психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Архив форума по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

психология, архив номеровАрхив
номеров
№1
№2
№3
№4
№5
№6
№7
№8
№9
№10
№11
№12





Мортон Хант и психолингвистика



  adada  Dark "подурачился", а ададе расхлебывать... :)
[quote]Один из современных подходов к изучению творчества использует протокольный анализ. Джон Р. Хейс и Линда Флауэр из Университета Карнеги-Меллона просят испытуемых размышлять вслух в ходе сочинения эссе. В результате анализа регистрируемого таким образом потока мыслей Хейс и Флауэр получают картину стадий в структурной схеме со множеством квадратиков (каждый представляет психическую функцию), соединенных стрелками.
...
Новые идеи, однако, попадают в эту систему из сферы бессознательного, которая не учитывается в структурной схеме. Как и когда бессознательное дает наивысший творческий потенциал, можно только догадываться, но некоторые другие исследования указывают на важное условие: цель проблемы должна быть «нечетко определенной», то есть общей, неспецифической.
...
...результаты исследований свидетельствуют о том, что большинство из нас испытывает творческий взлет, оперируя идеями ради чистого удовольствия, а не в силу жесткой необходимости или в корыстных целях. Это одна из парадоксальных и прекраснейших сторон человеческого интеллекта.[/quote]
http://www.psychology-online.net/docs/cognitive_psychology.html
Мортон Хант. Механизм мышления - что это?
Америка. Июль 1983/№ 320

Прошу прощения за цитирование довольно старой статьи, да еще не из научного журнала, другого под рукой не оказалось.

Возможно я ошибаюсь, но вряд ли психолингвистический анализ текста способен учесть его квинтэссенцию -- творческое "ядро", которое возникает в результате нечеткой определенной цели, да еще и ради чистого удовольствия автора. "Мастеровитую" сторону текста, его техническую обработку, "обследовать", исходя из самого текста, конечно, можно, а вот для компетентных суждений о составе "ядрышка" необходимо в понятийный корпус аналитического словаря закачать все тексты данного автора, в идеале -- всего автора со всеми его неопубликованными потрохами. Но тогда зачем производить анализ частного текста, что он дает?

  

 2006-02-06  09:35:57
  Belyanin  очень похоже на метод свободных ассоциаций.
забыли про творчество: оригинальным (творческим) может быть признано не всякое галлюциирование:), а только то, что востребовано обществом.
всякие броумы-ноумы Хлебникова были популярны лишь в смутные годы, да среди "томящейся духом" интеллигенции.

  

 2006-02-06  23:03:49
  Андрей Белов  Надо бы вступиться за Хлебникова, да писать некогда :)  

 2006-02-07  12:22:13
  adada  Написавших о творчестве несть числа... так кого бы притянуть к ответу именно здесь и теперь? Давайте, В.И. Гинецинского!
[i]"Поскольку продукты воображения приобретают какую-либо социальную значимость (ценность), то их продуцирование квалифицируется как творчество."[/i] ("Пропедевтический курс общей психологии".)
Одной из функций образов воображения Гинецинский называет предвосхищение или антиципацию. Востребованность продукта предвосхищения может быть отнесена весьма далеко вперед во времени и поэтому она неуловима для преждевременного психолингвистического анализа.

Хлебников (если это Велимир: "броумы-ноумы" мне ничего не подсказали, увы!) полностью реализовал одну часть своих образов в "смутное" время, другую -- в позднее, реплика Андрея Белова, которой адада [i]со товарищами[/i] аплодирует, дает основания надеяться, что еще грянет время и для третьей части тех предвосхищений. :)

  

 2006-02-07  15:40:51
  Dark  Коллеги, давайте определимся: мы рассматриваем творчество с психологической точки зрения, как процесс не имеющий отношения к мнению о нём других людей
или как атрибут или, если хотите, "оценочную метку" обществом какого-то продукта. А то идёт упоминание об обоих этих феноменах при обозначении их одним словом, что, на мой взгляд, не ускорит процесс обсуждения. :-)  

 2006-02-08  15:50:26
  adada  Вряд ли и в этой, и в предыдущей темах наличествует вопрос о творчестве как таковом. Скорее, поначалу было предложено пренебречь его гипотетической трансцендентностью и считать объектом абсолютно "материалистическим".

И тогда, чтобы уйти от этого вечного спора, "неколлегой" было предложено некоторую область творчества признать чем-то вроде временного ноумена, тем самым выведя её из-под психолингвистического призора. Работают же палеолингвисты с частично нераспознаваемыми, неполностью дошедшими до нас текстами...

Более того, можно вообразить, что несовпадение результата исследований, проведенных с применением какой-нибудь апробированной модели анализа, с реальной практикой как раз и послужит свидетельством о присутствии где-то в недрах объекта этих исследований неявно выраженного творческого начала, "ядрышка".

А когда оно прорастет и прорастет ли вообще, уже не столь важно.



Отправка отредактированного (02-08-06 18:28)  

 2006-02-08  18:27:02
  Belyanin  %А когда оно прорастет и прорастет ли вообще, уже не столь важно.%
а вот с этим не соглашусь. если гениальный человек неизвестен, но он - грубо говоря - и не известен.
писание в стол - это не прерогатива гения. гений он еще и стеничен должен быть.

  

 2006-02-08  20:54:29
  adada  Последнюю фразу я присоединил к предшествующему ей "концепту", скорее, для затравки. Думал, мне ответят про писание в стол, а я возражу насчет писа́ния в наволочку, чтобы темы теснее скрутить...
:)

Но можно и в этом направлении пофантазировать.
Если нефиксированное целеполагание способствует акту производства творения, то эквивалентом такого благоприятствования со стороны общества может быть нежесткая требовательность. Жесткая, давящая, раньше формулировалась как социальный заказ и часто была губительной для художника. А при перепадах давления кессонная болезнь развивалась, в форме пьянства.

То же самое будет, если стеничного творца коллектив начнет цинично на бабки разводить. :)

Это я фактически пересказал классическое:
"Давай ронять слова,
Как сад - янтарь и цедру,
Рассеянно и щедро,
Едва, едва, едва."

(Почему-то собственный -- дурной -- вкус мне всегда вместо "янтарь" подсовывает "лимон"...)

  

 2006-02-08  21:21:44
  Belyanin  %социальный заказ и часто была губительной для художника%
вот где собака порылась! заказ на Гарри Поттера и Властелина колец диктует продолжение серий (уже 5-й Поттер начали снимать вчера).
Психическое здоровье творца напрямую зависит от признания обществом. Чем больше человек говорит: "А мне наплевать", тем больнее он. И чем более он признается, тем здоровее он (психически), и тем менее творческ.
герменевтический круг, однако.

  

 2006-02-09  00:57:17
  adada  1-е послание к коринфянам: [i]"Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым."[/i]
В этом замечании Павла замечательна не теологическая сторона, а психологическая.

  

 2006-02-09  08:58:46


Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии

Форум по психолингвистике Белянина В.П.




Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология