Автор статьи считает, что причина психологического
насилия и манипулирования кроется в психике самих людей, которые
позволяют себя обманывать. Слишком часто люди ведут себя нерационально,
при этом рационализируя свои заблуждения; не анализируют обстоятельства,
а поддаются стереотипам, помогающим другим обводить их вокруг пальца.
Евгений Волков заканчивает свою статью цитатой из книги Р. Чалдини
"Психология влияния": "Теперь я уже свободно могу
в этом признаться. Всю свою жизнь я был тем, кого одурачивают".
Пришло время извлечь уроки и помочь другим.
Собственное бессилие так же опасно,
как чье-то насилие.
С. Ежи Лец. Непричесанные мысли
|
«Зомбирование»,
«психотронная и психотропная войны», «психическая атака», «психический
вампиризм», «психическое порабощение», «психологические диверсии»
— немало подобных «страшных» слов и словосочетаний сейчас можно
встретить на печатных страницах, услышать с экрана ТВ!
Я хочу подчеркнуть, что предпочитаю опираться на факты и теории,
основанные на понятных и строгих принципах, и именно поэтому буду
использовать профессиональные термины только в том случае, если
это необходимо.
Два события, с интервалом почти в двадцать лет, наиболее остро показали
всему миру, какими убийственными (в буквальном смысле слова) последствиями
могут обернуться внешне невинно-благородные методы психического
воздействия, если они используются с извращенными намерениями и
не встречают своевременного отпора. Первое — это массовое самоубийство
и убийство более девятисот человек в 1978 году в Джонстауне в Гайане
(Южная Америка) по воле американского проповедника Джима Джонса,
лидера секты Народный Храм. Второе — убийство двенадцати и отравление
более пяти тысяч человек в токийском метро в 1995 году по приказу
Секо Асахара, лидера японской секты Аум Синрике.
Для привлечения в эти секты их членам обещали духовный рост, просветление,
приобщение к истине. Они там читали молитвы, пели, общались, медитировали,
слушали проповеди, агитировали посторонних в свои ряды. В результате
психически здоровые люди постепенно превращались в пешек, которые
готовы были бездумно расстаться как со своей жизнью, так и отобрать
ее у других.
Но эти сенсации — только верхушка айсберга. Вот недавнее сообщение
из местных теленовостей: девушка отдала молодой цыганке четыре тысячи
долларов! Без физических угроз, всего лишь в процессе общения! Сам
я однажды случайно оказался свидетелем такого «общения», когда молодая
женщина стояла перед цыганкой, не отрываясь глядела ей в лицо, а
та, в свою очередь не отводя глаз, ловко руками обшаривала ее карманы.
Картина «Удав и кролик».
Да что цыганки! Человек приходит в респектабельный магазин с намерением
приобрести нечто в пределах обдуманной им суммы, а на выходе осознает,
что потратил существенно больше и купил сверх предполагаемого немало
неожиданных вещей. А сколько коварных психологических приемов применяется
на деловых переговорах, в личном общении, в рекламе, в пропаганде,
в любом канале влияния на человека.
Тут я сделаю паузу, но кушать Twix принципиально не буду.
Дело в том, что примеры разных историй и перечисление приемов воздействия
мало что дают человеку. Я называю такой подход «рецептурно-примочечным».
Некоторая польза от него возможна, но современная социальная психология
открывает новые горизонты.
Итак, читатель уже понял, что я считаю опасность психологического
насилия и манипулирования совершенно реальной. Но тут-то как раз
и надо разобраться, что является мифом, а что — реальностью.
Прежде всего мне бы хотелось задать такой вопрос: «Если бы стало
известно, что вам угрожает какая-то физическая опасность (неблагоприятные
условия в предстоящем туристском походе, высокий уровень преступности
в том районе, где вам предстоит жить или работать, сильный гололед
на той дороге, по которой вам придется вести машину), что бы вы
сделали в первую очередь?» Что вообще можно сделать в таких случаях?
Существуют, по-моему, только два варианта: первый — избежать столкновения
с опасной ситуацией, второй — как можно лучше подготовиться к
ней.
Мало кого прельстит перспектива навсегда скрыться из общества,
чтобы исключить возможность опасного влияния, поэтому могу предположить,
что почти все предпочтут второй способ — подготовить себя к жизни
среди людей.
С себя и начнем. Исследования по социальной психологии в нашем
столетии показали следующее.
Значительная доля психологической опасности вытекает из особенностей
психики человека. Если обобщить выводы многочисленных и изощренных
экспериментов, то можно сказать, что мы — люди — необоснованно
считаем себя умнее, рациональнее, тверже и последовательнее, чем
мы есть на самом деле.
Мы опасно недооцениваем силу влияния как различных ситуаций, так
и других людей.
Мы способны вести себя так же слепо, как существа с «куриными
мозгами», например индюшки. Наше семейное воспитание, школьное
и высшее образование не дают ни информации, ни навыков, необходимых
для реалистичного и здравого понимания самих себя и окружающих.
Мы регулярно обманываем самих себя, ошибаемся в понимании других
людей и ситуаций.
Мы слишком часто не рассуждаем рационально, а рационализируем,
то есть оправдываем свои заблуждения.
Мы не анализируем обстоятельства, а поддаемся стереотипам, помогающим
другим обводить нас вокруг пальца.
Перечисляя все эти мало украшающие человека свойства, я вспомнил
об известной восточной притче. Астролог предсказал одному из азиатских
султанов скорую гибель всех его близких и любимых людей. Расстроенный
султан приказал отсечь астрологу голову за такое черное описание
будущего. Другой же астролог, не будучи в силах изменить расположение
звезд, вынужден был сообщить султану ту же самую информацию, но
оказался осыпанным подарками. Когда его спрашивали, как ему это
удалось, он скромно отвечал: «Я сообщил ему только правду — что
он переживет всех своих близких и друзей».
Психологи тоже часто оказываются в подобном положении, когда и
правду человеку надо сказать, и дать ему при этом основания для
оптимизма. Малая толика наших недостатков, упомянутая мною выше,
конечно же, является продолжением немалого числа наших достоинств.
Опасность — это тоже не какой-то отдельный дикий зверь, который
злонамеренно нас преследует.
Жить вообще опасно — рано или поздно приходится умирать (страдать,
ошибаться, напрягаться, терять, рисковать, волноваться, искать,
сталкиваться, попадать впросак, падать, подниматься, шарить впотьмах).
Поэтому любой здоровый человек вполне естественно настроен на
несимметричное восприятие действительности: предпочитает (чаще
всего бессознательно) выделять в окружающем мире, в себе и в других
позитивные и приятные черты, закрывая глаза на многое, что его
может огорчить или вогнать в тоску. Любой высотник или альпинист
скажет вам, что находиться на высоте можно лишь при сосредоточении
на чем-то, что находится на том же уровне. Бездну под собой нужно
игнорировать.
Каким же образом человек может быть благополучным и счастливым,
если опасность — это неотъемлемая черта нашей жизни, а мы сами
имеем столько психологических прорех, что через них без конца
шастают толпы патологических проходимцев и вовсю пользуются нашими
самообманами?
Я предлагаю образ челнока. Мы должны перестать держаться за иллюзорную
стабильность и обманчивое самовосхваление. Вместо этого нам нужно
регулярно выныривать из теплой глубины своего невежества в охлаждающий
и освежающий поток реальности и объективных фактов. Иногда мы
должны заряжаться трезвящим холодом научных данных. Зато потом
можно расслабиться в уюте своих стереотипов и мифов. Освоив навык
и нужный ритм такого челночного перемещения, мы сможем извлечь
максимум пользы и удовольствия как из своих иллюзий, так и из
суровой реальности. Жить одними научными фактами нельзя. Жить
только иллюзиями или пытаться избежать влияния других людей —
означает уподобиться тому сумасшедшему, который бегал по перрону
вокзала и кричал: «А я проводника обманул! Купил билет и не поехал!»
Стоит попробовать отрезвить иллюзии и одновременно облагородить
реальность.
Приведу пример из своей жизни. Не так давно мы с женой пошли на
вещевой рынок покупать ей туфли. При входе некие молодые люди
решительно совали нам в руки какие-то билеты и требовали, чтобы
мы их взяли. Мы сначала подумали, что нам пытаются что-то продать,
и стали отказываться. Тут нам сказали, что это рекламная бесплатная
лотерея, почти насильно всучили уже не раз использованные билеты
моментальной лотереи и подтолкнули к какой-то женщине с папочкой.
Она усталым голосом сообщила сгрудившимся вокруг нее четырем—пяти
ошалевшим «счастливчикам», что какая-то фирма совместно с другой
фирмой проводит рекламную акцию.
Она взяла у нас сильно замусоленные билеты и сообщила, какие выигрыши
пали на эти номера. Естественно, что выигрыши пришлись не на все
номера, но какие-то призы совпали. Женщина предложила пройти куда-то,
где эти призы будут разыгрываться между «конкурентами».
Я взял жену за руку (ей пообещали 200 рублей) и твердо сказал:
«Пошли подальше от этой Страны Дураков!» Пока мы рассматривали
на одном из прилавков обувь, мимо нас в отдаленный закуток рынка
прошла группка завороженных «лохов» во главе с этой уверенной
и деловой мошенницей.
Я смотрели им вслед и думал о той череде обманов и манипуляций,
через которую уже прошел в своей жизни: как я «подарил» мордастому
парню двести «зеленых» в обмен на две бумажки по одному доллару;
как почти 30 лет из своих 43 верил политическим манипуляторам;
как полтора десятка лет поддавался манипуляциям другого человека...
Я мог бы с полным правом повторить первые фразы переведенной мною
книги Р. Чалдини «Психология влияния»: «Теперь я уже свободно
могу в этом признаться. Всю свою жизнь я был тем, кого одурачивают».
Пришло время извлечь уроки и помочь другим.