психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 11
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Невротическое формирование характера у пациентов с системными психоневрологическими нарушениями. Михаил Буянов.
Патохарактерологическое формирование личности тормозимого типа у детей и подростков с системными психоневрологическими нарушениями. Михаил Буянов.
Патологическое формирование характера дефицитарного типа у детей и подростков с системными психоневрологическими нарушениями . Михаил Буянов.
Психотерапия
Клинический опыт применения интегративной трансовой психотерапии при лечении больных с политравмой в остром периоде.
Детская и педагогическая психология
Психологические занятия с дошкольниками "цветик-семицветик" Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.
Понимание как дидактическая проблема. Евгений Коробов.
Развитие творческого мышления ребенка. Ю.Г.Тамберг
Психология здоровья
Батюшка, я - наркоман!. Игумен Евмений
Психология взаимоотношений полов
Недоброкачественные влюбленности: людус и эрос. Евгений Пушкарев.
Общая психология
Шопинг-зависимость. Анна Пономаренко.
Соционика. Кто есть кто?. Ирина Фоменко.
Социальная психология
Социология и Психология на пороге интеграции. Таль Ашер.
PR в деталях. Ирина Фоменко.




Московский психологический журнал. №11
Клинический опыт применения интегративной трансовой психотерапии при лечении больных с политравмой в остром периоде.

Авторы:

1. Краля Олег Викторович, клинический ординатор кафедры психиатрии Омской Государственной Медицинской Академии, член ОППЛ.
e-mail: okralya@mail.ru

2. Краля Игорь Викторович, ассистент кафедры общей хирургии Омской Государственной Медицинской Академии.

3. Лисняк Марина Викторовна, клинический ординатор кафедры семейной медицины ПДО Омской Государственной Медицинской Академии, студентка 1-го курса психологического факультета ОмГУ.

4. Карелова Анастасия Анатольевна, студентка 4-го курса лечебно-профилактического факультета Омской Государственной Медицинской Академии.

В настоящее время всё чаще и чаще отмечается внедрение психологической и психотерапевтической помощи в медицинскую практику, и не только ограниченную стенами психиатрической лечебницы, но и в условиях общесоматических и хирургических отделений.

Практически в каждой крупной больнице имеется кабинет медицинского психолога или психотерапевта, всё больше профессионалов в области душевного благополучия готовы оказать помощь пациентам больницы. Время от времени в литературе можно встретить информацию, касающуюся психосоматической медицины либо психологической помощи в лечении и реабилитации людей с той или иной патологией.

Но пока что, к сожалению, довольно редко можно встретить в печати материалы, касающиеся научных исследований, посвящённых применению различных психотерапевтических методик при конкретных соматических заболеваниях. Авторы статьи, в свою очередь, обратили внимание на такую распространённую хирургическую патологию, как сочетанная травма, и решили применить некоторые методики гуманистической и трансперсональной психотерапии для улучшения их состояния и реабилитации.

Работа проводилась совместными силами кафедр психиатрии и общей хирургии Омской Государственной Медицинской Академии на базе травматологического отделения Городской Клинической Больницы №1 г.Омска.

Известно, что в нашей стране профессиональная подготовка психотерапевтов и психологов становится всё более качественной и приближенной к мировым стандартам; а методы, ими используемые, всё более современными и результативными.

В связи с тем, что многие современные методики психотерапии рекомендованы к практическому применению в здравоохранении, а также тем, что в России развивается такое перспективное направление, как мультимодальная психотерапия, мы решили рассмотреть вопрос о возможности применения в комплексе терапии и реабилитации больных с политравмой интегративной технологии, разработанной авторами на основе творческой визуализации по К.Саймонтону, недирективного гипноза, трансперсональной психологии (принципы экологичности и доверия к пациенту, в стадии выздоровления ребёфинг), а ткже гештальт-терапии.

Поводом для этого послужило упоминание К.Саймонтона в его трудах о возможности применения творческой визуализации не только в онкологи. Но и в других областях медицины, а также частые высказывания как зарубежных, так и отечественных мастеров психологии и психотерапии о целительных свойствах той или иной психотехнологии и воздействии на тело.

Таким образом мы эмпирическим путём разработали собственную технику терапии и реабилитации хирургических больных, эффективность которой была проверена и доказана клиническими исследованиями.

Суть нашей методики и её структура состоит в том, что после обыкновенного знакомства с пациентом проводится обзор и оговаривание проблемы пациента- в данном случае это травма- с применением гештальт-психологии, способствующей наиболее полному осознанию произошедшего, и принятию ответственности за свою травму на себя, осознания своего временного единства с травмой.

При этом очень важно не вызвать чувство вины у человека, если он не склонен к такому реагированию на события - или его усугублению, если в речи пациента присутствуют идеи самообвинения и вины. Это способствует, при постоянном напоминании психотерапевта о чувстве вины "за всё на свете", переживанию этого чувства, повышению самооценки и формированию доверительного и позитивного отношения к миру.

При противоположных посылках пациента- обвинении всего мира и жалости к себе, следует работать с этими переживаниями абсолютно аналогично предыдущим - с той лишь оговоркой, что доводить до абсурдности следует лишь обвинения "других", а не самого себя пациентом.

Учитывая то, что во время выздоровления пациент переживает интенсивную боль, мы использовали также психотерапию и для работы с болью - в данном случае результативным оказался недирективный эриксонианский гипноз. Он же оказался очень эффективным для реабилитации пациентов. Его преимуществом по сравнению с классической гипнотерапией стала возможность применения практичекси в любых условиях, отсутствие требуемых особых условий дл работы, так как возможно любое постороннее воздействие - шум, свет и так далее- использовать для более глубокого вхождения в трансовое состояние.

Частота встреч с пациентом составляла 3 раза в первую неделю и 2 раза во вторую и последующие недели терапии, в среднем по 45-60 минут каждая. Всего продолжительность психотерапии составила в среднем 4,5-5 недель, что соответствовало времени пребывания пациента в отделении. Количество пациентов, принимавших участие в работе, составило 29 человек.

Процесс терапии проходил в состоянии транса, обычно не очень глубоком, при котором пациент использовал визуализацию болезни как материального объекта, каким-либо образом располагающимся в его теле; определял для себя и психотерапевта ощущения в данном участке тела и отношение как себя с этой болезни, так и травмы к себе, как её хозяину.

В дальнейшем пациент, находящийся по-прежнему в состоянии неглубокого транса, создаёт свой символический образ травмы и образ выхода из проблемы. Затем пациент выбирает наиболее приятный и приемлимый для себя символ восстановления тканей. Интересно, что большинство пациентов использовали образ "каменщиков, восстанавливающих разрушенную стену".

В течение дальнейших встреч с пациентами было рекомендована визуализация того, как процесс выздоровления, определённым образом выраженная, происходит "всё быстрее и качественнее". В результате повышается мотивация пациента в выздоровлении, так как он "видит, как идёт процесс", а также появляется позитивный настрой на выздоровление; сроки выздоровления укорачиваются за счёт мобилизации внутренних ресурсов организма.

Либо, как вариант, при обычных сроках выздоровления, отмечается более низкий процент осложнений и качественный исход болезни.

В нашем случае отмечалось повышение настроения у больных, они стали более общительными, меньше переживали по поводу случившегося. По сравнению с контрольной группой пациентов, не получавших психологической поддержки, у пролеченных по нашей методике пациентов отмечался более позитивный настрой, они субъективно лучше себя чувствовали.

Количество осложнений (как психологических, так и соматических) у контрольной группы составило 64,3%. У пациентов, получавших психотерапевтическое лечение, на момент нахождения в стационаре процент осложнений составил 48%, в основном из-за наличия болевого синдрома и смещений костных отломков.

В течение процесса психотерапии процент осложнений, характеризовавшихся наличием жалоб на боль, составил 29%, остальные пациенты чувствовали себя удовлетворительно, и не считали боль существенной жалобой.

В среднем формирование костной мозоли было короче, чем в контрольной группе, на 3-4 дня; а пребывание больных в стационаре - на 4-6 дней.

Также мы разработали опросник для контроля отдалённых результатов и таблица оценки состояния пациентов, где мы постарались отразить и соматический, и психологический статус больных.

В дальнейшем, в течение 8 месяцев авторы регулярно связывались с пациентами, интересовались их состоянием, по истечении полугода после выписки были проведены сессии ребёфинга в рамках психологической реабилитации.

Его применение было направлено на разрешение актуальных проблем пациента, а также для полного переживания ситуации травмы. Результатом терапии стало выздоровление с восстановлением функций травмированных органов и возвращение к работе и семье подавляющего большинства участников исследования (93%). Также сами пациенты отмечали повысившуюся работоспособность, принятие ответственности за себя, улучшение отношений дома и на работе.

Таким образом, психотерапия пациентов с сочетанной травмой является желательной и рекомендуемой в повседневной работе хирургических отделений больниц.

Авторы надеются, что их пока ещё небольшие исследования помогут как психотерапевтам и психологам в их повседневной работе, так и хирургам - изменить своё отношение к психотерапии и включить её в схемы лечения больных с политравмой. Следует также отметить, что наша методика универсальна и может использоваться не только в хирургии, но и в других отраслях соматической медицины.

Также авторы считают важным отметить то, что весьма желательным дополнениям к их методике интергативной трансовой психотерапии является музыкальное сопровождение, которое помимо фонового фактора при трансовой работе с пациентом само может служить дополнительным терапевтическим средством, так как способно существенно повысить психологический настрой пациента на выздоровление и возвращение его активной жизни.

Авторы выражают надежду, что воспользовавшись нашими разработками и пройдя, естественно, соответствующую подготовку по работе с соматическими больными, а также имея практику работы с трансовыми состояниями, психотерапевты и психологи смогут качественно улучшить и облегчить состояние хирургических больных, и ускорить их выздоровление.



Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология