психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 6
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Зарождение реабилитационных методов в частных психиатрических лечебницах России. И.Щиголев.
Нетрадиционная психология
Социально - психологическое исследование"Основные конструкции эзотерического мышления" С.Ликанов.
Феномен "духовного поиска" в свете науки Каббала. Т.Ашер.
У истоков интегральной психологии. Т.Ашер.
Психотерапия
Стратегия психологического консультирования посредством электронной почты. С.Белорусов.
Терапия творческим самовыражением в работе педагога. М.Бурно.
Педагогическая психология
Консультирование в теории и в школе. Е.Вахромов.
Общая психология
Норма и аномалия. Е.Вахромов.
О возможности оптимизации ценностных ориентиров. С.Урынбаев.
Политическая психология
О групповой работе. С.Ликанов, В.Воробьев.
Системный подход к обучению и тренингу. С.Ликанов, А.Левицкий.
"Русские" украинцы, украинская государственность и российская политика. А.Губинский.
Публицистика
О своих прекрасных качествах и тяжелых обстоятельствах. А.Иванов.
Советы
Я все сделаю сама - или наука о принятии решений. И.Конон.




Московский психологический журнал. №6
С.Х. Урынбаев."О возможности оптимизации ценностных ориентиров"

В гипотезе* была предложена схема работы мозга в общем виде: каждый орган чувств создаёт в мозгу своё собственное описание окружающего мира. Органы чувств - слух, зрение, обоняние, вкус, чувство тела (включая осязание), мышечное чувство. Одновременная запись на различных языках мозга должна вестись одним механизмом, одним записывающим импульсом. Этот механизм можно отыскать, исследуя мышечную речь - движения. Человеческий скелет рассматривается как открытый многозвенник, и анализ ведётся методами механики. Психические и социальные процессы находят более рациональное объяснение.

Схема позволяет предметно рассмотреть локализацию эмоций и возможную оптимизацию ценностных ориентиров.

Информация от зрительных, слуховых, обонятельных и вкусовых рецепторов обрабатывается в соответствующих управляющих отделах мозга. Там же локализируются и эмоции. Не вызывает возражения и мысль о локализации чувства самосохранения, гомеостаза (особенно ощутительно нездоровье) в части мозга, отвечающей за чувствительность тела. Вполне понятно, что именно отсюда прорастает "любовь и всё-такое". А где локализуются наши обычные постоянные эмоции? Радости и огорчения, печали и надежды, всё то, что ощущаем и в том случае, когда находимся в телесном комфорте? Не очень быстро, в несколько приёмов, задачу можно решить.

Шаг первый.

Базой для анализа служат собственные эмоции, полученные в обычных и экстремальных ситуациях, в процессе самовоспитания и самоконтроля, в общении. Следует воспользоваться "каталогом эмоциональных состояний человека" - художественной (и не только!) литературой. Все читавшие запоем знают, в конце - концов, наступает момент, когда появляется ощущение, вполне объективное, что вся литература прочитана. В мозгу все эмоциональные состояния выстраиваются в дерево, каждая следующая книга практически ничего нового в образ дерева не добавляет.

Шаг второй.

Как было сказано ранее*, возможно построить древовидную структуру мышечного управления. Для этого надо освоить на хорошем уровне несколько видов человеческой физической деятельности; выбрать вид физической деятельности, удобный для исследования, освоить его таким образом, чтобы знать положение звеньев тела и работу мышц в любой момент совершения движения в этом виде деятельности (здесь, при помышечном анализе, сталкиваемся с двумя системами движений), перевести "мышечное знание" на словесное описание; в процессе оптимизации движений построить дерево управления движениями.

Шаг третий.

При поисках соответствий психических явлений системам движений человека нас удивляет однозначное соответствие деревьев эмоциональных состояний человека и мышечного управления. Легко представить, что имеем дело с одним деревом, а не с двумя. Иными словами, наши постоянные эмоции являются продуктом деятельности части мозга, управляющего движениями.

Далее несложно.

Будем исходить из того, что человеческие действия направлены на получение удовольствия, удовлетворения. Для каждого органа чувств есть свой комфортный уровень сигналов, который часть мозга, управляющая органом чувства, воспринимает как удовольствие. Мозг (вместе с нами) получает удовлетворение, если научается строить из полученной чувственной информации сложную систему и пользоваться ею.

Напомним, что предлагаемая схема позволяет рассматривать все психические и социальные процессы с несколько иной точки зрения, по-новому. Впрочем, именно это обстоятельство как раз и обязывает быть кратким. Смотреть же надо по принципу "наблюдай и соображай".
К примеру, наше внутреннее "Я" - это результат непрерывного сравнения - отражения (как в своеобразных зеркалах) шести разночувственных моделей одного окружающего мира. Можно утверждать, имея в виду работы по искусственному интеллекту, что на одном органе чувств построение личности невозможно.

Или, о появлении потребности в алкоголе и наркотиках. Для снятия избыточного напряжения в мозгу от физической работы надо ослабить или отключить контроль рассудочной части мозга. Здесь удобен алкоголь. В случае недостатка двигательной информации (физической работы) возникает потребность возбудить двигательный центр и тому способствует наркотик. Алкогольное и наркотическое привыкание - это уже отдельный этап. Представляется, что существующее противодействие наркотикам - борьба с последствиями, а не причиной.

Всестороннее развитие позволяет человеку получить наибольшее удовлетворение от жизни. Избегать физической работы - ошибка для индивидуума, а недооценка её роли вредна для общества. Наиболее социумобразующим фактором являлся физический труд и даже в условиях энергонасыщенности роль физического труда останется фундаментальной. Вывод может быть подтверждён научными методами, что, в конечном счёте, позволит отвернуть от ценностных ориентиров общества материального потребления, приводящих к экстенсивному использованию ресурсов планеты.

Осознаем, что рецепт от Л.Н.Толстого - четыре часа физической работы ежедневно - великолепен. А библейское "В поте лица твоего будешь есть хлеб, …" - выглядит констатацией факта, не наказанием.

________________________________
* Урынбаев С.Х. К возможности рационализации представлений о психических и социальных процессах. // Журнал прикладной психологии, 2002г., №4-5, М., С.100,101, 102, 103.
или, http://magazine.mospsy.ru/nomer5


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология