психология, психотерапия, психиатрия, педагогика московский психологический журнал
 
психология,  в началоВ начало
сайта
Главная страница сайта
Тематический каталог
Авторский каталог
Каталог публикаций "Московской Психотерапевтической Академии"
Каталог интернет - публикаций по психологии
Психологический словарь
Ссылки
Доска объявлений
К нашим читателям
Психологическая помощь
e-mail: office@mospsy.ru

психология, форумыПсихологические
форумы

Психологический форум Собчик Людмилы Николаевны
Форум по психолингвистике Белянина Валерия Павловича
Консультации профессора Белянина В.П.

статьи по психологииСодержание
номера 6
Обложка номера
Психиатрия и медицинская психология
Зарождение реабилитационных методов в частных психиатрических лечебницах России. И.Щиголев.
Нетрадиционная психология
Социально - психологическое исследование"Основные конструкции эзотерического мышления" С.Ликанов.
Феномен "духовного поиска" в свете науки Каббала. Т.Ашер.
У истоков интегральной психологии. Т.Ашер.
Психотерапия
Стратегия психологического консультирования посредством электронной почты. С.Белорусов.
Терапия творческим самовыражением в работе педагога. М.Бурно.
Педагогическая психология
Консультирование в теории и в школе. Е.Вахромов.
Общая психология
Норма и аномалия. Е.Вахромов.
О возможности оптимизации ценностных ориентиров. С.Урынбаев.
Политическая психология
О групповой работе. С.Ликанов, В.Воробьев.
Системный подход к обучению и тренингу. С.Ликанов, А.Левицкий.
"Русские" украинцы, украинская государственность и российская политика. А.Губинский.
Публицистика
О своих прекрасных качествах и тяжелых обстоятельствах. А.Иванов.
Советы
Я все сделаю сама - или наука о принятии решений. И.Конон.




Московский психологический журнал. №6

Евгений Вахромов. "Консультирование в теории и в школе"

Процесс психологического консультирования, в первом приближении, представляет взаимодействие двух людей - психолога и клиента. Началом процесса является визит клиента и предъявление им проблемы.

КЛИЕНТ

Первая сторона процесса консультирования - клиент, который считает себя вполне нормальным человеком, хотя иногда может сомневаться в этом. Трудности и проблемы, с которыми приходится сталкиваться клиенту, побуждают его тратить свое время, а часто и деньги для поиска тех, кто может дать ему необходимые знания, поможет облегчить тяготы жизни. В норме современный клиент знает, что длительно действующие стрессоры, нерешаемые проблемы могут сделать его пациентом психиатра. Опасаясь такого развития событий, он предпочитает стать клиентом практического психолога.

Как правило, родные и близкие клиента первыми замечают некоторые изменения в его поведении - аномалию, вызывающую у них затруднения и тревогу.

Клиент не имеет профессиональных знаний в области практической психологии, поэтому его ожидания, как правило, завышены по отношению к результату и занижены по отношению к оценке сложности и продолжительности процесса консультирования. Клиент не имеет тяги к совместной работе, не желает сам делать какие-либо усилия, мало осведомлен о возможных побочных последствиях.

Самостоятельное изучение клиентом специальной литературы приводит, как правило, к мистификации взглядов на процесс консультирования и усугубляет трудности в работе психолога.

ПСИХОЛОГ

Вторая сторона в процессе - психолог, получивший соответствующее образование, считающий себя обладателем знаний о человеке и мире, о законах их взаимодействия и развития, имеющий практический опыт применения этих знаний. Он считает себя вправе воздействовать на других людей, способствуя их продвижению к тому, что он считает психической нормой, психологическим здоровьем.

Психолог полагает, что клиент знает меньше, чем он, в области психологии, что в силу тех или иных причин знания клиента в этой области частично или полностью ошибочны. При этом психолог допускает, что в других областях знания соотношение может быть иным.
Такого рода взаимные предубеждения (убеждения, предшествующие началу процесса консультирования), основанные на сведениях, почерпнутых из различных источников (газет, журналов, телевидения, опыта родственников и знакомых), позволяют все большему количеству психологов и клиентов вовлекаться в процесс взаимодействия. На основе предубеждений формируются ожидания сторон по отношению друг к другу, к процессу и его результатам.

НАБЛЮДАТЕЛИ

Важным фактором, который отражается скорее в художественных произведениях, чем в научных, является непредсказуемость результатов взаимодействия, особенно его отдаленных последствий.
Это частично связано с тем, что существует третья сторона процесса - наблюдатели.
Важнейшими из наблюдателей являются родные и близкие клиента (непрофессиональные наблюдатели) и лицо (организация), осуществляющее супервизию работы психолога (профессиональные наблюдатели). Все они имеют собственное представление о норме и аномалии; обладают возможностями так или иначе вмешиваться в процесс консультирования. Это делает и динамику, и результаты процесса труднопредсказуемыми.

В глазах непрофессионального наблюдателя консультирование может выглядеть чем-то противоестественным: кто-то с кем-то разговаривает, общается "за деньги". Еще более странным выглядит желание психолога общаться с "ненормальными" людьми; если же выясняется, что психолог хочет им помочь вернуться к норме, не давая лекарств и не выписывая больничных листков, то часто у непрофессионального наблюдателя возникает вопрос, а здоров ли сам психолог.

Позицию наблюдателя обязан занимать и сам психолог. В качестве психолога он осуществляет воздействие на клиента с целью получения социально приемлемого результата. В качестве наблюдателя он рассматривает весь процесс без фильтров социальной приемлемости.

СУЩЕСТВЕННЫЕ СТОРОНЫ

Консультирование - это сложный динамический процесс, разворачивающийся во времени, во многих случаях вовлекающий в это взаимодействие других людей, доступный наблюдению и внешнему вмешательству. В этой связи можно говорить об открытости ситуации психологического консультирования, ее структуре, контексте и динамике.

Говоря о контексте, автор имеет в виду, что ситуация консультирования является подсистемой, пересечением жизненной ситуации психолога и жизненной ситуации клиента.

Считается, что процесс психологического консультирования осуществляется в связи с наличием "пограничной области" - зоны риска между психической нормой и болезнью. Прежде всего, практический психолог должен определить, является ли проблема клиента проявлением патологии (в случае патологии долг психолога - передать клиента соответствующим специалистам), или же речь идет о разновидности нормы.

В фокусе процесса консультирования находятся представления сторон о норме и аномалии в мышлении, в сознании, в поведении. Эти представления, являющиеся артефактами процесса, опосредуют взаимоотношения сторон: конкурируют, подвергаются эмоциональной оценке и анализу.

Результатом процесса в норме является трансформация первоначальных представлений сторон друг о друге и о рассматривавшихся нормативных представлениях. Иногда этого не происходит. Более отдаленными результатами консультирования могут быть и изменения в поведенческой сфере.

КОНКУРЕНЦИЯ НА ПРАКТИКЕ

Трудности реализации целей психологического консультирования в школе связаны с тем, что в настоящее время не существует общепринятого подхода к определению целей психологической службы в системе народного образования.

В научных исследованиях и на практике конкурируют несколько концепций психологической службы в школе, в которых, на мой взгляд, можно выделить две главные.
Первая из них основана на модели "врача-психотерапевта", ориентирует школьных психологов на достижение психологического здоровья учеников путем прежде всего психопрофилактики, но и психокоррекции.

Вторая основана на модели "помощника педагога", ориентирует школьных психологов на работу в составе педагогического коллектива. Цель такой работы - повышение успеваемости школьников применительно к существующей системе ее оценки.

Каждый школьный психолог сегодня вынужден самоопределяться по отношению к этим моделям.
Многие школьные психологи не принимают первую модель, полагая, что в ней велика опасность воспитания индивидуалиста.

Другие школьные психологи не принимают вторую модель, считая, что в ней велика опасность формирования конформной, зависимой личности, не умеющей и не желающей противостоять влиянию любых групп, в том числе деструктивных, тоталитарных и культовых.
Социально-психологическими исследованиями установлено, что эффективность и производительность любой деятельности, в том числе и учебной, зависит от самочувствия субъекта деятельности в той группе, внутри которой эта деятельность осуществляется. При этом часто из поля зрения исследователей, особенно ориентированных на вторую модель, ускользают те значимые для ученика лица, которые не связаны непосредственно с учебной деятельностью, но вносят значительный вклад в его формирование как личности и субъекта деятельности.

ПЕРВАЯ МОДЕЛЬ

В первой модели ученик рассматривается как субъект своего жизненного пути, при этом успехи в учебной деятельности считаются производными от его становления как личности и субъекта деятельности. Здесь психолог, считая приоритетом в своей работе полноценное и гармоничное развитие ученика, может не только высказывать взгляды, отличные от ценностных ориентаций родителей, педагогов и администрации, но и вступать во имя достижения психологического здоровья учеников в конфронтацию с другими участниками учебно-воспитательного процесса.

В этой модели предполагается, что психолог может и должен работать не только с учениками, но и с педагогами, родителями и администрацией, распространять современное психологическое знание и внедрять элементы психотерапии и психопрофилактики в учебно-воспитательный процесс. При этом неизбежно возникновение конфликтных ситуаций между участниками учебно-воспитательного процесса. У некоторых учеников может возникнуть представление о том, что все взрослые находятся между собой в непримиримых противоречиях. А это может привести к ухудшению успеваемости, девиациям в поведении, проблематике когнитивного диссонанса.
Школьный психолог, работающий в рамках первой модели выводит потребность в усвоении знаний, предусмотренных школьной программой, из необходимости полноценного, максимально возможного психологического развития и личностного роста каждого человека. Чаще всего за основу принимаются методики гуманистической и экзистенциальной психологии.

Отметим, что лидер гуманистической психологии А. Маслоу считал необходимым такое реформирование системы образования, которое предоставило бы каждому ребенку, входящему в мир, максимальные возможности для развития всех его задатков, самоактуализации.
Важнейшей задачей консультирования в первой модели является передача консультируемому знания о принципиальной открытости будущего, которое созидается "здесь, сегодня и сейчас", и необходимости полной самоотдачи в стремлении к подлинным ценностям бытия. Тогда пограничные ситуации, связанные с отставанием в учебе, задержкой в развитии и даже с заболеванием, рассматриваются как своеобразный ресурс для выработки стойкости, дальнейшего развития и роста.

ВТОРАЯ МОДЕЛЬ

Во второй модели ученик выступает исключительно как субъект учебной деятельности, остальные его характеристики, включая развитие личности и становление субъектности, рассматриваются как следствие успехов и неудач в учебно-воспитательном процессе, учебной деятельности.
Здесь психолог как бы заодно с родителями, педагогами и администрацией, что создает представление об однородности, даже идентичности ценностных ориентаций всех взрослых участников учебно-воспитательного процесса. В этой модели предполагается, что такое единообразие в мыслях и действиях является основой диалогического общения и позволяет ученику легко усвоить необходимые поведенческие схемы, установки и требования.

По сути, целью воспитательного процесса в этом подходе является социализация, формирование адаптированной к культурным и идеологическим стандартам общества личности. Развитие индивидуальности ученика считается необходимым лишь в той мере, в какой она соответствует общественным запросам. Задача школьного психолога в этом случае состоит в обеспечении педагогов, администрации и родителей необходимыми для этого психологическими знаниями и технологиями.

Школьный психолог, работающий в рамках второй модели, принимает за основу методики когнитивной и поведенческой психологии. Психолог в этой модели ориентируется прежде всего на выполнение социального заказа, понимаемого как реализация указаний администрации и пожеланий педагогов и родителей.

Здесь уместно вспомнить высказывание бихевиориста Уотсона о том, что из ста здоровых младенцев он готов вырастить сто именно тех специалистов, которые будут потребны заказчику, если ему предоставят возможность полного контроля за условиями воспитания.
Любая пограничная ситуация, связанная с затруднениями в усвоении программы, отклонениями в поведении, трактуется в этой модели как проявление, требующее классификации и проведения психокоррекционных мероприятий. Основной формой работы психолога становится не консультирование, а участие в школьных и окружных психолого-медико-педагогических комиссиях и консилиумах.

ВНЕ КОНКУРЕНЦИИ

Рискну предположить, что описанные две модели являются не конкурентными, а взаимно дополняющими.

Так как в любом случае работа в системе образования требует заботы о повышении успеваемости, то вторая модель может рассматриваться как базисная.

Но при этом следует обратить внимание на то, что решение профессиональных задач при консультировании педагогов и администрации предполагает сохранение психологом определенной личностной дистанции с членами педагогического коллектива, что трудно совместимо со статусом "помощника педагога".

Представляется, что первая модель должна "надстраиваться" школьным психологом над базисной по мере собственного профессиональногно роста и применяться преимущественно при решении проблем старшеклассников, при работе с педагогами и родителями.

Сайт автора статьи: vakhromov.narod.ru

Данная статья была опубликована в N 23/2001 еженедельника "Школьный психолог" издательского дома "Первое сентября".


Семинары Московской Психотерапевтической Академии.

Кафедра психотерапии детей и подростков

Семинары проводит детский психотерапевт, психиатр д.м.н. Буянов М.И.

Семинары предназначенны для педагогов, социальных работников, психологов и медиков, а также для родителей, имеющих детей с отклоняющимся поведением.

Основные темы семинаров:

основы психоневрологии и психотерапии детей и подростков
*
алалии, заикания, мутизм, дислалии
*
тики, болезнь Жиля де ля Туретта
*
недержание мочи и кала
*
неврозы и неврозоподобные расстройства у детей и подростков
*
школьная неуспеваемость
*
задержки психического развития
*
умственная отсталость
*
пьянство, алкоголизм, наркомания в школьном возрасте
*
психопатии и психопатоподобные нарушения
*
психическая анорексия и дисморфомания
*
психический инфантилизм
*
ранний детский аутизм и шизофрения.

Окончившим курсы выдается диплом на русском и английском языках.


детская психология