - Транспорт.
Правильными ответами будут также: трамвай, велосипед, тепловоз, телега, мотоцикл…

7.1. Крыльцо - ? - Деревня. Яблоко - ? - Сад. Шнурок - ? - Обувь. Лист - ? - Дерево. Страница - ? - Библиотека. Скорлупа - ? - Курица. Столешница - ? - Мебель. Парус - ? - Корабль.

Упражнение 8. Что справа и слева?

Называются несколько систем. Надо найти общие для них ПС и НС.
Например, такие системы: площадь, улица, проспект. Общими для них ПС будут: асфальт, шум. А общими НС будут: район, город.
Предложите детям самим придумать подобные упражнения. Составление задач - очень полезное интеллектуальное занятие.

Упражнение 9. Вопросы на понимание состава систем.

9.1. Смех - это система? Карандаш - это система? Восторг - это система? Капля - это система?
9.2. Продолжи ряд: ноготь, палец, ладонь…
9.3. Продолжи ряд: спица, колесо…
9.4. Назови самую большую систему, которая тебе известна.
9.5. Назови части защитного вооружения рыцаря (ПС системы).
9.6. Найди лишние подсистемы:
- сазан, щука, лещ, камбала, карась, сом;
- акула, треска, кит, камбала, минтай, салака;
- рожь, овес, пшеница, ячмень, кукуруза, сорго, тимофеевка, клевер.

Придумайте сами несколько рядов с одним-двумя лишними объектами.

Надо определить, где подсистемы одного уровня, а где иерархия подсистем.

Системный эффект.

Рассмотрим еще одно очень важное положение системного подхода - системный эффект: свойства организованной системы не есть сумма свойств ее частей, а есть нечто большее. Это нечто большее называют системным эффектом. Например, объединили много прутьев или веток и получили метлу, с помощью которой можно подметать. Объединили два ствола, получили двустволку и возможность стрелять мелкой дробью, когда дичь близко, и крупной - "в угон", когда дичь далеко. Кроме того, вместо двух оказалось возможным иметь только один приклад, один прицел, один ремень, один чехол, один шомпол… Эти выигрыши от объединения и называют системным эффектом. Как правило, системный эффект бывает и целью, и результатом объединения частей в систему.

Можно записать такую условную формулу:
ПС1 + ПС2 + ПС3 + ПС4 + … =
= СИСТЕМА + СИСТЕМНЫЙ ЭФФЕКТ + СВЕРХЭФФЕКТ.

Рассмотрим систему - автомобиль. Подсистемы - колеса, кузов, двери, двигатель… системный эффект - возможность возить людей и грузы. Это положительный системный эффект, то, ради чего была сделана система. Но всегда есть и отрицательный системный эффект: выхлопные газы, возможность наезда, затраты на бензин…

Сверхэффект - непредусмотренный, неожиданный эффект, он может быть и положительным (например, можно вечером осветить фарами автомобиля поляну для пикника), и отрицательным (например, непредвиденное увеличение налога за техосмотр автомобиля).

Выходит, что положительный системный эффект - это цель создания системы, а сама система "железки" - это расплата за положительный системный эффект.

А отрицательный системный эффект и отрицательный сверхэффект - это расплата за наши ошибки при конструировании системы и при использовании. Отсюда, кстати, следует, что объединять надо не все что попало.

Известно, что гепарды, самые быстрые млекопитающие (до 120 км/ч), успешно охотятся на антилоп и ланей в одиночку. Шакалы собираются стаями и отнимают добычу у гепардов. В чем дело? Гепарды не догадываются объединиться.

Сборные чаи, многотравные бальзамы действуют на организм сильнее, чем каждая компонента в отдельности.

Приведем две классические сказочные "музыкальные системы": бременские музыканты (осла, собаку, кота, петуха) и крыловский квартет ("…проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка"). Подсистемы первой четверки были хорошо согласованы и им удалось прогнать разбойников и получить дом в лесу, а подсистемы второй четверки были не согласованы, поэтому квартета не получилось.

Притча.

Проповедник рассказал пастве свой сон. Ему приснилось, что он попал в старый замок. Его ввели в комнату, где стоял огромный стол, уставленный прекрасными кушаньями. За столом сидели люди. Но они ничего не ели и ругались. В чем дело? И тут проповедник понял, в чем дело: у людей руки не сгибались в локтях. Дотянуться до своего рта они не могли.

Потом он попал в другую комнату, где был такой же стол, за которым сидели люди, и у них тоже не сгибались в локтях руки, но люди были очень радостными. Почему? Оказалось, они кормили друг друга. Они нашли внутрисистемный ресурс - системный эффект.

Любое объединение дает какой-то эффект. Однако не всякое объединение систем дает положительный эффект, существенно превышающий отрицательный. Вспомните о несовместимой пище, о несовместимых растениях, цветах, металлах…

Усвоение понятия "системный эффект".

Методика. На столе раскладывают несколько предметов (картинок) и ребенку предлагают из них составить полезные системы. Например: книга, карандаш, очки, мыло, бумага, свечка, очечник, мыльница, резинка. Полезные системы: книга + очки + свечка (можно читать в темноте), карандаш + бумага + резинка (удобно рисовать). Очки + очечник. Мыло + мыльница.
Или такие системы: ружье + патрон + чехол + шомпол. Сабля + ножны. Винт + отвертка. Замок + ключ.

Упражнение 10.

10.1. Составь полезные системы из следующих предметов: стол, иголка, вода, книги, соль, стакан, стул, нитка, очки, носки, котел, полка, крупа.

10.2. Зачем птицы, рыбы, насекомые объединяются в стаи? Ради какого системного эффекта?

10.3. Зачем растения "объединяются" в лес?

10.4. Ради какого системного эффекта в кишлаках Памира отары овец пасет "система": осел - собака?

10.5. Какие преимущества дает насекомым общественный образ жизни?

10.6. Аборигены Океании сажают пальмы попарно. Зачем?

10.7. Зачем люди живут деревнями и строят города?

10.8. Зачем детей объединили в класс?

10.9. Почему пингвины в лютые морозы с сильным ветром стоят плотно друг к другу, непрерывно
двигаются и трутся друг о друга?

10.10. Ради какого системного эффекта созданы системы: диван-кровать, кресло-кровать, железобетон?

10.11. Рассмотрите с детьми сказки, где описан системный эффект. Например, сказка о репке. Репку вытащила система: дед, баба, внучка, Жучка, кошка, мышка.

А лягушка, две утки и прутик, разве это не система с новым свойством, которого нет у частей?

Моделирование или умение выделить главное.

Провести эксперимент над большими системами очень сложно и дорого, поэтому изучают и экспериментируют не с реальной системой, а с ее моделью, но для этого надо построить такую модель, что тоже не просто. Поэтому одной из основных процедур системного анализа является построение хорошей модели реальной системы или ситуации для последующего адекватного изучения. Моделирование заключается в том, что создаются упрощенные копии, схемы, образы, заменители или аналоги, которые и называют моделями.

Будем четко отличать моделирование в смысле изготовления моделей - уменьшенных копий снятых с производства самолетов и кораблей в детских кружках, от моделирования в смысле метода исследования, который мы здесь рассматриваем. Слово одно, а смысл разный.

А. Эйнштейн высоко ценил умение моделировать: "Осознание того, что наше сознание оперирует теоретическими моделями реальности, а не самой реальностью, является важнейшей особенностью современного научного подхода".

Моделирование - это, прежде всего, умение выделить главное.

Модели должны быть по возможности простыми, однако они должны включать все самые главные части исследуемой системы (оригинала), самые главные функции и самые главные связи, внутрисистемные и внешние. Но таких элементов, выбранных для последующего детального исследования, должно быть ограниченное количество. Например, не более 4-6 частей, 2-3 функций и 4-6 связей, иначе будет трудно вести немашинный анализ.

Рассмотрим известную задачку о перевозке в маленькой лодочке волка, козла и капусты.

Главные части: охотник, волк, козел, капуста, лодочка.
Главные функции главных частей: охотник - перевозчик, козел - может съесть капусту и может быть съеден волком, волк - может съесть козла и не ест капусту, капуста - может быть съедена козлом и не может быть съедена волком, лодочка - вмещает охотника и только одного из тех, кого надо перевезти.

Главные связи между частями: без присмотра нельзя оставить козла с волком и козла с капустой.
Выходит, что объектом особого внимания охотника должен быть козел. Чтобы беды не произошло, козел должен быть либо один, либо под наблюдением охотника. Козел - главная неприятность.

Решение задачи.

Сначала охотник везет козла на другой берег и оставляет его одного, потом перевозит капусту, потом козла везет обратно и оставляет его одного, потом перевозит волка, потом возвращается за козлом. Таким образом, охотник переплывает реку семь раз вместо трех. И все из-за козла.

Модель всегда описывает моделируемый объект не полностью, но при правильно выбранных частях и связях, для четко ограниченных областей и условий применения, модель описывает объект достаточно полно и правильно. Неточная исходная модель дает неточные результаты анализа, и наоборот.

Модель может быть графической (чертеж, картина, план, схема - удобна для моделирования пространственных, временных, количественных, функциональных отношений), математической (формулы), теоретической (законы, теории), вербальной (словесное описание), вещественной (глобус - модель Земли, игрушки - модель предметов…) или образной.

Один и тот же объект, в зависимости от целей исследования, может иметь разные модели. Например, в игре с куклами моделью человека является кукла, а при испытании парашюта моделью человека является мешок с песком (100 кг), при испытании противоударных средств в автомобиле моделью человека является ватный макет с большим числом датчиков…

Рассмотрим модель какого-нибудь процесса, например покупки: осознание проблемы (что хочу купить?), поиск товара, оценка вариантов товара, окончательный выбор и решение о покупке, покупка, реакция на нее.

Видно, что это словесная последовательность операций - вербальная модель. В разделе "Тренинг решения логических задач" приводятся математические модели задач.

Итак, в основе правильного моделирования лежит умение найти главные части и главные связи между ними. Системы не должны рассматриваться изолированно, это будет ошибочный несистемный подход.

Как найти главные части и связи?

Есть простой способ. Попробуйте все важные части или связи исключить из системы, если система или задача "рассыплется", то это и есть главная часть. И, наоборот, если какую-то часть или связь мы исключили и ничего не изменилось, то это не главная часть.

Если из романа "Евгений Онегин" исключить Татьяну Ларину или ее любовь к Онегину, то роман умрет.

Итак, решение задач следует начинать с моделирования.

Шаги моделирования:

а) Понять задачу (оригинал).
б) Найти главные части и связи и построить модель задачи.
в) Провести исследование модели.
г) Перенести результаты исследования модели на оригинал.

Для примера, составьте модель ситуации - ребенок не хочет идти в детский сад. Рассмотрите много частей и выберите главные, пользуясь приведенным правилом: ребенок, воспитатели, отношения воспитателей к ребенку, дети в группе, бытовые условия в детском саду, сами родители и другие члены семьи, дорога до детского сада, игрушки в детском саду, питание в детском саду, обувь, одежда и т. д. По всей вероятности, главными частями окажутся те, которые оказывают наибольшее отрицательное воздействие на психику ребенка.

Упражнения для развития умения находить главное:

- На Землю прилетел инопланетянин и хочет знать о Земле все. Расскажи ему самое главное десятью фразами.

- Проанализируйте много сказок на предмет возможности исключения из них каких-то персонажей. Кого можно исключить, кого нельзя исключить?

- Из каких главных частей состоят стол, велосипед, чайник, холодильник, лампочка? Как связаны между собой эти части?

- Без каких компонентов можно сварить суп, а без каких - нельзя?

- Какие главные части входят в известные детям задачи?

- Прочитайте детям короткий рассказ, отрывок из повести, короткую сказку и предложите предельно кратко пересказать самую суть 3-5 фразами, потом одной фразой, потом попросите сформулировать главную функцию двумя и одним словом.

Упражнение 11. Какая из приведенных ниже словесных моделей человека вам больше нравится?

Смелый, умный, сильный человек - это хороший человек?
Робкий, нравственный, медлительный.
Быстрый, решительный, знающий.

Ответы:

2.1. Велосипед - рама - руль - рычаг руля - звонок - крышка звонка.
2.2. Планета Земля, Евразия, Россия, Новгород, Кремль, памятник тысячелетию России, Пушкин.
2.3. Шкаф с одеждой, пальто, рукав, пуговица, нитки.
2.4. Телефон, корпус, цифронабиратель, диск с дырочками, цифра.
2.5. Самолет, фюзеляж, крылья, элероны.
2.6. Парусник, мачта, стеньга, рея, парус, полотнище, шкаторина.
2.7. Портфель, пенал, карандаш, грифель.
5.1. С: лес, парк, роща, тайга, бор.
5.2. С: река, озеро, море, океан, лиман, пруд.
5.3. С: океан.
5.4. С: сапог, ботинок, туфли.
5.5. С: Фавн, черт.
5.6. С: Фавн, черт, обезьяна.
5.7. С: Фавн, черт, обезьяна, человек, кукла, робот, скульптура…
5.8. С: все млекопитающие, рыбы, птицы, насекомые, фавн, черт.
5.9. С: все гигантское царство позвоночных животных. Произведения искусства…
5.10. С: деревья, кустарники.
5.11. С: деревья, кустарники, огнестрельное оружие, шахта, брандспойт, нерв, волос.
5.12. Дом, корабль, паровоз, кочегарка, трубач, автомобиль…
5.13. Автомобиль, паровоз, колесный пароход.
5.14. Остался колесный пароход.
5.15. Ель, сосна, кедр, роза, акация, еж, дикобраз, кактус, ерш…
5.16. Ерш, рыба-шар…
5.17 . Сапоги, ботинки, туфли, галоши, гора, оползень…
5.18 . Высокая гора со снежной шапкой, снежная баба…
5.19. Тропические животные, семейство млекопитающих, система теплокровных, толстокожие, крупные наземные животные, в Красной книге, живут в Азии и Африке.
6.1. Комната - квартира - дом - город - район - область - страна - материк - Земля - Солнечная система - созвездия - Галактика - Метагалактика - Вселенная.
Комната - стол - столешница - клетка дерева - ядро клетки-хромосомы - ДНК - гены - молекулы - атомы - ядра атомов - элементарные частицы - кварки.
7.1. Дом. Яблоня. Ботинок, кеды, туфли, кроссовки. Ветки. Книга. Яйцо. Стол. Мачта.
9.1. Смех, восторг - не системы.
9.2. Рука, туловище, человек.
9.3. Велосипед, телега, колесный транспорт.
9.4. Вселенная.
9.5. Нагрудник, щит, шлем, латы, кольчуга.
9.6. Камбала - не речная рыба. Кит - не рыба. Клевер, хотя и кормовая трава, но принадлежит не к семейству злаков, а к семейству бобовых.
10.1. Стол - стул - очки - иголка - нитки - носки. Полка - книги. Вода - котел - крупа - соль.
10.2. Разделение функций: одни охраняют, когда другие питаются или ухаживают за молодняком, легче отбиваться от врагов, легче решать проблемы размножения…
10.3. Защита от ветров, воспроизведение субстрата, опыление…
10.4. Осел вместе с овцами ест траву и не дает убежать собаке, которая охраняет стадо и не дает разбежаться овцам.
10.5. Например, для муравьев муравьиная куча - это защита потомства, хранение пищи, сохранение нужного микроклимата зимой, защита матки и повышение ее плодовитости.
10.6. По двум рядом стоящим пальмам очень удобно забираться на пальмы.
11. Смелым, умным, сильным, быстрым, решительным, знающим может быть вор, бандит, мафиози, взяточник… - это не главные качества, хотя и очень важные, а вот нравственный, честный, сильный духом человек, пусть и необразованный и медлительный - отрицательным не будет. Нравственность - главное качество любого человека! В любом наборе качеств хорошего человека должна присутствовать нравственность!

Литература.

1. Морозов В. П., Дымарский Я. С. Элементы теории управления ГАП: матобеспечение. Л.: Машиностроение, 1984.
2. Никашин А. М., Страунинг А. М. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии. Ростов-на-Д. Аспект. 1990


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология