психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 11
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Невротическое формирование характера у пациентов с системными психоневрологическими нарушениями. Михаил Буянов.
Патохарактерологическое формирование личности тормозимого типа у детей и подростков с системными психоневрологическими нарушениями. Михаил Буянов.
Патологическое формирование характера дефицитарного типа у детей и подростков с системными психоневрологическими нарушениями . Михаил Буянов.
Психотерапия
Клинический опыт применения интегративной трансовой психотерапии при лечении больных с политравмой в остром периоде.
Детская и педагогическая психология
Психологические занятия с дошкольниками "цветик-семицветик" Куражева Н.Ю., Вараева Н.В.
Понимание как дидактическая проблема. Евгений Коробов.
Развитие творческого мышления ребенка. Ю.Г.Тамберг
Психология здоровья
Батюшка, я - наркоман!. Игумен Евмений
Психология взаимоотношений полов
Недоброкачественные влюбленности: людус и эрос. Евгений Пушкарев.
Общая психология
Шопинг-зависимость. Анна Пономаренко.
Соционика. Кто есть кто?. Ирина Фоменко.
Социальная психология
Социология и Психология на пороге интеграции. Таль Ашер.
PR в деталях. Ирина Фоменко.




Московский психологический журнал. №11
Соционика. Кто есть кто? Ирина Фоменко.

Ирина Фоменко - 25 лет, психолог, журналист. Живет в Киеве. Занимается вопросами межличностного общения и проблемами социальной адаптации людей с ограниченными возможностями. Главный редактор проекта Psyterra - психология влияния для каждого! (http://www.i.com.ua/~irenna), который рассказывает о влиянии на людей. О том, как понять, что они действительно думают, и почему они делают так, а не иначе. Как убедить человека, чтобы он поступил так, как нужно вам. Как не попасть под чужое влияние.

Для того чтобы лучше понять себя и других, на протяжении веков, человеком было создано немало наук и теорий. Некоторые теории не оправдали себя, и ушли в небытие, другие живут и здравствуют.

Одна из наиболее успешных теорий была высказана в работе К.Г.Юнга "Психологические типы", которая была опубликована в 1922г. В ней говорилось о шестнадцати психологических типах человека, об их различиях и о том, чем эти различия вызваны. Но, к сожалению, тогда этот труд не был оценён по достоинству.

В 70-е годы литовская исследовательница А.Аугустинавичуте упорядочила и дополнила теорию Юнга многими положеньями. Так появилась наука о взаимодействии
людей - соционика.

Согласно соционике, люди разделяются по манере взаимоотношений с окружающим миром, на Иррационалов и Рационалов, по способу сосредоточения внимания, на Интровертов и Экстравертов, по методу получения информации на Сенсориков и Интуитов, и по способу принятия решений на Этиков и Логиков.

Разделение в этих группах довольно жёсткое, человек не может быть одновременно, к примеру, Сенсориком и Интуитом или Иррационалом и Рационалом, зато он может быть Интуитом и Иррационалом, в одно и то же время, поскольку Интуит и Иррационал входят в разные
категории.

А шестнадцать психологических типов, это ничто иное, как шестнадцать комбинаций между представителями вышеназванных групп.

Для того чтобы определить психологический тип, к которому относитесь вы, достаточно лишь немного проанализировать ваше поведение.

Как было сказано выше, по тактике взаимодействия с окружающим миром, люди делятся на две большие группы, это иррационалы, (Ир) и рационалы (Р).

Между иррационалами и рационалами разница огромна, это два разных мира, представителям, которых найти общий язык почти невозможно. Рационалы стараются строить свои отношения с окружающими, тщательно продумывая их последствия. Они всегда могут чётко объяснить свои действия, убедительно рассказать, почему в данной ситуации следует поступать так, а не иначе.
Рационалы часто заранее планируют свои действия на несколько недель вперёд, и, что интересно, почти всегда выполняют запланированное в срок, а необязательность со стороны окружающих они воспринимают как оскорбление.

Новшества, которые каким-то образом изменяют их жизнь, рационалы принимают довольно медленно, новые обстоятельства они должны оценить и всё хорошенько взвесить. Рационалы, с их привычкой всё доводить до конца, просто незаменимы для мирового прогресса. Если в прочитаном выше тексте вы нашли описание знакомых черт, значит вы - рационал.

Полная противоположность рационалам - иррационалы. Иррационалами, в первую очередь, движут чувства; если, допустим, порученное дело не вызывает ни каких эмоций, его выполнение для иррационала будет пыткой. Творчество и импровизация - вот жизненный девиз иррационалов, часто эти черты проявляются при малейшей возможности. Контакты с людьми иррационалы завязывают с лёгкостью, но, как правило, эти контакты поверхностны и недолговечны, иррационалы редко привязывается к людям.

Иррационалы легко приобретают новые знания и профессии, но их импульсивность не всегда позволяет им добиться больших высот. Но всё же, согласитесь, как скучен был бы мир не будь в нём иррационалов с их тягой к новому, неизведанному, к творчеству и импровизации. Близок ли вам этот образ? Если да, то вы - иррационал.

По способу пополнения энергии и сосредоточения внимания, люди разделяются на интровертов(И) и экстравертов (Э), разница между которыми не столь заметна как между иррационалами и рационалами. Даже более того, интроверт и экстраверт могут мирно уживаться в одном человеке. Сегодня, допустим, вы - интроверт, завтра - экстраверт, а послезавтра на три четверти экстраверт
и только на четверть интроверт.

Различие между интровертом и экстравертом в том, что интроверт видит причины всех своих бед, как впрочем, и удач, исключительно в себе, для интроверта центр мира - он сам, и никто, кроме
него, разуметься, не смеет претендовать на это звание.

У экстравертов всё наоборот: во всём, чтобы ни случилось, виноваты, прежде всего, внешние
обстоятельства. Экстраверт с поразительной легкостью заводит знакомства. Он всегда открыт для новых идей, не боится ответственности, но терпеть не может каких-либо обязанностей, слова "ты должен, ты обязан" действуют на экстраверта раздражающе.

А вот интроверт старается избежать ответственности любым способом, зато он с радостью взвалит на себя какую-нибудь обязанность.

Для того чтобы вам было легче определить, к какой категории вы принадлежите, приведу небольшой пример: если вы полагаете, что в том, что вы вылили чашку кофе себе на новый костюм, виновна ворона, сидящая на дереве за окном, то, конечно же, сегодня вы - экстраверт. А если, попав в ту же ситуацию, вы считаете что, надо было крепче держать чашку, то на сегодняшний день вы - интроверт.

Абсолютно разные пути получения информации у сенсориков (С) и интуитов(Ин). Сенсорики воспринимают мир только через собственные ощущения и в этом им отлично помогают их пять чувств. Созерцание картин, вкушение изысканных блюд, вдыхание тончайших ароматов доставляет сенсорикам истинное наслаждение. Он сразу может определить чего именно и в каком
количестве не хватает в блюде, которое он только что попробовал. Сенсорик не сомневается, подобно интуиту, "быть или не быть", он конкретен: или "быть" или "не быть". Человек этой категории поддерживает идеальный порядок во всём от своего рабочего места, не допуская туда ничего, что могло бы помешать его работе, до своих мыслей, сенсорик вообще крайне редко предаётся бесплодным мечтаниям.

А вот для интуита хаос - родная стихия, их рабочий стол обычно завален вещами, не имеющими, с точки зрения сенсорика, никакого отношения к делу; мало того, в их умах часто царит всё тот же хаос: много фантазий, не реализованных идей, обрывки недодуманных мыслей блуждают в путаных лабиринтах их мозга. Их мечты, зачастую, очень слабо связаны с реальностью; порой создаётся впечатление, что интуиты это - пришельцы из других миров. Но однажды, ни с того ни с сего, интуит может встать с дивана, пойти в казино, сорвать там джек-пот, а затем, вернувшись
домой, на все вопросы о том, как же это случилось, отвечать, недоуменно хлопая ресницами: "Не знаю, нашло что-то".

Сенсорики и интуиты настолько разные, что определится со своим типом не составит вам особого труда.

По методу принятия решений, люди делятся ещё на две категории - этиков(Эт) и логиков (Л). Логик никогда, ничего не сделает, пока не обдумает всё в деталях. Он отлично разбирается в объективных закономерностях окружающего мира, и сразу может выделить в любом деле главное и второстепенное. Для него верно лишь то, что можно объяснить с позиции логики, а его собственные объяснения отличаются логической стройностью.

Но всё, что касается человеческих эмоций, чувств, переживаний логик понять не может, хотя, справедливости ради, нужно отметить, что его очень интересует внутренний мир человека. Изучая его, некоторые логики так преуспели, что вполне могут сойти за этиков, для которых человеческая душа, в большинстве случаев, ясна как день. Логики часто стараются, предварительно детально изучив и проанализировав, разложить по полочкам человеческие эмоции, чувства, переживания, дать объяснение всем нюансам поведения человека. И всё-таки их нередко смущает то, что поведение людей зачастую крайне не логично.

Этики же прекрасно разбираются в людях, многие из них могут дать довольно точную характеристику человеку, с которым они только что познакомились. Хотя для этиков разум и играет роль советчика, главные партии, в деле принятия решений, чаще всего, отводятся чувствам. Одна из самых больших радостей для этиков - проявлять заботу обо всех, кто его
окружает; дайте ему каплю внимания и в ответ получите целый океан тепла и любви.

Одно из главных отличий логиков и этиков в том, что этики, убеждая кого-либо, апеллируют к его чувствам, логики же - к разуму.

Американские специалисты в области трудоустройства, с помощью начальных букв названий типов, определяют профессиональные способности своих клиентов. Так, считают они, из ЛСИР получаются хорошие дантисты и полицейские.

Из ЭтСИР - санитары и библиотекари.
ЭтИнИР - духовные лица и врачи.
ЛИнИР - адвокаты и учёные.
СЭтИИр - кладовщики и бухгалтеры.
ИнЭтИИр - люди творческих профессий.
ИнЛИИр - художники и конферансье.
СЛЭИр - следователи, продавцы, рэкетиры.
СЭтЭИр - работники детских учреждений.
ИнЭтЭИр - писатели и психологи.
ИнЛЭИр - фотографы и журналисты.
СЛЭР - управляющие на стройках и фабриках.
СЭтЭР - парикмахеры и косметологи.
ИнЭтЭР - духовенство и артисты.
ИнЛЭР - менеджеры и брокеры.

Ну, с американцами всё понятно, для них самое главное - работа, бизнес, деньги… А для нас главное - это любовь, общение, дружба; может ли соционика помочь найти идеального партнёра.

Идеального, скорее всего, нет, а вот человека, который будет дополнять вас, который будет иметь недостающие вам качества и при этом будет в чём-то похожим на вас, поможет, безусловно.

Для того чтобы определить, кто же ваша потенциальная вторая половина, достаточно учесть два правила.

Первое, идеальный партнёр должен совпадать с вами по шкале рациональность/иррациональность, рационал и иррационал вместе не уживутся, как бы они не старались.

Второе, по всем остальным качествам он должен быть полной противоположностью по отношению к вам, то есть если вы - Интуит, то он - Сенсорик, если он - Логик, то вы - Этик, и т.д.

Напоследок скажу что соционика, конечно, наука хорошая, но не надо забывать, что жизнь изменчива и очень часто вносит свои коррективы в различные научные теории. Так что доверяйте, но не забывайте проверять.

Удачи!



Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология