|
|
|
Мортон Хант и психолингвистика
adada | Dark "подурачился", а ададе расхлебывать... :) [quote]Один из современных подходов к изучению творчества использует протокольный анализ. Джон Р. Хейс и Линда Флауэр из Университета Карнеги-Меллона просят испытуемых размышлять вслух в ходе сочинения эссе. В результате анализа регистрируемого таким образом потока мыслей Хейс и Флауэр получают картину стадий в структурной схеме со множеством квадратиков (каждый представляет психическую функцию), соединенных стрелками. ... Новые идеи, однако, попадают в эту систему из сферы бессознательного, которая не учитывается в структурной схеме. Как и когда бессознательное дает наивысший творческий потенциал, можно только догадываться, но некоторые другие исследования указывают на важное условие: цель проблемы должна быть «нечетко определенной», то есть общей, неспецифической. ... ...результаты исследований свидетельствуют о том, что большинство из нас испытывает творческий взлет, оперируя идеями ради чистого удовольствия, а не в силу жесткой необходимости или в корыстных целях. Это одна из парадоксальных и прекраснейших сторон человеческого интеллекта.[/quote] http://www.psychology-online.net/docs/cognitive_psychology.html Мортон Хант. Механизм мышления - что это? Америка. Июль 1983/№ 320
Прошу прощения за цитирование довольно старой статьи, да еще не из научного журнала, другого под рукой не оказалось.
Возможно я ошибаюсь, но вряд ли психолингвистический анализ текста способен учесть его квинтэссенцию -- творческое "ядро", которое возникает в результате нечеткой определенной цели, да еще и ради чистого удовольствия автора. "Мастеровитую" сторону текста, его техническую обработку, "обследовать", исходя из самого текста, конечно, можно, а вот для компетентных суждений о составе "ядрышка" необходимо в понятийный корпус аналитического словаря закачать все тексты данного автора, в идеале -- всего автора со всеми его неопубликованными потрохами. Но тогда зачем производить анализ частного текста, что он дает?
| 2006-02-06   | 09:35:57 | Belyanin | очень похоже на метод свободных ассоциаций. забыли про творчество: оригинальным (творческим) может быть признано не всякое галлюциирование:), а только то, что востребовано обществом. всякие броумы-ноумы Хлебникова были популярны лишь в смутные годы, да среди "томящейся духом" интеллигенции.
| 2006-02-06   | 23:03:49 | Андрей Белов | Надо бы вступиться за Хлебникова, да писать некогда :)
| 2006-02-07   | 12:22:13 | adada | Написавших о творчестве несть числа... так кого бы притянуть к ответу именно здесь и теперь? Давайте, В.И. Гинецинского! [i]"Поскольку продукты воображения приобретают какую-либо социальную значимость (ценность), то их продуцирование квалифицируется как творчество."[/i] ("Пропедевтический курс общей психологии".) Одной из функций образов воображения Гинецинский называет предвосхищение или антиципацию. Востребованность продукта предвосхищения может быть отнесена весьма далеко вперед во времени и поэтому она неуловима для преждевременного психолингвистического анализа.
Хлебников (если это Велимир: "броумы-ноумы" мне ничего не подсказали, увы!) полностью реализовал одну часть своих образов в "смутное" время, другую -- в позднее, реплика Андрея Белова, которой адада [i]со товарищами[/i] аплодирует, дает основания надеяться, что еще грянет время и для третьей части тех предвосхищений. :)
| 2006-02-07   | 15:40:51 | Dark | Коллеги, давайте определимся: мы рассматриваем творчество с психологической точки зрения, как процесс не имеющий отношения к мнению о нём других людей или как атрибут или, если хотите, "оценочную метку" обществом какого-то продукта. А то идёт упоминание об обоих этих феноменах при обозначении их одним словом, что, на мой взгляд, не ускорит процесс обсуждения. :-)
| 2006-02-08   | 15:50:26 | adada | Вряд ли и в этой, и в предыдущей темах наличествует вопрос о творчестве как таковом. Скорее, поначалу было предложено пренебречь его гипотетической трансцендентностью и считать объектом абсолютно "материалистическим".
И тогда, чтобы уйти от этого вечного спора, "неколлегой" было предложено некоторую область творчества признать чем-то вроде временного ноумена, тем самым выведя её из-под психолингвистического призора. Работают же палеолингвисты с частично нераспознаваемыми, неполностью дошедшими до нас текстами...
Более того, можно вообразить, что несовпадение результата исследований, проведенных с применением какой-нибудь апробированной модели анализа, с реальной практикой как раз и послужит свидетельством о присутствии где-то в недрах объекта этих исследований неявно выраженного творческого начала, "ядрышка".
А когда оно прорастет и прорастет ли вообще, уже не столь важно.
Отправка отредактированного (02-08-06 18:28)
| 2006-02-08   | 18:27:02 | Belyanin | %А когда оно прорастет и прорастет ли вообще, уже не столь важно.% а вот с этим не соглашусь. если гениальный человек неизвестен, но он - грубо говоря - и не известен. писание в стол - это не прерогатива гения. гений он еще и стеничен должен быть.
| 2006-02-08   | 20:54:29 | adada | Последнюю фразу я присоединил к предшествующему ей "концепту", скорее, для затравки. Думал, мне ответят про писание в стол, а я возражу насчет писа́ния в наволочку, чтобы темы теснее скрутить... :)
Но можно и в этом направлении пофантазировать. Если нефиксированное целеполагание способствует акту производства творения, то эквивалентом такого благоприятствования со стороны общества может быть нежесткая требовательность. Жесткая, давящая, раньше формулировалась как социальный заказ и часто была губительной для художника. А при перепадах давления кессонная болезнь развивалась, в форме пьянства.
То же самое будет, если стеничного творца коллектив начнет цинично на бабки разводить. :)
Это я фактически пересказал классическое: "Давай ронять слова, Как сад - янтарь и цедру, Рассеянно и щедро, Едва, едва, едва."
(Почему-то собственный -- дурной -- вкус мне всегда вместо "янтарь" подсовывает "лимон"...)
| 2006-02-08   | 21:21:44 | Belyanin | %социальный заказ и часто была губительной для художника% вот где собака порылась! заказ на Гарри Поттера и Властелина колец диктует продолжение серий (уже 5-й Поттер начали снимать вчера). Психическое здоровье творца напрямую зависит от признания обществом. Чем больше человек говорит: "А мне наплевать", тем больнее он. И чем более он признается, тем здоровее он (психически), и тем менее творческ. герменевтический круг, однако.
| 2006-02-09   | 00:57:17 | adada | 1-е послание к коринфянам: [i]"Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым."[/i] В этом замечании Павла замечательна не теологическая сторона, а психологическая.
| 2006-02-09   | 08:58:46 |
Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии
Форум по психолингвистике Белянина В.П.
|
|
|
Семинары
Московской Психотерапевтической Академии.
Кафедра психотерапии детей и подростков
Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н.
Буянов М.И.
Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов
и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.
Основные
темы семинаров:
основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.
Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.
|
|