психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Архив форума по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

психология, архив номеровАрхив
номеров
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12





Влияние текста



  Marianna N  в литературе меня всегда интересовало два вопроса...
... и самый главный - ее влияние на людей
откуда-то, видимо из предисловия к книжке, я узнала, что после выхода сентиментальной книжки Гёте "Страдания молодого Вертера", в которой главный герой бросается в реку от неразделенной любви, после выхода этой книги по Германии прокатилась волна самоуйбиств. Шокируйщий факт, не правда ли?

Здесь в контакте задаю этот вопрос в викторине на страничке любителей читать, и узнаю следующее:

В Турции в 1999 году после выхода в ротацию песни
bu aksam olurum
исполнителя
Murat Kekilli
точно так же пошла волна самоубийств.

Это ужасно. Получается это песня убийца.

Что можно на это сказать? Имеют ли право на существование такие произведения? Должны ли мы считать, что естественный отбор продолжается и выживает только сильнейший?

Или же это новый вид оружия, который используют в информационной войне. Когда на использование настоящих вооружений наложено вето, когда применение бомб запрещено, по прежнему властно информационное влияние, против которого есть только один лом - четко знать, что

смотреть/слушать = соучаствовать

Акт наблюдения есть акт соучастия (где-то недавно прочитала этот гениальный тезис!)

А значит лучший вид отрицания - отводить глаза, не видеть, не слышать, не подпевать...

Вот что про эту песню пишут:
"В больнице я слушал её раз 200 пока лежал, т.к. один из моих коллег по ангине в палате был турок Мурад, который уже 4 года живёт в России, мой ровесник - мы очень подружились...короче клёвая песня - качайте!!!Кстати, она была запрещена в Турции всвязи с тем, что более 15(!) человек кончили жизнь самоубийством послушав её! Песня о том, как молодой человек которому разбила сердце девушка, хочет уйти из жизни ради любви..."

Т.о. в песне этой, как и в книге - прямая речь человека, который решил покончить жизнь самоубийством из-за любви.
Как пить дать эту семантическую ловушку будут еще не раз использовать в нашей и зарубежной попсе. В принципе песня "Вечно молодой, вечно пьяный" ведь тоже об этом...



"Еще одна супер песня молодости моей. Все люди на дискотеках в голос пели, когда включали ее А еще по Турции, говорят, пронеслась волна самоубийств после выхода этой песни. Поймете по словам, почему...

Murat Kekilli - Bu akşam ölürüm

www.youtube.com/watch?v=5_dbz4Y9pMU

Bu akşam ölürüm beni kimse tutamaz
Sen bile tutamazsın yıldızlar tutamaz
Bir uçurum gibi düşerim gözlerinden
Gözlerin beni tutamaz

Düşlerinde büyürüm kabusun olur ölürüm

Bir şiir yazarım bir türkü söylerim
Bir sen olurum bir ben ölürüm
Bu akşam ölürüm sırf senin için
Beni ölüm bile anlamaz

"Этим вечером я умру"

этим вечером я умру, меня никто не остановит
ты даже не остановишь, звезды не остановят
в бездну словно я срываюсь у тебя на глазах
твои глаза меня не остановят

в твоих снах я появляюсь,
твоим ночным кошмаром становясь, умираю

стихотворение напишу, песню спою
тобой становлюсь и я умираю
этим вечером я умру только для тебя
меня смерть даже не поймет...

то есть красота языка и сила образного мышления создает в нашем культурном сознании образ любви как самоцели, в то время как единая цель любви - создание ребенка... Но сила внушения, сила красоты литературы музыки создает ядовитый одурманивающий одуряющий семантический сюжет, в котором в системе ценностей человека есть одна и главная цель - отвлеченная любовь как самоцель, а вместе с этим жесткое желание как-то повлиять на любимого, удивить - обратить на себя внимание любыми средствами... даже если эти средства прямопротивоположны исходной цели - счастливому браку, продолжению рода и счастливой гармоничной совместной жизни...

здесь, как и в любом средстве пропаганды, важны законы функционирования продукта пропаганды

есть закон, о котором знают фонетисты - когда мы молча слушаем иностранную или родную речь, язык наш делает микродвижения, повторяющие те движения языка, которые совершает язык говорящего

недаром лучший способ освоения иностранной речи - прежде всего слушать и слышать ее

Не надо быть страшным умником, чтобы догадаться, что подобный же аналогичный механизм работает и с нашей психикой, чем бы мы ни занимались, чьему бы влиянию ни подвергались...

А это значит, что подобное копирование, "проговаривание" услышанного, "проживание" увиденного и есть самое эффективное средство обучения, средство пропаганды. Что дает простой и банальный вывод - для того, чтобы что-то звучало/было читаемо/популярно - оно просто должно звучать, читаться, маячить в как можно большем количестве мест, как можно дольше. Вот и всё.

Напишите, пожалуйста, какие подобные примеры влияния литературы на аудиторию за весь период истории литературы вам известны...  

 2008-04-01  17:07:13
  Belyanin  1. Б.Полевой. Повесть о настоящем человеке
2. Всем смертям назло
3. Н.Островский. Как закалялась сталь.
тут везде подвиг на грани выживания. и после инвалидности. вывод: получи инвалидность и стань героем.

The birdman of Alcatras = попади в тюрьму, ни с кем не общайся, разводи птичек.
Чехов Антон. продажное что-т (забыл название - уточню). что ни делай - все будет безрезультатно.
Чехов А. Вишневый сад - запусти имение, жди пока его продадут за догли, стенай, получил деньги, и прогуляй их.
Чехов А. Палата номер шесть. умный - в дурдом.
Толстой Л.Н. Анна Каренина - изменила мужу - кинься под поезд.
кино "Умереть в Лас Вегасе" (Ник Кейдж) - уйди с работы, начни петь и сопьешься в Лас Вегасе.

и так далее. грубо, упрощенно, но вполне вычитывается.

  

 2008-04-07  22:37:33
  Marianna N  Спасибо. Какие у Вас однако кардинальные выводы и подбор текстов!! Злой Чехов недаром составляет половину списка - у него всегда осуждающая проза... а если есть осуждение, значит есть и оценка, и посыл... хоть бы даже и к унынию)))  

 2008-04-12  02:16:15


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология