психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 3
Обложка номера
Советы родителям и педагогам
Психолог о подростках в школе и семье. Собчик Л.Н.
Психология влияния и психологического насилия
Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов.Волков Е.Н.
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Методы изучения индивидуально-личностных свойств. Собчик Л.Н.
Теория и практика психологической оценки личности. Собчик Л.Н.
Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога. Собчик Л.Н.
Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования.Собчик Л.Н.
Психиатрия и медицинская психология
Ретроспектива психических заболеваний в России. И.И.Щиголева
Психотерапия
О существе терапии творческим самовыражением. М.Бурно.
Личностная основа пограничных психических расстройств. Собчик Л.Н.
Психология бизнеса
Об удовлетворенности трудом, как слагаемом эффективной деятельности рекрутера. Бурякова Е.С.
Спортивная психология
Нейролингвистическое программирование как инструмент замещения допингов. Шашурин П.И.




Московский психологический журнал. №3

Собчик Л.Н. "Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики"
Глава II. "Методы изучения индивидуально-личностных свойств."

Для того, чтобы определить характер человека, его способности и наклонности, а также стиль общения с окружающими, существует большое количество различных психологических методик.
Психодиагностика представляет собой формализованный (квантифицированный) метод исследования психологических свойств конкретного человека. Считается, что объективность психодиагностических тестов обусловлена статистически подтвержденной достоверностью, а полученные результаты не зависят от опыта и личностных особенностей экспериментатора.

Выраженные языком цифр, показатели тестов дают возможность сравнивать степень выраженности тех или иных свойств у разных людей, у одного и того же человека при повторных исследованиях - в динамике, а также позволяют выявить наиболее типичные тенденции в определенной группе людей, в той или иной популяции путем усреднения результатов множественных исследований. Адаптация того или иного теста предусматривает его стандартизацию, т.е. выявление средненормативных данных для определенной популяции или этноса, так как восприятие стимульного материала методики неоднозначно воспринимается лицами, принадлежащими разным культурам.

Существуют также возрастные и половые различия, меняющие диапазон нормативного разброса показателей методики. Апробированный на репрезентативной группе обследуемых лиц, подтвердивший свою надежность на практике в процессе сравнительного анализа результатами других методик и данными объективного наблюдения, тест может быть взят на вооружение. Однако все вышесказанное о надежности показателей психодиагностического тестирования не является аксиомой. "Слепая" психодиагностика, т.е. диагностика личностных свойств с опорой только на представленные в виде числовых показателей результаты - вещь опасная.

Автор данного руководства пользуется таким подходом исключительно в тех случаях, когда идет проверка теста, когда апробируется новый подход к интерпретации данных и необходимо выявить вероятность "прямого попадания" в процессе проверки какого-либо нового критерия оценки личности или состояния. Но на практике, когда речь идет о живых людях и решается в том или ином контексте их судьба, язык цифр может служить лишь в определенной мере опорой и средством объективизации личностного портрета.

Оценка личностных свойств человека или его актуального состояния должна вестись с позиций комплексного подхода, включающего не только формальные показатели психодиагностического исследования, но и биографические данные, сведения о его профессиональном, социально-экономическом и семейном статусе, о той ситуации и жизненном пространстве, в котором он сейчас находится, о тех жизненных обстоятельствах (на момент обследования), которые могут оказать значительное влияние на результаты тестирования.

Кроме того, весьма желательно посмотреть на данного человека, оценить его общефизические и физиогномические особенности, заглянуть ему в глаза, наладить с ним контакт и снять опасения, которые может вызвать процедура обследования. Соблюдая все упомянутые условия, психолог может надеяться на эффективность проведенного исследования и относиться с доверием к полученным результатам. О том, как при чисто формальном подходе опасно доверять числовым показателям даже самой проверенной и надежной методики, мы еще неоднократно будем говорить на страницах этой книги.

Судьба психодиагностики в нашем отечестве сложна. Если 10-15 лет тому назад психодиагностика подвергалась жестокой критике, то теперь можно отметить другую крайность: что ни попадется под руку, то и тест. Что ни тест, то панацея: его используют при решении самых разнообразных и неожиданных целей, без попытки подтвердить полученные данные другим методом. А если используется пакет тестов, то подбор методик скорее случайный, чем продуманный, и уж точно, что он не опирается на определенную концептуальную базу.

Поэтому в процессе психологического сопровождения нередко один психолог не может понять другого, знакомясь с его заключением, что значительно мешает преемственности. Необходим проверенный, адаптированный к отечественным условиям, теоретически обоснованный набор надежных психодиагностических методик, который бы способствовал индивидуализации подхода и позволил объективизировать результаты психологического сопровождения.

Нивелировка индивидуальности и тенденция к ориентировке на "среднего ученика" или "среднего человека" привела к тому, что прекрасные работы отечественных психологов, занимавшихся психологией индивидуальных особенностей, в 30-е годы были отринуты и надолго. За рубежом же эти исследования продолжались. В связи с такой историей нашей психологии в настоящее время нам приходится встречать созданные когда-то у нас методики, усовершенствованные на западе. При этом возникает необходимость заново их реадаптировать, т.е. приспосабливать к нашим условиям и разрабатывать собственные стандарты.

Но как бы много ни существовало психологических тестов, дело совсем не в их количестве. Нет смысла брать любые из них без разбору. Вполне достаточно использовать такой их набор, в котором каждый метод направлен на определенные структуры человеческой психики, на разные уровни самосознания. Многочисленные психологические опросники, незащищенные шкалами достоверности, апеллируют в первую очередь к осознанному "Я". Полученные с их помощью результаты подвержены мощному воздействию Эго-защитных тенденций, вызванных попыткой вторжения во внутренний мир обследуемого лица.

Сопоставление актуального образа "Я", представляющего собой лишь установочный, декларируемый фасад личности, с идеальным образом по тесту межличностных отношений (ДМО) более объективно позволяет определить те черты, которые индивид готов взять под контроль. Вербальные тесты, у которых имеются шкалы, оценивающие надежность полученных данных (MMPI - СМИЛ), позволяют обрисовать внутреннюю картину "Я", которую психолог рассматривает через призму обнаруженных установочных тенденций, аггравирующих или нивелирующих истинный образ.

Наиболее объективными и отражающими глубинные, неосознаваемые переживания являются тесты, использующие невербальные стимулы (цветовые эталоны, картинки или портреты, неструктурированные пятна). Для того, чтобы получить всесторонний портрет личности, следует использовать такую батарею тестов, которая бы выявила личностные особенности на всех уровнях самосознания. При этом необходимо, чтобы полученные данные позволили объективно оценить и эмоционально-динамические характеристики, и интеллектуальные способности, и стиль межличностного поведения, и мотивационную направленность индивида.

Словом, все многообразие личностных свойств необходимо выстроить в такую вертикаль признаков, которая сделала бы сопоставимой феноменологию разных уровней самосознания в рамках определенной индивидуально-личностной типологии. Согласно такому подходу на базе многолетних исследований выстроена психодиагностическая модель индивидуально-личностного конструкта. В основу модели целостной личности положена приведенная выше типология индивидуально-личностных свойств.

Многомерность психодиагностической модели создается тремя векторами (направлениями) исследования. Первый вектор предусматривает вертикальный многоуровневый подход, позволяющий оценить с помощью соответствующих методик разные уровни личностной организации - бессознательное "Я", осознаваемый образ "Я", декларативное (субъективное) актуальное и идеальное "Я". При этом последовательно и в сопоставлении учитываются феноменологически близкие показатели, отражающие:
1) врожденные типологические свойства,
2) характер, формирующийся в процессе взаимодействия врожденных свойств с воспитывающим влиянием окружающей среды и
3) направленность социальной активности, опирающуюся на субъективную избирательность, которая ограничивает вероятностный выбор человека.

Второй вектор имеет горизонтальную направленность и параллельно изучает мотивацию, эмоции, стиль межличностного общения и познавательные способности через призму ведущей тенденции как базовой характеристики. При этом центральную позицию занимают показатели нормативного разброса, а нарастание интенсивности признаков отражает акцентированные типологические черты и дезадаптивные формы переживания и поведения.

Третий вектор направлен на изучение динамики индивидуально-личностных характеристик под влиянием ситуации, в стрессе, при эмоциональной напряженности, с обращением особого внимания на индивидуально очерченный диапазон изменчивости.

Исследование проводится с использованием в сравнительном анализе специально подобранных психодиагностических методик, в числе которых в разном сочетании оптимальными являются следующие тесты:

1. ИТО - оригинальный, разработанный автором монографии индивидуально-типологический опросник (91 пункт), с помощью которого можно определить приведенные выше ведущие тенденции.

2. ИТДО - детский вариант ИТО (61 пункт), для детей 10-15 лет.

3. Метод диагностики межличностных отношений ДМО (адаптированный тест Лири), позволяющий выявить субъективную самооценку обследуемого лица в сопоставлении с идеальным образом "Я", а также оценку им значимых окружающих в сравнении с их идеальным образом.

4. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ, адаптированный и модифицированный тест MMPI (полный, с использованием дополнительных шкал - 566 утверждений, и сокращенный - 397 утверждений, взрослый - мужской и женский - и подростковый варианты). Это - полупроективный тест, исподволь выявляющий эмоциональные особенности, мотивацию, индивидуальный стиль межличностного поведения и познавательной сферы.

5. Метод цветовых выборов МЦВ - проективный тест, выявляющий особенности актуального состояния, весьма эффективный при изучении динамики уровня тревожности.

6. Метод портретных выборов МПВ, модифицированный тест восьми влечений Сонди, глубинный проективный тест направленный на изучение бессознательных аспектов личности, базирующихся на восьми основных влечениях.

7. Разработанный автором монографии Вербальный фрустрационный тест (ВФТ), позволяющий оценить уровень агрессии и сопротивления личности средовым влияниям, сферу нарушенных межличностных отношений и иерархию ценностей индивида.

8. Рисованный апперцептивный тест РАТ (оригинальный авторский тест , продлжающий лучшие аспекты Тематического апперцептивного теста Мюррея в более практичном и современном варианте), раскрывающий наличие конфликта и сферу его проявления.

9. Мотивационный тест Хекхаузена, позволяющий оценить силу и направленность мотивации достижения успеха и избегания неудачи.

Для изучения уровня интеллекта и когнитивных функций наиболее эффективными для применения в разных целях являются:

10.Шкала измерения интеллекта Векслера, оценивающая интеллект и тип мышления индивида с помощью 11 субтестов.

11.Интеллектуальный культурно-свободный тест Кеттелла, направленный на изучение интуитивного типа мышления, связанного с социальной предприимчивостью.

12.Интеллектуальные тесты Айзенка-Горбова, позволяющие определить соотношение числового, вербального и наглядно-образного типов мышления.

Иногда в проведенном исследовании использовались 16-факторный метод исследования личности Кеттелла и Роршах-тест в адаптации Белого. Однако надежность опросника Кеттелла оказалась значительно ниже по сравнению с Многофакторным методом исследования личности СМИЛ, данные которого перекрывали с избытком интерпретацию 16-факторного теста, в связи с чем здесь изложение этой методики не приводится. Что касается проективного теста Роршаха, то он является прекрасным дополнением к любому набору психодиагностических тестов и нередко позволяет окончательно развеять остающиеся сомнения. Однако изложение основ этого теста заняло бы слишком много места, поэтому имеет смысл отослать заинтересованного читателя к изданной в 1993 г. книге И.Б.Белого "Роршах-тест. Практика и теория".

Для каждого отдельного исследования в зависимости от задачи, стоящей перед психологом, достаточно использовать 3-4 методики. Важно, чтобы набор используемых тестов позволил описать целостный портрет и охватывал разные аспекты личности.

Широкое использование психодиагностической батареи для построения портрета личностной индивидуальности в разных сферах прикладной психологии и в научных исследованиях подтвердило на практике ее эффективность и показало, что контингент лиц, условно называемых нормой, не является нулевой характеристикой отсчета, унылой и безликой усредненностью, а представлен широким коридором индивидуально-личностного многообразия.

Ведущие тенденции обнаружены на всех уровнях самосознания как сквозная, стержневая характеристика, определяющая индивидуальный стиль эмоциональных переживаний, мотивационной сферы, особенностей межличностного поведения, силы и направленности социальной активности, что в известной степени влияет на иерархию ценностей индивида.

Данные психодиагностического исследования убедительно показывают, как полярные, разнонаправленные тенденции уравновешивают друг друга в норме, как выявляются заостренные черты при отсутствии равновесия, как отражается внутренняя противоречивость при одновременном заострении полярных свойств, а при избыточной степени выраженности - как проявляются дезадаптивные состояния.

Согласованность вертикальных показателей обнаружена у гармоничных, уравновешенных людей, а также у лиц с умеренно повышенной тревожностью и сензитивностью при выраженной склонности к рефлексии. Рассогласованность между данными вербальной методики в виде опросника (тест СМИЛ) и результатами невербального тестирования (МЦВ, адаптированный тест Люшера) является показателем личностной дисгармонии, плохого самопонимания и чаще наблюдается у гиперстеничных импульсивных, эмоционально незрелых личностей с низким уровнем самосознания. Феноменологические несовпадения между показателями субъективной самооценки (тест ДМО) и данными полупроективного теста СМИЛ (MMPI) свидетельствуют о мотивационных искажениях, связанных с установочными реакциями обследуемого лица. Расхождения между данными достоверного профиля СМИЛ и результатами проективного теста Сонди характерны для лиц с выраженным внутренним конфликтом или с неадекватной самооценкой.

Однократное, сиюминутное исследование не всегда позволяет дифференцировать акцентуированные черты личности от состояния, вызванного психотравмой. Динамический вектор психодиагностической модели дает возможность провести грань между преходящими, быстро нормализующимися реакциями лиц психической нормы. находящихся в состоянии стресса или временной социально-психологической дезадаптации, и более устойчивыми формами пограничных психических нарушений.

Таким образом, с помощью разных наборов психодиагностических тестов можно не только выявить индивидуальные особенности психики, разгадать не лежащие на поверхности, скрытые ресурсы человека, но также определить степень его напряженности и неудовлетворенности, прогнозировать его поведение в непредвиденных и сложных ситуациях.

Эти знания помогут специалисту дать конкретному человеку необходимые рекомендации по выбору профессии, посоветовать, как вести себя с трудным подростком, как наладить супружеские отношения, какая сфера социальной активности и в какой роли наверняка будет для него оптимальной. С помощью тестовых методик проводится профотбор в тех сферах профессиональной деятельности, где сам характер трудовой активности предъявляет человеку повышенные требования. Вопросы, связанные с налаживанием дружелюбного сотрудничества в производственных, поисково-разведывательных, предпринимательских, спортивных, творческих и прочих коллективах также решаются с помощью психологических методов.

Большое значение имеют такого рода исследования для своевременного выявления угрозы человеческой психике. Предвестники дезадаптации (т.е. нарушения нормального взаимодействия человека с окружающей средой, перенапряжение в связи со сложной учебной или трудовой деятельностью) часто проявляются в виде психологического дискомфорта раньше, чем это обнаружится другими способами, и даже раньше, чем это дойдет до сознания самого человека. Поэтому психодиагностические методики в руках опытного психолога являются надежным и тонким инструментом, позволяющим распознать индивидуально-личностные особенности человека в целях профориентации или кадрового отбора, но и разработать дифференцированный подход в каждом отдельном случае для предупреждения нервного срыва, криминального поведения, алкоголизации, агрессивных проявлений, суицидальных тенденций и др.


Описание методик вместе со стимульным материалом, изложенное в нескольких методических пособиях и практических руководствах можно найти через распространителя ИПП по тел 156-21-11 или через E-mail apilns@online.ru


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология