|
|
|
парадигматические реакции
artemis | добрый день! делаю исследование с использованием САЭ. при описании результатов столкнулась с тем, что хочется употребить термин "парадигматические реакции" в нескольких контекстах. 1. "широкое понимание" - для обозначения реакций того же грамм. класса, что и слово-стимул (как противоположное синтагматическим реакциям, у которых грамм. класс отличается от грамм. класса слова-стимула) 2. "узкое" - уже в процессе классификации: синтагматические, парадигматические (напр., гиперонимы, синонимы и т. д.), тематические, фонетические... допустимо ли такое употребление? прошу не судить строго :)
| 2008-09-29   | 18:53:52 | Belyanin | стандартная просьба: дайте примеры. а то получается наоборот. узкие слишком широко . а широкое -= узко 1. "широкое понимание" - дом - дым, кошка - собака для обозначения реакций того же грамм. класса, что и слово-стимул 2.
2. "узкое" - уже в процессе классификации: синтагматические, парадигматические (напр., гиперонимы, синонимы и т. д.), тематические, фонетические...
дом - дым, кошка - плошка
уточните запрос.
| 2008-09-29   | 21:37:19 | artemis | например, слово-стимул АМЕРИКАНЕЦ 1. вначале я хочу написать, что большинство полученных реакций - парадигматические. Потому что на существительные чаще всего реагируют существительными. например, хот-дог, джинсы, Америка. 2. потом я хочу погруппировать все реакции на стимул АМЕРИКАНЕЦ. у меня выделяются, например, синтагматические (их мало) аттрибутивные: толстый, счастливый,... парадигматические - гиперонимы : человек, иностранец синонимические: янки а потом самая большая по количеству реакций группа - тематические: например, - географические названия и достопримечательности - национальные блюда и напитки - одежда и еще выделяю - персоналии: Буш
меня интересует такой момент: стоит ли вначале писать, что большинство реакций - парадигматические , в значении, что большинство- существительные. или, раз я уже группирую реакции еще и на тематические, и у меня их большинство, то так и писать с самого начала.
очень хочу правильно оформить материал :)
| 2008-09-30   | 14:36:09 | Belyanin | мне кажется, вы узко понимаете парадигатику (только в лингвистическом ключе). ну и что что существительное? ведь обозначение национальности может быть и прилагательным (русский - тут яркий пример). я бы сделал части речи вторичными. 1. они несут когнитивный смысл (статичность, динамичность, качество, количество). 2. есть пересечения (быстро - быстрее - быстрый). я бы начал с тематики, а потом - чем выражено. ведь даже "счастливыйы" может быть похоже на существительное: Счастливый! (ср. Не повезло! Не задалось! Смог же!). посмотрите, какое частеречное соотношение в группах. и если это значимо, то сделайте внутри группировки и обоснуйте выбор испытуемым той или иной части речи. думаю, что тематика тут должна быть впереди формы выражения.
| 2008-09-30   | 14:44:09 | artemis | спасибо. попробую по тематическим группам посортировать. по частям речи - в основном, это существительные. прилагательных где-то 10%, глаголов , наречий мало, где-то 5% всего. еще есть реакции- словосочетания. их тоже немного - до 10%. существительные и прилагательные часто дублируются. например, пунктуальность- пунктуальный, сдержанность - сдержанный. как Вы и говорили, отмечу внутри групп, что для выражения того-то и того-то информанты используют разные части речи. так меньше путаницы выходит, чем, если сначала - по частям речи, потом - по темам. :)
| 2008-10-06   | 13:28:50 | Belyanin | части речи несут важное, но дополнительное значение для него характерна сдержанность - он сдержанный в первом случае более развернуто, более статично. во 2м - более определительно. но смысл один и тот же. у меня была в свое время статья о функционально-речевых синонимах. там я предполагал, что основное - семантика, а дополнительные значения менее смыслоразличительны. поэтому идите от тематики, потом к дифференциации.
| 2008-10-07   | 17:05:02 | artemis | у меня, по ходу, возник еще один вопрос: как быть с мн. и ед. числом? у меня встречаются как реакции в ед. числе, так и в мн. на тот же стимул. напр., дом 7 - дома 3 , картина 35 - картины 3. встречала, что пишут в форме ед. числа , в скобках дают мн. ч , если встретилось , потом общее к-во . например, будет : дом (дома) 10. мне кажется, что так не совсем правильно. и нужно подавать, как есть: отдельно реакция в ед.ч., отдельно в мн.ч. и тоже аргументировать, что часть информантов дает реакции в ед., а часть - в мн. числе. так ли?
| 2008-10-07   | 17:45:59 | Belyanin | а что если так: дом (дома) 10 (2+8) где 2 - единственное число, а 8 - множественное? сначала все-таки единственное. для тематики это ведь не важно. или не очень важно. надо пренебрегать чем-то, жертвуя ради главного .иначе можно утонуть в деталях.
| 2008-10-07   | 18:49:06 | artemis | спасибо. А Вашу статью о функционально-речевых синонимах где-то можно найти? :)
| 2008-10-07   | 19:11:01 |
Aрхивные форумы Московской Психотерапевтической Академии
Форум по психолингвистике Белянина В.П.
|
|
|
Семинары
Московской Психотерапевтической Академии.
Кафедра психотерапии детей и подростков
Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н.
Буянов М.И.
Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов
и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.
Основные
темы семинаров:
основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.
Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.
|
|