Процесс психологического консультирования, в первом приближении,
представляет взаимодействие двух людей - психолога и клиента. Началом
процесса является визит клиента и предъявление им проблемы.
КЛИЕНТ
Первая сторона процесса консультирования - клиент, который считает
себя вполне нормальным человеком, хотя иногда может сомневаться
в этом. Трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться
клиенту, побуждают его тратить свое время, а часто и деньги для
поиска тех, кто может дать ему необходимые знания, поможет облегчить
тяготы жизни. В норме современный клиент знает, что длительно действующие
стрессоры, нерешаемые проблемы могут сделать его пациентом психиатра.
Опасаясь такого развития событий, он предпочитает стать клиентом
практического психолога.
Как правило, родные и близкие клиента первыми замечают некоторые
изменения в его поведении - аномалию, вызывающую у них затруднения
и тревогу.
Клиент не имеет профессиональных знаний в области практической психологии,
поэтому его ожидания, как правило, завышены по отношению к результату
и занижены по отношению к оценке сложности и продолжительности процесса
консультирования. Клиент не имеет тяги к совместной работе, не желает
сам делать какие-либо усилия, мало осведомлен о возможных побочных
последствиях.
Самостоятельное изучение клиентом специальной литературы приводит,
как правило, к мистификации взглядов на процесс консультирования
и усугубляет трудности в работе психолога.
ПСИХОЛОГ
Вторая сторона в процессе - психолог, получивший соответствующее
образование, считающий себя обладателем знаний о человеке и мире,
о законах их взаимодействия и развития, имеющий практический опыт
применения этих знаний. Он считает себя вправе воздействовать на
других людей, способствуя их продвижению к тому, что он считает
психической нормой, психологическим здоровьем.
Психолог полагает, что клиент знает меньше, чем он, в области психологии,
что в силу тех или иных причин знания клиента в этой области частично
или полностью ошибочны. При этом психолог допускает, что в других
областях знания соотношение может быть иным.
Такого рода взаимные предубеждения (убеждения, предшествующие началу
процесса консультирования), основанные на сведениях, почерпнутых
из различных источников (газет, журналов, телевидения, опыта родственников
и знакомых), позволяют все большему количеству психологов и клиентов
вовлекаться в процесс взаимодействия. На основе предубеждений формируются
ожидания сторон по отношению друг к другу, к процессу и его результатам.
НАБЛЮДАТЕЛИ
Важным фактором, который отражается скорее в художественных произведениях,
чем в научных, является непредсказуемость результатов взаимодействия,
особенно его отдаленных последствий.
Это частично связано с тем, что существует третья сторона процесса
- наблюдатели.
Важнейшими из наблюдателей являются родные и близкие клиента (непрофессиональные
наблюдатели) и лицо (организация), осуществляющее супервизию работы
психолога (профессиональные наблюдатели). Все они имеют собственное
представление о норме и аномалии; обладают возможностями так или
иначе вмешиваться в процесс консультирования. Это делает и динамику,
и результаты процесса труднопредсказуемыми.
В глазах непрофессионального наблюдателя консультирование может
выглядеть чем-то противоестественным: кто-то с кем-то разговаривает,
общается "за деньги". Еще более странным выглядит желание
психолога общаться с "ненормальными" людьми; если же выясняется,
что психолог хочет им помочь вернуться к норме, не давая лекарств
и не выписывая больничных листков, то часто у непрофессионального
наблюдателя возникает вопрос, а здоров ли сам психолог.
Позицию наблюдателя обязан занимать и сам психолог. В качестве психолога
он осуществляет воздействие на клиента с целью получения социально
приемлемого результата. В качестве наблюдателя он рассматривает
весь процесс без фильтров социальной приемлемости.
СУЩЕСТВЕННЫЕ СТОРОНЫ
Консультирование - это сложный динамический процесс, разворачивающийся
во времени, во многих случаях вовлекающий в это взаимодействие других
людей, доступный наблюдению и внешнему вмешательству. В этой связи
можно говорить об открытости ситуации психологического консультирования,
ее структуре, контексте и динамике.
Говоря о контексте, автор имеет в виду, что ситуация консультирования
является подсистемой, пересечением жизненной ситуации психолога
и жизненной ситуации клиента.
Считается, что процесс психологического консультирования осуществляется
в связи с наличием "пограничной области" - зоны риска
между психической нормой и болезнью. Прежде всего, практический
психолог должен определить, является ли проблема клиента проявлением
патологии (в случае патологии долг психолога - передать клиента
соответствующим специалистам), или же речь идет о разновидности
нормы.
В фокусе процесса консультирования находятся представления сторон
о норме и аномалии в мышлении, в сознании, в поведении. Эти представления,
являющиеся артефактами процесса, опосредуют взаимоотношения сторон:
конкурируют, подвергаются эмоциональной оценке и анализу.
Результатом процесса в норме является трансформация первоначальных
представлений сторон друг о друге и о рассматривавшихся нормативных
представлениях. Иногда этого не происходит. Более отдаленными результатами
консультирования могут быть и изменения в поведенческой сфере.
КОНКУРЕНЦИЯ НА ПРАКТИКЕ
Трудности реализации целей психологического консультирования в школе
связаны с тем, что в настоящее время не существует общепринятого
подхода к определению целей психологической службы в системе народного
образования.
В научных исследованиях и на практике конкурируют несколько концепций
психологической службы в школе, в которых, на мой взгляд, можно
выделить две главные.
Первая из них основана на модели "врача-психотерапевта",
ориентирует школьных психологов на достижение психологического здоровья
учеников путем прежде всего психопрофилактики, но и психокоррекции.
Вторая основана на модели "помощника педагога", ориентирует
школьных психологов на работу в составе педагогического коллектива.
Цель такой работы - повышение успеваемости школьников применительно
к существующей системе ее оценки.
Каждый школьный психолог сегодня вынужден самоопределяться по отношению
к этим моделям.
Многие школьные психологи не принимают первую модель, полагая, что
в ней велика опасность воспитания индивидуалиста.
Другие школьные психологи не принимают вторую модель, считая, что
в ней велика опасность формирования конформной, зависимой личности,
не умеющей и не желающей противостоять влиянию любых групп, в том
числе деструктивных, тоталитарных и культовых.
Социально-психологическими исследованиями установлено, что эффективность
и производительность любой деятельности, в том числе и учебной,
зависит от самочувствия субъекта деятельности в той группе, внутри
которой эта деятельность осуществляется. При этом часто из поля
зрения исследователей, особенно ориентированных на вторую модель,
ускользают те значимые для ученика лица, которые не связаны непосредственно
с учебной деятельностью, но вносят значительный вклад в его формирование
как личности и субъекта деятельности.
ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ
В первой модели ученик рассматривается как субъект своего жизненного
пути, при этом успехи в учебной деятельности считаются производными
от его становления как личности и субъекта деятельности. Здесь психолог,
считая приоритетом в своей работе полноценное и гармоничное развитие
ученика, может не только высказывать взгляды, отличные от ценностных
ориентаций родителей, педагогов и администрации, но и вступать во
имя достижения психологического здоровья учеников в конфронтацию
с другими участниками учебно-воспитательного процесса.
В этой модели предполагается, что психолог может и должен работать
не только с учениками, но и с педагогами, родителями и администрацией,
распространять современное психологическое знание и внедрять элементы
психотерапии и психопрофилактики в учебно-воспитательный процесс.
При этом неизбежно возникновение конфликтных ситуаций между участниками
учебно-воспитательного процесса. У некоторых учеников может возникнуть
представление о том, что все взрослые находятся между собой в непримиримых
противоречиях. А это может привести к ухудшению успеваемости, девиациям
в поведении, проблематике когнитивного диссонанса.
Школьный психолог, работающий в рамках первой модели выводит потребность
в усвоении знаний, предусмотренных школьной программой, из необходимости
полноценного, максимально возможного психологического развития и
личностного роста каждого человека. Чаще всего за основу принимаются
методики гуманистической и экзистенциальной психологии.
Отметим, что лидер гуманистической психологии А. Маслоу считал необходимым
такое реформирование системы образования, которое предоставило бы
каждому ребенку, входящему в мир, максимальные возможности для развития
всех его задатков, самоактуализации.
Важнейшей задачей консультирования в первой модели является передача
консультируемому знания о принципиальной открытости будущего, которое
созидается "здесь, сегодня и сейчас", и необходимости
полной самоотдачи в стремлении к подлинным ценностям бытия. Тогда
пограничные ситуации, связанные с отставанием в учебе, задержкой
в развитии и даже с заболеванием, рассматриваются как своеобразный
ресурс для выработки стойкости, дальнейшего развития и роста.
ВТОРАЯ МОДЕЛЬ
Во второй модели ученик выступает исключительно как субъект учебной
деятельности, остальные его характеристики, включая развитие личности
и становление субъектности, рассматриваются как следствие успехов
и неудач в учебно-воспитательном процессе, учебной деятельности.
Здесь психолог как бы заодно с родителями, педагогами и администрацией,
что создает представление об однородности, даже идентичности ценностных
ориентаций всех взрослых участников учебно-воспитательного процесса.
В этой модели предполагается, что такое единообразие в мыслях и
действиях является основой диалогического общения и позволяет ученику
легко усвоить необходимые поведенческие схемы, установки и требования.
По сути, целью воспитательного процесса в этом подходе является
социализация, формирование адаптированной к культурным и идеологическим
стандартам общества личности. Развитие индивидуальности ученика
считается необходимым лишь в той мере, в какой она соответствует
общественным запросам. Задача школьного психолога в этом случае
состоит в обеспечении педагогов, администрации и родителей необходимыми
для этого психологическими знаниями и технологиями.
Школьный психолог, работающий в рамках второй модели, принимает
за основу методики когнитивной и поведенческой психологии. Психолог
в этой модели ориентируется прежде всего на выполнение социального
заказа, понимаемого как реализация указаний администрации и пожеланий
педагогов и родителей.
Здесь уместно вспомнить высказывание бихевиориста Уотсона о том,
что из ста здоровых младенцев он готов вырастить сто именно тех
специалистов, которые будут потребны заказчику, если ему предоставят
возможность полного контроля за условиями воспитания.
Любая пограничная ситуация, связанная с затруднениями в усвоении
программы, отклонениями в поведении, трактуется в этой модели как
проявление, требующее классификации и проведения психокоррекционных
мероприятий. Основной формой работы психолога становится не консультирование,
а участие в школьных и окружных психолого-медико-педагогических
комиссиях и консилиумах.
ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ
Рискну предположить, что описанные две модели являются не конкурентными,
а взаимно дополняющими.
Так как в любом случае работа в системе образования требует заботы
о повышении успеваемости, то вторая модель может рассматриваться
как базисная.
Но при этом следует обратить внимание на то, что решение профессиональных
задач при консультировании педагогов и администрации предполагает
сохранение психологом определенной личностной дистанции с членами
педагогического коллектива, что трудно совместимо со статусом "помощника
педагога".
Представляется, что первая модель должна "надстраиваться"
школьным психологом над базисной по мере собственного профессиональногно
роста и применяться преимущественно при решении проблем старшеклассников,
при работе с педагогами и родителями.
Сайт автора статьи: vakhromov.narod.ru
Данная статья была опубликована в N 23/2001
еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое
сентября".
|