психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Архив форума по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

психология, архив номеровАрхив
номеров
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12





ХИТРАЯ МЕТАФОРА.



  Алексей Чалый   Существует очень распространенное мнение, что метафора облегчает понимание того, о чем, если сказать иначе – получается громоздко и малопонятно.
Очень хитрое мнение, а точнее, миф. Почему? Попробую объяснить.
Обычно, метафора состоит из двух частей: некоего образа и его интерпретации.
Рассмотрим один пример.

Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик.

Образ понятен и легко доступен нашему сознанию. А вот далее будут идти интерпретации образа. Их может быть несчетное количество. Выбор той или иной зависит от того, какую идею требуется «завести» в сознание слушателей. Посмотрим примеры.

1. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Тучи разные нужны, тучи разные важны. После ливней земля полнится урожаем. Так и с любым правительством: сейчас оно кажется неуютным, зато потом…
2. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Вот и человек человеку – рознь. От многих нужен хороший зонтик.
3. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Без крыши или хотя бы хорошего зонтика в нашей жизни – никак.
4. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Что замечательно: дожди, как и неприятности, обычно, заканчиваются. Зато потом…
5. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Да, жизнь состоит не из одних удовольствий.
6. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Так и семейная жизнь может иногда доставлять неприятности. Надо всегда быть к ним готовым.
7. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Так и от друзей можно ждать чего угодно.
8. Когда палящее летнее солнце бывает закрыто легким облачком, это очень приятно, но, если туча проливается на вас ливневым дождем в промозглый осенний день, хочешь – не хочешь, а приходится открывать зонтик. Вот, когда вспоминаешь о друзьях.

Список интерпретаций можно продолжать до бесконечности. В чем же хитрость?
Скажи нам, что, если правительство доставляет народу большие неприятности, то это - к будущему благополучию, к такому заявлению мы отнесемся с большой долей скепсиса, поскольку наше сознание на этот случай располагает критическим мышлением, и мы спросим: с какой стати???
Но стоит перед подобным заявлением нарисовать некий доступный и приемлемый образ, и с нашим критическим мышлением что-то происходит. А происходит только то, что мы очень доверчиво относимся к разного рода аналогиям. И образ, и его интерпретация стоят рядом, значит, раз это – так, то и то – этак. Даже термин такой есть – аналоговое мышление.
А ведь всё это – обычная хитрость, с помощью которой создатели метафор управляют другими людьми, даже, если и не осознают этого.
К метафорам относятся все художественные произведения, особенно поэзия, анекдоты, сказки, мифы, пословицы и поговорки. Мы к ним привыкли и считаем, что они украшают нашу жизнь. Может быть, и украшают, но, в первую очередь, они ею управляют.
Что же делать? – спросите вы. Неужели за каждым нашим поступком стоит какая-то сказка или анекдот?
Да, стоит. Человеческий социум, просто, плавает в океане метафор, пронизан ими и состоит из них. А делать с этим можно только одно – тренироваться! Во-первых, в распознавании метафор, управляющих вами. А во-вторых, в их создании. Каких-то для себя, каких-то для других.
Одно из важных свойств метафоры – это подкупающая красивость внешнего образа. В красивости произведений досточтимого Александра Сергеевича – никто не усомнится. Но вспомним одну его строчку: «теперь я знаю: в вашей воле меня презреньем наказать». Он и сам, видимо, не представлял, как одной только ею он усложнит отношения между мужчинами и женщинами всех последующих поколений.
Так вот, подводя итог, я вновь хочу задать риторический вопрос: всё-таки, метафора - облегчает понимание, или снижает критичность нашего восприятия???

(по материалам сайта http://psysoznanie.narod.ru)  

 2006-03-11  14:26:49
  vadim  Привет!Разновидность метафор, это ловушки для разных слоёв населения,что для одних война, для других мать родная.Что позволено Юпитеру,то не позволено быку.И всётаки метафорами пытаются упралять издревле, примеры(Конфуций,Сенека да тот же Петрарка.)Метафора стрела-поражающая свои цели.
С уважением Вадим.  

 2006-03-11  23:29:19
  ЭЛ  Метафоры вещь интересная. И они очень широко используются во все времена. Думаю, что в первую очередь для снижения критичности восприятия, а потом уже иногда для облегчения понимания. Поэтому талантливые преподаватели хорошо используют метафоры. Очень облегчает понимание для студентов ну очень критически и скептически настроенных. И лекции интересно проходят, особенно если метафоры ещё и с лёгким юмором.
Я как то попал на презентацию финансовой пирамиды. Меня просто поразило, как классно презентатор использовал метафоры, анекдоты, сравнения. Он так мастерски манипулировал сознанием аудитории, полностью концентрируя внимание на себе в течении 4 часов, что после презентации ¼ аудитории отдала ему сразу свои деньги, а другая половина, побежали их занимать и надо было успеть до 24.00.  

 2006-03-12  11:16:59
  Dark  To Алексей Чалый:
метафора - штука неоднозначная и потому использоваться может с разными целями. Я люблю перечитывать "Мастера и Маргариту", потому что в зависимости от настроя набредаю на новые идеи.
Прикол в том, что набредаю на идеи в своей голове, а не в тексте! Текст-то тот же!
Хотя не метафорический, а очень даже прямой текст неоднозначен ровно настолько же.
Возьмите 50 человек и скажите им представить дерево.
1) ... из них представят берёзу
2) ... - дуб
3) ... - иву
и т.д.

Хотя прямее фразы "Представьте дерево" некуда! Она не метафорична!
И все реципиенты воспринимают не разный сигнал, не схожий сигнал и даже не одинаковый. Они воспринимают ОДИН И ТОТ ЖЕ СИГНАЛ. Они слышат меня ОДНОВРЕМЕННО!!
Ну где-то вот так...  

 2006-03-13  19:52:41
  vadim  Привет!Есть ещё более интересная игра -шутка!
Возмите листок и напишите на нём три слова Пушкин,нос,яблоко.Потом попросите респондента начать счёт по порядку от 1....Респондент должен быстро считать, не о чём не думая,кроме счёта. Вы задаёте вопрос №1. Назовите знаменитого поэта?
№2. Назовите часть лица?
№3 .Плод растущий на дереве?
Звучат ответы, респондента.Вы достаёте листок,а там то , что только что, сказал респондент.Вот вам и коллективное бессознательное нации,у англичан нужно делать другой подбор...
С уважением Вадим.

  

 2006-03-13  23:25:44
  Алексей Чалый  Многие метафоры - уже давно стали стереотипами, как Пушкин, нос и яблоко.
Остается только добавлять свою интерпретацию.
Так, куда бежим? И кто нас послал?  

 2006-03-14  15:28:34
  adada  %%Образ понятен и легко доступен нашему сознанию.%%

Такой подход слишком уж механистичен. Нефиксированность (неустойчивость, произвольность, избыточное в пределах вида разнообразие и пр.) семантики человеческого языка, что существенно отличает его от так называемых языков прочих биологических видов -- самое наглядное свидетельство аналогичного имплицитного свойства нашего "сознания".

Образ становится вынужденно понятным только тогда, когда он актуализируется в процедурах управления поведением, т.е. мышления, когда одна из прогностических версий сознания признается наиболее адекватной действительности, данному моменту. Используя термин Прибрама, можно сказать, что когда образ становится Образом результата, метафора-работница превращается в метафору-игрушку.

:)

  

 2006-03-14  16:44:11


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология