|
|
|
синтаксис гендерных различий
Марья | мужчины и женщины по-разному мыслят, выражают свои эмоции и проч. компании страждущих до знаний и открытий студентов пришла в голову мысль, что, может, и предложения своей речи представители разного пола строят по-разному? возникла некая рабочая гипотеза. и теперь очень интересно, писалось ли что-нибудь об этом? делалось ли что-то в этой области? может, кто знает чего? интересуется?? читал про это??? поделитесь тайным знанием! :-)
| 2004-02-17   | 19:11:04 | Belianin | вот начало раздела 2. ЯЗЫК И ГЕНДЕР из моего учебника "Психолингвистика" (М., Флинта 2003) ================================================ Исследования речи мужчин и женщин показывают, что имеются определенные отличия между тем, как говорят и пишут мужчины, и тем, как говорят и пишут женщины. Если в настоящее время не совсем корректно говорить о гендерлекте, то правомерно говорить об определенных особенностях речевого стиля мужчин и женщин. Он проявляется на двух уровнях – уровне речевого поведения и уровне речи. Так, мужчины чаще перебивают, более категоричны, стремятся управлять тематикой диалога и т.д. Существенно, что в отличие от распространенного мнения. мужчины говорят больше, чем женщины. Мужские предложения по своей длине короче женских. Мужчины гораздо чаще употребляют абстрактные существительные, а женщины – конкретные (в т.ч. имена собственные). Мужчины чаще используют существительные (в основном, конкретные) и прилагательные, в то время как женщины употребляют больше глаголов. Мужчины употребляют больше относительных прилагательных, а женщины – качественных. Мужчины чаще используют глаголы совершенного вида в действительном залоге. ======================================== Давайте обсуждать по частям. о.к.?
| 2004-02-17   | 19:42:05 | Марья | Собственно, интересует нас вполне конкретная вещь…. Возникла гипотеза, что мужчины и женщины сами фразы строят по-разному. Мужчина после подлежащего ставит сказуемое, а потом обстоятельство, а женщина напротив: подлежащее-обстоятельство-сказуемое. Мужчина: я делаю так. Женщина: я так делаю. Хотелось бы узнать, насколько эта мысль правомерна и были ли какие-нибудь исследования по этому поводу?
Спасибо за участие
| 2004-02-18   | 00:31:22 | Belianin | Вот продолжение параграфа: =================================================== Женская речь обнаруживает большую концентрацию эмоционально оценочной лексики, а мужская оценочная лексика чаще стилистически нейтральна. Женщины склонны к интенсификации, прежде всего положительной оценки. Мужчины более выраженно используют отрицательную оценку, включая стилистически сниженную, бранную лексику и инвективы. Если мужчины гораздо чаще употребляют сленговые слова и выражения, нелитературную и ненормативную лексику, в то время как женщины придерживаются слов с нейтральной стилистической окраской. К типичным чертам женской речи относится гиперболизованная экспрессивность (23) и более частое использование междометий типа ой! (23) жутко обидно; колоссальная труппа; масса ассистентов При использовании синтаксической связи мужчины чаще употребляют подчинительную, а не сочинительную связь. Причем мужчины чаще используют придаточные времени, места и цели, тогда как у женщин, в основном преобладают придаточные степени и уступительные. ================================================== подходит под Вашу гипотезу?
| 2004-02-18   | 00:57:24 | Марья | Какая же это дискуссия? Я просто робко задаю вопросы, покорно и с интересом внемля вашим ответам….
Вот про сочинительную и подчинительную связь – это уже что-то. Было бы очень интересно прочесть данный параграф из вашего учебника целиком. И еще. Как-то все эти выводы делались. Проводились ли какие-нибудь исследования? И если да, то кем?
С признательностью
| 2004-02-24   | 01:24:30 | Belyanin | Проводилось очень много экспериментов на разных языках (русский, английский, украинский). Гендерная лингвистика называется. И конференции были многочисленные. Тема огромная-преогромная. Авторов десятки. Украина - Горошко Е.(О.), Москва - Кирилина А.В. (в её диссертации - докторской - огромная библиография - знаю, т.к. писал отзыв). Поэтому попробуем немного сузить проблему, чтобы не утонуть. Насколько я понимаю, у вас есть гипотеза. Её можно проверить очень просто. Можно дать испытуемым список фраз и просите сказать, какая из упомянутых кажется им правильной, а какая - нет. Или "Укажите варианты фраз, которые Вы употребили бы сами". - Ну и как это сделать? 1. Я так делаю. 2. Я делаю так. - И кто там был? 1. Я был(а) там 2. Я там был(а) Мы пойдём завтра в лес, 1. и наберём грибы на засолку 2. чтобы набрать грибов на засолку. Составив список, сделав анкету и опросив для начала 10 человек (5 мужчин и 5 женщин), Вы можете получить примерное представление о том, верна ли Ваша гипотеза. Для более точных выводов нужно опросить человек 50.
| 2004-02-24   | 02:06:54 | Марья | Идея про то, что надо опрашивать испытуемых тоже была. Только я считаю, что если дать человеку фразы не выбор, это заставит его задумываться над своим ответом, логически его выбирать. Ведь аналогия понятна! У меня была идея просто предложить группе людей высказаться на какую-то тему (можно даже о погоде, к примеру) дестью короткими, но полными предложениями. Это конечно, несколько ограничивает процесс написания, но на мой взгляд – более естественно…. Была еще идея взяться просто анализировать тексты художественных произведений различных авторов. Как вам такой метод?
Было еще у гипотезы продолжение. Оно заключалось в том, что в эмоционально значимых фразах (тут встает вопрос о критерии эмоциональной значимости, но пока его опускаем) все происходит ровно наоборот. То есть мужчина скажет «я тебя люблю», а женщина «я люблю тебя». Но до этого надо бы с первой частью все прояснить… :)
| 2004-02-25   | 00:19:53 | Belyanin | %То есть мужчина скажет «я тебя люблю», а женщина «я люблю тебя»% В коммуникативной лингвистике существует такое понятие как "актуальное членение". Если упрощенно, то так: есть Тема (старое) и Рема (новое). В русском языке Рема ставится чаще в конце фразы. Например, такой вопрос как "Ты в воскресенье в кино была?" может иметь разные ударные слова: Ты Нет, ты меня с кем-то спутала. в воскресенье Нет, в субботу. в кино Нет, мы в лес ходили. была Нет, некогда было. Поэтому в живом потоке речи порядок слов зависит очень часто от того, что после чего следует. Надо принять это во внимание.
| 2004-02-26   | 16:59:50 | Belyanin | Вы можете попросить испытуемых высказаться, но при этом можете получить такой объём информации, который будет практически невозможно отструктурировать. Лучше дать небольшой текст, и попросить его пересказать. С жёсткой инструкцией, которую не нарушать. Это позволит иметь исходный материал и его варианты. мужские и женские. А еще проще: можно взять 10 интервью, произнесенных женщинами и 10 - мужчинами (запись прямого эфира). Выбрать там те структуры, которые Вам кажутся гендерноотмеченными, и посчитать.
| 2004-02-26   | 19:40:49 | Марья | Конечно, контекст имеет значение! Но может в этом и состоит разница, в какой контекст ставят свои слова женщины, а в какой мужчины? Какое значение они предают своим словам.
Мы с друзьями долго анализировали фразы про «любить» (на мой взгляд, это одна из тех фраз, которая чаще других употребляется вообще без контекста :) ), пришли к некоторому выводу, или скорее гипотезе, что для мужчины в данном случае важнее объект его чувств, а для женщины само чувство. Осталось только узнать, действительно ли мужчины и женщины говорят это по-разному?
Вообще-то мы ставили перед собой задачу еще глобальнее – выявить некоторый объективный критерий проявления мужской и женской сущности. Ведь в каждом есть и то, и другое. Когда говорит так – мужское, когда этак – вылезает женское. Заманчивая перспектива….
| 2004-02-29   | 13:52:27 | Belyanin | Вами поставлена глобальная задача: %объективный критерий проявления мужской и женской сущности% Мне не очень понятно, что Вы имеете в виду под сущностью, что такое "критерий проявления", ну да ладно. Я не хотел бы Вас отговаривать от её решения, наоборот: я в Вас верю. Вы сможете это сделать. Только попробуйте сначала решить небольшую задачу на простом материале простыми средствами. Например, дайте испытуемым три карточки со словами "я" "тебя" любить" и попросите составить предложения. Когда получится статистически значимое различие между мужскими и женскими примерами - идите дальше. Как гласит китайская мудрость: "Самый длинный путь начинается с движения большого пальца ноги".
| 2004-03-02   | 18:14:49 |
Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии
Форум по психолингвистике Белянина В.П.
|
|
|
Семинары
Московской Психотерапевтической Академии.
Кафедра психотерапии детей и подростков
Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н.
Буянов М.И.
Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов
и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.
Основные
темы семинаров:
основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.
Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.
|
|