психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 2
Обложка номера
Советы родителям и педагогам
"Запретный плод сладок", или как правильно родителям что-либо запрещать ребенку. А.Пономаренко
Потому что потому всё кончается на "у". В. Белянин
Психолингвистика
Лингвистический шок. В.Белянин
Психология влияния и психологического насилия
Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой Е.Волков
Преступный вызов практической психологии Е.Волков
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Психология индивидуальности. Теория и практика. Введение. Л.Собчик
Графические репрезентации гендерных отношений. И. Куприянова
Связь предпочтения цвета с Я - концепцией П. Яньшин ,К. Андреева
Универсальный метод изучения школьной адаптации. П. Яньшин
Психология цвета
Цвет как фактор психической регуляции В.Яньшин
Психиатрия и медицинская психология
Влияние стресса на здоровье. С,Копонев
Психотерапия
О некоторых методиках терапии творчеством в терапии творческим самовыражением. М.Бурно.
Наркомания - болезнь безответственности. С. Копонев
Психология бизнеса
Вам нужен психолог. Для чего. Е. Собчик
К вопросу о профессионально-важных качествах рекрутера. Бурякова Е.С.
Вас назначили начальником. Е. Собчик
О проблемах создания корпоративной культуры в российских компаниях. Е. Собчик
Психология женского обаяния
Школа для гетер. Е. Собчик
Жизнь без комплексов. Лора Мишина
Публицистика
Тварь я дрожащая, или право имею? С. Копонев
Педагогическая психология
НЛП - подходы в педагогическом процессе обучения студентов. Саушева В.А., Шашурин П.И.






№ 2 (Март 2004 г.)
Выпускающий редактор Анна Пономаренко
В этом номере мы продолжаем публикацию избранных глав "Практического руководства по терапии творческим самовыражением" Бурно Марка Евгеньевича, доктора медицинских наук, профессора кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования, Вице-президента Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Вашему вниманию представлена седьмая глава Руководства
"О НЕКОТОРЫХ МЕТОДИКАХ ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСТВОМ В ТЕРАПИИ ТВОРЧЕСКИМ САМОВЫРАЖЕНИЕМ"

Это пособие для психотерапевтов составлено в процессе совместной многолетней работы практическим психотерапевтом-психиатром А. А. Бурно (Московский психоневрологический диспансер № 20, более 10 лет он был амбулаторной базой кафедры психотерапии ЦИУВ) и сотрудником этой кафедры М. Е. Бурно.

Терапия творческим самовыражением (с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения), предназначенная для пациентов с дефензивными расстройствами без острой психотики (т.е. с тягостным переживанием своей неполноценности)*,- довольно сложный, долгосрочный (2-5 лет и более) прием. Методика краткосрочной терапии творческим рисунком - частный момент, одно из зерен в колосе Терапии творческим самовыражением.

ТТС, как известно, основывается на известных издревле положениях: 1) познай самого себя; 2) познай других, дабы уважительно согласиться с тем, что для каждого свое (если, конечно, это свое не безнравственно), и 3) обрети себя в творческом самовыражении. Но для нас, в отличие от многих психотерапевтов страны и мира, это свое звучит не в смысле только лишь неповторимой духовной индивидуальности, но и в смысле конкретного характерологического радикала, стойкого душевного расстройства определенной структуры. Свое психастеническое, свое циклоидное (синтонное), свое шизоидное (философически-аутистическое), деперсонализационное и т.д.
(Далее >>>)

Мы начинаем публиковать избранные главы из новой книги Собчик Л.Н. "Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики" Во втором номере журнала Вы можете ознакомиться с вводной главой книги.

Человеческая индивидуальность - это самое интересное из всего, что только существует на свете. И самое сложное. Нет двух людей, о которых можно было бы сказать, что они во всем тождественны друг другу. Даже у близнецов можно найти определенные различия. Индивидуальность - это как раз то, что различает людей.

Генетики утверждают, что из всего богатого наследия, которое нам передается в качестве врожденных, присущих виду свойств, лишь 2% определяют индивидуальные особенности каждой особи. Соотношение между типовым и индивидуальным примерно такое же, как между хлебом насущным и солью, придающей остроту вкусовым ощущениям.

Психологическая индивидуальность лежит в основе многих аспектов как отдельных судеб, так и всего человечества, все больше признается влияние отдельной личности на судьбы людей, все меньше отмечается тенденция принизить значение индивидуально-личностного фактора в судьбах разных стран и народов в ходе исторических событий.
Потому что потому всё кончается на "у". В. Белянин

В статье рассматриваются периоды развития речи у детей в соответствии с теми вопросами, которые они задают. Разным периодам речевого развития соответствуют разные типы вопросов. Всем взрослым известно, что отвечать на детские вопросы надо. Но как правильно отвечать, чтобы ответы соответствовали уровню развития ребенка и развивали его мышление, а не наоборот, тормозили познавательную активность растущего человека. Обо всем этом родители смогут узнать из данной статьи.

Лингвистический шок. В.Белянин

Работа посвящена рассмотрению такого малоизученного явления, возникающего при межкультурном общении, как лингвистический шок. Лингвистический шок можно определить как состояние удивления, смеха или смущения, которое возникает у слушающего при общении с носителем иностранного языка, когда он слышит в иноязычной речи языковые элементы, звучащие на его родном языке странно, смешно или неприлично. Автор работы, Белянин В.П., приводит много интересных, забавных и неожиданных примеров данного явления. Данная статья будет, несомненно, интересна широкому кругу читателей.

Консультирование жертв интенсивного манипулирования психикой Е.Волков

В статье раскрывается суть метода консультирования о выходе (консультирования о реформировании мышления) жертв деструктивных культов, а также рассматриваются вопросы, связанные с этикой такого типа терапии, с помощью родственникам культистов и самим культистам при невозможности проведения интенсивного консультирования, приводятся конкретные случаи из практики.

Преступный вызов практической психологии Е.Волков

Российское общество в последнее время столкнулось с проблемой интенсивного и массового освоения асоциальными личностями такой ниши для преступной деятельности, как психика и душа человека. Это и всевозможные финансовые пирамиды, различные виды сетевого маркетинга, деструктивные культы, информационное воздействие на психику людей различных СМИ. Данная статья посвящена исследованию практики действия всевозможных деструктивных культов, представляющих собой организации различного рода групп и обещающих своим приверженцам самые желанные и ценные для них блага - духовные, социальные, материальные, - в обмен на полное подчинение и поклонение лидеру, идеологии и дисциплине такой группы. Попавший в ловушку подобной группы человек за короткое время подвергается такому воздействию, которое во многих случаях превращает его в безвольный инструмент удовлетворения параноидально-маниакальных амбиций лидера и его ближайшего "придворного" окружения. Автор пишет о том, что" феномен деструктивных культов есть криминальная реализация современных возможностей практической психологии".


Графические репрезентации гендерных отношений. И. Куприянова

В статье описано экспериментальное применение теста "Рисунок мужчины и женщины" для исследования доминирующих гендерных установок у мужчин и женщин (гетеро-, би- и гомосексуалов). Данный тест является предложенной Романовой Н.М. модификацией теста "Рисунок человека". Он позволяет выявить гендерные установки и аттитюды личности, суть отношений и взаимодействия полов в восприятии тестируемого; отражает инструментальный взгляд на гендер и эмоциональные аспекты гендерных отношений, раскрывает систему эмоциональных отношений и доминирующую гендерную позицию к собственному и противоположному полу, позволяет диагностировать аффективно насыщенные комплексы в этой системе.


Связь предпочтения цвета с Я - концепцией П. Яньшин ,К. Андреева

Яньшин П.В. делает предположение о том, что "действие цвета должно отражаться не только в эмоциональных или физиологических реакциях человека, но может распространяться и в сферу его самосознания. Предпочтение цвета, следовательно, должно отражать особенности Я-концепции, а цветовое значение - включать в свою структуру категории, релевантные самосознанию личности". Он выдвигает и экспериментально подтверждает гипотезу о связи между самооценкой и порядком предпочтения цветов в методе цветовых предпочтений Люшера. Общий вывод, который делает автор на основании серии проведенных экспериментов, следующий: "процесс восприятия цвета закономерно категоризован на уровне семантических конструктов, опосредствующих структуру самосознания личности".


Универсальный метод изучения школьной адаптации. П. Яньшин

В работе описывается практика применения Цвето-социометрический (ЦСМ) теста для изучения эмоциональной адаптации учеников в классе. Он основан на естественной способности ребенка соотносить эмоциональные обертоны восприятия с образцами восьмицветового теста М.Люшера. В основе процедуры измерения лежит методический прием косвенного семантического шкалирования посредством взаимной цветовой оценки учеников, причем учитель тоже выступает как субъект и объект эмоциональной оценки. Уникальным качеством метода является нечувствительность к различиям в возрасте, что позволяет получать полностью сравнимые результаты на разных возрастных группах, начиная со старших групп детского сада.
Тест также нечувствителен к ретестированию, а методический прием защищает результаты от фальсификации. ЦСМ предоставляет в распоряжение психолога и учителя около двадцати параметров эмоционального состояния класса и контакта с учителем.


Цвет как фактор психической регуляции В.Яньшин

Статья посвящена исследованию влияния цвета на психологическое и физиологическое состояние человека, а также в ней представлены экспериментальные данные того, как психологическое состояние человека влияет на восприятие цветовой гаммы (колорита) окружающего мира. Сопоставление двух аспектов взаимодействия человека с цветом: закономерностей воздействия цвета на состояние, с одной стороны, и изменения колорита образа в зависимости от психологического состояния, - с другой, - приводят к выводу о тесной и однозначной связи между характеристиками психологического состояния и характером различных цветов. Видимые вовне цвета изменяют наше психологическое состояние аналогично тому, как наше психологическое состояние изменяет колорит нашего образа мира. На основании этого автор делает следующий вывод: " то, что субъективно переживается как эмоция, во внешнем по отношению к человеку мире существует в форме цветов. Что то же самое: в форме колорита человеку дано видеть эмоции (настроение). Цвета эмоциоподобны, а эмоции цветоподобны. В этом смысле можно утверждать, что конкретный цвет является символом собственного воздействия на человека. Это и позволяет использовать цвет как фактор психической регуляции".


Влияние стресса на здоровье. С.Копонев

Еще великий философ древности Сократ 2 400 лет назад сказал: "Нет телесной болезни отдельно от души". В наши дни уже ни для кого не является откровением тот факт, что организм человека - это единство души и тела, и любая болезнь - проблема всей личности человека, состоящей не только из тела, но и из разума, чувств и эмоций. Каждый врач поэтому должен понимать, что лечить надо больного, а не его болезнь. Сейчас наукой накоплено много данных, подтверждающих тесную взаимосвязь души и тела. Это, с одной стороны, факты возникновения многих телесных заболеваний под воздействием негативных эмоций, психологического стресса, а, с другой стороны, влияние положительных эмоций и оптимистического настроя больного на его скорейшее выздоровление. Данная статья посвящена рассмотрению этих двух групп явлений.


Наркомания - болезнь безответственности. С. Копонев

Эта статья об известном трансперсональном психологе, ведущем специалисте Научно-практического центра "Национального бюро по наркотикам" Сергее Копоневе и о том, как он, путем собственного жизненного опыта пришел к осмыслению того, что "без "чистки" сознания, то есть серьезной работы над собой на духовном уровне, телесное очищение не будет до конца эффективным". Человеческая жизнь не совместима с бессмертием - говорит Сергей Копонев и любое состояние сознания человека предполагает определенный набор болячек и если изменить состояние сознания человека, сместить его точку сборки, можно поменять и его набор болячек, на другой, но уже с которыми можно нормально жить.

С помощью методов трансперсональной психологии, ребефинга и холотропного дыхания, Сергей успешно лечит наркозависимых людей, а также больных раком и ВИЧ-инфицированных. В последние годы он весьма успешно применяет комплексную систему, включающую реабилитацию наркоманов с помощью глубинных методик расширенного состояния сознания и реконструкцию личности через пребывание до года в спецкоммуне.

В статье подробно рассказывается о сущности трансперсональной психологии, о том, чем отличаются ее подходы от привычной для нас психотерапии. Практика трансперсональной психологии показывает, что многие психосоматические расстройства ведут начало, в частности, от "застревания" на каком-либо этапе внутриутробного или детского развития. Часто неправильное воспитание родителями своих детей (или, вообще, его отсутствие) становится причиной возникновения многих детских комплексов, которые дают о себе знать в течение всей жизни человека. По наблюдению Сергея Копонева, чаще всего наркоманом становится ребенок, родители которого подавляют его волю, не стараясь воспитать самостоятельность, или чрезмерно балуют, не заботясь о том, что вознаграждение должно быть получено за добросовестное выполнение каких-то обязанностей. По-другому, наркомания - это хроническое заболевание отсутствия ответственности не только в отношении с социумом, но, прежде всего, в отношении самого себя. Из выше сказанного на первом этапе в работе с наркозависимыми, по убеждению Сергея Копонева, необходима работа по социализации наркомана, работа по недоразвитой составляющей его личности - ответственности. Ответственности в социуме и ответственности за свое здоровье и развитие своего сознания.


Вам нужен психолог. Для чего. Е. Собчик

Екатерина Собчик ставит вопрос о том, почему в России, в отличие от западных стран, услуги психолога не пользуются большим спросом, и многие люди (а в частности, и руководители организаций) испытывают недоверие к психологии и предпочитают свои проблемы решать сами. Автор сама отвечает на поставленный вопрос и дает подробное описание тех функций, которые, обычно, выполняет в организации психолог. Статья представляет интерес как для руководителей фирм, которые осознали необходимость применения психологических знаний в работе с кадрами, но не совсем представляют себе всю специфику работы психолога, а также и для самих психологов (скорее даже, для студентов психологических ВУЗов).


Вас назначили начальником. Е. Собчик

Что делать, если Вас назначили начальником? Ответ на этот вопрос Вы сможете найти в данной статье, где автор рассматривает две возможные ситуации назначения человека на руководящую должность. Первая ситуация, это когда одного из сотрудников выдвигают за какие-то его заслуги на должность начальника, и он становится руководителем в своем "родном" коллективе. Вторая ситуация, это когда на должность топ-менеджера приглашают человека со стороны, и он должен управлять совершенно незнакомыми ему людьми. Каждая ситуация, по-своему, очень непроста и требует от новоиспеченного начальника определенных знаний и умений в области психологии, основные из которых рассмотрены в этой статье.


О проблемах создания корпоративной культуры в российских компаниях. Е. Собчик

В данной статье рассматривается практика создания "корпоративной культуры", принятая в большинстве российских компаний, и приводится опыт западных организаций в решении данной проблемы. Автор статьи пишет, что, к сожалению, в большинстве российских фирм царит дух не корпоративности, а антикорпоративности, предательства и страха увольнения. Начальство не считает нужным вкладывать средства в создание и развитие благоприятных отношений в коллективе, предпочитая, лучше, менять сотрудников, приглашая на работу новых, чем растить свои кадры и бережно к ним относиться. Основная причина этого - психологическая и управленческая неграмотность тех, кто руководит людьми и крайняя нeтребовательность в этом плане к себе.


Школа для гетер. Е. Собчик

Можно ли научиться мастерству женского обаяния, умению нравиться мужчинам и быть всегда любимой и желанной? Автор данной статьи, психолог Е.Собчик - руководитель "Школы женского обаяния ", отвечает на этот вопрос утвердительно, а, кроме того, дает в своей статье практические рекомендации женщинам по овладению искусством разбивания мужских сердец.


Жизнь без комплексов. Е.Собчик

В статье Лоры Мишиной "Жизнь без комплексов", рассказывается о том, как зародилась идея организовать "Школу женского обаяния", о тех женщинах, которые, пройдя обучение, изменились сами и смогли изменить свою жизнь к лучшему. Кроме того, здесь описывается еще одно направление деятельности Школы - программа "Фирменный стиль", на которой сотрудников организаций учат тому, как вести себя с коллегами, как не доводить отношения до конфликта с начальником, как заявить себя на новом месте работы. В статье дается много полезных советов женщинам о том, как правильно одеваться и вести себя во время прохождения собеседования при приеме на работу, как женщине-боссу строить отношения с деловыми партнерами-мужчинами, чтобы избежать заигрывания и, в то же время, в любой ситуации всегда оставаться женщиной, а не становиться каким-то "бесполым существом".


"Запретный плод сладок", или как правильно родителям что-либо запрещать ребенку.
А. Пономаренко

Очень часто неправильно сформулированный запрет родителей является прямым побуждением к противодействию для детей. Почему так происходит, и как этого избежать - обо всем этом читайте в данной статье.


Тварь я дрожащая, или право имею? С. Копонев

Эта работа написана известных трансперсональным психологом, ведущем специалистом Научно-практического центра "Национального бюро по наркотикам" Сергеем Копоневом. В ней он раскрывает свой взгляд на проблему повальной наркомании в нашей стране: "с одной стороны наше государство было уже предрасположено к этому заболеванию, с другой стороны, мы оказались не готовы к этой войне ни организационно, ни психологически, что тоже является симптомом заболевания самой страны. По-другому говоря, было бы странным, если бы зараза наркомании прошла нашу страну стороной". Сергей Копонев, считая наркоманию болезнью всей нации и основываясь на принципе интегральной медицины о том, что каждая болезнь является отражением характера и личности ее обладателя, делает следующий вывод: для искоренения наркомании и других асоциальных явлений в обществе необходима революция сознания каждого индивидуума в отдельности. Данная статья будет интересна широкому кругу читателей.


НЛП - подходы в педагогическом процессе обучения студентов. Саушева В.А., Шашурин П.И.

Авторы статьи описывают возможности применения теоретических принципов нейро-лингвистического программирования в педагогической практике обучения студентов. В работе говорится о том, что при восприятии, хранении и переработке информации люди (согласно данным НЛП) в разной степени используют зрительный, слуховой, чувствительный, а также дискретный (логический) канал. Высказываются соображения, что студенты различаются по стратегиям усвоения учебного материала. Приводятся критерии, по которым можно определить ведущую модальность человека. Преподавателям предлагается осуществлять презентацию учебного материала так, чтобы он оказывал воздействие на разные каналы восприятия и на разные типы учащихся. Приводятся практические рекомендации, как это можно сделать.



Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология