|
|
|
Психолингвистика грамотности
adada | Не хотите ли рассмотреть грамотность в качестве объекта психолингвистики, основываясь на следующих соображениях?
Язык и мышление объединены общим речемыслительным аппаратом. На психическом уровне язык, выполняя связующую функцию мозга с окружающим миром, одновременно становится каналом доступа в обоих направлениях. Естественно, следует предполагать существование неких "барьерных" механизмов, обеспечивающих защиту чрезвычайно чувствительного мозга от внешних воздействий. (Образное выражение "язык дан нам для того, чтобы скрывать наши мысли" получает, как видим, объективное основание.) Вследствие наличия защитных механизмов языковая (речевая) неадекватность беспокоит, задевает симметрически и высказывающего, и воспринимающего, вызывает их демонстративную и достаточно острую реакцию. (Примерам конфликтов несть числа, ближайший -- в паралелльной теме!) Учитывая сложность языка, ослабление стресса путем его глубоко и массового освоения, как показывает практика, недостижимо. Но недопустимо и ослабление требований к языку, т.к. это приводит к недопустимому снижению качественного уровня коммуникаций.
Для разрешения коллизии можно попытаться снизить психологическую нагрузку искусственным путем, например, присоединив к языковым нормам их количественные характеристики, числовые параметры, которые, присутствуя рядом с нормами, будут частично успокаивать коммуникаторов, демонстрируя вариант альтернативы, облегчающей "социализацию" без- мало- и недограмотности. Одним из вариантов такой параметризации норм литературного языка может служить включение в словари частот реальных вариантов слово- и фразоупотребления, грамматики, орфоэпики и пр. (Несколько агрессивно возбуждаемый ададой на языковых форумах и нуждающийся, видимо, в кое-каком теоретическом обосновании...) :)
| 2005-05-02   | 10:54:31 | Belyanin | если я Вас правильно понял, Вы полагаете, что факт существования нормы благотворно влияет на человека, и любое отступление он неё вызывает стресс. поэтому, полагая, что то или иное явление может быть отклонением от нормы, человек оказывается в стрессе. и тем самым, грамотность (как норма) физиологически необходима человеку? а как же тогда быть с написанием с маленьких букв :) , с игрыковой язой :), с шутками-прибаутками, которыми так богато русское речевое поведение? и - самое главное - как быть с неусвоенной нормой (правописания)?
человек, к примеру, делая ошибки в словах типа *аппеляция или *прелесно, или *лесница, или *транскрибция может не знать правильного варианта, т.е. просто не осознавать, что он отклоняется от нормы.
каков будет тут вердикт? и как это проверить? и к какому результаты мы стремимся? (ведь если незвестно куда идти, то можно придти неизвестно куда :).
| 2005-05-08   | 04:45:33 | adada | Даже если мы будем (продолжать) считать язык чисто социальным явлением, даже в этом тривиальном варианте, мы обыкновенно проявляем к нему такую пристрастность, что возникла и поддерживается эта самая стрессовая ситуация. Без нормы обойтись совершенно невозможно, соответствовать этой норме чрезвычайно сложно, а оставить без внимания отклонения от нормы мы почему-то не в состоянии. Напрашивается вывод о необходимости как-то эту ситуацию "расшить". Вначале разобраться с ней, а потом выработать приемы снижения напряженности. Правда, такой подход, скорее, можно будет отнести к области социологии...
Но если сообразоваться с некоторыми свойствами языка и допустить некую биологическую составляющую в нем, тогда и возникает предположение, что языковый стресс напрямую обращен к нашему мозгу. А в таком развитии сюжета это уже, кажется, относится к сфере психолингвистики.
А раз так, то только с помощью этой науки можно попробовать обратить во благо (принять за благо) не только языковую норму и языковую грамотность, но и определенные (безопасные) девиации вокруг них. В итоге, комплексование по поводу грамотности будет снижено, что станет само по себе благом.
| 2005-05-09   | 10:13:48 | всеволод любимов | НЕ ПОНИМАЮ. Весь мир бравирует показной безграмотностью или коверкает язык - с явной целью - ПОСМОТРИТЕ НА МЕНЯ! А тут предлагают - что?
| 2005-05-09   | 13:46:24 | всеволод любимов | ведь если незвестно куда идти, то можно придти неизвестно куда .
| 2005-05-09   | 15:12:36 |
Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии
Форум по психолингвистике Белянина В.П.
|
|
|
Семинары
Московской Психотерапевтической Академии.
Кафедра психотерапии детей и подростков
Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н.
Буянов М.И.
Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов
и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.
Основные
темы семинаров:
основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.
Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.
|
|