психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 6
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Зарождение реабилитационных методов в частных психиатрических лечебницах России. И.Щиголев.
Нетрадиционная психология
Социально - психологическое исследование"Основные конструкции эзотерического мышления" С.Ликанов.
Феномен "духовного поиска" в свете науки Каббала. Т.Ашер.
У истоков интегральной психологии. Т.Ашер.
Психотерапия
Стратегия психологического консультирования посредством электронной почты. С.Белорусов.
Терапия творческим самовыражением в работе педагога. М.Бурно.
Педагогическая психология
Консультирование в теории и в школе. Е.Вахромов.
Общая психология
Норма и аномалия. Е.Вахромов.
О возможности оптимизации ценностных ориентиров. С.Урынбаев.
Политическая психология
О групповой работе. С.Ликанов, В.Воробьев.
Системный подход к обучению и тренингу. С.Ликанов, А.Левицкий.
"Русские" украинцы, украинская государственность и российская политика. А.Губинский.
Публицистика
О своих прекрасных качествах и тяжелых обстоятельствах. А.Иванов.
Советы
Я все сделаю сама - или наука о принятии решений. И.Конон.





№ 6 (сентябрь 2004 г.)
Выпускающий редактор Анна Пономаренко

психология и неофициальная наукаЭтот выпуск "Московского психологического журнала" не похож на предыдущие, мы впервые решились коснуться вопроса о том, как сторонники неофициальной науки, эзотерики и оккультисты смотрят на мир и человека. Традиционная психология и религия - что обшего во взглядах на духовность человека? Часто наши представления о нетрадиционных методах исследования окружающего мира диктуются штампами, привитыми в эпоху "Научного коммунизма". Считается, что есть как бы перечень официально признанных наук, есть утвержденные государством академии и академики, а все остальное - это лженаука или еще хуже - оккультизм. Однако психология многое "подсмотрела" у различных культов и религий. Новые психологические методики и приемы, техники и технологии с успехом используют их опыт.

МЫ НЕ ВЫСТУПАЕМ ЗА ОФИЦИАЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ ОККУЛЬТНЫХ НАУК, МЫ НЕ ЯВЛЯЕМСЯ ИХ СТОРОННИКАМИ И ПРОПОВЕДНИКАМИ. МЫ ТОЛЬКО ХОТИМ ПОСМОТРЕТЬ КАКИЕ ЗНАНИЯ И ОПЫТ НАКОПЛЕНЫ НЕОФИЦИАЛЬНОЙ НАУКОЙ, КАКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ ДЛЯ ПОЗНАНИЯ ПРИРОДЫ, ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА.

Советуем начать чтение этой рубрики с Социально - психологического исследования "Основные конструкции эзотерического мышления" Сергея Васильевича Ликанова
Предмет данной книги близок к тому, что можно определить как "эзотерическая эпистемология" (эпистемология - наука о правилах и законах мышления - примеч. Л.С.В.) и касается принципов мышления, которые исторически считаются основой эзотерико-оккультного подхода к миру, вселенной, к жизни человека. То есть речь идет о фундаментальных моментах, которые присутствуют в любом эзотерическом или оккультном учении, оккультной философии или системе и на основе которых эти системы, эти взгляды разворачиваются дальше - к законам, правилам и т.д. ... Изучая литературу, которую удавалось доставать, погружаясь все глубже и глубже в этот необычный мир, я не переставал удивляться его четкости, стройности и логичности. Из всего литературного разнообразия меня больше всего увлекало "западное" направление эзотеризма, называемое еще "преданием белой расы", - оккультизм.
Метафизические законы, излагаемые в серьезных оккультных произведениях, были просты, убедительны, практичны и действенны. Они подтверждались практически. Логическое развитие этих законов приводило к выводам, невообразимым для моего привычного мышления. Не верить в эти выводы означало для меня подвергать сомнению либо сами законы, либо логику. Однако ни первое, ни второе не вызывало пока во мне никаких сомнений... Так у меня появилось первое недоразумение: доверяя оккультным принципам и законам я никак не мог принять доброй половины того, к чему они вели.
Приглашаю читателя соприкоснуться с результатами работы, которую я постарался изложить в форме исследовательского трактата, выстраивая текст таким образом, чтобы читатель мог стать соисследователем в этой области. Действие будет разворачиваться в параллелях между научным и эзотерическим взглядами.
Заранее благодарен за внимание к моему труду.

На второе разрешите предложить статью израильского психолога, преподавателя Международной академии каббалы Таль Ашера Феномен "духовного поиска" в свете науки Каббала.
С конца 90-х годов, во всем мире активно проявляется новое движение,которое можно назвать "духовным поиском". Под прессом драматических изменений, происходящих сегодня во всех уголках нашей планеты, сотрясающие все социальные группы и затрагивающие каждого человека, этот процесс выражается в ощущении диссонанса, неосознанного стремления к чему-то, поиска смысла жизни, самопознания. Психология не стоит в стороне от идущих в обществе процессов, для нашего времени характерен активный поиск новых направлений развития психологии.
Повсеместно наблюдается кризис основополагающих мировоззренческих концепций, от которых зависит функционирование политики, экономики, науки и искусства. В нарастающем кризисе, человек начал осознавать, что традиционная наука и культура не дают ответа на его запросы. Поэтому открылось большое число всевозможных "центров", появилось множество "лидеров" и "гуру" всех мастей. К примеру, В. Лебедько описывает так называемую "российскую саньясу"- целое поколение духовных искателей. Феномен "духовного поиска" не вписывается даже в современную психологию.
...
И вот сегодня мы проходим этап, когда в человечестве начинает привалировать внутренний позыв к высшему наполнению, поскольку человек, в основном, прошел все периоды своего развития. Состояние мировой культуры, к которому человечество подошло, показывает, что традиционные системы ценностей в целом уже не работают.
Так и психология личности переживает "кризис роста" В настоящее время в западной и российской психологии сформировалось разделение психологии на различные, зачастую плохо стыкуемые подходы. Необходимость появления новой всеобъемлющей науки давно уже назрела.
Земная цивилизация вступает в новую точку своего роста, которую можно охарактеризовать как выход на сознательную эволюцию.
Спасение в действительности не означает ничего, кроме восстановления, реинтеграции изначального целого. Новая наука, дожна прийти как всеобемлющая наука о человеке и мире, интрегрировнными в нерасторжимом единстве.

Последняя публикация этого раздела шестого номера журнала - У истоков интегральной психологии так же принадлежит Таль Ашеру.
Сегодня психологи практикуют различные, зачастую плохо стыкуемые подходы. Языки различных психологических школ оперируют взаимонепереводимыми понятиями или, что еще хуже, используют одинаковые термины, но подразумевают различные их значения. Попытка обсуждать одно и то же явление с представителями различных направлений психологии занятие почти обреченное на провал. С другой стороны, развитие науки за последние годы идет по пути постепенного восхождения к общим принципам. Ведь законы, описывающие те или иные явления физики, психологии или химии, - по сути, частные проявления более общих законов природы.
В той или иной форме все направления психологии ставят перед собой задачу: привести личность к более целостному состоянию, то есть интегрировать те или иные "части", которые до этого были диссоциированы. Однако в настоящих психологических моделях исследуются конфликты только между отдельными "частями" личности и не предлагается метод общей интеграции...
Цель этой статьи - попытка представить интегрльную психологию, как одну целостную модель, применимую на практике для развития личности и построения будущих психологических методик.


Мнение редакции не всегда совпадает с мнением авторов публикаций.

В №6 нашего журнала мы продолжаем публикацию избранных глав "Практического руководства по терапии творческим самовыражением" Бурно Марка Евгеньевича, доктора медицинских наук, профессора кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования, Вице-президента Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Предлагаем Вам ознакомиться с шестой главой Руководства
"Терапия творческим самовыражением в работе педагога"

Терапия творческим самовыражением, предназначенная для обретения пациентами вдохновенно-творческого стиля жизни, выбора ими своей общественно полезной дороги, соответствующей личным творческим особенностям,- модифицирована применительно к задачам педагогики. Педагогическая суть методики - обнаружение в процессе творческих занятий каждым из включенных в группу творческого самовыражения присущего ему природного характерологического радикала, что поможет предположить свойственную неповторимой личности с данным характером жизненную творческую дорогу и, по возможности, стремиться к ней. Здесь необходимо живое, искреннее сотрудничество
Евгений Вахромов. "Консультирование в теории и в школе".

Процесс психологического консультирования, в первом приближении, представляет взаимодействие двух людей - психолога и клиента. Началом процесса является визит клиента и предъявление им проблемы.
Первая сторона процесса консультирования - клиент, который считает себя вполне нормальным человеком, хотя иногда может сомневаться в этом. Трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться клиенту, побуждают его тратить свое время, а часто и деньги для поиска тех, кто может дать ему необходимые знания, поможет облегчить тяготы жизни. В норме современный клиент знает, что длительно действующие стрессоры, нерешаемые проблемы могут сделать его пациентом психиатра.
Вторая сторона в процессе - психолог, получивший соответствующее образование, считающий себя обладателем знаний о человеке и мире, о законах их взаимодействия и развития, имеющий практический опыт применения этих знаний. Он считает себя вправе воздействовать на других людей, способствуя их продвижению к тому, что он считает психической нормой, психологическим здоровьем.
Важным фактором, который отражается скорее в художественных произведениях, чем в научных, является непредсказуемость результатов взаимодействия, особенно его отдаленных последствий.
Это частично связано с тем, что существует третья сторона процесса - наблюдатели. ...
Евгений Вахромов. "Норма и аномалия".

Аномалия - это, прежде всего, то, что выходит за пределы нашего понимания, требует изменения привычных реакций, выработки нового ответа. Важно отметить, что это понятие формируется "наблюдателями", выносящими суждение по поводу наблюдаемого ими процесса.
Объектом психологического наблюдения является не какой-либо орган или ткань, а психическое в его проявлении, носителем которого является субъект. Как известно, основными свойствами субъекта являются спонтанность, изменчивость, произвольность. В психиатрии некоторые формы устойчивости, "постоянства" в поведении субъекта называются симптомами, а наличие на протяжении определенного времени нескольких симптомов квалифицируется как синдром.
На основании выявления симптомов и синдромов врач, обладающий квалификацией и допуском (то есть официально уполномоченный обществом выносить подобные суждения), может вынести заключение о наличии болезни или отклонения в развитии.
Важное значение при оценке соответствия поведения норме имеет фактор осознанности. Поступок, совершенный под воздействием аффекта или в болезненном состоянии, как правило, оценивается иначе, чем продуманное и осознанное действие. На бытовом уровне нередко поступок, совершенный в состоянии алкогольного опьянения, рассматривается как заслуживающий снисхождения, в то же самое время в юридической практике этот фактор может привести к утяжелению наказания. ...

С. Х. Урынбаев. "О возможности оптимизации ценностных ориентиров."

Информация от зрительных, слуховых, обонятельных и вкусовых рецепторов обрабатывается в соответствующих управляющих отделах мозга. Там же локализируются и эмоции. Не вызывает возражения и мысль о локализации чувства самосохранения, гомеостаза (особенно ощутительно нездоровье) в части мозга, отвечающей за чувствительность тела. Вполне понятно, что именно отсюда прорастает "любовь и всё-такое". А где локализуются наши обычные постоянные эмоции? Радости и огорчения, печали и надежды, всё то, что ощущаем и в том случае, когда находимся в телесном комфорте? Не очень быстро, в несколько приёмов, задачу можно решить. ...
С.А.Белорусов. "Стратегия психологического консультирования посредством электронной почты".

Мнение редакции журнала: очень актуальная статья, отвечающая на многие вопросы по организации удаленной (виртуальной) психотерапевтической помощи.

Самой простой и недорогой формой Сетевых контактов является e-mail - электронная почта. При известных навыках, каждый может завести себе "почтовый ящик" на бесплатном сервере. Такого рода "ящик" состоит из индивидуального адреса написанного латиницей, в котором обязательно посередине присутствует знак "@", а также доступа к чтению поступивших ответов. Несомненным удобством является то, что, пользуясь выбранным паролем, доступ к своему почтовому ящику возможен с различных компьютеров - из дома, с работы, из компьютерных салонов и из любой страны. Вышеприведенных знаний и возможностей вполне достаточно для того, чтобы стать клиентом мейл-психотерапии. Для осуществления деятельности в качестве консультанта потребуются еще три фактора. А) Наличие собственного сайта, в котором будет содержаться информация о личности, методах и формах консультирования; Б) "Раскрутка" этого сайта, то есть своего рода Сетевая рекламная кампания для оповещения потенциальных потребителей о возможности такого рода услуг; В) Достаточность мотивации, времени и опыта для оказания виртуальной психологической помощи.

Именно опыт подобной деятельности является предметом настоящей статьи. За год практики в качестве Сетевого психотерапевта, нами осуществлялась консультативная работа в формате e-mail с обратившимися за помощью более чем 100 респондентами. Время подвести предварительные итоги, поделиться наблюдениями и предложить возможные практические рекомендации, не претендующие, впрочем, на окончательный менторский авторитет. ...

С.В.Ликанов, В.В.Воробьев. "О групповой работе."

Групповая работа принципиально, изменяет характер взаимодействия членов творческого коллектива. Взаимопонимания при этом можно достигнуть гораздо быстрее, чем обычными, переговорами. Никак не обосновывая свое предложение, каждый участник производит конкретные действия, обходя тем самым ограничения вербализации. Все участники работают, как бы положив руки на общий ком глины, стараясь общими усилиями вылепить нечто, отвечающее общему пониманию цели.

Для развития творческой личности необходимо своевременное и эффективное апеллирование к функциям подсознания. Обратимся теперь к рассмотрению различных приемов, с помощью которых на групповых занятиях можно способствовать повышению яркости образов, интенсивности эмоциональных переживаний, чувствительности к своим подсознательным ощущениям. Важно, однако, помнить, что групповые методы развития творческих способностей продуктивны только при условии преодоления барьеров психологической защиты через правильную организацию общения в группе. ...
С.В.Ликанов, А.Д.Левицкий. "Системный подход к обучению и тренингу".

В отличие от психо- и социодинамических подходов, использующих линейную причинно-следственную логику между явлениями, системный подход пользуется "циркуляционной" логикой, позволяющей охватить все элементы той или иной системы целиком. Система рассматривается как комплекс элементов и их свойств, находящихся в динамических связях и отношениях друг с другом. Для этого взгляда характерны два положения:
а) целое больше, чем сумма его частей;
б) все части и процессы целого взаимовлияют и взаимообуславливают друг друга.
...
А. Губинский. "Русские" украинцы, украинская государственность и российская политика.

Дать описание собирательного образа "русских" украинцев - задача весьма непростая. Непростая потому, что обобщенный портрет большой группы людей вообще очень условная вещь и рассуждать о нем можно только с учетом многих оговорок. Другой аспект этой "непростоты" - в самом термине "русские" украинцы. Также, очень важным является и вопрос о методологии такого рода описания - своего рода контексте, смысловой соотнесенности того, что будет сказано.
С этого смыслового контекста и начнем. Применительно к рассматриваемой теме это будет означать примерно следующее. ...
Алексей Иванов. О своих прекрасных качествах и тяжелых обстоятельствах (Тематический набор сценариев для ведения бесед с начальниками, коллегами по работе и просто знакомыми).

Предлагаем вашему вниманию психологические зарисовки нашего нового автора. О чем они, сейчас узнаете...

Если вы любите поболтать со своими коллегами или знакомыми на темы, связанные с вашей работой, вашими начальниками , поговорить о "наболевшем", пожаловаться на жизнь, - этот небольшой сборник, возможно, станет вашим ценным приобретением.

Внимательно прислушайтесь к разговорам, ведущимся на рабочих местах, в курилках. Не правда ли, большинство из них крутится вокруг одних и тех же тем, иногда напоминая своеобразный ритуал со своим сценарием и распределением ролей? ...
Ирина Конон. Я все сделаю сама - или наука о принятии решений.

В течении жизни каждому из нас приходится принимать огромное количество различных решений. В решении повседневных проблем, повторяющихся ежедневно, мы основываемся на многочисленном опыте (как правильно распланировать рабочий день, что приготовить на ужин, как успокоить плачущего ребенка и т.д.). Такие решения даются нам, как правило, без больших усилий.
Но есть проблемы в которых много поставлено на карту. И это многое зависит от правильности принятого нами решения. Попробуем найти подход к нашим проблемам ...
Щиголев И.И. текст тезисов Зарождение реабилитационных методов в частных психиатрических лечебницах России.

для публикации в материалах конференции "Современные проблемы психоневрологии (диагностика, лечение и реабилитация больных нервными и психическими расстройствами)"


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология