|
|
|
трудные дети
Алексей Чалый | Готовя статью, о работе учителя с трудными подростками, хочу обратиться ко всем, имеющим своё мнение по этому вопросу.
Основное обсуждение темы, надеюсь, будет проходить здесь:
http://www.proza.ru/author.html?chalij
Тут же будет потом размещена и моя статья, конечно, после окончания обсуждения.
Но, я заранее благодарен всем, оставляющим своё мнение и на этом топике. Наиболее интересные идеи я перенесу.
Если вы хотите, чтобы я сослался на Вас в статье, ставьте соответствующую подпись (имя и фамилию).
Можете оставить ссылки на свои ресурсы по рассматриваемой теме, постараюсь их использовать.
| 2006-03-26   | 01:02:29 | Michael | Вот этот материал мне показался интересным http://www.yurpsy.by.ru/help/bib/prevent/02.htm
| 2006-03-27   | 06:28:17 | Dark | Горьковая И.А. "Личность подростка-преступника" или как-то так. Насточтельно рекомендую, т.к. сам веду курсы по данной тематике. Если нужно, то можно обсудить подробнее.
| 2006-03-27   | 19:58:59 | Алексей Чалый | А вот и первый черновой вариант моей статьи.
Отклоняющееся поведение подростков в школе. Отклоняющееся от чего?
Однажды, я обратил внимание на некую закономерность. Появление подростков, затрудняющих работу учителя, в каждом классе происходит также неожиданно, как и появление зимы на наших улицах. В обоих случаях - мы оказываемся не готовы к этому. Отсюда – аврал, «пожарная тревога», «гололед» в отношениях с родителями и масса «забинтованных конечностей» учащихся. А ведь, чего, казалось бы, проще, готовиться к «зиме - весной», когда юные доверчивые создания приходят ещё только в свой первый класс. Мы не замечаем, но вся наша жизнь наполнена ритуалами. Проснулись – пошли выпить чашечку кофе, значит, новый день – начался. Уже сколько лет в 21 час неизменно начинаются «Новости» на первом канале. Мы выходим из дома, встречаем знакомого и говорим ему: «Привет!». Далее может быть – всё, что угодно, но этот «Привет» - ритуал, без которого, просто, невозможно какое бы то ни было продолжение. Мы записываем какую-то свою мысль, решаем вставить в неё некий комментарий (ЭТО ОЧЕНЬ ВАЖНО!), открываем скобки и вставляем. Без скобок будет совершенно непонятно – что и к чему. Жизнь даже маленького ребенка в течение дня подвержена постоянным изменениям. Утро – общение с родителями, завтрак, который ещё не хочется есть. Далее – встреча с товарищами, школа – разные предметы, много людей, столовая, спортзал, уроки и перемены, игры после школы, выполнение домашнего задания и ещё многое многое другое… Из всего этого насыщенного разнообразия мы хотим выделить УРОК, на котором такие разные дети (в том числе, с опережающим физическим или умственным развитием) должны сконцентрироваться на одном – на получении знаний. Думаю, всем становится понятно – для этого нужны «скобки», т.е. выделительный ритуал, причем, необычный и достаточно выразительный, чтобы быть в состоянии сыграть свою РОЛЬ. Ритуалы, конечно же, есть и сейчас, причем, в каждой школе: в класс входит учитель, дети встают и хором отвечают на его приветствие: «Здравствуйте», в конце – учитель произносит: «Урок окончен». Однако, невыразительность всех этих действий и слов – делает ритуал совершенно неэффективным. Бегая по школе, дети десятки раз за день направо и налево говорят: здравствуйте, здравствуйте… А слова: «урок окончен» - зачастую вообще теряются учителем по недомыслию или пренебрежению, в силу отсутствия в этом действии какой бы то ни было театральности. Каждая школа легко может придумать какой-то свой ритуал, свои «скобки» для урока. Важно только, чтобы он сохранялся на протяжении всех лет обучения ребенка в этой школе. Поэтому приведу только один пример. В первый же день прихода малышей в школу, учитель объясняет им, как будет начинаться и заканчиваться каждый их урок. Все встали, развели руки в стороны, а затем, вместе с учителем, сводят их ладонями вместе перед собой пальцами вверх. Учитель, при этом, произносит: МЫ СОБИРАЕМ НАШУ ЭНЕРГИЮ, ЧТОБЫ … (пауза) говорим все вместе: УЧИТЬСЯ! Садитесь. В конце урока процедура повторяется в обратном порядке: встали, руки – ладонями вместе перед собой пальцами вверх, вместе с учителем руки разводятся в стороны, он, при этом, произносит: МЫ ОТКРЫВАЕМ НАШУ ЭНЕРГИЮ , ЧТОБЫ … (пауза) говорим все вместе: ОТДОХНУТЬ! Перемена. Подобный ритуал отнимает у урока не более минуты, дети с удовольствием его воспринимают и выполняют. Наибольшую трудность в этом деле представляют учителя, со своими сложившимися стереотипами и непониманием важности для любого человека театрализованных ритуалов. А ведь, благодаря именно им УРОК возвышается над ежедневной суетой своей значимостью. Мы же этого хотим?! Но одного ритуала мало. Очень важно для детей также понимание тех отношений, которые в классе должны складываться между ними, ну, и конечно, с учителем. Для этой цели наиболее подходящим инструментов является МЕТАФОРА. Только с её помощью можно донести до сознания ребенка, какого результата от него ждут, оставив ему на этом пути свободу выбора конкретных поступков. Метафор может быть создано огромное множество. Пусть в их создании максимально проявится творчество учителей. Поэтому опять-таки только один пример. Раз в году с детьми проводится урок – спектакль. Вначале учащимся предлагают вспомнить – приходилось ли им когда-то видеть цветущий луг, какое разнообразие цветов там было, какие им более всего запомнились… Далее – дети вместе с учителем фантазируют: какими цветками на этом прекрасном цветущем лугу они могли бы быть сами. Когда они уже создадут в своем воображении яркие образы, почувствуют, как их класс «становится» именно таким прекрасным цветущим лугом (или полянкой), учитель говорит: а теперь представим, что злой ветер хочет забросить на нашу территорию семена безобразного чертополоха. Что мы все будем делать? Вот тут начинается самое главное. Каждый ребенок должен высказаться. Он – ромашка. Что в его силах сделать? Отбрасывать семена в сторону? Хорошо! Далее – кустик сирени – попросит паучков сплести сети на своих веточках, чтобы вовремя поймать эти злостные семена? Тоже хорошо! Колокольчик пригласит мышонка Кузю съесть эти семена? Замечательно! Красный мак вызовет мага и волшебника, чтобы тот изменил направление ветра? И это достойное решение! Вариантов ответов, лридумок маленьких фантазеров может быть великое множество. Все хороши. Обязательно только, чтобы все принимали участие в этом радостном творческом процессе. Возможны какие-то сценки, пантомимы… эмоции… Цветам на лугу можно придумывать самые удивительные и экзотичные названия, например, геройчик, раннецвет, гигантикус, солнечный лучик и т.д. и т.п. Это позволяет ребенку свободно придумывать – какой он цветок, как выглядит и какие у него есть особые свойства. Такие метафоры относятся к категории предупреждающих. Они предотвращают поведение в коллективе, которое может испортить его, как цветущий луг. Обязательное условие, учитель на этом лугу должен быть рядовым цветком, таким же, как и все остальные. Если он выберет себе роль, напоминающую, например, садовника, то никто уже не будет проявлять собственной активности, ожидая действий именно от него, возможна даже конфронтация и противостояние. Метафора – дело серьёзное. Управление с помощью метафор хорошо ещё и тем, что при возникновении малейшего намека на отклоняющееся поведение кого-то из учеников, учитель всегда с улыбкой может сказать: какой-то странный сегодня ветер подул, он не принесет нам семян безобразного чертополоха? Иносказательность такого шутливого обращения никого не задевает, не подавляет и не провоцирует на последующее противостояние! Это ВАЖНО! Ритуалы поддерживают сами себя ежедневным повторением. К уроку – спектаклю учитель готовится заранее. И то и другое не представляет абсолютно никакой сложности в реализации. Вместе они дают чрезвычайно благоприятный эффект. Но жизнь – полна неожиданностей, подростки порой бывают совершенно непредсказуемы. Там, где и не ждали, может неожиданно появиться «огонек» отклоняющегося поведения, особенно в старших классах. Он не должен разгореться в большой неприятный костер. Дурной пример – так заразителен. Ни в коем случае нельзя учителю поддаваться на провокации ученика и одергивать его в течении всего урока. Это легко превращается в игру и закрепляется в поведении. Надо или не замечать мелочей, надеясь, что всё само собой придет в норму, а если этого не происходит, дать один раз, но очень достойную отповедь с использованием рефрейминга приблизительно такого содержания: -Ты, наверно, представляешь себе, что твои одноклассники скажут: посмотрите, какой он герой. Только спросим тебя: от кого этот герой нас спасает? От знаний, которые твои товарищи могли бы получить на этом уроке? От хорошей и престижной работы, которую они могли бы иметь в дальнейшем? Ты предлагаешь им занять самую низшую социальную ступень? И оттуда вместе с тобой возмущаться всеобщей несправедливостью? Текст такой или подобной отповеди должен висеть в учительской. Учитель не должен растеряться в нужный момент, заняв оборонительную позицию, мол, не надо мне мешать вести урок. Это заканчивается всегда плохо – игрой в преследователя и жертву (*). И в конце хочется напомнить, что у учителя в арсенале всегда должны быть маленькие хитрости, чтобы сделать свой урок интересным и запоминающимся. Очень любопытный ход – обращение одного нашего учителя к своим подопечным: «А теперь давайте ЗАБУДЕМ эту формулу. Так, кто лучше всех ее забыл? Иванов, скажи, что мы все стараемся забыть?». То, что стараешься забыть – никогда не забывается. И ещё, объясняйте своим детям, как можно более подробно, чего вы от них хотите. Порой, это вам только так кажется, что вы сказали все понятно, пропуски информации, зачастую, бывают, просто, громадны. Учитель, который, обычно, заканчивает урок маленьким детским анекдотом, всегда сможет удержать внимание учащихся на трудной теме, сказав вначале: я для вас сегодня такой анекдот приготовил, закачаетесь, но это потом, если будете меня сегодня особенно внимательно слушать. Не помешает, при этом хитро улыбнуться. Не бойтесь таких приемов. Именно они придают вам индивидуальность УЧИТЕЛЯ. Хочется верить, что наступит время, когда «зима» не будет приходить на наши улицы неожиданно. В нашем распоряжении, оказывается, есть очень простые и эффективные инструменты: ритуал (*), метафора (**) и рефрейминг (**). Все они – структурообразующие элементы общества, а школа – её маленькая модель. Но такая ВАЖНАЯ! Речь о трудных подростках, обычно, возникает там, где все пущено на самотек, где все не организованно и не продуманно заранее. Говоря: трудный подросток, девиантное или отклоняющееся поведение, мы предполагаем, что есть от чего отклоняться, а действительно ли есть? Построено ли то, от чего возможно какое-либо отклонение?
Алексей Чалый, психолог.
* Эрик Берн. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. С-Пб – М, 1996г. ** Джозеф О-Коннор и Джон Сеймор. Введение в нейролингвистическое программирование. Челябинск, 1997г.
| 2006-03-31   | 11:50:52 | Dark | Здорово! А про упомянутое Вами "отклонение" ничего добавить не хотите?
| 2006-03-31   | 16:53:32 | Lunta | А Вы не пробовали осветить свою статью ещё и с точки трудных детей-индиго? Очень много примеров сложных детей-индиго, но они уникальны, подход не тот всё время к ним используют...а рождается их теперь не мало...
| 2006-04-01   | 00:50:01 | Lozkovaiya | Дети-индиго бывают разные по поведению. Все таки иногда это популярное описание типа ребенка aspy или ребенка с высокофункциональным аутизмом. Иногда такие дети называются вундеркиндами. Рассказывал мне один увундеркинд с синдромом aspy о своем тяжелом детстве в школе. Получалось по его рассказам , что у некоторых учителей было отклоняющееся повдение. Да, и сейчас в печати появились статьи о том, что учителя самая невротизированная профессия, исследования подтверждают. Иногда учителя на грани психозов. Вот реальная история этого человека: "Обычно я на уроках тихо сидел , иногда спал. Особенно на литературе. Учительница была волевая женщина и увлеченная идеями коммунизма. Однажды она рассказывала о подвиге комсомольцев, я думал о своемю ( а надо сказать у него выражение лица чаще одно и то же - чаще равнодушная улыбка будды). Учительница стала выяснять , почему он улыбается и что смешного в подвигах Павки Корчагина. Тот ответил, что он не улыбается. И продолджал сидеть с обычны м индефирентным выражением лица, глядя ей в глаза. Учительница продолжила. Через несколько минут она опять стала задавать ему эти вопросы. Потом потребовала чтобы он вышел из класса. Тот отказался, объяснив что ничего не делает плохого. Тогда учительница подняла его и стала пинками под зад двигать его к двери. Когда она его поставила перед дверью, он обернулся и покрутил пальцем у виска с улыбкой. Учительница разрыдалась и рыдала весь оставшийся урок. В последующем она не пускала его на уроки и требовала справку от психиатра. Справку мальчик принес. И с трудом она его стала пускать на урок. Но в глаза уже ему не смотрела. Спрашивается, у кого в этой ситуации было отклоняющееся поведение? И как учителю надо было справляться с собой или с ребенком? А вдь учительница имела звание - Заслуженный учитель РСФСР. :(. Таких историй об отклоняющемся поведении учителей много , сейчас оно, пожалуй, имеет массовое распространение. Анастасия.
| 2006-04-01   | 03:09:42 | Lunta | Я не об этом...такой пример с лёгкостью распространяется на любого ученика вовремя попавшего под руку нервному учителю, мне тоже в школе доставалось сильно от некоторых невротических учителей женского пола без видимых на то причин, хоть я и не причисляю себя к индиго...здесь уже проблема (психическая) преподавательского состава, я искренне желела в школьные годы о том, что для них не проводится тестирование на психологическую профпригодность... Родиетли, часто замечая "отклонения" у своего чада с голубой аурой, предпринимают действия, на "онормальнивание" своего дитя, таким образом ребёнок замыкается в себе...есть много таких примеров, когда дети-индиго рассказывают о других цивилизациях, начинают говорить на других, не известных миру сему языках, что воспринимается как отклонение и в некоторых случаяхподлежит искоренению, но бывают и восставшие детки, против системы, которую им предлагают, заставляя отказаться от своей "исключительности"...так мальчик в США перестрелял в своей школе весь свой класс и своего учителя...вот и проблемные дети, которых мы сами выращиваем, отказываясь понимать их.
| 2006-04-01   | 12:37:32 | Dark | Так это норамально и очевидно. Чем больше человек непохож на меня, тем он может быть опаснее, чем я. Чем обусловлен расизм? Человек выглядит не как я, значит, он думает, не как я, значит я не знаю как он поведёт себя, я не смогу защититься, если он нападёт на меня. И такие люди будут всегда. Будут не любить темнокожих, рыжих, горбоносых и т.д. Тут единственный конструктивный выход, на мой взгляд, это вход. Т.е. если все люди будут предельно непохожи друг на друга, то описанное мною выше будут абсурдным. А сейчас - на кого с большей вероятностью нападут хулиганы в подворотне: на мужчину с короткой стрижкой, или на длинноволосого крашеного с пирсингом? А проблема=то социальная и очень-очень старая.
| 2006-04-04   | 19:18:07 | Belyanin | немного уходим в актуальность. проблема расизма в Северной Америке решена не очень давно. Мартин Лютер Кинг и многотысячный марш на Вашингтон заставил задуматься всех, к чему приведет последовательный расизм. Правильно: к гражданской войне. А это уже было. Поэтому все объединились ... против расизма. ((((пропуск фрагмента о том, как это делалось)))) К этому сейчас призывает и Сергей Доренко. Неважно кто - левые (коммунисты и государство) или правые (буржуазия) - должны решать эту проблему в социальном плане. В психологическом плане тут тупик. Разве что развивать толерантность (как предлагает Александр Асмолов). Иначе Россия скатится к фашизму.
| 2006-04-04   | 19:28:39 | Dark | Толерантность - феномен недостаточно простой для обывателя. Я даже встречался с психологами ОРГАНИЗОВЫВАВШИМИ семинары по проблеме толерантности для других психологов, и в течение всего такого семинара (да и после него, просто по жизни) демонстрировавшими полную нетолерентность. Для российского социума непростой феномен. Почва не подготовлена, на мой взгляд.
| 2006-04-06   | 13:08:07 |
Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии
Форум по психолингвистике Белянина В.П.
|
|
|
Семинары
Московской Психотерапевтической Академии.
Кафедра психотерапии детей и подростков
Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н.
Буянов М.И.
Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов
и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.
Основные
темы семинаров:
основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.
Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.
|
|