психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

Содержание
номера 3
Обложка номера
Советы родителям и педагогам
Психолог о подростках в школе и семье. Собчик Л.Н.
Психология влияния и психологического насилия
Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов.Волков Е.Н.
Психология индивидуальности и практика психодиагностики
Методы изучения индивидуально-личностных свойств. Собчик Л.Н.
Теория и практика психологической оценки личности. Собчик Л.Н.
Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога. Собчик Л.Н.
Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования.Собчик Л.Н.
Психиатрия и медицинская психология
Ретроспектива психических заболеваний в России. И.И.Щиголева
Психотерапия
О существе терапии творческим самовыражением. М.Бурно.
Личностная основа пограничных психических расстройств. Собчик Л.Н.
Психология бизнеса
Об удовлетворенности трудом, как слагаемом эффективной деятельности рекрутера. Бурякова Е.С.
Спортивная психология
Нейролингвистическое программирование как инструмент замещения допингов. Шашурин П.И.





№ 3 (Апрель 2004 г.)
Выпускающий редактор Анна Пономаренко
НОВИНКА !!!

Начиная с №3 наш журнал начинает публикацию уникальной монографии И.И.Щиголева "Ретроспектива психических заболеваний в России", автор разрешил почти полную публикацию монографии на нашем сайте.

В книге поднимается обширный пласт явлений психического характера, периодически возникающих в различных группах населения и носящих эпидемиологическую направленность. Массовость описываемых в предлагаемой монографии психоэпидемических взаимоотношений в обществе основана на социально обусловленных ситуационных процессах в межличностных отношениях. Книга освещает не только исторические аспекты возникновения психоэпидемиологических явлений, но и связывает их с современными подобными взаимоотношениями в обществе, имеющими место в настоящее время. Книга рассчитана на врачей психиатров, психологов, психотерапевтов, социологов, педагогов.

В этом номере опубликованы: Введение и Глава 2 "Материалы способствовавшие исследованию психических контагий"
Собчик Л.Н. "Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики"
В №3 журнала вы можете ознакомиться со второй главой книги.

Глава II. Методы изучения индивидуально-личностных свойств.
Для того, чтобы определить характер человека, его способности и наклонности, а также стиль общения с окружающими, существует большое количество различных психологических методик.
Психодиагностика представляет собой формализованный (квантифицированный) метод исследования психологических свойств конкретного человека. Считается, что объективность психодиагностических тестов обусловлена статистически подтвержденной достоверностью, а полученные результаты не зависят от опыта и личностных особенностей экспериментатора. Выраженные языком цифр, показатели тестов дают возможность сравнивать степень выраженности тех или иных свойств у разных людей, у одного и того же человека при повторных исследованиях - в динамике, а также позволяют выявить наиболее типичные тенденции в определенной группе людей, в той или иной популяции путем усреднения результатов множественных исследований...

В №3 нашего журнала мы продолжаем публикацию избранных глав "Практического руководства по терапии творческим самовыражением" Бурно Марка Евгеньевича, доктора медицинских наук, профессора кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования, Вице-президента Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Во втором номере мы опубликовали седьмую главу Руководства, в третьем номере вашему вниманию будет представлена первая глава Руководства
"О существе терапии творческим самовыражением"

Это пособие для психотерапевтов составлено в процессе совместной многолетней работы практическим психотерапевтом-психиатром А. А. Бурно (Московский психоневрологический диспансер № 20, более 10 лет он был амбулаторной базой кафедры психотерапии ЦИУВ) и сотрудником этой кафедры М. Е. Бурно.

Терапия творческим самовыражением (с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения), предназначенная для пациентов с дефензивными расстройствами без острой психотики (т.е. с тягостным переживанием своей неполноценности)*,- довольно сложный, долгосрочный (2-5 лет и более) прием. Методика краткосрочной терапии творческим рисунком - частный момент, одно из зерен в колосе Терапии творческим самовыражением.

Проблемы защиты семьи от психологической и духовной агрессии деструктивных культов.
Волков Е.Н.

Американский теолог Ричард Л. Доухауэр, сравнивая традиционные религии и те организации и движения, которые получили определение "деструктивные культы", одно из важнейших различий сформулировал так: "Религии лелеют семью. Культы рассматривают семью как врага". Автор статьи, Волков Е.Н., пишет о том, все деструктивные культы объединяет глубинное противостояние как всему обычному обществу (в американской литературе используется термин "mainstream society" - "общество основного потока"), так и одному из основных его институтов - семье.

Деструктивные культы проповедуют идею создания нового, альтернативного существующему типа общества, предлагают свои модели социализации личности. Семья представляет собой конкурентную систему социализации. Модель воздействия на личность в культе можно представить как процесс регрессии в детское, инфантильное состояние, с которого начинается пересоциализация индивида в члена культовой "семьи", которому навязываются новые "родители" и организуется новое "рождение" для "новой жизни". В этой модели обычная семья находит место только в том случае, если она интегрируется как младшая, во всем зависимая, часть главной, основной ("истинной") культовой "семьи", т.е. превращаясь в группу разновозрастных "детей" по отношению к лидеру и группе.

Согласно трансактному анализу в личности можно выделить три эго-состояния: Ребенка (Дитя), Родителя и Взрослого. Основное различие социализации личности в культе, в отличие от социализации в среднестатистической семье нормального общества, состоит в следующем. В культе стараются подавить, редуцировать рационально мыслящего, критичного Взрослого, и воспитать Критикующего Родителя и Адаптированного Дитя. В нормальной же семье воспитывается, прежде всего, Взрослый в личности, а также Заботливый Родитель и Свободное Дитя. Из этого обстоятельства естественно вытекает вывод, что антикультовая профилактика и терапия должны быть нацелены на воспитание и укрепление эго-состояния Взрослого как в растущей, так и в сформировавшейся личности.

Нейролингвистическое программирование как инструмент замещения допингов. Шашурин П.И (ВНИИФК)

Проблема использования допинга в спортивной деятельности спортсмена волнует многих: врачей, тренеров, психологов, спортсменов, и др. С одной стороны, на одной чаше весов стоит желание спортсмена быть первым, показывать результаты, улучшать свои способности , а с другой стороны - страх, за то, что могут снять с соревнований, что участник может повести себя неадекватно, что это ему повредит в дальнейшей спортивной карьере. И всегда стоит вопрос: "использовать или не использовать" и если не использовать, то как сделать так, чтобы спортсмен был на пике своих возможностей именно в нужный момент соревнований и сделал бы все, что от него зависит?

Теория и практика психологической оценки личности. Собчик Л.Н.

Изучение личностных особенностей с применением методов психологической диагностики в последние годы приобрело особую актуальность и стало повседневной необходимостью в разных сферах прикладной психологии, связанной с вопросами профессионального и кадрового отбора, при разработке мер по предупреждению преступности, в борьбе таким распространившимся злом как наркомания и алкоголизм и т.д.

Психодиагностика представляет собой наиболее формализованный объективный метод изучения индивидуально-личностных свойств. Ее применение, в том числе в виде компьютерных версий, оказывает значительную помощь практическим психологам множества организаций. Однако неразборчивое применение тестов, не адаптированных к отечественным условиям, обладающих низкой валидностью, не объединенных общей теоретической концепцией может принести вред. Применяя психодиагностические методики, исследователь должен иметь представление об изучаемом объекте, то есть опираться на определенную концептуальную модель личности.
Долгое время отговоркой в этих случаях служило отсутствие общепринятого концептуального подхода не только в методологии психодиагностического исследования, но и в расшифровке самого понятия "личность".


Актуальные проблемы современной психологии в контексте повседневной работы практического психолога. Собчик Л.Н.

В современной психологии, в том числе в отечественной, все больше внимания уделяется идеографическому направлению, связанному с исследованием личностных, профессионально важных и деловых качеств отдельного человека, его состояния и степени адаптированности в сложных социально-экономических условиях. Как стало очевидным, то, что обычно называют термином "человеческий фактор", играет огромную роль в повседневной жизни. Участившиеся техногенные катастрофы заставляют лишний раз убедиться в том, что развитие цивилизации сопровождается все более усовершенствованной техникой, которая в свою очередь предъявляет все больше требования к управляющему ею человеку.

В связи с существующими проблемами преобладавший ранее номотетический подход, изучающий общие закономерности развития психических процессов, отошел на второй план. Актуальными стали исследования, направленные на изучение индивидуальных особенностей конкретного человека, его характера, способностей, когнитивных функций, способа переживания стресса.
Кроме того, возникла выраженная потребность в разработке дифференцированных мер психологической поддержки лиц, оказавшихся в травмирующих психику обстоятельствах; это - терроризм, миграция населения в зоне военизированных действий, техногенные катастрофы, природные катаклизмы.

Сложные перипетии современной жизни, связанные с разрушением прежних социо-экономических основ и еще не завершившимися успехом попытками наладить новые производственные отношения, приводят людей к выраженной дезадаптации, которая в свою очередь делает их жертвами зомбирования со стороны политических экстремистов, религиозных фанатов, авантюристов или психически нездоровых властолюбивых личностей.


Теория ведущих тенденций как основа методологии психодиагностического исследования.
Собчик Л.Н.

Трудно преувеличить значение психологических исследований при изучении пограничных психических расстройств. При остро протекающих и тяжелых хронических психических заболеваниях также важно распознать эмоционально-волевые особенности больного, оценить степень выраженности его социально-психологической дезадаптации, определить качественные и количественные аспекты разрушенного интеллекта. Чем категоричнее психиатр в своем стремлении определить узкие диагностические рамки заболевания, тем дальше он от цели, если целью является успешное излечение отклоняющегося от нормы состояния.

Опыт показывает, что мишенью лечебного процесса при большинстве психических расстройств неорганического происхождения являются конкретные симптомы актуального состояния больного, а большинство патологических проявлений, в свою очередь, корнями уходят в базисные индивидуально-типологические свойства, то есть в преморбид. Мы приходим к этому "новому" выводу как к забытому (или почти забытому) "старому": еще Э. Кречмер писал о том, что целый ряд ярко выраженных конституциональных свойств представляет собой почву для развития того или иного психического заболевания.

Правильнее будет сказать, что при неблагоприятных условиях, которые приводят к дисбалансу психических процессов и проявляются как болезнь, конституциональные особенности ограничивают количество степеней выбора в формировании основного клинического симптома. И если Э.Кречмер предуготовил шизоидам судьбу шизофреника, имея при этом в виду классическую картину шизофренических расстройств с аутичностью, своеобразием интересов, отрывом от реальности, то вполне резонно считать что другие проявления при шизофрении (гебефренный, депрессивный, маниакальный, паранойяльный и другие синдромы) в своей основе опираются на другие эмоционально-динамические свойства - импульсивность, пессимистичность, интровертированность, ригидность, агрессивность.


Психолог о подростках в школе и семье. Собчик Л.Н.

Что касается детей и подростков, то проблема личностных особенностей и межличностных отношений представляет собой целый комплекс факторов. Неустойчивость эмоциональной сферы, зыбкость границ "Я", тенденция самооценки к значительным колебаниям, роль ситуативных влияний, воздействия разных по своей объективной значимости "героев" из реальной действительности и из произведений искусства, все это создает выраженные трудности в определении типологической принадлежности ребенка. И все же следует пытаться выявить ведущие тенденции детского характера, лежащего в основе формирующейся личности.


Личностная основа пограничных психических расстройств. Собчик Л.Н.

Трудно преувеличить значение психологических исследований при изучении пограничных психических расстройств. При остро протекающих и тяжелых хронических психических заболеваниях также важно распознать эмоционально-волевые особенности больного, оценить степень выраженности его социально-психологической дезадаптации, определить качественные и количественные аспекты разрушенного интеллекта.

Чем категоричнее психиатр в своем стремлении определить узкие диагностические рамки заболевания, тем дальше он от цели, если целью является успешное излечение отклоняющегося от нормы состояния. Опыт показывает, что мишенью лечебного процесса при большинстве психических расстройств неорганического происхождения являются конкретные симптомы актуального состояния больного, а большинство патологических проявлений, в свою очередь, корнями уходят в базисные индивидуально-типологические свойства, то есть в преморбид. Мы приходим к этому "новому" выводу как к забытому (или почти забытому) "старому": еще Э.Кречмер писал о том, что целый ряд ярко выраженных конституциональных свойств представляет собой почву для развития того или иного психического заболевания.


Об удовлетворенности трудом, как слагаемом эффективной деятельности рекрутера.
Бурякова Е.С.

В отечественной психологии исследовалась удовлетворенность человека трудовой деятельностью в основном у рабочих промышленных предприятий, что было связано с глобальной проблемой текучести кадров. "Удовлетворенность профессиональной деятельностью определяется соотношением уровня притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной деятельности."

Есть ли взаимосвязь удовлетворенности профессиональной деятельностью и ее эффективностью? Большинство зарубежных исследователей (Baird L.S.,1976; Jacobs R., Solomon T.,1977; Sheridan J., Slonim J., 1975' Wanous J., 1974) и отечественных (Кузьмина Н.В., 1990; Реан А.А., 1980; Стамбулова Н.Б., 1999) считают, что такая взаимосвязь имеется.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология