психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 1
Обложка номера
Детская психология
Социализация агрессии. А.Пономаренко
Советы родителям и педагогам
Рождение ребенка - испытание семьи на прочность. М.Зажигина
Завидки. Т.Залесская
Психолингвистика
Мотив утраты в произведениях Пушкина. В.Белянин
Почему Пушкин - русский поэт. В.Белянин
Психология влияния и психологического насилия
Обманы вокруг нас. Е.Волков
Подарок с нагрузской. Е.Волков
Труднее жить после "Полдня" и "Вечера трудного дня". В.Аврамцев, Е.Волков
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Психодиагностика и психотерапия. Л.Собчик
Немного переработанное интервью корреспонденту психологической газеты "Мы и мир". Л.Собчик
Педагогическая психология
Индивидуализация педагогического процесса в высшей школе. Л.Собчик
Метод цветовых выборов для школьного психолога. Л.Собчик
Нейро-лингвистическое программирование и обучение иностранным языкам. В.Белянин
Психиатрия и медицинская психология
"Вращающиеся двери" в кардиологии. П.Пырков
Психотерапия
О психастеническом мироощущении А.П.Чехова (в связи с рассказом "Черный монах"). М.Бурно
Психотерапия творческого поражения. Б.Воскресенский
Семейные кризисы. А. Толстых, Т. Залесская
Описание психологического и психиатрического подходов к лечению душевных болезней. Биографический и цитохимический путь к болезням. А.Добрович
К построению психо-физической феноменологии в психиатрии (нейротрансмиттерная диссоциация и расстройства психики). А.Добрович
Практическое руководство по терапии творческим самовыражением. Предисловие автора метода. М.Бурно.
Практика управления персоналом
Если кадры решают все ... Л.Собчик
От начальницы до леди-босса. Интервью с психологом Е. Собчик
Психология женского обаяния
Как правильно ставить цели и осуществлять задуманное. А.Пономаренко





"Обманы вокруг нас" Из цикла статей о психологической (без)опасности. Е.Волков
Автор статьи считает, что причина психологического насилия и манипулирования кроется в психике самих людей, которые позволяют себя обманывать. Слишком часто люди ведут себя нерационально, при этом рационализируя свои заблуждения; не анализируют обстоятельства, а поддаются стереотипам, помогающим другим обводить их вокруг пальца. Евгений Волков заканчивает свою статью цитатой из книги Р. Чалдини "Психология влияния": "Теперь я уже свободно могу в этом признаться. Всю свою жизнь я был тем, кого одурачивают". Пришло время извлечь уроки и помочь другим.


Собственное бессилие так же опасно, как чье-то насилие.
С. Ежи Лец. Непричесанные мысли

«Зомбирование», «психотронная и психотропная войны», «психическая атака», «психический вампиризм», «психическое порабощение», «психологические диверсии» — немало подобных «страшных» слов и словосочетаний сейчас можно встретить на печатных страницах, услышать с экрана ТВ!
Я хочу подчеркнуть, что предпочитаю опираться на факты и теории, основанные на понятных и строгих принципах, и именно поэтому буду использовать профессиональные термины только в том случае, если это необходимо.
Два события, с интервалом почти в двадцать лет, наиболее остро показали всему миру, какими убийственными (в буквальном смысле слова) последствиями могут обернуться внешне невинно-благородные методы психического воздействия, если они используются с извращенными намерениями и не встречают своевременного отпора. Первое — это массовое самоубийство и убийство более девятисот человек в 1978 году в Джонстауне в Гайане (Южная Америка) по воле американского проповедника Джима Джонса, лидера секты Народный Храм. Второе — убийство двенадцати и отравление более пяти тысяч человек в токийском метро в 1995 году по приказу Секо Асахара, лидера японской секты Аум Синрике.

Для привлечения в эти секты их членам обещали духовный рост, просветление, приобщение к истине. Они там читали молитвы, пели, общались, медитировали, слушали проповеди, агитировали посторонних в свои ряды. В результате психически здоровые люди постепенно превращались в пешек, которые готовы были бездумно расстаться как со своей жизнью, так и отобрать ее у других.

Но эти сенсации — только верхушка айсберга. Вот недавнее сообщение из местных теленовостей: девушка отдала молодой цыганке четыре тысячи долларов! Без физических угроз, всего лишь в процессе общения! Сам я однажды случайно оказался свидетелем такого «общения», когда молодая женщина стояла перед цыганкой, не отрываясь глядела ей в лицо, а та, в свою очередь не отводя глаз, ловко руками обшаривала ее карманы. Картина «Удав и кролик».

Да что цыганки! Человек приходит в респектабельный магазин с намерением приобрести нечто в пределах обдуманной им суммы, а на выходе осознает, что потратил существенно больше и купил сверх предполагаемого немало неожиданных вещей. А сколько коварных психологических приемов применяется на деловых переговорах, в личном общении, в рекламе, в пропаганде, в любом канале влияния на человека.

Тут я сделаю паузу, но кушать Twix принципиально не буду.
Дело в том, что примеры разных историй и перечисление приемов воздействия мало что дают человеку. Я называю такой подход «рецептурно-примочечным». Некоторая польза от него возможна, но современная социальная психология открывает новые горизонты.

Итак, читатель уже понял, что я считаю опасность психологического насилия и манипулирования совершенно реальной. Но тут-то как раз и надо разобраться, что является мифом, а что — реальностью.

Прежде всего мне бы хотелось задать такой вопрос: «Если бы стало известно, что вам угрожает какая-то физическая опасность (неблагоприятные условия в предстоящем туристском походе, высокий уровень преступности в том районе, где вам предстоит жить или работать, сильный гололед на той дороге, по которой вам придется вести машину), что бы вы сделали в первую очередь?» Что вообще можно сделать в таких случаях? Существуют, по-моему, только два варианта: первый — избежать столкновения с опасной ситуацией, второй — как можно лучше подготовиться к ней.

Мало кого прельстит перспектива навсегда скрыться из общества, чтобы исключить возможность опасного влияния, поэтому могу предположить, что почти все предпочтут второй способ — подготовить себя к жизни среди людей.

С себя и начнем. Исследования по социальной психологии в нашем столетии показали следующее.
Значительная доля психологической опасности вытекает из особенностей психики человека. Если обобщить выводы многочисленных и изощренных экспериментов, то можно сказать, что мы — люди — необоснованно считаем себя умнее, рациональнее, тверже и последовательнее, чем мы есть на самом деле.

Мы опасно недооцениваем силу влияния как различных ситуаций, так и других людей.

Мы способны вести себя так же слепо, как существа с «куриными мозгами», например индюшки. Наше семейное воспитание, школьное и высшее образование не дают ни информации, ни навыков, необходимых для реалистичного и здравого понимания самих себя и окружающих.

Мы регулярно обманываем самих себя, ошибаемся в понимании других людей и ситуаций.

Мы слишком часто не рассуждаем рационально, а рационализируем, то есть оправдываем свои заблуждения.

Мы не анализируем обстоятельства, а поддаемся стереотипам, помогающим другим обводить нас вокруг пальца.

Перечисляя все эти мало украшающие человека свойства, я вспомнил об известной восточной притче. Астролог предсказал одному из азиатских султанов скорую гибель всех его близких и любимых людей. Расстроенный султан приказал отсечь астрологу голову за такое черное описание будущего. Другой же астролог, не будучи в силах изменить расположение звезд, вынужден был сообщить султану ту же самую информацию, но оказался осыпанным подарками. Когда его спрашивали, как ему это удалось, он скромно отвечал: «Я сообщил ему только правду — что он переживет всех своих близких и друзей».

Психологи тоже часто оказываются в подобном положении, когда и правду человеку надо сказать, и дать ему при этом основания для оптимизма. Малая толика наших недостатков, упомянутая мною выше, конечно же, является продолжением немалого числа наших достоинств. Опасность — это тоже не какой-то отдельный дикий зверь, который злонамеренно нас преследует.

Жить вообще опасно — рано или поздно приходится умирать (страдать, ошибаться, напрягаться, терять, рисковать, волноваться, искать, сталкиваться, попадать впросак, падать, подниматься, шарить впотьмах). Поэтому любой здоровый человек вполне естественно настроен на несимметричное восприятие действительности: предпочитает (чаще всего бессознательно) выделять в окружающем мире, в себе и в других позитивные и приятные черты, закрывая глаза на многое, что его может огорчить или вогнать в тоску. Любой высотник или альпинист скажет вам, что находиться на высоте можно лишь при сосредоточении на чем-то, что находится на том же уровне. Бездну под собой нужно игнорировать.

Каким же образом человек может быть благополучным и счастливым, если опасность — это неотъемлемая черта нашей жизни, а мы сами имеем столько психологических прорех, что через них без конца шастают толпы патологических проходимцев и вовсю пользуются нашими самообманами?

Я предлагаю образ челнока. Мы должны перестать держаться за иллюзорную стабильность и обманчивое самовосхваление. Вместо этого нам нужно регулярно выныривать из теплой глубины своего невежества в охлаждающий и освежающий поток реальности и объективных фактов. Иногда мы должны заряжаться трезвящим холодом научных данных. Зато потом можно расслабиться в уюте своих стереотипов и мифов. Освоив навык и нужный ритм такого челночного перемещения, мы сможем извлечь максимум пользы и удовольствия как из своих иллюзий, так и из суровой реальности. Жить одними научными фактами нельзя. Жить только иллюзиями или пытаться избежать влияния других людей — означает уподобиться тому сумасшедшему, который бегал по перрону вокзала и кричал: «А я проводника обманул! Купил билет и не поехал!» Стоит попробовать отрезвить иллюзии и одновременно облагородить реальность.

Приведу пример из своей жизни. Не так давно мы с женой пошли на вещевой рынок покупать ей туфли. При входе некие молодые люди решительно совали нам в руки какие-то билеты и требовали, чтобы мы их взяли. Мы сначала подумали, что нам пытаются что-то продать, и стали отказываться. Тут нам сказали, что это рекламная бесплатная лотерея, почти насильно всучили уже не раз использованные билеты моментальной лотереи и подтолкнули к какой-то женщине с папочкой.

Она усталым голосом сообщила сгрудившимся вокруг нее четырем—пяти ошалевшим «счастливчикам», что какая-то фирма совместно с другой фирмой проводит рекламную акцию.

Она взяла у нас сильно замусоленные билеты и сообщила, какие выигрыши пали на эти номера. Естественно, что выигрыши пришлись не на все номера, но какие-то призы совпали. Женщина предложила пройти куда-то, где эти призы будут разыгрываться между «конкурентами».

Я взял жену за руку (ей пообещали 200 рублей) и твердо сказал: «Пошли подальше от этой Страны Дураков!» Пока мы рассматривали на одном из прилавков обувь, мимо нас в отдаленный закуток рынка прошла группка завороженных «лохов» во главе с этой уверенной и деловой мошенницей.

Я смотрели им вслед и думал о той череде обманов и манипуляций, через которую уже прошел в своей жизни: как я «подарил» мордастому парню двести «зеленых» в обмен на две бумажки по одному доллару; как почти 30 лет из своих 43 верил политическим манипуляторам; как полтора десятка лет поддавался манипуляциям другого человека...

Я мог бы с полным правом повторить первые фразы переведенной мною книги Р. Чалдини «Психология влияния»: «Теперь я уже свободно могу в этом признаться. Всю свою жизнь я был тем, кого одурачивают». Пришло время извлечь уроки и помочь другим.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология