|
|
|
Языковая личность
Nika | Уважаемый Валерий Павлович!
Как я заметила, к вам очень часто обращаются с просьбой помочь выбрать тему, которая была бы и интересная, и диссертабельная, и проч., и проч. Студенты чувствуют, что психолингвистика - это что-то очень интересное, но не могут сами плыть по неизвестному морю!
Я пытаюсь самостоятельно определиться с вопросом или темой, способными вылиться в серьезную работу. Недавно заинтересовалась "языковой личностью" Ю.Н.Караулова. Теория интерсена, так как кажется, что она может служить отправной точкой в личностной диагностике на основе дискурса того или иного человека(литературного персонажа).
Как вы считаете (все-таки теории около 20 лет): не устарели ли еще ее положения? Стоит сейчас в это углубляться? Спасибо заранее:)
| 2006-07-14   | 11:29:07 | Belyanin | работы Юрия Николаевича вполне актуальны в том плане, что они дают хороший ориентир в описании говорящего человека. возьмите его уровни (по памяти не помню, если можно напишите тут) и попробуйте описать персонаж как реальную языковую личность. получится подобие реального человека. Ю.Н.Караулов не пошел лингвистическим путем, а представил уровни (коммуникативные). правда, я предпочитаю термин "речевая личность" (Любовь Павловна Клобукова)
| 2006-07-14   | 15:47:17 | Nika | Спасибо за ответ, Валерий Павлович!
Конечно, в свете того, что сегодня исследуется каждый конкретный речевой акт, речь, а не сам язык, который абстрактен, термин "речевая личность" выглядит более подходящим. Но ведь "языковая личность" в каждом речевом акте реализует ту "языковую картину мира", которую несет в себе в силу принадлежности к сообществу носителей определенного языка. 2 этих понятия -яз.личность и яз. картина мира - рассматриваются в тесной связи. Вы согласны, что "речевая" с этой точки зрения не подходит?
Вот 3 выделенных Карауловым структурных уровня языковой личности. 1 уровень - вербально-семантический (семантико-строевой, инвариантный) отражает степень владения обыденным языком. Он представлен отдельными словами, стандартными словосочетаниями, простыми формульными фразами: «пойти в кино», «выучить уроки», и т.д. Этот уровень нейтрализации языковой личности представляет интерес для методики, т.к. он создает предпосылку становления и функционирования личности и является условием освоения системы языковых средств иностранного языка, который должен закладываться как «вторичный» вербально-семантический пласт
2 уровень - тезаурусный представлен обобщенными понятиями, крупными концептами, находящими выражение в генерализованных высказываниях, дефинициях, афоризмах, пословицах и поговорках, из которых каждая языковая личность выбирает те, которые отражают и определяют ее жизненное кредо. Собственно языковая личность начинается именно с этого уровня, т.к. именно на этом уровне оказывается возможным индивидуальный выбор, личностное предпочтение. Этот уровень предполагает отражение языковой модели мира личности, ее тезауруса, культуры.
3 уровень - высший, мотивационный уровень устройства языковой личности представлен коммуникативно-деятельностными потребностями личности. Мотивационный уровень включает в себя выявление, характеристику мотивов и целей, движущих развитием личности.
P.S. А вы в опытах с восстановлением (определением) личности по анонимным объявлениям и т.д. пользовались этой теорией?
Благодарю...............
| 2006-07-15   | 11:51:47 | Belyanin | я называю это free-standing sentences у меня несколько иное понимание тезауруса. оно восходит к Роже. Роже предложил обобщенный языковой тезаурус - принцип организации лексикона (общенационального языка). я полагаю, что отдельные языковые типы личности (прежде всего акцентуированного плана) харакртеризуются своим устройством тезауруса. например, дом-семья-дети друзья-встречи-баня-пиво-девочки работа-секретарша-покурить- начальник-дурак - домой и прочее, то есть то, что ближе фреймам, которые закостенели от частого употребления. поэтому я иду параллельно Ю.Н.К., что нисколько не умаляет занчения его работ.
| 2006-07-24   | 17:17:57 | Nika | Спасибо! А что это за "акцентуированный план" личности? Грубо говоря, "на чем личность ставит для себя "ударение" "? Кроме лексики (тезауруса), в этой теме больше нет пластов, на основании которых можно проводить анализ? Ведь в сущности, исследование усторойства и состава тезауруса восходит еще к ассоциативному эксперименту? Просто это стало по-другому называться -"фрейм". ???
| 2006-07-25   | 18:32:41 | Belyanin | wow. фрейм - это схема действий ассоциации - это случайное сцепление слов, которое может отражать некоторые закономерности речи и поведения человека. лексический план содержит в себе и семантику и синтаксис (сочетаемость). можно изучать содержательный аспект, а можно формальный: пунктуацию, частеречное распределение, длину фраз. это то, что психологи будут называть формальным анализом, но для психолингвиста и он будет будет содержательным. определитесь, для чего и что именно вы хотите изучать? как человек говорит? как он организует свою речь? как по речи сказать что-то о нем? это все разные задачи и методы будут совершенно различными.
| 2006-07-25   | 19:01:16 | natalia | Здравствуйте, Валерий Павлович. Вы тот ответчик, что подробно представил метод Savco в статье газетной года три-четыре назад? "Да" если - не затруднит Вас краткое обновление основных рекомендаций? Что можно посоветовать человеку: 34 года; стандартное обучение в школе без уклонов (средний по успеваемости ученик, занятия в группе 25-30 застольцев два раза в неделю = посиделки с вкраплениями иноязычной речи); ВУЗ (химический факультет); аспирантура (экзамен, сданный в счет снисходительности тестирующего); долгий перерыв с редкими и краткими попытками вновь взяться за освоение. Буду признательна за любые конструктивные предложения = советы. Удачи
| 2006-07-27   | 21:23:43 |
Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии
Форум по психолингвистике Белянина В.П.
|
|
|
Семинары
Московской Психотерапевтической Академии.
Кафедра психотерапии детей и подростков
Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н.
Буянов М.И.
Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов
и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.
Основные
темы семинаров:
основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.
Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.
|
|