|
|
|
оговорки
Belyanin | недавно услышал, как человек сказал: дай мне, пожалуйста, навар, то есть, отстой, что я говорю - отвар. речь шла о чашке, в которой был картофельный отвар. А какие еще примеры оговорок могут привести посетители сайта. а то на русском языке нет большой базы оговорок. может, пора создать?
| 2005-05-22   | 06:05:28 | Андрей Белов | О, это замечательная идея, по-моему! Буду, по возможности, оговорки записывать. Вот только вопрос - надо ли фиксировать возраст, пол, профессию и т.п., как Вы считаете? Мне так кажется, что хотя бы возраст и пол надо указывать обязательно.
| 2005-05-22   | 17:36:32 | Belyanin | в принципе возраст играет роль, а вот пол, не знаю. если говорить о базе данных, то эти параметры обычно не учитываются. хотя сама идея не плохая. схема может быть такая target outcome отвар навар отвар отстой т.е. нужное слово, и случайный результат. а что даст возраст, если это не ребенок, не знаю. и возраст непросто фиксировать (надо разбить на группы, которые релевантны для этого процесса,). знание пола даст результаты только при большом объеме данных. и это непросто . поэтому просто база данных уже хорошо. и хранить по первому слову. это если не учитывать порядок слов... там target будет длиннее. значит, надо по принципам. но об этом потом.
| 2005-05-22   | 19:44:11 | Кукла | Но ведь оговорки бывают принципиально разные.
Например, некоторые из них диктует как бы сама ситуация: у меня бывали случаи, когда я на звонок в дверь говорила "Алло!", а когда звонили по телефону, то спрашивала: "Кто там?". В этом случае, вероятно, "виновата" просто моя невнимательность, когда на схожие внешние стимулы (в обоих случаях это звонок) я путала реакции. Здесь не проявлялась моя индивидуальность.
Другой же тип оговорок более индивидуальный, личностный: в этом случае истинные мотивы, желания, мысли человека могут быть причиной оговорки ("оговорки по Фрейду").
Между этими двумя полярными типами находятся оговорки, которые связаны с тем, что речь человека как бы опережает его мысли, то есть в речи проскальзывают слова, о которых человек еще только думает, еще только собирается сказать...
И еще такой момент: надо отличать оговорки от речевых нарушений, например, парафазии, когда заменяется один звук или слово другим звуком или словом?
| 2005-05-23   | 08:46:23 | Лимонка | А еще можно собирать "ослушки" - это когда человеку говорят одно, а он слышит что-нибудь другое, в соответсвии со своими мыслями, желаниями. Например, если человек испытывает сильный голод, то ему, вероятно, везде будут слышаться разговоры про еду, вернее, какие-нибудь кулинарные слова, слова, обозначающие пищу:)
| 2005-05-23   | 13:54:36 | Belyanin | лучше было бы назвать их "ослышками". тогда получается: оговорки, ослышки, описки, очитки.
| 2005-05-23   | 16:29:41 | Андрей Белов | Можешь наточить карандаши...в смысле, ножи?... ж-21
target - ножи
outcome - карандаши
Объясняется, очевидно, большей частотностью употребления "наточить" в сочетании с "карандашами", чем с "ножами", в результате чего "карандаши" быстрее (так сказать, по привычке) активизировались, и "вылезли" первее нужных "ножей".
| 2005-05-24   | 22:16:16 | Андрей Белов | За последние несколько дней неоднократно слышал оговорки, связанные с заменой одного антонима другим: холодный вм. горячий, еще что-то.
***
Занятное, как мне кажется, наблюдение: вероятно, механизм "вербальных оговорок" является частным случаем более обширного механизма "мозговых оговорок": например, вместо нужного воспоминания или образа тоже может "вылезать" совсем не то, что требовалось (ср. ситуацию 'обознался(лась)', которая вызывается уже не семантической - или какой-либо другой - близостью слов, но сходством черт лица, в результате чего мозг "оговаривается" и выдает некое имя, вместо того, чтоб идентифицировать данного человека как незнакомого).
| 2005-06-05   | 19:38:08 | Belyanin | я бы не стал называть их мозговыми (brain sounds much better in English but not in Russian). может быть когнитивные? но это нетерминологично. они все могут быть названы когнитивными. и - совершенно верно - оговрки бывают не только речевыми (по своей природе), хотя и проявляются в речи.
| 2005-06-09   | 04:18:27 | Кукла | "ср. ситуацию 'обознался(лась)', которая вызывается уже не семантической - или какой-либо другой - близостью слов, но сходством черт лица, в результате чего мозг "оговаривается" и выдает некое имя, вместо того, чтоб идентифицировать данного человека как незнакомого"
Я не раз слышала от людей, что подобное часто происходит в состоянии влюбленности: любимый человек тебе везде мерещится. Достаточно, чтобы несколько параметров совпало (например, цвет волос и общее телосложение) - и мозг обознался:)
| 2005-06-09   | 08:30:28 | Андрей Белов | На днях я спросонья сказал вместо "поля - пять сантиметров (target)" - "поля - пять страниц (outcome)". Но интересно, собственно, не это, а то, что минут через десять человек, слышавший эту мою - не слишком, как мне кажется, очевидную - оговорку, точно так же оговорился! По всей видимости, оговорки могут быть так же "заразны", как, скажем, приметы индивидуального языкового стиля.
О "зрительных оговорках" (тоже на своем примере - я в последнее время плохо высыпаюсь... :)): недавно видел пожилую даму, у которой все руки были в татуировках... уже успел удивиться, но оказалось, что это у нее такое платье... с полупрозрачными и узорчатыми рукавами :)
| 2005-06-18   | 02:19:00 | Marina Butti | а ещё когда долго говоришь на иностранном языке, можно такое выдать на русском, например: "Я слышу запах"
| 2005-06-25   | 00:55:53 | Belyanin | на русском это нормально сказать "слышу запах" . немного устарелая форма, но норальная. но в целом проблема иностранного и родного не должна вписываться в оговорки - это проблема интерференции.
| 2005-06-25   | 22:12:50 |
Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии
Форум по психолингвистике Белянина В.П.
|
|
|
Семинары
Московской Психотерапевтической Академии.
Кафедра психотерапии детей и подростков
Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н.
Буянов М.И.
Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов
и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.
Основные
темы семинаров:
основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.
Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.
|
|