психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 9
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Системные психоневрологические расстройства у детей и подростков. Михаил Буянов.
Психотерапия
Личностное и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика. Бондаренко А.Ф.
Социальное развитие аутиста: глазами родителя. К.Парк
Детская и педагогическая психология
Лесная школа. Коррекционные сказки. (завершение публикации) Марина Панфилова
Тренинг самостоятельности у детей. (завершение публикации) Галина Сартан
Медлительные дети. М.М.Кольцова
Развитие творческого мышления ребенка. Ю.Г.Тамберг
Психология здоровья
Батюшка, я - наркоман!. Игумен Евмений
Психокоррекционная профилактика подростковой наркозависимости. Н.В. Подхватилин
Психология взаимоотношений полов
Типы любви и ее болезненные подобия. Евгений Пушкарев.
Различные чувства - любовь и влюбленность. Евгений Пушкарев.
Колеса любви или куда уходят чувства? Дмитрий Устинов.
Общая психология
Заблуждения человечества, или причины искажения нашего сознания.Ольга Кащеева.
Практика мотивации и управления персоналом
Деятельностный подход к проблеме контекстного управления. Владимир Рогатин.
Публицистика
Сказка о новогоднем подарке. Игумен Евмений.




Московский психологический журнал. №9
Различные чувства: любовь и влюбленность.Евгений Пушкарев.

Евгений Пушкарев, Председатель Интернет Клуба "ПРОСВЕЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ" www.lyubi.ru

Различные чувства: любовь и влюбленность.

влюбленность, любовь, страсть, сексВ ХХ веке психологов, психоаналитиков, психотерапевтов жизнь все-таки заставила всерьез заняться изучением всего спектра любовных чувств между мужчиной и женщиной. К этому времени был накоплен огромный материал для изучений и анализа.

И когда специалисты стали без заклинаний и мистики изучать не только многочисленные любовные сюжеты, а и подробные жизненные истории их героев от раннего детства до старости: воспитание - родительское внимание, здоровье - болезни, творчество - застои, жизнелюбие - фатализм любовная великая загадка стала раскрываться.

- Главным оказалось то, что 6 типов любви предложенные Д.А.Ли - это достаточно разные чувства, похожие лишь внешне, по развитию сюжета и персонам. Если агапэ, сторгэ и прагма - это любовь по всем признакам, то остальные типы мания, людус и эрос - это любви подобные чувства; недоброкачественные влюбленности, в наиболее обостренных формах - психические болезни, от которых можно избавиться только с помощью специалистов.

- Влюбленные по типу мания, людус и эрос чаще других болели, их жизнь нередко заканчивалась преждевременно, даже насильственно. У таких людей сниженная, в чем-то болезненная самооценка, ими часто правит ощущение неполноценности, скрытое или осознанное. Они повышенно тревожны, ранимы, и от этого у них бывают психологические срывы и сексуальные трудности. Их неуверенность в себе может быть воинственной, ими может править болезненный я-центризм. Неврастеничность рождает в них изломанную влюбленность - ненависть, болезненное тяготение - отталкивание - лихорадку несовместимых чувств.

А вот любящие по типу агапэ, сторгэ и прагма наоборот болели реже обычного, жизнь их была дольше, счастливее, гармоничнее, было здоровое потомство.

- Переживающие любовь агапэ, сторгэ и прагму с самого рождения воспитывались в благоприятных условиях, чаще всего, когда были любящие отец и мать. А вот испытывающие чувство мания, людус, эрос при воспитании, недополучили душевного внимания, тепла, заботы, пережили излишне строгое или наоборот безразличное, другие виды осложненного, отклоняющегося воспитания. Из этого был сделан вывод - первая группа чувств является видовой, врожденной, вторая - следствие нерадивого, осложненного воспитания. Позже были разработаны методики, позволяющие избавляться от недоброкачественных, болезненных влюбленностей.

- Влюбленность - это не первый этап любви, а самостоятельное чувство. Т.к. влюбленностей не переходящих в любовь во много раз больше, чем переходящих, к тому же любовь может возникать и без влюбленности.

Влюбленности бывают: естественными и недоброкачественными, которые в наиболее тяжелых, запущенных случаях переходят в психическое заболевание.

Естественные влюбленности:

Подростковая, это один из этапов взросления; она может развиваться как к сверстникам, так и к людям более старшим: учитель, актер, спортсмен и т.п.

Взрослая - это чувство, питаемое гормонами, инициированное ситуационными признаками: мечтами, фантазиями, предположениями, заряженностью на эмоциональные переживания, весной, отпуском, пляжем, короткими встречами и т.д.

Недоброкачественные влюбленности (в последующих статьях эти чувства будут подробно описаны): Мания, людус и эрос. Они могут развиться и к людям гораздо старшим, гораздо младшим, недосягаемым и многое др. Было выяснено самое главное, что причины их развития, это психотравмирующее воспитание, особенно в раннем детстве.

В чем именно глубинная разница любви и влюбленности? В мировой культуре и в обиходе чаще всего встречаются два одинаковых внешне взгляда: сторонники одного думают, что любовь сильнее, а влюбленность слабее; сторонники другого не отличают любовь от влюбленности, называют именем любовь почти всякое влечение.

Если естественная влюбленность - это всего лишь гормоны плюс ситуация, то недоброкачественная влюбленность - это чувство всегда более интенсивное и глубоко захватывающее личность, в наиболее болезненных случаях подавляющее разум и волю. Именно этот количественный показатель чувства в течение нескольких тысячелетий вводил в заблуждение человечество и по недоразумению именовался "настоящей любовью".

Такое смешивание с материком любви соседних архипелагов - влюбленностей, пожалуй, не просто рождает путаницу понятий, оно возвело в ранг любви то, что стоит "ниже" любви и даже в стороне от нее, а саму любовь низводит с ее вершин к ее склонам или подножию. Влюбленность отличается от любви так же, как суеверия отличаются от веры, как отличается абитуриент ВУЗа от сформированного специалиста, как лотерейный билет отличается от разыгрывающегося автомобиля, как дождь отличается от реки, как графит отличается от алмаза, как огонь фейерверка от огня доменной печи.

Выдающиеся писатели и ученые о любви писали и с восторгом, как о наивысшем удовольствии, благе, так и с противоположными оценками.

В XIII веке Ричард де Фурникаль писал: "Любовь - это безумство, неиссякаемый огонь, неутолимый голод, сладость восторга, приятное безрассудство, неустанный труд и отдохновение от труда".

В.Шекспир: "Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары ее, ни счастья - выше наслаждения служить ей".

"От любви бывает мор, мрак, морока и позор", - приводит Стендаль в своем романе "Красное и черное" слова из Гербовника любви. Сколько обвинений, сколько проклятий любви с тех пор как свет стоит? Любовь рассматривается как "демоническое начало", как темная, зловещая, "адская" сила, выходящая из-под контроля человека, его сознания, разума, нравственных чувств.

В "Каноне врачебной науки" 1020 г. Авиценна - Абу Али Ибн Сина писал: "Любовь - заболевание, вроде наваждения, похожа на меланхолию. Определение предмета любви есть одно из средств лечения".

Эта путаница возникла из-за того, что в одну кампанию объединили чувства с противоположными качествами. Эту ошибку можно прокомментировать пословицей "Паршивая овца все стадо портит". И этой паршивой овцой является - мания (реже людус и эрос), это недоброкачественное, болезненное чувство близко нельзя подпускать к абсолютно положительному чувству, именуемому - "любовь".

Когда молодожены при опросах говорят, что женились по любви, это не точно, т.к. они женились по влюбленности, к некоторым счастливчикам любовь придет, а к большинству - нет. Это происходит из-за того, что их никто не научил переживания влюбленности отличать от любви.

Влюбленности могут длиться несколько минут, а могут и несколько десятилетий, до конца жизни, особенно это относится к недоброкачественным влюбленностям.

Признаки любви.

Биологи - эволюционисты считают, что любовное чувство способствует воспроизводству наиболее здорового, полноценного потомства. Тысячи лет назад в период жестоких условий выживания, дети, выросшие в семье, где родители любили друг друга, были более жизнеустойчивы, т.к. мужчина оказывал своей половой партнерше в период ее беременности и после родов особое внимание, обеспечивая защиту, пищу и воспитание потомства. Поэтому любовное чувство сформировалось и закрепилось как видовой признак.

Немецкий философ А.Шопенгауэр по этому поводу писал: "Индивидуализация любовного чувства у человека есть ни что иное, как хитрость природы. Она "заботится" не только о сохранении человеческого рода, но и об его природном усовершенствовании и возвышении. А для этого недостаточно размножения путем случайного соединения особей разного пола: индивидуально-определенных производителей. У человека, в отличие от животного, речь идет не столько о прекриации вообще, сколько о воспроизводстве наиболее пригодного для мировых целей потомства. Поэтому конкретное лицо может иметь потомство не от всякого субъекта противоположного пола, а лишь от определенного, который для него особо привлекателен…"

Любовь абсолютное благо, как и доброта, совесть, сострадание, милосердие - эти всечеловеческие, нравственные ценности, в высшей степени положительные и созидательные. Поэтому страдания, депрессии, тем более суициды со светлым чувством любовь не совместимы. Любовь - двуединое чувство, она не бывает без физического влечения, детей, продолжения рода. По этому поводу Вл. Соловьев писал: "Духовную любовь ("платоническую") нельзя признать "истинной", так как не допускает противоположения духа телу: человек в целостности, духовно - телесен. Любовь духовная не имеет и не может иметь за собою никакого реального дела; она вне воли и движения".

Вот, что по этому поводу считает психолог В.Франкл: "Любовь столь же основной феномен, как и секс. В норме секс является способом выражения любви. Секс оправдан, даже необходим, коль скоро он является проводником любви".

Эрих Фромм (классическая работа которого "Искусство любить" 1956г, несомненно, повлияла на последующие исследования этой темы) считал, что любовь исполнена смысла лишь тогда, когда она не препятствует полному самовыражению. Любовь Фромм определял как "союз, при котором сохраняется цельность и индивидуальность человека" и отмечал, что парадокс любви состоит в том, что два человека, "становясь одним целым, все же остаются двумя разными людьми".

Рей Шорт профессор социологии университета Висконсин в Платтевилле: "Любовь существует тогда, когда ваши сильные нежные чувства к другому человеку уравновешены разумом и глубоким уважением. Суждения о человеке совершенно объективны и рациональны. Любовь ассоциируется с чувством самоуверенности, доверия и безопасности.

Любовь не является всепоглощающим чувством. Сохраняется интерес ко всему.

Любовь выживает в разлуке.

Любовь проходит сквозь ссоры без потерь, обогащается опытом.

Любви с первого взгляда не бывает. А если вы приведете пример, что вам известен случай счастливой любви, то этот случай будет относиться к исключению из правила".

Д-р Карл Минненгер, выдающийся христианский психиатр, выразил эту мысль такими словами: "Любовь не вспыхивает в нас, она в нас вырастает". Любовь зреет по мере того, как пара постигает принципы любви в повседневной жизни.

Итак, подлинная любовь поднимается над влюбленностью, и нам следует не только ожидать любви и внимания от других, но самим относится с любовью и вниманием к другим".

Любовь между мужчиной и женщиной может быть только взаимной. Если любовное чувство без взаимности - это влюбленность. Взаимность для любви - это как влага для растения, оно не только без влаги не может расти, развиваться, плодоносить, но даже семя без живительной влаги не прорастет.

Есть ошибочное мнение "Любовь - это работа по сохранению чувства, по его поддержанию и возможному усовершенствованию в течение всей жизни. Если в печку дров ни подбрасывать, их ни ворошить, огонь погаснет".

Влюбленность надо поддерживать и сознательно защищать, чтобы она дольше просуществовала, а любовь - это самодостаточное, психостимулирующее чувство, которое само человека делает более сильным и жизнеустойчивым. А работа - это то, что любви предшествует: приобретение необходимых знаний о природе этого чувства и объективный выбор партнера, к которому это чувство возникнет. Конечно, наши чувства и эмоции рождаются не в сердце, а в мозге.

Человеческий мозг можно назвать венцом природы, это чрезвычайно сложный, но удивительно целесообразный и гармонично устроенный орган. Сверху его покрывает так называемое серое вещество, состоящее, в основном, из нервных клеток (тех самых, которые "не восстанавливаются") - это кора головного мозга. Под ней находятся подкорковые отделы мозга, состоящие из белого вещества.

Все участки мозга достаточно узко "специализированы" - каждый из них регулирует жизнедеятельность конкретного органа или системы органов. Можно сказать, что в строении мозга отразилась вся история его эволюции: самые "старые" участки (так называемый рептильный мозг), расположенные в подкорковых отделах, руководят "животными", непосредственными реакциями организма (борьба или бегство) в состоянии опасности или стресса (при болезни, ярости, боли, усталости). Над ними лежит группа участков, объединенных названием "лимбическая система". Именно сюда поступают сигналы от всех органов чувств - еще до того, как сознание заметит нашу готовность увидеть, услышать, почувствовать запах или прикосновение.

Наиболее "молода" в эволюционном смысле кора головного мозга, кортекс, но именно он "делает человека человеком", отвечая за интеллектуальные и творческие процессы.
Приняв первичную информацию от органов чувств (это и внешняя информация, и данные о состоянии организма), нервная система передает ее дальше, в удивительное образование гипоталамус: он состоит из нейронов, как нервная система, но одновременно - это типичная эндокринная железа.

В гипоталамусе и прилегающих участках мозга находятся "центры удовольствия и наслаждения", центры тонуса сосудов, сна, аппетита, контроля эмоций, теплорегуляции, иммунитета и многие другие.

"Просмотрев" переданную информацию, гипоталамус "решает", что с ней делать, и выделяет специальные гормоны, управляющие деятельностью гипофиза. Значение крохотной железы (ее вес всего полграмма) гипофиза трудно переоценить. Ее продукты - около30 гормонов - регуляторов (они дают сигналы - команды периферийным, то есть находящимся не в мозгу эндокринным железам) - руководят практически всеми физиологическими процессами в организме.

Один гормон "включает" или "подстегивает" в нужное время вилочковую железу, другой - щитовидную, третий - половые железы.

Некоторые раздражители носят характер безусловных рефлексов, то есть на конкретный набор раздражителей организм отвечает конкретной реакцией. Так, рептильный мозг и лимбическая система, объединившись, "сообщают по цепочке", когда человек оказывается в стрессовой ситуации: в кровь выбрасываются "гормоны стресса" (например адреналин, вырабатываемый надпочечниками), а в лимбической системе мозга формируются чувства, связанные с неудовольствием: ревность, зависть, вина, гнев, страх.

Влияя на человека, они заставляют его искать выход из неприятного положения, в котором он оказался. Точно так же, к примеру, полу прикрытая женская грудь в определенной ситуации может вызвать у мужчины эрекцию - в кровь автоматически "впрыскивается" порция половых гормонов. Именно достаточное насыщение организма половыми гормонами делает возможным возникновение полового желания (как бы ни грустили по этому поводу романтики). Не умея выделить, заметить, проследить у себя процесс зарождения мысли, чувства, желания, мы обычно оперируем своими чувствами как чем-то самостоятельным, чисто духовным.

Захотелось мне, например, съесть яблоко, выпить стакан томатного сока или даже походить по комнате, и я это делаю. Самое желание воспринимается часто просто как произвольный акт. Но ведь все эти желания есть лишь субъективное истолкование определенного состояния той или иной группы нервных клеток головного мозга. А эти клетки, в свою очередь, "истолковывают", отражают определенное состояние тех или иных органов и частей. Перегрелся, обезводился, например, организм. И человеку хочется пить; возник недостаток каких-то витаминов в организме, и ему хочется фруктов; образовался недостаток кальция в организме беременной женщины, и у нее появляется странное желание съесть кусочек мела. Потребность - это отражение объективных нужд организма.

Примерно по такой же схеме мы можем "хотеть" или "не хотеть" общения с тем или иным человеком, шутим или ругаемся, любим или влюбляемся.

Если влюбленность основывается на гормонах и ситуационных признаках, то любовь основывается на фундаментальных признаках психики, открытых К.Г.Юнгом.

В этой статье приведены признаки любви, которые можно назвать внешними, а внутренние, содержательные будут подробно описаны в другой. Вот их перечень.

- Вдвоем интересно, уютно, свободно, преобладает готовность к радости, оптимизму, спокойно (или успокаивающе), отсутствует готовность защищаться, оправдываться.

- Естественное распределение психологических обязанностей (один шутит, другому смешно, один делает логические выстраивания, планирует, другого это устраивает наилучшим образом и т.д.), специфический вклад каждого в оптимальные ход, ритм и насыщенность жизни.

- Партнер понятен, от этого очевидная прогнозируемость, уверенность в будущем, его желанность.

- И в себе ощущаешь, и в партнере чувствуешь признательность, нужность, полезность.

- Возникает ощущение дополнения друг друга, чувствуешь в партнере вторую половину - собственную завершенность, самодостаточность, происходит дезактуализация личностных проблем и комплексов, остаешься самим собой естественным, отпадает необходимость в себе что-то менять, сдерживать или наоборот усиливать, быть не искренним, подъигрывать, приспосабливаться. Это приводит к раскрепощению, наиболее полному раскрытию способностей.

- И в паре, и вне ее чувствуешь уверенность в себе, собственной полноценности, значимости.

- Ко всем выше описанным признакам любви быстро привыкаешь, они становятся будничными, малозаметными и не воспринимаются как феномены, а как само собой разумеющееся. Это как здоровье, когда оно есть, его не замечаешь, а замечаешь, когда оно пошатнулось или утрачено.








Поиск информации на сайте

Rambler



Rambler's Top100





Рассылки@Mail.ru
Физическое и психическое развитие ребенка




Архив номеров и
условия подписки на журнал.


Яндекс цитирования







Google Groups Детская психология
Просмотр архивов на groups.google.ru