психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 9
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. Михаил Буянов.
Психотерапия
Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика. Бондаренко А.Ф.
Социальное развитие аутиста: глазами родителя. К.Парк
Детская и педагогическая психология
Лесная школа. Коррекционные сказки. (завершение публикации) Марина Панфилова
Тренинг самостоятельности у детей. (завершение публикации) Галина Сартан
Медлительные дети. М.М.Кольцова
Развитие творческого мышления ребенка. Ю.Г.Тамберг
Психология здоровья
Батюшка, я - наркоман!. Игумен Евмений
Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. Н.В. Подхватилин
Психология взаимоотношений полов
Типы любви и ее болезненные подобия. Евгений Пушкарев.
Различные чувства - любовь и влюбленность. Евгений Пушкарев.
Колеса любви или куда уходят чувства? Дмитрий Устинов.
Общая психология
Заблуждения человечества, или причины искажения нашего сознания.Ольга Кащеева.
Практика мотивации и управления персоналом
Деятельностный подход к проблеме контекстного управления. Владимир Рогатин.
Публицистика
Сказка о новогоднем подарке. Игумен Евмений.




Московский психологический журнал. №9
Заблуждения человечества, или причины искажения нашего сознания. Ольга Кащеева.

Кащеева Ольга Юрьевна - по образованию педагог, давно и серьезно занимается изучением психологии и философии; представленная работа "Заблуждения человечества, или причины искажения нашего сознания" представляет собой итог многолетних исканий и размышлений автора о природе человека, его месте и предназначении в мире".
kasheeva@mail.ru

Заблуждения человечества, или причины искажения нашего сознания.

сознание, мышление, психологияНесмотря на усилия, предпринимаемые наукой, свойства и возможности человеческого сознания, остаются мало изученными, до сих пор остается открытым вопрос о природе человека. Психологические исследования касающиеся сознания уже давно топчутся на месте.

Мы ничего принципиально нового не узнаем о себе. Эти исследования проводятся в русле определенной концепции, и давно не предпринималось попыток философского обобщения накопленного психологией материала. Наука не может ответить на важнейшие вопросы.

Например, как объяснить, почему разумный человек стал более разрушающим, чем любое животное. Почему он ставит под угрозу собственное существование, как говорится, рубит сук, на котором сидит и, даже находясь на краю гибели, не может изменить своего поведения?

Почему, получив в руки любое открытие, он тут же использует его во вред природе, планете и себе? Т.е., если в процессе эволюции закрепляются полезные качества, почему с человечеством этого не произошло?

Подобными актуальными вопросами задаются и альтернативные учения о мире и человеке, которые говорят о тонкоматериальной основе мира и человека, о возможности достижения человеком Высшего Сознания и о необходимости его обращения к Богу. Эти учения обладают таким количеством убедительных фактов, что их уже невозможно игнорировать. Но и для них остаются непонятными многие причины.

Например, как получилось так, что человек отошел от Бога, почему Высшего Сознания достигают только единицы, что мешает нам подняться на новую ступень развития, выйти за пределы механизма кармы. На эти и подобные вопросы могли бы помочь ответить, накопленные традиционной психологией данные, если бы из этого богатого материала были бы сделаны надлежащие выводы. В этой статье и предпринята попытка обобщить эти данные.

Сразу можно сказать, что рассуждения и выводы, приведенные здесь, способны сократить пропасть непонимания и антагонизм между официальной наукой и религиозными взглядами, хотя такой специальной цели - помирить эти конфессии, изначально не ставилось. Чтобы лучше разобраться в проблеме, касающейся природы человека и ответить на выше поставленные вопросы, начнем с рассмотрения известных нам из психологии данных о том, что такое вообще человеческое сознание, каковы его специфика и особенности, по сравнению с другими, известными нам, существами (или, проще говоря, чем мы принципиально отличаемся от животных).

Особенности человеческого сознания.

Мышление человека, в отличие от аналогового мышления животных, работает со знаками вещей, а не с вещами. Человек, благодаря некоторому изменению механизма интеллекта, через обретение способности к абстрактному мышлению, получил возможность пользоваться понятиями для восприятия и осмысления мира; животные же и маленькие дети пользуются представлениями.

Именно это небольшое, но революционное изменение с одной стороны дало человеку огромные возможности, с другой, как будет видно из дальнейшего изложения, создало условия для искажения его сознания.

В чем суть этого изменения?

Обратимся к элементарной психологии. Единицей восприятия считается ощущение. Сумма ощущений складывается в представление. Например, ощущение зеленого цвета, характерного шума листвы и свежего запаха складываются в представление о дереве (о конкретном дереве).

Сумма же сходных представлений, подвергаясь обработке механизмом интеллекта - обобщению и абстракции, дает понятие. Напр. под понятием "стол" мы имеем в виду любой стол, из любого материала, на одной ножке или на трех и т. д. Т.е., понятие - это абстрактный символ, или знак, представляющий группу однородных объектов (если проводить аналогию с математикой, это как бы алгебраический знак вещи). Выражением понятия на внешнем уровне является слово.

Человеческая речь возникла как следствие овладения понятиями. У нас появилась способность все обозначать и далее человеческое сознание уже проводит операции со знаками вещей, строит схемы, создает все более обширные системы, чему соответствует развитие речи.

Эти абстрактные символы едины для всех людей, а, связанные с ними представления и эмоциональные отношения - индивидуальны, хотя существуют и совпадения - стереотипы. (Поэтому на интеллектуальном уровне мы понимаем друг друга, а на эмоциональном - нет).

Совокупность этих символических понятий образует особую реальность, которую можно назвать интеллектуальной реальностью и которая является виртуальной, условной, т.е. созданной в нашем воображении механизмом нашего ума. Сквозь нее человек смотрит на мир и воспринимает его, что определяет характерные черты человеческой психологии.

Интеллектуальная реальность - это не просто сумма знаков (или понятий) - это система. А в системе особое значение приобретают взаимосвязи, взаимозависимое положение элементов системы, поэтому каждое понятие обретает свою определенную функцию. Т.е., как всякая система, интеллектуальная реальность имеет свои закономерности, смысловые и оценочные характеристики, которые, неизбежно накладываясь на наше восприятие, фактически определяют наше отношения к миру. Почему понятия неизбежно образуют систему? Да потому, что одной из характеристик понятия, причем важнейшей, является его место (или функция) в системе других понятий. Например, понятие "город" в системе человека это одно понятие, а в системе континента - совсем другое.

Благодаря большой информационной емкости при малой энергоемкости символа, способности человеческого сознания многократно возросли. Т.е., человек перешел на более экономичную систему восприятия и мышления, аналогично тому, как если от арифметики перейти к алгебре. (Обо всем этом подробно пишет П.Успенский в книге "Тertium organum. Ключ к загадкам мира") [1]. Многократно говорилось о преимуществах такой системы мышления. Они очевидны.

Но условности этой системы создали также и существенные ограничения, роль которых обычно упускаются из виду, но именно из-за них человек многое потерял, и чтобы развиваться дальше, ему необходимо понять важность своих потерь и связанных с ними изменений. Именно здесь лежат причины того, почему он "забыл" Бога и почему стал разрушителем. Необходимо также хорошо себе представлять, как именно эти изменения в сознании определили характерные черты, а с ними и разрушительные тенденции нашей психологии, что до сих пор с надлежащим вниманием также не рассматривалось, хотя сами по себе эти черты хорошо известны.

Так как же данная система мышления сказывается на нашей психологии?

1. Во-первых, для ориентации в практической жизни человеку стало вполне хватать абстрактных понятий с относительно небольшим набором конкретных представлений. Установлено, что индивид с развитым сознанием, т.е., взрослый человек сначала воспринимает и усваивает абстрактные понятия и лишь затем заполняет их по мере надобности и опыта конкретными представлениями [2].

Мы перестали настолько нуждаться в своих ощущениях, как при оперировании представлениями. То есть, представления стали играть больше вспомогательную роль, а, следовательно, также и ощущения, из которых они состоят (возможно, именно из-за этого у человека функционирует только несколько процентов мозга). А.Менегетти, основатель онтопсихологии, пишет: "Если мы внимательно понаблюдаем за ребенком, мы убедимся в том, что он познает; еще не умея видеть и слышать, новорожденный познает, потому что живет реальностью всего своего тела… Куда же девалось то знание, которым вы обладали в раннем детстве?… Все вы используете глаза, уши, рот, руки, вы способны создавать образы в уме и сознании, но что же случилось с первичным спонтанным знанием? Скорее всего, это природное знание было замещено чем-то более поверхностным" [3].

Потеряв тонкость и разнообразие ощущений, человек вместе с ними лишился и полноты переживаний, т.е. радости от ощущения наполненности жизнью (как говорится в религии, "божьей благодати"). Э.Фромм называл это явление отчужденностью [4]. Дефицит ощущений вызывает потребность в дополнительных удовольствиях (отсюда культ еды, секса, развлечений). Человек стал чувствовать себя счастливым только при определенных, редко осуществляемых условиях, которые случаются обычно только в короткие моменты его жизни (хотя часто он даже не осознает, что несчастлив).

Поэтому он изобрел различные виды наркомании, в том числе и социально одобряемые, такие, как зависимость от успеха, достижений и повышений самооценки.

2. Очень многое объясняется в нашей психологии и нашем поведении тем, что абстрактные понятия и интеллектуальная реальность не имеют прямой связи с непосредственными ощущениями. Именно поэтому человек способен, ничего не испытав, например, сбросить бомбу на чужой, незнакомый ему город, или спокойно убить другого человека (это относится, например, к солдату на войне или к киллеру), воспринимая его как интеллектуальную единицу, интеллектуальный символ. Хотя тот же человек не смог бы причинить боль даже, например, своей собаке, с которой у него связь на чувственном уровне, на уровне ощущений.

3. Воспринимая конкретные объекты через абстрактные понятия, мы переносим свои, полученные ранее, отношения и оценки, связанные с этими виртуальными понятиями на непосредственный реальный объект.

Почему, например, женщина, однажды подвергшаяся физическому насилию, будет бояться всех мужчин, а не только конкретного виновника - она воспринимает их через символ "мужчина", который у нее связан с негативом. Или почему мужчина всегда интересуется женщинами, даже если он любит жену? Потому, что женщины для него, прежде всего, представители его виртуального символа, к которому у него сложилось определенное отношение и которое не может быть исчерпано отношением с конкретной женщиной.

4. Непосредственное чувство к реальному объекту в большой степени становится сентиментальностью - то есть, чувством к символу, которое затем проецируется на конкретные ситуации и на реальных людей. Почему, например, человек испытывает вполне реальные эмоции при просмотре художественного фильма, хотя прекрасно знает, что там играют актеры? Выдуманную ситуацию он даже может воспринимать острее, чем реальную.

5. Имея потребность в любви, человек, тем не менее, не удовлетворяется отношениями с конкретными людьми, он ищет признания, славы - любви абстрактных людей.

6. Наличием интеллектуальной реальности объясняется также приверженность человека к разным -измам. Любить свою Страну, свой Народ (т.е., любить абстрактно) ему легче, чем своего ближнего, реального человека. Эта абстрактная любовь легко может обернуться истреблением тысяч людей.

7. Еще в детском возрасте человек составляет себе представление о мире вроде схемы из абстрактных символов, с разной степенью заполненности этих символов представлениями и, связанными с ними эмоциональными отношениями. В таком виде наши эмоциональные отношения фиксируются (т.к. с появлением этих схем принцип распределения энергетических процессов в его сознании меняется).

Из-за этой фиксации детские впечатления остаются с нами на всю жизнь, детский опыт сказывается на всей последующей жизни. В определенном отношении человек всю жизнь остается ребенком (играющим, правда, взрослые роли) и руководствуется, в этом отношении, предвзятыми, еще в детстве полученными представлениями. Дальнейшее накопление опыта происходит в русле изначально структурированных представлений.

8. Еще одно важное свойство нашей психологии - стремление отождествляться и отождествлять объекты с их функциями и переносить значение и оценки функций на вещь, на реальный объект. Это свойство объясняется тем, что наличие системы интеллектуальной реальности заранее определяет нам угол зрения. Мы смотрим на все, прежде всего, как бы извне, снаружи, где объекты мира представляются нам, прежде всего, как функции. Эти значения и оценки отражают неизбежную иерархию, присутствующую в любой системе, в данном случае, в интеллектуальной реальности. С этими оценками, в частности, связано понятие престижности.

Отождествляя себя с функцией, человек невольно становится "винтиком" в системе, исполнителем определенных ролей (и других склонен воспринимать так же). У него возникает потребность вписаться в рамки уже готовых форм этой системы, а все роли и пьесы уже написаны; человек только должен надеть на себя ту или иную "маску", в зависимости от ситуации и выполнять определенные действия в определенной декорации.

Ярким примером жесткости этих условных рамок, могут служить принятые условности в одежде, или регламентированные модели разных видов общения,- малейшее отступление от общепринятого, и человек становится посмешищем. Эти рамки мы очень хорошо ощущаем и невольно соблюдаем эти границы. В противном случае у нас возникает неприятнейшее чувство неловкости или даже стыда. Из-за этой склонности отождествляться с функцией, человек нуждается "в какой-нибудь системе ориентации, независимо от того, истинна она или ложна" (Э.Фромм) [5].

Именно поэтому мы также стремимся получить определенный статус (выйти замуж, стать руководителем) и чувствуем себя неуверенными и неудовлетворенными, если это не получается.

Обобщая сказанное, повторим, что человек пользуется одной единицей, знаком для обозначения множества объектов, и от того какие конкретные элементы, эмоциональные и оценочные компоненты окажутся связанными с этой единицей, т.е., будут записаны в виртуальной реальности, зависит и то, какое отношение он распространит на все объекты, представленные данным знаком.

Получается, что сложившееся у нас отношение к чему-либо умножается, когда мы распространяем его на внешний мир (например, если мы не любим какую-то нацию, мы не любим каждого ее представителя и наоборот). От того, какие именно чувства оказываются зафиксированными в понятиях нашей интеллектуальной реальности, зависит наше отношение к миру, наш характер и, в итоге - наше поведение.

Многие из вышеперечисленных особенностей человека психологи неоднократно отмечали, но объясняли их иначе - тлетворным влиянием общества, например, Фромм в работе "Здоровое общество" [6]. Но, получается, что общество всего лишь отражает свойства нашего интеллектуального сознания. Оно поддерживает и усугубляет определенные черты личности, но не является их первопричиной.

В качестве вывода необходимо сказать, что такой способ отношения с миром (посредством интеллектуальной реальности), основанный на предвзятых позициях, является условным и ограниченным, т.е., искаженным. Причиной такого искажения является то, что за реальность человек принимает структуры своего сознания.

Но почему человек вместо того, чтобы пользоваться этой замечательной структурирующей способностью своего сознания как инструментом познания, как чем-то вспомогательным, стал воспринимать условности своего сознания как объективную реальность, нашел свой дом в интеллектуальной реальности, и ему стало невероятно трудно выйти за ее пределы? Почему он в значительной степени потерял непосредственную связь с реальной действительностью на уровне ощущений? Ведь, хотя для практической жизни ему и бывает достаточно системы понятий, именно благодаря ощущениям он чувствует себя живым и удовлетворенным. Почему он отказался от них?

2. О структуре личности.

Для понимания этих причин я хочу рассмотреть, как с помощью этих же свойств нашего интеллектуального сознания формируется известная в психологии, определенная структура личности. Я собираюсь доказать, что такая структура содержит в себе механизм, препятствующий достижению Высшего Сознания и что сознание, структурированное таким образом, служит неизбежным источником энергоинформационных искажений (иначе называемых кармическими), которые, как известно, приводят к страданиям и к болезням.

В результате рассмотрения данной проблемы станут также более понятными причины агрессивного поведения человека.

Известно из теории Фрейда, что психическая реальность личности разделена на три основных взаимосвязанных области [7]. Это область инстинктов, называемая Оно; область, связанная с образом себя - Эго; и область, представляющая как бы собирательный образ авторитетов - Сверх-Я. (В этой статье мы будем рассматривать только взаимоотношение Эго со Сверх-Я, об инстинктах мы говорить не будем.)

Человек с помощью окружающих, которые воспринимают его на внешнем плане, т.е., через знак, создает на основе этого знака свой образ - Эго. Основой его представления о своем "Я" становится искусственно созданное в интеллектуальной реальности образование. Именно это обстоятельство и удерживает его сознание в рамках интеллектуальной реальности. Потому что, где наше "Я", там и наш дом.

В виртуальной реальности у ребенка также складывается образ авторитетов, который в психологии называется Сверх-Я (или Супер-Эго), а в народе "совестью" (хотя Сверх-Я это более широкое понятие, и его содержание далеко не во всем совпадает с высокими духовными идеалами).

Человек ощущает наличие Сверх-Я так, как будто где-то есть режиссер, который знает, что и как должно быть в этой жизни. Образ этого режиссера и есть наше Сверх-Я. А сам этот режиссер действительно существует и представляет собой эгрегор общества - создание человеческих умов. Обычно верующие принимают его за Бога, но это большая ошибка.

Человек не рождается с такой структурой личности. Как уже говорилось, она неизбежно формируется в процессе развития его взаимоотношений с окружающими людьми. Уточним, как это происходит.

Человеческое существо изначально нуждается в любви и приятии. Это его основная духовная потребность. Но родители не принимают ребенка таким, какой он есть. Его начинают воспитывать в соответствии со своими идеалами, дают понять, что такого неправильного его любить не будут. Его цель быть любимым наталкивается на препятствие - условие. Тогда его целью становится соответствовать этим условиям. Ребенок усваивает, что именно осуждают родители, и что превозносят, и начинает притворяться, скрывать свои "плохие" чувства от других, а потом и от себя (хотя на самом деле эти чувства являются непосредственной реакцией, естественной для данного возраста), создавая таким образом свой идеализированный образ - сознательное ЭГО.

В глубине души, считая себя неправильным, недостойным существом, он перестает доверять своим ощущениям, своим реакциям и начинает сверять свои оценки и отношения к самым различным вещам с мнением авторитетов, которыми сначала для него являются родители, и образ которых складывается в его виртуальной реальности. Т.е., у него появляется внутренний цензор - Сверх-Я.

В дальнейшем его авторитетами становятся другие люди, и отношение доверия и зависимости, зафиксированное в его виртуальной реальности по отношению к Сверх-Я, переносится на них.
С момента образования данной структуры человек всю последующую жизнь будет добиваться того, чтобы быть достойным одобрения и приятия, в первую очередь, своими виртуальными авторитетами, т.е., высокой самооценки, а также оценки тех, на кого он проецирует свое Сверх-Я, т.е. реальных авторитетов.

Если человек не может соответствовать своим подсознательно воспринятым идеалам, он испытывает чувство вины или стыда перед Сверх-Я. Стремлением избежать этих чувств объясняются многие наши поступки.

Свои истинные чувства и отношения, осуждаемые вслед за авторитетами, человек подавляет, и они вытесняются в подсознательную область. Образуется, так называемая, "тень" (подсознательное Эго). Человек не знает о ее существовании, искренне считая, что такие качества, как, например, зависть, жадность, агрессия, стремление к власти и проч. к нему не относятся. И сознательно он действительно стремится к хорошему.

Но эти качества обладают собственной энергией, можно сказать собственной волей и проявляют себя исподволь, не глобально, но в каждом конкретном маленьком действии, слове, невольном отношении или оценке и т. д. (а, как известно, большое состоит из маленького). Сам же человек может объяснять эти слова и действия иными мотивами, приемлемыми для своей самооценки. Так, созданные в виртуальной реальности образы, ложатся в основу структуры личности.

Характер и содержание родительского Сверх-Я, как мы видим, формирует Сверх-Я ребенка, которое во многом определяет специфику данной личности и, употребляя эзотерическую терминологию, отражает характер кармы рода. Содержание Сверх-Я - это идеалы уже существующие в том или ином эгрегоре общества. Но идеалы - это предвзятые представления о том, что и как должно быть, которые не отражают реальности, т.е. являются условными, искусственными образованиями: идеалы формирует тот же механизм, который формирует понятия.

Человек, тем не менее, ориентируется на идеалы, определяет с их помощью свое отношение к миру и, более того, строит свой образ Эго в соответствии с предвзятыми оценками. Рождаясь в определенной среде, ребенок получает не только идеалы этой среды, но также уже и последствия действия идеалов предыдущих поколений в виде энергоинформационных искажений, которые выражаются, как в его тонком теле, так могут проявляться и в плотном в виде болезней.

Об этом в частности говорит онтопсихология, опирающаяся на новейшие исследования экстрасенсорики. Она показывает, что искажения, имеющиеся в нашем сознании и, соответственно, в тонкоматериальной структуре, передаются не только на внешнем уровне, доступном наблюдению, но также и полевым путем, непосредственно от одного человека к другому, особенно, если у этих людей существует продолжительная близкая связь, как и родителей с детьми [8].

Идеалы становятся личными, когда родители как бы подсоединяют ребенка к эгрегорам, используя его потребность быть любимым и страх быть отвергнутым. В процессе воспитания у него формируется объективная точка зрения на вещи, или, можно сказать, еще один центр восприятия, помимо того, который дан ему природой, который на самом деле является точкой зрения эгрегора социума (или коллективного сознания).

Так образуется информационная и энергетическая связь между индивидуальным и коллективным сознанием через Сверх-Я и создается зависимость человека от взглядов и оценок эгрегоров. Очень важно отметить, что эгрегоры не имеют связи с энергией Космоса. Они питаются энергией человеческого сознания. Поэтому их иногда называют энергоинформационными паразитами [9]. Человек сам отдает им большую часть своей энергии, признавая свое подчиненное положение и поклоняясь определенным авторитетам и идеалам.

Можно сказать, человек находит себе хозяина, которому верно служит (это, конечно, происходит не на сознательном уровне). Другого способа существования ему изначально не дано. Выступая от имени соответствующего эгрегора, человек может пользоваться банком эгрегориальной энергии, но этот энергообмен, в конечном счете, всегда происходит не в пользу человека. Поэтому энергия человека истощается, особенно, если он склонен винить себя, имеет низкую самооценку, слишком насилует свою природу во имя идеалов и добра (как его понимает эгрегор социума).

Эта взаимосвязь человека с эгрегором выражается не только в служении определенным идеалам. Именно наличием этой взаимосвязи, осуществляемой через Сверх-Я, объясняется наша, давно отмеченная философами и психологами, "проклятая" зависимость от чужого мнения, которая, не имея под собой никакой целесообразной необходимости, невероятно сказывается на всей нашей жизни. Мы проецируем образ нашего внутреннего режиссера на других людей и на все общество в целом (выражением такой проекции является, в частности, понятие "люди" - перед "людьми" неудобно, как у "людей").

Мы так привыкли к этой зависимости, что не считаем это явление чем-то необычным и не замечаем, как много мы делаем, для того, чтобы избежать "косого" взгляда или ради восхищенных взглядов.

Еще Шопенгауэр обратил внимание на эту странную зависимость человека, но не мог ее объяснить. Он говорил, что мнение людей может сделать нас несчастным или счастливым, хотя, казалось бы, какое нам дело до того, что творится в чужих головах. Такие понятия, как честь, оскорбление, чины, звания, которые значительно определяют нашу жизнь - все это мнение других людей о нас.

Шопенгауэр приводит пример про одного преступника, приговоренного к публичной смертной казни, который накануне казни больше всего боялся того, чтобы не показать своего страха перед толпой сбежавшихся зевак [10]. Т.е., даже перед лицом смерти человек думает о своей чести. Нам не все равно, что подумает о нас даже случайный прохожий или продавщица, хотя мы больше их никогда не увидим, т.к., благодаря нашей проекции Сверх-Я, они для нас представляют взгляд общества. Но не только незнакомые, но даже близкие люди в большой степени являются для нас представителями "людей".

Например, критику жены мы воспринимаем не как мнение конкретного человека со своим настроением, со своими комплексами, а как объективное мнение ("Меня критикуют, отвергают") и реагируем соответственно. Т.е., человек реально не видит ни себя, ни других, т.к. смотрит на мир сквозь искажающее стекло своих образов. Как пишет Шопенгауэр, избавиться от этой зависимости от чужого мнения удается только мудрецам, и то, только в последнюю очередь.

Самое интересное заключается в том, что НИКТО КОНКРЕТНО В РЕАЛЬНОСТИ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ НАШЕМУ ПРЕДСТАВЛЕНИЮ О СВЕРХ-Я. ЭТОТ ОБРАЗ ОТРАЖАЕТ НАШЕ ДЕТСКОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ О ВЗРОСЛЫХ, казавшихся нам тогда чем-то вроде Богов, которые всезнающи и не могут ошибаться. ФИКСАЦИЯ НА ТАКОМ ОТНОШЕНИИ ЕСТЬ ПРИЗНАК КОМПЛЕКСА. ТО ЖЕ ОТНОСИТСЯ И К ЭГО.

Детское представление о себе, как о зависимом существе, неуверенном и беспомощном по отношению к другим, живет в глубине души, т.е. в подсознании каждого из нас. Это отношение зафиксировалось в качестве эмоционального компонента, связанного с понятием "Я".
Из-за фиксации на таком восприятии себя, у человека образуется комплекс неполноценности, о котором писал Адлер, т.к. ребенок, сравнивая себя со взрослыми, ощущает свою слабость, ограниченные возможности, недостаток знаний и т.п.

Адлер говорил, что "быть человеческим существом значит иметь чувство неполноценности" [11]. Всю жизнь человек пытается компенсировать это ощущение себя, достигнув чего-то, став кем-то. Эта, не всегда осознаваемая неуверенность, заставляет человека искать себе замену родителям в лице, например, какой-то авторитетной организации, группы, сообщества (т.е. эгрегора), примкнув к которой (даже мысленно) и, став выразителем взглядов которой, он обретает уверенность.

Почему происходит эта фиксация на детских впечатлениях, понятно из предыдущего изложения - из-за перераспределения энергоинформационных процессов в связи с появлением и усложнением структур в нашей виртуальной реальности. Все время, начиная с детского возраста, и каждую минуту своей жизни человек пытается создавать, утверждать и защищать свое "Я", таким образом, осуществляя и укрепляя смысловые взаимосвязи с элементами интеллектуальной реальности, поэтому его сознание именно там и укореняется энергетически и информационно.

Если способность оперировать знаками (понятиями) служит условием, приводящим к искажениям сознания, то заинтересованность в своем идеализированном образе Эго является причиной этого искажения. Наряду с прочим, именно для того, чтобы не замечать правду о себе, нам приходится снижать уровень восприятия наших ощущений, т.е. мы перестаем отдавать себе отчет во многих своих ощущениях. Эта заинтересованность, в свою очередь, имеет свои, более глубокие причины, которые будут рассматриваться в главе 5.

Итак, Сверх-Я является комплексом, искусственным образованием. Идеалы - содержание Сверх-Я - тоже искусственные образования, как и Эго - идеализированный образ, сложившийся под воздействием Сверх-Я. Несмотря на искусственность этих образований, которые являются побочными продуктами наших интеллектуальных способностей, они стали играть определяющую, ведущую роль в нашем поведении и мироощущении. В сознании и, соответственно, в тонком теле человека эта искусственность и создает искажения, а в тонком поле человечества порождает эгрегоры, которые питаются энергией искаженного сознания людей.

Эта энергетическая и информационная связь индивидуального и коллективного сознания прочно удерживает нас в рамках данной системы и препятствует выходу нашего сознания на другой уровень. Отсюда следует, что деятельность человека становится искусственно мотивированной, и направленной на удовлетворение этих его комплексов. А ее мотивация - стремление доказать, что он достоин признания, любви как виртуальных, так и реальных авторитетов.

Человек "застрял" на этом стремлении, он автоматически направляет свое поведение таким образом, чтобы повысить свою значимость и самооценку (которая является отраженным мнением других людей) и избежать чувства вины и стыда. Конкретные люди для него становятся в большой мере индикаторами его качеств, объектами, оценивающими его, а не живыми существами, с которыми возможен внутренний контакт. Они также становятся его конкурентами, бросающими ему вызов.

Т.к. образы Эго и Сверх-Я очень эмоционально, т.е. энергетически насыщены (т.к. они непосредственно связаны с удовлетворением жизненно важной потребности в любви), у человека огромное количество энергии уходит на попытку удовлетворить свои комплексы, и по сравнению с этой проблемой все другие теряют для него значение, весь мир это просто декорация. Человеку бывает очень трудно осознать что-то еще, проникнуться чем-то еще. Он становится автоматическим, запрограммированным существом.

Здесь еще необходимо добавить, что отношение человека к Сверх-Я, как известно из психологии, амбивалентно. Т.е. человек одновременно поклоняется тем, кто представляет для него его образ авторитетов, доверяет им, с другой стороны, он им завидует и склонен ненавидеть (власть, например).

Фрейд объяснял такое отношение происхождением Сверх-Я, которое, по его мнению, является заместителем вытесненного отношения ребенка к отцу, как сопернику на пути его любви к матери [12]. Из версии постфрейдистов о происхождении Сверх-Я, которая приведена выше [13], остается непонятным, откуда появилась враждебность в отношении к тем, на кого проецируется этот образ.

А враждебность происходит из-за того, что человек ожидает от авторитетов таких качеств и такого отношения, как от идеальных родителей. Он считает, что те должны соответствовать его идеалам, что они "из другого теста", нежели он сам, именно потому, что он проецирует на них свое детское представление о взрослых. Люди не склонны проявлять понимание к тем, кого они считают стоящими выше себя и с садистским удовольствием находят в них пороки. На отношении к Сверх-Я сказывается также и то, что оно подавляет спонтанность личности и этим вызывает протест и ответную агрессию.

По сути, совесть (или Сверх-Я) это орган насилия внутри нас. Еще К. Хорни писала, что считает самой большой ошибкой Фрейда его высокую оценку Сверх-Я [14]. Об этом же неоднократно писал и Фромм [15]. Одна часть нашей психической энергии противостоит другой. Конечно же, такой человек не может быть ни счастлив, ни свободен. Внутри у него происходит война, в которой неизбежна ответная агрессия подавляемых импульсов, которая невольно для самого человека, так или иначе, выражается вовне.

Тем не менее, несмотря на насильственный характер совести, она совершенно необходима человеку в данной системе взаимоотношений с миром. Это вынужденная мера для несовершенного, непонимающего мир и людей человека, сдерживающий фактор от осуществления его незрелых желаний. Сверх-Я является противовесом по отношению к эгоцентричным и алчным стремлениям Эго.

Получается, что данная структура личности, основой которой служат комплексы, не является здоровой. Сознание человека, структурированное таким образом, порождает агрессию как внутри человека, так и в мире. То, что такая структура является изначальной данностью всех людей, еще не говорит о ее нормальности. Это проявление болезни всего человечества. Поэтому мир так переполнен агрессией, хотя сознательно никто не хочет зла.

Каждый человек имеет отношение к мировому злу уже тем, что несет в своем сознании искажающий аппарат, и в результате - ложную жизненную парадигму, которую он получил по наследству и передает по наследству. Можно проиллюстрировать примером, как даже замечательные идеалы и установки не решают проблему в этой системе.

Предположим, у человека идеал - быть очень интеллигентным, добрым, не иметь агрессии. Он будет, следовательно, осуждать агрессию в других и подавлять ее проявления в себе. Но ничего не исчезает бесследно в человеческой психике. Накапливаясь, эта агрессия будет требовать выхода (т.к. все, что внутри, независимо от степени осознанности, стремится быть выраженным, отреагированным).

И в подходящей ситуации, когда выражение агрессии (возмущение и т.д.) Сверх-Я посчитает оправданным,- она вырвется с большой силой. После этого человек испытывает облегчение, разрядку, и он невольно начинает искать поводы для проявления агрессии. Это может выражаться в придирках к своему ребенку (ведь тот не может его осудить), в негодовании на правительство, в возмущении хамством и т.д. Он заведет себе друга, на котором сможет отыгрываться, сделает из супруга врага и прочее. Сам же человек будет считать себя добрым и периодически демонстрировать это. Если же Сверх-Я очень жесткое, и человек не может позволить себе проявить агрессию ни при каких обстоятельствах, то агрессия обращается вовнутрь, против его организма.

Становится понятно, о каком перерождении человеческой природы говорят религии, и что может представлять собой Высшее Сознание, т.е., сознание Святых, или пробужденных. Очевидно, это должно быть сознание, свободное от комплексов, по крайней мере, связанное с этим освобождением.

3. Несовершенство общества, как результат искаженного сознания человека.

Мотивации, управляющие поведением личности, во многом определяют и направление развития общества. Считается, что мотивация самоутверждения, приводит человечество к новым достижениям и завоеваниям, но беда в том, что такое развитие происходит непропорционально, с большим перекосом.

Этот перекос связан с тем, что знания о внешнем мире, а также и освоение внешнего мира значительно опережают знания о мире внутреннем. Объясняется это следующим образом: человеческое сознание склонно воспринимать явления мира, прежде всего, извне, в соответствии с чем, с предметного уровня начинается изучение и познание мира человеком. Причем, каждое поколение, как и каждый человек, начинает этот путь снова, т.к. эзотерические знания, связанные с внутренним миром, могут быть восприняты только в соответствии с достаточным личным опытом, они не могут быть переданы интеллектуально. Поэтому в этом отношении человечество остается вечно молодым и незрелым.

Только отдельные умы, начав со всеобщих заблуждений, доходят до глубинной, духовной основы мира, но такая концепция остается в сущности непонятой другими людьми. Она может стать лишь содержанием их идеалов, т.к. они относят представления, связанные с духовной концепцией мира, к внешнему миру и миру интеллектуальной реальности, из-за чего, кстати, возникает огромная путаница, которую мы сейчас наблюдаем.

Эта привязанность к внешнему усугубляется еще и тем, что у человека существует как бы табу на то, чтобы заглядывать внутрь себя, т.к. в глубине его души живет стыд за то, что он не соответствует ожиданиям Сверх-Я. Он боится обнажить этот стыд, стремится наоборот, прикрыть его, компенсировать как раз на уровне поведения и внешних достижений. Стараясь дотянуться до идеалов, человек стремится к совершенству, но это совершенствование происходит в определенном русле, очерченном структурами искаженного сознания.

Идея улучшения себя и всего вокруг себя даже стала для человека навязчивой, "идеей фикс". В частности, для этого он создал моду, иначе ему просто некуда было бы направить свою энергию. Относительно множества внешних, доступных его сознанию вопросов, он достиг высочайшей тонкости (это, например, касается его имиджа и технического совершенства, а также дизайна окружающих его предметов) - в других же, внутренних, он остается ниже уровня дикаря.

Благодаря своим мотивациям человек автоматически устремлен и одновременно ограничен в направлении своего устремления. С одной стороны, он настолько заинтересован в удовлетворении своих комплексов, что создает для этого искусственные условия - всякого рода соревнования и искусственные трудности, покорения всевозможных вершин в прямом и переносном смысле, т.к. в обыденной жизни поводов для самоутверждения ему не хватает.

С другой стороны, накапливается огромное количество нерешенных внутренних проблем, множество существ нуждаются в понимании и помощи, к чему он остается глух, равнодушен. Это отсутствие понимания касается даже самых близких его людей.

Дефицит взаимопонимания становится все более острым. И хотя жертвенность и способность к любви, заложена в человеке, проявляется она только при определенных, довольно редких условиях - при совпадении комбинаций определенных образов. Во имя совершенствования, понимаемого на внешнем уровне, т.е., для того, чтобы вписать мир в определенные формы своих представлений, искаженное человеческое сознание способно сотворить немало зла, как во внешнем мире, так и на тонком плане.

Если брать глобальный масштаб, то такая вероятность усугубляется тем, что в руки незрелого в психологическом отношении человека попадает современный арсенал технических средств.

С мотивацией самоутверждения связана также причина нескончаемой враждебности, среди представителей человечества. Дело в том, что человек строит свое Эго во многом методом противопоставления. Причем, каждая конфессия, к которой причисляет себя человек, стремится доказать свою большую значимость по сравнению с другими того же порядка, свою правоту, избранность, неизбежно используя при этом метод противопоставления. Соответственно, и человек, относящий себя к этим конфессиям, противопоставляет себя представителям других конфессий. Поэтому антогонизм религий, идеологий, расизм и неприязнь к другим национальностям неистребимы в обществе.

Обратной стороной медали наших идеалов, является потребность в осуждении и презрении. С одной стороны у нас есть потребность иметь кумиров, с другой - отверженных. Это неизбежно. Соответствием этому явлению в структуре нашей личности является вытесненное. Эту сторону своих идеалов мы часто не учитываем, хотя эта потребность становится человеку необходимой в рассматриваемой системе мировоззрения, чтобы поднимать свою значимость.

Получается, что та же мотивация, которая создает наше Эго, приводит к разрушению мира, а с ним и человека.

Что касается политиков, на которых стараются возложить всю ответственность за судьбу мира, то они руководствуются теми же мотивациями, что и любой другой человек, только оказались они на таком месте, где проявление этих мотиваций особенно опасно.

Человек, ведомый своей основной патологической мотивацией, зашел не туда. Его комплекс Эго ненасыщаем. Вся цивилизация трудится на удовлетворение этого комплекса. Человеку всегда будет мало. Он всегда будет неудовлетворен. Не в его власти отказаться от попыток достичь удовлетворения, жертвой которых может стать все, что угодно. Бесполезно обвинять за это человека, т.к. никто не будет спорить, что там, где проявляется комплекс, поведение человека является обусловленным, несвободным.

Продолжение движения в этом направлении, очевидно, приведет к краху. Не зная, не видя этих своих комплексов, определяющих всю его жизнь, не понимая своей мотивации и, при этом, веруя в свою свободу, он автоматически движется к своей гибели. Это относится к человечеству в целом и к отдельному человеку (крахом на личном уровне может стать, например, тяжелая болезнь).

Возможно, все может измениться, если этот факт будет осознан. Интересно обобщенным взглядом посмотреть на то, как происходит развитие человечества.

Искажения в сознании человека, порождаемые его комплексами, вкупе с содержанием его идеалов образуют своего рода программы - систему наших отношений к миру, которая передается из поколения в поколение, развиваясь по своей определенной логике.

Слово "программы" заимствованно мной у Лазарева, автора серии книг "Диагностика кармы" [16]. Человеческое сознание является лишь материалом, на котором эти программы живут и развиваются. Каждого отдельного человека, вернее, содержание его индивидуального сознания, можно рассматривать, как определенный этап развития программы.

Уничтожение неудобных для общества, опасных людей не решит проблемы, т.к., в поле человечества все равно остаются информационные программы, которые будут восприняты другими людьми. Эти программы нельзя уничтожить, их можно только переработать, разоблачить их ложное основание. Именно за эти программы мы и несем кармическую ответственность.

Неизбежным логическим завершением этих программ является крах, именно потому, что они базируются на ложном основании, т.е. вступают в противоречие с истиной, что не может длиться бесконечно.

Поэтому в христианстве конец света считается неизбежным. Только отдельные люди могут спастись, став Святыми, т.е., отождествившись с Духом и достигнув Высшего Сознания. Но нет никаких рецептов, как это сделать, и это случается крайне редко.

Информация от Светлых Сил, от эзотерического круга, где накоплены все духовные знания человечества, осуществляет встречное движение (темные силы - это запутанные светлые). Человек с определенным опытом разочарований, с накопленным грузом страданий и, следовательно, имеющий соответствующую мотивацию, может воспринять эту информацию, которая начинает распутывать узлы его заблуждений (поэтому говорят, что "кого Бог любит, того испытывает"; и что "нет пути, кроме торного").

Именно об этих, отвергнутых социумом людях, Христос говорил, что "Многие же будут первые последними, и последние первыми" [17]. Если бы не было этого встречного движения эзотерической мысли, человечество самоуничтожилось бы давно.

Вот что пишет об этом П. Успенский. (Он называет принципы, по которым живут люди эзотерического круга - цивилизацией).
"Любая культура переживает подъем и падение. Причины этого заключаются в следующем: в любой культуре развиваются и эволюционируют совершенно противоположные принципы, а именно принципы варварства и принципы цивилизации… неизбежно наступает момент, когда варварство прерывает развитие цивилизации и постепенно, а то и очень быстро полностью ее разрушает… с самого начала доступной нам истории цивилизация не в состоянии была уничтожить принципы варварства в душе человека" [18].

Напомню, что понятия "цивилизация" и "варварство" Успенский употребляет как условные, они означают не совсем то, что мы понимаем под ними в быту, т.к. наша цивилизация сейчас является как раз варварской. Значит искаженное человеческое сознание, проявляясь в масштабах общества, неизбежно ведет к краху.

Поэтому в христианстве считается, что только отдельные, случайные люди могут отпадать от всеобщего движения человечества к своей гибели. Это отпадение происходит поперек и вопреки всеобщему движению.

4. Эго и истинное "Я".

Религии и эзотерика считают Эго источником всех проблем. "Фактически, все религии и все экзистенциальные философии сошлись во мнении, что такое э г о и с т и ч е с к о е
п е р е ж и в а н и е (чувство Эго) есть первичная иллюзия, завеса, покрывало майи: сновидение по Гераклиту и Лао-Цзы, - фундаментальная иллюзия всего буддизма, состояние сна, смерти, социально принимаемое безумие, утробное состояние, в которое нужно умереть, из которого нужно родиться" [19]. Это цитата из "Расщепленного Я" Р.Лэнга.

Но из своей практики психологи знают, что подавленное Эго, слабое Эго, которое не смогло сформироваться и в достаточной степени приспособить человека к этому миру, приводит к страданиям и даже психическим болезням. Поэтому многие психологические терапии делают опору на защиту и укрепление Эго, помогают ему реализоваться.

Мы действительно, невероятно заинтересованы в своем Эго. Фромм пишет, "поскольку при отсутствии чувства "Я" невозможно сохранить душевное здоровье, человек вынужден делать чуть ли не все, что ни попадя, лишь бы обрести это чувство". Это стремление оказывается иногда "даже сильнее, чем потребность в физическом выживании" [20].

Почему же наша практика так расходится с эзотерическими взглядами? Здесь дело в том, что, как говорит Лэнг, "Эго есть орудие для жизни в сем мире" [21]. Сей мир - это мир, живущий по законам интеллектуальной реальности. Эго находится со Сверх-Я в обратно пропорциональной зависимости. Если Эго слабое, то Сверх-Я получает над ним слишком сильную власть, что тяжело, мучительно для человека. Эти две инстанции могут присутствовать только вместе и по возможности должны уравновешивать друг друга. Невозможно освободиться от них по отдельности.

Можно только выйти за пределы всей иллюзорной системы целиком, укоренившись в истинной реальности. А для этого в истинной реальности надо найти опору в своем истинном "Я". Тогда интеллектуальная реальность и Эго станут тем, чем им и надлежит быть - условностью.

"Я убеждена, - пишет Майерс Оуэнс в статье "Мистические ощущения" - что в ходе мистических ощущений, центр тяжести перемещается от Эго, которое является центром сознания, к "Я", которое является центром всей души" [22]. Значит, чем отличается Эго от истинного "Я"?

"Я", в отличие от Эго, находится не в интеллектуальной реальности, а за пределами структур сознания и является центром всей Души. При помощи своего Эго мы пытаемся ответить на вопрос: "кто я среди других, по сравнению с другими", при помощи настоящего "Я" - "чем являюсь я по отношению ко Вселенной, к Космосу" (истинное "Я" еще называют космическим).

Этот ответ может быть дан только в ощущениях, не в словах. Истинное "Я" не является образом, как Эго, основой истинного "Я" является чувство присутствия, которое человек потерял вместе со своими тонкими ощущениями.

Если Эго связано с определенными качествами, оценками и принадлежностью, то истинное "Я" лишено признаков, на этом глубинном уровне все люди одинаковы. Эго зависит от оценок окружающих и Сверх-Я и вечно нуждается в любви - истинное "Я", наоборот, является источником любви, а также сознания, воли, свободы. Отождествляясь с Эго, мы подвергаемся закону кармы, отождествляясь с Душой, с истинным "Я", человек освобождается от кармы. Высшее Сознание может вырасти только из истинного, духовного "Я". Но и Эго не должно быть разрушено, должно быть разрушено отождествление с Эго.

Огромной ошибкой является путать эти два "Я". Когда мистики говорили "Я есть все", "Я есть Бог", они, конечно, имели в виду истинное "Я". Вообще существуют две системы человеческой психологии, в зависимости от того, на каком "Я" они основаны. Одна из них относится к обычному человеку с искаженным сознанием, другая - к человеку, обладающему истинным сознанием.

Нельзя элементы одной системы смешивать с другой или пытаться перенести в другую: из-за этого получается много путаницы. В системе, основанной на Эго, действуют такие составляющие, как совесть, идеалы, чувство вины, чувство гордости, самооценка, принадлежность к эгрегорам и т.д. Но ни один из этих элементов невозможно удалить из этой системы, все они имеют в ней свою целесообразность, хоть как-то приспосабливая искажающую систему нашего сознания к истинной реальности. Человеку, нашедшему свою опору в истинном "Я", становится ненужной система принципов, идеалов, запретов и предписаний, он руководствуется пониманием и любовью, а не законом совести.

С этой разницей представлений о нашем "Я" связано множество разногласий между религией и психологией. Психологи, например, считают, что человек должен иметь свое мнение и уметь брать ответственность на себя, а не следовать за авторитетом или лидером.

Христианская религия, наоборот, запрещает иметь человеку свое мнение, как и руководствоваться своими желаниями. Считается, что человек должен следовать заповедям и выполнять не свою волю, а волю Бога.

Причина такого разного подхода становится понятной, если учесть, что воля нашего истинного духовного "Я" совпадает с волей Бога. Человек должен отказаться не от своей истинной воли, а от воли искаженной структурами, комплексами, что возможно сделать только "отказавшись" от самих комплексов. Надо также иметь ввиду, что наше собственное мнение может базироваться только на ощущениях, исходящих из истинного "Я", оно не может исходить из Эго, т.к. Эго по определению и по происхождению несамостоятельно. Я думаю, что такие феномены, как талантливость и гениальность, связаны со способностью человека прислушиваться к проявлениям своего истинного "Я".

Вообще, если учитывать разницу между этими двумя "Я", то очень многое становится на свои места. Например, мы привыкли считать, что, несмотря на свои агрессивные качества, человек обладает и множеством замечательных, таких, как способность к любви, к самопожертвованию, к творчеству, стремление к совершенству, к достижениям и т.д.

Но если смотреть на человека с предлагаемой точки зрения, то, прежде всего, чтобы оценить эти качества и стремления, надо определить, откуда они исходят, чем они порождаемы. Если мы ставим цель достичь истинного, неискаженного сознания, то многие наши оценки надо пересмотреть. Именно поэтому часто, то, что в религии считается грехом, вызывает недоумение у светски настроенных людей. (Только, на мой взгляд, ошибкой современной религии является то, что она борется не с болезнью, а с ее симптомами, коими являются грехи.)

Часто, то, что мы считаем хорошим, является по отношению к плохому лишь другой стороной одной и той же медали. Например, про террористов сейчас принято говорить, что они "нелюди", но их действия являются как раз крайним проявлением способности служению идеям, т.е., чисто людским и даже высоко ценимым свойством (на самом деле это крайнее проявление всеобщей человеческой болезни).

Здесь также уместно будет привести интересное рассуждение в пользу концепции о божественном происхождении человека. Те, кто считают, что человек произошел от животных, и его ЭГО и Сверх-Я являются чем-то высшим по отношению к инстинктам, из которых они произошли, должны согласиться, что человек в таком случае вообще не может иметь своего мнения, т.е. является стопроцентной марионеткой. Но это абсурд. Потому что кто-то же, хоть и не часто, совершает открытия и рождает идеи, которыми пользуются марионетки. Значит, что-то есть у человека, изначально отличное от животных, находящееся за пределами инстанций структуры его личности, откуда он способен извлекать свои идеи и, обращаясь к которым, совершать открытия. Этим что-то является истинное божественное "Я".

Как найти истинное "Я"? Этой проблемой занимаются религии и различные эзотерические школы. В восточных религиях, например, как известно, самым эффективным считается метод медитаций. Но в задачу данной статьи рассмотрение этого сложного вопроса не входит.

Мы только повторим, что для того, чтобы вернуться к данному нам природой центру, нужно преодолеть не только психологическую, но и энергетическую зависимость от системы, связывающей нас с эгрегорами, т.е. добиться перераспределения внутренних энергетических процессов.

Помимо религии и эзотерики, многие направления психологии также пытаются вернуть человеку его утерянное "Я" (как онтопсихология) или говорят о поиске себя и самореализации. Но, не учитывая разницы между интеллектуальной и истинной реальностью, человек часто ищет свое "Я" не там, где надо и самореализацию продолжает связывать с Эго.

Наш путь дальнейшего совершенствования должен базироваться не на расширении и совершенствовании Эго, а должен быть связан с принципиальным изменением представления о себе. Заблуждения человечества вытекают из того факта, что мы сместили центр нашего сознания из центра нашего существа на периферию.

Главное, что нужно сказать в итоге, что для того, чтобы человек имел потребность в осознании природы своего "Я", необходимо, чтобы он хорошо представлял себе иллюзорность и искажения того состояния сознания, в котором мы пребываем, иначе совершенно непонятно, что и зачем мы должны искать.

5. Интеллектуальная реальность, как трехмерный разрез четырехмерного мира.

Как мы уже говорили, воспринимая и изучая мир, человек неизбежно попадается на удочку иллюзий интеллектуальной реальности. Все богатство и неоднозначность оттенков наших ощущений не помещаются в готовые формы мира интеллектуальной реальности, который является для нас сознательным, в противоположность бессознательному. За бортом сознательного, т.е., структурированного знаками мира, остается бесконечное множество ощущений, которые наше сознание не воспринимает. Получается, что мы принимаем в расчет не всю совокупность проявления мира, а лишь один его условный разрез.

Поэтому мы не видим причин явлений. Мир, определяемый интеллектуальной реальностью - это мир своего рода следствий. В этом разрезе реальности мы сталкиваемся с готовыми представлениями о плохом и хорошем, о добре и зле, т.е. с идеалами. Это касается, конечно, не только этих представлений, но и вообще представлений об устройстве Мира (Вселенной) как в глобальном понимании, так и в непрерывных проявлениях Мира, с которыми постоянно сталкивается каждый из нас.

Т.к. мир нашего сознания беден представлениями и практически лишен тонких ощущений, жизнь человека как бы выхолощена. Поэтому она кажется ему такой пустой и скучной. К. Майерс Оуэнс в своей статье пишет: "В настоящее время, к числу грозящих человеку опасностей относится дихотомия, то есть отрыв сознания от бессознательного, в результате чего многие люди страдают от бессмысленности своей жизни. Юнг считал, что этот разрыв вызывает общее умственное расстройство, которое проявляется в людях, в других отношениях нормальных, и приводит к распаду общества" [23].

Этот отрыв сознания от бессознательного происходит, я думаю, потому, что сознание не может одновременно и равноправно присутствовать в двух системах мировоззрения, основанные на разных "Я" - истинной и ложной. Хотя истинная система, являясь гораздо более обширной, может включать в себя ложную, как условную (которая, в качестве условной, перестает быть ложной) как свою часть, но не наоборот. Придерживаясь ложной системы, мы должны подавлять истинную, не допускать ее к осознанию.

Очень интересно пишет о внешнем и внутреннем мире П.Успенский. Он относит психический мир человека к четвертому измерению пространства и считает его истинным, а предметный мир - к ограниченному, трехмерному и, поэтому, неистинному. Он пишет: "мы сами - четырехмерные существа и обращены к третьему измерению только одной своей стороной, т.е., только небольшой частью своего существа. Только эта часть живет в трех измерениях, и мы сознаем только эту часть. Большая же часть нашего существа живет в четырех измерениях, но эту большую часть мы не сознаем. Или еще правильнее сказать, что мы живем в четырехмерном мире, но сознаем себя в трехмерном" [24].

Здесь важно заметить, что и наш психический мир в значительной степени стал служить миру внешнему. Он также захвачен интеллектуальной реальностью. В этом трехмерном мире четвертое измерение улавливается нами как едва ощутимые явления, или как тонкие ощущения (способность прислушиваться к которым мы называем интуицией). Я думаю, разделение на внешнее и внутреннее связано не с предметным и психическим, а с интеллектуальной реальностью и истинной.

Источником всех проблем человека является то, что мы пытаемся жить в условной трехмерной реальности. Но т.к. вписываться в три измерения для четырехмерного существа является насилием, которому он невольно и неосознанно сопротивляется, то нам невозможно избежать проблем, одной из которых оказывается ответная агрессия на это насилие. Известно, что в той или иной степени всякий "нормальный" человек является невротиком, т.е. существом, который плохо вписался в свой трехмерный образ.

Насилие происходит из-за непонимания, оно начинается с непонимания, приводящего к осуждению. Основой этого непонимания является восприятие человека, как трехмерного существа. Это означает, что мы судим о человеке и относимся к человеку в соответствии только с его программами, а программы - это не есть наша сущность, а есть наша болезнь. В результате, мы отказываем человеку в безусловной любви, и это касается даже взаимоотношения родителей с детьми.

Появляясь на свет, ребенок попадает в атмосферу жестких условий своего приятия, и его формирование происходит под "домокловым мечем" страха осуждения и отвержения. Это вынуждает его создавать себе защиту на периферии своего существа в виде своего идеализированного образа. Получается, что человечество никак не сможет благополучно построить свою жизнь, если оперирует трехмерными представлениями.

Итак, человек владеет двумя способами восприятия и познания, между которыми он не смог найти гармонию: непосредственным восприятием при помощи инструмента всего своего тела (или при помощи ощущений) и восприятием при помощи инструмента своего интеллекта. Условному интеллектуальному восприятию мы стали доверять больше, считая его объективным. Мы мало ценим непосредственное восприятие, т.к. оно не дает нам целостной объективной картины мира. Но оно дает нам счастье от чувства пребывания в этом мире, от ощущения себя его частью, и именно ощущения возвращают нас к реальности, открывают нам дорогу к Высшему Сознанию.

Недаром говорится, что мы должны вернуться домой, вернуться к Богу, найти потерянный рай. Вернуться к Богу - это значит научиться ощущать Бога.

Но если проблема возвращения к Богу сводится к вопросу верить в Бога или не верить, то эта проблема становится всего лишь вопросом интеллектуального ума. Мы можем изменить себя, только снова обратившись к элементарному уровню, к ощущениям, подобно тому, как мы можем изменить какое либо вещество только на элементарном уровне. Когда мы начинаем прислушиваться к своим тонким энергиям и тонким ощущениям и осознавать их (т.е., когда мы обретаем большую осознанность, становимся более сознательными), мы через эти шаги вглубь себя объединяемся со все более обширными слоями Вселенной, т.е. выходим на новый уровень сознания, который мы называем Высшим Сознанием.

На самом деле и интеллект не дает нам объективной картины, он дает нам знания только в принципе, благодаря интеллекту, мы получаем условную картину мира вроде карты или схемы и упускаем саму ткань существования. Но карта должна быть лишь вспомогательным материалом.

Проблемы человека возникли из-за того, что он условности этой схемы, как я ее назвала, интеллектуальной реальности, принимает за объективную реальность. Это и привело к искажениям его сознания. Мы живем на этой карте, имея некоторое конкретное представление о некоторых местах, изображенной на ней местности, с течением жизни эти представления становятся все подробнее, и мы можем действовать более адекватно, но все же, это карта, а не реальность. (Нашу способность отражать реальность можно сравнить с репродукцией, сделанной способом офсетной печати с крупным зерном, и даже если зерно становится более мелким, репродукция никогда не совпадает с оригиналом.) В отличие от обычного человека, пробужденные живут в реальности и пользуются картой своего интеллекта только в качестве ориентира.

В заключение хочу сказать несколько слов по поводу философского вопроса о концепции добра и зла, который был затронут в этой статье.

Добро и зло это, конечно, понятия относительные. Но именно благодаря человеческому чувству мы можем об этой категории судить более определенно. Добро можно рассматривать, как гармонию, зло - как отсутствие гармонии, как нарушение вселенских законов. Дисгармония - это отсутствие равновесия, нарушение целостности, единства, соподчинения частей, перекос. Это те же параметры, которые указывают нам на отсутствие красоты, на нарушение законов красоты. В сознании человека присутствует именно такое нарушение.

Хочу подчеркнуть, что это нарушение законов относится именно к сознанию, а не к поведению, которое уже является следствием, и, следовательно, исправлять это нарушение надо не на внешнем, а на внутреннем уровне. Т.е., это нарушение законов относится не к внешнему уровню, а к уровню причин, внутреннему.

Мы одарены способностью ощущать, как гармонию, так и дисгармонию, т.к. мир и человек созданы на единой основе, по единым принципам и у нас есть орган, который остается гармоничным - это Душа. Не все, конечно, слышат свою Душу. Но именно благодаря Душе мы чувствуем, например, божественную красоту природы. Т.е., мы находим созвучие, резонанс природы и чего-то внутри себя. Именно Душа противится той дисгармонии, которую мы наблюдаем в социальном мире и в людях. Но мы не знаем причин этой дисгармонии, а только ощущаем результат и называем это злом. Мы пытаемся исправить это зло на внешнем уровне, не ведая его глубинных причин, что невозможно.

Возможно таков способ развития мира: путем добавления нового элемента в сложившуюся гармоничную систему происходит нарушение равновесия, что, в свою очередь, приводит к страданиям, или злу. А устраняется это нарушение через создание нового равновесия на более высоком уровне, тогда устраняется и зло. Во всяком случае, именно так происходит совершенствование человека. Конфликт, который можно рассматривать как нарушение равновесия, может быть устранен пониманием чего-то на более высоком уровне.

Выводы.

1. Наличие у человека способности к мышлению при помощи понятий породило в нашем сознании абстрактную условную систему - ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ. Человек стал воспринимать эту систему, проецируя ее на внешний мир, как истинную реальность, что определило характерные черты его психологии, а также стало причиной искажений его сознания.

2. Принято считать, что свои комплексы, т.е. искажения сознания, человек получает из внешнего мира, от общества, от родителей. Но дело обстоит не совсем так. Характер этих искажений он действительно получает от родителей, но наличие искажений обусловлено наличием специфических свойств его интеллектуального сознания. Как бы мы благополучно человека ни воспитали, какие бы замечательные образы и эмоциональные отношения ни сложились в структуре его сознания, оно будет содержать искажения, т.к. будет находиться в интеллектуальной реальности.

3. Причиной того, что наше сознание за реальность принимает свойства условной интеллектуальной реальности, является то, что человек отождествился с элементом ее структуры.

4. Известные составляющие структуры личности - инстанции Эго и Сверх-Я являются условными образованиями интеллектуальной реальности, иначе говоря, комплексами.
Понятно, что личность, в основе которой лежат комплексы в принципе не может быть психологически здоровой. Мотивации такого человека, имеющие целью удовлетворить эти комплексы, патологичны. Под стать себе, человек создал общество, которое поддерживает его иллюзию нормальности. Совершенствование человека должно происходить не в рамках этой структуры личности (хотя как вспомогательный и промежуточный вариант это может быть необходимо), а должно быть связано с осознанием условности и патологии этой структуры и с выходом его сознания за пределы интеллектуальной реальности.

5. Т.к. искаженное сознание человека проявляет себя и в общественном масштабе, дальнейшее продвижение в прежнем русле развития общества предопределяет крах человечества.

6. Альтернативой системе, основанной на патологичной структуре личности, является система, основанная на истинной сущности человека, на истинном "Я", которое находится за пределами структур интеллектуальной реальности. Наука изучает структуры сознания, религии же говорят об истинной сущности человека, которая стоит за структурами, поэтому столь различны взгляды этих конфессий на один и тот же предмет.

7. Наука так долго не может однозначно ответить на вопрос о природе человека (т.е., каков он по своей изначальной природе - разрушитель или созидатель, зол или добр), потому, что мы не знаем его истинной природы, мы не знаем психологически здорового человека, мы знаем только больного, знаем только его извращенную природу.
То, что мы называем Высшим Сознанием, которого может достичь человек, является всего лишь неискаженной, истинной природой сознания, здоровой природой человека. Дальнейшее развитие сознания человека является, скорее, не следующей ступенью, а является осознанием факта своей болезни и выздоровлением.

8. Агрессия это результат нашей болезни, один из ее признаков, следствие укоренения нашего сознания в интеллектуальной реальности. Глубинной причиной агрессии является ограничение восприятия мира рамками одного условного разреза. Т.е., человек преобразовывает мир в соответствии со своими ограниченными представлениями.

9. Но это искажение сознания человека, эта патология, видимо, является неизбежной болезнью роста. Во-первых, потому, что хотя свой образ Эго ребенок и создает с помощью окружающих, мы не можем лишить его общества, т.к. тогда получим "эффект Маугли". Без интеллекта он бы тоже остался просто животным. Если бы мы не овладели понятиями, мы бы жили очень узким миром своих чувств. Интеллектуальная реальность помогает нам иметь широкий охват мировоззрения.

Похоже, наше положение является условием нашей задачи. Человечество должно научиться правильно применять данные ему способности.

Этот процесс, происходящий на Земле с человеком, видимо, закономерный. Только его завершающая фаза (выздоровление, или просветление) очень трудно осуществляется. Случаи появления на Земле пробужденных очень редки. Они могут передать свой опыт только единицам.

Но, может быть, многие смогут гораздо быстрей подойти к этой фазе при помощи интеллектуальной информации, благодаря интеллектуальному пониманию. Тогда духовный поиск человечества изменит свое направление. Конечно же, не все и не сразу, достигнут просветления, но даже изменение ориентиров, направление усилий, возможно, спасет человечество.

Возможно, целью существования всех предшествовавших цивилизаций, как и нашей, является как раз овладение интеллектом, как инструментом Духа для гармоничного развития Вселенной через людей. Этот путь до конца пока не смогла пройти ни одна цивилизация.

Список литературы.

1. Успенский Петр "Tertium organum/ Ключ к загадкам Мира" Москва. Изд-во " Фаир пресс" 2000 стр. 114-119.

2. Психологический словарь - Москва. Изд-во "Педагогика- пресс" 2001, раздел "Абстракция", стр.7

3. Менегетти Антонио "Введение в онтопсихологию". - Пермь. Изд-во "Хортон лимитед", 1993 Глава десятая, стр. 11

4. Фромм Эрих "Мужчина и женщина". - Москва. ООО "Фирма "Издательство АСТ" 1998, "Здоровое общество" стр. 235

5. Фромм Эрих "Мужчина и женщина". - Москва. ООО "Фирма "Издательство АСТ" 1998, "Здоровое общество" стр. 184

6. Фромм Эрих "Мужчина и женщина" - Москва. ООО Фирма "Издательство АСТ" 1998, "Здоровое общество".

7. Фрейд Зигмунд "Я" и "Оно" Тбилиси. Изд-во "Мериани", 1991

8. Менегетти Антонио "Введение в онтопсихологию". - Пермь. Изд-во "Хортон лимитед", 1993 Глава десятая.

9. Верещагин Дмитрий "Освобождение" первая книга серии книг школы ДЭИР. Санкт-Петербург. - Изд-во "Невский проспект" 2001. Глава 3

10. Шопенгауэр Артур "Свобода воли и нравственность". Москва. Изд-во "Республика" стр. 294-298.

11. Браун Джеймс "Психология Фрейда и постфрейдисты". - Москва. Изд-во "Рефл-бук", 1997 стр.54

12. Фрейд Зигмунд "Я" и "Оно" Тбилиси. Изд-во "Мериани", 1991

13. Браун Джеймс "Психология Фрейда и постфрейдисты". - Москва. Изд-во "Рефл-бук", 1997 стр.177

14. Хорни Карен Собрание сочинений в трех томах. Москва. Изд-во "Смысл", Т.3. стр.679

15. Фромм Эрих "Бегство от свободы" - Москва. Изд-во "Прогресс" 1995, стр. 89

16. Сергей Лазарев "Диагностика кармы" книга 1.

17. Новый завет. Евангелие от Матфея. Глава 19, ст. 30.

18. Успенский Петр "Новая модель вселенной" Санкт-Петербург. Изд-во Чернышева. 1993. стр. 52

19. Лэнг Р. "Расколотое "Я". - Москва. Изд-во "Академия" 1995, стр. 314

20. Фромм Эрих "Мужчина и женщина" - Москва. ООО Фирма "Издательство АСТ" 1998, "Здоровое общество" стр. 183

21. Лэнг Р. "Расколотое "Я". - Москва. Изд-во "Академия" 1995, стр. 315

22. Сборник "Высшее сознание". - Москва. Изд-во "REFL-boork" 1995 К. Майерс Оуэнс "Мистические ощущения", стр. 267

23. Сборник "Высшее сознание". - Москва. Изд-во "REFL-boork" 1995 К. Майерс Оуэнс "Мистические ощущения", стр. 267

24. Успенский Петр "Новая модель вселенной" Санкт-Петербург. Изд-во Чернышева. 1993. стр. 111








Поиск информации на сайте

Rambler



Rambler's Top100





Рассылки@Mail.ru
Физическое и психическое развитие ребенка




Архив номеров и
условия подписки на журнал.


Яндекс цитирования







Google Groups Детская психология
Просмотр архивов на groups.google.ru