психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 6
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Зарождение реабилитационных методов в частных психиатрических лечебницах России. И.Щиголев.
Нетрадиционная психология
Социально - психологическое исследование"Основные конструкции эзотерического мышления" С.Ликанов.
Феномен "духовного поиска" в свете науки Каббала. Т.Ашер.
У истоков интегральной психологии. Т.Ашер.
Психотерапия
Стратегия психологического консультирования посредством электронной почты. С.Белорусов.
Терапия творческим самовыражением в работе педагога. М.Бурно.
Педагогическая психология
Консультирование в теории и в школе. Е.Вахромов.
Общая психология
Норма и аномалия. Е.Вахромов.
О возможности оптимизации ценностных ориентиров. С.Урынбаев.
Политическая психология
О групповой работе. С.Ликанов, В.Воробьев.
Системный подход к обучению и тренингу. С.Ликанов, А.Левицкий.
"Русские" украинцы, украинская государственность и российская политика. А.Губинский.
Публицистика
О своих прекрасных качествах и тяжелых обстоятельствах. А.Иванов.
Советы
Я все сделаю сама - или наука о принятии решений. И.Конон.




Московский психологический журнал. №6
Алексей Иванов. О своих прекрасных качествах и тяжелых обстоятельствах
(Тематический набор сценариев для ведения бесед с начальниками, коллегами по работе и просто знакомыми).

От автора

Если вы любите поболтать со своими коллегами или знакомыми на темы, связанные с вашей работой, вашими начальниками , поговорить о "наболевшем", пожаловаться на жизнь, - этот небольшой сборник, возможно, станет вашим ценным приобретением.

Внимательно прислушайтесь к разговорам, ведущимся на рабочих местах, в курилках. Не правда ли, большинство из них крутится вокруг одних и тех же тем, иногда напоминая своеобразный ритуал со своим сценарием и распределением ролей?

Все темы разговоров, изложенные здесь, пронумерованы, и вы со своим товарищем, также почерпнувшим знания из этой книжки, выслушав чье-то очередное выступление, с видом опытных медиков, ставящих диагноз больному, будете говорить:

  • По - моему, это сценарий номер 4.
  • Да нет, что вы, это - номер семь, правда с интересным продолжением.

Вполне естественно , что в разыгрываемых "сценах" вы можете быть и исполнителем главной роли, и зрителем, и сценаристом , - кому как больше нравится.

Тема №1 : Я перехожу на другую работу

Если человеку не нравится его нынешнее положение и место работы, о чем он постоянно напоминает своим товарищам, то вполне вероятно, что через некоторое время им придется выслушивать в его исполнении и рассказы о поисках нового места с более выгодными условиями .
Это вполне объяснимо. Ведь нельзя постоянно жаловаться на тяжелую жизнь и ничего не предпринимать.

Совсем необязательно разглагольствующий на эту тему действительно собирается оставить старое место службы. Разговоры о более престижной работе, на которую он перейдет, поднимают его авторитет в глазах собеседников, показывают активность его жизненной позиции .

Если вы сами решили исполнить главную роль, то не зацикливайтесь на одном "новом месте работы", обязательно доведите до слушающих, что вы уже отказались от двух - трех предложений. Теперь каждый понимает, что вы разборчивый человек и знаете себе цену. Тем более, если вам предлагают в нескольких местах, то это означает, что вы либо очень ценный работник, либо человек с большими связями.

При таком "многостаночном" подходе к данной теме благополучно снимается вопрос: " Если вас так охотно берут на новую работу , то что же вы до сих пор болтаетесь на старом месте? ". В этом случае он звучит в основном риторически - всем ясно , что вам просто тяжело выбрать из множества вариантов.

Как правило, данный разговор не развивается в форме монолога, когда присутствующие с удовольствием слушают, как кто-то, сменив место работы, будет жить лучше, чем они, остающиеся на старом (худшем) месте.

Беседа становится более интересной и увлекательной, когда плохие и хорошие стороны "предстоящего ухода" обсуждаются совместно. В этом случае и инициатор разговора выглядит как человек, взвешенно подходящий к решению жизненно важных проблем, и присутствующие имеют возможность проявить свои хорошие качества, помочь советом своему товарищу.

При нарастании волны дискуссий по данному вопросу могут появиться еще один-два претендента на "главную роль", также подумывающих о смене сферы приложения своих сил. При этом они нисколько не мешают друг другу, а только укрепляют всеобщую уверенность в том, что пора вносить существенные коррективы в свою трудовую деятельность.

Иногда, в качестве основной причины, по которой человек не хочет уходить со старого места, выдвигается нежелание оставлять свой коллектив, в котором он так долго проработал и который для него стал вторым домом, что, естественно, приветствуется всеми присутствующими коллегами
.
Наверняка, некоторые сентиментальные особы даже украдкой смахнут слезу выслушивая это. Но уж что совсем заставит их разрыдаться, перед апогеем высоконравственных качеств рассказчика, так это его заявление о том, что он уходит на новое место работы не в погоне за более высоким уровнем материального достатка, а для того, чтобы не "гонять балду" на рабочем месте, заниматься тем , что ему интересно, работать с полной отдачей сил и ,наконец, чтобы его труд был полезен для общества.

Тема №2 : Как я мало получаю денег

Секретарша: - Не кажется ли Вам дорогой патрон , что моя зарплата не соответствует моим способностям?
Начальник: -Да, кажется. Но не могу же я допустить, чтобы вы умерли с голоду.

При обсуждении этой темы, пользующейся большой популярностью, основной упор всеми участниками разговора делается на несоразмерности "громадного" объема вложенного труда и мизерностью полученного дохода.

Несмотря на то, что реальные доходы и уровень материального положения каждого могут сильно различаться, практически все , и "на равных", принимают активное участие в разговоре, при этом низкий уровень оплаты труда на общем месте работы как бы объединяет всех, делая "товарищами по несчастью".

Даже те, кто рано утром "нарисовался" перед товарищами в новой дубленке или шубе не преминут пожаловаться на бедность - ведь столько средств потрачено, что не известно на что жить в ближайшее время.

Покупка же автомашины вообще отбрасывает владельца в бездну нищеты - здесь и налоги, и затраты на техосмотр, на текущий ремонт.

Обсуждение может развиваться в нескольких направлениях.

Наиболее популярным является сценарий о переходе на другую работу, на которой конечно же платят больше. Иногда разговор переключается на начальников и других высокопоставленных лиц, чей заработок "незаслуженно" выше , чем у обсуждающих.

Если вы ведете разговор в присутствии начальника , то никогда не забывайте, что в его представлении несоответствие между "титаническим" трудом начальника и "маленькой" зарплатой , гораздо более весомо , чем у подчиненного.

Тема №3 : Как я много работаю

Эта тема может , по вполне понятным причинам, предшествовать теме о малости получаемой зарплаты и наравне с ней пользуется большой любовью окружающих.

Человек, ведущий разговор в данном направлении как бы желает подчеркнуть, что он не даром ест свой хлеб. Восхваляя свои трудовые подвиги, он, как правило, не забывает упомянуть и своих товарищей, которые тоже работают (правда чуть меньше) и приносят пользу обществу. В этом случае, он уже выглядит не просто тружеником среди бездельников, а "супертружеником" среди простых тружеников.

Для того, чтобы к трудолюбию приписать еще и организаторские качества, коллеги принимавшие участие в работе, представляются главным действующим лицом как его помощники.

Если вы сами желаете выступить в роли "супертруженика", то помните, что объем проделанной работы увеличивается от конкретизации исполненного, дополнения рассказа различными техническим деталями (желательно известными только вам). Пусть все увидят насколько дотошно, добросовестно и с умом вы подошли к порученному делу, пытаясь не упустить даже мелочи.
Для увеличения весомости своего трудового вклада, покажите что вы работаете по нескольким направлениям сразу . Если кто то засомневается в вашей большой роли в какой либо конкретной работе, то Вам уже есть чем оправдаться - при такой большой нагрузке, вы не можете уделять одному направлению слишком много внимания в ущерб остальным.

Тема №4 : Как бы я хорошо работал , если бы мне создали для этого условия

Данный разговор имеет отправной точкой то, что все-таки рассказчик не совсем хорошо работает. Основной задачей главного действующего лица является показать как много бы он сделал, если бы ему дали к этому стимулы.

Далее, по сценарию, один из слушающих может засомневаться в слишком больших размерах предполагаемого трудолюбия, приведя ряд фактов из реальной жизни.
При этом разговор плавно перетекает в направлении темы Й5.

Тема №5 : Я был таким умным, перспективным и трудолюбивым, а жизнь в учреждении
сделала меня тупым и ленивым

При проведении данного разговора , ведущий беседу напирает уже не на замечательные деловые качества своего характера, а на красоту своей души, которая так и рвется исправить существующее положение, но пока отступает перед тяжелыми жизненными обстоятельствами.
Перед рассказчиком раскрываются необычайные просторы для словесного творчества, при которых он не жалея красок описывает свои замечательные качества, которыми он обладал в прошлом. Как правило, период жизни, о котором идет речь, отстоит слишком далеко, чтобы сказанное мог опровергнуть кто-либо из слушателей.

При описании картины нынешнего положения вещей, в которой главный герой предстает перед нами уже в нелицеприятном свете, слушатели также хранят гробовое молчание. Во-первых , для того чтобы подчеркнуть трагичность ситуации, а , во-вторых, чтобы придерживаться сценария , в соответствии с которым, рассказчик должен сам изобличать себя, купаясь в волнах самокритики.

Тема №6 : Какой я умный.

При реализации данного сценария перед главным действующим лицом стоит задача не просто блеснуть своим интеллектом, поразить всех своими недюжинными умственными способностями, а сделать это ненавязчиво, со всей присущей ему скромностью. Как правило, в данном сюжете задействуются и другие слушатели, которые также активно участвуют в обсуждении высоконаучных проблем, делятся громадными энциклопедическими знаниями, а не тупо внимают речам "самого умного" рассказчика, осознавая себя полными идиотами.

Поскольку участвовать в данном разговоре в качестве пассивного слушателя большой радости не доставляет, попробуйте сами выступить в качестве главного оратора и провести развитие сюжета по одному из предлагаемых направлений.

Согласно первому, выбирается основной слушатель, с которым ведется разговор на какую-либо специфическую тему, мало понятную для остальных. В этом случае разговор обычно принимает форму жаркого научного спора.

Окружающие вас, хотя и мало что понимают , но не обижаются, поскольку вы так громко говорите не для того, чтобы показать какой вы умный , а просто вы сильно увлеклись разработкой крупной научной проблемы, также как и до вас уже сотни лет увлекались многие простые ученые с мировым именем.

Вам может понравиться и второй вариант, в соответствии с которым поочередно задействуются несколько слушателей. При этом со сменой собеседника меняется и тема разговора.

При обсуждении постарайтесь не давать своему коллеге увести беседу в неизведанную вами область, держите нить разговора в своих руках, при возникновении опасности обнаружить свою некомпетентность, переходите к обсуждению новой темы с другим "напарником".

Смена темы не обязательно должна выглядеть логичной . Заставьте поверить слушателей, что в вашем уме идет постоянная "титаническая" работа по нескольким научным направлениям одновременно. При этом, вас, ну совершенно неожиданно, посещает гениальная идея по одному из этих направлений, которую вы спешите обсудить уже с новым человеком.

При данном развитии сценария, вы наверняка будете пользоваться любовью у слушателей, которых вы выбрали как толковых "специалистов" для обсуждения каких-то узких проблем, по достоинству оценив их ум . В то же время, вряд ли кто будет оспаривать широту ваших собственных познаний.

Если вы не хотите завязывать длинных дискуссий , вы можете обнажить свой интеллект просто и лаконично с помощью заранее продуманной "заготовки". Например, заведите разговор об изучении иностранных языков, знание которых всегда говорило о высокой образованности.
Пожалуйтесь , что вы никогда бы и не подумали, что при изучении "близких" языков, таких как польский или словацкий, вы испытаете больше трудностей, чем при изучении английского и немецкого( что кстати статистически будет верно для большинства из нас). Таким образом, за самое короткое время, вы предстаете перед окружающими чуть ли не полиглотом, при этом практически не прибегая к обману. Никого не должно волновать, что изучение словацкого языка вы закончили на второй странице самоучителя, а в немецком и английском, вы ориентируетесь лишь по школьным воспоминаниям, компьютерным играм и фильмам про "войну".

Тема №7 : Какие у меня плохие начальники.

При обсуждении данной темы опытные "ораторы" обычно не опускаются до простого обливания грязью своих начальников, сознавая ,что этим большого удовольствия ни себе, ни слушателям не доставляют.

Верхом мастерства считается, не просто перечислить имеющиеся у руководителя недостатки, а проявить при этом снисходительность и понимание, не забыть и свои хорошие качества, чтобы всем стало ясно , что даже будь начальник очень хорошим, он все равно не был бы достоин такого прекрасного подчиненного как вы.

В соответствие со сценарием принято, чтобы каждый выразил свое мнение по обсуждаемому вопросу, пассивность в данном случае не приветствуется и вызывает сильное подозрение у окружающих.

Так в чем же проявляются "плохие " качества начальников?

В первую очередь в отношении к подчиненным, то есть к участникам разговора. Хорошо относится - хороший начальник, плохо относится - плохой.

Обычно обсуждение начинается с того, что один из "пострадавших" от плохого руководства излагает вопиющие факты ущемления своих прав, унижения чести и личного достоинства. К одному "пострадавшему " присоединяется второй, третий, четвертый ( все зависит от количества участников и времени на реализацию сценария).

Далее, если собеседники настроены на обстоятельный лад, беседа проходит в спокойной обстановке, со вскрытием глубинных причин негативных отношений начальников с подчиненными .
Как правило, в качестве основной причины выдвигается непонимание начальником своих подчиненных, ввиду более высокого уровня материального достатка - "сытый - голодному не товарищ".

В другом случае, причина отыскивается в личностных качествах "шефа".
"Хорошего человека - начальником не поставят" - этот лозунг охотно принимается всеми присутствующими, которых не поставили руководителями, лишь только потому, что они были и остаются "хорошими" людьми.

Многим очень нравится исполнять роль доктора, для которого начальник - это один из многочисленных его пациентов.

Причем доктора не простого, а минимум, специалиста по "душевным" болезням, для которого все поступки руководителя лежат прямо - таки на ладони и ясны как божий день. В их речи звучит снисходительность и понимание.

Естественно, что на роль самого "снисходительного" и "понимающего", могут претендовать сразу несколько человек, - тогда страсти накаляются и обсуждение начинает напоминать симпозиум известных психотерапевтов, собравшихся по поводу тяжелого клинического случая.

Тема №8 : Я - тормоз.

Самый лучший способ отказаться от работы - это показать, что ты имеешь желание выполнить поручение, но не имеешь возможности. Причем об отсутствии такой возможности начальник должен догадаться сам.

Чтобы помочь ему в этом, можно сделать вид, что вы в данный момент очень заняты. Очень убедительно выглядит одновременное заполнение какого либо документа и попытка внимательного выслушивания постановки новой задачи.

Ваше неподдельное желание достичь способностей Гая Юлия Цезаря, который, как известно, мог совмещать несколько дел одновременно, скорее всего подвигнет вашего шефа на поиски более свободной кандидатуры.

Если это не подействовало, можно резко прервать свое полезное занятие по заполнению документа и изобразить на своем лице полную растерянность и парализацию каких бы то ни было умственных процессов по причине переполнения вашей памяти бесчисленным множеством указаний.

Но самым действенным способом в попытках отказаться от поручений начальника является постоянное исполнение роли человека рассеянного, недостаточно быстро соображающего, с заторможенной реакцией, - в просторечье - "тормоза".

При исполнении данной роли некоторые избирают образ тупого "тормоза". Выслушивая начальника, они сохраняют непроницаемое выражение лица с легким оттенком непонимания, что должно говорить о совершеннейшем безразличии к результатам порученного, и низких интеллектуальных способностях, полностью исключающих инициативу и правильные действия при каких либо отклонениях от обычного хода событий.

Для других, более приемлемым является роль "тормоза" - гения, этакого человека "не от мира сего". Он постоянно занят разработкой каких-то высоких идей и не может быстро переключаться на решение слишком простых "мирских" задач, которые хочет поставить перед ним начальник.
Задание руководителя выслушиваются с немым укором , ведь такой глубокий ум собираются использовать так нерационально.

"Тормоза" никогда явно не отказываются от работы и выполняют ее в силу своих заторможенных способностей. При этом "заторможенность" преподносится ими как болезнь, с которой они не могут справиться в силу независящих от них причин.

Начальник и сам через некоторое время должен понять, что таким людям лучше ничего не поручать. Либо сделают не совсем то , что нужно, либо что-то забудут, либо случайно выведут из строя ценный прибор или оргтехнику. А уж сколько времени уходит на объяснения, и говорить не приходится.

Хотелось бы предупредить, что постоянное исполнение этой роли может привести к нехорошим последствиям. Для некоторых изображаемая заторможенность становится своего рода наркотиком (приятно никогда сильно не напрягаться) и со временем переходит в явную, проявляясь не только на работе , но и в кругу родных и знакомых.

Тема №9 : Какой я больной.

Болезнь является одной из самых уважительных причин для того, чтобы уменьшить "трудовую" нагрузку, выпадающую на долю того или иного работника.

В отличие от сценария " Я-тормоз ", где заторможенность также представляется как своего рода болезнь, ведущий разговор избавлен от необходимости изображать человека с некоторыми отклонениями в психике, с которым не каждый сочтет за счастье пообщаться.

Наоборот это "свойский парень" любящий поговорить, отпустить шутку. Множество болезней, которые он у себя обнаружил, говорят лишь о его опыте , приобретенном на трудном и небезопасном жизненном пути. Ему даже разрешается отпустить пару острот насчет физических недостатков кого либо из присутствующих. На это ,как правило, никто не обижается поскольку вышеупомянутые недостатки ничтожно малы перед бездной инвалидности, воплощением которой является организм рассказчика.

Молодые неопытные слушатели чувствуют себя как пионеры, пригласившие на встречу старого ветерана, изувеченного в боях на трудовом фронте, и судорожно пытаются вспомнить у себя хотя бы одну , заслуживающую внимания болезнь.

Кроме хорошо подвешенного языка "больной " обязан хорошо владеть искусством мимики и жеста. Бывает, что одна небольшая гримаса резкой боли, которую вы, конечно же только из скромности, пытаетесь скрыть, убеждает того же начальника оставить вас в покое лучше, чем получасовой рассказ о хождении по многочисленным медицинским кабинетам.

При желании добиться какого либо конкретного результата, например, поехать лечиться домой, очень важен подбор заболевания. Слезящиеся глаза, постоянное использование носового платка и покашливание в сторону окружающих - все это должно наводить на мысль , что у вас скорее всего грипп и ваше присутствие на работе не только нежелательно, но и опасно для здоровья остальных.

Для того, чтобы избежать физической работы или дальней поездки вам придется подобрать какую-нибудь долговременную болезнь в хронической форме. Болезнь, возникающая прямо перед работой, ни у кого не вызывает доверия.

Специфика проведения бесед на данную тему характеризуется тем, что товарищи по работе крайне осторожно относятся к жалобам очередного "больного", поскольку часть работы, которую он предполагает не сделать по причине своего недомогания, может быть переложена на них.
Естественно для того, чтобы к приобретенной болезни или травме относились уважительно, должны быть и уважительные причины ее возникновения. Перелом носа в результате активного "винно-попоечного" отдыха вряд ли вызовет понимание со стороны вашего руководства.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология