психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 6
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Зарождение реабилитационных методов в частных психиатрических лечебницах России. И.Щиголев.
Нетрадиционная психология
Социально - психологическое исследование"Основные конструкции эзотерического мышления" С.Ликанов.
Феномен "духовного поиска" в свете науки Каббала. Т.Ашер.
У истоков интегральной психологии. Т.Ашер.
Психотерапия
Стратегия психологического консультирования посредством электронной почты. С.Белорусов.
Терапия творческим самовыражением в работе педагога. М.Бурно.
Педагогическая психология
Консультирование в теории и в школе. Е.Вахромов.
Общая психология
Норма и аномалия. Е.Вахромов.
О возможности оптимизации ценностных ориентиров. С.Урынбаев.
Политическая психология
О групповой работе. С.Ликанов, В.Воробьев.
Системный подход к обучению и тренингу. С.Ликанов, А.Левицкий.
"Русские" украинцы, украинская государственность и российская политика. А.Губинский.
Публицистика
О своих прекрасных качествах и тяжелых обстоятельствах. А.Иванов.
Советы
Я все сделаю сама - или наука о принятии решений. И.Конон.




Московский психологический журнал. №6
Ирина Конон. Я все сделаю сама - или наука о принятии решений.

В течении жизни каждому из нас приходится принимать огромное количество различных решений. В решении повседневных проблем, повторяющихся ежедневно, мы основываемся на многочисленном опыте (как правильно распланировать рабочий день, что приготовить на ужин, как успокоить плачущего ребенка и т.д.). Такие решения даются нам, как правило, без больших усилий.

Но есть проблемы в которых много поставлено на карту. И это многое зависит от правильности принятого нами решения. Попробуем найти подход к нашим проблемам.

Нам, как правило, сложно принять решение если:

- Нет опыта принятия аналогичных решений, а неизвестность страшит.
- Выбранное тобой решение существенно меняет течение твоей жизни.
- От правильности принятия решения зависит твой авторитет в глазах окружающих.
- Ты несешь ответственность за других людей и от твоего решения зависит их будущее.

Часто люди решают проблемы методом проб и ошибок, без применения какого-либо систематического подхода; они просто пытаются найти верное решение с помощью случайных догадок. Но все дело в том, что этот метод неэффективен, так как существенно затягивается процесс принятия решений. Психологи предлагают подходить к решению проблем более практично, выделяя несколько основных этапов:

Сформулируйте проблему.

Для того чтобы решить проблему надо признать что она существует. И наоборот отсеивайте несуществующие проблемы, а также не делайте из мухи слона. Есть достаточно простая методика которую может использовать любой человек и в любое время.

Задайте себе три вопроса.
1. О чем я думаю?
2. Что я при этом чувствую?
3. Зачем мне это нужно?

Задавайте следующий вопрос только после того как получили ответ на предыдущий.
Вы, как это не кажется странным, можете почувствовать некоторые затруднения отвечая на эти вопросы. Но рано или поздно такой вариант самоанализа войдет в привычку и будет происходить автоматически. Это позволит вам лучше разобраться в себе, отсеивать ненужные проблемы, а значит эффективнее решать насущные.

Собери информацию.

Факты часто указывают на очевидное решение проблемы. Один американский комик рассказывает смешную историю, являющуюся примером того, как люди иногда игнорируют факты:
С моим знакомым однажды произошла душераздирающая история. Он захлопнул дверь машины, оставив ключи в замке зажигания. В течении двух часов он безуспешно пытался выудить ключи, просунув в узкую щель в окне вешалку от пальто. Это было ужасно. Его жена в это время сидела в машине и рыдала.
Хочу заметить, что существуют также и неразрешимые проблемы ( ссоры с родственниками, но нет возможности жить отдельно от них, отсутствие способностей в какой-то области (а очень бы хотелось)и т.д.). Но здесь стоит обратить внимание: есть неразрешимые проблемы, т.е. те которые решить невозможно, а есть проблемы решать которые мы не хотим . На неразрешимые проблемы есть замечательное правило:
Если не можешь изменить ситуацию, измени свое отношение к ней.
Научившись менять отношение к ситуации, находить в ней плюсы, вы получите отличное противоядие против многих неприятных жизненных ситуаций.

Ищите варианты решения.

После того как вы разобрались в проблеме и собрали необходимую информацию, начинайте поиск возможных решений. Многие из нас при выборе возможных вариантов решений базируются на имеющемся у них опыте. Если вы однажды уже решили подобную проблему, есть шансы, что решение выбранное тогда сработает и сейчас. Но следуя такому подходу мы ограничиваем свое мышление. Этот недостаток заключающийся в том, что человек неспособен отказаться от привычного хода мыслей, обычно называют шаблонностью мышления. Проверьте, не страдаете ли вы этим недостатком, на следующем примере.

Есть такая детская шутка: человека просят быстро не задумываясь произнести несколько раз подряд "ню-ню-ню-ню-ню…", а потом спрашивают: " Как называется столица США?". Если человек отвечает Нью-Йорк. Значит, он мыслит шаблонно.

Не задумываясь ответьте на следующие вопросы.
- Какого цвета потолок?
- Какого цвета бумага?
- Какого цвета снег?
-Что пьют коровы?

Если на последний вопрос вы ответили "молоко", вы мыслите шаблонно.

Одна из форм шаблонного мышления называется функциональной фиксированностью или стереотипом поведения. Чем чаще вы используете какую- либо вещь для одной и той же цели, тем меньше у вас шансов придумать новые способы ее применения. Сумев мысленно выйти за рамки привычного предназначения вещей, вы зачастую можете найти альтернативное решение проблемы. Любой человек когда-либо, например, потягивающий болты с помощью монеты или прикрывавшийся от дождя газетой, в определенном смысле преодолел функциональную фиксированность.

Выберите решение и проверьте его эффективность.

Рассмотрите все возможные варианты решения проблемы, выберете тот вариант, который вам кажется наиболее эффективным.

Для этого можно применить такую методику:

Напишите плюсы и минусы ситуаций решаемых разными способами. Этот метод часто предлагается психологами для решения проблем. Но здесь существует один нюанс. Простым подсчетам плюсов и минусов вы не обойдетесь, т.к. подход к проблеме будет необъективным, а значит и решение будет принять неверно. Дело в том, что один или несколько из плюсов может быть настолько значительным, что в силу своей актуальности к данной проблеме перечеркнет несколько минусов и наоборот. Поэтому будьте внимательны.

После принятия решения стоит проверить его в действии, если оно принято верно, то проблема исчерпана, а если нет, придется опять рассмотреть варианты и сделать новый выбор.

Надеюсь данная информация поможет вам грамотно принимать решения в проблемных ситуациях.
Так как от проблем избавится невозможно, желаю вам легкого решения всех возникающих в вашей жизни спорных моментов.

Психолог Конон Ирина (textil_m@mail.ru)


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология