В данной статье описываются возможности применения
разработанной автором психодиагностической модели изучения личности
(набора тестовых методик), основанной на психологии индивидуальности
и теории ведущих тенденций, применительно к созданию дифференцированного,
личностно-ориентированного педагогического подхода в высшей школе.
Педагогический
процесс в высшей школе, как правило, опирается на разработанную
методологию, инструкции и планы, ориентированые на то количество
знаний, которым необходимо нагрузить студента, чтобы он стал хорошим
специалистом.
При этом часто игнорируются личностные особенности студентов, отсутствует
дифференцированный подход, в котором учитывалось бы то, что они
- разные.
И дело не только в том, что они имеют разный уровень подготовленности
и по-разному мотивированы в отношении учебы. Их индивидуально-типологические
особенности могут настолько различаться, что при прочих равных условиях
(интеллектуальное развитие, подготовленность и пр.) одни из них
- лучше усваивают материал, если он преподносится эмоционально-убедительно,
достаточно артистично, интригующе интересно, другим необходима образная
наглядность, зрелищная впечатляемость, художественная яркость, третьим
достаточно дать основной смысл материала и указать, где они могут
углубить свои познания, четвертым следует все разложить по полочкам,
привести в четкую систему, конкретизировать.
Эти особенности когнитивной сферы тесно связаны с индивидуально-личностной
типологией, с базовыми свойствами личности, берущими свои корни
в генетической почве, на которой произрастает древо личности.
Психология индивидуальности, построенная на разработанной автором
тезисов теории ведущих тенденций, предлагает психодиагностическую
модель изучения личности, с помощью которой нетрудно осуществить
дифференцированный, личностно-ориентированный педагогический подход.
Кроме прочего, набор методик, входящих в эту многомерную (разностороннюю)
психодиагностическую модель изучения личности, позволяет также оценить
степень социально-психологической адаптированности, выделить заостренные
характерологические черты, определить тип акцентуации.
Даже если мы считаем, что в целом студенческая масса - это контингент
нормы, то следует учитывать, что коридор нормы весьма широк, и имеет
свои верхние и нижние границы.
Сложность социально-исторического периода, который переживает страна,
не может не сказываться на психическом состоянии населения и, особенно,
молодежи.
В связи со всем выше сказанным, возрастает роль психолога как серьезного
помощника педагогическим силам вуза в сфере создания эффективного
процесса обучения и в налаживания благоприятного психологического
микроклимата.