психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 6
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Зарождение реабилитационных методов в частных психиатрических лечебницах России. И.Щиголев.
Нетрадиционная психология
Социально - психологическое исследование"Основные конструкции эзотерического мышления" С.Ликанов.
Феномен "духовного поиска" в свете науки Каббала. Т.Ашер.
У истоков интегральной психологии. Т.Ашер.
Психотерапия
Стратегия психологического консультирования посредством электронной почты. С.Белорусов.
Терапия творческим самовыражением в работе педагога. М.Бурно.
Педагогическая психология
Консультирование в теории и в школе. Е.Вахромов.
Общая психология
Норма и аномалия. Е.Вахромов.
О возможности оптимизации ценностных ориентиров. С.Урынбаев.
Политическая психология
О групповой работе. С.Ликанов, В.Воробьев.
Системный подход к обучению и тренингу. С.Ликанов, А.Левицкий.
"Русские" украинцы, украинская государственность и российская политика. А.Губинский.
Публицистика
О своих прекрасных качествах и тяжелых обстоятельствах. А.Иванов.
Советы
Я все сделаю сама - или наука о принятии решений. И.Конон.




Московский психологический журнал. №6
А. Губинский. "Русские" украинцы, украинская государственность и российская политика.

Дать описание собирательного образа "русских" украинцев - задача весьма непростая. Непростая потому, что обобщенный портрет большой группы людей вообще очень условная вещь и рассуждать о нем можно только с учетом многих оговорок. Другой аспект этой "непростоты" - в самом термине "русские" украинцы. Также, очень важным является и вопрос о методологии такого рода описания - своего рода контексте, смысловой соотнесенности того, что будет сказано.
С этого смыслового контекста и начнем. Применительно к рассматриваемой теме это будет означать примерно следующее.

Каждый человек обладает уникальной и неповторимой психикой. У каждого есть свои жизненные приоритеты, интересы, особенности поведения. Будучи рассмотрены коллективно, статистически, люди, обладающие такими индивидуальными особенностями, составят социально-психологическую группу. В зависимости от выбранного признака или группы признаков обобщения, может быть получен спектр социальных групп. В нашем случае таким обобщающим признаком выбрана "русскость" части украинцев. Смысловое наполнение этого термина подробнее рассмотрим чуть ниже, пока же важен просто сам факт такого выбора.

Такого рода группы имеют свойство воспринимать определенные социально-психологические константы достаточно сходным образом (что и делает их интересным объектом изучения). Одним из основных психологических действующих механизмов здесь является механизм самоидентификации. Человек сам, часто бессознательно, автоматически, причисляет себя к той или иной группе - по факту рождения на определенной территории, по социальной принадлежности родителей, по национальности, по мировоззрению и т. д.

Индивидуальная значимость, ценность принадлежности к той или иной группе носит иерархический характер. Например, для одного важнейшим может быть именно его национальная принадлежность, а уж потом место проживания или сфера деятельности, в то время, как для другого национальная идентификация окажется далеко не главным, а вот собственный социальный статус или принадлежность к какой либо идеологии занимают главенствующее место. Эти приоритеты, также, не являются чем-то неизменным и, в зависимости от обстоятельств, могут переходить друг в друга.

Такие переходы, изменения внутренних психологических приоритетов, мотиваций, установок количественно значимых групп людей являются следствием внешних по отношению к индивидууму социально-политических изменений и, в свою очередь, могут стать причиной последующих социально-политических процессов. Простейшим примером такого рода процессов является крылатая фразы "революции делают герои, а ее результатами пользуются подлецы", "революция пожирает своих детей".

Просто меняются приоритеты, и, соответственно, меняются их наиболее активные носители - конкретные люди. Теоретически - это механизмы динамики социальных процессов, нормальное историческое развитие общества, а на практике, в жизни, чаще всего - трагедии в судьбах конкретных людей, которых "угораздило" жить в "эпоху перемен". Это имеет непосредственное отношение и к рассматриваемой нами группе "русских" украинцев.

Сам термин "русские" украинцы является совершенно условным и не несет в себе никакого политического подтекста. Возможно, несколько точнее было бы говорить не о "русских", а о русскоязычных украинцах, но этот термин, традиционно, имеет несколько иное смысловое наполнение - обычно им обозначают бывших граждан СССР, русских по национальности, оставшихся после развала союза на территории других республик и, и это особенность употребления данного термина, испытывающих давление со стороны местных национальных правительств из-за своего "русского" происхождения.

Поскольку данное смысловое наполнение в нашем случае не является адекватным, приходится отказаться от "русскоязычного" определения. И в дальнейшем под "русскими" украинцами будем подразумевать жителей Украины как русского, так и украинского и иного национального происхождения, для которых преимущественным (но не исключительным) языком общения является именно русский язык, которые родились и выросли еще при советской власти, что во многом определило их общность в восприятии социально-политических событий, и которые не являются носителями каких либо крайних политических идей националистического толка. То есть просто обычных взрослых русскоговорящих украинцев - как выразился один местный житель: "на украинском говорят только на западе Украины, в селах, и на украинском телевидении ".

Такая всеохватность русского языка и общие советские корни играют, вообще говоря, злую шутку с российскими политологами (и не только с ними). Происходит почти незаметная, почти автоматическая подмена понятий. Говорящие по-русски и часто сожалеющие о распаде СССР украинцы само собой заносятся в число "сторонников России", со всеми вытекающими отсюда организационно-политическими выводами. Вот это автоматическое "само собой" и есть ошибка. Да, они говорят по-русски, да, они часто сожалеют о распаде СССР, но, и это очень важно, факт смены самоидентификации и внутреннего психологического принятия своего нового государства - состоялся. Они уже не "сторонники России", а "сторонники Украины". А вот уже внутри это положения, где внутреннее согласие с новой Украинской государственностью находится в верхней части иерархическое пирамиды социально-психологических приоритетов, существует естественный более широкий спектр ценностных ориентиров.

Хорошее отношение к России - один из них. Но не исключительный. Есть основания говорить и о хорошем отношении к США, и к Объединенной Европе. Происходит своего рода оценка каждого эпизода отношений со всеми этими новыми для государства Украина субъектами - "насколько данные эпизод полезен нам, жителям Украины". Это видно не только на политическом, но и на бытовом уровне восприятия - на том самом, который и определяет последующие политические пристрастия населения.

Простейшая иллюстрация данного явления - отношение именно "русских" украинцев к прошедшему недавно, в начале лета, очень значительному повышению цен на бензин. По этому поводу существует вполне устоявшееся мнение что "в этом виновата Россия". И наоборот, совместные учения с НАТО могут восприниматься "русскими" украинцами как нужное для Украины "окно в Европу".

Российские политики, ощущая эту смену приоритетов, отход Украины от ориентации исключительно на Россию, не могут, чисто психологически, с этим смириться. Отсюда и некоторые, достаточно неуклюжие шаги во взаимоотношениях между государствами.

Между тем, процесс становления собственной украинской государственности - процесс вполне исторический и объективный и никуда от этого не денешься. А раз так, то имеет смысл попытаться понять и механику этого процесса, тем более, что на практике, в обыденной жизни это находит свое прямое отражение. И некоторая психологическая общность "русских" украинцев обусловлена данным процессом далеко не в последнюю очередь.

Не вдаваясь в дебри исторических экскурсов, для начала просто отметим, что государства и нации не являются неизменными и сверхустойчивыми образованиями. Просто для того, чтобы эти изменения оценить, или, хотя бы, заметить, нужен некоторый период времени наблюдения. А это уже не политический, сиюминутный а исторический, более протяженный взгляд на данный предмет. Мы, по счастью, такой взгляд можем себе позволить в силу того, что и сами исторические процессы в конце двадцатого века резко ускорились и происходят прямо на наших глазах, и история сближается с политикой.

Если в Европе процессы государственно-национальной самоидентификации населения практически завершились и после периода "размежевания" наступает период "объединения". Психологически, европейцы стали воспринимать как само собой разумеющеюся идею о том, что удобнее жить в едином пространстве - и сами политические процессы объединения, именно в силу его очевидной целесообразности, особенно пристального внимания не вызывают, происходят естественным путем.

То на постсоветском пространстве стадия развития обществе иная. Объединение здесь уже было, но оно было до того, как население, проживающее на этом пространстве, прошло процесс государственно-национальной самоидентификации и обособления, хотя все объективные предпосылки для самоидентификации такого рода были налицо - и территория, и масса населения, и культурные традиции, и пр. И когда объединяющая идея - коммунистическая теория, - исчезла, на историческую арену вышли иные движущие силы - силы обособления, силы индивидуального, а не коллективного роста. (Индивидуального - в смысле обособления групп людей, количественно значительно меньших, чем суммарно прошлое целостное образование, и в этом смысле рассматриваемых как новый коллективный индивидуум - например, независимое государство).

То есть, позитивным результатом распада СССР стал ускоренный рост уже созревших для этого новых государственных образований. Это именно позитивно, потому, что соответствует объективному течению исторического процесса, идет в его русле. Поэтому, кстати, препятствовать такому процессу как политически, так и экономически, а уж тем более, военным путем (нам вообще то здорово повезло, что в свое время до этого не дошло) - просто бесполезно, не хватит ни сил, ни политической воли. Попутно замечу, что процесс объединения нам еще предстоит, но не сейчас, а позже, когда процесс государственно-национальной самоидентификации в новых государствах пройдет несколько последовательных стадий и достигнет "уровня насыщения" - в чем-то по аналогии с нынешней Европой. Может быть, это и не такое далекое будущее, учитывая отмеченное ускорение течения истории вообще….

Переходя от абстрактных теорий к психолого-политической конкретике Украины, получаем, что те посылы от Власти (информационные, экономические, политические и пр.), которые соответствуют объективно происходящему процессу становления украинской государственности, с акцентированием внимания на этих двух аспектах: демонстративной независимости сейчас (особенно - от России, но об этом чуть ниже) и принципиальной готовности к интеграции в мировое сообщество (опять, ни в коей мере ни в Россию и не в СНГ или что либо подобное) - будут восприниматься с внутренним психологическим одобрением.

"Русские" украинцы, как группа, ближе стоящая к этим двум тенденциям, соответственно и является более восприимчивой целевой аудиторией.

Отдельно, несколько подробнее надо остановиться на образе России. Рассматриваемая в свете процесса становления украинской государственности, Россия является психологически (впрочем, не только психологически…) помехой этому процессу. Это отношение очень похоже на отношение подростка к родителям, когда надо всячески демонстрировать свою возросшую независимость, самостоятельность - часто вопреки даже собственной пользе и здравому смыслу вообще. Соответственно, и отношение неготовых к такому поведению еще вчера послушного ребенка родителей тоже неадекватное - хочется настоять на своем, запретить, заставить ….

Конечно же, это всего лишь образная иллюстрация, призванная несколько более наглядно представить происходящий процесс, избежав долгого наукообразного изложения. Но как похоже на эту иллюстрацию выглядят иногда официальные отношения наших государств, особенно в подаче СМИ и обоих сторон!

Кратко суммируя сказанное, можно отметить, что "русские" украинцы, будучи сейчас именно субъектом, а во многом и главной движущей силой процесса становления украинской государственности, готовы позитивно воспринять со стороны России только те шаги, которые этому укреплению государственности соответствуют. В этом смысле, для российской внешней политики целесообразно четко сформулировать принцип "одобрения и поддержки" данного процесса, естественно, сопровождая этот принцип и конкретными действиями и экономического и информационного характера.

Иначе получается, как выразился один из "русских" украинцев в Крыму: "… да ничего вы (имея в виду Россию) у нас не делаете, вот только ваш Черномырдин выстроил в Алуште роскошнейший отель и деньги себе зарабатывает…". Вот и вся российская политика, как ее видит в общем то совершенно "русский" гражданин Украины.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология