психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 9
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. Михаил Буянов.
Психотерапия
Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика. Бондаренко А.Ф.
Социальное развитие аутиста: глазами родителя. К.Парк
Детская и педагогическая психология
Лесная школа. Коррекционные сказки. (завершение публикации) Марина Панфилова
Тренинг самостоятельности у детей. (завершение публикации) Галина Сартан
Медлительные дети. М.М.Кольцова
Развитие творческого мышления ребенка. Ю.Г.Тамберг
Психология здоровья
Батюшка, я - наркоман!. Игумен Евмений
Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. Н.В. Подхватилин
Психология взаимоотношений полов
Типы любви и ее болезненные подобия. Евгений Пушкарев.
Различные чувства - любовь и влюбленность. Евгений Пушкарев.
Колеса любви или куда уходят чувства? Дмитрий Устинов.
Общая психология
Заблуждения человечества, или причины искажения нашего сознания.Ольга Кащеева.
Практика мотивации и управления персоналом
Деятельностный подход к проблеме контекстного управления. Владимир Рогатин.
Публицистика
Сказка о новогоднем подарке. Игумен Евмений.




Московский психологический журнал. №9
Деятельностный подход к проблеме контекстного управления. Владимир Рогатин.


Рогатин Владимир Петрович.

Более четверти века занимается постановкой и решением задач в различных сферах деятельности и имеет многолетний опыт: создания программно-технических систем; организации управления;
управления инвестиционными проектами; психологического консультирования; управления персоналом.

Исполнял должности, начиная с младшего научного сотрудника НИИ до генерального директора инвестиционной компании.

Увлечения:
- математическое моделирование (наградные дипломы, публикации, изобретения);
- психология контекстного управления (авторские тренинги, публикации);
- плавание;
- история культур и религий.

Другие публикации автора по теме "Психология контекстного управления":
Рогатин В.П. Как использовать имеющийся у работников компании потенциал "креативности"?//Менеджмент сегодня. 2005. № 3.

context-management@nm.ru
(пожалуйста, не используйте вложенные файлы, т.к. может не хватить места в почтовом ящике для других писем)

Деятельностный подход к проблеме контекстного управления.


В последнее время стало появляться много статей, посвящённых проблеме контекстного управления. Каждая из них, несомненно, заслуживает внимания и подробного обсуждения, поскольку эта тема становится одной из ведущих в литературе по менеджменту XXI века. Но формат данной публикации этого не позволяет, поэтому в ней представлено только оригинальное видение заявленной проблемы, позволяющее взглянуть на контекстное управление как на профессиональный инструмент для работы с людьми.

Чем может быть контекстное управление?

Слово "контекст" (от лат. contextus -тесная связь) пришло из лингвистики, где оно обозначало законченный в смысловом отношении отрывок текста или речи, необходимый для определения смысла входящего в него слова или фразы. В переносном смысле оно выступает синонимом слова "ситуация" (от лат. situatio - положение), буквально - сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение.

Вместе со словом "управление" эти понятия интерпретируются одинаково, как система внешних по отношению к человеку условий, сил, составляющих фрагмент действительности, побуждающий и опосредующий его направленную активность. Использование в определении понятий: "внешние условия", "внешние силы", говорит о независимости от него соответствующих условий в момент действия. Поэтому контекстное управление называют ещё и ситуационным.

Как можно заключить из приведённого определения, объектом такого управления может быть только человек, а его целью - организация и обеспечение соответствующего поведения последнего. Поэтому в дальнейшем изложении под словосочетанием контекстное управление будет пониматься ситуационное управление поведением человека.

Что общего между контекстным и "традиционным" управлением?

Целью "традиционного" управления является получение результата в материальной форме, для чего субъект оказывает воздействие на объект, которое воспринимается окружающими, а его источник однозначно идентифицируется. Это необходимо для оценки вклада каждой из сторон акта управления в конечный результат. Без этого нельзя будет определить эффективность действий его конкретных участников, а значит, и "улучшить" их работу, а также "справедливо" распределить между ними её результат.

Целью контекстного управления является изменение поведения объекта, для чего его субъект соответствующим образом организует ситуацию, т.е. формирует фрагмент действительности, который, с одной стороны, побуждает оказавшегося в нём к выполнению определённых действий, а с другой, опосредует их совершение. При этом человек сам объясняет свои действия как реакцию на обстановку, и всё происшедшее связывает только с самим собой.

Что получает в этом случае субъект управления?

Человек совершает действия, находясь в материальной среде, тем самым, производя в ней определённые изменения. В силу особенностей его психики, он способен воспринять, а значит, и использовать, только ожидаемый результат, хотя его действия приводят и к другим изменениям материальной среды, для получения которых субъект управления как раз и организовывал ситуацию.

Обезьянка, обученная по свистку срывать кокосовые орехи, которые ей не нужны, делает это каждый раз, как его услышит, но только если рядом есть кокосовые пальмы. Орехи же, около тысячи штук в день, достанутся любому, кто сумеет подвести её к пальмам и свистнуть. При контекстном управлении чтобы получить результат необходимо только "ввести" человека в организованную ситуацию, сделать его частью "созданного" фрагмента действительности.

Вы включаете телевизор вовсе не для того, чтобы посмотреть рекламу. Но те, кто готовит телепередачу для Вашего просмотра, получают деньги именно за трансляцию рекламы, за оказываемое ею на Вас определённое, поддающееся расчёту, воздействие. Поэтому в ней: доктор учит торговать недвижимостью и так много полуобнажённых женских тел. Но, хотя она всегда появляется "не вовремя", идёт долго и раздражает Вас, Вы всё равно нажимаете кнопку, чтобы включить телевизор!?

Почему выбран именно деятельностный подход?

Деятельностный подход представляет собой систему методологических и теоретических принципов изучения психических феноменов, в соответствии с которыми, основным предметом исследования является деятельность, опосредствующая все психические процессы.

В его основе лежит теория деятельности, созданная в 30-е годы прошлого века русским психологом Леонтьевым Алексеем Николаевичем. Т.к. целью контекстного управления является изменение поведения человека, то её невозможно достигнуть без понимания процессов, лежащих в основе этого психического феномена, поэтому использование деятельностного подхода к проблеме контекстного управления представляется вполне обоснованным.

Что можно увидеть в ситуации, используя деятельностный подход?

Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выделить из всего множества элементов реальности именно те, без которых ситуация не будет "существовать".

Как же возникает ситуация?

Теория деятельности Леонтьева (4) предполагает, что ситуационно-образующим фактором выступает неудовлетворённая потребность человека, которая "встретилась" с предметом, способным её удовлетворить. Именно "опредмеченная потребность" (мотив по Леонтьеву (5)) побуждает человека к участию в ситуации, "заставляет" его стать её элементом.

Человек совершает действия, находясь в материальной среде, в которой помимо "предмета потребности", существуют также и другие материальные объекты, опосредствующие его активность.

В толковом словаре Даля предмет (перевод на лат. objectum) определяется как всё, что представляется чувствам: предмет вещественный; или уму и воображению: предмет умственный. Исходя из того, что включённые в ситуацию объекты должны быть доступны как субъекту, так и объекту контекстного управления, т.е. существовать в реальности, не зависимо от её восприятия человеком, в дальнейшем изложении под предметом будет пониматься только предмет вещественный.

Таким образом, без потребности и без предметов, прямо или косвенно влияющих на возможность её удовлетворения, ситуация просто не возникнет. Она существует, пока не достигнут некий результат в удовлетворении породившей её потребности. Учитывая тот факт, что человек единственный, кто способен "определить" степень достижения этого результата, можно предположить, что у него имеется некая база для этой оценки, т.е. он "знает" чего ждать.

Это справедливо как для квазипотребностей (обозначения потребности как квазипотребности означало для К. Левина подчеркивание ее социальной обусловленности, т. е. того, что по своей природе она не врожденная и не биологическая (2)), так и для естественных, биологически обусловленных потребностей. Вы встаёте из-за обеденного стола с чувством лёгкого голода, чувства, которое считается индикатором удовлетворения пищевой потребности. Потребность ещё не удовлетворена, но, тем не менее, Вы уже перестали есть. Через ожидаемый результат, через "знание" того, при каких условиях ситуация перестанет быть актуальной (от лат. actualis - действующее в реальности), потребность присутствует в ситуации.

Помимо "носителя" потребности, человек в ситуации выступает как активный элемент, совершающий действия с включёнными в неё предметами, осуществляющий деятельность (по Леонтьеву - действия, направленные на предмет, приобретают свойства деятельности) по удовлетворению породившей ситуацию потребности.

Без его действий ожидаемый результат не будет достигнут, а значит и потребность не будет удовлетворена. Итак, ситуация не будет "существовать" без: потребности, присутствующей в ней через ожидаемый результат; человека, ожидающего некоего результата от участия в ней, связанного с удовлетворением определённой потребности; предметов, прямо или косвенно влияющих на возможность удовлетворения человеком этой потребности; действий с предметами, включёнными в ситуацию, осуществляемых человеком и направленных на достижение ожидаемого им результата.

Таким образом, деятельностный подход к проблеме контекстного управления позволяет определить ситуацию, как совокупность предметов, побуждающих и опосредующих действия человека, направленные на получение ожидаемого результата по удовлетворению определённой потребности.

Данное определение внутренне не противоречиво и является подмножеством общего понятия "ситуация", данного в начале этой статьи. Возможно, оно даёт упрощённое понимание проблемы контекстного управления, но психика человека отражает окружающий мир только в его существенных деталях, иначе "мир" в нас никак физически не поместится, что не мешает нам использовать свои знания о нём. Главное, чтобы детали были существенные.

Любое определение, данное на основе деятельностного подхода, по мнению ряда авторов (11), страдает односторонностью в отражении отношений субъект - среда, т.е. предполагает, что поведение человека детерминировано внешними условиями, а не им самим, не его волей.

Но, во-первых, определение ситуации было дано в рамках заранее заданных ограничений и поэтому с самого начала не претендовало на универсальность.

А, во-вторых, это как раз и происходит при контекстном управлении.

Могут ли объект и субъект контекстного управления оказаться в одной ситуации?

Объект и субъект контекстного управления не могут быть в этом качестве элементами одной ситуации, потому что один из них должен сначала её "организовать", чтобы потом другой в ней действовал. Хотя это разные фрагменты действительности, но между ними есть нечто общее. А именно, та совокупность предметов, которую "организует" один в своей ситуации и которая побуждает и обеспечивает действия другого в своей.

Как можно, влияя сейчас только на один из элементов ещё не существующей ситуации, изменить будущее поведение человека в ней?

Само по себе, определение ситуации не даёт ответа на этот вопрос, т.к.: неизвестно, сколько и какие именно потребности будут удовлетворяться им здесь и сейчас; для удовлетворения совершенно непохожих друг на друга потребностей мы можем использовать одни и те же предметы; мы можем осуществлять с одними и теме же предметами большое количество разнообразных действий в зависимости от условий, в которых они совершаются; ситуация обязательно должна рассматриваться соотносительно со свойствами и особенностями того, кто в этой ситуации действует (6).

А действует в ней человек, который представлен там помимо своих деятельностных характеристик и системы внутренних побуждений, также своими индивидуально-психологическими и личностными свойствами. Кажется, что приведённые причины делают невозможным прогнозирование поведения человека, а значит и контекстное управление им. Но это только на первый взгляд.

Может ли человек находиться в нескольких ситуациях одновременно?

Наше поведение носит определённую направленность, и то, что вы читаете уже несколько минут эту статью лишнее тому подтверждение. Эту направленность ему придаёт особая форма организации высшей нервной деятельности человека, которая получила название доминанта - т.е. временно господствующая рефлекторная система, обуславливающая работу нервных центров в данный момент.

Учение о ней было создано русским физиологом А.А. Ухтомским в 20-х годах прошлого века. Доминанта как принцип работы нервных центров, соответствует с психологической точки зрения тому, что называется вниманием, или - у Бехтерева - рефлексом сосредоточения; она свидетельствует об изначальной активности организма, об его "предуготованности" к действию и целенаправленной организации самого действия.

При этом действие должно быть информировано о предмете, на который направлено (10). Поэтому всегда существует период времени ("сейчас") в течение которого человек удовлетворяет только одну определённую потребность. А именно ту, для которой "здесь" имеются соответствующие предметы, конечно, если он "знает" что с ними делать. Иными словами, человек может находиться только в одной ситуации.

Почему люди используют для удовлетворения определённой потребности определённые предметы, совершая с ними только определённые действия в определённых условиях?

Человек появляется на свет с врождёнными формами поведения, называемыми инстинктами, такими как сосательный, хватательный и т.п. Он "приходит" оттуда, где нет предметов из мира взрослых. Если бы он оставался здесь один, то его инстинкты, в отличии, например, от лягушонка, не помогли бы ему выжить. Так и происходит, если ребёнка не "встречают".

"Человек рождается с очень сильно выраженной первичной, самой первой, потребностью в окружающих людях. В общении. В близости, сначала даже в телесной - вот сильно прижаться к чему-то. Для обезьянки ужасно важно вцепиться в шерсть матери. Это сильнее всего. Нет конкурирующих стимулов, этот самый сильный" (5).

Удовлетворяя эту потребность, маленький человек стремиться "слиться" с тем от, кого он зависит, стать таким же. Копируя поведение взрослого, он приобретает необходимые для выживания навыки. Раз заботящееся о нём существо сумело дожить в этом мире до детородного возраста, а это минимум 11-12 лет, значит, оно способно в нём существовать, а его поведение "приспособлено" к окружающей среде.

Взрослея, человек бессознательно подражает наблюдаемому поведению самого приспособленного, самого "успешного" из окружающих его людей, тем самым, повышая свой шанс на выживание. " Люди развили повышенную способность научения через наблюдение, что позволяет им расширить свои знания и навыки на основе информации, переданной путем моделирования.

Действительно, в сущности, все феномены научения через прямой опыт могут появиться косвенно при наблюдении за поведением людей и его результатами" [Bandura, 1989a,p. 14-15]. "Знание" необходимых для удовлетворения потребностей предметов, а также условий для определённых действий с ними и ожидаемого результата последних, человек получает от окружающих его в течение жизни людей.

Что делает поведение человека предсказуемым?

Раз при социальном научении используются одни и те же модели, то и поведение разных людей становится похожим. Главную роль в этом играет культура, позволяющая сформировать у человека очень сложные формы универсального поведения.

Так, американский социолог Роберт Белла определяет её часть, религию, в качестве - "символической модели, формирующей человеческий опыт - как познавательный, так и эмоциональный в решении самых главных проблем бытия" (1).

Таким образом, многие ситуации становятся типичными (от гр. typos- отпечаток, образец), "знакомыми" всем носителям одной культуры, а действия людей в них приобретают свойства автоматических (от гр. automatos - самопроизвольный) операций (4). Т.е. происходят без участия сознания, иными словами, зависят только от условий, в которых они совершаются, а не от личностных или индивидуально-психологических особенностей тех, кто их совершает.

"Фактически автоматическое, стереотипное поведение у современных людей превалирует, поскольку во многих случаях оно наиболее целесообразно, а в других случаях - просто необходимо"(7). Именно на "знании" человеком того, как поведёт себя в типичной ситуации ему подобный, строится эффективное взаимодействие между представителями одной культуры, и именно его отсутствие создаёт столько проблем при межкультурных коммуникациях.

Таким образом, знание совокупности предметов (которое имеется у всех носителей одной культуры), побуждающих и опосредующих действия человека в типичной ситуации, позволяет с высокой вероятностью "предвидеть" его поведение в ней.

Как "работает" контекстное управление?

Если известно, от каких условий зависит нужное автоматическое "поведение", то можно "организовать" соответствующую совокупность предметов, и останется только "ввести" в неё человека, чтобы получить нужный результат. Это и есть ситуационное управление поведением. Сам по себе этот "ввод" тоже может являться результатом другого акта контекстного управления, где, возможно, действует иной субъект управления и т.д.

Люди приходят в аптеку за лекарствами. Если в ней под названием "таблетки" продаются пищевые добавки, имеющие, как и все продукты питания, только гигиенический сертификат, то человек будет готов платить за них также дорого, как и за настоящие лекарства, стоимость которых включает затраты на проведение их клинических испытаний, проводящиеся иногда в течение десятилетий.

Всё вышесказанное позволяет взглянуть на контекстное управление, как на инструмент, способный помочь специалистам более эффективно и качественно выполнять свои профессиональные обязанности. На основе деятельностного подхода к контекстному управлению был создан вариант технологии ситуационного управления поведением человека, состоящей из трёх стадий: прогнозирование поведения; управление ожиданиями; формирования устойчивых форм поведения.

В данной статье, из-за ограниченности места, была лишь обоснована возможность её создания и частично описаны принципы действия используемых в ней методов. Учитывая, что "механизм" удовлетворения потребности является неспецифическим, т.е. не зависит от характера последней, эта технология может стать универсальной.

Так в течение ряда лет её использование позволяло автору получать удовлетворительные результаты в разных сферах деятельности.

Вот лишь некоторые из её прежних применений: психологическая коррекция неадекватного поведения; управление персоналом организации; ориентированные на клиентов продажи товаров и услуг; разрешение конфликтных ситуаций среди работников организации; обнаружение "периодов определённости" в динамике цен акций; использование корпоративной культуры как ресурса развития организации; создание и проведение тренингов: "Основы технологии контекстного управления поведением" и "Основы контекстного управления персоналом".

Опыт более широкого практического использования этой технологии, возможно, позволит сказать о контекстном управлении как о проектировании жизненного пространства человека. Очень хотелось бы, чтобы специалисты по работе с людьми поняли, что применение технологий ситуационного управления лишает человека выбора, делает его марионеткой в руках других людей. Поэтому, именно те, кто использует подобные технологии в своей работе, несут моральную ответственность за последствия от их применения, а не те, кто им за это платит.

Литература.

1. Белла Р.Н. Социология религии / Американская социология: Перспективы, проблемы, методы. - М.:Прогресс, 1972.
2. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
3. Левин Курт. Теория поля в социальных науках.: Пер. с англ. -Спб.:Сенсор,2000.
4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.
5. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец.Психология/ Под ред. Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2000.
6. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
7. Психология влияния. 4-е изд., перераб. и доп./Р.Чалдини.-Спб. Питер,2003.
8. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
9. Универсальный словарь иностранных слов русского языка - М.: Вече, 2000.
10. Ухтомский А.А. Доминанта. Учебное пособие для вузов.-Спб.: Питер,2002.
11. Филиппов А. В., Ковалев С. В. СИТУАЦИЯ КАК ЭЛЕМЕНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТЕЗАУРУСА. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ Том 7 №1 1986


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология