психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 3
Обложка номера
Советы родителям и педагогам
Психолог о подростках в школе и семье. Собчик Л.Н.
Психология влияния и психологического насилия
Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов.Волков Е.Н.
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Методы изучения индивидуально-личностных свойств. Собчик Л.Н.
Теория и практика психологической оценки личности. Собчик Л.Н.
Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога. Собчик Л.Н.
Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования.Собчик Л.Н.
Психиатрия и медицинская психология
Ретроспектива психических заболеваний в России. И.И.Щиголева
Психотерапия
О существе терапии творческим самовыражением. М.Бурно.
Личностная основа пограничных психических расстройств. Собчик Л.Н.
Психология бизнеса
Об удовлетворенности трудом, как слагаемом эффективной деятельности рекрутера. Бурякова Е.С.
Спортивная психология
Нейролингвистическое программирование как инструмент замещения допингов. Шашурин П.И.




Московский психологический журнал. №3

Волков Е.Н. "Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов."

Опубликовано: Семья в новых социально-экономических условиях. Материалы Международной научно-практической конференции: 2-10 октября 1997 г. Том 1 / Под ред. проф. З. Х. Саралиевой. – Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. – 409 с. – С. 24-29.

©1997-1999 All rights reserved - Евгений Волков (Yevgeny N. Volkov)

Американский теолог Ричард Л. Доухауэр, сравнивая традиционные религии и те организации и движения, которые получили определение "деструктивные культы", одно из важнейших различий сформулировал так: "Религии лелеют семью. Культы рассматривают семью как врага" (Dowhower, R. L. Guidelines for Clergy. Recovery from Cults: Help for Victims of Psychological and Spiritual Abuse. Edited by Michael D. Langone, Ph.D. W. W. Norton & Company, New York, London. 1995, p. 255).

Подобное противопоставление, на первый взгляд, может показаться преувеличением, если не искажением, учитывая, сколько говорят и пишут в этих группах о любви, семейственности, братстве и сестринстве. Так, например, адепты Церкви унификации (они предпочитают называть себя Церковью объединения) раздают на улицах супружеским парам и родителям с детьми "дипломы истинной семьи", в которых содержится панегирик семейности, а также своего рода кодекс семейных и супружеских обязательств. При этом они раздают приглашения на фестивали семьи, организуемые "Федерацией семей за мир во всем мире", и проводят (не предупреждая этих прохожих) свой ритуал крещения этих встреченных на улице семей. Центры дианетики (отделения церкви сайентологии) приглашают всех на курсы по улучшению семейных отношений и эффективного воспитания детей.

Такие примеры можно было бы множить, но в числе групп, относимых к деструктивным культам, немало и таких, которые провозглашают своим идеалом отказ от родительской семьи и от создания семьи собственной и часто практически требуют этого от своих приверженцев. При попадании в орбиту их влияния уже сформировавшихся, прежде всего молодых, семей они навязывают существенные регламентации супружеских и семейных взаимоотношений.

При таких внешних отличиях, на самом деле, все эти группы объединяет глубинное противостояние как всему обычному обществу (в американской литературе используется термин "mainstream society" - "общество основного потока"), так и одному из основных его институтов - семье.

Тут необходимо важное терминологическое отступление. Противопоставление традиционных и так называемых нетрадиционных религий только в сравнении друг с другом не совсем правомерно, поскольку упускает из виду принципиальные системные качества. Традиционные религии выступают элементом системы традиционного же общества ("mainstream society"), тогда как многие из нетрадиционных религиозных групп и движений являются сами по себе системами нетрадиционного же общества (изолированной системой социализации и жизненно-смысловых ориентиров). Фактически речь идет не о праве на ту или иную веру, а о претензии на создание иного общества, что таковыми группами и их лидерами декларируется вполне открыто (в церкви сайентологии существуют даже специальные отделы и секции по созданию новой цивилизации). Это обстоятельство вроде бы лежит на поверхности, но почему-то ускользает от более пристального и глубокого внимания части исследователей, журналистов и законодателей.

Изначальная установка деятельности таких групп и их членов предельно манипулятивна и паразитична по отношению к тому обществу, в ткани которого они зарождаются: пользоваться всеми правами и благами, которые хоть как-то способствуют целям группы и до поры, до времени терпеть (а лучше по возможности сразу вырывать с корнем) то, что хоть как-то ей мешает - права и интересы других людей и групп, свобода критики и информации, иные мнения и убеждения.

Семья, семейные связи и отношения реально являются главными объектами психологической и духовной агрессии со стороны деструктивных культов в связи с тем, что они представляют конкурентные системы социализации. Модель воздействия на личность в культе можно представить как процесс регрессии в детское, инфантильное состояние, с которого начинается пересоциализация индивида в члена культовой "семьи", которому навязываются новые "родители" и организуется новое "рождение" для "новой жизни". В этой модели обычная семья находит место только в том случае, если она интегрируется как младшая, во всем зависимая, часть главной, основной ("истинной") культовой "семьи", т.е. превращаясь в группу разновозрастных "детей" по отношению к лидеру и группе.

Не случайно в уникальном Веллспрингском реабилитационном центре для жертв культов (штат Огайо, США) в основу терапевтического метода положен трансактный анализ динамики трех эго-состояний: Ребенка (Дитя), Родителя и Взрослого. Он позволяет отчетливо выявить патологичность и асоциальность системы культовых "семейных" отношений в сравнении с моделью здоровой или даже среднестатистической семьи обычного общества.

В предлагаемой схеме, взятой из работы Инго Мишеля "Культовая травма и исцеление" (Ingo Michehl. Cult Trauma and Recovery), представлена схема внутреннего диалога здоровой растущей личности. Из нее видно, что преобладает диалог Заботящегося Родителя и Свободного Дитя, а сам диалог находится под контролем Взрослого, следящего за тем, чтобы этот диалог не отрывался от реальности, соответствовал фактам, наблюдениям и опыту.

В случае культовой личности мы видим преобладание диалога Критикующего Родителя и Адаптированного Дитя при полной изоляции и регрессии Взрослого.

Эти внутренние диалоги являются интериоризациями тех преобладающих отношений, которые складываются в соответствующих социальных группах, контролирующих процесс социализации. На схемах хорошо видно, что основной объект поражения в культовой среде - это эго-состояние Взрослого, ответственное за зрелость и социальную продуктивность личности.

Из этого обстоятельства естественно вытекает вывод, что антикультовая профилактика и терапия должны быть нацелены на воспитание и укрепление эго-состояния Взрослого как в растущей, так и в сформировавшейся личности. Такой подход также позволяет более точно и конкретно обозначить поле деструктивности культовых манипулятивных групп.

Защита семьи и молодежи от психодуховной агрессии деструктивных культов строится в России в настоящее время на основе активности родительских комитетов и обществ, объединяющих мизерную часть родителей и семей, реально затронутых этим явлением. Можно выделить две основные стратегии поведения родителей, чьи дети оказались в "Белом братстве", у мунистов, у Виссариона или среди сайентологов и т.д. Первая - силовая, т.е. нацеленная на инициировании запретительных законодательных инициатив и судебных исков, на привлечение силовых правоохранительных органов и насильственное изъятие своих детей из подобных групп. Вторая - системно-конструктивная, нацеленная прежде всего на восстановление личностного контакта со своими детьми и на широкую информационно-просветительскую работу. Эти стратегии могут смешиваться в деятельности конкретных организаций или усилиях отдельной конкретной семьи.

Несомненно, что общество и государство должны принимать все законные и обоснованные меры законодательного и административного характера, чтобы в максимальной степени добиться от культовых движений, в какой бы сфере и под каким бы прикрытием они ни выступали, соблюдения "правил игры" в демократическом и открытом обществе. Но для системы воспитания и просвещения (образования), для молодых и взрослых людей, становящихся родителями, главной целью и главным приоритетом должно быть тщательное культивирование зрелого эго-состояния Взрослого в структуре личности своих детей при поддержке Свободного Ребенка и поощрении Заботливого Родителя.

В заключение хотелось бы отметить американский опыт как разработки просветительских программ по антикультовому воспитанию в школах и вузах, так и мощного движения по развитию критического мышления (Critical Thinking), материалы которых могли бы быть во многом перенесены на российскую почву, значительно сократив для нас период проб и ошибок. Это тем более актуально, что немало деструктивных культов пробуют войти в семьи через школьные и вузовские двери, а кроме того, уже можно говорить о нескольких случаях возникновения "педагогических" деструктивных культов типа "Движения инструкторов мира, здоровья и согласия", "Юнивера" (группа Жана Гавэра - Ивана Гавриленко) и группы Столбуна.

Социально-психологической культуре семьи брошен серьезный вызов. Глубокое его осмысление и быстрые решительные действия, основанные на опыте многих западных стран, столкнувшихся с этим феноменом более двадцати лет назад, могут предотвратить множество трагедий и поломанных жизней.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология