психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 6
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Зарождение реабилитационных методов в частных психиатрических лечебницах России. И.Щиголев.
Нетрадиционная психология
Социально - психологическое исследование"Основные конструкции эзотерического мышления" С.Ликанов.
Феномен "духовного поиска" в свете науки Каббала. Т.Ашер.
У истоков интегральной психологии. Т.Ашер.
Психотерапия
Стратегия психологического консультирования посредством электронной почты. С.Белорусов.
Терапия творческим самовыражением в работе педагога. М.Бурно.
Педагогическая психология
Консультирование в теории и в школе. Е.Вахромов.
Общая психология
Норма и аномалия. Е.Вахромов.
О возможности оптимизации ценностных ориентиров. С.Урынбаев.
Политическая психология
О групповой работе. С.Ликанов, В.Воробьев.
Системный подход к обучению и тренингу. С.Ликанов, А.Левицкий.
"Русские" украинцы, украинская государственность и российская политика. А.Губинский.
Публицистика
О своих прекрасных качествах и тяжелых обстоятельствах. А.Иванов.
Советы
Я все сделаю сама - или наука о принятии решений. И.Конон.




Московский психологический журнал. №6

Тель Ашер. Феномен "духовного поиска" в свете науки Каббала

С конца 90-х годов, во всем мире активно проявляется новое движение, которое можно назвать "духовным поиском".

Под прессом драматических изменений, происходящих сегодня во всех уголках нашей планеты, сотрясающие все социальные группы и затрагивающие каждого человека, этот процесс выражается в ощущении диссонанса, неосознанного стремления к чему-то, поиска смысла жизни, самопознания.

Повсеместно наблюдается кризис основополагающих мировоззренческих концепций, от которых зависит функционирование политики, экономики, науки и искусства. В нарастающем кризисе, человек начал осознавать, что традиционная наука и культура не дают ответа на его запросы. Поэтому открылось большое число всевозможных "центров", появилось множество "лидеров" и "гуру" всех мастей. К примеру, В. Лебедько описывает так называемую "российскую саньясу"- целое поколение духовных искателей.

Феномен "духовного поиска" не вписывается даже в современную психологию.
Сегодня стало возможным провести некоторый анализ этого феномена, благодаря интеграции науки Каббала с последними достижениями современной науки.

Ключевое событие мировой истории

В работах "Дарование Каббалы" и "Поручительство" Б. Сулам описывает феномен, который в целом можно охарактеризовать как "ощущение высшего мира". Что это за состояние? Является ли оно определенным особым состоянием сознания или формой восприятия реальности?

В настоящее время в трансперсональной психологии описываются особые формы сознания именуемые "измененные состояния сознания" (ИСС). Характерным аспектом ИСС являются необычные изменения в чувственном восприятии ,когда формы и краски внешнего мира резко преображаются, могут возникать видения различных природных явлений, космоса, мифологических об. Иногда все это сопровождается широким диапазоном переживаний, в которых задействованы различные звуки, запахи, физические и вкусовые ощущения. Я не буду углублятся в их аналз в данной статье. Отмечу лишь, что такие категории как инсайт, просветление, озарение, трансовые , психоделические состояния и трасперсональные переживания являются состояниями психики и не подходят для описания феномена определенного Б.Суламом.

М. Лайтман подчеркивает: "Каббала представляет собой уникальное духовное явление, которое не поддается традиционной религиозной или мистической классификации."

Квантовая физика показала несостоятельность концепции того, что реальность представляет собой независимую от наблюдателя совокупность событий. Наблюдатель является активным участником наблюдаемых событий, влияющим на происходящее. Отсюда ясно, что говорить о сущности субъекта не имеет смысла, если рассматривать субъект изолированно от остальных. Любое событие есть сосуществование, совместное бытие, контактирование, взаимодействие. Таким образом, реальность формируется в ходе взаимодействия субъектов, являясь результатом их взаимодействия! Передача информации между субъектами - это тоже взаимодействие, есть сообщение. А результат со-общения фиксируется в виде общего знания - со-знания.(16)

Наука Каббала определяет Авраама первым познавшым себя в процессе взаимодействия с окружающим миром. Он "исследовал зависимость восприятия окружающего от волевого развития нового, шестого органа восприятия." Его потомкам и последователям также была дана возможность такого восприятия реальности, которое в науке Каббала называется "ощущением высшего мира". Ощущение это было им дано от природы, без предварительной методики постижения. Такая методика разрабатывалась, на протяжении последующей истории небольшими группами ученых каббалистов. (9).

По ряду причин, после утраты ощущения высшего мира, группа последователей Авраама приняла вид обычного народа. А в духовном движении наступает расхождение духовного поиска, как такового, и религии .

Возникновение религий

Термин религия этимологически восходит к понятию "востановление связи".(ligare (лат.)- "связывать" , re -"вновь" ,"снова" , аналогично ивритское слово "тшува" )Первоначально оно указывало на внутреннее душевное состояние, и только потом оно стало обозначать внешнее поведение, связанное с обрядами и культом.

Отпечаток-воспоминание об "ощущении высшего мира" продолжает жизнь в пласте мировой культуры, впоследствие превращаясь в религиозные учения,
которые закрепляются на внешней части "откровения", обрастая обрядами и символикой.
Религии, ставили во главу угла какую-нибудь мировозренческую догму, в итоге, вели к конфронтации членов общества. Этими доктринами оправдывались разного рода изуверства. Во имя них велись "священные" войны. Вот только несколько примеров:

После смерти Соломона в 935 г. до н.э. его царство распалось на иудейское и израильское, которое отреклось от Иерусалимского храма. После падения Второго храма израильтяне разбились на три движения: садукеев ,фарисеев и есеев. В XVI в. Евреи разделились на сефардов и ашкенази, а в XVII на хасидов и митнагдим.

У друзов до сих пор сохранилось правило отделения аккалов, т.е посвященных от дисахилий (простолюдинов).У аккалов считается преступлением показывать духовные книги непосвященным .(14)

Что касается христианства, то это было движение в иудаизме, имеющее социально-мессианский характер. У последователей движения, в ряды которых уже начали вступать и неиудеи, появилась необходимость осмыслить свое положение и скорректировать проповедуемое ими учение, вследствие чего оно стало пополняться все новыми дополнениями. Процесс этот был достаточно медленным и болезненным, и только на Никейском соборе в 325 г. христианство обрело более или менее четкие очертания.
Впоследствии христиане разделились на православных и католиков, а те в XVI в. еще и на протестантов и иезуитов.

Мусульмане разделились на шиитов и сунитов. Среди шиитов возникла секта исмаилитов и ассасинов. А в середине VIII в возникло движение суфизм.

На протяжении истории возникли сотни сект и течений ведших к еще большей дезинтеграции и конфронтации. Повсюду, где религия становилось государственной политикой, она как могла пресекала всякое свободомыслие, требуя беспрекословного принятия своих догм.

Религия, за исключением отдельных случаев, отклоняла человека от поиска правдивой картины реальности и себя в ней, как ключевого звена, влияющего на мироздание.
В статье "Отличие Каббалы от Религии" М. Лайтман подчеркивает:" ...наука каббала, как ориентирующая человека только на внутреннее созерцание и изменение, отдаляет его от всех внешних отправлений и предписаний любых конфессий."(9)

Другой стороной развития духовного поиска является возникновение философии. "Осевым временем" назвал К. Ясперс эпоху примерно между 8 и 2 вв. до н. э., когда параллельно в Китае, Индии, Иране, Израиле и Древней Греции возникли духовные движения, в ходе которых сформировался человек нового типа. В эту эпоху на смену мифологическому мышлению приходит философия, "человек осознает бытие в целом, самого себя и свои границы". Осевое время, по Ясперсу, открыло путь для личностного роста человека, и это в определенной степени рано или поздно должно повлиять на состояние всего человечества. Однако, не имея инструментов практического постижения мира философия современем превратилась в чистое теоретизироание.

М. Лайтман также пишет, что "По ряду причин наука каббала не смогла показать древним народам необходимость исправления эгоизма в каждый момент его роста.
Также и философы древности - хотя и изучали науку каббала, но не приняли ее как метод практического исправления природы человека, и мир продолжал развиваться только силой своего неисправленного эгоистического желания."(9)

Духовный поиск в науке

Уже в начале XVII в. приходило осознание того, что религия не дала ответ на духовный поиск человека. Поиск смысла существования продолжался.

Отказ от традиционной религии, не воспринимал себя, конечно же как отступничество или бегство, но как продвижение, как прогресс.

Декарт освободил тело от души, определив, что тело может только двигаться, душа - только мыслить. Разделив чувства на две категории: коренящиеся в жизни организма и чисто интеллектуальные,он создал новую форму дуализма в виде отношения души и тела.
Спиноза, в его главном труде "Этика", опроверг дуализм Декарта, пытаясь построить психологическое учение о человеке как целостном существе .Он обнаружил в пластах традиционного иудаизма некоторые элементы истины, которые он считал общечеловеческими.

К.Ясперс утверждает, что возникновение в конце 18 в. эпохи науки и техники, в которую мир "фактически стал единой сферой общения", произошло как бы "соприкосновение, объединение людей для свершения мировой истории, духовное и техническое оснащение перед началом пути".(20)

В начале XIX столетия развитие психологических знаний стимулировались открытиями в области физиологии. Психические функции человека исследовались под углом зрения их зависимости от строения органа, его анатомии. Гельмгольц открыл скорость прохождения импульса по нерву и закон сохранения энергии. Дарвин и Спенсер определяли жизнь как непрерывное приспособление "внутренних отношений к внешним" повернули движение психологической мысли в "поле поведения". Чем успешнее шла в психологии экспериментальная работа, тем обширнее становилось поле изучаемых ею явлений. Рушилось понимание сознания как замкнутого в себе мира. Восприятие и память, навыки и мышление, установки и чувства стали трактоваться как своего рода "инструменты" организма, работающие над решением задач, с которыми его сталкивают жизненные ситуации.

В начале XX века возникает несколько направлений в психологии, отличающихся друг от друга пониманием предмета психологии, методами исследования и системой основных понятий. В Европе это были фрейдизм и гештальтпсихология, в США - функционализм, бихевиоризм и школа Курта Левина.

В 1922 г. Г.И. Гурджиев основал Институт Гармоничного Развития Человека.
Психологи основательно углубились в историю религии, психологии, этнологии и культуры.
У. Джеймс, первый среди психологов составил научную энциклопедию "многообразия религиозного опыта", К.Г. Юнг, обогатил психологию понятием "коллективного бессознательного", а Р. Ассаджиоли, опираясь на исследования древних учений, создал психосинтез. Работы антрополога К. Кастанеды поражают глубиной погружения в "этническую" трансцентальную технику. Все они преодолевая с европейские культурно-антропологические ограничения, сделали новый рывок в духовном поиске.

Где-то с середины 60-х гг. А. Маслоу, К. Роджерс, С.Гроф основали гуманистическое и трансперсональное направление в психологии , обосновавшие представление об неутилитарных "ценностях Бытия", "пиковых переживаниях", "самоактуализации". (11)

И вот сегодня мы проходим этап, когда в человечестве начинает привалировать внутренний позыв к высшему наполнению, поскольку человек, в основном, прошел все периоды своего развития . Состояние мировой культуры, к которому человечество подошло, показывает, что традиционные системы ценностей в целом уже не работают.
Так и психология личности переживает "кризис роста" "В настоящее время в западной и российской психологии сформировалось разделение психологии на различные, зачастую плохо стыкуемые подходы" (20)

Необходимость появления новой всеобъемлющей науки давно уже назрела.
Земная цивилизация вступает в новую точку своего роста, которую можно охарактеризовать как выход на сознательную эволюцию.
Спасение в действительности не означает ничего, кроме восстановления, реинтеграции изначального целого. Новая наука , дожна прийти как всеобемлющая наука о человеке и мире, интрегрировнными в нерасторжимом единстве.

В.Еремеев пишет, что "современный человек представляет собой как бы незавершенное существо. Но при определенном развитии своих потенций, пути которого предлагают некоторые из древних антропокосмологических учений, он может преодолеть свою ограниченность, становясь при этом подлинно человеком космическим."(5)


Определение "духовного поиска" в науке Каббала

Поскольку человечество до нашего времени постепенно вырабатывало свой кульрурный, научный и социальный потенциал, наука каббала была скрыта от мира.
Однако слухи о ней так или иначе, от непонимания обрастая мифами, проникали в мировую культуру, вплоть до наших дней. (13,14).
Развивая укоренившийся миф, необходимо отметить, что каббала не является мистикой или окультизмом, так как не уводит человека в темные подвалы и тайные кружки , а ведет к развитию, самосовершенствованию , распространеию знания и интеграции отдельных аспектов познания реальности в общую картину.

Михаил Лайтман проанализировал, систематизировал и обобщил основоплолагающие каббалистические материалы. Эти материалы им были впервые переведены на современный научный язык. Являясь древней наукой, в филосовском понимании, сегодня это становящаяся наука. Можно говорить о начальном этапе ее включения в мировую науку, который содержит в себе анализ каббалистических материалов, и сопоставление их с современными научными данными самого широкого круга дисциплин, социальных, религиозных и философских аспектов общества и интеграцию на основе всего этого, с целью выработки системы общих понятий.

Академик С.П. Капица проводит параллель каббалистической теории с современной физико-математической моделью, которая является открытой системой мировосприятия. (9)

Духовный поиск в каббале определяется как высшее желание человека или желание к высшему. Эгоизм, желание получить, в каббале не имеет отрицательного контекста, являясь основной движущей силой человеческого развития. Человечество развивается по вектору желания от желания к богатству, почестям, власти и знаниям, пока не достигает желания к высшему, желания получать четвертой стадии.

В статье "Каббала как современное учение" М.Лайтман пишет: "Постижения ученого-каббалиста также реальны, повторимы, воспроизводимы им самим и другими. Все каббалистические книги, по сути, представляют собой методику настройки этого дополнительного органа ощущения и описание восприятия в нем. Это аналогично описанию опытов ученого физика, химика и т.п. Любой может воспроизвести опыт и получить те же результаты, которые описывает исследователь-каббалист.

Отсюда видно, что наука каббала не менее, а даже более реальная наука, чем остальные, потому что изначально принимает во внимание тот факт, что постижение человека полностью обуславливается его органами восприятия."

В статье "Предисловие к книге "Уста мудрого" М.Лайтман пишет: "Исправление эгоистического намерения на альтруистическое называется действием исправления. Исправленное желание, в соответствии с его подобием высшей силе, заполняется высшим светом, ощущением этой силы, Творца. .... Такое состояние называется "Личное исправление". Человек достигает этим полного личного единения с высшей силой."

Таким образом, наука Каббала, предлагая "новый" метод развития человека , интегрируется и в современную практическую психологию, так как выдвигает основу для самоусовершенствования и духовного роста личности.

Библиография

1. Ассаджиоли Р. Психосинтез. Киев., 1994
2. Гроф С. Путешествие в поисках себя. ,М, 1994
3. Гурджиев Г. Беседы с учениками. Киев, 1992.
4. Джемс В. Многообразие религиозного опыта. СПб., 1992.
5. Еремеев В.Е . Теория Психосимиозиса и древняя анторпокосмология.
6. Зенько Ю.М. Психология и религия. С.Петербург., 2002.
7. Лайтман М . Постижение Высшего Мира ,1995
8. Лайтман М . Внутреннее созерцание ,1997
9. Лайтман М .Статьи . 2004 (http://www.kabbalahscience.com/)
10. Лебедько.В Хроники российской саньясы.1999
11. Майков В. Становление трансперсональной психологии. 2004
12. Макарова.М. Учение Карлоса Кастаньеды в свете современной психологии .2004
13. Папюс. Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и Человеке. Спб., 1992.
14. Попов Г.В. Тайные культы и учения. М, 2002
15. Соловьев В. Вопросы философии и психологии .1897
16. Чусов И.В. Изменение реальности.( http://trialog.km.ru/ )
17. Штанько А.Е . Свидетели правды.( http://trialog.km.ru/ )
18. Штраус Л. Введение в политическую философию. М.,2000
19. Щербаков Л. Кризис психологии и универсальная модель сознания. (http://www.ipd.ru/articles/crisis_art.shtml )
20. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология